Основные направления общественной мысли

Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.

Радикальная эволюция общественно-политической мысли

Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.

Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.

Социально-политические движения продукт промышленной революции

В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.

Течение

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы добиться целей

Консерватизм

Бёрк, Гоббс, де Местр

Аристократии и духовенства

Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей

Умеренные преобразования

Либерализм

Локк, Юм, Кант, Руссо

буржуазии

Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией.

Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство.

Выборы, реформы

Социализм

Сен-Симон, Фурье, Оуэн

буржуазии, наемных рабочих, крестьян

Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами.

Природный выбор граждан, выборы, реформы.

Коммунизм

Маркс и Энгельс

Рабочего класса (пролетариата)

Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида.

Социальная революция

Анархизм

Прудон, Кропоткин, Бакунин

Трудящегося народа

Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого.

самоорганизация граждан

Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.

Особенности развития социально-политической мысли в России

На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.

Течение

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы достижения целей

Консервативное

Уваров,

Устрялов,

Погодин.

Привилегированных сословий и бюрократии

  • Теория официальной народности.
  • За власть и сохранение старых порядков.
  • Против радикальных реформ.

Всемерное укрепление основ самодержавия

Либеральное

Славянофилы

Киреевский, Аксаков, Самарин, Хомяков.

Патриотической интеллигенции

Россия должна развиваться по собственному пути. Самодержавие может сохраняться, но народ может через Земские соборы выражать свою волю.

Реформы сверху с учетом мнения народа.

Западники

Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин

Либеральной интеллигенции

Путь развития России и Западной Европы един. Благо страны в следовании западному примеру и стремлении стать частью единой, общечеловеческой культуры.

Мирная реализация реформ.

Революционно-демократическое

Буташевич-Петрашевский, Герцен, Огарев

Студенческая молодежь

Упразднение самодержавия и крепостничества. Установление истинного народовластия.

Радикальные реформы и бунты.

Марксизм

Плеханов,

Ленин

Рабочий класс

Капитализм исчерпал свои возможности и должен преобразоваться в коммунизм.

Социальная революция.

Анархизм

Кропоткин,

Бакунин

Трудовой народ

Отрицание государства как политического института.

Самоорганизация общества сознательных индивидов.

В середине и последующей второй половине XIX века, отечественная общественно-политическая мысль достигла своего расцвета. Наступающая индустриальная эпоха несла колоссальные социально-экономические изменения, ставившие во главу угла проблему переустройства государственной власти в стране.

Всемирная история

Глава II. Европа после Венского конгресса

Годы, последовавшие за падением наполеоновской империи, стали временем утверждения основ индустриальной цивилизации не только в Великобритании, но и в странах континентальной Европы. Становление капиталистической системы породило множество социальных и политических проблем, поэтому до середины XIX в. Европу сотрясали многочисленные революции и массовые народные движения. Разные страны по-разному решали встававшие перед ними проблемы. Британский правящий класс сумел провести необходимые реформы и избежать революционного взрыва. Франция пережила череду новых революций, прежде чем её развитие приняло эволюционный характер. Германские государства до последней возможности пытались сохранить наследие «старого порядка». В середине века крупнейшие страны Европы стали ареной всеобщей революции.

Становление новой европейской цивилизации сопровождалось обострением международного соперничества. Важное место в международных отношениях занял Восточный вопрос, развитие которого привело к войне между сильнейшими державами Европы.

§ 4. Основные направления общественной мысли XIX в.

Великая французская революция дала толчок развитию общественной мысли. Общественная мысль была представлена в XIX в. такими направлениями, как либерализм (лат. — свобода), консерватизм (лат. — сохранять, сберегать), социализм (лат. — общественный) и его крайней формой — коммунизм (лат. — общий). Они сохранили своё значение и до настоящего времени.

1. Либерализм

А. Смит

Дж.-С. Милль

Либеральная мысль зародилась ещё в эпоху Просвещения. Первые либеральные идеи были сформулированы в трудах английского мыслителя Дж. Локка, а классический британский либерализм берёт своё начало в 1776 г., когда из печати вышло «Исследование о природе и причинах богатства народов» шотландского экономиста, основоположника политической экономии Адама Смита. Сформулированные им принципы экономической свободы постепенно распространились на сферу политики и общественных отношений в целом.

Первыми назвали себя либералами создатели испанской конституции 1812 г., провозглашённой в разгар борьбы с Наполеоном. После них это название использовали вожди Войны за независимость в Южной Америке, подразумевая, что они борются за освобождение своей родины от Испании. С тех пор понятие «либерализм» стало обозначать самые разные по своим целям общественные и политические движения, участники которых считали себя «борцами за свободу».

Дальнейшее развитие либеральная идеология получила в сочинениях таких британских экономистов и общественных деятелей, как Д. Рикардо (1772-1823), Дж. Бентам (1748-1832). В своих трудах, которые считаются вершиной классической политэкономии, Рикардо выступил как идеолог промышленной буржуазии в её борьбе с земледельческой аристократией. Он стремился обосновать необходимость устранения любых препятствий для развития рыночной экономики.

Дж. Бентам учил, что любые человеческие действия оправданы, если они приносят какую-либо пользу, и доказывал невозможность равенства между представителями различных социальных классов. «Установление равенства есть химера: возможно только уменьшение неравенства», — утверждал он.

Под влиянием идей Рикардо и Бентама служащий Ост-Индской компании Джон Стюарт Милль (1806-1873) разработал социальную философию британского либерализма, которая предусматривала проведение общественных реформ в интересах не только богатых, но и бедных.

Цитаделью экономического либерализма стал крупнейший промышленный центр Англии г. Манчестер.

Основа либерализма — убеждение в необходимости неограниченной индивидуальной свободы. «Под свободой я разумею торжество личности над властью, желающей управлять посредством насилия, и над массами, предъявляющими со стороны большинства право подчинять себе меньшинство», — писал идеолог французского либерализма Б. Констан. Классический либерализм первой половины XIX в. отличала вера в безграничную силу личной предприимчивости и свободной конкуренции. Либералы отстаивали приоритет индивидуальных интересов перед общественными, выступали за всемерное уменьшение роли государства в жизни общества. Добиваясь признания «свободы личности», они тем самым подводили теоретическое обоснование под неограниченной погоней за прибылью.

В ходе борьбы за национальное объединение Италии и Германии сложилось особое направление либеральной мысли — национальный либерализм, или национал-либерализм, в котором стремление к свободе сочеталось с национализмом. В Германии последователей этой идеологии называли «людьми с двумя душами».

2. Консерватизм

Э. Бёрк

Консерватизм возник как непосредственная реакция на Великую французскую революцию. В Великобритании его основоположником стал Эдмунд Бёрк (1729-1797), известный политический деятель и один из самых оригинальных мыслителей своего времени.

Книга Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790) считается классикой консервативной мысли. Идеалом Бёрка была английская Славная революция, когда «все изменения были произведены на основе принципа уважения к старине». Обязательные качества «честного реформатора», по его мнению, — это «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению вместе взятые».

Стремление не допустить в своей стране революционных потрясений, подобных тем, которые произошли во Франции, стало главной задачей британских консерваторов.

Основные принципы французского консерватизма были сформулированы в трудах мыслителей-эмигрантов, одним из которых был граф Жозеф де Местр (1753-1821).

Ж. де Местр

Савойский аристократ по происхождению, воспитанник иезуитов, де Местр играл заметную роль в политической жизни Сардинского королевства, а затем занимал пост его посланника в Санкт-Петербурге. Де Местр выступал против «безумных доктрин» Вольтера и Руссо и ставил своей целью «убить дух XVIII столетия», подразумевая под этим идеологию Просвещения, которая послужила идеологическим обоснованием революции. Возражая сторонникам формальных прав человека, де Местр заявил, что «человека вообще нет, а есть люди различных наций, для которых Бог создал различные учреждения». В своих «Петербургских письмах» он провозгласил принцип: «Нет ничего лучше того, что уже испытано».

На каких принципах базировалась идеология Просвещения?

Другим отцом-основателем консерватизма стал Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848), крупнейший французский мыслитель эпохи романтизма, известный общественный и политический деятель. Он тоже противопоставлял себя «философскому течению, которое оказалось настолько сокрушительным, что произвело революцию».

Ф.-Р. де Шатобриан

Как и другие французские консерваторы-романтики, Шатобриан придавал ключевое значение в жизни общества католической религии, неслучайно одно из наиболее известных его сочинений получило название «Гений христианства» (1802). На смену идеологии Просвещения, считал Шатобриан, должно вернуться возрождённое и обновлённое католичество. Он старался доказать, что «обществом правит нравственный закон; существует всеобщая законность, и она выше законности частной. Человек пользуется своими естественными правами, подчиняясь долгу, ибо не право рождает долг, но долг рождает право».

Главной темой консервативной критики стал либерализм, разрушающий привычный социальный порядок, который до тех пор люди считали необходимым для своей жизни, и поставивший на его место «невыносимую анархию борьбы всех партий против всех» и «бесчеловечность рынка». Усилия идеологов консерватизма были направлены в первую очередь на поиск в прошлом того, что могло послужить настоящему, на обоснование исторической преемственности в противоположность революционной ломке. Консерватизм стремился сохранить традиционные духовные ценности и издавна сложившиеся общественные институты, обеспечивающие преемственную связь между сменяющими друг друга эпохами. Отстаивая «исторические права» против стремления либералов разрушить сложившиеся общественные порядки, консерватизм был близок людям, ориентированным на сбережение утвердившихся традиций и ценностей, на сохранение порядка в обществе.

Необходимо учитывать, что консерватизм представляет собой несравненно более масштабное и глубоко укоренённое в истории явление, чем либерализм. Сами либеральные ценности лишь в той мере способны сохраниться в истории, в какой они выдерживают проверку временем.

3. Социализм

Трагический опыт утверждения буржуазной цивилизации со всеми её социальными бедствиями привёл к широкому распространению социалистических и коммунистических теорий.

Традиция социалистической мысли имела многовековую историю. Социальное неравенство и несправедливость существовали на всём протяжении человеческой истории, поэтому во все эпохи появлялись мыслители, пытавшиеся наметить пути к построению более справедливого общества. Достаточно вспомнить имена греческого философа Платона, английского гуманиста Т. Мора, итальянского монаха Т. Кампанеллы, не говоря уже об идеологах раннего христианства.

Но особую популярность социалистические идеи приобрели в эпоху промышленного переворота, когда неравенство в обществе достигло небывалых прежде масштабов. Именно тогда французские мыслители и политики ввели в широкое употребление понятия социализм и коммунизм. Основоположником французского социализма считается граф Клод-Адриан де Сен-Симон (1760-1825).

К.-А. де Сен-Симон

Аристократ по происхождению, участник Войны за независимость США, он пытался спекулировать национальным имуществом в годы Великой французской революции, разорился и в период Первой империи оказался в полной нищете. В 1812 г. Сен-Симон писал: «Вот уже две недели я питаюсь хлебом и водой, работаю без огня; я всё продал вплоть до моей одежды… Страсть к науке и общественному благу, стремление найти способ прекращения мирным путём страшного кризиса, переживаемого всем европейским обществом, довели меня до такой нужды». Пережитый им исторический и личный опыт позволил Сен-Симону стать одним из самых проницательных мыслителей своего времени.

Главной задачей, стоявшей перед современным ему обществом, Сен-Симон считал «улучшение морального и физического положения наиболее бедного класса общества». Скорбя о нищете трудящихся, он искал лекарство против неё во «всеобщей ассоциации», то есть в объединении людей на почве совместного труда.

Для преобразования настоящего и построения будущего требовалось тщательное изучение прошлого. Именно в уважительном отношении к истории заключалось главное отличие социалистических проектов Сен-Симона от абстрактных теорий просветителей XVIII в.

Надеясь на добрую волю монархов, Сен-Симон выступал против революционных методов преобразования общества и предлагал «отделив в нашем сознании свободу от революции», оставить «революции все её безумства». По его убеждению, «современное общество являет собой воистину картину мира, перевёрнутого вверх ногами», поскольку «во всех родах занятий неспособные люди управляют способными».

В отличие от консерваторов Сен-Симон был уверен, что «золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас». Свой проект преобразования общества он называл «новым христианством», которое «призвано доставить торжество принципам общей морали в той борьбе, которая происходит между этими принципами и стремлениями достигнуть частичного блага за счёт блага общего».

Идеи, выдвинутые Сен-Симоном, оказали большое влияние на развитие общественной и исторической мысли. В канун Июльской революции 1830 г. во Франции последователи Сен-Симона сформулировали главный принцип социализма: «Каждому по его способностям, каждой способности — по её делам». «Всемирная ассоциация — вот наше будущее», — провозглашали сен-симонисты.

Другой крупнейший представитель социализма во Франции. Шарль Фурье (1772-1837), считал главным источником социального зла торговлю. Он называл её «системой узаконенного обмана». Из-за неё «в цивилизации бедность порождается самим избытком». «Цель моя — не улучшить строй цивилизации, а уничтожить его», — провозглашал он, доказывая, «что порядок цивилизации нелеп в частях, как и в целом». Однако Фурье признавал, что «цивилизация занимает в лестнице движения важное место, ибо именно она создаёт движущие силы, необходимые, чтобы открыть путь к ассоциации: она создаёт крупное производство, высокие науки и изящные искусства. Нужно использовать эти средства, чтобы подняться выше по социальной лестнице». Ученики Фурье пытались основать в Америке социалистические коммуны, организованные в соответствии с его идеями, но все эти попытки завершились неудачей.

Ш. Фурье

Более определённый и практический характер социализм получил в сочинениях Луи Блана (1811-1882) и Пьера Жозефа Прудона (1809-1865). «Поэт социализма», журналист Л. Блан, испытавший влияние сен-симонизма, опубликовал в 1840 г. брошюру, в которой предложил план «правильной организации труда и распределения богатства».

Блан доказывал, что каждый человек имеет «право на труд», а государство должно содействовать гражданам в обеспечении этого права. «Окончательная цель ассоциации заключается в возможности удовлетворить интеллектуальные, нравственные и материальные потребности всех без исключения», — писал он. На страницах основанной им газеты «Реформа» Блан старался показать, что там, «где не существует равенства, свобода есть ложь». В один год с книгой блана «Организация труда» появилось сочинение Прудона «Что такое собственность?». На этот вопрос автор отвечал: «Собственность — это кража». «Уничтожьте собственность и… вы уничтожите зло на земле», — утверждал Прудон, ведь «собственность не удовлетворяет требований равенства и закона».

Прудон стал одним из основоположников другого общественного учения — анархизма, отрицающего необходимость государственной власти.

П.-Ж. Прудон

Представьте, что вы являетесь участником круглого стола с представителями анархизма. Какие доводы вы бы привели, отстаивая необходимость государственной власти?

Таким образом, ранний французский социализм представлял собой совокупность различных учений, выступавших за преобразование существующего порядка и построение нового общества, в котором осуществится полное социальное равенство. По мнению социалистов, для улучшения положения трудящихся следовало передать землю и орудия производства в собственность всего общества, которое должно было взять в свои руки надзор как за производством, так и за распределением производимых продуктов. Вместо всеобщего соперничества между людьми, которое стало отличительной чертой индустриальной цивилизации, социалисты призывали к общественному сотрудничеству и коллективному труду.

Р. Оуэн

В Великобритании, в отличие от Франции, социалистические идеи не получили широкого распространения. Если консерватизм в борьбе с либерализмом искал опору в реальном прошлом своей страны, то социализм — в воображаемом будущем, в котором должно было появиться идеальное общество всеобщей справедливости. Однако эти утопические мечтания мало интересовали деловых англичан, поэтому британский социализм носил более практический характер, чем французский. Первым английским социалистом был Роберт Оуэн (1771-1858), успешный предприниматель, обратившийся к идее социальных реформ под впечатлением ужасов промышленной революции.

Главное зло Оуэн видел в частной собственности, которая «отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества». Оуэн верил, что на смену существующей «дурной системе лжи, бедности и несчастья» придёт «благая система истины, богатства и счастья». На своей фабрике он старался всемерно облегчить положение рабочих, пытаясь «открыть способы, посредством которых можно было бы улучшить условия труда и жизни бедных и рабочего класса с пользой для предпринимателей». В 1820—1840-е гг. Оуэн пытался организовать социалистическую коммуну в Америке, проводил другие практические эксперименты по воплощению в жизнь своих идей, однако все они завершились неудачей.

В последующие годы в Великобритании и в других странах получили распространение идеи «христианского социализма», последователи которого пытались соединить учение Христа с идеалами социальной справедливости и равенства современной им эпохи. Необходимо иметь в виду, что все ранние теоретики социализма отвергали революцию и выступали за постепенное преобразование капиталистического общества. Социалистическая мысль в той степени, в какой она вскрывала реальные недостатки капиталистической системы, оказала влияние как на консерватизм («консервативный социализм»), так и на либерализм, который заимствовал у социализма немало популярных практических идей.

4. Коммунизм и «научный социализм»

Крайнее направление социализма, получившее название «коммунизм», вообще отрицало частную собственность в каких бы то ни было формах и требовало, чтобы даже потребление продуктов производства было подчинено общественному контролю. Коммунистические воззрения исходили из принципа социального равенства на основе полной общности имущества. Впервые коммунистические идеи были сформулированы ещё в разгар Великой французской революции Г. Бабёфом, организовавшим «заговор во имя равенства».

Из курса всеобщей истории 7 класса вспомните, чем закончился этот заговор.

В 1830-е гг. последователи Бабёфа (бабувисты) пытались возродить его учение об обществе, в котором отсутствуют собственность и порождённое ею неравенство. В 1840 г. один из сторонников коммунистических идей провозгласил: «Коммунизм — это единственное лекарство, годное для лечения человечества от всех зол».

К этому моменту объявил себя коммунистом известный журналист О. Бланки, организатор тайного революционного «Общества времён года». В отличие от ранних социалистов он проповедовал вооружённый захват власти, неоднократно организовывал заговоры и восстания с этой целью, за что много раз подвергался арестам. Т. Дезами в книге «Кодекс общности» (1842) сформулировал основные принципы коммунизма: «общая собственность, общий труд, общее воспитание».

«Коммунистической библией» 1840-х гг. стал утопический роман Э. Кабе (1788—1856) «Путешествие в Икарию», в котором рисовалось общество светлого будущего. Была создана даже международная организация сторонников «икарийского коммунизма», но добиться каких-либо практических результатов она не сумела.

Основоположниками нового направления в социалистическом движении стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Родиной К. Маркса и Ф. Энгельса была Рейнская Пруссия. Маркс происходил из семьи адвоката, учился в университетах Бонна и Берлина, получил степень доктора философии. Политическую карьеру начинал как публицист, в 1847 г. опубликовал книгу «Нищета философии», посвящённую критике сочинения Прудона «Философия нищеты». Энгельс был сыном текстильного фабриканта, по настоянию отца рано занялся коммерцией. Два года изучал фабричное дело в Манчестере, в 1845 г. опубликовал своё исследование «Положение рабочего класса в Англии». Маркс и Энгельс познакомились в 1844 г. и с тех пор совместно разрабатывали теорию так называемого «научного социализма», противопоставляя её ранним социалистическим учениям, которые они объявили утопическими. Первым их совместным трудом стала «Немецкая идеология» (1845), направленная против общественных учений, господствовавших тогда в Германии.

К. Маркс

В 1847 г. к Марксу и Энгельсу обратились лидеры Союза коммунистов (преобразованного из «Союза справедливых» немецкими революционерами-эмигрантами в Лондоне) с просьбой написать программу этой организации.

Ф. Энгельс

На обложке издаваемого Союзом коммунистов «Коммунистического журнала» впервые появился призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», ставший лозунгом международного рабочего движения.

В феврале 1848 г., в момент начала очередной революции во Франции, на свет появился исторический документ под названием «Манифест коммунистической партии». Целью Союза авторы Манифеста провозглашали «свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности». «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», говорилось в Манифесте, «угнетающий и угнетаемый классы находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Содержание современной им истории Маркс и Энгельс сводили к борьбе пролетариев против капиталистов, а её исход видели в безусловной победе пролетариата и установлении диктатуры рабочего класса. Своё учение они разрабатывали на основе германской классической философии, британской политической экономии и утопического социализма Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Оно получило название марксизм, а со временем стало господствующей идеологией рабочего движения и одним из наиболее влиятельных и распространённых общественных учений в истории человечества.

Вопросы и задания

1. Какими чертами характеризуется либерализм XIX в.? 2. В чём отличия консерватизма от либерализма? 3. Почему социалистические идеи получили широкое распространение в европейском обществе в XIX в.? 4. Классики марксизма называют представителей раннего социализма утопистами. В чём, на ваш взгляд, заключалась утопичность их идей? 5. Какие идеи пропагандировали сторонники коммунизма? 6. Как вы думаете, реально ли существование общества, в котором будут воплощены в жизнь коммунистические идеи? Свою позицию аргументируйте. 7*. Заполните таблицу.

Общественное течение

Представитель

Главная задача общества

Путь её решения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *