Лихтеровозная транспортно технологическая система

Лихтеровозная транспортно-технологическая система

Сущность лихтеровозных перевозок

Определение 1

Лихтеровозные (или лихтерные) перевозки – интермодальные грузовые перевозки с участием водного транспорта для грузоотправителей, расположенных на водных путях. Перевозка груза осуществляется в лихтерах, которые буксируются с причала к судну-лихтеровозу.

Основной элемент лихтеровозной системы – судно-лихтеровоз, которое используется для перевозки на борту крупных грузовых единиц – лихтеров.

Определение 2

Лихтер – грузовое безэкипажное несамоходное морское судно с водонепроницаемым люком, которое используется для перевозки грузов с использованием буксирных судов. Лихтеры также называют «плавучие контейнеры».

Сущность лихтероворзной технологии состоит в следующем: груз загружается в лихтеры, которые транспортируются с причала до судна при помощи буксира. Далее лихтеры при помощи механизмов, которыми оснащен лихтеровоз, поднимаются и расставляются на борту. По прибытию к порту назначения лихтеры сбрасываются на воду и аналогично транспортируются до причала с помощью буксиров.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основное назначение лихтеровозной интермодальной технологии − развоз мелких партий грузов по морю в любую точку, даже на берег необорудованный причалами.

Технология лихтеровозной перевозки

Лихтеровозная интермодальная технология может быть реализована для следующих схем перевозки:

  • речной порт отправления – море – речной порт назначения;
  • морской порт – море – речной порт;
  • речной порт – море – морской порт.

Замечание 1

Технология лихтеровозной перевозки состоит из следующих операций:

  1. загрузка лихтера в пункте отправления груза (непосредственно в порту или на причалах грузоотправителей);
  2. подвод лихтеров к борту судна-лихтеровоза при помощи толкачей или рейдовых буксиров;
  3. подъем лихтеров на борт лихтеровоза;
  4. перевозка лихтеров на борту лихтеровоза по морскому участку пути;
  5. сброс лихтеров на воду в морском порту назначения либо вблизи устья реки;
  6. отвод лихтеров к местам выгрузки по реке или в морском порту;
  7. подъем на борт порожних лихтеров или загруженных в обратном направлении;
  8. разгрузка лихтеров в пунктах назначения.

Лихтеровозная технология перевозки позволяет реализовать следующие возможности:

  • доставка грузов в мелководные необорудованные речные или морские причалы;
  • перевозка и по мелководным рекам, и в межконтинентальном сообщении;
  • перевозка по принципу «от двери до двери» (для грузовладельцев, находящихся на водных путях);
  • выполнение перегрузочных работ без использования механизированного портового оборудования (что важно для небольших портов).

Преимуществами лихтеревозной системы является:

  • сокращение времени и стоимости перегрузочных работ;
  • повышение оборачиваемости лихтеровозов по сравнению с универсальными судами (за счет того, что судно не заходит в порт и не простаивает под грузовыми операциями);
  • повышение производительности грузовых работ за счет использования укрупненных грузовых единиц – лихтеров.

Недостатками лихтеревозной системы является:

  • высокие капиталовложения на строительство технических средств − лихтеровозов, лихтеров, буксиров-толкачей и др.
  • низкие маневровые характеристики лихтеровозов, что может уменьшать скорость перевозки;
  • неполное использование грузоподъемности судна лихтеровоза за счет собственного веса лихтеров;
  • необходимость создания акватории для выполнения подъема и спуска лихтеров.

Мультимодальные доставки грузов с использованием лихтеровозной системы

Введение

  1. Общая характеристика лихтеровозных мультимодальных систем.
  2. Основные технико-эксплутационные характеристики лихтеровозов различных типов.
  3. Международные и Российские компании оперирующие лихтеровозными траспортно-технологическими системами.
  4. Перспективные направления развития лихтеровозных систем.

Заключение

Список литературы

Введение

Организация перевозочного процесса в настоящее время играет всю большую роль в современном мире. Скорость доставки, регулярность, качество перевозки влияет на оборачиваемость капитала, оказывает влияние на весь процесс производства. Поэтому, усовершенствование транспортных технологий – это один из актуальных вопросов в современном мире. В последнее время всю большую популярность приобретают мультимодальные перевозки, так как они во многом упрощают процесс взаимодействия различных видов транспорта. Одним из видов мультимодальных перевозок является лихтеровозная система. Эта система обычно используется на внутренних водных путях, или сообщениях «река-море» и может обеспечить доставку «от двери до двери».

Многие реки, используемые в мировом судоходстве имеют недостаточные глубины, порты на них рассредоточены и имеют плохое оборудование и оснащение, а значит лихтеровозная система подходит для таких портов, и позволяет даже необорудованным портам участвовать в мировой транспортной системе. Конечно у любой системы есть свои недостатки, лихтеровозная не исключение. Но практика СССР показывает, что эта система может работать эффективно.

В работе рассмотрены различные типы лихтеровозных систем, их эволюционирование, перспективы развития и новые возможности использования. Рассмотрен проект создания новой системы, подобной лихтеровозной в Европе, а также в работе рассматривается история и возможности дальнейшего развития международной компании Интерлихтер.

  1. Общая характеристика лихтеровозных мультимодальных систем.

Перевозкой груза в смешанном сообщении сегодня считают ту, в которой доставку груза от отправителя к получателю осуществляют, по крайней мере, два различных вида транспорта, когда она выполняется на одном маршруте под ответственность только одного перевозчика, по единому транспортному документу, подтверждающему заключение договора перевозки, и оплачивается по единой сквозной тарифной ставке. В ст. 788 ГК РФ такая перевозка определяется термином – «прямое смешанное сообщении». За рубежом они получили наименование «мультимодальных»

Интермодальным сообщением называется транспортно-технологическая система организации перевозок с использованием в перевозочном процессе нескольких видов траспорта, при которой перевозка «грузового места», т.е. груза в грузовом модуле или самого модуля порожнем, выполняется под ответственность одного перевозчика, по единому документу, по варианту «от двери до двери» и «точно в срок», которая оплачивается по единой сквозной ставке с освобождением грузоотправителя от забот в части выбора маршрута, средств транспорта, портов складских помещений, перегрузочного оборудования

Транспортно-технологическая система интермодальных перевозок оперирует в отличии от мультимодальных перевозок не с грузом вообще, а с укрупненными грузовыми единицами (УГЕ), к которым относят: котейнеры, трейлеры, съемный кузов автомобиля, роллтрейлеры, лихтеры, флеты и т.д.

Экономический эффект интермодальных перевозок проявляется в сокращении общего срока доставки груза, уменьшения терминальных расходов за счет доведения до минимума складирования грузов на терминалах, совмещения процесса хранения с перевозкой речным транспортом. Издержки обращения уменьшаются за счет сокращения числа расчетных операций, ограничения реестра договоров, ускорения банковских процедур в ходе движения товаров от производителя к потребителю.

Лихтеровоз(баржевоз)- узкоспециализированное крупнотоннажное морское судно для перевозки одного или нескольких, строго определенных видов грузов. Лихтеры(баржи) –речные суда с небольшой осадкой. Конструктивные особенности судов-лихтеровозов зависят от типа лихтеровозной системы, составным элементом которой они являются. В каждой лихтеровозной системе существуют 3 фактора, которые оказывают влияние на конструктивный тип лихтеровоза:

— параметры лихтера, принято за модуль укрупнения;

— тип грузоподъемного устройства;

— целевое назначение лихтеровоза — магистральный или фидерный.

Это технология перевозки «от двери до двери» при условии, что производитель и потребитель находятся на водных путях, связанных между собой

Принципиально система выглядит так:

  1. Груз грузится в баржи на причалах клиентуры, расположенных на внутренних водных путях.
  2. Баржи толкаются или буксируются к месту в устье реки, куда прибудет лихтеровоз и группируются на специальной акватории
  3. После прибытия лихтеровоза баржи с него выгружаются, а те, которые находятся на акватории, поднимаются на борт лихтеровоза.
  4. Выгруженные с лихтеровоза баржи объединяются в составы и толкаются или буксируются потребителю во внутренним водным путям.

Способ перевозки грузов с помощью лихтеров или, говоря иначе, плавучих контейнеров может удовлетворить самым разнообразным условиям в портах и меняющимся требованиям клиентуры.

Такая транспортная система сможет связать между собой грузопотоки и сети внутренних водных путей, разъединенные морем. Это, например, дает технические возможности для совместной работы морского и речного транспорта в рамках все углубляющейся экономической интеграции.

Рис.1 Транспортная система с использованием лихтеров (перевозка, перегрузка и распределение лихтеров)

Особенностью всех типов лихтеровозных систем является то, что главные размерения лихтеров соответствуют размерениям речных барж в обслуживаемых районах. Так, лихтеры типа ЛЭШ ориентированы на параметры европейских и рейнских барж, Си-Би на параметры американской баржи и баржи Дунай-Майн, типа Бако с учетом их использования на побережье Африки и, наконец, параметры лихтера Бакат выбраны с учетом ограничения судового хода на внутренних водных путях Англии. Во всех случаях ширина лихтера равна ширине соответствующей речной баржи, а длина составляет 1/4 или 1/2 длины соответствующей речной баржи.

Погрузка и выгрузка лихтеров на лихтеровоз (судно-матку) в настоящее время производятся тремя способами:

— подъем лихтера с воды козловым краном и установка его в соответствующую ячейку на судне;

— подъем лихтера с воды синхролифтом-подъемником до уровня определенной грузовой палубы и затем передвижка транспортером до места его установки на судне;

— балластировка судна и притопление грузовой палубы судна-матки до определенного уровня заводки лихтеров в док-камеру, затем всплытие судна-матки вместе с погруженными на него лихтерами путем откачки за борт балласта (Фи-фо) (float in/float off).

Современные лихтеровозы по своему назначению разделяются на две размерные группы: океанские лихтеровозы, обеспечивающие большие устойчивые грузопотоки между крупными портами отдельных регионов, и суда-лихтеровозы, обеспечивающие фидерные перевозки лихтеров между большим числом мелководных и слабооборудованных портов определенного региона.

Лихтеровозную систему можно сравнить с перевозкой в судах смешанного «река-море» плавания и с традиционной перевозкой в морских судах. Однако, по сравнению с лихтеровозной системой, суда смешанного «река-море» плавания имеют следующие недостатки:

-ограничения по погодным условиям в морских бассейнах

— относительно большая осадка, затрудняющая их заход в боковые и некоторые магистральные реки с недостаточной глубиной судового хода

— относительно малая грузоподъемность (1,7-3 тыс.т.), которая ограничена габаритами внутренних водных путей.

Этих недостатков лишен лихтеровозный способ, т.к. грузоподъемность лихтеровоза определяется независимо от габаритов речных путей, а исходя из возможностей морского судоходства. Габариты и грузоподъёмность лихтеров должны быть такими, чтобы они могли заходить в реки с малыми глубинами. Основное преимущество этого способа сотоит в возможности обеспечить максимально высокое использование по ходовому времени наиболее дорогостоящей части системы – лихтеровоза. Основной экономический эффект от внедрения лихтеровозной транспортно – технологической системы может быть получен за счет морской составляющей, т.е. за счет увеличения оборачиваемости морских судов и исключения грузовых операций в устьевых портах.

По сравнению с морскими судами, лихтеровозные транспортно – технологические системы обладают следующими преимуществами:

— сокращение стояночного времени морского судна и стоимости перевалочных работ на стыках морского и речного транспорта

— более высокая оборачиваемость лихтеровозов по сравнению с судами универсального значения

-большая грузоподъемность лихтеровозов по сравнению с обычными судами, т.к. исключается необходимость захода в порт и постановку их к причалу.

Лихтеровозные системы позволяют:

— обеспечить усвоение устойчивых грузопотоков

— одновременно обрабатывать различные грузы по единой технологии

— выполнять перевалочные операции без использования портовой техники и складов. Это преимущество особенно ценно для развивающихся стран, имеющих слаборазвитый флот и портовое хозяйство.

— рассредоточит груз судна –лихтеровоза одновременно на причалах нескольких портов

— сократить затраты на перевалочные работы, которые можно выполнять без захода в порт

— снизить страховые ставки и портовые сборы в связи с уменьшением числа рейсов и судозаходов

— упростить перевозочную документацию и взаиморасчеты между грузоотправителями, перевозчиками и грузополучателями.

Недостатками лихтеровозной транспортно-технологической системы являются:

— неполное использование грузоподъемности лихтеровоза (примерно на 70%) за счет собственной массы лихтеров и необходимости соблюдения интервалов между ними при размещении на лихтеровозе

— значительно большие, по сравнению с традиционными системами вложения на строительство всего комплекса технических средств ( лихтеровоза, комплекта лихтеров, фидерных лихтеровозов, транспортных и фидерных буксиров-толкачей, рейдового хозяйства и др.)

— малая грузоподъемность лихтеров по сравнению с речными баржами, эксплуатируемыми на сравниваемых направлениях, приводит к увеличению себестоимости доставки грузов и снижению пропускной способности судопропускных сооружений

— необходимость создания акваторий для выполнения операций по перегрузке лихтеров

— низкие маневренные характеристики лихтеров и составов из них. Так скорость состава из лихтеров системы ЛЭШ по сравнению со скоростью толкаемого состава аналогичной грузоподъемности как в груженом, так и в порожнем состоянии ниже почти в два раза.

В СССР было образовано международное судоходное коммерческое – предприятие — Интерлихтер, которое выполняло перевозки внешнеторговых грузов придунайских стран без промежуточных перевалок путем использования лихтеровозной системы. Образовано в 1978 г. по соглашению между правительствами НРБ, ВНР, СССР и ЧССР и включало Болгарское речное пароходство, Венгерское акционерное судоходное общество, Советское Дунайское пароходство и Чехословацкое Дунайское пароходство. И. арендовало у Советского Дунайского пароходства на долгосрочной основе 2 лихтеровоза: „Юлиус Фучик» и „Тибор Самуэли». Лихтеры загружались в портах на всем протяжении судоходной части Дуная — от Измаила до Регенсбурга. Средний круговой рейсооборот лихтеровоза на линии Дунай — Индия равнялся 32 суткам, а на линии Дунай — Меконг — 46 суток.

В настоящее время предприятие состоит из четырех судовладельческих компаний: Болгарского речного пароходства , Венгерского судоходного акционерного общества “Махарт” , ОАО “Северо-Западное пароходство” и Словацкого дунайского пароходства и портов .

  1. Основные технико-эксплутационные характеристики лихтеровозов различных типов.

В настоящее время в мировых перевозках используется 5 типов лихтеровозов.

Лихтеровоз типа ЛЭШ (lighter aboard ship); — однопалубное судно, имеющее ячеистую конструкцию трюмов,предназначенный для перевозки лихтеров грузоподъемностью до 500 т. с кормовым расположением машинного отделения

На верхней палубе установлен передвижной козловой кран грузоподъемностью 500 т. Для погрузки лихтер заводят в кормовой вырез, расположенный между двумя консолями, швартуют, затем стропят и поднимают на борт судна. Поднятый лихтер переносят краном до соответствующей ячейки и устанавливают на место. Масса груженого лихтера около 450 т, основные размерения 18,7×9,5×3,9×2,5 м. Большинство лихтеровозов типа ЛЭШ могут перевозить не только лихтеры, но и контейнеры, для чего надо переоборудовать ячейки трюмов направляющими планками для установки и крепления контейнеров.

Рис. 2 Судно типа ЛЭШ

Одно из первых судов этого типа «Акадия форест», построенное в Японии в 1969г., имеет следующие характеристики: длина 262 м, ширина 32 м, осадка 11,2 м , скорость 19,3 узлов,вместимость 73 лихтера ЛЭШ по 370 т.К числу океанских лихтеровозов типа ЛЭШ относится атомный лихтеровоз отечественной постройки «Севморпуть», который по своему техническому оснащению и ледопроходимости, является уникальным и самым совершенным в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *