Наладка контакторов и пускателей

Ремонт и наладка аппаратов коммутации и защиты

Виды и причины повреждений пускорегулирующей аппаратуры

Пускорегулирующая аппаратура имеет следующие виды повреждений: чрезмерный нагрев катушек пускателей, контакторов и автоматов, межвитковые замыкания и замыкания на корпус катушек; чрезмерный нагрев и износ контактов; неудовлетворительная изоляция; механические неполадки.

На нагрев контактов влияют токовая нагрузка, давление, размеры и раствор контактов, а также условия охлаждения и окисление их поверхности, механические дефекты в контактной системе. При сильном нагреве контактов повышается температура соседних частей аппарата и, как следствие, разрушается изоляционный материал. При неблагоприятных условиях гашения электрической дуги контакты окисляются. Па соприкасающихся поверхностях образуется плохо проводящий слой.

Износ контактов зависит от силы тока, напряжения и продолжительности горения электрической дуги между контактами, частоты и продолжительности включений, качества и твердости материала. Установлено, что в пределах твердости НВ 30—90 (по Бринеллю) интенсивность обгорания резко убывает, а при более высокой твердости снижается незначительно, поэтому упрочнять материал контактов свыше указанного предела нецелесообразно.

Неисправность изоляции проявляется в виде образования на ее поверхности токов утечки (пробои изоляции очень редки), поэтому необходимо защищать ее от скопления грязи и пыли. Большая часть всех неисправностей вызывается увлажнением изоляции и ее нарушением во время строительно-монтажных работ и транспортировки.

Механические неполадки в аппаратах возникают в результате образования ржавчины, механических поломок осей, пружин, подшипников и других конструктивных элементов. Механические неполадки, вызванные износом или усталостными явлениями, происходят из-за плохой смазки подвижных частей, скапливания влаги, применения в конструкциях, работающих на удар, материалов либо очень хрупких, либо мягких.

Перед ремонтом осматривают все основные части контактора, чтобы установить, какие детали подлежат замене и восстановлению. Лучше всего пользоваться заводскими запасными частями и лишь в случае их отсутствия изготовлять новые. Ремонт контакторов сводится прежде всего к восстановлению контактов. При небольшом обгорании контактной поверхности ее очищают от копоти и наплывов обычным личным напильником и стеклянной бумагой. Зачистку нужно производить осторожно, снимая небольшой слой металла. Смазывать контактные поверхности не рекомендуется, так как при возникновении дуги смазка сгорает и загрязняет поверхность, ухудшая условия работы контакта. Однако если поверхность контактов покрыта слоем серебра, чистить их напильником не рекомендуется. В случае сильного обгорания контактов необходима их замена. Для изготовления контактов применяют медные цилиндрические или фасонные прутки из твердой меди марки М-1.

После ремонта контактной системы проводят ее регулировку. Регулировка работы контактной системы является одной из наиболее ответственных операций ремонта, от которой зависит нормальная работа аппарата. Контакты различного назначения должны включаться и отключаться в установленной последовательности, а контакты фаз, выполняющих одну функцию, должны срабатывать одновременно. Если в процессе регулирования начальные нажатия при новых контактах не укладываются в нормируемые заводом пределы, необходимо сменить соответствующие контактные пружины. Степень нажатия контактов проверяют в двух положениях — когда они разомкнуты (начальное нажатие) и когда замкнуты (конечное нажатие).

При ремонте контакторов придерживаются паспортных величин нажатия контактов. Отклонение от них в ту или иную сторону может привести к неустойчивой работе контактора, вызывая его перегрев и сваривание контактов.

Вышедшие из строя изоляционные детали заменяют деталями из штампованной пластмассы (гетинакс, текстолит). Для ремонта дугогасительных камер применяют фибру, так как она меньше всего подвержена действию электрической дуги. Обгоревшие от действия дуги части дугогасительных камер заменяют, а образовавшиеся неровности на внутренней поверхности сглаживают с помощью смеси из измельченного асбеста и цемента марки 400 или 500.

Испытание и наладка аппаратуры управления, защиты и устройств автоматики

Много общих операций выполняют при испытаниях, наладке и обслуживании магнитных пускателей, контакторов постоянного и переменного тока, реле. Эти аппараты, прежде всего, осматривают, проверяют соответствие аппарата проекту, состояние главных и блокировочных контактов и их пружин, подшипников и гибких соединений, деталей магнитной системы, дугогасительных камер, крепежных болтов, гаек, шайб.

Техническое обслуживание различных устройств неодинаково по объему. Обслуживание простейшего элемента различных схем — диодов начинается с проверки, причем такую проверку осуществляют перед монтажом и после ремонта при наладке, поскольку в каждой партии даже новых диодов могут оказаться дефектные, с перегоревшими р — п переходами, внутренними обрывами, коротким замыканием, непостоянным (плывущим) обратным сопротивлением.

Основной вид ремонта полупроводниковых приборов в обычном их исполнении — это замена вышедшего из строя чувствительного элемента новым, а при необходимости восстановление герметичности защитных оболочек, устранение неисправностей клеммной головки и зажимов.

Электрические повреждения низковольтной аппаратуры — обрыв и замыкание на корпус — определяют при помощи контрольной лампы или мегомметра, а витковые замыкания — при помощи электромагнита.

Витковое замыкание можно определить и в собранной катушке по значению потребляемого тока при исправном состоянии магнитной системы или по омическому сопротивлению катушки при весьма точных измерительных приборах, применяемых при измерениях, а также по степени нагрева (при исправном состоянии магнитной цепи).

Перегрев катушек может происходить вследствие увеличения воздушного зазора между якорем электромагнита и его сердечником или заклинивания якоря в разомкнутом состоянии, а также при понижении напряжения питания, в этих случаях по катушкам протекают токи, превышающие допустимые, которые перегревают катушки.

Низковольтную аппаратуру собирают из мелких простых деталей, которые обычно невыгодно ремонтировать, целесообразнее заменить новыми. Пластмассовые детали, асбоцементные плиты, искрогасительные камеры, штампованные или литые детали, сложные по форме, поставляют заводы.

Наиболее слабое место в пакетных выключателях — сильно напряженная пружина, заводящая включающий механизм. Испорченную пружину заменяют.

Ремонт контактов сводится в основном к восстановлению контактных поверхностей. Подгоревшие контакты зачищают. Контакты, покрытые слоем серебра, зачищать напильником нельзя. Неподвижные контакты и фибровые шайбы заменяют новыми. Новые контакты изготовляют из неотожженной меди по форме заменяемого контакта.

Установленные главные контакты регулируют по нажатию главных контактов в разомкнутом (начальном) и замкнутом (конечном) положениях. В первом случае искомое нажатие определяется усилием, при котором освобождается полоска бумаги или фольги, залаженная между подпружиненным подвижным контактом и его упором, во втором случае полоску закладывают между замкнутыми контактами. Сила нажатия зависит от марки контактора и колеблется в широких пределах. Определяют также провал подвижного контакта после удаления неподвижного и сравнивают с допускаемым для каждого типа контактора.

Нажатие контактов регулируют затяжкой пружины. Сильный гул после выключения отремонтированного контактора чаще всего указывает на плохую пригонку прилегающих поверхностей якоря и сердечника. Чтобы определить степень прилегания этих поверхностей, между ними зажимают сложенные

Пусконаладочные работы при монтаже электроустановок — Испытание коммутационных аппаратов

Страница 44 из 56

Глава XI ИСПЫТАНИЕ КОММУТАЦИОННЫХ АППАРАТОВ
§ 54. Общие сведения

К коммутационным относятся аппараты (выключатели, разъединители, короткозамыкатели, отделители, предохранители и др.), предназначенные для переключений электрических цепей электроустановок при нормальном и аварийных режимах.
При испытании коммутационных аппаратов во время пусконаладочных работ выполняют:
измерение сопротивления изоляции подвижных и направляющих частей из органических материалов (для масляных выключателей), опорных изоляторов, изоляторов гасительных камер и отделителей, изолирующих тяг (для воздушных выключателей), поводков, тяг и многоэлементных изоляторов (для разъединителей, короткозамыкателей и отделителей);
испытание вводов масляных выключателей; оценку состояния внутрибаковой изоляции и дугогасительных устройств масляных выключателей;
испытание повышенным напряжением изоляции; измерение сопротивления постоянному току контактов, делителей напряжения, обмоток включающих и отключающих соленоидов приводов;
проверку временных характеристик (скорость и время движения подвижных частей);
проверку действия механизма свободного расцепления; проверку срабатывания привода при пониженном напряжении; испытание многократным включением и отключением. Кроме того, испытывают трансформаторное масло из баков масляных выключателей и проверяют встроенные трансформаторы тока; у воздушных выключателей дополнительно проверяют целый ряд характеристик, связанных с изменением давления воздуха при работе выключателей, и временных, а у выключателей нагрузки испытывают предохранители.
Общие методы измерения сопротивления изоляции, омических сопротивлений, испытания изоляции повышенным напряжением и проверки временных характеристик в основном такие же, как описанные в главах V, VI и VIII.

§ 55. Измерение сопротивлений

Измерение переходного сопротивления контактов масляных выключателей производят для контактной системы фазы и каждой пары рабочих контактов (каждого элемента контактной системы), а у воздушных выключателей — для контактов каждого разрыва камеры, отделителя, ножа и т. д. в отдельности. У разъедините
лей, отделителей и короткозамыкателей измеряют сопротивления контактов каждой фазы. Сопротивление контактов не должно превышать значений, приведенных в ПУЭ.
Допустимые сопротивления контактов постоянному току, если они не указаны в ПУЭ и отсутствуют данные завода-изготовителя, устанавливают, сравнивая их с результатами измерений, полученных на аналогичном оборудовании или на других фазах проверяемого аппарата.
Измерение сопротивления изоляции подвижных и направляющих частей масляных выключателей осуществляют при подключении мегомметра потенциальным зажимом Л к траверсе отключенного выключателя, а зажима 3 — к заземленному кожуху. Траверса при этом должна быть доступна (слито масло из бака выключателя или опущен бак с маслом). Сопротивление внутрибаковой изоляции выключателя измеряют до заливки его маслом. При этом потенциальный зажим Л мегомметра подключают поочередно к различным шайбам крепления внутрибаковой изоляции, в то время как зажим 3 мегомметра соединен с баком выключателя.

§ 56. Проверка временных характеристик

При проверке временных характеристик измеряют время от момента подачи питания на цепь включения или отключения выключателя до момента замыкания или размыкания его контактов и скорость движения подвижных частей проверяемых аппаратов при их включении и отключении. У аппаратов, контактная система которых содержит несколько последовательно действующих контактов, например дугогасительные контакты и контакты отделителей воздушных выключателей, измеряют временные характеристики, показывающие последовательность замыкания отдельных контактов коммутационного аппарата при его включении и отключении.
Для определения времени от момента подачи импульса тока на электромагнит отключения ЭО до момента размыкания контактов выключателя (определение времени отключения выключателя) последовательно с контактами выключателя включают электросекундомер. Для определения времени от момента подачи импульса тока на контактор включения КВ до момента замыкания контактов выключателя (определение времени включения) обмотку электромагнита секундомера шунтируют контактами выключателя.
Для определения скоростей движения подвижных частей аппаратов снимают виброграммы или осциллограммы.
Снятие виброграмм масляных выключателей. В зависимости от типа масляного выключателя выбирают наиболее простой вариант установки вибрографа и приспособления для перемещения бумаги, на которой будет записываться виброграмма. Пример установки вибрографа на выключателе ВМ показан на рис. 188. Для этого служит приспособление, содержащее вилку 7 с укрепленным на пей вибрографом 4, и диск 5 с бумажной лентой 6, устанавливаемые на валу 1 выключателя. Причем диск закрепляется на валу стопорным винтом 3, а вилка устанавливается через подшипник 2 и при вращении вала выключателя остается неподвижной.
В выключателе МГГ виброграф 2 устанавливают на подставке 3, бумажную ленту для записи помещают на штоке 1 (рис. 189).

Рис. 189. Установка вибрографа на выключателе МГГ:
Виброграмму удобно снимать с полного хода траверсы или свечи (подвижного контакта выключателя МГГ). На рис. 190 приведены виброграммы выключателя МГГ. По виброграмме включения (рис. 190, а) можно определить величину хода свечи, величину перехода свечи при движении по инерции за включенное положение, скорость движения свечи в любой момент времени (контролируется максимальная скорость и скорость при вхождении в розетку), установить отсутствие заедания механизма на пути движения свечи, время движения свечи с точностью до 0,005 с.

Рис. 188. Установка вибрографа на выключателе ВМ: 1 — вал выключателя, 2 — подшипник, 3 — стопорный винт, 4 — виброграф, 5 —диск, 6 — бумажная лента, 7 — вилка
По виброграмме отключения (рис. 190, б) дополнительно можно определить отсутствие заедания механизма при отключении, время движения свечи при отключении, скорость движения свечи при отключении в любой момент времени. По полученным данным строят скоростные характеристики включения (рис. 191, а) и отключения (рис. 191, б) выключателя, откладывая по горизонтали (оси абсцисс) ход свечи, а по вертикали (оси ординат) скорости движения свечи.

Осциллографирование работы воздушного выключателя 110 кВ с воздухонаполненным отделителем.

Собирают схему, показанную на рис. 192, а. При включенном выключателе проверяют все цепи собранных схем, правильность установки гальванометров осциллографа и выбора шунтов и добавочных сопротивлений. Гальванометры включают так, чтобы направление тока в них и отклонения лучей на экране осциллографа были одинаковы.

Рис. 190. Виброграммы выключателя МГГ:
а — при включении, б — при отключении
Осциллограф следует отрегулировать так, чтобы осциллограммы верхних контактов К1 камеры и Р1 отделителя располагались в верхней части экрана, а нижние контакты К2 камеры и Р2 отделителя — в нижней.

Рис. 191. Скоростные характеристики выключателя:
а — при включении, б — при отключении
После сборки и проверки схемы осциллографирования, а также регулировки осциллографа подготавливают выключатель к соответствующей операции включения или отключения. Затем обеспечивают необходимое давление воздуха, устанавливают рубильники PI—Р5 в положение, соответствующее заданной выключателю операции, задают скорость перемещения бумаги или пленки (обычно 25 см/с) и длину кадра (для простых операций отключения или включения 12—15 см, а для сложных операций отключения и повторного включения или отключения с поворотным включением и последующим отключением 18—20 см). Далее подают питание на испытательную схему, включают осциллограф и пропускают 5—10 см бумаги или пленки. Включают рубильник Р2, обеспечивая осциллографирование заданного цикла операций воздушного выключателя.


Рис. 192, Осциллографирование работы воздушного выключателя ВВН-110:
а —схема, б — осциллограммы; 1—5 — проводники; 01, 02 — отделители, Г1—Г6 — гальванометры, ШО — шлейфовый осциллограф, Щ — щнт, РП — реле промежуточное, РВ— реле времени, Kl, К2— камеры, В — выключатель

На рис. 192, б показаны осциллограммы работы воздушного выключателя с воздухонаполненным отделителем, на которых записаны процессы работы контактов камер К1 и К2 отделителей, токи отключающего ЭО и включающего ЭВ электромагнитов, а также импульсы переменного тока 50 Гц, которые служат в качестве отметчиков времени (расстояние между смежными импульсами соответствует 0,02 с).
По приведенным осциллограммам можно определить: собственное время отключения по участку осциллограммы а; разновременность размыкания контактов камеры по участку б; бесконтактную паузу обеих камер по участку в; бесконтактную паузу верхнего разрыва камеры по участку г; бесконтактную паузу нижнего разрыва камеры по участку д; запаздывание размыкания отделителя от размыкания контактов камеры по участку е.
разновременность размыкания контактов отделителя по участку ж.
разновременность замыкания контактов камер по участку з; длительность отключающего импульса по участку и; время включения по участку к;
разновременность замыкания контактов отделителя по участку л;
длительность включающего импульса по участку м. Определение длительности того или иного процесса по отдельным участкам осциллограммы называется расшифровкой осциллограммы. Для расшифровки нужно знать масштаб времени, который определяют по отметчику. Зная, что отметчиком времени служат импульсы переменного тока 50 Гц, можно считать, что участок Т в миллиметрах на рис. 192, б соответствует времени 0,02 с и, следовательно, масштаб времени равен 0,02/T с/мм.
Длительность того или иного процесса можно определить, измерив длину соответствующего участка осциллограммы. Например, измерив длину /г участка г в миллиметрах, можно определить бесконтактную паузу tT верхнего разрыва камеры

Можно воспользоваться другим приемом: измерить циркулем длину участка г, подсчитать, сколько импульсов и отметчиков времени умещается между ножками циркуля, тогда tr=n 0,02.

Осциллографирование работы воздушного выключателя 110— 500 кВ с открытым отделителем.

Осциллографирование работы выключателей с открытым отделителем (с ножом) по сравнению с осциллографированием работы выключателей, имеющих воздухо- наполненный отделитель, отличается методикой получения осциллограммы движения ножа отделителя.

Рис. 193. Регистратор хода ножа отделителя воздушного выключателя: 1 — пластина, 2 — контактные ламели, 3 — выводной проводник, 4 — стойка
Для осциллографирования движения ножа отделителя применяют специальное приспособление — регистратор хода (рис. 193), представляющий собой сегментообразную пластину 1 из изоляционного материала с контактными ламелями 2, соединенными с выводным проводником 3 и подвижным контактом (на рисунке не показан). Сегментообразная пластина закреплена на стойке 4, при помощи которой ее устанавливают на выключателе. Подвижный контакт кинематически связывают с ножом отделителя. Во время движения ножа отделителя происходит периодическое замыкание цепи одного из вибраторов осциллографа и на пленке записываются соответствующие импульсы, по количеству которых и расстоянию между ними судят о характере процесса движения ножа отделителя (например, время движения, скорость в начале и конце движения).
Рис. 194. Установка вибрографа и регистратора хода ножа отделителя:
1 — нож, 2 — скоба, 3 — виброграф
О работе ножа отделителя можно судить также по виброграмме. Для этого на выключателе устанавливают виброграф 3 (рис. 194), а на ноже 1 отделителя закрепляют дугообразную скобу 2 с бумагой, на которой записывают виброграмму.
Оценка временных характеристик. Временные характеристика масляных выключателей, заполненных маслом, при температуре окружающей среды от —10 до +20 С и номинальном напряжении оперативного тока, а также время движения подвижных частей короткозамыкателей и отделителей не должны отличаться более чем на ±10% от паспортных данных или данных, приведенных в ПУЭ.
При проверке воздушных выключателей следует сопоставлять результаты измерений с паспортными данными, а также с данными, приведенными в ПУЭ.

Ремонт и установка коммутационной аппаратуры

Ремонт коммутационной аппаратуры

Сложно представить современную жизнь без использования электрической энергии, но для этого ее необходимо выработать и доставить к конечному потребителю. Именно для этого предназначена бортовая сеть, частью которой является коммутационная аппаратура. Главная ее задача – замыкание и размыкание электрических цепей для предотвращения перегрузки и выхода из строя электронной аппаратуры.

Следует отметить, что ремонт коммутационной аппаратуры является потенциально опасным делом. Это требует ответственного подхода при работе с ней. Поэтому эксплуатация коммутационной аппаратуры должна происходить в строгом соответствии всем разработанным и утвержденным правилам техники безопасности.

Данные устройства делятся на два вида:

  • Бесконтактный аппарат. Он осуществляет коммутацию без перемещения и разрушения деталей.
  • Контактный аппарат. Коммутирует электрическую цепь, перемещая контакт-детали относительно друг друга.

Бесконтактные аппараты работают на базе газоразрядных или полупроводниковых устройств и могут быть как однополюсными, так многополюсными, вплоть до четырех, и обычно имеют два положения: «включено» и «выключено».

Установка коммутационной аппаратуры – очень ответственный процесс, который могут осуществить специалисты с большим опытом и определенными знаниями. Ведь от ее качества зависит дальнейшая эксплуатация и электрической сетью и ее безопасность. Малейшая оплошность может стоить огромных убытков в виде вышедшей из строя электротехники, пожаров и т. д.

Наладка коммутационной аппаратуры

Вас интересует наладка коммутационной аппаратуры? Мы всегда рады помочь и предоставить все гарантии качественного выполнения работ. У нас работают высококвалифицированные специалисты. Имеем современное техническое оснащение и большой опыт работы. Поэтому ремонт коммутационной аппаратуры будет выполнен по всем правилам! Звоните, мы докажем, что Вы не ошиблись с выбором!

Наши услуги

Испытания и регулировка контакторов и магнитных пускателей

Контакторы являются наиболее ответственными аппаратами управления электроприводами, поэтому необходимо уделять большое внимание их испытанию и регулировки. Во время проверки и регулировки магнитных контакторов следует:

Состояния поверхности сухарей. Обнаружив на сухарях наплывы или застывшие капли металла, их удаляют напильником. Зачистка наждачной бумагой, а также смазка контактных поверхностей не допускается (при зачистке наждаком его частицы остаются на контактной поверхности и могут увеличить контактное сопротивление в 10 — 20 раз)

Правильность положения сухарей, которые должны при включенном контакторе плотно прилегать к друг к другу.

Легкость хода контактора и наличие заедания. Контактор должен четко включаться.

Исправность всех электрических соединения и затяжку гаек.

Зазор и степень нажатия пружин главных контакторов, своевременность включения блок-контактов, состояния изоляции катушки и токоведущих частей.

Степень износа сухарей, которая характеризуется величиной зазора. По мере износа сухарей зазор уменьшается.

Механическую часть контакторов, исходя из того, что наибольшее отклонение от вертикали не должно превышать 100 .

Механическую блокировку регулируют так, чтобы при включенном положении одного контактора невозможно было замыкание контактов второго, сблокированного с ним контактора. Расстояния между блокируемого контактора в этом случае должно быть не меньше 3 мм. Механическая блокировка не должна мешать свободному и полному включению одного из контакторов. Для контакторов постоянного тока неполное включение влечет за собой перегрев контактов; у контакторов переменного тока, кроме того, будет перегреваться катушка.

Испытание и регулировка реле и командоаппаратов

Испытания и регулировка электромагнитных реле, применяемых в схемах автоматического управления электроприводами, во многом подобны испытаниям и регулировки контакторов. При испытаниях реле проверяют и регулируют зазоры, величину нажатия и провал контактов, легкость хода подвижной системы и изоляцию токоведущих частей. Методика проверки такая же, как и для контакторов. Перед пуском электроустановки все реле управления и защиты настраивают в соответствии с проектными данными.

При настройке реле напряжения и тока всегда фиксируют напряжения (или ток) втягивания и напряжения (или ток) отпускания. На основании этих данных вычисляют коэффициент возврата реле, представляющий собой отношения напряжения (или тока) отпускания к напряжению (или току) втягивания. При устойчивой работе реле коэффициент возврата всегда меньше единицы. Исходя из этого коэффициента, заранее обуславливают только одну величину тока или напряжения для настройки реле (на втягивание или отпускание), а вторая величина должна находиться в допустимых пределах. Наименьший предел напряжения отпускания ограничивается прилипанием якоря; наименьший предел напряжения втягивания определяется величиной напряжения, при которой реле еще надежно втягивает якорь.

У любого электромагнитного реле напряжение и ток втягивания зависят от начального зазора между якорем и сердечником (при отпущенном якоре) и от натяжения пружины. Напряжения и ток отпускания определяются величиной конечного зазора (при втянутом якоре) и натяжением пружины.

Реле напряжения и тока настраивают на втягивание или отпускание, регулируя начальную или конечную величину зазора, натяжения пружины и добавочного (для реле тока — шунтирующего) сопротивления, если оно предусмотрено схемой. При этом следует иметь в виду, что регулировка натяжения пружины одновременно изменяет напряжение втягивания и отпускания.

При проверке и регулировке, кроме удаления пыли, грязи и ржавчины с частей реле, его контакты проверяют согласно правилам, рекомендованным для блок-контактов контакторов, проверяют и регулируют также установки реле на время и напряжения (ток) втягивания и отпускания.

При регулировке контактов реле особое внимание следует обращать на устранение повторных разрывов нормально замкнутых контактов. В момент удара якоря об упорный винт (в момент замыкания контактов) обычно возникают небольшие вибрации якоря. Поэтому необходимо иметь некоторый провал на контактном мостике (1,5 — 2 мм), чтобы вибрация не вызывала повторного разрыва контактов.

Независимую (от тока) регулировку напряжения втягивания производят упорным винтом. При его вывинчивании увеличивается зазор между якорем и сердечником, что приводит к увеличению втягивания якоря. При большем напряжении втягивания создается и большее электромагнитное усилие, способное преодолеть больший зазор; ввинчивание же винта приводит к уменьшению напряжения втягивания.

Независимую регулировку напряжения отпускания производят изменением толщены немагнитной прокладки (от 0,1 до 0,5 мм). При толстых прокладках напряжения отпускания больше, чем при тонких. Можно регулировать напряжение и пружиной, меняя ее натяжения либо заменяя ее на более сильную или слабую. Этим методом одновременно регулируется и напряжение втягивания и напряжение отпускания.

Ток втягивания токового реле может быть отрегулирован таким же способами от 30 до 70% от номинального тока катушки реле, а ток отпускания может быть доведен до 30% от тока втягивания. Таким образом, отпускания катушки реле может быть осуществлено при токе, примерно равным 10% номинального тока катушки реле. Ток втягивания и ток отпускания регулируют так же, как это указано выше для реле напряжения. Выдержку времени (это время перед замыканием (или размыканием) первичной цепи реле и срабатыванием его механической части, при котором замыкается или размыкается вторичная цепь реле.) регулируют изменением толщены немагнитной прокладки якоря или изменением натяжением натяжения пружины реле. Точную регулировку осуществляют изменением натяжения пружины. Чем сильнее затянута пружина, тем меньше будет выдержка времени, и наоборот. На выдержку времени оказывает влияние величина напряжения, приложенного к катушке реле.

Электромагнитные реле с шунтовыми катушками регулируют при нагретых катушках. В электромагнитных реле чаще всего встречаются следующие дефекты: несвободный ход якоря вследствие некачественной сборки; пружины установлены повышенной сборки; неправильная установка катушек и т.п.

Тепловые реле проверяют через каждые шесть месяцев. При проверке пыль и грязь удаляю, продувают или вытирают реле сухой щеткой, а контакты и биметаллическую пластинку очищают напильником, следя, чтобы она не погнулась и не появились заусеницы у краев пластинки. Края не должны быть острыми и должны иметь небольшое закругление.

После замены нагревательного элемента нужно проверить, чтобы реле не срабатывало при номинальном токе двигателя на протяжении двух часов. Если ток двигателя возрастает до 130% номинального, то при тепловом реле типа ТТ-10 (либо до 115% при реле типа ТТ-20 или ТТ-30) оно должно срабатывать при выдержки времени не свыше 30 мин. При проверке надо обратить внимание на то, чтобы через оба нагревательных элемента реле проходил одинаковый ток. Температура окружающей среды должна быть 350. Если эта температура отличается от 350 , то для испытания при данной температуре надо в двигателе определить величину измененного тока.

Тепловые реле могут работать на постоянном и переменном токе. Поэтому (при отсутствии соответствующего источника постоянного тока) можно для проверки воспользоваться переменным током от трансформатора. В последнее время применяют также тепловые реле типа ТРА и ТРВ.

Неисправности магнитного пускателя и способы устранения

Разновременность замыкания и состояние главных контактов

Разновременность замыкания главных контактов можно устранить затяжкой хомутика, держащего главные контакты на валу. При наличии на контактах следов окисления, наплывов или застывших капель металла, контакты надо зачистить.

Сильное гудение магнитной системы электромагнитного пускателя

Сильное гудение магнитной системы может привести к выходу из строя катушек пускателя. При нормальной работе пускатель издает лишь слабый шум. Сильное гудение пускателя свидетельствует о его неисправности.

Для устранения гудения пускатель надо отключить и проверить:

а) затяжку винтов, крепящих якорь и сердечник,

б) не поврежден ли короткозамкнутый виток, уложенный в прорезы сердечника. Так как через катушку протекает переменный ток, то и магнитный поток изменяет свое направление и в какие то моменты времени становится равным нулю. В этом случае противодействующая пружина будет отрывать якорь от сердечника и возникнет дребезг якоря. Короткозамкнутый виток устраняет это явление.

в) гладкость поверхности соприкосновения обеих половин электромагнитной системы пускателя и точность пригонки их, так как в электромагнитных пускателях ток в обмотке сильно зависит от положения якоря. При наличии зазора между якорем и сердечником ток, проходящий через катушку больше номинального.

Для проверки точности соприкосновения между якорем и сердечником электромагнитного пускателя между ними можно подложить листок копировальной бумаги и листок тонкой белой бумаги и замкнуть пускатель от руки. Поверхность соприкосновения должна быть не менее 70% сечения магнитопровода. При меньшей поверхности соприкосновения этот дефект можно устранить правильной установкой сердечника электромагнитной системы пускателя. Если же образовался общий зазор, то необходимо шабровать поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы.

Отсутствие реверса в реверсивных магнитных пускателях

Отсутствие реверса в реверсивных пускателях можно устранить подгонкой тяг механической блокировки

Прилипание якоря к сердечнику происходит в результате отсутствия немагнитной прокладки или недостаточной ее толщины. Пускатель может не отключиться даже при полном снятии напряжения с катушки. Необходимо проверить наличие и толщину немагнитной прокладки или воздушный зазор.

Необходимо проверить состояние блокировочных контактов пускателя. Контакты во включенном положении должны плотно прилегать друг к другу и включаться одновременно с главными контактами пускателя. Зазоры блок-контактов (кратчайшее расстояние между разомкнутым подвижным и неподвижным контактом) не должны превышать допустимых значений. Необходимо произвести регулировку блок-контактов пускателя. Если провал блок-контакта становится меньше 2 мм, то блок-контакты надо заменить.

Своевременные испытания и регулировка электромагнитных пускателей позволяют заблаговременно избежать неполадок и повреждений.

Характерные неисправности магнитных пускателей, вероятные причины, вызывающие эти неисправности, и методы их устранения приведены в таблице:

I. Пускатель не включается

Повреждена катушка контактора (коммутирующего пускателя у ПВИ-32) Сгорела плавкая вставка предохранителя в цепи управления

Сработала максимальная токовая защита. Горит сигнальная лампа с красным светофильтром

Силовые контакты контактора касаются стенок дугогасительных камер (кроме ПВВ-320)

Неисправна кнопка «Пуск»

Пробит диод в кнопочном

Повреждены провода уп-

равления (обрыв, корот-

кое замыкание), увеличе-

ние сопротивления цепи

управления свыше 20 Ом

изоляции между жилами

дистанционного управления ниже 300 Ом (кабель пережат)

Неисправность в блоке управления

Определить и устранить причину срабатывания защиты

Отрегулировать положение подвижных контактов

Проверить кнопку и устранить неисправность

Перейти на исправные жилы кабеля или заменить кабель Измерить сопротивление цепи управления, зачистить контакты и подтянуть крепежные элементы в местах электрических соединений, в случае необходимости заменить кабель

Измерить сопротивление изоляции между жилами и в случае необходимости заменить кабель

Неисправный блок заменить на резервный

2. Пускатель включается, но не остается включенным при отпускании кнопки «Пуск»

Нет цепи, шунтирующей зажимы кнопки «Пуск» Неисправность блока БДУ

Проверить наличие цепи и устранить неисправность. Заменить блок

3. При нажатии кнопки БРУ или БКИ не горит сигнальная лампа

Нарушение цепи в кнопке «Проверка БРУ» или «Проверка БКИ». Сгорела сигнальная лампа. Неисправность внутри блока

Проверить цепь кнопки и устранить неисправность. Заменить лампу. Заменить блок управления

4. Не включается автоматический выключатель (только для ПВИ-32)

Неисправен автоматический выключатель

5. Пускатель включается и сразу же отключается под действием максимальной токовой защиты, загорается сигнальная лампа с красным светофильтром

Короткое замыкание в защищаемой силовой цепи Несоответствие установки максимальной токовой защиты пусковому току. Неисправность блока защиты УМЗ или ПМЗ

Определить место короткого замыкания и устранить повреждение. Проверить установку защиты и привести ее в соответствие с пусковым током. Заменить блок.

6. При срабатывании максимальной токовой защиты или защиты от перегрузки не загорается сигнальная лампа

Сгорела сигнальная лампа

7. Пускатель самопроизвольно отключается, повторное включение невозможно

Обрыв или увеличение сопротивления цепи дистанционного отключения свыше 100 Ом или снижение сопротивления изоляции между жилами управления (кабель пережат) Увеличение сопротивления цепи заземления свыше 50 Ом (для пускателей ПВ-1140-250)

Измерить сопротивление цепи управления, зачистить контакты и подтянуть крепления в местах электрических соединений. В случае необходимости перейти на ре- зервные жилы или заменить кабель

8. Пускатель сильно гудит

Якорь контактора неплотно прилегает к сердечнику вследствие: загрязнения повреждения перекоса плохого закрепления якоря и сердечника большого нажатия контактов повреждения на короткозамкнутом витке низкого напряжения сети

Удалить смазку и пыль. Устранить повреждения. Устранить перекос. Закрепить якорь и сердечник. Отрегулировать нажатие силовых контактов.Заменить виток. Проверить напряжение сети и привести в соответствие с нормами

9. Чрезмерный нагрев контактов силовой цепи

Недостаточное усилие нажатия контактов

Чрезмерный износ контактов

Отрегулировать нажатие контактов Проверить износ контактов и при необходимости заменить новыми

10. Чрезмерный нагрев всего пускателя

Токоприемник не соответствует пускателю

Плохо затянуты винты, гайки, крепящие токоведущие части

Заменить пускатель в соответствии с нагрузкой токоприемника Подтянуть крепежные элементы

11. Нет напряжения 36 В в цепи питания светильника местного освещения (системы автоматики)

Сгорел предохранитель в цепи освещения (автоматики) вторичной обмотки понижающего трансформатора пускателя

12. При включении пускателя

Неисправность в системе форсировки включения контактора Чрезмерное или ослабленное нажатие силовых контактов Низкое напряжение в сети в момент замыкания силовых контактов контактора

(для пускателей ПВИ-1140)

Отрегулировать нажатие контактов. Замерить напряжение и принять меры к обеспечению нормируемой величины напряжения на за жимах пускателя Проверить работу системы форсировки включе ния контактора

Пускатель – коммутационный аппарат и другие встроенные устройства предназначенные для прямого оперирования трёхфазным электрическим двигателем и его защиты.
Контактор – коммутационное устройство служащее для управления какими-либо сетями, к которым могут быть подключены различные потребители.

Отсюда вытекает условие, если контактор содержит три главных контакта, то способен выполнять функцию пускателя – пуск и остановка электродвигателя.
Пускатель более широкое понятие, в его состав могут входить:

  • 1 или 2 контактора (два контактора нужны для реверсирования силовой установки);
  • тепловое реле для защиты от токов перегрузки;
  • дополнительные контакты для реализации электрической блокировки и электрической связи с системами управления и координации;
  • реле времени;
  • защитная оболочка, которая обеспечит необходимую защиту от внешних факторов.

Основные причины, способствующие поломкам пускателей

1. Выход из строя управляющей катушки.

Обязательный атрибут контактора или пускателя – катушка, которая создаёт магнитное поле. Далее это поле наводит электродвижущую силу в сердечнике, которая является источником энергии для смыкания контактов и удерживания их в этом положении.
Для поломки катушки достаточно:

1.1. Подать напряжение из управляющей сети не подходящее номинальному. Например, катушка рассчитана на напряжение 220 вольт переменного тока, а подсоединяют цепь с напряжением 380 вольт.
1.2. На контакты катушки, связанные перемычкой, подаётся электрический ток. Следствие такого хода – короткое замыкание, сгорание контактов катушки управления пускателем.
1.3. Обмотка катушки состоит из медного эмалированного провода (вместо эмали может применяться другая изоляция). Межвитковое замыкание приводит к поломке катушки из-за естественного старения изоляции, превышения рабочих температур.

2. Сгорание главных контактов пускателя.

Причин выгорания главных контактов пускателя может быть несколько:

2.1. Не верный расчёт нагрузки на пускатель.
Зачастую контакторы задействуются в следующих категориях применения: АС-1, АС-3, АС-4:

  • АС-1 – управление индуктивными и малоиндуктивными сетями (нагревательные приборы, освещение).
  • АС-3 – прямой пуск и остановка электродвигателей без торможения противотоком.
  • АС-4 – оперирование электродвигателем с возможностью его остановки противотоком.

Резюме. Устранение причин, вызывающих поломки в пускателях

Как видно из вышеперечисленного, основным условием поломок является человеческий фактор. Ошибки при монтаже, не верные расчёты, нерегулярные осмотры приводят к поломкам. Цена контактора или пускателя сравнительно не высока, относительно стоимости двигателя и других потребителей электроэнергии. Но не стоит забывать, что сбои в работе пускателей могут катализировать более тяжёлые последствия, чем выход из строя только самого аппарата.

Поставляем пускателей и контакторов трёх производителей («Этал», «IEK», «General Electric»), актуальные цены, включающие НДС, наличие на складе, ежедневные рейсы 3-4 перевозчика, заводская гарантия на поставляемые изделия.

Основные неисправности магнитных пускателей
1. Признак неисправности:
«Упрямый козел»
Пускатель не включается
Причина.
а) Нет питания на зажимах верхних контактов, отсутствие «нуля» на корпусе.
Способ устранения.
Проверить питание на зажимах контактов. При отсутствии напряжения, подать питание на контакты. Напряжение должно быть как между контактами, так и относительно корпуса. Если нет напряжения между корпусом, а между фазами присутствует, значит, нет «нуля». Проверить нулевой провод на корпусе.
б) Сработало тепловое реле или неисправны его контакты.
Определить причину срабатывания теплового реле, устранить ее, взвести контакты теплового реле в рабочее положение (после остывания тепловых элементов). Если пускатель не включается, проверить состояние контактов. В случае подгорания последних, зачистить или заменить.

в) Обрыв в цепи управления катушкой
Прозвонить кнопки, катушку, контакты теплового реле и провода, подходящие к ним (стоповая кнопка должна прозваниваться, пусковая прозванивается при нажатии на нее, контакты теплового реле прозваниваются в рабочем положении, выводы катушки должны прозваниваться)), а также проверить правильность соединения схемы: все элементы схемы кроме блок-контактов должны соединяться последовательно, блок-контакты параллельно пусковой кнопке.
При необходимости заменить неисправные кнопки, катушку, контакты теплового реле или само реле, провода.

г) Провода стоповой кнопки подключены к нормально разомкнутым контактам (рис. 2): при одновременном нажатии на пусковую и стоповую кнопку, пускатель включается, при отпускании пусковой кнопки, пускатель работает, при отпускании стоповой кнопки, пускатель отключается.
Проверить, к какой группе контактов подключены провода на стоповой кнопке (см. рис. 1). Контакты должны быть нормально замкнутыми. В противном случае переподсоединить провода на нормально замкнутые, в отсутствии последних, заменить кнопку.

д) Перепутаны провода кнопок (рис. 3).
Прозвонить блок-контакты и между стоповым и средним проводом кнопок. В случае электрической связи между блок-контактами, а связь между проводом стоповой кнопкой и средним проводом кнопок отсутствует, означает, что кнопки перепутаны. Поменять провода пусковой и стоповой кнопок (средний провод остается на месте) местами и вновь прозвонить цепь: блок-контакты не должны прозваниваться (при нажатии на пусковую кнопку, цепь замыкается), а между стоповым и средним проводом должна быть связь, при нажатии на стоповую цепь разрывается.

е) Обрыв перемычки между кнопками.
Прозвонить цепь между стоповой и пусковой кнопкой. При нажатии на пусковую кнопку цепь должна прозваниваться. Если нет цепи, значит обрыв связи между кнопками. Вскрыть кнопку и осмотреть перемычку. Восстановить контакт между кнопками.

При нажатии на пусковую кнопку, пускатель не включается, при нажатии на стоповую, пускатель включается и отключается.

3. «Хозяин, рядом!»
Пускатель включается, но не блокируется

а) Обрыв в цепи блок-контактов.
Прозвонить блок-контакты и провода, подходящие к ним
Зачистить или заменить блок-контакты, устранить обрыв проводов

б) Блок-контакты соединены параллельно стоповой кнопке (рис. 3).
При включении пусковой кнопки, пускатель включается, удерживая кнопку и нажимая на стоповую, пускатель не отключается. При отпускании пусковой кнопки, пускатель не работает.
Проверить соединение блок-контактов.
Посадить провода блок-контактов на пусковую кнопку. Если схема собрана согласно рис.4, то провод, соединяющий блок-контакт со стоповой кнопкой отсоединить и соединить с пусковым проводом и катушкой (рис. 1).

4. «Сам себе режиссер»
Пускатель самостоятельно повторно включается и отключается. При нажатии на стоповую кнопку, пускатель отключается, при ее отпускании, все повторяется вновь.
Провода блок-контактов подключены на нормально замкнутые контакты (см. рис. 5).
Проверить, на какие контакты подключены провода блок-контактов.
Установить провода на нормально открытые контакты.

5. «Брызги шампанского».

а) При нажатии на пусковую кнопку происходит короткое замыкание
Контакты пусковой кнопки или (и) блок-контакты включены параллельно катушке (например, как на рис. 6).
Проверить, чтобы параллельно катушке ничего не было подсоединено.
Несмотря на радостное название, ничего хорошего Вам не принесет. Ваше счастье, если автомат быстро сработает (например, АП-50), тогда остается подсоединить цепь управления согласно схемы (рис. 1).

б) Короткое замыкание на нагрузке или в кабеле нагрузке или замыкание между силовыми контактами пускателя.
Отсоединить кабель нагрузки (двигателя). Проверить, нет ли замыкания между нижними контактами. При наличии к. з., осмотреть контакты и корпус крепления контактов. В случае токопроводящих дорожек, прочистить или заменить корпус.
Если контакты «чистые», отсоединить кабель от двигателя и прозвонить кабель и двигатель, найти замыкание и устранить неисправность.

6. «Иду на взлет»
Пускатель гудит, контакты искрят.

а) Катушка подключена на низкое напряжение.
Проверить напряжение в цепи катушки.
Если катушка, рассчитанная на 380 В, подключена на 220, второй провод отсоединить от «нуля» и подключить к другой фазе. В, общем, подать на цепь управления, напряжение, соответствующее напряжению катушки.

б) Загрязнились соприкасающиеся части магнитопровода, плотность прилегания частей недостаточно.
Проверить состояние чистоты соприкасающихся частей магнитопровода.
Почистить «железо». Если пускатель все равно гудит, проверить плотность прилегания соприкасающихся частей с помощью копировальной бумаги. Площадь прилегания должна составлять не менее 70% от площади соприкосновения. В противном случае поверхности отшабрить.

в) Нарушены ампер-витки на ярме (неподвижная часть магнитопровода).
Проверить целостность ампер-витков. В случае нарушения произвести ремонт или заменить ярмо.

г) Витковые замыкания в катушке.
Проверить катушку на витковые замыкания.
Заменить катушку.

7. «Курильская сопка»
Катушка греется, дымится, перегорает.

а) На катушку подается завышенное напряжение.
Проверить напряжение на катушке.
Подать напряжение на катушку, соответствующее расчетному катушки.
б) Повреждены, неправильно установлены или отсутствуют возвратные пружины, на контакторах сильно затянуты пружины.
Проверить состояние и установку пружин, ослабить пружину.

в) Витковые замыкания в катушке.
Проверить катушку на витковые замыкания или заменить катушку.
Заменить катушку

8. «Вечный двигатель – Perpetuum Mobile»
При нажатии на стоповую кнопку, нагрузка (двигатель) не отключается

а) Залипание силовых контактов.
Проверить ход подвижных контактов.
Рассоединить контакты и зачистить, при необходимости заменить.

б) Повреждены, неправильно установлены или отсутствуют возвратные пружины.
Проверить состояние и установку пружин.
Установить правильно пружины, при необходимости заменить.

в) Параллельно стоповой (и пусковой) кнопке подключены блок-контакты, контакты теплового реле, еще какая-либо замкнутая связь.
Проверить схему подключения стоповой кнопки (см. рис.1). Если при разъединении контактов теплового реле пускатель отключается, то схема может быть собрана по рис. 7. Провод блок-контакта переподсоединить с вывода стоповой кнопки на средний провод. Средний провод – провод, соединяющий пусковую и стоповую кнопки.
Параллельно стоповой кнопке ничего не должно быть подключено, сама стоповая кнопка включается в разрыв в цепь с катушкой.

г) Неисправны стоповая или (и) пусковая кнопки.
Прозвонить стоповую кнопку. При нажатии на кнопку, цепь должна разрываться. При прозвонке пусковой кнопки цепь должна также быть разомкнута без нажатия на кнопку.
Если цепь не разрывается, отремонтировать или заменить кнопки.

9. «Впереди планеты всей»
При подаче напряжении на пускатель, двигатель сразу запускается без нажатия на пусковую кнопку

а) Провода пусковой кнопки подключены на нормально замкнутые контакты или неисправна кнопка.
Проверить, на какую группу контактов посажены провода, в случае неправильного подсоединения, подсоединить провода на нормально открытые.
Если провода к пусковой кнопке подсоединены верно, прозвонить кнопку. Если кнопка прозванивается без нажатия на нее, перебрать ее и отремонтировать либо заменить на исправную.
б) Параллельно пусковой кнопке подключены контакты теплового реле или другая замкнутая цепь.
Разомкнуть контакты теплового реле. Если при этом контакты пусковой кнопки не прозваниваются, отключить контакты теплового реле и подключить согласно схеме (рис. 1).

в) Параллельно пусковой кнопке включена стоповая кнопка (рис. 8). В случае замкнутой цепи между контактами исправной пусковой кнопки, нажать на стоповую. Если цепь пропадает, стоповую кнопку переставить согласно схеме (рис. 1).

11. «Полет шмеля»
Двигатель сильно гудит, не развивает оборотов, корпус двигателя сильно греется.
Двигатель работает на двух фазах.

а) На верхних контактах присутствуют не все фазы.
Проверить напряжение на контактах между как между корпусом, так и между собой. Если между корпусом есть напряжение на всех контактах, а между контактами не везде, значит присутствует одноименная фаза.
Проверить питание, идущее на пускатель.

б) На верхних контактах напряжение есть.
Отсоединить два провода, идущих к двигателю. Проверить напряжение на контактах и на проводах. Если на одном из контактов отсутствует напряжение, проверить состояние контактов: зачистить или заменить их.
Если на нижних контактах напряжение есть, а на выходе от одного из тепловых элементов отсутствует, данный тепловой элемент следует заменить.
Если нет напряжения на одном из проводов кабеля (провод, оставшийся соединенным с пускателем, должен быть под напряжением), значит нужно искать поиски в обрыве кабеля, или в двигателе.

12. Пускатель не отключается при перегреве двигателя.
а) Тепловые элементы не соответствуют номинальному току двигателя.
Подобрать элементы и откорректировать винтом точное срабатывание реле по току.
б) Пригорели контакты реле.
Проверить, рассоединяются ли контакты, а также их состояние. В случае залипания, попробовать рассоединить их и зачистить либо заменить.
в) Неисправно само тепловое реле.
Протестировать реле на стенде. В случае не срабатывания, отремонтировать или заменить на рабочее.

13. Пускатель работает нормально, двигатель не работает.
Проверить напряжение на входе и выходе пускателя, а также с теплового реле, предварительно отключив два провода кабеля двигателя. Если нет напряжения на верхних контактах, искать причину питания пускателя. Если нет на контактах, смотреть состояние контактов, при необходимости заменить. Если нет напряжения с тепловых элементов, осмотреть их крепеж, при необходимости заменить. Если нет напряжения на проводах кабеля, прозвонить кабель, предварительно отсоединив его от двигателя. Если кабель целый, прозвонить выводы двигателя.
PS
Еще один способ узнать какие провода идут с кнопок не вскрывая корпуса. Отсоединить все три кнопочные провода от пускателя и прозвонить между собой. тот провод, который не будет прозваниваться ни с одним из проводов будет пусковой. чтобы узнать, какой из оставшихся проводов стоповый, а какой общий, нужно нажать на обе кнопки. теперь, тот провод, который не будет прозваниваться ни с одним из проводов, будет стоповым, а провод, не прозванивающийся со стоповым, но имеющий связь с пусковым проводом, будет общим.

Ну вот пока и все. Надеюсь, моя статья пригодиться начинающим электромонтерам. Удачи вам в поиске причин и ремонте пусковой и другой аппаратуры. Пусть Ваше большее время проходит с пользой, а не на долгие поиски всевозможных причин неисправностей.

Основные неисправности магнитных пускателей
1. Признак неисправности:
«Упрямый козел»
Пускатель не включается
Причина.
а) Нет питания на зажимах верхних контактов, отсутствие «нуля» на корпусе.
Способ устранения.
Проверить питание на зажимах контактов. При отсутствии напряжения, подать питание на контакты. Напряжение должно быть как между контактами, так и относительно корпуса. Если нет напряжения между корпусом, а между фазами присутствует, значит, нет «нуля». Проверить нулевой провод на корпусе.
б) Сработало тепловое реле или неисправны его контакты.
Определить причину срабатывания теплового реле, устранить ее, взвести контакты теплового реле в рабочее положение (после остывания тепловых элементов). Если пускатель не включается, проверить состояние контактов. В случае подгорания последних, зачистить или заменить.
в) Обрыв в цепи управления катушкой
Прозвонить кнопки, катушку, контакты теплового реле и провода, подходящие к ним (стоповая кнопка должна прозваниваться, пусковая прозванивается при нажатии на нее, контакты теплового реле прозваниваются в рабочем положении, выводы катушки должны прозваниваться)), а также проверить правильность соединения схемы: все элементы схемы кроме блок-контактов должны соединяться последовательно, блок-контакты параллельно пусковой кнопке.
При необходимости заменить неисправные кнопки, катушку, контакты теплового реле или само реле, провода.
г) Провода стоповой кнопки подключены к нормально разомкнутым контактам (рис. 2): при одновременном нажатии на пусковую и стоповую кнопку, пускатель включается, при отпускании пусковой кнопки, пускатель работает, при отпускании стоповой кнопки, пускатель отключается.
Проверить, к какой группе контактов подключены провода на стоповой кнопке (см. рис. 1). Контакты должны быть нормально замкнутыми. В противном случае переподсоединить провода на нормально замкнутые, в отсутствии последних, заменить кнопку.
д) Перепутаны провода кнопок (рис. 3).
Прозвонить блок-контакты и между стоповым и средним проводом кнопок. В случае электрической связи между блок-контактами, а связь между проводом стоповой кнопкой и средним проводом кнопок отсутствует, означает, что кнопки перепутаны. Поменять провода пусковой и стоповой кнопок (средний провод остается на месте) местами и вновь прозвонить цепь: блок-контакты не должны прозваниваться (при нажатии на пусковую кнопку, цепь замыкается), а между стоповым и средним проводом должна быть связь, при нажатии на стоповую цепь разрывается.
е) Обрыв перемычки между кнопками.
Прозвонить цепь между стоповой и пусковой кнопкой. При нажатии на пусковую кнопку цепь должна прозваниваться. Если нет цепи, значит обрыв связи между кнопками. Вскрыть кнопку и осмотреть перемычку. Восстановить контакт между кнопками.
При нажатии на пусковую кнопку, пускатель не включается, при нажатии на стоповую, пускатель включается и отключается.
3. «Хозяин, рядом!»
Пускатель включается, но не блокируется
а) Обрыв в цепи блок-контактов.
Прозвонить блок-контакты и провода, подходящие к ним
Зачистить или заменить блок-контакты, устранить обрыв проводов
б) Блок-контакты соединены параллельно стоповой кнопке (рис. 3).
При включении пусковой кнопки, пускатель включается, удерживая кнопку и нажимая на стоповую, пускатель не отключается. При отпускании пусковой кнопки, пускатель не работает.
Проверить соединение блок-контактов.
Посадить провода блок-контактов на пусковую кнопку. Если схема собрана согласно рис.4, то провод, соединяющий блок-контакт со стоповой кнопкой отсоединить и соединить с пусковым проводом и катушкой (рис. 1).
4. «Сам себе режиссер»
Пускатель самостоятельно повторно включается и отключается. При нажатии на стоповую кнопку, пускатель отключается, при ее отпускании, все повторяется вновь.
Провода блок-контактов подключены на нормально замкнутые контакты (см. рис. 5).
Проверить, на какие контакты подключены провода блок-контактов.
Установить провода на нормально открытые контакты.
5. «Брызги шампанского».
а) При нажатии на пусковую кнопку происходит короткое замыкание
Контакты пусковой кнопки или (и) блок-контакты включены параллельно катушке (например, как на рис. 6).
Проверить, чтобы параллельно катушке ничего не было подсоединено.
Несмотря на радостное название, ничего хорошего Вам не принесет. Ваше счастье, если автомат быстро сработает (например, АП-50), тогда остается подсоединить цепь управления согласно схемы (рис. 1).
б) Короткое замыкание на нагрузке или в кабеле нагрузке или замыкание между силовыми контактами пускателя.
Отсоединить кабель нагрузки (двигателя). Проверить, нет ли замыкания между нижними контактами. При наличии к. з., осмотреть контакты и корпус крепления контактов. В случае токопроводящих дорожек, прочистить или заменить корпус.
Если контакты «чистые», отсоединить кабель от двигателя и прозвонить кабель и двигатель, найти замыкание и устранить неисправность.
6. «Иду на взлет»
Пускатель гудит, контакты искрят.
а) Катушка подключена на низкое напряжение.
Проверить напряжение в цепи катушки.
Если катушка, рассчитанная на 380 В, подключена на 220, второй провод отсоединить от «нуля» и подключить к другой фазе. В, общем, подать на цепь управления, напряжение, соответствующее напряжению катушки.
б) Загрязнились соприкасающиеся части магнитопровода, плотность прилегания частей недостаточно.
Проверить состояние чистоты соприкасающихся частей магнитопровода.
Почистить «железо». Если пускатель все равно гудит, проверить плотность прилегания соприкасающихся частей с помощью копировальной бумаги. Площадь прилегания должна составлять не менее 70% от площади соприкосновения. В противном случае поверхности отшабрить.
в) Нарушены ампер-витки на ярме (неподвижная часть магнитопровода).
Проверить целостность ампер-витков. В случае нарушения произвести ремонт или заменить ярмо.
г) Витковые замыкания в катушке.
Проверить катушку на витковые замыкания.
Заменить катушку.
7. «Курильская сопка»
Катушка греется, дымится, перегорает.
а) На катушку подается завышенное напряжение.
Проверить напряжение на катушке.
Подать напряжение на катушку, соответствующее расчетному катушки.
б) Повреждены, неправильно установлены или отсутствуют возвратные пружины, на контакторах сильно затянуты пружины.
Проверить состояние и установку пружин, ослабить пружину.
в) Витковые замыкания в катушке.
Проверить катушку на витковые замыкания или заменить катушку.
Заменить катушку
8. «Вечный двигатель – Perpetuum Mobile»
При нажатии на стоповую кнопку, нагрузка (двигатель) не отключается
а) Залипание силовых контактов.
Проверить ход подвижных контактов.
Рассоединить контакты и зачистить, при необходимости заменить.
б) Повреждены, неправильно установлены или отсутствуют возвратные пружины.
Проверить состояние и установку пружин.
Установить правильно пружины, при необходимости заменить.
в) Параллельно стоповой (и пусковой) кнопке подключены блок-контакты, контакты теплового реле, еще какая-либо замкнутая связь.
Проверить схему подключения стоповой кнопки (см. рис.1). Если при разъединении контактов теплового реле пускатель отключается, то схема может быть собрана по рис. 7. Провод блок-контакта переподсоединить с вывода стоповой кнопки на средний провод. Средний провод – провод, соединяющий пусковую и стоповую кнопки.
Параллельно стоповой кнопке ничего не должно быть подключено, сама стоповая кнопка включается в разрыв в цепь с катушкой.
г) Неисправны стоповая или (и) пусковая кнопки.
Прозвонить стоповую кнопку. При нажатии на кнопку, цепь должна разрываться. При прозвонке пусковой кнопки цепь должна также быть разомкнута без нажатия на кнопку.
Если цепь не разрывается, отремонтировать или заменить кнопки.
9. «Впереди планеты всей»
При подаче напряжении на пускатель, двигатель сразу запускается без нажатия на пусковую кнопку
а) Провода пусковой кнопки подключены на нормально замкнутые контакты или неисправна кнопка.
Проверить, на какую группу контактов посажены провода, в случае неправильного подсоединения, подсоединить провода на нормально открытые.
Если провода к пусковой кнопке подсоединены верно, прозвонить кнопку. Если кнопка прозванивается без нажатия на нее, перебрать ее и отремонтировать либо заменить на исправную.
б) Параллельно пусковой кнопке подключены контакты теплового реле или другая замкнутая цепь.
Разомкнуть контакты теплового реле. Если при этом контакты пусковой кнопки не прозваниваются, отключить контакты теплового реле и подключить согласно схеме (рис. 1).
в) Параллельно пусковой кнопке включена стоповая кнопка (рис. 8). В случае замкнутой цепи между контактами исправной пусковой кнопки, нажать на стоповую. Если цепь пропадает, стоповую кнопку переставить согласно схеме (рис. 1).
11. «Полет шмеля»
Двигатель сильно гудит, не развивает оборотов, корпус двигателя сильно греется.
Двигатель работает на двух фазах.
а) На верхних контактах присутствуют не все фазы.
Проверить напряжение на контактах между как между корпусом, так и между собой. Если между корпусом есть напряжение на всех контактах, а между контактами не везде, значит присутствует одноименная фаза.
Проверить питание, идущее на пускатель.
б) На верхних контактах напряжение есть.
Отсоединить два провода, идущих к двигателю. Проверить напряжение на контактах и на проводах. Если на одном из контактов отсутствует напряжение, проверить состояние контактов: зачистить или заменить их.
Если на нижних контактах напряжение есть, а на выходе от одного из тепловых элементов отсутствует, данный тепловой элемент следует заменить.
Если нет напряжения на одном из проводов кабеля (провод, оставшийся соединенным с пускателем, должен быть под напряжением), значит нужно искать поиски в обрыве кабеля, или в двигателе.
12. Пускатель не отключается при перегреве двигателя.
а) Тепловые элементы не соответствуют номинальному току двигателя.
Подобрать элементы и откорректировать винтом точное срабатывание реле по току.
б) Пригорели контакты реле.
Проверить, рассоединяются ли контакты, а также их состояние. В случае залипания, попробовать рассоединить их и зачистить либо заменить.
в) Неисправно само тепловое реле.
Протестировать реле на стенде. В случае не срабатывания, отремонтировать или заменить на рабочее.
13. Пускатель работает нормально, двигатель не работает.
Проверить напряжение на входе и выходе пускателя, а также с теплового реле, предварительно отключив два провода кабеля двигателя. Если нет напряжения на верхних контактах, искать причину питания пускателя. Если нет на контактах, смотреть состояние контактов, при необходимости заменить. Если нет напряжения с тепловых элементов, осмотреть их крепеж, при необходимости заменить. Если нет напряжения на проводах кабеля, прозвонить кабель, предварительно отсоединив его от двигателя. Если кабель целый, прозвонить выводы двигателя.
PS
Еще один способ узнать какие провода идут с кнопок не вскрывая корпуса. Отсоединить все три кнопочные провода от пускателя и прозвонить между собой. тот провод, который не будет прозваниваться ни с одним из проводов будет пусковой. чтобы узнать, какой из оставшихся проводов стоповый, а какой общий, нужно нажать на обе кнопки. теперь, тот провод, который не будет прозваниваться ни с одним из проводов, будет стоповым, а провод, не прозванивающийся со стоповым, но имеющий связь с пусковым проводом, будет общим.
Ну вот пока и все. Надеюсь, моя статья пригодиться начинающим электромонтерам. Удачи вам в поиске причин и ремонте пусковой и другой аппаратуры. Пусть Ваше большее время проходит с пользой, а не на долгие поиски всевозможных причин неисправностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *