Элективные курсы по технологии

Особенности элективных курсов по технологии

Особенностью профориентационных курсов является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достаточно широкими направлениями деятельности.

Элективные курсы — это специально организованные краткосрочные курсы по выбору (8, 12, 16, 18, 34 часа и т.д.) для проведения системы «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профессиях.

Внедрение в рамках профильного обучения особых учебных предметов — элективных курсов — вызывает в настоящее время у учителей множество вопросов. Не всегда представляется ясным, как именно разрабатывать подобные курсы, какова должна быть их длительность, система оценивания, их количество и т. д. Ситуация усугубляется тем, что во многих школах вообще отсутствуют разработки элективных курсов, т. е. у учителей нет примеров, на основе которых они могли бы создавать элективы. Вместе с тем администрация школ, стараясь выполнить «плановые нормы» повсеместного введения профильного обучения, заставляет учителей-предметников буквально ставить производство элективных курсов на конвейер, забывая, что разработка элективного учебного предмета, как и любого другого, требует хорошей методической подготовки, глубокой проработки материала и не может осуществляться в подобной спешке. В связи со сложившимся положением дел (острым дефицитом элективов, с одной стороны, и требованиями как можно быстрее внедрить их в процесс обучения — с другой) возникает необходимость ознакомить учителей с основными требованиями к элективным курсам.

Заметим, что специфика разработки электива во многом зависит от особенностей специализации профиля или ряда профилей, для которого или которых он проектируется. Есть, однако, и общие нормы, которым должны отвечать все элективные курсы. Данная статья представляет собой попытку систематизировать общие требования к элективам, а также рассмотреть несколько подробнее элективные курсы, ориентированные на филологический профиль .

Особенностью элективных курсов по технологии является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достаточно широкими направлениями деятельности.

В работе представлены несколько практико-ориентированных элективных курсов, условно объединенных под направлением «Технология».

Эти курсы можно разбить условно на три группы.

К первой группе можно отнести элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности (даже необязательно — профессиональной). К такого рода компетенциям относят обычно способность к коммуникациям, умение решать проблемы, работать в команде, использовать информационные технологии и т.п.

Представителем этой группы элективных курсов в сборнике является курс «Основы делового общения», рассчитанный на 68 ч. Цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации. Значительную часть отводимого на курс времени предполагается использовать для проведения практических занятий: деловых и ролевых игр, составления деловых текстов, тестирования. Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку учащихся к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки. Курс делового общения является в принципе частью более широкой программы, направленной на формирование коммуникативных компетенций.

Ко второй группе курсов этого раздела относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но чрезвычайно широко применяющихся видов профессиональной деятельности. Оправданием конкретности предмета изучения в данном случае является общепризнанное значение этих видов деятельности, их самостоятельное значение в большинстве практических применений трудового потенциала работника независимо от уровня решаемых профессиональных задач. Примером таких конкретных видов деятельности являются менеджмент и маркетинг. Несмотря на то, что эти виды деятельности всегда имеют определенную специфику в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере, в мире разработаны и используются отдельные квалификации, в основе которых лежат менеджмент и маркетинг. Учитывая растущую популярность этих квалификаций и значительную долю занятых в этой области, представляется совершенно оправданным предложить учащимся познакомиться с ними поближе через элективный курс. Курс этой группы — «Основы маркетинга».

Маркетинг является сегодня философией любого бизнеса. По существу это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям (для предприятия — производить, а для торговли — продавать то, что желает потребитель). Целью курса «Основы маркетинга» является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей. Курс рассчитан на 70 аудиторных часов (в условиях ограниченности времени возможно применение сокращенной программы, включающей 35 аудиторных часов, при этом изучаются только первые 6 тем).

При изучении курса маркетинга наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, деловые игры).

Учитывая, что курс «Основы маркетинга» раньше читался в небольшом количестве школ, подготовлен учебно-методический комплект (УМК), позволяющий любому учителю быстро овладеть необходимыми знаниями в области маркетинга и создать в процессе преподавания все условия для реализации целей курса. Полный УМК курса состоит из: учебника, практикума с вопросами для повторения и обсуждения, практических заданий дифференцированных по степени сложности, методического пособия для учителя (включающего программу курса, описание форм проведения уроков и контроля за уровнем достижений учащихся), требования к результатам, список проблем обсуждаемых методом мозгового штурма, примеры решений практических заданий, конкретные ситуации для анализа, дополнительный теоретический материал, деловые игры и практикумы, список рекомендуемой литературы, тестовые задания, словарь основных терминов, список вопросов для проведения зачета, список тем для рефератов).

Учитель также может воспользоваться специально разработанным вебсайтом, на котором расположены материалы, позволяющие изготовить наглядные пособия, электронную презентацию. На веб-сайте также представлены ссылки на ресурсы Интернета и информация об обучающих семинарах для учителей.

К третьей группе элективных курсов этого раздела, наиболее полно отвечающих задачам профильной и профессиональной ориентации, относится учебно-методический комплект (серия элективных учебных курсов) для профильной и профессиональной ориентации в 9—11 классах общеобразовательной школы.

Основная цель разработки УМК состоит в создании системы информационной и психолого-педагогической поддержки учащихся школ в выборе профиля обучения, пути дальнейшего образования и профессиональной карьеры. Выше уже отмечалось, что в России отсутствует система, помогающая молодому человеку целенаправленно спланировать и осуществить профессиональную карьеру. В итоге наблюдается разрыв между школой и жизнью, средней общеобразовательной и профессиональными школами. Чтобы избежать этого, необходимо создать ситуацию, когда уже на школьной скамье ученик будет видеть свою профессионально-образовательную перспективу, а не просто решать сиюминутные задачи.

Разрабатываемый комплект включает учебные и методические пособия, справочную литературу, хрестоматии, плакаты и прочие материалы, издаваемые двумя сериями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *