По форме правления США

Япония

Как самая старая из существующих в одной из этих трех стран форм правления рассматривается монархия.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Историческим предшественником современной буржуазной монархии является монархия абсолютная. Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствие каких-либо представительных учреждений.

В современных странах абсолютная монархия эволюционировала в конституционную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на два вида — парламентарную и дуалистическую монархию.

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.”

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета: “Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.”

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо “спящих” прерогатив или подразумеваемых полномочий.

“Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” “Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников”

Высший орган исполнительной власти в стране — правительство Японии, Кабинет министров. “Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.” Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

США

Следующей из рассматриваемых форм правления является республиканская. Она имеет место во многих современных странах, в частности — в США.

В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики — глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти — конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти — конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

“Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который будет состоять из Сената и Палаты представителей”. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

“Исполнительная власть осуществляется Президентом…”, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

Франция

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. — концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства — одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики — парламент — играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Основная функция парламента — принятие законов — сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”.

Американская политика для чайников

Материал редакции

Кевин Спейси в роли Фрэнка Андервуда в сериале «Карточный домик»

1. Почти как Россия

Соединённые Штаты Америки — федеративная республика, состоящая из 50 штатов, одного федерального округа и нескольких островных территорий.

По числу граждан, имеющих возможность голосовать на выборах, США называют второй по величине демократией мира. Первой считается Индия, где число избирателей в ходе последней парламентской кампании превысило 814 миллионов человек. В Америке правом голоса, по данным на 2012 год, обладали 146 миллионов жителей.

Формально по своему административному устройству Штаты соответствуют России. Конституция РФ содержит определение России как федеративной республики с республиканской формой правления.

2. Конституция, которая превыше всего

Как и у любой другой демократии, главным документом в США является конституция. Её текст был составлен в 1787 году, ратифицирован первыми тринадцатью штатами с 1788-го по 1790-й годы и считается первым подобным законодательным актом в новейшей истории.

Копия первой страницы американской Конституции

Главное, что нужно знать об американской конституции, — это заложенный в неё принцип «сдержек и противовесов» или, иными словами, разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной.

Документ составлен таким образом, чтобы предотвратить чрезмерное усиление одной из частей политической системы и обеспечить общую стабильность государства. Самой известной частью текста Конституции США стали слова преамбулы — «We the People» («Мы, народ»).

3. Зачем Конституции нужны поправки

Важнейшей частью политической системы являются 27 поправок к конституции, принятых за несколько веков существования независимых Соединённых Штатов.

Первые десять из них входят в так называемый Билль о правах и закрепляют за гражданами страны основные права и свободы. Первая поправка гарантирует свободу слова, религии, прессы и собраний, вторая — право хранить и носить оружие, четвёртая запрещает произвольные обыски и аресты и так далее. Широко известна также тринадцатая поправка, принятая после Гражданской войны в стране и отменившая рабство.

Утверждённая в 1933 году 21-я поправка потребовалась только для того, чтобы отменить 18-ю поправку, которая ранее ввела в стране сухой закон

С 1951 года действует также 22-я поправка. Она запрещает одному и тому же человеку избираться президентом страны более двух раз. Неважно, подряд или с перерывом на чей-то другой срок.

4. Кто на самом деле выбирает власть в Америке

Главой государства, согласно Конституции, является президент. Он избирается раз в четыре года путём непрямых всеобщих выборов. В России президентом становится тот, кто наберёт большинство голосов. В США такой победы для избрания недостаточно. Окончательное решение остаётся за специальной коллегией выборщиков.

Коллегия состоит из 538 человек, представляющих все 50 штатов страны и округ Колумбия. Чем больше население штата, тем больше у него представителей в коллегии. Чтобы оказаться в Белом доме, кандидату необходимо набрать как минимум 270 их голосов.

Бюллетень на федеральных выборах в США в 2008 году

Обычно выборщики обязаны голосовать в зависимости от результатов всенародного голосования в их штате. Иными словами, по закону должны поддержать кандидата, выбранного народным большинством. Постановления двух штатов — Мэн и Небраска — предполагают и противоположное развитие событий.

Принцип «победитель получает всё» («winner-take-all») обязывает всех выборщиков от одного штата голосовать одинаково. Из-за этого коллегию нередко критикуют за несправедливое распределение «веса» голосов и резкое увеличение роли «колеблющихся штатов» («swing states»), то есть штатов, где нет устойчивого большинства ни одного из кандидатов.

«Колеблющиеся штаты» раз за разом становятся главными пунктами предвыборной повестки оппонентов, так как небольшой перевес в них принесёт значительное количество голосов у выборщиков

В 2004 году Джордж Буш-младший в качестве кандидата пять раз посетил небольшой колеблющийся штат и ни разу при этом не посетил крупный Нью-Йорк, проведя 30 встреч с избирателями там, где его перевес был минимальным. В 2011 году Барак Обама побил этот рекорд. Он посетил колеблющиеся штаты более 45 раз, проведя там 58 мероприятий.

5. Что может и чего не может президент США

Президент США обладает широкими полномочиями, большая часть которых действуют с некоторыми оговорками (та самая система «сдержек и противовесов»), которые предотвращают злоупотребление главой государства своим положением.

Президент назначает лиц высшей исполнительной власти (их кандидатуры утверждает Сенат), заключает международные договоры (при условии их одобрения 2/3 сенаторов), может помиловать за любое преступление (кроме дел, связанных с отстранением его самого или любого другого чиновника от должности).

Кандидат в президенты США Барак Обама на встрече с избирателями во время кампании 2008 года

Также в сферу его ответственности входит издание указов, регламентирующих работу федеральных органов власти, предоставление Конгрессу проекта госбюджета и руководство вооружёнными силами страны.

Вся исполнительная власть фактически подчиняется президенту, а действующий при нём Кабинет министров является совещательным органом, с которым он должен считаться. Ключевым постом в Кабинете является должность государственного секретаря — аналог существующего в России поста министра иностранных дел.

Похожие совещательные функции и у вице-президента (избирается в тандеме с президентом в ходе всеобщих выборов, на которых у каждого кандидата на должность главы государства есть также и официальный кандидат на пост своего заместителя).

Ни один президент в истории Соединённых Штатов не мог влиять на существенные вопросы внутренней и внешней американской политики, не обладая при этом достаточной поддержкой парламентского большинства, будь то его собственная партия или контролирующая парламент оппозиция

Одним из самых интересных моментов, связанных с должностью главы США, является «проклятие Текумсе» (Tecumseh’s Curse). Оно было вынесено всем будущим президентам Америки вождём племени шауни. Вождь предрёк, что ни один президент, который будет избран в год, кратный 20, не останется жив до окончания срока своих полномочий.

Предсказание сбывалось с 1860 по 1980 годы (в общей сложности семь раз), и было нарушено только Рональдом Рейганом (избран в 80-м) и Джорджем Бушем-младшим (избран в 2000-м). При этом оба президента становились жертвами покушений, но смогли выжить.

6. Что такое Конгресс и кто в нём заседает

Ещё одним элементом американской политической системы является Конгресс США. Он состоит из двух палат. Палата представителей насчитывает 435 человек, каждый из которых избирается раз в два года по своему округу. Количество представителей от одного штата зависит от численности его населения.

Вторая палата, Сенат, состоит из 100 человек, избирающихся раз в шесть лет (около трети из них при этом переизбираются раз в два года). У каждого штата по два сенатора, вне зависимости от того, сколько людей в нём проживает.

Обе палаты и политики, попадающие в них, во многом идентичны по своим функциям и отличаются уровнем представительства. Члены Палаты представителей избираются и представляют свой округ, сенаторы отвечают за штат.

Здание Конгресса США (Капитолий)

В полномочия Конгресса входит всё, что связано с введением налогов, расходами на оборону, торговлей между отдельными штатами и другими государствами и многое другое. Все законы, принимаемые в США проходят обязательное одобрение обеими палатами.

Каждый год люди, заседающие в Палате представителей или Сенате, выдвигают около пяти тысяч различных законодательных инициатив. Из них за 365 календарных дней принимаются обычно не более ста с небольшим.

Процесс принятия закона всегда примерно одинаков. Сначала документ «представляют» в той палате, где сидит его автор. Затем бумага попадает в один из специализированных комитетов или подкомитетов, где дорабатывается перед тем, как пройти процедуру предварительного голосования. После этого по законопроекту голосует уже вся палата.

В случае успешного рассмотрения, работу над текстом продолжает объединённая комиссия из Палаты представителей и Сената. Она составляет устраивающий всех компромиссный вариант, который отправляется для прохождения чтений в обеих частях Конгресса.

Если законопроект одобрен, он отправляется на подпись президента. Глава государства может и не подписывать документ, так как обладает правом наложить на документ вето. В свою очередь, парламент может отменить вето, если вновь 2/3 голосов поддержит инициативу.

Заседание Палаты представителей Конгресса США, посвящённое рассмотрению законопроекта о реформе здравоохранения

7. Кто такие республиканцы и демократы

Конгресс США контролируется двумя политическими партиями, борющимися на выборах не только за конкретные места в нём, но и за общее преимущество в числе представителей, которое позволяет проще и быстрее проводить нужные законы.

Главными партиями являются Республиканская (основана в 1850-х годах) и Демократическая (основана в 1820-х). Из-за их доминирования американскую партийную систему часто называют двухпартийной, хотя формально в стране насчитывается около 50 различных партий.

Республиканцы, которых также называют «старой доброй партией» (Grand Old Party, GOP) или «слонами«, традиционно считаются сторонниками консервативной идеологии. Они выступают за сокращение роли правительства в жизни общества, уменьшение налогов, сокращение государственных расходов в целом с одновременным увеличением расходов на военные нужды.

Известными представителями партии на посту президента являлись в своё время Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт, Рональд Рейган, Джордж Буш и Ричард Никсон. Республиканцы пользуются наибольшей поддержкой в южных и центральных штатах («красные штаты»).

Участники конвенции Республиканской партии в Техасе

Демократы («ослы«) отстаивают либеральные ценности, поддерживают идею прогрессивного налогообложения, выступают за увеличение общих бюджетных расходов и сокращение военного бюджета, а также требуют расширения влияния власти на регулирование экономики и жизни.

Наибольшим влиянием Демократическая партия пользуется штатах западного и восточного побережья США и в северной части центральных США («синие штаты»). Известными демократами-президентами были Джон Кеннеди, Франклин Делано Рузвельт, Джимми Картер, Билл Клинтон. Демократом является и действующий глава Соединённых Штатов Барак Обама.

Партии играют решающую роль не только в работе Конгресса и политической жизни штатов. Именно они выдвигают на «праймериз» (предварительные выборы) будущих кандидатов в президенты

Политическая идеология внутри партий неоднородна. Среди однопартийцев часто возникают разногласия. В 2009 году широкую известность получило консервативно-либертарианское Движение чаепития (Tea Party movement). Его сторонники требовали остановить реформы, начатые демократами: в частности, выступали за сворачивание запущенной администрацией президента страны реформы здравоохранения.

К общественным активистам движения вскоре присоединились многие члены Республиканской партии, использовавшие лозунги «чаепитников» для продвижения на промежуточных выборах своих консервативных кандидатов. По данным канала ABC, к 2014 году с движением также ассоциировали себя до 20 процентов политиков, входящих в Демократическую партию.

И демократы, и республиканцы существуют за счёт огромной финансовой поддержки частного бизнеса (около 77 процентов всех пожертвований) и индивидуальных заинтересованных благотворителей. Общее количество денег, которое «переваривает» эта система за один годовой избирательный цикл, в 2012 году составило почти шесть миллиардов долларов. Из них на президентскую кампанию ушло около 2,5 миллиарда.

Блиц

Когда состоятся ближайшие выборы президента США?

4 ноября 2016 года.

У кого большинство в Палате представителей?

У республиканцев. По состоянию на середину ноября 2014 года партия занимала 234 места в палате. У демократов 201 представитель.

У кого большинство в Сенате?

Также у Республиканской партии. После промежуточных выборов в ноябре представители партии заняли 54 места в Сенате из 100. Последний раз обе палаты парламента находились под контролем республиканцев в 2006 году.

Я всё понял. Что мне почитать и на кого подписаться?

Уровень «Лайт»: раздел о политике в The New York Times.

Уровень «Для начала я всё почитаю в Твиттере»:

Форма правления и государственный режим в США

По форме правления США, как отмечалось, — президентская республика. Прямого указания о том, что данное государство представляет собой республику, в Конституции страны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам. Однако наличие избираемого на определенный срок Президента, выполняющего функции не только главы исполнительной власти, но и главы государства, обременение его юридической ответственностью перед парламентом в форме импичмента служат неопровержимыми доказательствами существования в США именно республиканской формы правления.

При этом разработанная отцами-основателями (по образу и подобию дуалистической монархии в тогдашней Великобритании) американская модель разделения властей обусловила установление особой разновидности республиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля.

Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губернаторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента.

Далее, остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические» ветви власти невыборной, а значит, не демократической и «не по-литической» судебной властью в лице прежде всего Верховного суда США.

Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монтескье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

В американском же, собственно первозданном, варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента.

Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец, Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконститу-ционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.

Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию «смешанной конституции» («mixed constitution»), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешанный» тип конституции, по утверждению американских специалистов, является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству.

Следует отметить, что система сдержек и противовесов изначально делала невозможным полное, абсолютное размежевание трех ветвей власти. Со временем происходило все большее переплетение их деятельности и полномочий. Так, исключительность права Конгресса законодательствовать существенно поколеблена.

С одной стороны, в законотворческой деятельности все более активное участие принимает исполни-тельная власть: в ежегодных посланиях Президента фактически формулируется программа предстоящей законодательной работы Конгресса; все более широкое распространение приобретают первичное нормотворчество Президента и делегированное законодательство, необходимость которых выводится из конституционных полномочий Президента.

С другой стороны, правотворчеством по сути можно, видимо, считать и деятельность Верховного суда по толкованию правовых норм (особенно Конституции и законов), посредством которой формулируются прецеденты, имеющие значение конституционно-правовых и законодательных норм.

Не остается неприкосновенной и сфера деятельности исполнительной власти. Суды посредством системы приказов могут обязывать органы и должностных лиц исполнительной власти выполнить те или иные действия либо воздержаться от их совершения. Воздействие на администрацию осуществляет и Конгресс, принимая резолюции и частные билли.

Юридические и фактические возможности ветвей власти по взаимовлиянию обусловили их неодинаковое соотношение в различные исторические периоды. Разумеется, речь идет прежде всего о борьбе за лидерство между Конгрессом и Президентом. Истории США известны времена возвышения то одного, то другого в зависимости от сочетания экономических, политических, социальных и иных факторов. Правда, чаще чаша весов склонялась в пользу президентской, то есть исполнительной, власти.

Периоды некоторого нарушения равновесия ветвей власти в пользу одной из них не меняют общей оценки президентской республики как формы правления, позволяющей наиболее полно и глубоко осуществить принцип разделения властей и установить баланс между различными ветвями власти. Благодаря этому в США прочно утвердился дуалистический государственный режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц государства.

Несмотря на определенную трансформацию юридического содержания и практической реализации принципа разделения властей в процессе исторического развития страны, несмотря на его оценку многими политологами как фактора снижения эффективности центрального правительства, этот принцип продолжает оставаться одним из основополагающих начал и в доктрине, и в практике американского конституционализма.

Во многом благодаря этому, как отметил американский исследователь Дуглас Леттер, «ни разу за двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов не возникало серьезной угрозы, что какой-либо индивидуум или орган правительства станет настолько доминирующим, что сможет подорвать нашу демократическую систему управления».

Конституция США. Форма правления и государственный режим

Стр 1 из 3

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии и психологии

Реферат

По дисциплине: Социология и политология

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема: Политическая система США

студент гр. ЭРБ-14 /Олейников Ю.В./

/ Данилов Н.К./

(подпись)

ОЦЕНКА:

Дата:

ПРОВЕРИЛ Доцент /Харченко Л.Н. /

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

Оглавление. 2

Введение. 3

1. Конституция США. Форма правления и государственный режим. 4

2. Конституционно-правовое регулирование политической системы.. 8

3. Федеральные государственные органы.. 11

3.1. Конгресс США.. 11

3.2. Президент США.. 15

3.3. Федеральные суды.. 17

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Введение

В 1776 году в результате слияния тринадцати колоний Великобритании были образованы Соединенные Штаты Америки. Вплоть до 1783 года шла война за независимость, победу в которой одержали колонисты. Именно поэтому каждый год 4 июля представители американской нации отмечают День независимости США, а сами американцы называют этот праздник просто «Четвертое июля».

После победы в войне стал вопрос о том, как же сохранить независимость. Спустя немного времени в Филадельфии был собран конгресс, где под именем Конституционного Конвента обсудили укрепление национальной системы правительства. Было решено устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную Конституцию.

В основе Новой Конституции лежали три источника. Во-первых, идеи французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, британские традиции парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, собственный исторический опыт молодых американских колоний и штатов, отраженный в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».

Конституция не явилась «сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она была написана понятным и доступным языком, так как ее создатели считали, что Конституция в первую очередь, ориентирована на народ и только потом на правительство.

Конституция США. Форма правления и государственный режим

Конституция США — самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, — рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисон, который был автором проекта, положенного в основу Конституции, и впоследствии стал президентом США (1809—1817), взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса, подтвердили принцип сохранения общей компетенции за штатами (или за народом — поправка X) и закрепили ряд прав и свобод.

Права и свободы граждан в основном закреплены в первых десяти поправках, точнее — дополнениях, получивших название «Билль о правах» и принятых первым Конгрессом в 1789 г. Билль о правах вступил в силу 15 декабря 1791 г. после его утверждения одиннадцатым штатом (Виргинией) из существовавших тогда четырнадцати штатов. В этом Билле закреплены свобода вероисповедания, свобода слова, печати, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право. Названные права и свободы относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы. Нельзя не отметить и то немаловажное обстоятельство, что формулировки Билля довольно расплывчаты, что открывает широкий простор для их толкования и регламентации. Однако если оценивать объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик.

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.

Первоначальный текст Конституции, на первый взгляд, кажется простым, логичным, сжатым, хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В Конституции отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти — о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.

В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов.

Фактические отношения между тремя основными органами власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным.

Конституция закрепила федеративную форму территориального устройства страны; США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны — город Вашингтон.

Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, Конституция Калифорнии в разделе 3 ст. 1 указывает: «Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны». Штаты могут принять только республиканскую форму правления.

Штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией. Наиболее крупные из них представляют собой унитарные государства, чьи руководители (т. е. губернаторы) по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами значительного числа государств современного мира. Штаты копируют федеральную систему власти; они имеют парламент, называемый законодательным собранием или легислатурой, включающий две палаты.

Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

По форме правления США, как отмечалось, — президен­тская республика. Прямого указания о том, что данное госу­дарство представляет собой республику, в Конституции стра­ны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам (разд. 4 ст. IV).

При этом разработанная отцами-основате­лями (по образу и подобию дуалистической монархии в Великобритании того времени) американская модель разделения властей обусловила установление особой разновидности рес­публиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.

В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля.

Форма правления США по Конституции 1787 г. (президент, конгресс, Верховный суд)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ » Юриспруденция «

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

На тему: Форма правления США по Конституции 1787 г. (президент, конгресс, Верховный суд)

Выполнил: Глухов Алексей Викторович

Студент 1 курса

1 семестр

2013

Введение

1.Форма правления США 1787 года

2.Правовое положение Президента США

3.Правовое положение Конгресса

4.Судебная система США

Заключение

Задача

Список использованной литературы

Введение

Формирование США, как независимое государство, занимает сравнительно небольшой исторический отрезок времени. С момента образования на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине 17 века и до юридического оформления США в единое федеративное государство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа номер один в истории Соединенных Штатов Америки-Конституции 1787 года.

Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое государство. А воплощением в ней традиции закладывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское ( общее право), суд присяжных заседателей и другие прогрессивные правовые институты того времени, ставшие первоосновной при формировании колониальных органов управления. Так, уже в период религии, невмешательство властей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружия, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в налогообложении и т.д.

С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы за независимость, зарождается и развивается специфическая американская практика компромиссов, сыгравшая впоследствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года. Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сторон ( даже если это польза вступала противоречие соображениям существующей морали).

Например, традиционно республиканский, промышленный Север пошел на военный союз с рабовладельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за независимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в , своего рода, буржуазную революцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781году.

Необходимо отметить, что в этот период были созданы юридические документы, оказавшие влияние не только на ход событий того времени, но и на развитие американских демократических традиций в будущем. Это , прежде всего, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой является Т. Джефферсон, а так же Статьи Конфедерации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударственного союза. Нельзя не вспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 году Б. Франклином.

Все эти документы большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года. Таким образом, закладывалась ее юридическая база. А тем временем необходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерации становится все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования. Экономические потребности стремительно развивающегося капитализма, внутренние и внешнеполитические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспечить единое экономическое пространство, облегчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, поднять международный авторитет.

Слабость центральной власти таила в себе и другую опасность. Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недовольство в армии и в народе политикой, проводимой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противостоять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь.

Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изменения государственного устройства объединившихся колоний. В этом процессе сыграть решающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны. Осуществление этих планов было поручено Учредительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непосредственное участие в разработке текста Конституции приняли ведущие юристы Америки и общественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др.

Форма правления США 1787 года

Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функции между ними.

Фундаментальной основой государственно – территориального устройства США был провозглашен принцип федерализма, который определил правовой статус и гарантии равноправия субъектов федерации, а также основы разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти и органов власти штатов. Конституция не ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, Конфедерация превращалась в федерацию. Действующей в государстве легитивной формой правления была выбрана президентская республика. Депутаты конвента пришли к выводу, что именно такая форма правления наиболее соответствует принципу разделения властей, интересам развития страны. Они поддержали авторов Конституции в их стремлении четко определить через основной закон страны, что есть фактически Соединенные Штаты Америки и каковы их федеральные органы управления. Эти основные положения легли в основу выработанной конвентом Конституции.

Главой исполнительной власти США является президент.

Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет США на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства.

В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров ( с согласия сената ), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. В свой деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия ( ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты ). Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат конгресса. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему не запрещалось добиваться переизбрания на новый срок.

Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы: установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов, забота об общем благосостоянии и совместной обороне США, единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США, производство займов за счет государства, вопросы внешней торговли, единообразное толкование законов на всей территории федерации, чеканка монеты, почтовая служба, учреждение судов, подчиненных Верховному суду, объявление войны, набор и содержание армии, подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального представительства штатов законодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед мало населенными при выборах в палату представителей и сенат, в котором каждый штат имел двух представителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство ( на тот период девять из тринадцати ) штатов ратифицируют его.

Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд.

При рассмотрение этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами, находящимися в его производстве. К федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполнительной.

Таким образом, на основании вышеизложенного в контрольной работе можно сделать следующие выводы.

Соединенные Штаты Америки возникли в результате борьбы американского народа за независимость.

Государственное устройство

Соединенные Штаты являются федеративной республикой, управляемой сильной центральной властью при относительной самостоятельности субъектов федерации.

Высшим федеральным законодательным органом США является Конгресс, состоящий из двух палат — нижней, именуемой палатой представителей, и верхней — сената. Обе палаты формируются на выборной основе. В верхней палате Конгресса каждый штат представлен двумя сенаторами. Число депутатов от отдельных штатов в нижней палате не является одинаковым, так как здесь оно определяется численностью населения каждого конкретного штата (депутаты избираются по пропорциональному принципу). В состав палаты представителей входят 435 депутатов (эта цифра была установлена в 1910 году). Каждый штат должен быть представлен в ней хотя бы одним человеком.

Выборы в Конгресс проводятся раз в два года, в первый вторник после первого понедельника каждого четного года. Членом палаты представителей может стать гражданин США, достигший 25–летнего возраста и в течение семи лет проживший в штате, от которого он избирается. К сенаторам предъявляются более строгие требования: они должны быть не моложе 30 лет и на момент избрания прожить в своем штате не менее девяти лет. Сенатор остается на своем посту в течение шести лет, однако, поскольку раз в два года переизбирается треть сенаторов, в работе верхней палаты Конгресса соблюдается принцип преемственности, являющийся одной из гарантий стабильности в жизни государства.

Конгресс устанавливает единые для всей территории США налоги, берет кредиты и уплачивает долги от имени государства, контролирует деятельность правительственных учреждений и ведомств. Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять деньги на их финансирование.

Рассмотренный в Конгрессе законопроект становится законом только тогда, когда его одобрят обе палаты, а затем и президент. Американский президент обладает правом вето, однако оно не является абсолютным и может быть преодолено, если за законопроект проголосовали как минимум две трети членов палаты представителей и такая же часть сенаторов. Согласно Конституции США, палаты Конгресса обладают равными правами. Однако на деле сенат пользуется большими полномочиями. Например, именно он ратифицирует международные договоры (за это должны проголосовать две трети сенаторов), а также утверждает сделанные президентом назначения министров, судей, послов и других крупных чиновников государственного аппарата.

Работу палаты представителей возглавляет спикер, избираемый от партии, завоевавшей на выборах наибольшее количество мест. Председателем сената является вице–президент США. Не будучи членом сената, он не принимает участия в голосованиях, за исключением тех случаев, когда число сенаторов, проголосовавших «за», равно числу проголосовавших «против». Тогда итоговое решение зависит от голоса председателя.

Глава государства в США — президент — является одновременно и главой исполнительной власти. Президент наделен очень большими полномочиями. Он издает правительственные указы, имеющие силу закона, выносит на обсуждение в Конгрессе законопроекты, а затем утверждает законы, принятые конгрессменами. Президент — верховный главнокомандующий всеми родами войск. Он проводит внешнеполитический курс государства, определяет содержание государственного бюджета. Кроме того, президент исполняет важную представительскую функцию, олицетворяя всю нацию. Американский президент избирается на четыре года на основе общенационального тайного голосования совершеннолетних граждан США. Он идет на выборы в паре с вице–президентом. Однако выборы являются косвенными, так как в день выборов президента и вице–президента (а это первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, т. е. раз в четыре года) избиратели голосуют за членов коллегии выборщиков от той или иной политической партии. По результатам этого голосования уже можно определить, кто будет следующим хозяином Белого дома, так как выборщики от партий поддерживают определенного кандидата, представителя своей партии. Однако в первый понедельник после второй среды декабря того нее года избранные в ноябре выборщики собираются в столицах своих штатов, чтобы проголосовать за того кандидата в президенты и кандидата в вице–президенты, которые получили наибольшее число голосов избирателей. Победители определяются простым большинством голосов.

Президент может занимать свой пост только два срока, даже если он очень популярен в стране. Президентом США может стать любой гражданин старше 35 лет, являющийся уроженцем США и проживший в стране не менее 14 лет. Исполнительную власть президенту помогают осуществлять президентская администрация, государственные департаменты–министерства и другие ведомства, которым поручено управление отдельными сторонами жизни страны. Президент также является лидером правящей партии и направляет ее политическую деятельность через председателя национального комитета партии.

Избираемый одновременно с президентом вице–президент США обязательно должен быть жителем другого штата, нежели президент. Вице–президент становится председателем сената. В случае смерти действующего президента вице–президент автоматически оказывается и главой государства, и главой правительства. Вся полнота власти может перейти к вице–президенту и в том случае, если президент по состоянию здоровья не сможет осуществлять свои должностные обязанности.

Высшим органом судебной власти является Верховный суд США, состоящий из девяти человек — верховного судьи и восьми ассоциированных членов, назначаемых президентом и утверждаемых сенаторами. Такая процедура формирования судебной власти позволяет Верховному суду выступать в роли арбитра в отношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти. Быть членом Верховного суда — большая честь и знак глубокого доверия нации, так как этот пост является пожизненным.

Федеративный принцип государственного устройства предполагает, что все штаты делегируют единой федеральной власти полномочия в решении государственных вопросов, но при этом каждый из штатов оставляет за собой право решать вопросы местного самоуправления. Наряду с основным законом государства, Конституцией США, существуют конституции каждого из штатов, причем законы одного штата не распространяются на территории других. Главой исполнительной власти штата является губернатор, законодательную власть осуществляет законодательное собрание штата, а судебную — суд штата.

Правительства штатов обладают большими полномочиями, чем, например, правительства субъектов Российской Федерации. Да и сами штаты порой напоминают независимые страны: у них, конечно, нет собственных вооруженных сил, но зато наличествуют собственные гражданские и уголовные законы.

Исторически оформившиеся штаты разнятся по величине — от огромных Аляски и Техаса до крохотного Род–Айленда, однако они равноправны в рамках единого государства. Это подчеркивается и тем, что столица США Вашингтон находится в автономном, не относящемся ни к одному из штатов, округе Колумбия, занимающем территорию 179 квадратных километров и раскинувшемся на берегах реки Потомак, между территориями Виргинии и Мэриленда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *