Виды материальных правоотношений

Тема № 5: «Правоотношения по социальному обеспечению»

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

1.Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

2.Характеристика элементов правоотношений по социальному обеспечению.

3.Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

1. Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых наделены правами и обязанностями предусмотренные ПСО.

По своей сути правоотношения по социальному обеспечению являются распределительными, так как возникают в связи с объективной необходимостью удовлетворения потребностей определенной части общества путем материального обеспечения.

В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы являются правоотношения, их делят на 3 группы:

· Основные материальные правоотношения — они возникают по поводу отдельных видов социального обеспечения, например: пенсионные правоотношения, правоотношения по предоставлению социальных услуг, по предоставлению пособий и т.д.

· Процедурные правоотношения – они возникают в связи с реализацией основных, различают:

— процедурные правоотношения по установлению фактов (например, факта инвалидности, нахождения на иждивении);

— процедурные правоотношения по правоприменительной деятельности;

· Процессуальные правоотношения, возникают в связи с разрешением споров по вопросам социального обеспечения.

По срокам действия, правоотношения можно классифицировать следующим образом:

— правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей, например, по выплате пособия на рождение;

— правоотношения с абсолютно определенным сроком действия во времени, например, по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком;


— правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени, например, пенсионные правоотношения по старости.

2. Элементы правоотношений по социальному обеспечению:

· Субъекты;

· Объекты;

· Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений,с одной стороны, являются граждане, с другой –государство в лице своих органов. К гражданам, как субъектам правоотношений относятся:

· Граждане РФ;

· Иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории РФ.

В качестве субъектов отдельных видов правоотношений можно назвать: лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; безработных; ветеранов и т.д..

С другой стороны, в качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать такие государственные органы как:

· Территориальные органы Пенсионного фонда;

· Органы социальной защиты населения ;

· Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы;

· Пенсионные органы кадровых служб МВД, ФСБ и т.д.

Чтобы быть субъектами правоотношений, их участники должны обладать такими качествами, как правоспособность и дееспособность. В социальном обеспечении правоспособность делится на:

· Общую;

· Специальную.

Общая правоспособность возникает у всех граждан с момента рождения. Это связано с тем, что Конституция РФ относит права граждан в области социального обеспечения к основным правам, поэтому любого гражданина можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.

Однако, способность иметь права и обязанности в конкретном правоотношении по социальному обеспечению возникает в разное время в зависимости от наступления соответствующего страхового случая. Например, в пенсионном правоотношении по инвалидности, правоспособность у гражданина наступает с момента установления инвалидности; в правоотношении по обеспечению пособием по безработице — с момента регистрации в качестве безработного, и т.д. Такая правоспособность называется специальной.

Дееспособность, как возможность своими действиями реализовать имеющиеся права и обязанности возникает, как правило, одновременно со специальной правоспособностью, т.е. с момента наступления обстоятельств, влекущих возникновение права на тот или иной вид социального обеспечения. Однако, для того чтоб гражданин мог самостоятельно реализовать имеющиеся права и обязанности, он должен достичь определенного возраста. В ПСО такой возраст однозначно не определен и не закреплен, исключение составляет пенсионные правоотношения, в которых дееспособность наступает с 14 лет, что закреплено в соответствующем нормативном акте. В остальных случаях дееспособность наступает, как и гражданская, с 18-ти лет.

Если в силу возраста, или какого — либо заболевания гражданин не может самостоятельно реализовать имеющиеся у него права и обязанности в сфере соц. обеспечения, то их реализация осуществляется законными представителями – родителями, опекунами, попечителями.

Правосубъектностьгосударственных органов, как субъектов правоотношений по соц. обеспечению возникает с момента их государственной регистрации.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению – это различные материальные блага, услуги, по поводу которых данные правоотношения возникают. Следовательно, объектом пенсионных правоотношений будут являться денежные выплаты в виде пенсий; объектом правоотношений по социальному обслуживанию будут являться социальные услуги; объектом процедурных правоотношений являются определенные юридические действия или устанавливаемый юридический факт.

Содержание правоотношений –совокупность прав и обязанностей его субъектов. Особенность материальных правоотношений является то, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки. Ему соответствует обязанность государственного органа предоставить это обеспечение.

Вместе с тем, при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные него обязанности и не злоупотреблять правом. В частности оно обязано предъявить содержащие достоверные сведения, документы, которые будут служить основанием для предоставления выплат и услуг, сообщать в государственные органы о всех изменениях, влияющих на условия обеспечения и размеры выплат.

В свою очередь, государственные органы несут не только обязанности, но и обладают значительным объемом права. Например, требовать от физического лица предоставление документов, необходимых для назначения или перерасчета выплаты, производить удержание из выплат, приостанавливать выплаты.

3. Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются юридические факты. В теории права под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных юридических последствий. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События –это факты, независящие от воли и сознания людей (наступление инвалидности, достижение совершеннолетия)

Действия –это факты, зависящие от воли и сознания людей (обращение в органы социального обеспечения).

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникает при наличии не одного юридического факта, а нескольких юридических фактов одновременно. Такая совокупность юридических фактов называется сложным юридическим составом. Отсутствие хотя бы одного из юридических фактов в составе делает невозможным возникновение всего правоотношения. Например, для возникновения правоотношения по поводу пенсионного обеспечения по старости, необходимо одновременное наличие следующих юридических фактов:

— Достижение возраста;

— Наличие страхового стажа определенной продолжительности;

— Обращение гражданина в пенсионные органы;

— Вынесение пенсионным органом решения о назначении пенсии.

По своему значению все эти юридические факты равны, но они играют разную роль. Среди них выделяют главный юридический факт (стаж и возраст) и юридически значимые предпосылки.

Основанием изменения правоотношений может служить как один юридический факт, так и сложный юридический состав. Например, в пенсионном правоотношении по инвалидности один факт – изменение группы инвалидности служит основанием для изменения размера пенсии.

Пример сложного юридического состава: для изменения размера пенсии в связи с наличием иждивенца, необходимо: обращение в пенсионные органы с документами, подтверждающими факт иждивения и вынесение решения об изменении размера пенсии.

Основанием для прекращения отношений по социальному обеспечению служит, как правило, единичный юридический факт (смерть, выплата единовременного пособия и т.д.).

Общая характеристика и виды правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, Р.И. Ивановой и др.

В зависимости от того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности престарелых и нетрудоспособных лиц в материальных средствах, в охране здоровья, в содержании и воспитании детей.

Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Наиболее традиционной остается классификация материальных правоотношений по видам обеспечения на: 1) пенсионные; 2) по поводу пособий и компенсационных выплат; 3) по социальному обслуживанию. Но она является обобщенной и требует конкретизации. Это пенсионные правоотношения в связи: 1) с выплатой трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); 2) по выплате социальных пенсий, за выслугу лет и т.д.

Правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат охватывают многообразные отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданину того или иного вида пособия (например, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на детей, ритуальные пособия и др.) либо той или иной компенсационной выплаты (матери или другому лицу, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; студентам и аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за престарелыми, инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет и др.). Правоотношения по поводу социального обслуживания с свою очередь классифицируются также на виды в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину (медико-социальное обслуживание бесплатно либо на льготных условиях, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, содержание в учреждениях социальной защиты населения, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование и др.).

Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.

По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению являются, как правило, длящимися. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они функционируют, их можно разграничить на существующее неопределенное время (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по старости или по инвалидности, если инвалидность установлена без срока переосвидетельствования; правоотношение в связи с содержанием в учреждении социального обеспечения престарелого и др.) и существующие в течение определенного срока (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по случаю потери кормильца на детей; правоотношение в связи с профессиональным обучением и трудоустройством инвалида и др.)

В некоторых случаях правоотношения, возникнув, тут же прекращаются, если они возникли, например, в связи с реализацией права на какую-либо единовременную выплату (например, пособие в связи с рождением ребенка; пособие на погребение и др.).

Субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения – это граждане и государственные (либо иные) органы, которые в силу норм права могут выступать как носители субъективных юридических прав и обязанностей. К числу граждан относятся: достигшие пенсионного возраста, временно нетрудоспособные, инвалиды, семьи с детьми; семьи, потерявшие кормильца, безработные, вынужденные переселенцы и беженцы и другие. К числу органов, осуществляющих социальное обеспечение и выступающих в качестве субъектов правоотношений, следует относить: органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, предоставляющие гражданам медико-социальную помощь и лечение; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (министерств обороны, внутренних дел, службы занятости, органы муниципальной власти; органы профессиональных союзов либо конкретное предприятие, учреждение, организация, предоставляющие работающим социальную помощь на основании локальных норм права.

Объектом рассматриваемых правоотношений выступает определенное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги.

Содержанием правоотношений по социальному обеспечению является совокупность субъективного права гражданина получить тот или иной вид социального обеспечения и соответствующей этому праву юридической обязанности управомоченного органа предоставить его. При этом правомочие гражданина предусматривает не только возможность получения определенного вида социального обеспечения, но и получение его в установленном законом порядке, размере, а в некоторых случаях и с определенной периодичностью (например ежемесячно). Обязанный субъект должен гарантировать реализацию субъективного права гражданина в полном объеме.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения (юридическим фактам) законодатель относит специфические жизненные обстоятельства. Это, как правило, события, то есть такие обстоятельства, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. Без нормы права нет юридического факта. В то же время без юридического факта не может наступить никаких юридических последствий. К юридическим событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности или инвалидности; потеря семьей кормильца; безработица; нуждаемость в постоянно постороннем уходе; достижение определенного возраста; нуждаемость в транспортном средстве или средстве передвижения и т.д. Наряду с такими юридическими фактами, как события, в юридический состав, вызывающий возникновение того или иного правоотношения в сфере социального обеспечения, включаются также и юридические действия (например, обращение за пенсией или ее перерасчетом, обращение за пособием, компенсационной выплатой либо той или иной социальной услугой). Среди юридических действий особую группу составляет деятельность (поведение) человека, результатам которой придается юридическое значение. Подобными результатами деятельности (поведения) человека, имеющими юридическое значение, например в пенсионном отношении, являются: измеряемая по времени трудовая деятельность (то есть соответствующий общий, специальный трудовой стаж), награждение орденами и медалями, участие в войне, воинское звание и т.д.

К числу правоотношений в сфере социального обеспечения наряду с материальными относятся также отношения процедурного или процессуального характера. Они носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования материальных правоотношений. Можно выделить три группы таких отношений: а) отношения по установлению юридических фактов (например, таких как факт инвалидности, временной нетрудоспособности, потери источника средств существования, нуждаемости в транспортном средстве с средстве передвижения и т.д.). Установление этих фактов является необходимой предпосылкой для дальнейшего возникновения материального отношения; б) процедурные отношения, связанные с представлением работающих к назначению пенсии и с принятием компетентным органом решения о применении права (например, о назначении пенсии, направлении в дом-интернат, предоставлении транспортного средства инвалиду и т.д.); в) отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решение органа либо должностного лица, осуществляющее социальное обеспечение, граждане могут как в административном, так и в судебном порядке. Регулируются эти отношения нормами нескольких отраслей, поскольку право социального обеспечения в настоящее время не закрепляет какой-либо особой процедуры (особого порядка) рассмотрения споров по вопросам социального обеспечения.

Субъектами процедурных и процессуальных отношений со стороны граждан являются те же категории, что и в материальных отношениях. Что касается другого субъекта – государственного или иного органа, то наряду с субъектами материальных отношений могут быть и другие (например, администрация предприятия, обязанная представить работника к назначению пенсии в связи с его обращением; экспертный орган, в компетенцию которого входит установление факта инвалидности и др.).

Объектом данного вида отношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, представление к пенсии; принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещений в дом-интернат, предоставление транспортного средства и т.д.).

Содержание процедурных и процессуальных отношений – это совокупность права гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанности такого органа его принять.

Основанием возникновения названных выше отношений является, как правило, соответствующее обращение гражданина, направленное на реализацию права на тот или иной вид социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, виды, общая характеристика.

Нормы права социального обеспечения, закрепленные в соответствующих нормативных актах, действуют лишь в

правоотношениях сферы данной отрасли. Понятие «правоотношения» является одним из фундаментальных в правовой науке.

Общественные отношения приобретают форму правоотношений только потому, что связи их участников регламентируются нормами права. Как известно из общей теории права, правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. правомерное поведение субъектов права.

Следовательно, правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право.

Другими словами, это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социальной защиты — обязан обеспечить эту реализацию.

Отношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда возникают и проявляются в форме правовых

отношений. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений входит в предмет данной отрасли. В зависимости от того, результатом какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на три большие группы (схема 7).

1. Основные (материальные) правоотношения — правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, судьям, пребывающим в отставке. В свою очередь пенсионные отношения классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии: по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной.

Аналогичные классификации существуют и в связи с выплатой пособий, компенсационных и других выплат, перечисленных выше, которые будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего пособия.

Материальные правоотношения составляют ядро системы правоотношений, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др.

Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта. При отсутствии спора о праве эти отношения имеют регулятивный характер.

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений состоит в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить.

Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требований управомоченного лица и

законодательством. Это означает, что по общему правилу в одностороннем порядке или по соглашению сторон мера обязанности изменена быть не может. Именно в этом заключается одно из главных отличий обязанностей в социально-обеспечительных отношениях от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты по собственному усмотрению возлагают на себя обязанности в допускаемых законом пределах.

Кроме того, материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку

они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.

Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с момента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжительности трудового стажа, установления инвалидности). Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение гражданина или его представителей для удостоверения конкретного факта. В пенсионном обеспечении

важным юридическим фактом является дата обращения за пенсией. С ее учетом определяется срок, с которого производятся назначение и выплата пенсии.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Важнейшую роль при этом играют сроки, в течение которых должны выполняться определенные юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке.

Отличие процедурных правоотношений от процессуальных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

Поскольку право социального обеспечения не закрепляет никакой особой процедуры рассмотрения споров, судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданского процессуального права. Но если спор рассматривается вышестоящим органом в порядке подчиненности, то возникают процессуальные отношения, которые регламентируются административным правом.

3. Процессуальные правоотношения. Они возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и

других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечении отсутствуют нормы, регулирующие процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданско-процессуального законодательства.

Классификация по срокам действия правоотношений предусматривает:

• правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транспортных средств и др.);

• правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери

кормильца — до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся — 23 лет, по поводу назначения

пособий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до полутора лет и др.);

• правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.).

Для полного раскрытия понятия любого правоотношения, в том числе и перечисленных выше, необходимо выяснить вопросы о юридических фактах, элементах данных правоотношений и их содержании.

В правоотношениях по социальному обеспечению одним из субъектов всегда выступает физическое лицо (гражданин) (схема 8). Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их).

К их числу относятся граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане, но только при наличии межгосударственных соглашений с РФ.

Другим субъектом правоотношений является государственный или иной орган. К числу таких органов относятся: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы здравоохранения, образования, исполнительной власти, министерств и ведомств, профессиональные союзы, предприятия, учреждения, организации и др.

Лишь в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья, а не гражданин.

Для рассматриваемой нами совокупности правовых норм объектом правоотношений служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социальных гарантий.

Следует выделять объекты материальных, процедурных и процессуальных правоотношений.

Объектами материальных правоотношений в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотношений является либо само юридически значимое обстоятельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Важнейшее значение для раскрытия понятия «правоотношения» имеет характеристика его содержания, т.е. прав

и обязанностей субъектов правоотношения. Для правоотношений по социальному обеспечению характерно то, что

один субъект — гражданин — обладает правами на получение определенных видов обеспечения, а другой обязан

предоставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Содержанием материального правоотношения, с одной стороны, является право гражданина на определенный вид социального обеспечения, размер, сроки и порядок которого устанавливаются законом, а с другой — обязанность государственного или иного органа принять решение о его предоставлении или отказе.

Содержанием процедурного правоотношения являются право гражданина установить в предусмотренном законодательством порядке факты, имеющие юридическое значение, и обязанность государственного органа провести проверку и принять соответствующее решение по обращению гражданина.

Содержанием процессуальных отношений являются право гражданина на рассмотрение в установленном порядке его жалобы на действия должностных лиц, органов исполнительной власти и обязанность государственного органа принять решение по существу обращения.

Для полного раскрытия понятия «правоотношения по социальному обеспечению» необходимо рассмотреть юридические факты. Они представляют собой обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений либо наступление иных правовых последствий. В ряде случаев (а в правоотношениях по социальному обеспечению — в большинстве) право связывает такие последствия одновременно с несколькими обстоятельствами или фактами, т.е. с наличием сложного юридического состава.

В сложном юридическом составе принято выделять собственно юридический факт (например, рождение ребенка),

а также юридически значимые обстоятельства и предпосылки (достижение определенного возраста является предпосылкой для получения пенсии). Основанием возникновения правоотношения служит юридический состав в целом.

Отсутствие в нем хотя бы одного из перечисленных элементов не порождает юридически значимых последствий.

Следовательно, можно выделить два вида юридических фактов:

• совокупность юридических фактов — юридический состав (например, при назначении пенсии по инвалидности

устанавливаются личность инвалида (или профессиональная принадлежность), группа инвалидности и ее причина);

• единичные юридические факты. 13.

Виды конкретных правоотношений

⇐ ПредыдущаяСтр 66 из 79

Конкретные правовые отношения с точки зрения функциональной роли и значения в реализации норм права можно классифицировать на группы (виды). Ведущую или системосоставляющую для правореализационной практики роль играют конкретные материальные правовые отношения. В пределе этих отношений – и это их основная функция в правореализации – между конкретными частными и публичными субъектами устанавливаются социально-правовые связи и коммуникации, осуществляются целенаправленные действия и удовлетворяются многообразные потребности и интересы, в конечном счете формируется социально-целесообразная структура и среда для комфортной жизнедеятельности человека.

В современном обществе и государстве столько разновидностей означенных отношений, сколько общественно значимых практик реально существует. Причем появляются все новые практики и соответственно новые виды конкретных материальных правовых отношений. В контексте данной проблематики укажем на критерии выделения общественно значимой практики: та или иная практика становится общественно значимой, следовательно, потенциальным объектом общего и индивидуального нормативного правового регулирования и материальным источником конкретных правовых отношений при условии, если она массовидна, затрагивает интересы многих людей и государства, имеет специфическое социально-предметное содержание, поддается социальному и нормативно-правовому регулированию и контролю.

Та или иная общественно значимая практика имеет и дополнительные признаки, в частности идеологию, т.е. цели, принципы и идеи, в соответствии с которыми данная практика развивается. Наличие собственной локальной идеологии свидетельствует и подтверждает статус общественной значимости практики. В подтверждение можно привести такой показательный пример: сегодня в Российской Федерации идет процесс формирования относительно самостоятельной новой общественно значимой практики купли-продажи земли, которой присущи все вышеозначенные свойства. Наиболее важные отношения этой практики урегулированы нормами права. Поэтому они имеют правовой статус и функционируют как конкретные материальные (земельные) правовые отношения.

Этот вид правоотношений именуется материальным по аналогии с материальным правом, нормы которого их регулируют. Здесь понятие «материальное» используется в более широком значении, чем принято в обществознании: в юриспруденции материальные правоотношения не только те, в пределе которых создаются материальные ценности, но и все иные социальные отношения, например информационные, экологические и т.д. Поэтому терминологически точнее было бы их обозначать как конкретные социально-правовые или общественно-правовые отношения. Однако далее, следуя традиции, будет использоваться данная терминологическая конструкция.

Но даже такое уточнение, приближающее теорию правоотношений к практике, требует пояснения. Социальные правовые (материальные правовые) отношения в практике всегда наполнены тем или иным специфическим социально предметным содержанием. В реальной действительности есть земельные правовые отношения, правовые отношения суррогатного материнства, правовые отношения единого государственного экзамена, избирательные правовые отношения и т.д. Категория «конкретные материальные правовые отношения» не более чем структура теоретико-правового знания, которая призвана зафиксировать и показать общие (типичные) свойства, присущие всем разновидностям означенных первичных для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, государства правовых отношений.

В юриспруденции для формальной идентификации этих реалий правореализационной практики используется также терминологическая конструкция «регулятивные (диспозитивные) правовые отношения». В этом случае акцент делается на правовой составляющей конкретного материального правового отношения, в частности на регулятивной функции диспозиции нормы правила поведения, и не учитывается его социальная компонента. Если это как антитеза охранительному правовому отношению в какой-то мере оправданно с точки зрения познавательной, с точки зрения формирования правосознания будущего юриста, то в практически-прикладном аспекте малопродуктивно, поскольку правореализатор и практикующий юрист имеют дело именно с конкретным материальным правовым отношением, для них актуально значима как его социальная, так и юридическая компонента.

Среди конкретных материальных правовых отношений выделяются простые (например, проезд в общественном транспорте) и сложные (купля-продажа недвижимости). Одна из отличительных особенностей сложного отношения состоит в том, что его функционирование (возникновение, изменение и прекращение) обеспечивается комплексом конкретных процедурных правовых отношений. Говоря о процедурных правовых отношениях, нельзя забывать важное обстоятельство: сложное конкретное материальное правовое отношение имеет собственную «внутреннюю» процедуру: кто из персонально поименованных участников, в какой последовательности, в какое время и на какой стадии развития отношения совершает те или иные действия.

Иными словами, надо различать и не смешивать процедуру сложного конкретного материального правового отношения (последовательность действий сторон в пределе отношения) и процедурные правовые отношения (последовательность действий сторон вне отношения, но в связи с ним). Чем сложнее и более значимо для данной общественно значимой практики и социума конкретное материальное правовое отношение, тем большее количество конкретных процедурных правовых отношений его «обустраивает». Например, купля-продажа земли «обустроена» наряду с другими конкретным процедурным правовым отношением государственной регистрации права собственности на земельный участок. Следовательно, сложнее становится структура правореализации, поскольку эти отношения образуют своеобразный юридический механизм реализации субъективных прав и обязанностей, ограничений и запретов, условий и порядка деятельности сторон – участников конкретного материального правового отношения.

Второй вид – конкретные процедурные правовые отношения, которые связаны с публичным индивидуальным нормативным правовым регулированием или с неюрисдикционным правоприменением. Через эти и посредством этих отношений внешний для сложного конкретного материального правового отношения публичный субъект, прежде всего государственный чиновник и служащий исполнительной власти и (или) муниципальный чиновник и служащий, или представитель саморегулируемой организации, конструктивно и правомерно взаимодействуя с той или иной стороной (сторонами) материального отношения, осуществляет управляющее воздействие – администрирование и тем самым организационно поддерживает, в определенном смысле охраняет и ситуационно контролирует ход и динамику развития сложного конкретного материального правового отношения.

Функционально процедурные правовые отношения призваны с эффектом высокой степени гарантированности защищать интересы сторон и содействовать нормальному (в режиме законности) развитию конкретного материального правового отношения. Однако на практике в рамках данных отношений возникают такие негативные социально-праворазрушающие явления, как бюрократизм, волокита, ошибка, злоупотребление полномочиями, должностной подлог и коррупция. Уменьшить количество процедурных правонарушений и тем самым создать благоприятный режим функционирования данного феномена можно в том числе и за счет оптимизации процедур. Процедур и соответствующих правоотношений для сложного конкретного материального правового отношения должно быть не больше, но и не меньше (принцип необходимой достаточности процедур), чем требует объективная логика функционирования материального правоотношения.

Третья группа – контрольно-надзорные правовые отношения. Как в правореализации функционируют и взаимодействуют конкретные материальные и конкретные процедурные правоотношения, развиваются они в режиме законности или деформируются, если деформируются, то как, когда и по чьей вине, – все эти правообеспечительные и иные правоохранительные задачи решаются в рамках конкретных контрольно-надзорных правовых отношений.

По своей природе это так называемые вертикальные или, точнее, специфические управленческие отношения. Здесь, как в процедурных правоотношениях, возникают различные негативные для реализации норм материального права явления, прежде всего злоупотребление должностными полномочиями и коррупция. В идеале общество и государство в лице специально уполномоченных структур и их представителей – публичных правореализаторов, например прокурора, сотрудника Роспотребнадзора, аудитора Счетной палаты РФ, должны устанавливать контроль и надзор не над всеми, а только над наиболее значимыми и социально резонансными конкретными материальными и конкретными процедурными правовыми отношениями.

Четвертая группа – деформированные конкретные правовые отношения. Деформированными (конфликтными) могут стать любые из конкретных правоотношений. В отличие от нормального такое правовое отношение противоречит ситуационному праву или в простых ситуациях любому – материальному, процедурному, контрольно-надзорному, процессуальному, правоохранительному – общерегулятивному правовому отношению, т.е. целям, принципам права, конкретным правовым требованиям, зачастую и социальным, прежде всего нравственным нормам и принципам. Деформированным (конфликтным) конкретное правоотношение становится тогда, когда одна из сторон и (или) обе стороны совершают противоправные действия и «изнутри» разрушают – деформируют его.

Правонарушение как некая «раковая клетка» возникает и развивается в рамках конкретного правового отношения и тем самым деформирует его. (Однако оно (правонарушение) может существовать и как самостоятельный вид деформированного (конфликтного) правоотношения.) В этом случае субъекты реально создают ситуацию возникновения охранительного, например уголовного, правового отношения, поскольку они выходят за пределы поля свободы данного конкретного отношения и своего ситуационного социально-правового статуса, очерченного и закрепленного либо в соответствующем общерегулятивном правоотношении, либо – для сложного конкретного материального правового отношения – в ситуационном праве.

Деформированными, но при этом сравнительно бесконфликтными конкретные правоотношения могут быть в двух случаях. Во-первых, специфической разновидностью деформированного является конкретное правовое отношение, ставшее объектом правонарушающего поведения «внешнего» субъекта: например, в момент совершения сделки стороны подвергаются разбойному нападению. Здесь конкретное, прежде всего материальное, правоотношение не получает и, возможно, никогда не получит законченной формы.

Во-вторых, нормальное развитие конкретного правового отношения может быть заблокировано в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) либо в результате правомерных действий (бездействия) участников или «внешних» субъектов (например, спор о пределах субъективного права).

Деформированные правоотношения выступают фактическим основанием возникновения юрисдикционного публичного индивидуального нормативного правового регулирования или юрисдикционного правоприменения (юрисдикционного юридического процесса). Оно осуществляется в рамках конкретного охранительного правового отношения и комплекса процессуально-правовых отношений.

Следующий вид – конкретные охранительные правовые отношения. Их функциональная роль и предназначение в осуществлении права заключаются в том, что в пределе данных отношений и соответствующей процессуально-правовой инфраструктуры деформированные правовые отношения:

1) возвращаются в исходное должное, т.е. недеформированное, положение;

2) начинают развиваться в соответствии с ситуационным правом или общерегулятивным правоотношением;

3) если это невозможно, официально (легально) подтверждается факт прекращения деформированных правовых отношений и определяются при необходимости вид и мера юридической ответственности субъектов, виновных в этом.

В связи с этим нельзя не заметить: вряд ли правильно рассматривать, как предлагают некоторые авторы, юридическую ответственность в качестве самостоятельного правового отношения (правоотношение юридической ответственности); анализ практики показывает, что ситуационная юридическая ответственность субъекта устанавливается в пределе структуры конкретного охранительного правового отношения и является его элементом – составляющей.

В правореализации выделяются процессуально-правовые отношения. Это не только правоотношения конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, но и правовые отношения медиации и деятельности третейского суда, а также правоотношения следствия (дознания), исполнительного производства и исполнения наказаний. Они обеспечивают законность и обоснованность возникновения, изменения и прекращения конкретного охранительного правового отношения. Вот почему процессуально-правовые нарушения недопустимы ни под каким предлогом, а факт их совершения в соответствии с принципом ничтожности должен служить основанием для обжалования или опротестования решения, приговора и т.д. Эти отношения всегда документально зафиксированы в той или иной процессуальной форме, что позволяет рассматривать их в качестве результата, процедура получения которого в порядке ретроспективного контроля может быть реконструирована и воспроизведена. В таком контексте конкретные процессуальные правовые отношения можно рассматривать как процессуально-правовую инфраструктуру, способную обеспечить в наиболее социально целесообразном порядке разрешение или минимизацию всевозможных конфликтов и устранение дефектов (деформаций) в реализации норм права.

Наконец, особое место в правореализации занимают конкретные поощрительные правовые отношения. В рамках этих отношений специально уполномоченные публичные субъекты реализуют меры поощрения, определяют вид и меру позитивной юридической ответственности за правомерное примерное поведение субъектов – участников тех или иных конкретных правовых отношений.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности.

В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения:

1) юридическое содержание – возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права;

2) фактическое содержание – составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

Содержание правоотношения:

1) материальное – то фактическое поведение, которое совершают участники правоотношения;

2) волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме, и возникшее на ее основе правоотношение, а также волевые акты его участников;

3) юридическое – субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право большинством авторов определяется как установленная и гарантированная государством мера возможного поведения лица. Развернутая дефиниция субъективного права, раскрывающая его существенные признаки, предложена Н.И. Матузовым: «Субъективное право – это создаваемая и гарантируемая государством через нормы объективного права особая юридическая возможность действовать, позволяющая субъекту (как носителю этой возможности) вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться определенным социальным благом, обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства за защитой – в целях удовлетворения личных интересов, не противоречащих общественным».

Большинство авторов сходятся на том, что юридическая обязанность есть «предписанная обязанному лицу мера необходимого поведения, которой лицо должно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его интересов».

Вопрос №13 Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.

  • •Вопрос №1 Право человека на социальное обеспечение в международных актах
  • •Вопрос №2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.
  • •Вопрос №3 Организационно-правовые формы социального обеспечения.
  • •Вопрос №4 Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых рисков.
  • •Вопрос №5 Обязательное пенсионное страхование
  • •Вопрос №6 Понятие права соцобеспечения как отрасли и научной дисциплины.
  • •Вопрос №7 Предмет права социального обеспечения
  • •Вопрос №8 Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения.
  • •Вопрос №9 Система права социального обеспечения(как отрасли и научной дисциплины)
  • •Вопрос №10 Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
  • •Вопрос №11 Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
  • •Вопрос №12 Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
  • •Вопрос №13 Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.
  • •Вопрос №14 Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • •Вопрос №15 Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.
  • •Вопрос №16 Источники права социального обеспечения.
  • •Вопрос №17 Право граждан на социальное обеспечение в Конституции рф.
  • •Вопрос №18 Международные правовые акты как источники права социального обеспечения.
  • •Вопрос №19 Общая характеристика фз от 15.12.2001 г. «о государственном пенсионном обеспечении в рф»
  • •21. Общая характеристика Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-фз «о страховых пенсиях»
  • •22. Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-фз «о социальной защите инвалидов»
  • •23. Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-фз «Об основах обязательного социального страхования»
  • •24. Общая характеристика фз от 24.07.1998 № 125-фз «о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • •25. Общая характеристика Федерального закона от 21.11.2011 № 323-фз «Об основах охраны здоровья граждан в рф»
  • •26. Общая характеристика нпа, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми
  • •27. Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями.
  • •28. Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
  • •29. Локальные акты как источники права социального обеспечения.
  • •30. Понятие трудового стажа и его классификация.
  • •31. Страховой стаж и его юридическое значение.
  • •32. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
  • •33. Специальный трудовой и специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.
  • •36. Доказательства трудового стажа. Установление стажа по свидетельским показаниям.
  • •37. Понятие пенсии: трудовой и по государственному пенсионному обеспечению.
  • •38. Круг лиц, обеспечиваемых государственными и трудовыми пенсиями. Виды пенсий. Право на однородное получение двух пенсий.
  • •41. Порядок определения размера страховой части трудовой пенсии по старости
  • •42. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения
  • •43. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
  • •44. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан
  • •45. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размер пенсии.
  • •47. Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией
  • •48. Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным гос. Служащим, военнослужащим и другим категориям служащих, приравненных в пенсионном обеспечении к военно служащим.
  • •49. Пенсионное обеспечение депутатов Госдумы и членов сф
  • •50. Ежемесячное пожизненное содержание судей, ушедших отставку
  • •52. Понятие инвалидности, ее причины и их юр. Значение
  • •53. Условия, определяющие право на страховую и гос. Пенсию по инвалидности
  • •56. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу
  • •57. Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца
  • •61. Пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан
  • •62. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Виды социальных пенсий, условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы
  • •63. Перерасчет и корректировка страховых пенсий. Индексация и повышение фиксированных выплат к страховой пенсии.
  • •2. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
  • •10. Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
  • •64. Порядок назначения и выплаты пенсии. Сроки назначения пенсии.
  • •65. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии
  • •66. Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф
  • •67. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии. Удержание из пенсии.
  • •68. Разрешение споров по пенсионным вопросам
  • •69. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсии, по вине которых недополучена пенсия. В соответствии со ст. 25 фз 173 «о трудовых пенсиях в рф».
  • •70. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами пострадавших от несчастного случая на производстве и в связи с профессиональным заболеванием
  • •71. Виды обеспечения по страхованию и их размеры
  • •72. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • •73. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат
  • •74. Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия
  • •75. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты
  • •76. Размеры пособия по временной нетрудоспособности
  • •77. Определение заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности
  • •78. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Периоды, за которые пособие не назначается.
  • •1. Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды:
  • •79. Пособие по беременности и родам. Размер пособия и порядок определения заработка для его исчисления.
  • •Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам.
  • •80. Пособие на детей и по уходу за малолетними детьми
  • •Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
  • •81. Пособие на ребенка, принятого в семью на воспитание.
  • •82. Размеры пособий на детей и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • •83. Материнский капитал.
  • •84. Пособие по безработице.
  • •85. Пособие на детей и супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • •86. Ежемесячные пособия детям военнослужащим погибшим (умершим) вследствие военной травмы.
  • •87. Государственные пособия лицам, у которых возникли поствакцинальные осложнения.
  • •88. Единовременные денежные пособия лицам, пострадавшим в связи с привлечением их для борьбы с терроризмом.
  • •86. Ежемесячные пособия детям военнослужащим погибшим (умершим) вследствие военной травмы.
  • •89. Компенсационные выплаты: понятие и основания для их получения.
  • •2. Компенсационные выплаты студентам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям.
  • •90. Государственная социальная помощь.
  • •91.Ежемесячная денежная выплата.
  • •92. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медицинской помощи.
  • •93. Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
  • •94. Санаторно-курортное лечение
  • •95. Понятие и принципы социального обслуживания
  • •96. Общая характеристика системы социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных
  • •97. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг
  • •98. Договор о предоставлении социальных услуг. Индивидуальная программа. Социальное сопровождение
  • •99. Содержание детей в детских учреждениях
  • •100. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов
  • •101. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации
  • •102. Протезно-ортопедическая помощь
  • •103. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
  • •104. Общая характеристика системы льгот как одного из способов социальной поддержки населения. Классификация льгот по системе социального обеспечения.
  • •105. Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения

Виды правоотношений

Правоотношения, возникающие на основе норм права, многообразны, как многообразны и сами нормы права. Следовательно, классифицировать их можно по самым различным основаниям. По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, гражданские, уголовные, административные, уголовно-исполнительные, уголовно-процессуальные, финансовые и другие правоотношения.

Важное значение имеет классификация правоотношений на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права, а процессуальные — на основе норм процессуального права. Материальные и процессуальные правоотношения связаны друг с другом, т.к. развитие процессуального правоотношения направлено на реализацию материального правоотношения. Например, уголовные правоотношения не могут развиться без возникновения и реализации уголовно-процессуальных правоотношений.

По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

В соответствии с функциональным предназначением правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные, но это наиболее крупная классификация. Так, охранительные правоотношения могут быть специально предупредительными, восстановительными, контролирующими, правоотношениями ответственности и т.д.

Правоотношения ответственности возникают в связи с юридическим фактом правонарушения и заключаются в реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него правоограничения. Правоотношение ответственности носит характер властеотношения, которое непосредственно реализуется государственным принуждением. В правоотношении ответственности государственное принуждение действует непосредственно, а не в виде психологической угрозы наступления неблагоприятных последствий, т.к. право нарушитель реально претерпевает неблагоприятные правоограничения, предусмотренные в санкции нарушенной нормы.

Восстановительные правоотношения могут возникать как в связи с юридическим фактом правонарушения, так и в случае объективно противоправных действий. Реализация обязанности в таком правоотношении приводит к восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, компенсации вреда и т.п.

В рамках специально предупредительных правоотношений осуществляется деятельность правоохранительных органов, направленная на предупреждение правонарушений конкретными лицами, ранее совершавшими правонарушения. Например, когда осуществляется надзор за лицами, условно-досрочно освободившимися из мест лишения свободы.

Регулятивные правоотношения многообразны. В зависимости от субъектного состава и степени конкретизации прав и обязанностей выделяются следующие виды регулятивных правоотношений: общие (общерегулятивные), относительные и конкретные. Что касается общерегулятивных правоотношений, то это вопрос дискуссионный, и не все ученые признают их наличие.

В общерегулятивных правоотношениях точно определена только одна сторона правоотношений — государство, которое обязано соблюдать и защищать права граждан и юридических лиц, а все граждане и юридические лиц, а в свою очередь, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные законы. В рамках общих правоотношений государство вправе требовать от всех граждан соблюдения и исполнения правовых предписаний, а граждане наделены правомочиями требовать от государства соблюдения прав и свобод и их защиты. Основа общерегулятивных правоотношений заложена в Конституции Российской Федерации, которая предъявляет наиболее общие (основополагающие) требования к поведению участников правоотношений. «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства», — гласит ст. 2 Конституции РФ. «В свою очередь, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ», — отмечается в ч. 2 ст. 15 Основного Закона. Общерегулятивное правоотношение — это не всеобщее отношение (не одно отношение), а в общественной жизни действуют различные разновидности общих правоотношений. Например, типичным общерегулятивным правоотношением является гражданство.

В относительно-определенных правоотношениях четко определена одна сторона правоотношения, которой противостоит относительно-неопределенный круг лиц, но в отличие от общих правоотношений права и обязанности участников носят конкретный характер. Например, в регулятивных налоговых отношениях одной стороной выступают налоговые органы, а другой — относительно-неопределенный круг налогоплательщиков, которые связаны с контролирующими органами вполне конкретными (конкретизированными) правами и обязанностями.

В конкретном регулятивном правоотношении предельно четко определены субъекты и их взаимные права и обязанности. Приведем пример. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ. Большинство гражданско-правовых отношений являются конкретными. Однако ошибочно думать, что в сфере гражданско-правового регулирования действуют только конкретные правоотношения. Несмотря на то, что ученые-цивилисты в своем большинстве не воспринимают концепцию общерегулятивных и относительно-определенных правоотношений, они наглядно вытекают из общих требований разумности, добросовестности, непричинения вреда при реализации субъективных прав (п. 2 ст. 6 ГК РФ).

Классифицировать правоотношения можно и по иным основаниям. В зависимости от их временной длительности различают кратковременные (иногда их называют одномоментными) и долговременные правоотношения. Под правоотношениями одномоментного характера подразумеваются такие правоотношения, в которых практически сразу реализуются права и обязанности субъектов. Так, многие санкции носят разовый, а не длящийся характер. Например, выговор, замечание, предупреждение. Обязанность субъекта претерпеть неблагоприятные последствия реализуется практически сразу в момент вынесения соответствующего решения. В долговременных правоотношениях реализация прав и обязанностей не происходит одномоментно, например, обязанность претерпеть лишение свободы реализуется в течение срока, указанного в правоприменительном акте. Правоотношения классифицируют на простые (между двумя субъектами) и сложные (между тремя и более субъектами). Например, в уголовно-процессуальном правоотношении принимают участие адвокат, подсудимый, суд, прокурор и другие участники процесса.

Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению

В состав правоотношения входят следующие элементы: субъекты, объект, субъективное право, юридическая обязанность1Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2003. С. 514.. Охарактеризуем правоотношения по социальному обеспечению путем рассмотрения их элементов.

Субъект правоотношений по социальному обеспечению — участник, имеющий субъективные права и обязанности, предусмотренные законодательством о социальном обеспечении.

Правоотношения по социальному обеспечению — это двусторонние правоотношения. Одной стороной правоотношений по социальному обеспечению всегда является гражданин, за которым закон признает право на получение социального обеспечения при наступлении определенных обстоятельств, другой стороной — орган, обязанный назначить и предоставить определенный вид социального обеспечения. Для того чтобы выступать субъектом правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью.

Правосубъектность граждан состоит из правоспособности (способность в силу норм права иметь права и обязанности), дееспособности (способность своими действиями осуществлять права и обязанности) и деликтоспособности (способность лица нести ответственность за правонарушения).

M.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова полагают, что «главным аргументом при определении правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования»2Захаров М.Л,. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 149.. В первом случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения, а во втором — специальная правоспособность, которая возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды социального страхования.

В целом эта позиция не вызывает возражений, но нуждается в корректировке. В настоящее время активно используются механизмы не только обязательного, но и добровольного социального страхования, и лица, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию, наделяются правом на социальное обеспечение. Следовательно, специальная правоспособность возникает с момента обязательного или добровольного социального страхования.

Полная дееспособность гражданина в праве социального обеспечения, как и в гражданском праве, наступает по достижении 18 лет. Однако до наступления этого возраста право на социальное обеспечение может быть реализовано законным представителем управомоченного лица.

Правосубъектность органов, обязанных назначить и предоставить определенный вид социального обеспечения, определяется целями и задачами, для выполнения которых они созданы.

Органы, уполномоченные законом или договором назначать и предоставлять социальное обеспечение, могут быть различными: территориальные органы Пенсионного фонда РФ, негосударственные пенсионные фонды — в пенсионных правоотношениях; органы социальной защиты — в правоотношениях по назначению и выплате пособий неработающим гражданам, имеющим детей; органы службы занятости — в правоотношениях по назначению и выплате пособий по безработице; учреждения здравоохранения — в правоотношениях по оказанию медицинской помощи и лечению; администрация предприятия — в правоотношениях по назначению и выплате социального обеспечения, предусмотренного коллективным договором, и другие.

В процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению субъектом, разрешающим спор, может быть как суд, так и вышестоящий орган по отношению к тому, который принял решение о назначении социального обеспечения или об отказе е его назначении.

Объект социально-обеспечительных правоотношений. Объектом основных материальных правоотношений по социальному обеспечению выступает вид социального обеспечения, по поводу которого установлена юридическая связь субъектов. В этих правоотношениях объектом является пенсия, пособие, компенсация, страховое обеспечение, медицинская помощь, лечение, конкретный вид социального обслуживания и т.д.

Объект процедурных правоотношений — установление права на определенный вид социального обеспечения и принятие решения по обращению гражданина. Решение может быть как положительным (в этом случае возникает материальное правоотношение), так и отрицательным. В процессуальных правоотношениях объектом выступает оспариваемое гражданином право на конкретный вид социального обеспечения.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов корреспондируют друг другу в рамках правоотношения, составляя его юридическое содержание.

Граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению наделены правами, следовательно, являются управомоченной стороной, а органы, выступающие носителями обязанностей, — это правообязанная сторона. Субъективные права граждан — право требовать назначения и предоставления конкретного вида социального обеспечения. Но, кроме права требования, на гражданина возлагаются обязанности (предоставить необходимые документы, своевременно явиться на врачебный осмотр и другие). Органы, занимающиеся социальным обеспечением, обязаны выплачивать пенсии, пособия, компенсации, предоставлять услуги в установленном порядке.

Непосредственными основаниями для появления и функционирования правоотношений служат юридические факты. В теории права юридические факты по волевому признаку делятся на события и действия. В праве социального обеспечения большинство фактов не зависят от воли и сознания людей — это события (достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть и т.д.). Таким образом, события — юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение основных материальных правоотношений по социальному обеспечению. Однако для возникновения правоотношения по социальному обеспечению наряду с другими юридическими фактами необходимо волеизъявление гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение.

В процедурных и процессуальных отношениях доминируют факты-действия (волеизъявление гражданина, вынесение решения о назначении определенного вида социального обеспечения и другие).

Некоторые правоотношения по социальному обеспечению могут возникать при наличии совокупности юридических фактов, которую называют сложным юридическим составам. Например, для возникновения правоотношения по выплате трудовой пенсии по старости необходимо: заявление лица о назначении ему пенсии; достижение пенсионного возраста (60 лет — для мужчины, 55 лет — для женщины); наличие страхового стажа не менее пяти лет; вынесение решения органом Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей:

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут быть следующие физические лица:

— граждане Российской Федерации;

— лица без гражданства;

— беженцы и вынужденные переселенцы;

— иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть

— субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений); — семья (при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца).

Физическое лицо как субъект правоотношений по социальному обеспечению характеризуется наличием правосубъектности, выражающейся в обладании двумя структурными элементами правоспособностью (то есть способностью иметь определенные права и нести определенные обязанности при наступлении соответствующих юридических фактов) и дееспособностью (то есть способностью по социальному законодательству своими действиями (без представителей) реализовывать предоставленные права и обязанности.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью. В частности, инвалид с детства до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по представлению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если гражданин признан недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению участвует представитель.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, в правоотношениях по бесплатному или льготному протезированию).

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии, помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.) Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей — постоянную и переменную Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств.

Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека: одни элементы (новые возможности правообладания) возникают, другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности за конкретным гражданином закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус гражданина в социальном обеспечении). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости гражданин должен достигнуть требуемого возраста. При этом наступление постоянной и переменной частей отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая — по достижении необходимого возраста.

Дееспособность граждан в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп граждан она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объектов содержания дееспособности может быть разным. Обща* дееспособность складывается из следующих юридических

возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать следующие государственные и иные органы:

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ; органы исполнительной власти;

— органы министерств и ведомств;

— органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, которые назначают и выплачивают пенсии;

— органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пособия, льготы и компенсационные выплаты, предоставляют услуги и т.п.;

— специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.);

— органы службы занятости (выплата пособий по безработице и т.д.); органы здравоохранения (предоставление бесплатной

— медицинской помощи и лечения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.);

— органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства);

— профессиональные союзы;

— предприятия, учреждения, организации.

Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *