Агнаты и когнаты

16. Римская семья, агнаты и когнаты.

когнатство — натуральное, или кровное, родство

агнатство — родство искусственное, или гражданское.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на:

dominica potestas — над вещами, рабами; manus mariti — над женой; patria potestas — над детьми;

mancipium — над кабальными.

Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, — это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии.

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) — когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии — это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии — это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец — единокровным.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын — родственники 1-й степени, дед и внук — 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

Агнаты

Смотреть что такое «Агнаты» в других словарях:

  • АГНАТЫ — в древн. римском праве все родственники и усыновленные, находящееся под одною родительскою властью в одной семьи, в противоположность когнатам кровным родственникам; в современном западн. праве родственник по мужской линии через мужчин. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Агнаты — вид родства в римском праве, основанный на подчинении одному домовладыке. Описание Агнатами называются лица, соединённые воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник… … Википедия

  • АГНАТЫ — АГНАТЫ, класс или подкласс бесчелюстных рыб. До настоящего времени дожили только миноги и миксины, но в окаменелостях находят остатки множества видов, существовавших еще 450 млн. лет назад … Научно-технический энциклопедический словарь

  • Агнаты — (от лат. agnatus родственник по отцу; англ. agnates) 1) в римском праве все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате заключения брака или усыновления (см. также Агнатическое… … Энциклопедия права

  • АГНАТЫ — в Древнем Риме 1) (лат. agnates, agnats) родственники на основе подчинения власти главы семьи; 2) (лат. Agnati) римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка … Юридическая энциклопедия

  • Агнаты — I Агнаты группа низших позвоночных животных; то же, что Бесчелюстные. II Агнаты (от латинского agnatus родственник по отцу) 1) в римском праве все свободные члены семьи (familia), происходящие по мужской линии от одного… … Большая советская энциклопедия

  • АГНАТЫ — в Древнем Риме 1) (лет. agnates, agnats) родственники на основе подчинения власти главы семьи; 2) (лет. Agnati) римляне, по имени и родословию происходившие по мужской линии от одного умершего предка … Энциклопедический словарь экономики и права

  • АГНАТЫ — (лат. ед. ч. agnatus родственник но отцу) 1) В рим. праве все члены семьи (familia), происходящие по муж. линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления; на А. распространялась власть отца (patria potestas).… … Советская историческая энциклопедия

  • агнаты — 1. агнаты, агнат (зоол.) 2. агнаты, ов (юридич.) … Русское словесное ударение

  • Агнаты — мн. 1. Все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью в результате брака или усыновления (в праве Древнего Рима). 2. Кровные родственники мужчины, связанные происхождением по мужской линии (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Римская фамилия. Агнаты и когнаты

Семья – «фамилия»: отец семейства, жена под властью мужа (зависит от формы брака), дети, внуки, рабы, животные.

Власть домовладыки распространяется на всех. Отношения власти не отделены от отношений собственности.

Классическое право:

Ульпиан – сообщество людей: агнатов и когнатов.

Агнаты – лица под властью домовладыки: жена, невестка, не эмансипированные дети, усыновленные (юридические родственники).

Когнаты – родные дети, замужние дочери, внуки, родители, бабушки, дедушки (кровные родственники).

Предклассический период:

Когнатское родство приобретает юридическое значение. Дети часто отделяются от родителей – малые семьи. Ослабляется власть домовладыки. Когнаты как прямые нисходящие выступают на первый план.

Римская фамилия – самостоятельная хозяйственная единица. Домовладыка – единственное лицо своего права. Домовладыка совершает действия от своего имени в интересах своей семьи. В противном случае это право утрачивается.

1.Домовладыка

2.Сыновья (лица чужого права)

3.Матер фамилиас – жена в браке без власти мужа

4.Дочери

Римская фамилия основана на римском браке.

Брак (Модестин)– союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.

Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias.

Это — агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили: его жена, in manu mariti, т.е. подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.

В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет (см. п. 105). Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis, и т.д. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias.

132. Familia. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.

Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

§ 43. Агнатическое и когнатическое родство

133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего, в свою очередь, основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

134. Род (gens). Но если agnati — это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то, несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке.

Договор найма

Вид концессуального контракта

o Найм (locatio conductio)

§ Найм вещи (имущественный найм) – одно лицо за вознаграждение предоставляет другому лицу пользование вещи.
Предоставлялись как движимые, так и недвижимые вещи.
Узуфрукт. Может передаваться за деньги или за плоды.
Заимодатель несет риск случайной гибели вещи.
Обязанности нанимателя:
— наемная плата
— вернуть вещь по окончанию срока найма
Позже – супефиций и имфетемзис

§ Личный найм – одно лицо за денежное вознаграждение обязуется работать на другое лицо.
— Домашняя прислуга, воспитатели.
Не получил широкого распространения: позорно для римлян.
Регулируется не результат труда, а процесс его исполнения.

§ Найм услуг – отношения регулируют процесс оказания услуг.
Услуги оказываются за плату.
Заключался между равными.

§ Подряд/заказ (найм работ) – одно лицо берется доставить другому лицу готовый результат своей работы.
Договор регулирует уже готовый результат.
Отношения по поводу изготовления ремесленниками вещи; строительства.

§ Перевозка грузов (морская) – найм судна.
Родосский закон о выбрасывании грузов – заимствование греческого морского права
Если для спасения корабля от грозившей опасности пришлось выбросить чьи-то вещи или обрубить мачты и др, то причиненный убыток делится поровну между собственниками грузов.

Билет 15

Понятие и виды брака

Римская фамилия основана на римском браке.

Брак (Модестин)– союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.

Брак:

· С властью мужа – кум ману. Расторгался только по инициативе мужа.

· Без власти мужа – сине ману. Заключался на 1 год. Продолжение брака – уход жены на 3 суток, потом возобновлялся. Для перехода в кум ману женщина должна остаться на срок больше года.

Другие формы сожительства:

· Конкубинат – сожительство с намерением вступить в брачные отношения, если ни одна из сторон не состояла в законный брак, но вступить в брак этим лицам было нельзя –разные сословия. (Сенаторы, наместники, вольноотпущенники, постыдные профессии). Жена не имела права на имущества. Дети не получали полных наследственных прав – надо было признать его.

· Контумбериум – сожительство с рабом. Не допускалось. Наказывалось лишением свободы для женщины.

Условия для вступления в брак:

· Достижения брачного возраста: 12 — женский, 14 – мужской

· Согласие. В цивильном праве – 2х домовладык. В классическом праве – брачующихся, согласие отцов — традиция. Если отец не давал согласия, то его можно было оспорить у магистрата или эмансипация.

· Право на заключение римского брака – брачная правоспособность.

Препятствия:

· Агнатское, когнатское родство

· Запрещены браки между опекунами и подопечными

· Правитель провинции – жительница провинции

· Сенаторы, всадники не заключали брак с вольноотпущенниками, актерским сословием

Прекращение брака:

· Смерть одного из супругов, в том числе измена.

· Изменение статуса лица: плен, потеря гражданства, рабство (долговое рабство не действовало на женатых сыновей).

· Развод – исключительное, редкое явление. По инициативе мужа. Соблюдение формальностей.

o В браке сине ману – развод свободен, дети остаются в семье отца. Формула: «Возьми с собой свои вещи», произносилась при 7 свидетелях. Расторгался по иску домовладыки одного из членов брака.

Браку предшествовала помолвка, сговор, обручение – обещание вступить в брак в дальнейшем.

Дети могли быть помолвлены уже в 7 лет. Сопровождалось обменом или дарением. Стоимость полученного брачного задатка возмещалось в двойном размере.

Обручение можно было свободно расторгнуть – «Я не следую твоей семье» при 7 свидетелях. Двойное обручение – основание к суду.

15. Римская фамилия. Агнаты и когнаты

Римскую семью мог основать только римский гражданин как облада­тель jus conubi. РП признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias — независимость от чьей-либо власти в семейном порядке т. е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) — второсте­пенный признак, вытекающий из первого. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотре­нию. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободив­шись от patna potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки — под власть своих отцов, над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей. имущества. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхожде­нии от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственни­ками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына Родные брат и сес­тра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей

16. Понятие и виды брака. Личные и имущественные отношения супругов. Конкубинат

Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин). В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву (то есть брак между римскими гражданами), брак по праву народов и конкубинат — дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Характерными чертами брака признавались: 1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2) согласие партнера; 3) наличие половой связи между партнерами в браке; 4) желание партеров заключить брачный союз; 5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза. Виды законного римского брака:– cum manu – брак с властью мужа, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр. – sine manu – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц). Личные отношения супругов по римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака: – в браке cum manu жена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. – брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юр равными объектами. Независимо от формы брака жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т. е. невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и влекущей для нее штрафные последствия).Имущ отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака:– при заключении брака в форме cum manu все имущество жены переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Но жена имеет право на наследование в качестве агнатической родственницы; – при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без спец разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении две категории брачных имуществ:– приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое – имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;– брачные дары (dos propter nupdas) — подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового – поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением. Конкубинат -регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины не имеющих возможности вступить в полноценный брак (например, закон запрещал брак лиц сенаторского сословия с вольноотпущенницей). Дети, рождённые в К., имели ограниченное право наследования после родителей, устанавливался порядок их узаконения (другие категории внебрачных детей полностью лишались имущественных прав).

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты.

От семьи следует отличать род– это совокупность семей, некогда имевших общего домовладыку. Эти лица, как правило, носили общую фамилию, имя, поскольку имели общих предков. Близость родства определялась степенями и линиями. Степень определяется числом рождений, связывающих двух лиц (отец и сын будут в первой степени родства, дед и внук – во второй и т.д.).Когда лица происходят один от другого, то говорят о прямой линии. Восходящей линия будет, если идти от рождённого к рождающему (сын-отец), нисходящая – от рождающего к рождённому (отец-сын). В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство. Агнатское родство– это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское родство– это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови. Агнаты и когнаты могли относиться к разным родственным отношениям. Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи. Таким же образом и дочь домовладыки, вышедшая замуж, уже не являясь его агнаткой, по-прежнему оставалась его когнаткой. Разделение агнатов и когнатов имело огромное значение для частноправовых отношений в Риме.По мере разложения основ патриархальности, когда принципы традиционной семьи были подорваны, а власть домовладыки была существенно ограничена, на первый план стало выходить кровное, когнатское родство. По мере развития римского семейного права когнатское родство полностью вытеснило агнатское родство, и в императорский период агнатское родство считалось пережитком цивильного права, в силу чего было упразднено в процессе кодификации РЧП. Развитие институтов родства было связано с заменой общей (семейной) собственности индивидуальной (частной).

22. Лица своего права и лица чужого права. Основываясь на зависимости остальных членов семьи от отца, можно говорить о том, что власть домовладыки была так называемым «лицом своего права» т.е. мог самостоятельно совершать сделки и нести ответственность по обязательствам. Остальные домочадцы были «лицами чужого права», т.е. самостоятельно сделки совершать не могли, за них сделки совершал домовладыка, однако при этом неся и ответственность за действия подвластных лиц. Общие тенденции развития отцовской власти были таковы: изначально власть отца над подвластными была бесконтрольной и безграничной, но в дальнейшем законодательно ограничена и смягчена, прежде всего, в отношении сыновей.Итак, первоначально объём отцовской власти был довольно широк.Домовладыка имел следующие права в отношении подвластных: 1. Право жизни и смерти.

2. Право признавать ребёнка своим. 3. Право совершения сделок за подвластных. 4. Право отдавать подвластных третьим лицам в возмещение ущерба или внаём как рабочую силу. В период республики власть отца была существенно ограничена. Так, был введён запрет на наложение наказаний на детей, если они производились не из дисциплинарных соображений. Подвластным сыновьям было предоставлено право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, право требовать алименты, право на заключение сделок. Таким образом, была предпринята попытка законодательного признания

дееспособности подвластных детей. Сыновья, несущие военную службу, могли самостоятельно приобретать имущество, так называемый военный пекулий. Аналогичное правило касалось и сыновей, несущих государственную службу.

23. Свойство: понятие, виды, правовое значение.От родства следует отличать свойство – отношение одного супруга к когнатам другого (свёкор, сноха, зять, тёща). В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.

24. Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения.Согласно римскому праву бракопределялся как «законосообразное полное соединение мужчины и женщины для взаимной общности жизни», то есть брак понимался как полная власть мужа над женой, влекущая «домашнее подчинение» и «домашнюю принадлежность жены».Формы заключения брака. Также древнейформой заключения брака являлось похищение жены мужем.

— Римскому праву известна религиозная форма заключения брака, существовавшая в обществе патрициев. Данная форма заключения брака состояла в даче клятвы Юпитеру брачующимися и группы римских граждан. — Третьей формой заключения брака являлось основание совместной жизни, представляющей собой простое переселение жены к мужу.Виды брака. 1)Брак с мужской властью. Жена была полностью зависима от мужа в личных и имущественных отношениях. При заключении данного вида брака — все имущество жены переходило в собственность мужа. При разводе жена имела право забрать с собой только определенную долю имущества. Все приобретения жены во время брака поступали в собственность супруга.2) Брак, при котором жена не находилась под властью мужа и поэтому не являлась членом его агнатической семьи. Вступив в такой вид брака, она продолжала находиться под властью своего отца или своих агнатических опекунов. Данный брак возник из простого сожительства. При его заключении имущество женыне переходило в собственность мужа, а принадлежало ей. При разводе жена забирала свое имущество с собой. Все приобретения жены во время брака оставались в собственности жены.Требования к лицам, вступающим в брак:- наличие согласия брачующихся, если они находились под властью домовладыки, то и его согласие;- достижение половой зрелости;- брачующиеся не должны были состоять в брачных отношениях.Брак между мужчиной и женщиной запрещался:если мужчина и женщина уже состояли в браке;- при наличии душевной болезни, предшествующей заключению брака; если душевная болезнь наступала после заключения брака, он мог быть сохранен или расторгнут;- при наличии кровного родства, по прямойлинии; неограниченно, по боковой — до четвертой степени;- браки между опекунами и подопечными;

— браки между правителями провинций и ее жительницами;- браки между свободнорожденными и вольноотпущенными Если такие браки заключались, то они аннулировались.Прекращение брака:

— смерть одного из супругов;- утрата свободы одним изсупругов;- развод.Contubemium- союз между рабом и рабыней. Их отношения фактически были признаны, но юридически не существолвали.

14. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.

Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.

Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.

Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.

Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.

Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.

Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.

Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.

К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство.

Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *