Источники педагогического знания

1. Народная педагогика.

2. Педагогика и религия.

3. Анализ, обобщение, интерпретация педагогических воззрений разных времен.

4. Педагогическая практика.

5. Специальные экспериментальные исследования.

6. Данные смежных наук.

1. Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально-экономические, геополитические факторы. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества.

2. Опыт воспитания в человеческом обществе во многом складывался под влиянием религии. В религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.) сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности: «Чти отца своего и мать», «Не убий», «Не укради» и др. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. Христианское учение дополнило их идеей о любви к ближнему, призывами любить и прощать друг друга, стремиться к совершенству.

В нашей стране в течение многих десятилетий ХХ в. культивировалось негативное отношение к религии, хотя история свидетельствует, как велика ее роль в «очеловечивании» людей. Л.Н. Толстой писал, что разумное образование возможно, только если оно основано на учении о религии и нравственности. Поэтому педагогика (зарубежная и современная отечественная) ищет пути использования положительного ядра религиозных учений для блага воспитания и образования детей.

3. Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. Таким образом, педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры.

4. Источником педагогики является и педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведениях, в индивидуальной деятельности педагогов.

Особый интерес представляет, конечно, инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышская школа В. А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный.

5. Современная педагогика становится экспериментальной наукой, то есть многие научные знания она добывает благодаря специальным экспериментальным исследованиям. Экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведется на кафедрах педагогических университетов, институтов. Результаты исследовательской деятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов.

Недостаточное внедрение результатов педагогических исследований объясняется слабой постановкой информационной службы в нашей стране. Многие замечательные научные идеи остаются нереализованными и потому, что основная масса педагогов не испытывает потребности в самообразовании. Однако необходимо помнить, что подлинное мастерство педагога, искусство воспитания опираются на научное знание.

6. Современная педагогика активно использует данные смежных наук: философии, психологии, анатомии, физиологии, генетики, кибернетики, информатики и др. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, объективных данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого предмета. Так, педагогика как научная дисциплина пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов (например, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик — тестов, анкет и т. д.)

Источники педагогической науки

Для развития любой науки, в том числе педагогики, необходимы факты. Эти факты где-то имеются, притом в одних случаях как бы на поверхности, в других — в глубине явлений и событий, а в-третьих — их совсем нет, их нужно создавать самому исследователю (т.е. по приблизительной аналогии — сеять и выращивать). Эти всевозможные «хранилища» продуктов воспитательной деятельности человека и общества, т.е. базы фактов педагогического содержания, откуда исследователь черпает сведения и первичную информацию о педагогическом процессе, будем называть педагогическими источниками.

Педагогические источники разнообразны по способу фиксации и опредмеченности, по происхождению и содержанию. Полная их классификация — большая и самостоятельная тема. При классификации их по разным признакам неизбежны объяснимые и оправданные пересечения. Не вдаваясь в подробности вопроса, мы преднамеренно, вместо развернутой классификации, ограничимся их номенклатурой, т.е. перечислением названий и их краткой характеристикой.

Письменные источники — это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: приказы, инструкции, уставы, циркуляры, положения; руководящие документы государственных органов и общественных организаций по вопросам образования и воспитания (например, об организации летнего отдыха детей, о базовых предприятиях трудового обучения школьников и т.п.); учетно-отчетная школьная и внешкольная документация: учебные планы, программы, планы и отчеты работы школы, классных руководителей, методических объединений, протоколы заседаний советов школ, педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений школы, акты инспекторских проверок, служебная переписка и др.; материалы педагогических чтений разного уровня; классные журналы, дневники учащихся и учителей; программы праздников, фестивалей, олимпиад, спартакиад, КВН, школьных вечеров и т.д. К письменным источникам следует отнести материалы периодической печати не только педагогической (разумеется, ее — в первую очередь), но и непедагогической: газет, журналов, бюллетеней, плакатов, в которых поднимаются неотложные и острые вопросы учебной и воспитательной работы, художественно-педагогическую литературу, например, произведения А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, Л.Н. Толстого, А.П. Гайдара, А. Лиханова, Ю. Азарова, Г. Белых и Л. Пантелеева, СВ. Михалкова, А. Барто и других писателей, где в художественной форме описываются и отчасти анализируются явления воспитания; мемуарную и эпистолярную литературу, личные дневники, содержащие материал о воспитании. Так, А.С. Макаренко в 20-е — 30-е годы переписывался с A.M. Горьким. Письма тогда не публиковались. Но прошло время и исследователи их творчества опубликовали письма по принципу: письмо — ответ на него. И современный читатель находит в них интереснейший материал педагогического содержания. Другой подобный пример — переписка Н.К. Крупской с детьми. Мемуары-воспоминания — это также живой, непосредственный материал о воспитании и формировании личности. Ценность этого жанра письменных источников в том, что мемуарист чаше всего оказывается в центре описываемых событий и сообщает о них достоверно. В устных же воспоминаниях некоторые факты (даты, имена, последовательность событий) со временем забываются, иногда непреднамеренно искажаются факты, смещаются события. Ценным педагогическим источником являются дневники выдающихся деятелей науки, культуры, педагогики, например, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.


Изустные источники не закреплены ни письменно, ни графически, ни символически. Это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции, содержание конференций, совещаний, семинаров, диспутов, «круглых столов», трансляции фонозаписи по проблемам воспитания. Их особенность в том, что содержание информации воспринимается чаще всего на слух и закрепляется только в памяти. В результате сохраняется не вся полезная и нужная информация, к тому же кое-что воспроизводится искаженно, а повторное обращение к содержанию данного вида источника затруднено или даже невозможно.

Практика как педагогический источник — массовый, постоянно обновляющийся и потому неисчерпаемый источник. А.С. Макаренко образно выразился, имея в виду эту сторону педагогических фактов, что воспитание происходит на каждом квадратном метре земли и ежеминутно. Это вечно живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории. В педагогической практике сочетается утилитарное с теоретическим, конкретное с абстрактным. Одной из особенностей практики в использовании ее исследователем нужно признать то, что для анализа он неизбежно берет только часть, фрагмент живой практики, причем не всегда удачный, а иногда и нетипичный. Чтобы использовать педагогическую практику и опыт как источник, факты практики необходимо зафиксировать: письменно, графически, с помощью электронно-технических средств и т.п. Затем предстоит их расшифровка для последующего анализа.

Статистические источники содержат интересный материал по количественной характеристике явлений воспитания, развития личности, вопросов образования, например, о числе школ, учащихся, выпускников учебных заведений разных типов, учителей, о бюджете образования, количестве молодых специалистов, количественных показателях успеваемости и т.п. Статистические источники дают обобщенный материал, помогая выявить в обезличенном виде общую картину и общую тенденцию развития какого-нибудь педагогического явления, например, уменьшения или увеличения числа первоклассников или выпускников школ в районе, области; развитие сети дошкольных учреждений и т.д. Но невозможно утверждать, что эта же количественная картина присуща любому отдельно взятому классу, школе, конкретному району и т.д. Количественные факты и количественный анализ дают основание для последующей качественной интерпретации педагогических явлений.

Наглядно-изобразительные педагогические источники — это фоно-, фото-, кино- и видеоматериалы и документы педагогического содержания. Они дают конкретные, наглядные факты о педагогических явлениях. Их недостаток состоит в том, что они могут быть случайными, многие из них фрагментарны, а для воспроизведения изображения необходима специальная аппаратура. К этой же группе источников следует отнести схемы, диаграммы, таблицы, чертежи, имеющие материалы педагогического содержания.

Вещественные источники — это предметы и вещи человека, которого изучают; они могут быть изготовлены им самим или просто он ими пользуется; это — учебные принадлежности, вещи школьника, модели, макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы. Вещественные источники представляют собой дополнительный материал: анализируя его, исследователь может добыть ценные сведения и факты об изучаемом человеке или педагогическом явлении, например, об увлечениях, профессиональной ориентации, художественных способностях школьника.

Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья по разному случаю, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости. Все это передается от поколения к поколению, обогащается новым опытом. Обращение исследователя к народной педагогике дает ему возможность черпать материал из сокровищницы богатого опыта воспитания молодежи настоящего времени и прошлых эпох. Более подробно этот вопрос рассматривается в отдельной теме.

Произведения искусства также следует рассматривать как педагогический источник. Конечно, они в первую очередь представляют собой художественную ценность. Но ведь они, кроме того, имеют содержательную сторону, а содержание можно рассматривать и с позиции педагогики. К примеру, такие художественные полотна, как «Устный счет» Н.П. Богданова-Бельского, «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Прибыл на каникулы» (его же) и т.п. непосредственно отражают разные случаи из жизни детей и школьников, прямо связанные с их учебной деятельностью. Можно сослаться на аналогичные примеры из других жанров искусства: музыки, театра, балета, художественного кино, в которых отображены события, касающиеся явлений воспитания. И уж совершенно бесспорно, что искусство само является могучим средством эстетического воспитания, воспитания гуманизма, а следовательно, и бесценным педагогическим источником.

Материалы смежных наук вполне можно причислить к педагогическим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций. В частности, невозможно разрабатывать вопросы нравственного воспитания в педагогическом аспекте без знания этики, изучать развитие детей без владения возрастной и педагогической психологией, народную педагогику — не зная этнографии.

Для расширения базы источников педагогика обращается к ряду вспомогательных научных дисциплин: к педагогической библиографий, хронологии, языкознанию, археографии, эмблематике, фалеристике, а также эдиционной технике.

Зарождение научной педагогики. Источники пед знания

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, «повторение — мать учения», «яблоко от яблоньки недалеко падает», «век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине. К. Д. Ушинский — автор капитальных пед-их трудов об обучении и воспитании ( «Человек как предмет воспитания»,»Три элемента школы», «Об пользе пед-ой деятельности»)

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571-1635)разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».

Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

На сегодняшний день пед-ка сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первое уч заведение по профессиональной подготовке педагогики в Германии в 18м веке. На протяжении столетий педагогия развивается как наука об обучении и воспитании и рассматр-ся в 3-х направлениях: 1) Пед-ка занимается воспитанием и обучением всех людей, разного вохраста; 2) во многих странах создана система непрерывного образования….

Date: 2015-09-02; view: 945; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Педагогика как наука

Объектом педагогики является целенаправленный процесс образования и воспитания личности на разных возрастных этапах жизни человек.

Предмет педагогики – это то, что изучает и объясняет педагогика, т.е. закономерные связи и отношения, условия протекания целостного педагогического процесса. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогическая теория – система знаний, которая не только описывает и объясняет круг педагогических явлений, но и предписывает как правильно управлять ими. (Б.И. Коротяев. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986, С.7). Педагогическая теория дает целостное представление о сущности и закономерностях педагогических явлений.

Педагогические теории могут быть фундаментальными, — например, теория обучения, теория воспитания, или частными, например, теория активизации познавательной деятельности учащихся, теория методов обучения и т.д.

Функции педагогики:

Теоретическая функция педагогики реализуется на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях.

Описательный или объяснительный уровень науки заключается в том, что изучается передовой педагогический опыт, опыт педагогов-новаторов.

Диагностический уровень – выявляются условия, причины эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемых в педагогическом процессе.

Прогностический уровень – это экспериментальные исследования педагогических явлений и построение на этой основе моделей их преобразования. Именно на этом уровне создаются педагогические теории, модели педагогических систем.

Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:

— проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий), определяется «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер (В.В. Краевский);

— преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в педагогическую практику, совершенствование и реконструкция педагогического процесса;

— рефлексивный и корректировочный, т.е. оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция практики на основе педагогической теории.

Категории педагогики

Педагогика как наука имеет свои категории. Категория (определение) – это наиболее общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся, типичные свойства. В педагогике это – воспитание, образование, обучение.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направляемый на развитие личности посредствам организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Образование рассматривается как процесс физического и духовного становления личности, целенаправленно ориентированной на идеальные образцы, социальные эталоны. Это социальное явление, система функцией которого является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями (научными, нравственными и пр.), овладение идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения. Содержание образования определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Образование можно рассматривать не только как процесс приобретения знаний, умений, навыков, но и как результат освоения учащимся знаний, умений, навыков в определенном объеме. В этом случае говорят о начальном, среднем, высшем общем или профессиональном образовании.

Развитие рассматривается как объективный процесс внутренних количественно-качественных преобразований физических, психических, духовных сил человека, как переход от простого к более сложному, от низших форм жизни и деятельности к высшим. В этом случае говорят о физическом развитии человека, о его духовном развитии (осмысления своего предназначения в жизни, понимание сложности природы мироздания, стремление к самосовершенствованию).

Самовоспитание – целенаправленная деятельность человека по преобразованию собственной личности, физического, умственного развития.

Самообразование – система овладения знаниями, умениями, навыками по усвоению опыта, накопленного человечеством.

Самообучение – процесс непосредственного получения знаний с помощью самим человеком выбранных средств.

Система педагогических наук

Общая педагогика считается базовой научной дисциплиной.

Обычно она содержит четыре раздела: общие основы, дидактику (теорию образования), теорию воспитания и школоведение или управление образовательными системами). Каждый из этих разделов может рассматриваться как самостоятельная отрасль знаний.

Возрастная педагогика (преддошкольная, дошкольная, педагогика школы, педагогика высшей школы) раскрывает закономерности воспитания, обучения, образование людей разных возрастных групп.

Педагогика труда изучает проблемы повышения квалификации, вопросы переквалификации работника.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воспитание в контексте социализации личности.

Из социальной педагогики выделяются такие отрасли как семейная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей и пр.

Сравнительная педагогика изучает теорию и практику воспитания, образования в зарубежных странах.

Воспитание и обучение детей глухонемых изучает сурдопедагогика, слепых-тифлопедагогика, умственно-отсталых – олигофренопедагогика.

Частные или предметные методики исследуют специфику преподавания конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Следовательно, отрасли педагогики появляются по мере накопления знаний и в связи с необходимостью исследования возникающих проблем. Так появились профессиональная, военная, педагогика трудового коллектива, социальная педагогика.

Можно рассмотреть, например, связь педагогики с другими науками. Социальная педагогика связана не только с общей педагогикой, но и с философией социального воспитания, разрабатывает общие подходы к решению вопросов, определяет сущность и задачи социального воспитания, ценности и принципы социального воспитания. Человек рассматривается как объект, субъект, жертва социализации.

Социология социального воспитания исследует социализацию, ее факторы. Знания, полученные социологией социального воспитания, становятся основанием для поиска путей интеграции воспитывающих сил общества.

Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания. Она исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие, содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д.

Психология социального воспитания выявляет психологические особенности человека, отдельных групп, описывает их характеристики, выявляет условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики, конструирует, моделирует способы целесообразного воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания исследует потребности общества и экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания; вопросы управления социальным воспитанием и пр.

П. организации ПП

1. Принцип гуманистической направленности ПП. Сочетание целей общества и личности, исключение стихийного развития, всестороннее развитие личности

2. П связи с жизнью и практикой. Отрицание абстрактно просветительской направленности. Активное включение в общественную и социально-экономическую жизнь. Привлечение опыта учащихся.

3. П. научности. Знания доводятся до научных понятий, оставаясь при этом доступными. Базовый материал отбирается с позиции однозначности, дискуссионными являются дополнительные данные.

4. П. обучения и воспитания в коллективе. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.

5. П. преемственности, последовательности и систематичности. Закрепление ранее усвоенных ЗУН, их последовательное развитие и совершенствование. Новый материал является логическим продолжением ранее изученного, переход от простых знаний к более сложным.

6. П. наглядности. («золотое правило дидактики» Я.А. Коменский). Привлечение к обучению всех органов чувств.

7. П. эстетизации окружающей жизни. Красота умственного труда, деловых отношений, познания, предметов культуры и др.

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Содержание образования – это совокупность системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающая картину мира; опыта осуществления способов деятельности человека, опыта творческой деятельности личности, обеспечивающей развитие способностей человека к активной деятельности в области культуры, науки, общества, опыта ценностного отношения к миру; система знаний, обеспечивающая ранее гармоническое развитие личности.

Советской педагогикой была разработана система требований к содержанию образования:

— содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление цели всестороннего гармонического развития личности. В соответствии с этим содержание образования включает учебные предметы естественно-математического, гуманитарного, общественно-политического, эстетического цикла, занятия по физической и трудовой подготовке;

— содержание должно строиться на научной основе и иметь четкую социалистическую направленность;

— содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственной данной науке;

— содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами, чтобы показать учащимся, что каждая наука изучает одну из сторон развития природы, общества, человека, что один предмет готовит ученика к освоению знаний по другим основам наук;

— содержание образования должно раскрывать связь теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом;

— общее образование должно осуществляться в единстве политехнического, трудового обучения и способствовало профессиональной ориентации учащихся.

Многие из этих требований к содержанию образования сохраняются и в современной России. Образование, его содержание рассматриваются как общечеловеческая ценность.

Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой обеспечит формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Принципы отбора содержания образования

В педагогической теории разрабатываются принципы (руководящие положения) отбора содержания общего образования. Так В.А. Караковский предложил рассмотреть следующие принципы:

— принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности;

— принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения;

— принцип структурного единства содержания образования;

— принцип гуманизации содержания образования;

— принцип фундаментализации содержания образования.

Первый из перечисленных принципов требует включения в содержание образования не только традиционных предметов, но и тех знаний, умений, навыков, которые отражают современный уровень развития общества, культурной жизни, возможности личностного роста.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предлагает, что проектируя содержание необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения; действия с ним связанные.

Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих, как наука, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося, его деятельность.

Принцип гуманизации содержания образования многоаспектный: это мировоззренческая подготовка; через содержание образования, формирование наиболее важных компонентов гуманитарной культуры личности (культуры жизненного самоопределения, экономической культуры и культуры труда; политической и нравственной, экологической, художественной, физической культуры; культуры общения и семейных отношений).

Принцип фундаментализма содержания образования требует интенсификации образования, освобождения учебных предметов от перегрузки информацией (даются только фундаментальные знания) создают возможность для творческой самореализации личности.

Государственный образовательный стандарт, его компоненты

В образовательных системах разных стран существует стандартизация содержания образования. Понятие стандарт (означает «норма, образец, мерило») вошло в педагогику России в конце XX века.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

В государственном стандарте образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет нормативы содержания образования, позволяющие обеспечить единую систему образования России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент определяет количество часов и учебных предметов, вводимых региональными учреждениями образования с учетом особенностей региона, национальных традиций жителей.

Школьный компонент содержания образования отражает специфику данного образовательного учреждения.

На основании государственного стандарта разрабатываются учебные планы – базисный, типовой и учебный план учебного заведения.

Базисный план общеобразовательной школы – это основной государственный документ, являющийся частью государственного образовательного стандарта. Для основной школы он утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы – Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Базисный учебный план служит основой типовых и рабочих учебных планов и является исходным документом для функционирования учебных заведений.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

В учебных планах как и в государственном стандарте выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Федеральный компонент включает в себя в полном объеме такие знания как «математика», «информатика», частично «окружающий мир», «искусство», в которых выделяются курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент включает «Родной язык и литература», «Второй язык», частично остальные области знаний, где выделяются учебные курсы и разделы, отражающие национальное своеобразие культуры республик, региона.

По каждому учебному предмету создается учебная программа, которая является нормативным документом. В ней раскрывается содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логика изучения мировоззренческих идей, последовательность изучения мировоззренческих идей, последовательность изучения тем и количество часов на изучение каждой темы, подчеркиваются межпредметные связи, выделяются понятия, которые необходимо усвоить учащимся.

Типовые учебные программы утверждаются министерством общего и профессионального образования.

Авторские учебные программы должны учитывать требования государственного стандарта, получить положительную рецензию ученых и утверждаются педагогическим советом школы.

В соответствии с государственным стандартом и типовыми программами создаются учебники, учебные пособия и другая учебная литература.

Существуют разные способы конструирования программ и учебников. Это может быть линейное построение, когда учебный материал располагается непрерывно, последовательно, одна тема за другой, образуя раздел, а разделы – весь курс. Каждый раздел изучается один раз. При концентрическом способе один и тот же материал изучается несколько раз, например, в начальной школе представлены элементы геометрии, которые в основной школе будет изучаться на уроке геометрии. Существует спиральный способ, когда ставится проблема, над решением которой учитель и учащийся работают постоянно, при новом возвращении круг знаний по этой проблеме расширяется, обогащается за счет знаний, способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Модульный способ, при котором содержание каждой учебной темы целостной единицы содержания образования распределяется по таким направлениям, как ориентировочное, мировоззренческое (методологическое), содержательно-описательное, информационно-деятельностное, контрольно-проверочное).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание внеклассной работы не регламентируется строго

Такой подход в 90-е гг. XX века подвергли критике за то, что в таком подходе отсутствует личностная направленность. Н.Е. Щуркова предложила модель программы воспитания из шести разделов:

— формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология);

— формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле (виды деятельности, профессии, семья, общение, достоинство);

— формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство, прошлое, настоящее);

— формирование образа жизни, достойного Человека (ориентация на Истину, Добро, Красоту);

— формирование жизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.

Содержание образования и воспитания на уроке и во внеурочное время в единстве как содержание целостного педагогического процесса

Содержание внеурочной воспитательной работы осуществляется на основе системы планирования данного учебного заведения – (плана школы, лицея, колледжа), планов классных руководителей, руководителей предметных кружков, планов творческих коллективов и объединений (клубов, студий, спортивных секций).

Методы обучения и их проектирование: см. раздаточный материал №1

Формы обучения и их классификация: См. раздаточный материал № 2

Источники современной педагогики

1. Потребность передать подрастающему поколению знания, трудовые навыки возникает в связи с зарождением человеческого общества. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участвуя в труде, общаясь с взрослыми.

Педагогическая мысль формулировалась, и передавались из уст в уста в виде заповедей, пословиц, поговорок, которые предписывали правила поведения и отношений между людьми. Об этом свидетельствует устное народное творчество всех народов.

2. Воспитание и обучение у древних славян, как и у других народов, происходило сначала в родовой общине, позднее общественное воспитание заменялось семейным, где дети приобретали необходимые практические знания и умения усваивали взгляды, необходимые требования.

3. С создания раннефеодального государства “Киевская Русь” начали создаваться школы для знатных людей, училища для подготовки духовенства.

4. В рабовладельческом обществе с возникновением государств, появляется письменность, зачатки наук – астрономии, геометрии, медицины, философии др. Знания сосредоточились в руках господствующего класса.

5. В философских произведениях древних греков обучению и воспитанию уделялось большое внимание. Конечно, заботились о воспитании мальчиков, юношей из среды рабовладельцев, об их физическом и нравственном развитии. Педагогические идеи, многие из которых ценны и сегодня, мы находим в философских учениях древних греков и римлян.

6. В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.), когда внутри феодального строя стало зарождаться капиталистическое производство, буржуазия начала вырабатывать свою идеологию.

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты – боролись против религиозного мировоззрения и воспитания, выдвигали на первое место культ человека, требовали для детей знатного происхождения полноценного физического и эстетического воспитания, выступали против схоластики и суровой дисциплины. Эти идеи находят воплощение в литературных произведениях и практической деятельности. Витторино да – Фельтре (1378-1446 гг.) открыл прекрасную школу в Италии «Дом радости», учащиеся изучали классические языки и литературу, математику, астрономию, занимались физическими упражнениями, играли, совершали экскурсии и пр.

7. Родоначальником педагогической науки называют Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), который создал «Великую дидактику». Он написал этот труд для всех – для учителей, учащихся и родителей, чтобы все знали, как лучше учить и учиться. Я.А. Коменский глубоко изучил идеи античных авторов, современников, опыт обучения и воспитания в разных странах Европы, собственный опыт преподавания и разработал теорию обучения и воспитания, многие положения которой не утратили актуальности и в наши дни.

В конце XIX начале XX веков широкое распространение получили идеи свободного воспитания. Они возникли как протест против авторитарной школы, где требования подкреплялись жестокими наказаниями, как стремление защитить права ребенка. Л.Н. Толстой создал школу в Ясной Поляне, в которой обучение основывалось на интересах детей, где учителя не выставляли оценки, а лишь вели наблюдение за развитием детей. М. Монтоссори создала школу для детей с отклонениями в развитии и разработала методику работы с ними.

Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952) считал, что центральная фигура в процессе воспитания – ребенок: его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности упражняться, но систематизированные знания трудящимся не нужны, интеллектуальное образование нужно лишь меньшинству общества (т.е. детям господствующего класса), у большинства надо развивать «практические импульсы», стремления «что-нибудь делать».

А.С. Макаренко (1888-1939) разработал теорию воспитания личности в коллективе, через коллектив, методику трудового воспитания, воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал проблемы дидактики и нравственного воспитания учащихся.

Изучение теоретического наследия ученых разных эпох и народов помогает современной педагогике в осмыслении путей развития воспитания и образования.

Таким образом, современная педагогическая наука возникла на определенном этапе развития общества, призвана осветить путь педагогической практике в постоянно изменяющемся мире. Она опирается на богатые народные традиции воспитания и образования, на идеи выдающихся мыслителей прошлого, на экспериментальные исследования современников, теоретические концепции, разработанные учеными, а также передовой педагогический опыт.

Педагогика как наука

Объектом педагогики является целенаправленный процесс образования и воспитания личности на разных возрастных этапах жизни человек.

Предмет педагогики – это то, что изучает и объясняет педагогика, т.е. закономерные связи и отношения, условия протекания целостного педагогического процесса. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогическая теория – система знаний, которая не только описывает и объясняет круг педагогических явлений, но и предписывает как правильно управлять ими. (Б.И. Коротяев. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986, С.7). Педагогическая теория дает целостное представление о сущности и закономерностях педагогических явлений.

Педагогические теории могут быть фундаментальными, — например, теория обучения, теория воспитания, или частными, например, теория активизации познавательной деятельности учащихся, теория методов обучения и т.д.

Функции педагогики:

Теоретическая функция педагогики реализуется на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях.

Описательный или объяснительный уровень науки заключается в том, что изучается передовой педагогический опыт, опыт педагогов-новаторов.

Диагностический уровень – выявляются условия, причины эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемых в педагогическом процессе.

Прогностический уровень – это экспериментальные исследования педагогических явлений и построение на этой основе моделей их преобразования. Именно на этом уровне создаются педагогические теории, модели педагогических систем.

Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:

— проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий), определяется «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер (В.В. Краевский);

— преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в педагогическую практику, совершенствование и реконструкция педагогического процесса;

— рефлексивный и корректировочный, т.е. оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция практики на основе педагогической теории.

Категории педагогики

Педагогика как наука имеет свои категории. Категория (определение) – это наиболее общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся, типичные свойства. В педагогике это – воспитание, образование, обучение.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направляемый на развитие личности посредствам организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Образование рассматривается как процесс физического и духовного становления личности, целенаправленно ориентированной на идеальные образцы, социальные эталоны. Это социальное явление, система функцией которого является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями (научными, нравственными и пр.), овладение идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения. Содержание образования определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Образование можно рассматривать не только как процесс приобретения знаний, умений, навыков, но и как результат освоения учащимся знаний, умений, навыков в определенном объеме. В этом случае говорят о начальном, среднем, высшем общем или профессиональном образовании.

Развитие рассматривается как объективный процесс внутренних количественно-качественных преобразований физических, психических, духовных сил человека, как переход от простого к более сложному, от низших форм жизни и деятельности к высшим. В этом случае говорят о физическом развитии человека, о его духовном развитии (осмысления своего предназначения в жизни, понимание сложности природы мироздания, стремление к самосовершенствованию).

Самовоспитание – целенаправленная деятельность человека по преобразованию собственной личности, физического, умственного развития.

Самообразование – система овладения знаниями, умениями, навыками по усвоению опыта, накопленного человечеством.

Самообучение – процесс непосредственного получения знаний с помощью самим человеком выбранных средств.

реферат  Предмет педагогики, цели и задачи

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.01.2011
Размер файла 19,1 K

Подобные документы

  • Педагогика как система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Основные отрасли педагогики. Классификация направлений педагогики. Задачи и назначение основных отраслей педагогики. Возрастная педагогика. Специальные педагогические науки.
    реферат , добавлен 23.11.2010

  • История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.
    реферат , добавлен 23.04.2017

  • Изучение объекта и предмета педагогики, анализ ее связи с другими науками. Основные знания педагогики, история их накопления и формирования. Ознакомление с задачами и функциями педагогики, выявление их значения в формировании современного общества.
    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

  • Педагогика как наука о воспитании. Ее истоки, возникновение и этапы развития. Основные категории педагогики: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Система и связь педагогических наук. Развитие педагогической теории и практики.
    контрольная работа , добавлен 18.06.2008

  • Становление и развитие дошкольной педагогики как науки, ее предмет и методы исследования, оценка роли и значения на современном этапе. Основные категории дошкольной педагогики, направления изучения, тенденции и перспективы, связь с другими науками.
    реферат , добавлен 20.06.2012

  • Понятие и варианты определения педагогики, предмет и методы ее изучения, место и значение в современном обществе, связь с другими науками. Категориальный аппарат педагогики, ее инструментарий. Стратегия развития и закономерности педагогического процесса.
    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

  • Педагогика как наука, ее категории, закономерности, тенденции и перспективы развития, теории и технологии воспитания, принципы, содержания, формы и методы. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Парадигмы образования, его общекультурное значение.
    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

  • Система педагогического знания. Предмет и понятие педагогики. Связь педагогики с другими науками. Цели образования и воспитания. Определение педагогических способностей. Основные составляющие педагогического процесса в современной системе образования.
    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

  • Педагогика наука о воспитании и обучении человека. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований. Цели, задачи и функции педагогики.
    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

  • Понятие педагогики как науки, ее объект, предмет и задачи. Особенности функций и используемых научных методов: наблюдение, изучение опыта и продуктов творчества, беседы и интервьюирование. Основные категории педагогики и связь с другими дисциплинами.
    контрольная работа , добавлен 07.05.2011

реферат на тему «Предмет педагогики, цели и задачи» — посмотреть текст

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *