Конструктивная масса крана

Содержание

Виды строительных кранов и их особенности

Введение

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов “Краны грузоподъемные. Словарь” и устанавливает термины и определения в области краностроения с учетом нормативных положений, содержащихся в международном стандарте ISO 4306-1:2007 Cranes – Vocabulary – Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины).

Виды кранов в строительстве

Различные виды строительных кранов нашли свое применение на монтажных площадках для переноса тяжелых строительных материалов, панелей, блоков и других конструкций при выполнении работ по возведению зданий.

По конструкции бывают:

  • самоходные;
  • башенные;
  • стационарные;
  • специального назначения.

Больше всего востребованы в строительстве самоходные стреловые краны. Они снабжаются прямой стрелой, с 1 гуськом, башенного и телескопического вида. По типу ходового устройства они подразделяются на следующие виды:

  • пневмоколесные;
  • на гусеницах;
  • автомобильные;
  • на шасси.

У гусеничных устройств хорошая грузоподъемность.

Когда на строительном объекте надо переносить тяжелый груз, применяют гусеничные грузоподъемные краны. Однако они имеют плохую маневренность, также их трудно перемещать с одного объекта на другой. Такие краны могут иметь телескопическую или решетчатую стрелу.

Автокраны имеют большую скорость и хорошую маневренность, их применяют для удаленных работ на стройплощадках. Устройство автокрана заключается в следующем: башенный кран ставят на шасси автомобиля, там фиксируют поворотную и ходовую рамы.

Автокран имеет плохую устойчивость. Поэтому в его конструкции применяют специальные опоры. При работе с использованием опор автокран становится стационарным. Существуют и такие виды автокранов, как внедорожные агрегаты и использующие короткое шасси.

Башенные краны нужны для возведения в строительстве производственных сооружений, жилых многоэтажных домов. Агрегаты поднимают и переносят блоки на большую высоту. Эти машины могут быть стационарными, передвижными и приставными. Часто башенный кран монтируется на рельсовом ходу. Данные конструкции более надежны по сравнению с остальными.

Мобильные устройства позволяют складывать башню и стрелу. Они могут сами ехать к месту назначения. Для строительства многоэтажных задний применяют башенные агрегаты, которые установлены на анкерном основании, или свободностоящие. Анкерные краны крепятся башней к зданию, которое строится. Настенно-консольные устройства имеют специальный механизм самонаращивания башни.

В работе может применяться стрела с оголовком или плоская. Устройства с подъемной стрелой поднимают и переносят панели. Аппараты обладают малым вылетом стрелы, что считается их недостатком. Устройства с балочной стрелой переносят грузы с максимальной точностью.

Краны «нулевики» передвигаются по рельсам. Они не имеют башни. Их применяют в строительстве, когда работы нужно выполнять ниже нулевой отметки. Мачтовые агрегаты по сравнению с другими используются реже, в основном при монтаже железобетонных блоков на малой площади, подъеме панелей на большую высоту.

Кабельный кран используется, когда нужно перемещать грузы на большие расстояния при солидной площади строительства. Конструктивно агрегат составляется так: между кранами, выполненными из 2 башен, натягивают канат. По нему передвигают грузы. Грузоподъемность конструкции и длина передвижения блока зависят от вида работ.

Плавучие краны — это устройства стрелового типа, которые монтируют на самоходном понтоне. К ним предъявляют такие требования: плавучесть, прочность. Их используют при создании гидротехнических сооружений и прокладке коммуникаций под водой. Груз у такого агрегата расположен на внешней подвеске, поэтому ему не нужна грузовая кабина.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области краностроения и охватывает основные типы грузоподъемных кранов и их классификацию, их параметры и узлы.Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин с допустимыми синонимами.Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе.

Если в другом действующем межгосударственном стандарте применены термины, отличные от терминов, которые установлены настоящим стандартом для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) другого действующего стандарта.

В обоснованных случаях необходимость устранения указанных противоречий может служить основанием для разработки внеочередного изменения другого действующего стандарта.К терминам приведены схемы и в качестве справочных эквиваленты стандартизованных терминов на английском (Е) языке. Термины, не имеющие стандартизованных эквивалентов на английском языке, отмечены знаком (Е)*.Примечание – Схемы, иллюстрирующие некоторые определения, даются только для примера.

2 Обозначения

L – вылет стрелы крана;

Q – грузоподъемность крана;М = LxQ – момент грузовой;А – вылет от ребра опрокидывания;М = AхQ – момент опрокидывающий;

G – конструктивная масса крана;

G – общая масса крана;Р – давление колеса;

L – вылет без нагрузки;

L – вылет рабочий (под нагрузкой);- вылет консоли;С – подход;r – габарит задний;С – подход вертикальный;h – глубина опускания;Н – высота подъема;Н – высота кранового пути;

D – диапазон подъема;

V – скорость посадки;

V – скорость подъема;

V- скорость передвижения крана; – скорость поворота;

V – скорость изменения вылета;

V – скорость передвижения тележки;

V – скорость инспекции;

V – скорость транспортная;

K – колея крана;

S – пролет крана; – колея тележки;b – база;b – база выносных опор;К – расстояние между выносными опорами;i – уклон пути;j – уклон преодолеваемый; – радиус закругления; – наименьший радиус поворота; – грузоподъемность полезная; – масса съемного грузозахватного приспособления; – грузоподъемность нетто; – масса грузозахватного органа; – грузоподъемность промежуточная (на канатах); – масса подъемного средства; – грузоподъемность брутто.

3 Термины и определения

Стандартизованные термины с определениями приведены в таблице 1.Таблица 1 – Термины и определения

Общие определения

Кран грузоподъемный
(Е) Crane

Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом

Система управления краном
(Е)*

Комплекс устройств, предназначенных для преобразования и передачи команд крановщика (оператора крана) аппаратам или механическим устройствам непосредственного управления механизмами крана или командоаппаратам автоматического управления

Основная терминология грузоподъёмного оборудования.

Главная » Полезная Информация » Все о Кранах » Основная терминология грузоподъёмного оборудования. 25.01.12

  • База выносных опор Во – расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное вдоль пути.
  • База В – расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.
  • Балласт – груз, прикрепленный на ходовой раме или на портале для обеспечения устойчивости крана.
  • Башня – вертикальная конструкция крана, поддерживающая стрелу и/или поворотную платформу и обеспечивающая необходимую высоту расположения опоры стрелы.
  • Блок (канатный) – вращающийся элемент с ручьем для направления каната.
  • Блок уравнительный – блок, служащий для выравнивания нагрузок в двух ветвях каната.
  • Буфер – устройство для смягчения удара.
  • Вантовый канат – неподвижный канат, предназначенный для удержания мачты мачтового крана или неподвижной башни кабельного крана.
  • Время изменения вылета – время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
  • Время рабочего цикла – время, затрачиваемое на осуществление одного установленного рабочего цикла.
  • Вылет консоли l – наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузозахватного органа.
  • Вылет от ребра опрокидывания А – расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
  • Вылет проектный – вылет, определенный без нагрузки на крюке.
  • Вылет проектный от ребра опрокидывания – вылет от ребра опрокидывания, определенный без нагрузки на крюке.
  • Вылет рабочий – вылет, определенный с грузом на крюке.
  • Вылет рабочий от ребра опрокидывания – вылет от ребра опрокидывания, определенный с грузом на крюке.
  • Вылет L – расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
  • Высота кранового пути Ho – расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути.
  • Высота подъема Н – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении: для крюков и вил – до их опорной поверхности, для прочих грузозахватных органов – до их нижней точки (в замкнутом положении). Для мостовых кранов высота подъема принимается от уровня пола. Высота подъема определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площади.
  • Габарит зданий r – наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле.
  • Габарит приближения – пространство, определяемое условиями безопасности при работе кран вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций.
  • Галерея – длинный узкий свободный проход с горизонтальным настилом.
  • Глубина опускания h – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении: для крюков и вил – до их опорной поверхности, для прочих грузозахватных органов – до их нижней точки (в замкнутом состоянии). Для мостовых кранов глубина опускания принимается от уровня пола. Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке.
  • Горизонтальный ход груза – перемещение груза при изменении вылета (подъеме стрелы) по траектории, близкой к горизонтали.
  • Грузовой (подъемный) канат – канат, предназначенный для подъема груза.
  • Грузоподъемник – каретка мостового крана-штабелера, несущая грузозахватный орган и перемещающаяся по вертикальным направляющим колонны.
  • Грузоподъемность брутто m б – груз массой m б , подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы. Масса m б представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности m п , съемных и несъемных грузозахватных приспособлений m сг и m нг и подъемного средства m пс : m б = m п + m сг + m нг + m пс .
  • Грузоподъёмность миди m м – груз массой m м , поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса m м представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности m п , съемных грузозахватных приспособлений m cr и несъемных грузозахватных приспособлений m нг : m м = m п + m сг + m нг .
  • Грузоподъемность нетто m н – груз массой m н , поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса m нпредставляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности m п и съёмных грузозахватных приспособлений m сг : m н = m п + mсг.
  • Грузоподъемность полезная m п – груз массой m п , поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. Если краны применяются для подъема затворов на гидроэлектростанциях или грузов с поверхности воды, в полезную грузоподъемность могут быть включены усилия, вызванные всасыванием воды или сцеплением воды вследствие всасывания.
  • Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – стационарно установленный механизм для подъема и опускания груза.
  • Группа классификации (режима) – характеристика механизма или кран, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы.
  • Диапазон подъема D – расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочим положением грузозахватного органа.
  • Домкрат – переставной механизм для подъема грузов на небольшую высоту при воздействии на груз снизу.
  • Замыкающий канат – канат, предназначенный для замыкания грейфера при работе.
  • Изменение вылета – перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания, телескопирования стрелы или передвижения грузовой тележки.
  • Исправное состояние – состояние крана, при котором он соответствует всем требованиям нормативных и/или конструкторских (проектных) документов.
  • Захват противоугонный – устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.
  • Канат – изделие, изготовленное из металлических проволок путём свивки или скручивания. Применение стальных канатов не ограничивается только подъемом и перемещением грузов. В настоящее время стальные канаты применяются в качестве несущих элементов подвесных мостов, металлокорда в автомобильных шинах в качестве арматурных канатов.
  • Канат оттяжки – канат, связывающий два (неподвижных друг относительно друга) элемента крана.
  • Канат стрелового расчала – канат, предназначенный для подвески (удержания) стрелы без запасовки в полиспаст, за исключением запасовки на уравнительном блоке.
  • Колея К – для кранов стрелового типа – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для передвижения тележки.
  • Колонна – у консольных кранов – вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема, у кранов-штабелеров – вертикальная конструкция с направляющими для перемещения грузоподъемника и кабины.
  • Конструктивная масса Gk — масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии.
  • Контур опорный – контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор).
  • Коэффициент запаса торможения – отношение момента, создаваемое тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: наибольшего рабочего груза (для механизма подъема), массы стрела, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета).
  • Коуш – фасонное изделие желобчатого сечения предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш.
  • Кран-балка (от голл. Kraanbalk ) – разновидность подъемного крана мостового типа, у которого таль (тельфер) передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колёсами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В некоторых конструкциях ходовые колёса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок; кран-балки такой конструкции называются подвесными, или катучими. Кран-балки бывают однопролётные (ширина пролёта 6–15 м) и многопролётные (до 100 м). Механизмы кран-балки приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети (через контактный провод или кабель). Управление механизмами осуществляет машинист из кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного пульта, соединённого с механизмами кран-балки кабелем.
  • Лебёдка – машина для перемещения грузов канатом или цепью, навиваемыми на барабан, который приводится во вращение вручную или от какого-либо двигателя. Лебёдка — самостоятельная машина или составная часть грузоподъемного крана, подъемника, дорожно-строительных и др. машин.
  • Лебедка ручная – лебедка для подъема (опускания) груза с ручным приводом.
  • Лестница – устройство для доступа обслуживающего персонала на кран в виде ряда ступеней.
  • Лестница вертикальная – крутонаклонная лестница с углом наклона к горизонтали 900.
  • Лестница крутонаклонная – лестница с углом наклона к горизонтали более 750.
  • Лестница монтажная (эвакуационная) – упрощенная лестница без ограждений для выполнения монтажных операций или использования в аварийных ситуациях.
  • Лестница наклонная – лестница с углом наклона к горизонтали до 750 включительно.
  • Лестница посадочная – наклонная лестница с углом наклона к горизонтали до 600включительно.
  • Металлоконструкция – расчетная конструкция крана, передающая нагрузку, воспринимаемую краном, на другие узлы крана или его основание.
  • Механизм выдвижения стрелы – приводное устройство для изменения длины стрелы крана.
  • Механизм изменения вылета – стационарно установленный механизм для изменения вылета путем изменения угла наклона стрелы и/или гуська либо передвижения грузовой тележки или тали.
  • Механизм передвижения крана – стационарно установленный механизм для передвижения крана.
  • Механизм передвижения тележки или тали – стационарно установленный механизм для передвижения грузовой тележки или тали.
  • Механизм поворота – стационарно установленный механизм для вращения поворотной части крана в горизонтальной плоскости.
  • Механизм телескопирования – стационарное приводное устройство для изменения длины стрелы, башни или балок выносных опор крана.
  • Механизм тяговый – механизм с ручным приводом, тяговое усилие которого передается канатом при помощи системы зажимов.
  • Момент грузовой: M = Q * L – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L .
  • Момент грузовой опрокидывающий: MA = Q * A – произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А.
  • Монтажный канат – канат, запасованный на блоках монтажного полиспаста, используемого для монтажа крана или его элементов.
  • Мост – несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или конструкция между опорами козлового или полукозлового крана.
  • Мостки – короткий проход с горизонтальным или наклонным настилом, предназначенный для доступа обслуживающего персонала при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
  • Нагрузка на колесо Р – величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось.
  • Наименьший радиус поворота R – радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.
  • Несъёмное грузозахватное приспособление m нг – устройство массой m нг , к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, и которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана.
  • Несущий канат – канат, предназначенный для перемещения по нему грузовой тележки крана кабельного типа.
  • Оборудование башенно-стреловое – сменное оборудование стрелового крана, состоящее из башни, стрелы с гуськом или без гуська и необходимых устройств.
  • Обрыв проволоки каната – одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю.
  • Общая масса Go – полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом.
  • Ограничитель – устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.
  • Ограничитель рабочего движения – ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.
  • Опора выносная – устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана в рабочем положении.
  • Опора качающаяся – опора кабельного крана, имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах.
  • Опора некачающаяся – опора кабельного крана, не имеющая возможности изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах.
  • Опорно-поворотный круг (устройство) – узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана на неповоротную и для вращения поворотной части, который может также включать механизм поворота крана.
  • Орган грузозахватный – устройство (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.
  • Передвижение грузовой тележки – перемещение грузовой тележки по мосту, несущему канату, стреле или консоли.
  • Передвижение крана – перемещение всего кран в рабочем положении.
  • Передвижной грузоподъемный механизм – механизм для подъема (опускания) груза, передвигаемый при работе вручную.
  • Переставной грузоподъемный механизм – механизм для подъема (опускания) груза, перемещаемый с одного участка работ на другой вручную.
  • Плавная посадка груза — опускание груза с наименьшей скоростью при его монтаже или укладке.
  • Платформа поворотная – поворотная конструкция крана для размещения механизмов.
  • Площадка – горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека при проведении технического обслуживания и/или ремонта крана.
  • Поворот – угловое движение поворотной части крана мостового или стрелового типа в горизонтальной плоскости.
  • Подвеска крюковая – устройство, снабженное крюком для подъема груза и системой блоков для подвески к крану.
  • Подход С – минимальное расстояние по горизонтали от оси рельса кранового пути до вертикальной оси грузозахватного органа.
  • Подъём (опускание) груза — вертикальное перемещение груза.
  • Подъем (опускание) стрелы — угловое движение стрелы в вертикальной плоскости.
  • Подъёмное средство m пс – канаты, цепи или любое другое оборудование массой mпс , свисающее с крана, с грузовой тележки или с оголовка стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью грузоподъемного устройства.
  • Полиспаст – (греч. Polyspaston , от др.-греч. Polyspastos – натягиваемый многими верёвками или канатами) – таль, грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). Обычно полиспаст является частью механизмов подъёма и изменения вылета стрелы подъемных кранов в такелажных приспособлениях. Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов (например, шлюпок на судах). В силовом полиспасте груз подвешивают к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывают к ветви канат, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимают число ветвей каната, на которые распределяется груз). Скоростной полиспаст – по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывают к подвижной обойме, а груз подвешивают к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста достигается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста.
  • Полиспаст сдвоенный – полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном или двух барабанах.
  • Портал – основание крана, предназначенное для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
  • Прибор безопасности – техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения.
  • Пролет крана S – расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
  • Противовес – грузы, прикрепляемые к противовесной консоли или к поворотной платформе для уравновешивания массы рабочего груза и/или отдельных частей крана во время работы.
  • Работоспособное состояние – состояние крана, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативных и/или конструкторских (проектных) документов.
  • Расстояние между выносными опорами Ко – расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек пути.
  • Регистратор параметров работы крана – устройство, регистрирующее параметры работы крана.
  • Связь кинематически неразмыкаемая – механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая: непосредственным соединением двигателя с редуктором и редуктора с барабаном при помощи неразмыкаемых муфт, при помощи механизма переключения скоростей (в том случае, если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа).
  • Скорость изменения вылета Vr – средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. Определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
  • Скорость передвижения крана Vk – скорость передвижения крана в установившемся режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
  • Скорость передвижения тележки Vt – скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения. Определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
  • Скорость подъема (опускания) груза V п – скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
  • Скорость посадки Vm – наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения.
  • Скорость ревизионная – малая скорость перемещения крана в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (контроля) несущих канатов и узлов крана.
  • Скорость транспортная Vo – наибольшая скорость передвижения кран в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом.
  • Стационарно установленный механизм – механизм, закрепленный на раме, конструкциях крана или фундаменте.
  • Стрела – конструкция крана, обеспечивающая необходимый вылет и/или высоту подъема грузозахватного органа.
  • Стреловой канат – канат, запасованный на блоках стрелового полиспаста, используемого для изменения вылета.
  • Строп – (нидерл. Strop , буквально – петля) – гибкие грузоподъёмные приспособления, которые используются для подвески груза к крюкам или другим рабочим органам грузоподъёмных машин. Выполняются обычно из каната или цепи (одна или несколько ветвей), снабженное на конце крюком, скобой, кольцом и т.п. В качестве стропа используют также ленты, сетки, полотнища и т.п. Строп с автоматически действующим захватом называется автостропом, служит для зачалки и расчалки грузов в труднодоступных местах, находит применение для захвата контейнеров, пакетов и т.п. Стропами называют также элементы аэростатов и парашютов.
  • Съемное грузозахватное приспособление m сг – устройство массой m сг , соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.
  • Таль (голл. Talie ) — грузоподъёмный механизм в виде лебёдки с ручным, электрическим или пневматическим приводом, подвешенной к неподвижной конструкции или к тележке, перемещаемой по одно- или двухрельсовому пути.
  • Таль ручная – грузоподъемный механизм с канатным или цепным ручным приводом.
  • Тамбур – огражденная площадка перед входом в кабину крана.
  • Тележечный (тяговый) канат – канат, предназначенный для перемещения грузовой тележки по стреле или мосту крана.
  • Тележка грузовая – узел крана, предназначенный для перемещения подвешенного груза по мосту, стреле, несущему канату.
  • Тележка ходовая балансирная – опорная конструкция, оборудованная колесами или катками, имеющая шарнирное соединение для равномерной передачи нагрузок на колеса или катки.
  • Тельфер (англ. Telpher , от греч. Tele – далеко и phero – несу), устройство с электрическим приводом для подъёма и перемещения грузов или деталей (таль). Название «тельфер» широко распространено на производстве, хотя стандартом не рекомендуется.
  • Тормоз – устройство для остановки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии или снижения скорости движения.
  • Указатель – устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.
  • Уклон преодолеваемый – уклон пути i = h / B , преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью.
  • Уклон пути – уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением i = h / B , соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии В, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути.
  • Уровень стоянки крана – горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана.
  • Устойчивость грузовая – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым массой груза, силами, инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и другими факторами.
  • Устойчивость крана – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
  • Устойчивость собственная – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении крана в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях.
  • Устройство безопасности – техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.
  • Устройство предохранительное – механической устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.
  • Ходовое устройство – основание стрелового или башенного крана для установки поворотной платформы или башни крана, включающее приводное устройство для передвижения крана.
  • Цикл работы – совокупность операций, связанных с передвижением крана при работе, от момента, когда кран готов к подъему груза, до момента готовности к подъему следующего груза.
  • Частота вращения ω – угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
  • Червячная передача – это зубчато-винтовая передача, элементы которой скользят относительно друг друга, предназначена для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями. Состоит из червяка и червячного колеса. Ведущим звеном обычно является червяк. Передаточное отношение ( i ) от 8 до 80. Используется в механизме подъёма червячной тали. Недостатки: низкое КПД, большие потери на трение (тепловыделение). Достоинства: плавность работы, бесшумность, большое передаточное отношение в одной паре, самоторможение.
  • Шкив канатоведущий – вращающийся канатный шкив с канавками (канавкой), служащий для привода одной или нескольких ветвей каната за счет сил трения между шкивом и канатом.
  • Штабелёр – погрузчик с фронтальным выдвижным грузоподъёмником или вилами, перемещающийся по полу на колёсах из монолитной резины, пластмассы или металла. Предназначен для укладки грузов в штабели или стеллажи высотой до 8 м. Управляется из кабины (в ряде случаев подъёмной). Грузоподъемность до 3,2 т. В разговорном русском называется просто «погрузчик».

При заполнении письма обязательно укажите Ваш город, название фирмы, телефон или факс

Основные технические характеристики кранов.

Основные технические данные характеризующие краны называются параметрами.

Основные параметры:

  • грузоподъемность (т) – наибольшая допускаемая масса рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран в заданных условиях эксплуатации. Масса СПГ (съемные грузозахватные приспособления) включается в грузоподъемность крана. Типы грузоподъемности: полезная; брутто; нетто; миди.
  • вылет (м) – расстояние по горизонтали от оси вращающейся поворотной части до вертикальной оси грузозахватного механизма без груза при установке крана на горизонтальной площадке
  • грузовая характеристика – зависимость грузоподъемности крана от вылета грузозахватного органа
  • грузовой момент (т*м) – момент соответствующий произведению грузоподъемности крана на вылет грузозахватного органа (на плечо)
  • высота подъема (м) – расстояние по вертикали от уровня стоянки до грузозахватного органа находящегося в верхнем рабочем положении.

Основные механизмы грузоподъемных кранов.

ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН (подъемный кран), стационарная,передвижная машина периодического (циклического) действия для подъема и перемещения грузов. Основные составные части грузоподъемного крана: несущая конструкция (стрела, мачта, мост, ферма,башня), грузоподъемный механизм (лебедка, таль) с приводом, грузозахватное устройство (крюк,строп, грейфер, ковш, электромагнит и др.) с направляющими и поддерживающими элементами (канаты, цепи).

Наиболее распространенные разновидности стационарных грузоподъемных кранов — консольные, мачтовые, мостовые, козловые, портальные, башенные, кабельные. К передвижным грузоподъемным кранам относятся стреловые самоходные краны, железнодорожные и плавучие краны.

Маркировка грузозахватных приспособлений.

При маркировке на СГП к низу прикрепляют бирку, где наносят:

  • товарный знак изготовителя
  • грузоподъемность
  • дату испытания
  • порядковый номер

Также СГП должны снабжаться паспортом, в котором указывают:

  • наименование предприятия изготовителя
  • эскиз изделия
  • наименование изделия
  • порядковый номер изделия
  • сведения о применяемых материалах

Подбор грузозахватных приспособлений для работы по подъему и перемещению грузов.

СПГ подбираются в соответствии со схемой строповки грузов. В случае отсутствия схемы строповки грузов необходимо обратиться к лицу ответственному за безопасное производство работ кранами.

Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений и тары.

Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами:


  • уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более
  • уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более
  • уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждения сердечника
  • обрыв одной пряди и более
  • выдавливание сердечника
  • повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда
  • деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%
  • трещины на опрессовочной втулке или изменение ее размера более чем на 10% от первоначального
  • отсутствие на крюке предохранительного замка
  • перекручивание, перегибы, заломы каната
  • отсутствие паспорта или бирки

Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при износе звена более 10%.

24. Стропы канатные, их назначение и основные технические требования к ним.

Стропами называют отрезки канатов или цепей соединенных в кольца или снабженных навесными грузозахватными элементами, которые служат для обвязки крепления и подвешивания груза к грузоподъемному механизму и обеспечивает быстрое и удобное крепление груза.

В настоящее время используются:

  • стропа канатные (СК)
  • стропа цепные (СЦ)
  • универсальные канатные стропа (УСК)

По числу ветвей стропы бывают:

  • одноветьевые
  • двухветьевые
  • трехветьевые
  • четырехветьевые
  • универсальные

При использовании многоветьевых стропов следует следить за тем, чтобы нагрузка передавалась равномерно на все ветви стропа. Конструкция СГП должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения груза.

Требования к грузозахватным крюкам.

На кранах применяются однорогие или двухрогие крюки изготовленные ковкой или штамповкой, а также пластинчатые крюки из пластин, соединенных заклепками.

Ревизия крюков и деталей их подвесок производится не реже одного раза в год. При каждом ЧТО и ПТО деталей его подвески детали должны быть разобраны, очищены от грязи, промыты керосином и тщательно осмотрены при помощи лупы.


Крюк должен быть изъят из употребления если на любой его части обнаружены трещины и волосовины. Крюк также бракуется при износе в зеве превышающий 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, а также в случае повреждения резьбы в хвостовой его части. Остаточная деформация изгибав опасных сечениях изогнутой части крюка и в местах перехода его шейки не допустимо.

Главные характеристики грузоподъемных кранов

Стропальщики могут работать на нескольких видах грузоподъемной техники, среди которых могут находиться манипуляторы, трубоукладчики и грузоподъемные краны.

Что такое кран-трубоукладчик? Данная техника представлена в виде самоходной грузоподъемной машины, которая укомплектована боковой стрелой для подъема, перемещения, а так же монтажа труб. Для его создания используется гусеничный трактор, как основа для данной техники. Рассмотрим, что такое манипулятор. Это, специализированная техника, которая состоит из краноманипуляторной установки, которая спроектирована на транспортном средстве или фундаменте.

Рассмотрим все типы грузоподъемных кранов.

Мостовые — грузоподъемная техника, в которых грузозахватный механизм прикреплен к грузовой тележке, при этом данная тележка перемещается по мосту.

Кабельного типа — это специализированный подъемный механизм, у которого грузозахватный орган крепится к грузовой специально созданной тележке, которая движется по несущим канатам. К ним можно так же отнести кабельные и кабельно-мостовые. В них несущие канаты прикреплены в верхней части опорных мачт.

Стрелового типа. Они имеют грузозахватный механизм, который прикреплен к стреле или к грузовой тележке, которая передвигается по стреле. К данному типу принадлежат железнодорожные, башенные, портальные, а так же стреловые краны.

Стоит ознакомиться с подвидами стрелового типа кранов, первым из которых является портальный. Это поворотный механизм, который находится на портале, что предназначен для пропускания железнодорожного или автомобильного транспорта.

Башенный — является так же поворотным оборудованием, которое укомплектовано стрелой, что расположена в верхней части башни, которая расположена вертикально.

Еще одним вид — это железнодорожный, который спроектирован на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути.

В нем стрела прикреплена на поворотной платформе. Причем данная платформа находится на ходовом устройстве К таким видам относятся автокран, который спроектирован на основе автомобильного шасси, пневмоколесный, смонтирован на пневмоколесном шасси, короткобазовый, который соответственно установлен на короткобазовом шасси. Так же существуют автокраны, которые спроектированы на специализированном шасси автомобильного типа, а так же гусеничный, который смонтирован на гусеничной установке.

Рассмотрим характеристики автокранов.

Грузоподъемность, обозначается латинской буквой Q и характеризуется как максимальный вес транспортируемого груза. При этом нужно учитывать как процесс поднятия, так и процесс опускания груза в любых условиях. В эту величину необходимо включить массу всех съемных грузозахватных приспособлений, а так же тары, которые применяются для транспортировки всего груза.

Вылетом, называется расстояние от оси вращения автокрана стрелового типа до оси грузозахватного механизма по горизонтали. Вылет обозначается буквой L.

Грузовой момент обозначен буквой М, и называется произведенная величина грузоподъемности и соответствующего ей вылета. То есть грузовой момент можно найти по формуле М = QL (Т*М).

Расстояние между осями рельсов пути для мостового типа крана, причем по горизонтали, называется пролетом и обозначается буквой S. Величины, которые обозначают показатели зоны, которая обслуживается подъемным механизмом, называются пролетом и вылетом.

Высота подъема, обозначена латинской буквой Н, а так же представлена как расстояние между уровнем стоянки крана и грузозахватным механизмом, который находится в верхнем положении.

Так же существует показатель глубины опускания h, который обозначает расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа по вертикали. Причем грузозахватный механизм находится в нижнем рабочем состоянии.

Колеей называется расстояние по горизонтали от оси рельсов до колес ходовой части стрелового грузоподъемного механизма.

Ознакомимся с понятием база В. Это расстояние между осями ходовых тележек, которое измеренное вдоль пути.

Стропальщик обязан ознакомиться с техническими показателями специализированной техники, перед тем как приступить к выполнению работы на ней. Техническими параметрами любого крана называются его числовые характеристики.

Книга: Башенные краны

Скрыть рекламу в статье Скрыть рекламу в статье

Размеры и грузоподъемные свойства башенных кранов опреде­ляются рядом характеристик, называемых параметрами. К основным параметрам (СТ СЭВ 723—77) относятся: вылет, грузоподъемность грузовой момент, высота подъема, глубина опускания, колея, база, задний габарит, скорости рабочих движений крана, радиус закругле­ния, конструктивная и общая массы крана, нагрузка на колесо.

Вылет L— это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа (крюковой подвески) без груза при установке крана на горизонтальной площадке (рис. 4, а, б).

Рис. 4. Основные параметры кранов: а — с поворотной башней и подъемной стрелой, б — с неповоротной башней и балочной стрелой, в — на пневмоколесном ходу

У крана с подъемной стрелой (см. рис. 1, а) вылет регулируется изменением угла наклона стрелы. При оборудо­вании крана балочной стрелой (см. рис. 1, б) вылет изменяют пере­мещением грузовой тележки вдоль стрелы. Изменение вылета назы­вается маневровым, если оно осуществляется с грузом на крюке, и установочным, если без груза.

Грузоподъемность Qкрана характеризуется наибольшей допустимой массой рабочего груза, на подъем которого рассчитан кран. В величину грузоподъемности включается также масса съемных грузозахватных органов (грейфера, траверс, строп), за исключением массы крюковой подвески.

Поскольку башенные краны выполняются с переменным вылетом, грузоподъемность крана (исходя из условий прочности конструкции и устойчивости крана) устанавливается в зависимости от вылета.

Грузовой момент М представляет собой произведение грузоподъемности на соответствующий вылет. Поскольку грузовой момент учитывает два основных параметра, его часто используют в качестве главного обобщенного параметра крана. У многих башенных кранов грузовой момент на различных вылетах принимается постоянным. Поэтому при уменьшении вылета в два раза удается повысить грузоподъемность также в два раза при сохранении постоянного грузового момента.

Высота подъема Н — это расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем рабочем положении. При наличии подъемной стрелы высота подъема устанавливается в зависимости от вылета. В характеристике этих кранов указывается либо высота подъема для двух крайних вылетов: максимального H1 и минимального Н2, либо приводится в виде графика в зависимости от вылета. При этом под уровнем стоянки крана понимается горизон­тальная поверхность основания (например, пути перемещения кранов на пневмоколесном или гусеничном ходу или поверхность головок рельсов для рельсовых кранов), на которую опирается неповоротная часть крана. Для самоподъемных кранов, у которых опоры могут рас­полагаться на разной высоте, уровень стоянки определяется по нижней опоре крана.

Глубина опускания h— расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в ниж­нем рабочем положении.

Диапазон подъема D -г- расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа.

Колея К — это расстояние между продольными осями, прохо­дящими через середину опорных поверхностей ходового устройства грузоподъемного крана (грузовой тележки). Колея измеряется по осям рельсов (для рельсовых кранов) или колес ходовой части (для пневмоколесных, автомобильных и гусеничных кранов).

База В — это расстояние между вертикальными осями передних и задних колес (или балансирных ходовых тележек) крана.

Задний габарит 1 — это наибольший радиус поворотной части крана (поворотной платформы или противовесной консоли) со стороны, противоположной стреле. От величины заднего габарита у кранов с поворотной башней зависит выбор величины удаления А кранового пути от стены возводимого здания. Расстояние А для обес­печения безопасного просвета между краном и зданием для кранов с поворотной башней принимается на 0,7—1 м больше величины зад­него габарита.

Скоростью подъема (опускания) груза vnназывается скорость вертикального перемещения рабочего груза. При наличии многоскоростных лебедок в характеристике крана указы­вается скорость подъема при каждой из возможных скоростей ле­бедок.

Скоростью посадки ум называется наименьшая скорость плавной посадки рабочего груза при его монтаже или укладке.

Частотой вращения п называется частота вращения поворотной части крана. Частота вращения определяется при макси­мальном вылете с рабочим грузом на крюке и измеряется числом оборо­тов в минуту.

Скоростью передвижения крана ид называется рабочая скорость передвижения крана по горизонтальному пути с ра­бочим грузом.

Скоростью передвижения тележки называется скорость передвижения грузовой тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом.

Скоростью изменения вылета у кранов с подъемной стрелой называется средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза при изменении вылета от наибольшего до наименьшего. Иногда вместо скорости изменения вылета в характеристике крана указывается время изменения вы лета, т. е. время, необходимое на полное изменение вылета от наибольшего до наименьшего при изменении вылета с рабочим грузом.

Установленной мощностью называют суммарную мощность электродвигателей всех рабочих механизмов, установленных на кране.

Радиус закругления R — это наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке кранового пути. Для кранов на пневмоколесном ходу (рис. 4, в) в качестве параметра используется радиус поворота Ra, т. е. наименьший радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.

Конструктивной массой называется масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т. е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды.

Общей массой называется полная масса крана с балластом, противовесом в заправленном состоянии.

Нагрузка на колесо — это наибольшая вертикальная нагрузка на ходовое колесо от общей массы крана и рабочего груза.

Производительность крана представляет собой выработку крана за единицу времени: за год, смену. Производительность определяется размером жилой или общей площади, построенной краном за год (м2/год), массой поднятых грузов (т/год) либо числом циклов за смену (цикл/смена).

При этом под циклом понимается комплекс операций, выполняемых краном от начала подъема одного груза до начала подъема следующего.

В сопроводительной документации к крану (в частности, в его паспорте) указывается допустимая при работе крана расчетная скорость ветра, а также допустимый ветровой район установки крана. Скорость ветра для каждого района является переменной величиной, зависящей от высоты над поверхностью земли. В паспорте крана указывается допустимая при работе скорость ветра на высоте 10 м.

Для устойчивости крана в нерабочем состоянии большое значение имеет максимальная скорость ветра, которая может возникнуть в районе установки крана. По величине максимальной скорости ветра, согласно ГОСТ 1451—77 «Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая», вся территория Советского Союза разбита на 7 ветровых районов. Поскольку каждый кран рассчитан на определенную максимальную скорость ветра, эксплуатация крана допустима только в соответствующем ветровом районе либо в районе, где максимальные скорости ветра ниже расчетных.

Согласно рекомендации PC СЭВ 5138—75 «Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режиму работы», группа режима ра-0ОТЫ определяется в зависимости от величии Л и В (табл. 1).

Таблица 1. Определение группы режима работы механизма

Коэффициент нагрузки Кр, определяемый как среднекубическое значение передающихся на механизм моментов (дли механизма подъема — среднекубическая нагрузка на крюке), при Bt не превышает величины 0,5. Режим работы крана принимается по режиму работы грузовой лебедки.

Основные параметры базовых моделей передвижных на рельсовом ходу И приставных кранов регламентируются ГОСТ 13555—79 «Краны Лишенные строительные. Основные параметры» (табл. 2). Этим ГОСТом предусмотрена возможность изготовления на базе приставных кранов следующих трех исполнений: передвижного, универсального (передвижного приставного) и самоподъемного, что значительно расширяет область применения приставных кранов в строительстве.

Помимо обозначения по ГОСТу каждая модель крана имеет собственную марку, порядок обозначения которой показан на рис. 5. II марку крана кроме букв КБ (кран башенный) входят три основные цифры. Первая цифра обозначает номер размерной группы по грузовому моменту, последующие две цифры являются порядковыми номерами регистрации кранов по реестру ВНИИСтройдормаша. При том, цифры от 01 до 69 присваиваются кранам с поворотной башней, от 71 до 99 — кранам с неповоротной башней. После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели, например, длиной стрелы, высотой подъема, величиной максимальной грузоподъемности. Для базовых моделей часто номер исполнения для лаконичности не пишут. Далее пишут обозначение очередной модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров) А, Б, В, а затем климатическое исполнение (ХЛ — для холодного, Т — тропического и ТВ — тропического влажного климата; для умеренного климата буква не ставится).

Кроме того, ранее выпущенные башенные краны имеют марки типа МСК-10-20 (мобильный строительный кран грузоподъемностью 10 т и вылетом 20 м), БК-300 (башенный кран с грузовым моментом 300 тм), КП-10 (кран приставной грузоподъемностью 10 т), АБКС-5 (автомобильный башенный кран для сельского строительства грузоподъемностью 5 т), БКСМ-5-5 (башенный кран самомонтирующийся грузоподъемностью 5 т для 5-этажного строительства).

Таблица 2. Параметры базовых моделей башенных кранов

Примечания.

1. Параметры базовых моделей кранов для промышленного строительства (КБ-630-80Р и КВ-1000-80Р) даны с подъемной стрелой, параметры остальных кранов —с балочной стрелой.

2. Пределы параметров, указанные в Таблице, должны сохраняться в течение всего срока службы крана.

Рис. 5. Порядок обозначения марок башенных кранов

Конструкционные особенности и сфера применения автомобильных кранов

Сегодня во всем мире пользуются широкой популярностью автокраны, соединившие в себе превосходную маневренность, хорошую проходимость и высокую грузоподъемность. Автомобильные краны незаменимы во многих видах погрузочных или монтажных работ, где применение традиционной техники не представляется возможным.

Отличительные особенности автокранов

Автомобильным краном называют самоходную грузоподъемную технику, оснащенную стреловым оборудованием. Она обладает высокой устойчивостью, и может перемещаться самостоятельно, преодолевая подъемы до 20 градусов, без установки специальных путей. Функции автокрана заключаются в подъеме и перемещении грузов с учетом допустимых технических характеристик.

Автокраны базируются на шасси грузовых автомобилей или на специально сконструированные платформы автомобильного типа.

Особенности автокранов заключаются:

  • в маневренности и автономном передвижении на рабочем участке;
  • возможности быстрой разборки или сборки крана и подготовки эксплуатационной площадки;
  • быстрой замене стрелы в зависимости от вида работ;
  • небольших габаритах, позволяющих перевозить их по железной дороге без разборки;
  • значительной скорости передвижения, помогающей свободно перемещаться в потоке автомобилей;
  • возможности управления краном и его передвижением одним человеком.

Устройство автомобильного крана

Конструкция самоходного крана представляет собой соединение поворотной и неповоротной частей, состоящих из несущих металлических рам, гидравлических и механических узлов.

Конструкция платформы

Поворотная часть состоит из: поворотной платформы;

Устройство и органы управления автокрана

  • механизма поворота;
  • телескопической стрелы;
  • гидроцилиндров;
  • подъемной лебедки;
  • гидроаппаратуры, оснащенной трубопроводами;
  • кабины управления краном;
  • противовеса и системы безопасности.

Неповоротная часть образована:

  • сварной пространственной конструкцией с прикрепленной к ней опорной рамой с аутригерами;
  • шасси;
  • приводом насоса;
  • гидроаппаратурой.

Вращение башни и передача нагрузок между двумя частями обеспечивается опорно-поворотным механизмом.

Снижение и уменьшение стрелы

Типы ходовой части

Шасси автокранов бывает двух типов. К первому типу относятся классические шасси грузовых машин, на которые после небольшой доработки устанавливается опорная рама. При работе крана вся нагрузка принимается крановой рамой и гидравлическими опорами. Для среднетоннажных автокранов используются шасси отечественных грузовиков КАМАЗ, УРАЛ, и зарубежных IVECO, VOLVO.

При превышении допустимых нагрузок в их несущих рамах возникают трещины, поэтому для автокранов с большой грузоподъемностью оптимальным вариантом является второй тип шасси. Он представлен специальными конструкциями, изготовленными под определенную модель крановой техники. Они характеризуются повышенной проходимостью, но большими габаритами.

Стреловое оборудование

Основным узлом рабочего оборудования самоходного крана является:

  • комплект, состоящий из башни, стрелы и гуська;
  • канатно-блочной системы;
  • грузозахватных механизмов.

Существует три вида стрелы.

Стрелы-телескопы с жестким подвесом. Они изготовлены из стальных конструкций, соединенных в несколько секций. Выдвижение секций стрелы обеспечивается гидроцилиндрами или канатным механизмом. Возможно и их сочетание. Дополнительные гуськи, удлиняющие стрелу, позволяют увеличить рабочую зону крана при условии снижения его грузоподъемности.

Решетчатые стрелы, оснащенные гибким подвесом. Они легче и более устойчивы к ветровой нагрузке. Однако из-за габаритов и сложной системы выдвижения стрелы применяются редко.

Башенно-стреловое исполнение. Подобная конструкция обладает наибольшим подстреловым пространством, так как представляет собой вертикальную башню, к концу которой прикреплена стрела. С помощью шарниров стрела может менять угол наклона

Важной особенностью стрелового оборудования является возможность замены одного вида стрелы другим. В основной рабочий узел входят и грузозахватные устройства и механизмы.

Количество и типы приводов

По количеству приводов автомобильные краны можно разделить на две группы:

  • машины на основе одномоторного привода, в которых двигатель приводит в движение рабочие механизмы;
  • основанные на многомоторном приводе – в них для каждого узла имеется отдельный двигатель.

Автокраны отличаются и типом привода:

Автокран с механическим приводом

  • в моделях на механическом приводе энергия от двигателя передается рабочим механизмам при помощи трансмиссии;
  • при электрическом — передача энергии происходит через генератор;
  • в гидравлическом приводе используется механическая энергия от гидронасосов;
  • в комбинированном приводе используется сочетание разных принципов, например, электрического и гидравлического питания.

Из всех типов привода наиболее удобным и компактным считается гидравлический. Его единственным недостатком является низкий КПД. Электрический привод выгоден возможностью получения питания от внешней сети, что позволяет:

  • повысить моторесурс установки;
  • облегчить выполнение работ при низких температурах;
  • снизить эксплуатационные расходы.

Технические характеристики

Основными параметрами, влияющими на выбор того или иного автокрана, являются следующие показатели.

Грузоподъемность (г/п). Она определяется наибольшей допустимой массой груза, на которую рассчитана данная модель, с учетом ее съемных частей. Специальный ограничитель не позволяет превышать допустимую нагрузку, а специальная схема позволяет рассчитать грузоподъемность крана с поправками на реальные условия работы.

Грузовой момент. Один из самых важных параметров, характеризующий эксплуатационные возможности техники. Он рассчитывается умножением показателя г/п на вылет стрелы.

Диаграмма грузовысотных характеристик крана в зоне работы с ограниченной грузовой характеристикой

Высота подъема. Она различается в зависимости от вылета и вида стрелы.

Скорость посадки крана. Показывает, с какой минимальной скоростью кран производит плавное опускание грузов при монтажных работах.

Транспортная скорость машины. Этот параметр позволяет определить возможность оптимального использования крана на разных участках работ. От его скорости зависит и производительность техники.

Зона охвата. Свидетельствует о технических возможностях крановой установки на разных видах работ.

Габариты. От них зависит маневренность машины, возможность работы в стесненных условиях и перевозки в собранном виде по железной дороге.

Диапазон температур. Показывает возможности применения автокрана в различных климатических условиях.

Среди основных параметров указываются также модель шасси и мощность двигателя.

Популярная модель

Одной из самых востребованных моделей кранов является КС-55722 Юргинского машзавода, с колесной формулой 6х6. Его параметры указывают на прекрасные эксплуатационные качества автокрана:

Автокран КС-55722

  • г/п – 25 т;
  • грузовой момент – 80 т/м;
  • высота подъема груза с применением телескопической стрелы – от 8,4 до 20,5 м, а с гуськом – более 27 м;
  • скорость посадки – от 0,2 до 18 м/мин.;
  • скорость передвижения – 60 км/ч;
  • зона охвата — 290 градусов;
  • диапазон температур — от -40 до +45 градусов.

Сфера применения

Благодаря своим техническим особенностям автокраны имеют широкий спектр применения:

Назначение автомобильного крана

  • в качестве строительной техники при возведении стен, монтажных работах;
  • прокладке трубопроводов и других инженерно-технических коммуникаций;
  • для погрузочно-разгрузочных целей;
  • на дорожных или коммунальных работах;
  • при сооружении мостов;
  • аварийно-спасательных мероприятиях;
  • в стесненных городских условиях;
  • для работ в труднодоступных районах;
  • при необходимости применения на разобщенных территориально объектах.

Популярные марки

На российском рынке представлены отечественные и зарубежные модели автокранов, отличающиеся высокими эксплуатационными характеристиками. Зарубежная техника известна своим качеством, высокой производительностью и новейшими технологическими особенностями. Лидируют по популярности марки:

  • Liebherr – знаменитые немецкие краны, работающие в любых климатических условиях, г/п 25-500 т;
  • китайская марка XCMG выпускается с использованием немецких технологий, г/п 8-200 т;
  • Grove – одна из лучших американо-немецких марок, г/п 14-500 т;
  • Terex-Demag – китайский бренд, известный компактностью и безопасностью, г/п 40-1000 т.

Несмотря на высокую конкуренцию, российская грузоподъемная техника пользуется не меньшей популярностью, благодаря адаптированности к местным условиям и комфортным для заказчиков ценам. Среди самых популярных можно выделить российские марки:

  • «Галичанин» с гидравлическим приводом и г/п от 15 до 30 т, выпускаются на базе КАМАЗ, ЗИЛ;
  • «Углич» на основе КАМАЗ и МАЗ, г/п 14-20 т;
  • «Юргинец» на шасси УРАЛ, с полным приводом, одна из лучших моделей в условиях бездорожья;
  • «Клинцы» на базе ЗИЛ, МАЗ, г/п 8-15 т;
  • «Ивановец» на шасси УРАЛ, КАМАЗ, БАЗ, г/п 16-100 т.

Современные автомобильные краны характеризуются не только превосходными эксплуатационными качествами, но и высокой степенью безопасности, экологичностью и прекрасным дизайном.

КБ-403 Башенный кран

О технике

Башенный кран КБ-403 производится компанией «Литейно механический завод» г Нязерпетровск. Кран создан с поворотной башней и рельсовым основанием.

Кран предназначен для строительства жилых и нежилых сооружений, складов и домов. Способен возводить сооружения до 16 этажей высотой. Среди модификаций крана есть КБ-403А и КБ-403 Б, КБ-403Б,4 их характеристики расположены ниже. Характеристики модификаций могут значительно отличаться, что безусловно стоит учитывать при выборе крана

Характеристики

КБ-403Б. 2005 Основные параметры

Тип крана

Башенный, на рельсовом ходу

Тип стрелы

Балочная

Грузоподъёмность, при наибольшем вылете горизонтальной стрелы

3 т — 3,5 т

Грузоподъемность, при наибольшем вылете наклонной под 30 град. стрелы

3,7 т — 4,3 т

Грузоподъёмность, максимальная

8 т

Грузовой момент

120 — 132 т•м

Максимальный грузовой момент

500 кН•м

Вылет стрелы, минимальный

5,6 м (5,5 м)

Вылет при максимальной грузоподъёмности

15м — 16,5 м

Вылет, максимальный (наклонная стрела)

26,3 м

Вылет, максимальный (горизонтальная стрела)

30 м

Время полного изменения вылета

н-д

Глубина опускания груза

5 м

Высота подъёма груза, максимальная (наклонная стрела)

54,7 м — 37,9 м

Высота подъёма груза, максимальная (горизонтальная стрела)

41 м — 24,2 м

Тип башни

Подращиваемая снизу

Максимальное количество секций башни

Лифтовой подъёмник

нет

База

6 м

Радиус поворотной части крана

3,8 м

Ширина колеи

6 м

Масса общая

76,6 т — 80,5 т

Масса конструктивная

46,6 т — 50,5 т

Масса противовеса

30 т

Тип рельса

Р-43/Р-50

Ветровой район эксплуатации

Мощность электродвигателей

121 кВт (116 кВт)

Изготовитель

НКСЗ, Московский завод Московского «ПО Строймаш»

Модификации

Все модификации крана разработаны с балочной стрелой, ниже перечислены все модификации:

Модификация КБ-403А. Высота подъёма до 16 этажей. Кран более устойчив, имеет более удобное управление, улучшенную систему управления, и усовершенствованную кабину оператора.

КБ-403Б высота подъёма груза увеличена до 17 этажей. Вылет стрелы так же увеличен. Отличие заключается её и в более простом обслуживании и эксплуатации. КБ-403Б имеет 4 исполнения, каждое со своими характеристиками.

Сравнительные характеристики моделей:

Параметры КБ-403А КБ-403Б КБ-403Б.4
Масса конструктивная, т 50 50,5 46,6
Масса общая, т 80 80,5
Колея, м 6 6
Грузовой момент, т*м 132 120 132
Грузоподъемность наибольшая, т 8 8 8
Грузоподъем при полном вылете стрелы, т 4,5 3 3
Вылет стрелы максимальный, м 25 30 30
Вылет стрелы с макс. грузом, м 16,5 15 16,5
Высота подъема при полном вылете, м 41 41 41 24,2
Максимальный подъем, м 52 54,7 37,9
Скорость посадки, м/мин 4,8 5 5
Скорость подъема макс. груза, м/мин 40 40 40
Максимальная подъемная скорость, м/мин 58 55 55
Наибольшая скорость движения ходовой части 18 18 18
Скорость движения заполненной тележки 23 30 30
Частота вращения, об/мин 0,6 0,65 0,65
Возможная степень порыва ветра IV III VII

Характеристики моделей КБ-403Б

Исполнения КБ-403Б КБ-403Б.1 КБ-403Б.2 КБ-403Б.3
Максимальный грузовой момент, тм 120 132
Грузоподъёмность, т
максимальная 8
при максимальном вылете горизонтальной стрелы 3 3,5
при максимальном вылете наклонной стрелы под углом 30° 3,7 4,3
Вылет, м
максимальный горизонтальной стрелы 30
максимальный наклонной стрелы 26,3
при максимальной грузоподъёмности 15 16,5
минимальный 5,6
Высота подъёма максимальная, м
стрелы горизонтальной / число секций 41/6 35,4/5 29,8/4 24,2/3
стрелы наклонной 54,7 49,1 43,5 37,9
Глубина опускания максимальная, м 5
Угол поворота, градусы 1080
Скорость, м/мин
подъёма (опускания) груза до 8 т 40
подъёма (опускания) крюковой подвески 55
плавной посадки груза до 8 т 5
грузовой тележки с грузом до 8 т 30
передвижения крана 18
Частота вращения, об./мин 0,65
Мощность электродвигателя, кВт
грузовой лебёдки основной 55
грузовой лебёдки вспомогательной 30/1,6
стреловой лебёдки 15
тележечной лебёдки 5
механизма поворота 5
механизма передвижения крана 5,5 х 2 = 11
Суммарная мощность электродвигателей 121
Геометрические параметры, м
колея х база 6 х 6
задний габарит 3,8
Масса, т
конструктивная 50,5 49,2 47,9 46,6
противовесов 30 (+/-0,3)
Расчётная нагрузка ходового колеса на рельс, кН 270
Сейсмичность, баллы 1-6 по СНиП II-7-81
Ветровой район III V VI VII

Описание конструкции крана

Ширина базы крана 6 метров. Основные элементы конструкции:

  • Поворотная платформа
  • Ходовая рама
  • Портал
  • Секции башни
  • Кабина управления
  • Балочная стрела
  • Крюковая обойма

Поворотная платформа и механизм

Представляет собой плоское устройство, на которое монтируется портал. На платформе расположены шкафы с пускателями и контроллерами для грузовой тележки. Вцелом конструкция аналогична крану КБ-160.

Основное отличие заключается в самой конструкции поворотного механизма. На данном кране он выглядит как роликовый круг диаметром 2500 мм.

Ходовая рама с поворотными флюгерами

К ходовой раме прикреплены опоры — флюгеры с креплениями тележек крана. Опоры — флюгеры фиксируются в одном из двух возможных состояний. Первое — рабочее, второе — транспортное. КБ-403 опирается на четыре двухколёсных опоры(применяются унифицированные тележки для кранов с грузовым моментом до 200 т•м), две из которых являются ведущими, так как имеют электропривод.

Применяемы рельсы Р-43 и Р-50. Прямые и с закруглением.

Портал

Портал — четырёхгранный. Сверху и снизу портал открыт для прохода секций башни. К поворотной платформе портал крепится на ферме шпренгельной и удерживается при помощи специальных подкосов, имеющих телескопическую конструкцию.

Секции башни

Количество секций башни варьируется от 2 до 6 шт.

Башня

Башня крана так же аналогична башне крана КБ-160. Здесь отметим основные детали башни крана.

Конструкция башни — поворотная, подращивается снизу.

Содержит оголовок, головную секцию, инвентарные секции и распорки с блоками. Отличается от КБ-160 длиной канатов полиспаста и количеством установленных инвентарных секций.

Кабина управления

На данном кране устанавливается унифицированная кабина для высоких кранов (установка на высоте свыше 20 м). Кабина удобна при строительстве, имеет широкие углы обзора. В кабину устанавливаются обогревательные панели и возможно кондиционер.

Балочная стрела

Тип стрелы — балочная, секционная. Стрела сделана из металлических труб в виде решётчатой конструкции. Секции между собой соединяются фланцевыми креплениями.

Крюковая обойма

Крюковая обойма — состоит из

  1. Двухосная подвеска
  2. 2 щеки
  3. 2 оси на них установлены блоки, траверсы и крюк.

На кранах КБ-403 устанавливаются металлические защитные кожухи для крюковой обоймы.

Чертежи КБ-403 скачать бесплатно cdw

На сайте heavy trade вы можете бесплатно и без регистрации скачать чертежи башенного крана КБ — 403.

Состав архива:

  • Тележка двухколёсная
  • Механизм подъёма стрелы
  • Механизм подъёма груза
  • Механизм вращения крана
  • Лебёдки грузо- и стрелоподъёмные
  • Общий вид крана

Формат чертежей cdw, открывается программой КОМПАС 3D, или любым другим аналогом.

Вес архива: 289 кБ.

Монтаж и демонтаж

Монтаж КБ-403 производится механизмами самого крана и выполняется аналогично кранам четвёртой размерной группы. Отличие лишь в сборке стрелы, она выполняется с помощью автокрана.

Наращивание крана

Конструкция крана КБ-403Б позволяет использовать до 6 инвентарных секций.

Алгоритм наращивания крана

  1. Роликовая обойма опускается до нижнего уровня портала
  2. Инвентарную секцию башни автомобильным краном устанавливают в портал
  3. Башню выдвигают до уровня крана и скрепляют секцию с башней крана
  4. В момент выдвижения башня поддерживается в вертикальном положении при помощи специальной обоймы с роликами, расположенной в верхней части.
  5. В процессе подращивания, башню поднимают с помощью полиспаста выдвижения башни, а также направляющих роликов, расположенных на поясах в двух ярусах портала — по восемь роликов в каждом

Транспортировка

Первое, что необходимо сделать при транспортировке — установить опорно-поворотные флюгеры в транспортное положение. Стрела снимается и погружается отдельно. Каждый элемент крана перевозится отдельно. Для перевозки часто используют седельные тягачи, камазы и т.д.

Кран можно перевезти за 11 ходок.

  • 9 габаритных
  • 2 не габаритных ходовая рама с поворотной платформой и портал.

Для перевозки крана необходимо согласование с органами ГИБДД (выдача разрешения на проезд, получение автомобиля сопровождения — в соотв. с Правилами Дорожного Движения).

Описание конструкции и параметров башенных кранов

На строительных площадках при возведении многоэтажных сооружений башенный кран перемещает грузы, конструкционные элементы и тяжелые материалы в необходимую зону строительной площадки.

От производительности и мощности техники зависит скорость выполнения работ. Цикл работы механизма состоит из следующих операций:

  • захват материала;
  • перемещение в нужную точку;
  • выгрузка;
  • возврат в исходное положение.

Кран может иметь поворотную и неповоротную башню. Последний вид также подразделяется на телескопический, наращиваемый и подращиваемый подвиды.

Подъемная строительная техника башенного типа обладает такими характеристиками:

Грузоподъмные характеристики башенного крана КБ-474А

  • вылет рабочего органа – до сорока метров;
  • высота подъема груза – до 150;
  • скорость подъема материалов в минуту – от 10 до 100 м;
  • количество оборотов крановой конструкции в минуту – от 0,2 до 1;
  • скорость передвижения за минуту – от 10 до 30 метров;
  • грузоподъемность при максимальном вылете стреловой конструкции – от 2 до 10 т.

В зависимости от разновидностей техники, представленных на отечественном рынке в большом разнообразии, параметры могут варьироваться. Производительность будет зависеть от уровня выдержки ветровой нагрузки, грузового момента, количества секций башни.

Устройство и способы передвижения

Конструкция башенного крана включает такие элементы:

Устройство башенного крана

  • опорная база;
  • кабина машиниста;
  • опорно-поворотный механизм;
  • неповоротная или поворотная башня;
  • стрела;
  • ходовая рама;
  • поворотная платформа, лестница, площадка;
  • устройство для транспортировки по кривым.

Перемещение башенного крана по строительной площадке реализуется рельсовыми путями. По ним оборудование двигается вперед и назад, поднимая и перемещая материалы.

Приставные башенные краны опираются на внешнюю стенку возводимого здания. Все грузоподъемные конструкции башенного типа перевозятся в разобранном состоянии и монтируются при помощи автомобильного грузоподъемника.

Модели оборудования

На отечественном рынке представлено больше двадцати моделей оборудования. Разделенные по сериям, они обладают схожими характеристиками.

КБ-403

Существует два подтипа техники модели КБ-403 – модификации А и Б. Они отличаются длиной стрелы и увеличенной массой с противовесами. КБ-403А обладает такими характеристиками:

Грузоподъемность башенного крана КБ-403

  • наибольший поднимаемый вес – 8 т;
  • грузовой момент – 120 тм;
  • длина стреловой конструкции – 26,3 метров;
  • поднимание при поднятой стреле – 52 метра;
  • глубина опускания – 3 метра;
  • противововес общий – 80 т.

В КБ-403 передвижение тележки с грузом по наклонной невозможно. Для повышения скорость вертикального перемещения используется лебедка У59.

В модификации Б грузовой момент увеличен до 132 тм, высота подъема – до 54,7, а глубина опускания – до 5 м. Максимальная длина рабочего устройства – 30 м.

КБ-408

Данная модель башенного крана имеет такие характеристики:

Башенный кран КБ-408 — характеристика

  • грузовой момент – 160 кНм;
  • грузоподъемность – 8-10 т;
  • на максимальном вылете – 2-6 т;
  • наибольший и наименьший вылет – 25-35 и 6 м;
  • высота подъема – 41-46,6 при горизонтальной стреле;
  • глубина опускания – 500 см;
  • вертикальное перемещение предметов в минуту – 67 м.

Две модификации КБ-408 из пяти имеющихся не поднимают груз на наклонном рабочем органе. Плавная посадка материалов производится со скорость 4,8 метров в минуту. Кран относится к полноповоротной передвижной разновидности.

КБ-100

Оборудование этой модели используется для возведения зданий от 5 до 9 этажей. Двигается в рамках рабочей зоны по рельсовым путям. КБ-100 имеет наклонную подъемную конструкцию и поворотную башню с высотой подъема грузов до 33 метров. Темп перемещения по вертикали составляет 43 метра в минуту.

Грузоподъемность крана КБ-100

КБ-515

Модель КБ-515 производится в пяти модификациях Кохомским заводом. Максимальный груз, поднимаемый оборудованием на максимальном вылете, составляет от 3 до 10 т. Грузовой момент в ряду моделей варьируется от 150 до 300 тоннометров. Глубина опускания груза – 5 м. Грузоподъемность на наименьшем вылете в 35 м – десять тонн, уровень подъема крюка – от 82,6 до 95,2 м.

Технические характеристики башенного крана КБ-515

Сфера применения и установка

Сборка башенного крана КБ начинается с установки подкранового рельсового пути. Для этого используют рельсы Р50/Р43. После установки ходовой части башня приводится в вертикальное положение. Для этого используют краны среднего класса грузоподъемности. Сборку заканчивают монтированием стрелы, выдвижением башенной части и настройкой узлов.

Требования к организации и проведению работ по монтажу грузоподъемных кранов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *