Основные юридические понятия

Правоведение для чайников — 28. Юридические термины

Юридическая техника
Юридическая техника – это правила подготовки и оформления правовых документов. Два основных вида юридической техники: законодательная (она же «нормотворческая») и правоприменительная. Законодательная техника – это правила написания законов и подзаконных актов, правоприменительная – это правила написания судебных решений и постановлений об административных правонарушениях.
Юридическая техника должна делать правовые тексты простыми, понятными и логичными. Для этого применяют несколько приёмов. Так, каждый акт (закон или судебное решение) имеет наименование, название госоргана, который его принял, дату и место принятия. Текст закона обычно структурирован по разделам, главам, статьям, частям и пунктам.
Известный приём юридической техники: выделение в некоторых законах «Общей части» (общих предписаний и принципов) и «Особенной части» (более детальных норм). Например, Общая часть УК РФ (ст. 1-104.5) рассказывает, что такое «преступление», «вменяемость», «наказание», «соучастие», «покушение», «совокупность преступлений» и т. д. А Особенная часть УК РФ (ст. 105-361) описывает конкретные составы преступлений и наказания за них.
Иногда куда-то в середину действующего закона нужно вставить новую статью. Например, в законе, состоящем из двадцати статей, нужно прописать норму между статьями 11 и 12. Можно было бы дать новой статье номер 12, бывшую 12-ю переименовать в 13-ю, бывшую 13-ю – в 14-ю и т. д. Но тогда вся нумерация полетит к чертям, а судебные решения, имеющие ссылку на этот закон, сразу станут непонятными. Чтобы этого не происходило, новую статью добавляют под номером 12.1. А поскольку законы у нас меняют часто, в них и появляются многочисленные статьи с номерами вроде 5.65, 10.1.4 или 7.1-1.
В идеале законы и судебные решения должны быть краткими, понятными и однозначными. Однако в России качество юридической техники очень низкое и становится только хуже.
Для сравнения – принятый при Наполеоне французский Гражданский кодекс был написан таким простым и ясным языком, что писатель Стендаль рекомендовал читать его для «получения вдохновения и ощущения красоты французского языка».
Нынешние российские законы никакой нормальный человек для вдохновения читать не станет. Их пишут очень косноязычные люди, которые русский язык не любят и никакой красоты в нём не находят. Из всех текстов на русском языке именно юридические документы наиболее запутанные, трудночитаемые и многословные.
Больше всего бросается в глаза форма изложения. Скажем, автор закона никогда не сократит слово «Российская Федерация» до «РФ» – это будет выглядеть несолидно. В результате появляются громоздкие конструкции вроде «Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу» (ст. 113 Конституции РФ).
Многие авторы законов не умеют пользоваться абзацами. Скажем, если вы захотите узнать о сроке привлечения к административной ответственности и откроете ст. 4.5 КоАП РФ, то испытаете затруднение. Дело в том, что первая часть этой статьи представляет единый абзац в стиле: «постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев по таким-то правонарушениям, по истечении года – по таким-то правонарушениям и т. д.». Самих этих правонарушений очень много, и сложно найти момент, где заканчивается одна категория и начинается другая.
Законодатели не знакомы с простейшими приёмами сокращения текста. Яркий пример – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ». Поскольку в России есть разные виды регионов, то и главный суд региона называют по-разному: «верховный суд республики», «краевой суд», «областной суд», «суд города федерального значения», «суд автономной области» и «суд автономного округа». Все они обычно имеют одинаковые функции, прописанные в разных статьях закона. Казалось бы, можно перечислить их где-то в первой статье закона и указать, что далее они будут обозначены словосочетанием «региональный суд». Но нет, в законе каждый раз всё это перечисление идёт целиком: «верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в таком-то составе» и т. п.
Проблемы есть не только с формой, но и с содержанием. Иногда разные статьи одного и того же закона дают противоречивые указания. Пример – ФЗ «О миграционном учёте…». В начале он указывает, что иностранец должен встать на миграционный учёт (в народе это называют «сделать регистрацию») «по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания» (ст. 20 ч. 2). Место пребывания – это жилое помещение, где он будет жить. Получается, что, если иностранец путешествует по России, проводя в каждом месте не больше 7 дней, ему вообще не нужно вставать на миграционный учёт. Но потом тот же закон, говоря о лицах, не подлежащих постановке на миграционный учет, помимо моряков, дипломатов, пилотах и т.п., упоминает лишь об иностранцах, прибывших в страну «на срок не более 7 дней» (ст. 20 ч. 6). То есть получается, что иностранец, проведший в России больше 7 дней, все-таки должен встать на учёт. Причем здесь срок почему-то сокращают до семи календарных дней вместе рабочих. Как всё это понимать – неизвестно.
Про многочисленные каучуковые нормы, которые каждый волен понимать по-своему, я уже писал.
Качество написания законов различается. Неплохим языком написаны частно-правовые кодексы: Трудовой, Гражданский и Семейный. Но как только мы переходим к публичному праву, где государство описывает правила своей работы, законы становятся всё более запутанными и сложными для понимания. Самые неудобочитаемые законы, на мой взгляд, – это КоАП, УПК, Налоговый кодекс и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Ещё интересно, что в России нет общепринятой системы наименования законов. Одни законы названы по схеме «О чём-то в Российской Федерации», другие – «О чём-то Российской Федерации», а третьи – просто «О чём-то». Например, у нас есть федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», но одновременно – федеральный закон «О полиции» (без указания на РФ), есть ФЗ «О системе государственной службы РФ», и одновременно – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», есть ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», но одновременно – ФЗ «О техническом регулировании», есть ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», но одновременно – ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В некоторых законах статьи делят на части, в других – на пункты, а в третьих – просто на абзацы без нумерации (как в Трудовом кодексе). Иногда в начале закона основные понятия излагают в алфавитном порядке, иногда – в порядке уменьшения значимости, иногда – в случайном порядке.
В общем, юридическая техника – одна из самых слаборазвитых сфер в российском праве, где ещё многое представит сделать. К сожалению, на юридических факультетах не изучают русский язык и литературное редактирование, поэтому юристы часто не умеют ясно выражать свои мысли. Чтобы научиться писать лучше, рекомендую юристам (особенно судьям и законодателям) ознакомиться с книгами «Слово живое и мёртвое» Норы Галь и «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.
Лирическое отступление: неуловимая подсудность
Закон не должен быть понятен абсолютно всем. Есть термины, которые знают лишь юристы или читатели этой книги: «источник права», «нормативный правовой акт», «правоотношение», «отрасль права» и т. д. Но даже юристы с трудом понимают некоторые законы из-за многословности текста и обилия однородных членов, причастных и деепричастных оборотов и придаточных предложений.
Характерный случай произошёл с адвокатом Игорем Труновым в конце 2016 г. Он представлял в России интересы французского музыканта Дидье Маруани и обратился в суд с иском к певцу Филиппу Киркорову о взыскании компенсации за предполагаемый плагиат.
Нужно было решить, в какой суд подавать иск. По общем правилу, в суд нужно идти по месту жительства ответчика. Однако Трунов, видимо, прочитал в Гражданском процессуальном кодексе следующую норму: «Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»» (ч. 3 ст. 26 ГПК РФ).
Вроде бы текст не самый длинный, но неясно, как его понимать. Первый вариант – «Мосгорсуд рассматривает… дела, которые связаны с защитой авторских… прав (кроме прав на фотографические произведения…) в информационно-телекоммуникационных сетях». Второй вариант – «Мосгорсуд рассматривает… дела, которые связаны с защитой авторских… прав (кроме прав на фотографические произведения… в информационно-телекоммуникационных сетях)». В первом случае Мосгорсуд рассматривает все дела о защите авторских прав, кроме прав на фотографии в интернете; во втором – Мосгорсуд рассматривает все дела о защите авторских прав в интернете, за исключением прав на фотографии.
Трунов истолковал эту норму первым способом. Однако Мосгорсуд вернул иск, сославшись на ошибку в подсудности. Оказалось, что всё же верен второй вариант, и дело пришлось начинать заново.
«Насколько легко этот смысл уловить вот в этой страшной конструкции? – задаётся вопросом юрист Николай Чудаков. – Нет, это возможно, конечно. Если вытаскивать его аккуратно – как будто обезвреживая бомбу. Но насколько легко? И какова вероятность ошибиться?.. В общем, неудивительно, что юристы ошибаются. Вот только непонятно, зачем так писать законы» («Тест Тьюринга для адвоката Трунова»).
Другие термины
Правотворчество – это создание, изменение или отмена правовых норм. Наиболее важные виды правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество и непосредственное правотворчество. Законотворчество – это когда парламент страны принимает законы. В России, соответственно, этим занимается парламент – Федеральное собрание (Государственная Дума плюс Совет Федерации). Подзаконное правотворчество – разработка и принятие подзаконных актов. Этим занимаются президент, правительство, министерства и ведомства. Наконец, непосредственное правотворчество – это когда народ на референдуме принимает или отвергает какой-то закон или решает тот или иной вопрос.
Есть ещё судебное правотворчество – это когда суды создают нормы права, фиксируя их в судебных решениях. Это больше характерно для стран с прецедентным правом (Англия, США и т. д.), но и в России, как я уже сказал, судебная практика играет важную роль.
Толкование права – установление смысла правовой нормы. На первый взгляд, процесс несложный: просто читай, что написано. Но нужно представлять себе не только конкретную статью, но и понимать, в каком законе она находится, нет ли из этого правила исключений, можно ли применить эту статью к данной ситуации и т. д. Не зная этих тонкостей, можно попасть впросак. Толкование права делят на уяснение (когда человек выясняет смысл нормы, принимая решение) и разъяснение (когда он разъясняет смысл другим людям – например, в судебных решениях).
Лучшая книга о толковании закона – изданное в 1913 г. «Руководство к толкованию и применению законов» Евгения Васьковского. Книга написана хорошим языком и содержит много ярких и остроумных примеров из законодательства Российской империи.
Правосознание – совокупность взглядов на право. Правосознание может быть у отдельного человека (индивидуальное), у группы людей (групповое) и у целого народа (общественное). Например, отношение к праву разное у адвокатов, судей, полицейских, заключённых. Также отличается отношение к праву у немцев, американцев, русских, китайцев или узбеков. Для одних людей право – наиболее полное выражение справедливости, для других – правила, навязанные государством, для третьих – тёмный лес за семью печатями. Считается, что в России уровень правосознание очень низкий. У нас даже судьи, чиновники и полицейские не уважают право и часто нарушают закон, а простые граждане следуют их примеру.
Права человека – устойчивый термин, обозначающий те права людей, которые обеспечивает государство. Т.е. в понятие «права человека» не входит право арендодателя требовать деньги от арендатора и другие подобные вещи. Нет, сюда включаются лишь те права, которым соответствуют различные обязанности государства: разобрать спор в суде, исполнить решение, не подвергать человека пыткам, не вмешиваться в его частную жизнь, не запрещать ему высказывать своё мнение и т. д.
Термин «права человека» возник после Второй Мировой войны, когда в документах нужно было зафиксировать, какие права есть у разных людей в разных странах. Наиболее известный документ такого рода – Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Юрисдикция (лат. jurisdictio – суд, судопроизводство) – полномочие давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, решать какие-либо юридические вопросы. Я уже упоминал об этом слове, когда говорил о российской судебной системе. Касается оно не только судов, но и других государственных органов, особенно тех, которые привлекают к административной ответственности.
Правоохрана или охрана права – это деятельность по охране права от нарушений. Она нужна, чтобы граждане исполняли свои обязанности и могли свободно реализовывать свои права и свободы.
Правомерное поведение – это поведение, которое соответствует нормам права. Т.е. человек выполняет возложенные на него обязанности, не нарушает запреты и, если хочет, реализует принадлежащие ему права.
Юстиция (лат. justitia, произв. от jus – право и означающее справедливость, правосудие) – многозначный термин. Оно обозначает разные правовые учреждения (например, Министерство юстиции), совокупность судов либо их деятельность.
Правопорядок – порядок в обществе, основанное на праве и законности.
Законность – строгое соблюдение законодательства всеми субъектами права (людьми, организациями, государством)
Резюме
Существует три способа изложения норм права: прямой, отсылочный и бланкетный. Последний – самый сложный. Это когда в законе прописано только наказание за нарушение правил, но нет ни самих правил, ни отсылки к другой статье.
Систематизация нормативных правовых актов – это их упорядочивание и приведение в единую систему для удобного поиска и ориентирования. В науке выделяют четыре способа систематизации: учёт, инкорпорация, консолидация и кодификация, однако в наши дни актуальны лишь два последних.
Технико-правовые категории – это понятия и принципы, которые используют в праве. К ним относят правовую презумпцию (предположение о наличии или отсутствии определённых фактов), юридическую фикцию (несуществующее положение, признаваемое законодательством в качестве существующего), преюдицию (обязанность суда принять факты, ранее установленные другим решением суда) и правовую аксиому (положение, принимаемое без доказательств в силу его очевидности).
Пробел в праве – это отсутствие нормы права, согласно которой должен решаться какой-то вопрос. Различают мнимые и реальные пробелы в праве. Мнимый пробел (он же «квалифицированное молчание») – это когда авторы закона сознательно оставляют вопрос открытым. Реальный пробел – это недостаток правовой системы и ущербность законодательства.
Суд может восполнять пробел в праве при помощи аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона – это когда решение принимают на основе нормы закона, регулирующей схожую ситуацию. Аналогия права – это когда решение выносят на основе общего смысла и духа законодательства. «Субсидиарное применение права» – это когда пробел заполняют при помощи нормы из другой отрасли права.
Коллизия в праве – это когда один и тот же вопрос регулируют несколько правовых норм. Это могут быть как нормы права разных государств, так и нормы, установленные одним государством.
Юридическая техника – правила подготовки и оформления юридических документов. Два основных вида юридической техники: законодательная (она же «нормотворческая») и правоприменительная. Юридическая техника должна делать правовые тексты простыми, понятными и логичными, но в России с этим большие проблемы.
Правотворчество – это создание, изменение или отмена правовых норм. Толкование права – установление смысла правовой нормы. Правосознание – совокупность взглядов на право. Права человека – устойчивый термин, обозначающий те права людей, которые обеспечивает государство. Юрисдикция – полномочие давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, решать какие-либо юридические вопросы.

Основные юридические понятия

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 40

Статус правового государства, к которому стремится Россия, предполагает обязательное следование государства определенным об­щеизвестным международным принципам:

~ установление народного суверенитета;

~ нерушимость прав и свобод человека со стороны государства; стабильность и твердость государственного конституционного строя;

~ верховенство конституции по отношению ко всем другим зако­нам и подзаконным актам;

~ соблюдение принципа разделения властей и наличие форм от­ветственности власти как организационной основы правового государства;

~ обеспечение независимости судов;

~ приоритет норм международного права над нормами нацио­нального права.

Концепция правового государства в современный период является одной из центральных категорий демократических теорий права. В древнейший период и в средние века общество не знало понятия правового государства. В основу современных концепций правового государства, па мнению историков и юристов, положены идеи немец­кого философа Канта, Французского просветителя и правоведа Мон­тескье, а также ряда других известных ученых XVIII-XIX вв. ученые того периода предсказывали, что на смену полицейскому, бюрокра­тическому государству эпохи абсолютизма, т.е государства произ­вола, должно прийти другое государства, в основе которого будет лежать идея свободной личности, обладающей большими неотъем­лемыми правами. В правовом государстве взаимоотношения личности и власти осуществляются на принципиально иных условиях, чем в период абсолютизма. Правовое государства по своей сути харак­теризуется господством права при верховенстве конституционного закона.

Процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью законов, юридических норм основывается на методе пра­вового регулирования. Предметам правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется законодательно соответствующей группой юридических или правовых норм. Например, отношения, связанные с государственным управ­лением, регулируются нормами конституционного и администра­тивного права; гражданско-правовые отношения гражданским законодательством, которое определяет правовое положение участни­ков гражданского оборота, основания возникновения и порядок осу­ществления права собственности и других вещных прав, исключи­тельных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ин­теллектуальной собственности), регулирует договорные и другие обя­зательства, также имущественные и связанные с ними личные не­имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, т.e. граждан, юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных образований.

Между участниками общественных отношений, которыми яв­ляются носители субъективных прав и обязанностей на основе оп­ределенных юридических законов и норм, возникают правоотно­шения. Правоотношением является индивидуализированное отношение, т.е. отношение между отдельными лицами (гражданами, орга­низациями, государственными органами и всеми между собой), ко­торые связаны правами и обязанностями, определяющими обеспе­ченную законом меру возможного и должного поведения. Мера та­кого поведения предусматривает установление определенных пра­вовых границ или рамок. Возможность действия, в правоотноше­ниях реализуется в конкретных действиях и реальном поведении. Правоотношения возникают при наступлении предусмотренных зако­нам юридических фактов, таких, как: договоров, административных актов, событий, имеющих юридические последствия, правонаруше­ний и т.д.

Date: 2015-05-05; view: 1030; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *