Количественная характеристика способностей

Содержание

Качественная и количественная характеристики способностей

Педагогу нужны как качественная характеристика способностей (к чему обнаруживает способности студент), так и количественная их характеристика (насколько быстро данная личность овладевает умениями, навыками, знаниями).

Качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере деятельности человеку легче себя найти, добиться успехов, достижений. Качественные способности могут выступать как набор переменных величин, позволяющих идти к цели разными путями. Идя к цели, человек может компенсировать одни способности другими. Зная качественный набор способностей для той или иной деятельности, можно выяснить, в какой мере тот или иной человек ими обладает.

Количественная характеристика. Существуют специальные тесты умственной одаренности, которые представляют собой ряд вопросов и задач. Успешность их решения (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов и очков, что дает возможность определить коэффициент «умственной одаренности» (IQ) — «ай кью». В США классы А, В, С (эй, би, си) формируются по умственной одаренности. Этот тест на самом деле выявляет наличие у испытуемого умений, навыков, уровень подготовки.

Отечественные психологи оспаривают валидность этого теста, но рациональное зерно в количественных замерах есть. Задача выявления уровня способностей остается актуальной. Время изменило отношение к количественным измерениям способностей в России.

Известный психолог Л. С. Выготский разработал метод определения зоны ближайшего развития. Это путь выявления способностей у ребенка. Он предлагает проводить исследование способностей ребенка дважды. Первый раз решает поставленную задачу сам ребенок, второй раз — с помощью взрослого. Расхождение между двумя результатами становится важной составной частью общей оценки способностей ребенка. Если ребенок не может решить задачу ни сам, ни со взрослым, есть основание говорить о недостаточном уровне его способностей.

Способности не существуют сами по себе. Их формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь — выявление динамики успехов учащихся в процессе обучения.

Психологические тесты, составленные в соответствии со строгими научными правилами, являются радикальным инструментом для того, чтобы проследить динамику приобретения знаний и умений, измерить и выразить их количественный уровень. Система многоуровневого образования не будет давать сбоя, если при отборе контингента на каждый уровень будут учитываться результаты педагогического измерения способностей. Базовые знания по психодиагностике представлены в приложении.

Способности личности, качественная и количественная их характеристика

Размещено на http://www.allbest.ru/

Институт правоведения и предпринимательства

кафедра государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа

по Психологии

на тему: «Способности личности, качественная и количественная их характеристика «

Выполнил (а): студент (ка) 1 курса

заочного отделения, 411 гр.

Калашников А.К.

Санкт-Петербург — Пушкин 2014

Введение

Предметом исследования контрольной работы являются методы исследования возрастной психологии.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

проанализировать особенности отдельных методов изучения возрастной психологии и на основе полученных данных сделать общий вывод о их применении относительно различных возрастных групп исследуемых.

1.1 Понятие и сущность способностей человека

1.2 Классификация способностей человека

способность психологическая личность

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.

Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практически каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т.д., поэтому математические способности могут рассматриваться как общие. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что мы начинаем говорить о наличии у них математического таланта, который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и операций, способности решать сложные задачи и др.

К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Существует также деление на учебные и творческие способности.

Способности могут быть репродуктивными и продуктивными. Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить самоактуализацию, проявить свой творческий потенциал и создать принципиально новые, оригинальные продукты.

От таких классификаций трудно перейти к теории. Поэтому мы более подробно остановимся на другой, генетической классификации, описывающей реальное развитие способностей в онтогенезе.

Существуют и другие определения способностей человека. Согласно утверждениям профессора А.В. Петровского: «способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся». Способности — это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность . Так в свих трудах утверждает еще один специалист в области отечественной психологии — Сорокун П.А. В любом случае, всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе подхода, согласно которому, способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов.

Он выделил следующие три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Так понимаемые способности — это умения второго порядка, умения приобретать умения. Как в механике, где ускорение определяет не темп продвижения (он задан скоростью), а его изменение, т.е. вторую производную пути по времени. Способности в процессе учения и научения формируются стихийно, параллельно с прочими умениями и навыками. Способности складываются в некую форму активности и определяют ее успешность. Один вид деятельности человек выполняет хорошо, демонстрируя соответствующие качества, а к другому у него может не быть способностей. К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом доказал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию. Несмотря на то что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности. Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М. Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека». Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Таким образом, способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. Иными словами, способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.

Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Способности могут быть репродуктивными и продуктивными. Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности.

Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Способность и деятельность. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий (многозвеньевая последовательность рассуждений заменяется короткой связью, вплоть до почти непосредственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность обратимости мыслительного процесса (т.е. способность легкому переходу от прямого к обратному движению мысли), гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, знание специфической структуры профессиональных или специальных способностей чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в процессе обучения и в случаях их отсутствия или недостаточной выраженности формировать необходимые качества для личности ребенка. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др.

Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру

Способность и деятельность. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий (многозвеньевая последовательность рассуждений заменяется короткой связью, вплоть до почти непосредственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность обратимости мыслительного процесса (т.е. способность легкому переходу от прямого к обратному движению мысли), гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др.

Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др.

Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, знание специфической структуры профессиональных или специальных способностей чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в процессе обучения и в случаях их отсутствия или недостаточной выраженности формировать необходимые качества для личности ребенка

2. Психологическая характеристика человеческих способностей

2.2 Качественные и количественные характеристики способностей человека

Говоря о способностях, давая их психологическую характеристику, кроме всего прочего, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности.

Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В данной работе была рассмотрена проблема методологии возрастной психологии, а также определены основные методы ее исследования.

Литература

1. Аминов И.И., Н.А. Давыдов, Н.Д. Эришвили учебник юридическая психология 2012.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2007.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006.

5. Немов Я.С. Общая психология. М. 2008.

6. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. М., 2007.

7. Сорокун, П.А. Основы психологии 2005.

8. Узнадзе, Д.Н. Общая психология 2004.

9. Теплов, Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии 1981.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология Психология развития и возрастная психология: 2005.

Размещено на Allbest.ru

43. Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей.

Виды и уровни развития способностей. Теории происхождения способностей.
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения,
сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются
друг от друга по своим способностям.
Конкретное психологическое содержание понятия «способности» до сих пор остается дискуссионным.
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в
литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их
представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом :
1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических
процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений
способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и
навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное
определение появилось и было принято в психологии XVIII–XIX вв., отчасти является употребимым и в
настоящее время.
3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их
быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение
принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее
точным из всех трех .
Существуют и другие определения способностей человека. Согласно утверждениям профессора А.В.
Петровского: «способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит
успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и
умений не сводятся» .
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают
возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо
деятельность . Так в свих трудах утверждает специалист в области отечественной психологии –

Сорокун П.А.
В любом случае, всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности.
Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности.
Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее
специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность
должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера
этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на
основе подхода, согласно которому, способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и
навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый
Б.М. Теплов .
Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о
свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие,
которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих
деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже
выработаны у данного человека.
Способности складываются в некую форму активности и определяют ее успешность. Один вид
деятельности человек выполняет хорошо, демонстрируя соответствующие качества, а к другому у него
может не быть способностей .
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития.
способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их
приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно
осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной
деятельности.Иными словами, способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она
исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и
формируется.
Качественная характеристика способностей.
качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой
деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче
найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.
Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой
количественной.
Количественная характеристика способностей.
Количественные измерения способностей характеризуют степень их выраженности. Самой
распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты. В последние
десятилетия отечественные психологи разработали большое количество оригинальных тестов, а также
адаптировали к нашим условиям зарубежные. В процессе исследования способностей они используют

систему тестов, которые постепенно усложняются. Эта система получила название батареи тестов
(тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.
Происхождение способностей
Один из самых сложных вопросов психологии — это вопрос о происхождении способностей. В
психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.
1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности — это
врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей
ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у
ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки.
Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна — в четыре,
Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике
проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты
их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые
династия: Бахов, Дарвинов и др.
2. Теория приобретенных способностей. Социальное окружение,атмосфера, в которой растет и
воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди
благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать
деятельность опытных, выдающихся педагогов;
особенности той или иной культуры;
особенности воспитания.
В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное
влияние на развитие способностей.
На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы
наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы
среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных
факторов.
Способности делятся на различные виды по таким критериям:
видам психических функций — сенсомоторные, перцептивные, мне-мические, имажитивные,
мыслительные, коммуникативные;
основному виду деятельности — научные (математические, лингвистические и др.), творческие
(музыкальные, литературные, художественные), инженерные, военные и т. д.
По направленности и специализации различают общие и специальные способности.
,Общие способности — это система свойств личности, с помощью которой можно быстро овладеть
знаниями, умениями и навыками и с помощью их выполнять какую-либо деятельность.
Они формируются на основе задатков и общего развития человека.
Под специальными способностями понимается система свойств личности, обеспечивающая
высокие результаты в одной деятельности.
Способности имеют уровни:
Репродуктивный обеспечивает умение усвоить знания, умения, навыки — ЗУНы, саморазвитие в
какой-либо деятельности. Если учебной, то это способность к самостоятельному научению и овладению
учебным предметом и деятельностью, связанной с ним (физикой, химией, математикой).
Творческий способствует тому, что человек создает что-то оригинальное, еще никому не известное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *