Диагностика личности ребенка

Диагностика изучения личности ребенка

Диагностические методики для классных руководителей по

изучению личности ребенка

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

— особенности возраста учащихся класса;

— степень сформированности детского коллектива;

— особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

— степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

• Изучение личностных качеств учащихся класса.

• Изучение общих и специальных способностей класса.

• Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.

• Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.

• Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Диагностические методики изучения классного коллектива

Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

Диагностическая методика № 1. «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»

Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:

Школьная неделя

Значимые события

я

класс

1-ая

2-ая

34-ая

Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

Диагностическая проективная методика № 9

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это…

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это…

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это…

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это…

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это…

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это…

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это…

9. Ребята, которые мне неприятны, это…

10. Ребята, которых я избегаю, это…

Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»

Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

1. Как называется фильм?

2. Где происходит действие фильма?

3. Кто является главным героем фильма?

4. Кто играет второстепенные роли в фильме?

5. Каким является фильм по жанру?

6. Каков финал фильма?

7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

Диагностики изучения личности учащегося

Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.

Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.

Диагностика № 1. «Памятные даты моей жизни»

Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:

год

события

Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Диагностика № 2. «Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги ,на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Диагностика № 3. «Мое состояние»

Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.

Затем можно перейти к подсчету результатов:

Движение

Спокойствие

Уверенность

неуверенность

А-4

А-10

А-10

А-10

Б-8

Б-8

Б-8

Б-8

В-2

В-2

В-6

В-2

Г-10

Г-4

Г-2

Г-6

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.

Диагностика № 4. «Моих 10 — Я»

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я — 4-я — 7-я — 10-я —

2-я — 5-я — 8-я —

3-я — 6-я — 9-я —

Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

Диагностика № 5. «Недописанный тезис»

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

1. Я считаю, что я…

2. Главное в моей жизни —это…

3. Мне хорошо, когда…

4. Мне плохо, когда…

5. Мне нравится, когда взрослые…

6. Мне не нравится, когда взрослые…

7. В свободное время я…

8. Самая большая радость моей жизни…

9. Самая моя большая ошибка…

10. Иногда мне хочется…

Диагностика № 6. Блиц — опрос

В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю

1. Любимое имя

2. Любимая пора года

3. Любимый цвет

4. Любимая книга

5. Любимое дерево

6. Любимый цветок

7. Любимая группа

8. Любимая песня

9. Любимая одежда

10. Любимый праздник

11. Любимый музыкальный инструмент

12. Любимый певец

13. Любимое животное

14. Любимая еда

15. Любимый месяц

Диагностика № 7. «Самореклама»

Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.

Диагностика № 8. «Готовность к саморазвитию»

Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):

1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

3. Я всегда уверен в своих силах.

4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.

8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.

10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

11. Мне трудно себя воспитывать.

12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

14. Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ:

1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)

Результат:

Хочу знать о себе — баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.

Диагностика № 9. «Сочинение»

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:

«Ода моему классу»

«Мой класс через 5лет»

«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»

«Удивительные истории моего класса»

«Болезни роста нашего класса»

Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:

«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,

«Письмо самому себе»,

«Мои «хочу», «могу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:

«Мои осенние размышления»

«Привет самому себе из сентября 2002 года»

«Год 2003. Мои поиски истины»

«Мои взлеты и падения»

Диагностика №10. «Полемика с самим собой»

Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:

Дисциплина — это свобода

Дисциплина — это неволя

Учит жизни не книга, а опыт

Учит жизни не опыт, а книга

Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.

Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.

Диагностика № 11. «Незаконченный тезис»

Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей. Жизнь —это…

Друг — это…

Быть человеком — значит…

Наивысшая радость — это…

Самая большая беда — это…

Добрая память о себе — это…

Плохая память о себе — это…

Главное в жизни — это…

Мелочи жизни — это…

Радости жизни — это…

Диагностика №12. «Ассоциативный ряд»

Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 — 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием.

Диагностика № 13. «Социометрия»

Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:

Задание 1. Утебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Метод социометрического выбора — метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:

1) выявила лидеров и изолированных детей;

2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива

Организация диагностики.

Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.

Предлагаю методику, которая была разработана сотрудником кафедры педагогики доктором пед.наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса ( в качестве обобщающей диагностики).Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:

по горизонтали – все об одном ученике;

по вертикали — состояние класса по одному показателю.

Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.

В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

* К демографическим данным относится:

— ФИО (1)

— дата рождения ( 2)

— профессия матери и отца

* К медицинским данным отнесем:

— сведения о заболевании детей

— степень физического развития

* Психологические сведения:

— способности — доминирующие черты характера

— увлечения — специальные умения

— интересы

* Педагогические данные:

— успеваемость

— поведение

— отношение к учению, труду

— положение в классе

— отношения с товарищами

— социальная активность

— внешкольные занятия

— профессиональные умения

Для получения данных используется комплекс методов:

— разовый письменный опрос

— беседы

— анализ документов и работ учеников

— наблюдение

— социометрические и проективные ( тесты) методики

— анкеты

Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию , самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.

Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

№ 1. — ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

№ 2 — возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

№ 3 — профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

№ 4 — тип воспитания ( демократический, авторитарный, попустительский) — получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

№ 5 — состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.

№ 6 — успеваемость — можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.

Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

№ 7,8 — черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

№ 9 — ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях — дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.

№ 10 — одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

№ 11 — отношение к учению, мотивы учения — выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:

— познавательная активность,

— интерес

— чувство долга …

нужно для развития интереса к учебе, способностей.

№ 12 — общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень.

Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

№ 13 — положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.

Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.

Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

№ 14 — принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям — можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально-неодобряемого поведения.

№ 15 — постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

№ 16 — трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.

№ 17 — профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.

№ 18 — сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников — учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.

Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.

Так же карта поможет мне обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.

По сути своей диагностическая карта и есть мониторинг в работе классного руководителя.

Диагностика личности младшего школьника

Надежда Коробочкина
Диагностика личности младшего школьника

Энергия детства неисчерпаема. Нам, взрослым, надо лишь умело направлять ее. Знаем ли мы достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем? «Конечно!»,— ответит большинство педагогов и родителей. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаем, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.

Не понимая ребенка, мы порой предъявляем к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в характере и поведении ребенка ведет к серьезным упущениям в воспитании, последствия которых могут проявляться спустя годы. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребенка создаст основу для сознательного обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойствен свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. Она позволяет выявить не только наличный (актуальный) уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка.

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство — найти в ребенке то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у педагога во многом зависит от его знаний и опыта.

Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет педагогу и воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. Этот принцип был выдвинут еще в 40-е годы советским психологом С. Л. Рубинштейном. Ученый считал, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их,— таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

В 60—70 гг. идея была подхвачена и творчески разработана педагогами-исследователями В. И. Петровой и О. С. Богдановой. Занимаясь исследованием и методикой воспитательного процесса и уделяя особое внимание нравственному развитию младших школьников, ими был разработан целый комплекс диагностических методик по изучению нравственной воспитанности детей этого возраста («Стрелок», «Билет», «Конструктор», «Выбери фотографию», «Щенок» и др., даны рекомендации по их применению. Эти и другие методики были широко известны педагогам по книгам «Азбука нравственного воспитания» (под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой, «Методика воспитательной работы в начальных классах» (авторы — В. И. Петрова и О. С. Богданова).

Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, когда на первый план выдвигаются первоочередные проблемы, но все же индивидуальность ребенка проявляется в результате изменений, совершенствования всего процесса развития. В этом смысле значимость возрастного периода от 6 до 10 лет трудно переоценить. Привитое, усвоенное впервые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст — это самоценный период, на протяжении которого развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть за его пределы в подростковую жизнь.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Начиная с 6—7-летнего возраста, у детей складываются простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека устойчивые психологические механизмы. Характерная потребность ребят этого возраста — жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления. Но по-прежнему определяющее место в их жизнедеятельности принадлежит эмоциям. Представления о себе, своих товарищах и окружающих людях, о героях книг и кинофильмов строятся главным образом на основе оценок взрослого, авторитет которого еще достаточно высок. Однако следует помнить, что негативные проявления, наблюдаемые во взрослой среде, сказываются и на детях. Они легко переносят из взрослого противоречивого мира негативные установки, оценки- ориентиры.

Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни пашет общества и окружающего мира — объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное их развитие. Дети поумнели и «переваривают» гораздо больший поток информации, чем раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельность и независимость. Порой они поражают взрослых своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это нас радует и удивляет, но мы не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, и очень нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность — важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.

Для того чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, с которыми вы живете, кто ежедневно приходит к вам на занятия, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, мы предлагаем набор диагностических методик.

Отбирая их, мы исходили из соображений компактности описания самой методики, относительной легкости ее проведения и отработки. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры, творчества.

Применение диагностических методик ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает естественные, реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер.

При проведении предлагаемых методик дети должны четко знать, что от них требуется; экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как строгий экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной и доброжелательной обстановке. По результатам одной-двух методик нельзя судить о качествах, характере ребенка — Только набор взаимодополняющих, взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину. Данные, полученные при помощи методик, свидетельствуют об уровне развития личности ребенка только в данный момент.

Существует много методик для изучения самых различных сторон развития личности ребенка. Остановимся на тех из них, с помощью которых можно выявить направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства, на наш взгляд, являются интегрирующими, стержневыми в развитии человека.

Если бы ты был волшебником.

Если бы у тебя была волшебная палочка

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, т. к. маленьким еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть выполнен но следующей схеме: для себя, для других (ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще).

Золотая рыбка.

Своеобразие этой методики состоит в том, что дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний, и от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. Ребята вводятся в воображаемую ситуацию словами: «Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: «Что тебе надобно?»

Для создания особого настроя, введения в сказочно-игровую ситуацию хорошо помогают игровые элементы-символы: волшебная палочка, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Цветиксемицветик.

Дети читают (вспоминают) сказку В. Катаева с этим названием. Возможен просмотр мультфильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветиксемицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Затем лепестки с желаниями дети вручают тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по такой схеме:

1- выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу;

кем-то); разрушительные (сломать, выбросить и т. п.).

Загадай желание.

Ребенку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. «Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?» Ребенок может написать его или сказать взрослому (по секрету).

Для ребят постарше можно использовать анкету «Мои желания». Из списка разных желаний предлагается выбрать «свои» желания: стать известным в школе, городе, стране, мире; иметь много друзей; приносить радость близким людям; заниматься любимым делом; стать богатым; иметь куклу Барби: научиться играть на компьютере; есть каждый день мороженое и т. п.

Список желаний ребята могут продолжить сами.

Радости и огорчения (методика незаконченных предложений).

При ее проведении возможны варианты.

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда.

Больше всего я огорчаюсь, когда.

Методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной анкетой. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, поскольку здесь как бы задается ритм ответа, что психологически облегчает работу ребенка.

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки сделанной, из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя».

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива (группы, класса, кружка).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *