Учебно интеллектуальные механизмы процесса научения

Виды и учебно-интеллектуальные механизмы научения

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10

Не все, что связано с развитием человека, может назыв-ся науч-м. В науч. не входят процессы и результат биол-го созревания. Однако, любое науч. опир-ся на определенный уровень биол. зрелости. Виды науч.:1.импритинг-быстрое приспособление организма к конкретным уровням жизни. Явл-ся пусковым направлением для образования инстинктов.2. условно-рефлекторное научение – появление нов. форм поведения на первонач-но нейтральный стимул;3. оперантное науч. – когда ЗУНы приобрет-ся путем проб и ошибок. Эти 3 вида встреч. и у чел. и у жив. 4. викарное – науч. на основе подражания;5. вербальное – науч. с использованием многообр-х знаковых систем. Мех-мы науч.:1.формиров-е. ассоциаций (этот мех-м лежит в основе установления временных связей между отдельными частями) 2.подражание (явл. основой для формиров Умений и Навыков);3.различение и обобщение (этот мех-м связан с формиров-м понятий);4.инсайт – усмотрение нов. инф-и чего-то неизвестного в известном, знакомом по прошлому опыту. Явл. базой для развития интеллекта.5. творчество как основа для созд. новых ЗУНов (не предст. в виде гот. образцов)

8. Общая характеристика учебной деятельности. Основные требования, предъявляемыек учебной деятельности.

УД-это совместная деят-ть, в кот. один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другой создает благоприятные условия для этого. 1. УД должна быть мотивирована уч-м процессом(т.е. побуждает ученика как можно лучше учиться, а учителя как можно эффективнее обучать);2. УД должна иметь развитую и гибкую структуру (т.е. у учителя должен быть запас разнообразных методов и приемов обучения); 3. УД должна осуществляться в разнообразных формах;4. УД должна осуществляться с исп. ТСО и информационно-коммуникационной технологией.Выдел. свойства(характеристики) УД:1. Форма-степень присвоенности действия субъектом. Глав. аспект изменение действия на пути его перехода из внешней формы во внутр-ю умственную – мера интериоризации. 2.Обобщенность – мера выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из др. несущественных.3. развернутость, т.е. демонстрация наличия всех операций, входящих в состав действий. По мере формир. действия оно стан. все более свернутым и сокращенным 4. Освоенность — легкость выполнения, автоматизация быстрота. Выдел. доп-е характеристики:разумность, абстракт-ть, сознат-ть, прочность. Формы УД (как процессы взаимодействия обучаемого и обучающегося): а)1.фронтальная;2. групповая;3. индивид.б) 1.непосредственная(прямое воздействие учителя на ученика, личный контакт)2.опосредованная (взаимод-е учит. и уч-ка через исп-е каких-либо средств)в)1.по типу общения (взаимод-е — диалог)2. по типу сообщения(передача). Продукт УД – структурированное знание + новообразование психики и поведения. Результат УД – поведение субъекта, т.е. желание продолжить УД либо ее избегать.

9. Анализ учебных действий как микросистемы управления. Основные характеристикиучебных действий (П.Я. Гальперин).

Каждая УД включ. 3 основных компонента:1.Ориентировочная основа действий – система условий, на кот. чел-к опирается во время действий; 2.Исполнит-й компонент – последовательное выполнение системы операций, т.е. процесс выполнения действий; 3.конрольно-оценочный компонент – слежение за ходом д-я, сопоставление полученных результатов с заданными образцами.

Date: 2015-09-22; view: 968; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Учебная деятельность

Виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения

Научение — устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря пред-шествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно выдержанными физиологическими реакциями организма. Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

У человека есть несколько видов научения.

1) Научение по механизму импринтинга (объединяет человека со всеми др. живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой) — быстроe, автоматическое, моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения. Через механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты включая двигательные, сенсорные.

2) Условно-рефлекторное (начало его исследованиям положено работами И. П. Павлова) — предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Благодаря условно-рефлекторному научению, стимулы связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции. Условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль.

3) Оперантное. Знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Реакция, которая приводит к наилучшему результату, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте.

Эти виды научения встречаются у человека и у животных, и являются основными способами приобретения жизненного опыта. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, почти не встречающиеся у других живых существ.

1) Викарное научение — освоение различных форм деятельности и поведения через прямое наблюдение за действиями воспринимаемого субъекта деятельности. Особенно значимо на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея еще символической функцией, ребенок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путем наблюдения и подражания.

2) Вербальное научение — приобретение человеком в символической форме посредством языка и др. знаковых систем социокультурного опыта.

Основной способ приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и особенно при обучении в школе. Усвоение языка, других систем символов, приобретение способности оперировать ими освобождает человека от непосредственной чувственной привязанности к объектам, делает его научение (обучение, учение, организацию учебной деятельности) возможным в абстрактной, отвлеченной форме. Основой для эффективного научения становятся самые совершенные высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.

К элементарным видам научения — импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное — ребенок оказывается практически готовым с 1-х дней и месяцев жизни. Обучаемость, как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков, появляется у него примерно к 4-5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, в возрасте около 7-8 лет.

Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов.

  • 1. Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
  • 2. Подражание. Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.
  • 3. Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.
  • 4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.
  • 5. Творчество. Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

Успех научения зависит от следующих психологических факторов:

  • 1) мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемого необходимых волевых и других качеств личности: настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и других;
  • 2) умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе;
  • 3) интеллектуальная развитость и сформированность учебной деятельности как учения;
  • 4) установка на научение, т. е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл которой для учителя — научить, а для ученика — чему-либо научиться;
  • 5) средства и содержание обучения, учебный материал должен отвечать определенным требованиям: доступность и достаточный уровень сложности;
  • 6) продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности, поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия, наказания же должны играть стимулирующую роль, затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избегание неудач.

Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в о установления временных связей между отдельными знаниями частями опыта.

2. Подражание. Выступает в качестве основы для форм> ния главным образом умений и навыков.

Различение и обобщение. Связаны преимущественно с рованием понятий.

‘ Ительсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и усл Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.. 1981.

4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное отрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неиз-рстного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт яв-«ется когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.

Творчество. Служит основой для создания новых знаний, редметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

Задача совершенствования научения сводится к тому, чтобы действовать в нем всœе описанные механизмы. Успех научения зависит от многих факторов, и среди них важное место занимают психологические факторы. Это уже рассмотренные нами в курсе общих основ психологии мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, па-‘ пяти, мышления и речи, наличие у обучаемого необходимых волевых ц ряда других качеств личности; настойчивости, целœеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и других. К числу психологических факторов успеш-, ности учебной деятельности также можно отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всœего с учителями и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения. Все перечисленные факторы относятся не только к ученику, но так-1 же и к учителю, однако к последнему — в их специфическом прелом-1 лении. связанном с обучением других людей. Важное значение в 1 процессе приобретения знаний имеет установка на научение, т. е. постановка учителœем и принятие учащимся учебной задачи, смысл’ конторой для учителя состоит по сути в том, чтобы научить, а для учени-‘ ка-чему-либо научиться.

‘\ Все рассмотренные факторы научения касаются личности, психологических особенностей людей, включенных в учебный процесс. Но, кроме них, есть еще средства и содержание обучения, тот учеб-1 ный материал, которым пользуются учитель и учащиеся. Он также Должен отвечать определœенным требованиям. Важнейшее из них — Доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимся, а достаточная сложность-психологическое развитие учащегося. Оптимальным по Ложности с психологической точки зрения считается такой учебный териал, который находится на достаточно высоком, но еще вполне Уступном для усвоения уровне трудности. Обучаясь на таком мате-‘ Риале, дети не только испытывают наибольшее личное удовлетворе- успехами, но и интеллектуально лучше всœего развиваются.

: Субъективно важным моментом, связанным с оценкой учащимся ни трудности усваиваемого материала, является интерес к не-и связь данного материала с потребностями обучаемого, с имею-д я у него опытом, умениями и навыками. Интересный, знакомый «»ностно значимый материал обычно воспринимается учащимся «нее трудный, чем тот, который обладает противоположными теристиками.

Важный фактор успешности обучения и учения представляет бой продуманная система поощрений учащихся за успехи и на заний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения дола соответствовать реальным успехам и отражать не столько спо< ности учащегося, сколько прилагаемые им усилия. Наказав должны играть стимулирующую роль, т. е. затрагивать и актива ровать важные мотивы учебной деятельности, направленные достижение успехов, а не на избегание неудач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *