Нарушение предложения с однородными членами

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.

Вот и подъехали мы, ребята, к станции, на которой нам придётся задержаться. Ведь она касается задания № 8- одного из самых объёмных и важных, ведь за него можно получить целых 5 баллов! Да, правил много, за один день нам все нам не разобрать. Чтобы хорошо усвоить материал, научиться правильно выполнять задание № 8, мы с вами разделим темы на несколько дней. Итак, начинаем с первой темы.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Предложения с однородными членами.

Типичные ошибки в построении предложений с однородными членами.

  • Неверное употребление двойных союзов: не только…, но и; не столько…, сколько; если не…, то.

Ошибка заключается в том, что первая часть союза ставится НЕ перед первым однородным членом.

Рассмотрим пример.

Тема была не только интересна для автора, но и для читателей.

(В данном предложении однородные члены для автора, для читателей. Первая часть союза должна стоять перед ПЕРВЫМ однородным членом.)

Верный ответ.

Тема была интересна не только для автора, но и для читателей.

  • Неверное употребление зависимого слова при однородных членах.

Запомните: если два однородных члена имеют одно зависимое слово, то оно должно стоять в одинаковом для обоих слов падеже. Если это не получается, значит предложение построено неверно.

Рассмотрим пример.

Она любил и восхищался музыкой этого композитора.

(Любил (что?) музыку, восхищался (чем?) музыкой.

В данном случае при слове «любил» зависимое слово должно стоять в винительном падеже, а не в творительном, как в этом предложении).

Правильно построение данного предложения.

Он любил музыку данного композитора и восхищался ею.

  • Неверное построение предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Запомните: однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

Рассмотрим пример.

Неверно.

Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, М.С.Салтыков-Щедрин.

(В данном случае однородные члены должны стоят в том же падеже, что и обобщающее слово «классиков»- в родительном.)

Верно.

Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских классиков: Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, М.С.Салтыкова-Щедрина.

  • Пропуск предлога при однородных членах.

Нужно хорошо помнить: если при однородных членах хотя бы один предлог отличается от остальных, то его нельзя пропускать.

Рассмотрим пример.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, скверах.

На улицах, на площадях (предлог на можно пропустить), НО в скверах.

Как видим, с третьи однородным членом должен употребляться другой предлог, поэтому он не может быть пропущен, это ошибка.

Верно.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Подведём итоги.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с однородными членами.

  • Найдите в предложении однородные члены (они должны отвечать на один и тот же вопрос, относиться к одному и тому же слову, быть одним и тем же членом предложения).

  • Посмотрите, есть при них двойные союзы. Если есть, то проверьте, где находятся части двойного союза: одна часть должна стоять перед первым однородным членом, вторая – перед вторым)

  • Обратите внимание, есть при однородных членах зависимое слово.

Задайте от каждого однородного члена к нему вопрос: если вопрос подходит, то предложение без ошибки, если нет, то здесь ошибка.

  • Если в предложении есть обобщающее слово, то проверьте, в каком падеже стоят однородные члены. Они должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слов.

  • Ели при однородных членах стоит хотя бы один предлог, проверьте, подойдёт ли этот предлог для каждого однородного члена. Если нет, то здесь ошибка.

Итак, первую тему разобрали. Останемся пока здесь, на этой станции. Немного отдохнём, и разберём следующую тему.

3.4. Предложения с однородными членами

В устной и письменной речи наблюдается много ошибок и недочётов, связанных с использованием однородных членов. Можно выделить несколько типов таких ошибок.

1. Главное правило построения предложения с однородными членами заключается в том, что сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. Речевым недочётом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия, скрещивающиеся (частично совпадающие по объему) понятия (люди и женщины, овощи и морковь, женщины и редакторы), а также слов, далёких друг от друга по значению (если, конечно, это не делается намеренно):

Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор.

2. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов.

Например: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта. Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.

3. Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.

Ср.: красные и белые розы – высокая, со стройной фигурой девушка.

  • Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка.

  • Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий:

    Он худ и высокий; Он ранен и контуженный.

  • Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного:

    Я люблю чистоту и читать книги.

Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то… то в предложении: То проедет подвода, то машина. Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то подвода, то машина.

Обратите внимание на то, что в речи часто неправильно используется сам двойной союз. Наиболее регулярно искажается или усекается вторая часть двойного союза.

Например: Не только мы, но наши гости были удивлены (опущено и); Не только мы, а и наши гости были удивлены (вместо но и используется а).

Такое изменение формы двойного союза является нежелательным с точки зрения норм литературного языка.

5. Обратите внимание на использование предлогов при однородных членах. Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения:

Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом (Тургенев).

  • Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неясность в понимании смысла предложения: В библиотеку поступили учебники по выразительному чтению и по литературе. При пропуске второго предлога можно было бы подумать, что речь идёт о нескольких экземплярах одного учебника по двум предметам, не об отдельных учебниках.

  • Обычно не опускается предлог в официально-деловом стиле.

Не рекомендуется опускать одинаковый предлог:

  • если однородные члены соединены повторяющимися или двойными союзами:

    Книги лежали и на полу, и на столе, и на диване; Книги лежали не только на полу, но и на диване;

  • если надо подчеркнуть, что определение относится только к ближайшему однородному члену:

    работать без лишней суетливости и без нервозности;

  • если однородные члены соединены противительными союзами а, но, однако, зато (хотя это требование не является столь же обязательным, как предыдущие):

    Книги лежали не на столе, а на полке.

  • Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!

    Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. В данном случае первый однородный член (на заводах) употребляется с предлогом на, а второй требует предлога в (в научно-исследовательских институтах), поэтому грамматически верной будет только конструкция: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.

6. Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов.

  • Во-первых, нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам. В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!

  • Во-вторых, в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга). Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно.

    Так, предложение: Декабристы любили и восхищались русским народом – содержит одно дополнение в творительном падеже, но глаголы любить и восхищаться имеют разное управление: любить кого-либо/что-либо; восхищаться кем-либо/чем-либо. Чтобы избавиться от такого рода ошибок и избежать тавтологии (повтора), можно, например, использовать в одном случае существительное, а в другом – местоимение: Декабристы любили русский народ и восхищались им.

7. Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:

  • член предложения и придаточное предложение:

    Я не люблю войну и когда получаю двойку;

  • обособленное определение и определительное придаточное:

    В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием;

  • обособленное обстоятельство (в частности, деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение:

    Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину;

  • обособленные обстоятельства и обособленные определения:

    Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.

Упражнения к теме «3.4. Предложения с однородными членами»

►Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:

  • 3.1. Синтаксические нормы русского языка. Общие замечания
  • 3.2. Особенности управления в русском языке
  • 3.3. Некоторые особенности согласования
  • 3.4. Предложения с однородными членами
  • 3.5. Предложения с причастными оборотами
  • 3.6. Предложения с деепричастными оборотами
  • 3.7. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *