Методы влияния государства на экономику

Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Государственное регулирование реализуется посредством различных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т.п.

Формы воздействия государства на экономику

В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия на экономику Растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, повышаются налоги, имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня колеблется от 20 до 60%), значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство нс только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной. Однако, несмотря на огромные усилия Правительства РФ, одними из самых характерных черт органов государственного управления России до сих пор являются их коррумпированность и связь с теневой экономикой. По оценкам экономистов, размеры теневого сектора в нашей стране составляют около 25% всего объема экономики. Россия только с 2002 г. присоединилась к борьбе с отмыванием незаконных денег. В настоящее время у нас нет полного комплекта нормативных документов и экономических рычагов борьбы с коррупцией. Для повышения эффективности государственного управления необходимо их создание и внедрение в экономическую систему в минимальные сроки.

Методы воздействия государства на экономику

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику. Под прямым воздействием понимается такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не па самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером подобного рода воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности. Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги — один из основных методов косвенного регулирования.

Методы управления также могут быть административными и экономическими. К административный методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. К примеру, административные меры часто применяются при охране окружающей среды. Так, в Париже, в старых районах, капиталовложения в новое строительство запрещены, в том числе и из-за экологических соображений. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.н.

Направления государственного регулирования экономики

Говоря о государственном регулировании можно выделить следующие направления: а) регулирование капиталовложений; б) регулирование сбыта; в) регулирование рынка рабочей силы; г) стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Регулирование капиталовложений

Посредством регулирования капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизм. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство в странах Запада покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства намного меньше ресурсов, чем если бы государство само занималось капиталовложением в данную сферу. Но частные фирмы даже при такой поддержке государства не всегда вкладывают средства туда, куда требуется с точки зрения общехозяйственных интересов. Поэтому необходимы как частные, так и государственные инвестиции. В федеральных государствах регулирование сложнее, чем в унитарных, поэтому регулирование экономики в России, и в частности регулирование капиталовложений, требует более сложного механизма и больше средств, чем в других государствах бывшего СССР.

Регулирование сбыта

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Запада. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса. В условиях дефицитной экономики речь может идти не столько о стимулировании спроса, сколько о его ограничении, поэтому система потребительского кредита в условиях начала и середины 1990-х гг. не нашла широкого применения в России. В настоящее время в пашей стране наблюдается постепенное развитие потребительского кредитования. При наличии приватизированного жилищного фонда и увеличении темпов роста строительства нового жилья коммерческие и государственные структуры будут вынуждены более широко применять потребительский кредит, поскольку государству выгоднее погасить часть стоимости кредита за счет собственных средств, чем полностью вкладывать свои средства в расширение жилищного фонда.

Государственные закупки существуют во всех странах, но особенно они развиты в США. Закупки осуществляются через государственный заказ у тех фирм, для которых он выгоден, поскольку гарантирует сбыт и соответственно прибыль. В силу этого госзаказ не навязывают, а наоборот, фирмы стремятся к его получению. В нашей стране в настоящее время госзаказ существует, по, к сожалению, он не всегда оплачивается вовремя, и это не способствует развитию положительных рыночных тенденций в экономике.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется государством по ряду направлений, в частности, через установление:

  • • максимальной продолжительности рабочей педели (в большинстве стран Запада продолжительность рабочей недели составляет 42—45 часов);
  • • минимальной величины заработной платы;
  • • порядка взносов на нужды социального страхования (в России предприятия уплачивают единый социальный налог в размере 26% от фонда оплаты труда);
  • • государственного стимулирования профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса и обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в большинстве западных стран финансирует более 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются не под количество персонала, а под конкретный проект. Внедрение достижений НИОКР стимулируется налоговыми льготами. Большое внимание уделяется развитию системы подготовки специалистов с высшим образованием. На эти цели даются заказы и соответствующее финансирование. В нашей стране развитие науки на протяжении многих лет было прерогативой государства. За десятилетия расходы на эти цели уменьшились в 8—10 раз. По мнению специалистов, если в ближайшее время эта тенденция не будет преодолена, то восстановить научный потенциал будет практически невозможно или же это потребует резкого сокращения личного потребления, доходов физических лиц, как это происходило в 1920—1930-е гг.

Помимо перечисленных выше форм государственного регулирования можно выделить и такие формы, как государственное программирование, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д. Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет свои особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся (см. гл. 16—19):

  • • финансовая политика;
  • • фискальная политика;
  • • денежно-кредитная политика;
  • • политика регулирования доходов;
  • • внешнеэкономическая политика;
  • • социальная политика.

Методы воздействия государства на экономику

Государство управляет экономикой с помощью специальных методом (способов, приемов). Эти методы делятся на две большие группы.
В первую — входят командные методы. Иногда их называют командно-административными.
Действие командных методов основано на принуждении. Эти метлы заставляют выполнять решения государства независимо от желания исполнителей. Их сущность можно выразить фразой: «приказ начальника — закон для подчиненного».

Дли командных методов государство использует такие рычаги нондействия, как приказы, указы, постановления, директивы, инструкции.
Когда государственные команды наделяются юридической силой, они становятся законами. Законы — самые важные рычаги воздействия, потому что их обязаны выполнять все, на кого они распространяются.

Основная сфера применения командных методов — государственная экономика (заметьте: она не случайно называется также командной). В этой экономике государство является единоличным хозяином, предприятия и работники подчинены ему и служат исполнители ми его решений.

Эти методы государство отчасти применяет и в рыночной экономике. Ведь участники рыночной экономики нуждаются в условиях, Которые создаются обществом для их предпринимательской деятельности (например, в правопорядке, безопасности, образовательном потенциале населения, достижениях научно-технического прогресса).

Созданием таких условий распоряжается государство. Поэтому в обмен на их получение участники рыночной экономики Попадают в зависимость от государства и вынуждены подчиняться ecu командам. Так, с помощью командных методов государство разрешает или запрещает деятельность частных предприятий, контролирует их работу, отчисляет в пользу общества часть получаемых доходов.

Командные методы управления экономикой — методы (способы) управления экономикой, основанные на принуждении; приказах, постановлениях, директивах, инструкциях, законах.

Вторую группу составляют рыночные методы. Иногда их не совсем верно называют экономическими методами.
Действие этих методов основано на учете экономических интересов. Основная сфера распространения — рыночная экономика.
Участники этой экономики самостоятельно, без помощи государства создают товары и потому экономически независимы от него. По этой причине командные методы здесь менее эффективны. Например, приказ государства производить больше товаров для школьников вряд ли будет «услышан» частными предприятиями, если производство таких товаров невыгодно и не приносит прибыли (заметьте, что этого не могут сделать участники государственной экономики).

Рыночные методы действуют по правилам рынка: решения государства выполняются не по принуждению, а в обмен на блага, вызывающие экономический интерес частных производителей. Государство выступает своеобразным продавцом своих решений, а частные производители — их покупателями.

Для рыночных методов государство использует такие рычаги, как предоставление кредитов на льготных условиях, снабжение природными ресурсами по низким ценам, передача в собственность части общественного имущества, предоставление субсидий.

Считается, что самая большая государственная субсидия, выданная когда-либо правительством США, была получена гигантской автомобильной компанией «Крайслер». В 70-х годах XX в. компания стояла на грани разорения, а это означало, что тысячи людей останутся без работы, и государственная казна недополучит миллионы долларов в виде несобранных налогов. Поэтому было решено оказать компании денежную помощь, достаточную для уплаты долгов.

Решение правительства оправдалось, и автомобильный гигант снова стал процветать.

Нередко государство пользуется таким рычагом, как гарантированный заказ. В этом случае оно объявляет себя покупателем продукции частного предприятия и этим гарантирует ему получение дохода от продаж. В условиях острой конкуренции за рынки сбыта, такой заказ исключительно выгоден, и ради его получения частные предприятия всегда готовы к сотрудничеству с государством.

Одним из основных рычагов рыночных методов служат налоги. Они заставляют действовать в желаемых для государства направлениях. Маневрируя ими, повышая или понижая, можно заинтересовать предприятия в выполнении государственных решений.
В странах СНГ (например, России, России, Украине) немало женщин трудятся в условиях, которые наносят вред женскому организму. Законы запрещают использовать труд женщин в таких условиях. Но предприятия нарушают законы.

Один из основных принципов японского производства — заставить работники усердно трудиться на хозяина по собственному убеждению. Японское экономическое чудо в значительной мере обязано осуществлению этого принципа.
социально-психологические методы управления экономикой — (способы) управления экономикой, основанные на убеждениях, влиянии на взгляды и жизненные ценности работающих.

Методы и проблемы государственного воздействия на экономику

Методы государственного воздействия на экономику

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы — административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические — надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию — начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков .

В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч. Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов — фискальная и стимулирующая — способствуют достижению разнообразных целей — от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных — обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах — 5 — 6% ВВП .

Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае оказывается через деньги — своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей. Это и воздействие на валютный курс и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные — в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы. В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства — например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни — через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера — допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории — либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера .

Следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *