Внутренняя политика СССР 1985 1991

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика. В середине 80-х годов СССР являлся крупнейшей военно-политической державой в мире. Успехи СССР в развитии экономики и повышении жизненного уровня граждан были очевидны, динамично строились национальные и международные отношения. Основная масса населения считала существующий в СССР социалистический строй наилучшим и прогрессивным. Однако все это было только видимостью, созданной советской пропагандой. СССР в тот момент был «колоссом на глиняных ногах». Из засекреченных докладов высшему советскому руководству следовало, что постоянно замедляющиеся, по сравнению со странами Запада, темпы развития поставили СССР на край пропасти. Необходимость немедленных реформ была очевидна. Но основная проблема как раз и заключалась в том, что в СССР не было механизмов, способных регулировать этот процесс.
Политическое и экономическое развитие страны в 1985-1991 гг. четко делится на две части: реформирование «сверху» в 1985— 1988 гг. и реформаторское движение «снизу» 1989-1991 гг. Рубежом служат первые в СССР альтернативные выборы в Верховный Совет весной 1989 г Перестройка. Первый этап: 1985-1988 гг. Начало новою политического курса связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Впрочем, изначально планировался лишь косметический ремонт КПСС.
Так, на XXVII съезде КПСС, в принятой им новой редакции Программы КПСС, повторяется тезис о социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистического общества перед капитализмом. Хотя в то же время на нем раздавалась серьезная критика отдельных сторон советской действительности. После январского пленума ЦК КПСС 1987 г. в стране начинает набирать силу гласность, т. е. расширение свободы слова. Во многом это связано с деятельностью секретаря ЦК КПСС по вопросам идеологии А. Н. Яковлева, сторонника демократических перемен. Все громче звучат критические выступления в адрес советской системы. Разворачивается критика сталинизма, а чуть позже и самой коммунистической идеи.
В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало свою «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30— 40-х годов и начала 50-х годов» во главе с А. Н. Яковлевым. «Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине 20-х годов, советское руководство не решилось критиковать большевистский террор эпохи Гражданской воины и нэпа, и возложило всю вину за произвол и беззакония только на Сталина и его окружение.
На XIX партконференции летом 1988 г. была принята резолюция «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», в которой были и выдвинуты революционные по своей сути предложения. Было предложено создать высший (внепартийный) орган власти — Съезд народных депутатов СССР» выборы в которой провести на конкурсной, альтернативной основе. (Ранее же на выборах не было борьбы между кандидатами — на одно депутатское место претендовал по указке властей лишь один человек). Наконец, партия приглашала всю страну к открытой честной дискуссии о модернизации общества. Это был смертный приговор КПСС: лишенная репрессивного аппарата и полного господства над СМИ, партия была обречена, поскольку ее оппоненты постоянно вскрывали недостатки в жизни страны, а партийная пресса не могла противопоставить им убедительных аргументов. Недаром консерваторы во главе с секретарем ЦК КПСС во главе с Е. К.Лигачевым полагали, что перестройка может привести к крушению социализма. Однако реальных мер по улучшению жизни в стране они предложить не могли.
Второй этап: 1989—1991 гг. Согласно принятому на XIX партконференции новому закону о выборах, весной 1989 г. в СССР состоялись первые альтернативные выборы в Первый съезд народных депутатов. Несмотря на то, что депутаты избирались не только по территориальным округам, но и от общественных организаций, контролируемых КПСС, в числе депутатов оказалось немало людей, ратующих за более кардинальные реформы.
Уже на Первом съезде народных депутатов СССР образовалось два основных блока, которые сохранились практически без изменений на последующих съездах: блок коммунистов и блок их противников — демократов. Демократы создали свою фракцию — Межрегиональную депутатскую группу, которая выступала за введение рыночной экономики, расширение гражданских свобод и предоставление большей самостоятельности союзным республикам. Многие представители русского населения союзных республик (прежде всего прибалтийских), считая, что это приведет к выходу этих республик из состава СССР и последующим гонениям местных властей против русских, выступили против демократов и создали свою группу — «Союз».
На Втором съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 г. были приняты постановления о работе Верховного Совета, сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменений избирательной системы и конституционного надзора.
На Третьем съезде весной 1990 г. первым Президентом СССР был избран М.С.Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР — А.И.Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Кроме того, из Конституции была изъята знаменитая 6-я статья о руководящей роли КПСС в советском обществе.
Летом 1990 г. состоялся последний в истории, 28-й по счету, съезд КПСС. Хотя Горбачеву удалось добиться сохранения целостности партии, съезд можно охарактеризовать как «могильный». Предпринятая на съезде попытка мягко, без потрясений перевести КПСС из коммунистической в социал-демократическую партию была обречена на провал. Был выдвинут тезис о том, что КПСС должна «повернуться лицом к человеку и его нуждам, однако в действительности положение народа продолжало лишь ухудшаться, что лишало КПСС остатков популярности. Многие коммунисты стали переходить в ряды демократов.
С лета 1990 г. реальная власть на местах начинает переходить в руки местных лидеров демократической оппозиции. Наиболее ярко антикоммунистическая направленность руководства новых Советов проявилась в Москве и Ленинграде, где к власти пришло движение «Демократическая Россия». В Москве Председателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на щедрые обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем, а интенсивная политическая борьба в них была одной из причин того, что эффективность советской власти снизилась.
Тогда же, летом 1990 г., в СССР появляются альтернативные КПСС политические партии. Это Демократическая партия, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне. В 1991 г. были зарегистрированы общесоюзные партии, первой из которых стала КПСС, второй — ЛДП (ныне ЛДПР).
Национальные конфликты. Демократизация общества разбудила спавшее доселе чудовище — национализм. По мере развития «перестройки» все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, пытавшимися использовать напряженность для решения тех или иных своих проблем.
В 1988 г. начался длительный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (в Ферганской долине, Алма-Ате, Душанбе и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русское население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов стал Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. Противостояние имело место также в Молдавии, где гагаузы и русские Приднестровской области выступили против ущемления их „национальных прав и выхода республики из Союза, и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступила против курса лидеров своих республик на полный суверенитет.
Экономика. Официальным документом, определяющим экономическое развитие СССР в этот период, стал одобренный XXVII съездом КПСС план 12-й пятилетки (1986— 1990). Этот план получил название «курс на ускорение социально-экономического развития». Главной задачей было определено увеличение роста ВВП (валового внутреннего продукта) до 4 %. Полученные в результате «ускорения» средства частично планировалось перебросить в социальную сферу, а именно «накормить народ» и обеспечить его жильем. Так как «ускорение» не было достигнуто, то эти программы также остались на бумаге.
Достигнуть увеличения ВВП предполагалось за счет более рационального использования имеющихся производственных мощностей и целого ряда либеральных законов («О бригадном подряде», «О кооперации»). План 12-й пятилетки, как и все предыдущие, так и не был выполнен, даже по официальным, завышенным данным в 1986— 1988 гг. прирост составлял в среднем 2,8%, в 1989 г.— 2,4 %, а в 1990 г. было реальное его падение примерно на 2%. В 1991 г. падение ВВП достигло 10 %.
Стремление спасти экономику страны, но в то же время оставить ее советской, привело к принятию ряда законов, согласно которым государство делилось рядом своих полномочий с предприятиями. Из сверхцентрализованной экономика СССР стала просто централизованной. Однако эти реформы запоздали. Экономика СССР была столь неэффективна, что не выдержала очередного реформирования и стала разваливаться.
Чтобы спасти от краха хотя бы часть предприятий, в 1990 г. были приняты законы о малых предприятиях, совместных предприятиях и коммерческих банках. Но эти меры тоже не спасли экономику страны. В 1990 г. глава правительства Н. И. Рыжков ушел в отставку. Последняя попытка вывести СССР из экономического кризиса была предпринята в 1991 г., за счет прямого ограбления народа (обмен денег, замораживание вкладов, повышение цен) и передачи большой доли самостоятельности в регионы.
Уровень жизни. Весь период перестройки характеризуется постоянным падением жизненного уровня населения СССР и постепенной поляризацией общества. Увеличение денежной массы (инфляция), нехватка товаров (дефицит), появившаяся безработица, задержки денежных выплат — все это приводило к обеднению большей части народа. Лишь 5—6 % населения страны достигли того жизненного уровня, который власти обещали в результате перестройки всем.
Внешняя политика. Внешнеполитический курс СССР в 1985-1991 гг., определялся в первую очередь стремлением нового руководства страны, во главе с М. С. Горбачевым, найти поддержку проводимого курса реформ у правительств ведущих стран мира. Экономическое отставание СССР от развитых стран было так велико, что возможностей догнать их без их помощи уже не было. Чтобы добиться этой помощи, необходимо было уступить в некоторых вопросах, что СССР и вынужден был сделать. На первом этапе, в 1985-1989 гг., помощь западных стран была больше моральной, после 1989 г.— материальной.
Первый этап. В этот период СССР видел своей основной задачей сохранение лагеря социализма, пусть даже ценой отказа от активной внешней политики в отношении стран третьего мира и дальнейшего продвижения социализма «вширь». Т. е. фактически СССР впервые за всю свою историю был готов пойти на признание социализма лишь как одного из вариантов развития. Для Запада же это должно было означать начало процесса сотрудничества.
Сначала было необходимо решить основные проблемы, мешающие признанию СССР как миролюбивой, демократической страны: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений и вывод советских войск из Афганистана.
В области разоружения СССР уже в который раз предлагал миру кардинальное решение, полной ликвидации военной мощи ведущих стран (Литвинов — 1932 г., Хрущев — 1957 г., Горбачев — 1987 г.). На этот раз речь шла об одновременном роспуске НАТО и ОВД. Такое решение, разумеется, не было приемлемо для Запада, так как в этом случае он потерял бы власть над миром и стал бы практически беззащитным перед густонаселенными азиатскими и африканскими странами.
Поэтому Горбачев, желая добиться расположения Запада, вынужден был согласиться на американский вариант разоружения.
В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем эти ракеты уничтожались, они не могли быть перебазированы в другие регионы. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии и Китая. СССР пошел на значительно большие уступки, чем США. Так, первоначально советское правительство выдвинуло требование, чтобы в процессе договоренностей были учтены французские и английские ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, но затем вынуждено было отказаться от него.
Постоянной кровоточащей раной советского общества и постоянным укором со стороны мирового сообщества была многолетняя война в Афганистане. Бесперспективность афганской войны для СССР была очевидной, но принять решение о выводе войск было нелегко. Ведь это означало бы признание в слабости Советской Армии, которая была основой созданной после Второй мировой войны системы социализма.
Однако процесс интеграции СССР в мировое сообщество был уже необратимым, и в 1988 г. в Женеве США и СССР подписали совместный документ о своей политике в отношении Афганистана. СССР обязался вывести свои войска, а США— не поддерживать противников существующего в стране правительства. Примечательно, что инерция противостояния была так велика, что даже после вывода войск из Афганистана в 1989 г. СССР продолжал оказывать помощь афганскому правительству, а США — оппозиционерам. Только крушение СССР остановило процесс иностранного вмешательства в дела Афганистана. Впрочем, это не принесло стране мира: гражданская война продолжается там и по сей день.
Второй этап. Начатая Горбачевым демократизация внутренней и внешней политики СССР не могла не отразиться на ситуации в странах социалистического лагеря. Обнаружив неготовность и нежелание СССР силой удерживать их под своим контролем, народы Польши, ГДР, Венгрии, Чехословакии и других социалистических стран выбрали правительства национального самоопределения, оппозиционные СССР. Результатом стало объединение Германии (1990 г.) и распад ОВД и СЭВ, официально закрепленное в 1991 г. СССР лишился практически всех своих союзников, обрекая себя тем самым на еще большую политическую зависимость от стран Запада.
В этот же период СССР восстанавливает отношения со странами, отношения с которыми порвал, еше обладая политическим авторитетом: Китай, Чили, ЮАР.
Культура. Литература и искусство. В культуре, как и в обществе в целом, в период перестройки произошли грандиозные сдвиги. В стране впервые появилось некое подобие демократических свобод, том числе и свобода слова.
Из печати выходят произведения многих запрещенных и полузапрещенных раньше в СССР авторов, таких, как И. А. Бродский, А. И. Солженицын, В. В. Набоков. Отмена государственной цензуры вызвала к жизни небывалый всплеск интереса образованной части общества к белым пятнам своей истории и культуры. Однако на обшей волне этого интереса помимо действительно высокохудожественных произведений появилось и множество безвкусных поделок.
Главными темами журналистских расследований, особенно в популярнейших тогда журнале «Огонек» и телепередаче «Взгляд», стало разоблачение негативных проявлений социализма. Разоблачалось как прошлое (например, сталинские репрессии), так и настоящее, например использование служебного положения партноменклатурой.
Отказ государства от четкой политики в области культуры имел и резко отрицательные последствия. Предоставленные своей участи многие государственные культурные учреждения были попросту ликвидированы или проданы в частные руки. В страну хлынул поток иностранных фильмов, литературы, идей, зачастую противоречащих всем общечеловеским нормам морали, зато коммерчески выгодных. Многие люди оказались втянутыми в религиозные секты сомнительного толка, политические экстремистские организации. Эти негативные явления привели к тому, что большая часть населения потеряла привычные ценностные ориентиры.
Наука. Переход к политике гласности вскрыл все недостатки отечественной науки. Заорганизованность и недостаточное финансирование большинства отраслей науки, особенно академической, стали очевидными. Основа научного потенциала страны — НИИ (научно-исследовательские институты) были поставлены в тяжелейшее положение: чтобы выжить в новых условиях, они вынуждены были сократить численность сотрудников и ограничить круг решаемых задач. Должность научного сотрудника потеряла свою былую престижность, а сами ученые перешли в разряд материально неблагополучных. Следствием этого стал колоссальный отток ученых в предпринимательство и за рубеж, остро встала проблема «утечки мозгов».
Таким образом, попытка перевести науку на самофинансировании и свободные рыночные отношения провалилась, полностью уничтожив старую систему организации науки и так и не создав приемлемую новую.
Образование. Серьезные проблемы испытывала в этот период и система образования. Практически предоставленные сами себе школы и вузы оказались в весьма затруднительном положении. Не имея четкого социального заказа на выпуск конкретных специалистов для нового постсоветского общества, руководство образовательных учреждений фактически пустило дело на самотек. Не намного улучшило положение и разрешение на организацию частных учебных заведений.

Внутренняя и внешняя политика СССР в период «перестройки» 1985 – 1991

Новый Генеральный секретарь М.С. Горбачев не имел подготовленного плана реформ. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС были выдвинуты два лозунга – “перестройка экономики” и “ускорение научно-технического развития”. Но, при осознании общих целей, Горбачев не имел понятия о конкретных путях их выполнения. Поэтому его политика отличалась противоречивостью и непоследовательностью.

Для проведения в жизнь своей политики Горбачев, прежде всего, попытался избавиться от всех представителей “консервативной группы” в высшем партийном руководстве. Постепенно все они были отправлены в отставку. Заменено было 80% первых секретарей крайкомов и обкомов. Новым Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, секретарем Московского городского комитета партии — Б. Н. Ельцин, министром иностранных дел — Э. А. Шеварднадзе, бывший первый секретарь ЦК коммунистической партии Грузии. Многие новые руководители начали свою карьеру в 50-60-е гг., склонны были идеализировать Хрущева и его политику. Никто из них не хотел отказываться от социализма, все пытались только реформировать, улучшить государственную и экономическую систему.

Была принята концепция перестройки экономики, согласно которой расширялись права предприятий, их самостоятельность, но вместе с тем усиливался контроль за качеством продукции (вводилась госприемка). Был принят указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом, вызвавший резкое недовольство населения. Неудачные меры партийного руководства, вроде закрытия пивных заводов или вырубки плантаций виноградников в Крыму, привели только к многотысячным очередям за вином в магазинах, увеличению самогоноварения, к “сахарному буму”.

Горбачев попытался приступить и к реформам в партии, чтобы сплотить ее и повысить роль в обществе. На XXVII съезде КПСС, проходившем в феврале-марте 1986 г., была принята новая редакция Программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашала большую свободу в партийной жизни.

Составной частью внешнеполитического курса М.С. Горбачева стала концепция “нового политического мышления”. В ее основе лежали следующие положения: отказ от теоретического вывода о расколе мира на противоположные системы (социалистическую и капиталистическую); признание необходимости решать международные проблемы не с позиции силы, а исходя из интересов стран; признание приоритета общечеловеческих ценностей и отказ от принципа пролетарского интернационализма.

Важнейшее значение в укреплении мира имели встречи на высшем уровне: с президентами США Р. Рейганом (в Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.) и Дж. Бушем (Мальта, 1989г.). Уже на первой встрече в Женеве Горбачев и Рейган заявили, что “ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей”.

15 января 1986 г. М. С. Горбачев выдвинул программу полной ликвидации ядерного и химического вооружения на всей планете к 2000 году. В 1991 г. был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

Был решен и “германский” вопрос. В ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Большую роль в нормализации отношений со странами Запада сыграл уход советских войск из Афганистана. Закончилась война, в которой СССР потерял более 13 тысяч человек. Правда, вывод советских войск не прекратил гражданской междоусобицы в Афганистане, которая продолжается и по сей день.

В течение 1989-1990 гг. в социалистических странах произошла серия народных революций, в результате которых власть перешла от компартий к национально – демократическим силам. СССР отказался от военного вмешательства в дела других социалистических стран и это привело к падению коммунистических режимов в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии. Мировая социалистическая система перестала существовать. СССР прекратил поддерживать заграничные коммунистические партии и страны “социалистической ориентации”. Начался форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. Важным явлением в духовной жизни людей стала политика “гласности”, выразившаяся в резком ослаблении цензуры. Было принято решение проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе, что должно было повысить их ответственность и профессионализм.

По законам, принятым в 1988 г. была изменена государственная структура управления: высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР. Съезд собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на одну пятую часть. 26 марта 1989 г. состоялись выборы, которые стали самыми демократическими за всю историю Советского Союза.

Депутаты Верховного Совета СССР приняли новые и важные законы: о свободной регистрации общественных организаций, об облегчении выезда за рубеж, о реформах в экономической области, в том числе и об организации кооперативных и индивидуальных предприятий.

Демократизация общества привела к возрождению многопартийности. Были созданы новые партии и объединения: внутри КПСС выделились группировки “Большевистская платформа”, “Марксистская платформа”, “Демократическая платформа”. В 1990 г. создан оппозиционный КПСС блок политических партий и течений “Демократическая Россия” (лидер Б.Н. Ельцин), в 1991 г. была создана Демократическая партия коммунистов России (лидер А. Руцкой).

В середине марта 1990 г. состоялся III Съезд народных депутатов, на котором 6 статья Конституции СССР была отменена, и состоялись выборы Первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев. Тем самым он попытался укрепить свою власть, так как по закону Президент должен был быть “гарантом” соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным Главнокомандующим. Председателем Верховного Совета СССР стал А.И. Лукьянов, а главой Кабинета министров — В.Д. Павлов. В декабре 1990 г. был создан пост вице-президента, который занял Г. Янаев.

Постепенно сформировалась оппозиция политике руководства КПСС, как справа, так и слева. Авторитет коммунистической партии продолжал падать, особенно в окраинных республиках СССР. Подъем же националистического движения все более возрастал. Эти события свидетельствовали о политическом кризисе.

Нарастание политических проблем сопровождалось усилением экономического кризиса. С 1988 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем в промышленности. За 1988 –1990 гг. были разработаны и предложены 5 программ экономического подъема страны: радикальная экономическая (1988 г.), программа Л. Абалкина (1989 г.), программа перехода к рынку (май 1990 г.), “500 дней” Явлинского и Шаталина (лето 1990), Президентская программа (октябрь 1990 г.). Ни одна из них не была реализована.

Неоправданные и половинчатые экономические меры, особенно неподготовленные попытки, перевести военное производство на “мирные рельсы”, привели к падению производства и ухудшению жизненного уровня населения. К 1990 г. идея перестройки социалистического хозяйства практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись отмыванием “грязных денег”, исчезновению товаров из магазинов. На отдельные продукты вновь, как в годы войны, вводились карточки.

Необходимость перехода к рыночным отношениям в экономике стала явной, но Горбачев пытался сделать этот переход длительным и поставить частные предприятия под контроль коммунистической партии, как это сделали коммунисты в Китае.

Правительство, во главе с В.Д. Павловым, предложило план подобных реформ, который начал реализовываться в январе 1991 г. Первым его этапом стал обмен 50 и 100 рублевых купюр на купюры нового образца. Купюры обменивались в ограниченном количестве, одновременно было введено ограничение на снятие денег со счетов в сберегательных банках. В результате правительство смогло частично поправить финансовые дела за счет граждан. В апреле 1991 г. в 2-4 раза были повышены цены на частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. Но процесс реформ, и особенно — приватизации предприятий, шел очень медленно, а экономическое положение все ухудшалось. Исчезали из магазинов уже самые обычные товары — мыло, чай, табак и т.д. На заводах все чаще и чаще проходили стачки и забастовки. Уровень жизни населения резко снизился.

Слабым местом в экономике СССР оставалось сельское хозяйство. Реальные аграрные реформы в конце 80–х – начале 90-х гг. блокировались влиятельной группой партийных работников и руководителей колхозно-совхозной системы. Фермерские хозяйства не получали должного развития. Продовольственный кризис усугублялся нарастанием топливного, энергетического, транспортного кризисов. Показателем краха советской экономики стала галопирующая инфляция.

Таким образом, экономический и политический кризисы были налицо. СССР находился на грани краха.

Важнейшей проблемой, с которой столкнулось новое советское руководство в период перестройки, стало националистическое движение. В конце 1988 г. стали возникать общественные организации, называвшиеся “народными фронтами в поддержку перестройки”. Возникали они, прежде всего, в национальных республиках и объединяли в своих рядах общественных деятелей, которые стремились вовсе не к “поддержке перестройки”, а к отделению от СССР. Народные фронты появились в Эстонии, Латвии, Литве, Азербайджане, Грузии, Белоруссии и других республиках.

Вскоре начался так называемый “парад суверенитетов”: в течение весны – лета 1990 г. заявили о своем суверенитете Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация и другие республики. В качестве выхода из создавшейся ситуации было предложено заключить новый союзный договор. Условием его заключения должна была стать серия многосторонних соглашений между республиками. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.

Обстановка в стране накалялась. В марте 1991 г. в стране состоялся референдум. Граждане СССР должны были ответить на вопрос: “Вы за обновленный Союз или против?”. У многих политических деятелей такая постановка вызывала вопросы и недоумения. Например, что понимать под обновленным Союзом? Тем не менее большинство населения высказалось за сохранение СССР. В середине 1991 г. возник проект переустройства СССР, как уже конфедеративного объединения девяти союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения объявили о своей полной независимости). Проект подготавливался в поселке Ново-Огарево и получил название “Ново-Огаревские соглашения”.

Накануне подписания нового договора, 19 августа 1991 г., вице-президент СССР Г. Янаев, председатель кабинета министров В. Павлов, министр обороны маршал Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других высших руководителей объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) и о переходе верховной власти в его руки. Лидеры ГКЧП заявили, что перестройка “зашла в тупик” и необходимы решительные меры для предотвращения ликвидации СССР и “развала государства”. В отдельных регионах страны, и, прежде всего, в Москве вводилось чрезвычайное положение. В город были введены войска, запрещен выход большинства газет, под контроль было взято телевидение.

Центром сопротивления стал Верховный Совет России. Стали выходить подпольные листовки, в здании Верховного Совета России заработала радиостанция “Эхо Москвы”. Москвичи стали сходиться к зданию Верховного Совета, вокруг которого стали возводиться баррикады. Отдельные армейские части перешли на сторону Верховного Совета РСФСР. В ночь на 23 августа все участники переворота были арестованы.

Неудавшийся переворот только ускорил процесс распада СССР. 8 декабря 1991г. главы трех союзных республик — С. Шушкевич (Белоруссия), Б. Ельцин (Россия) и Л. Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской Пуще, заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате в СНГ вступили и другие бывшие союзные республики, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев объявил о своем уходе с этого поста. Советский Союз перестал существовать, а Россия вступила в новую эпоху своей долгой и сложной истории.

Внутренняя политика СССР 1985 1991

Обзор документа

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2016 г.

Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками.

Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87.

При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ.

Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Начало формы

Конец формы

! Перепечатка

Печать

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71240664/#ixzz4RuBmFFBU

«Ускорение»

(1985-1986)

11 марта 1985 г. новым генсеком было избран Михаил Сергеевич Горбачёв. Им была провозглашена на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. программа «ускорения социально-экономического развития», утверждённая XVII съездом КПСС в феврале 1986 г. «Ускорение» подразумевало интенсификацию производства через широкое внедрение новейших технологий, автоматизацию и компьютеризацию при сохранении командно-административной плановой экономики. Одновременно развернулась борьба с нетрудовыми доходами, коррупцией, нарушением трудовой дисциплине, а также антиалкогольная кампания (1985-1987).

Антиалкогольная кампания (1985-1987) введённая постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 7 мая 1985 г. подразумевала ограничения на продажи алкоголя, антиалкогольную пропаганду, запрет на пьянство в общественных местах и на рабочем месте. Она позволила снизить преступность (особенно бытовые преступления и хулиганство – почти в два раза), смертность (более чем на 5%), заболеваемость, количество разводов и несчастных случаев, увеличить рождаемость (на 10%), производительность и качество труда, улучшить трудовую дисциплину и социально-психологическую обстановку. Однако, она снизила поступления в бюджет от акцизов на алкоголь и была вскоре свёрнута.

Кадровая революция. Горбачёв развернул борьбу с оппозиционно настроенными представителям старой номенклатуры (за годы его правления почти половина из них лишились своих постов, в большинстве своём будучи отправленными на пенсию), вводя в высшие эшелоны власти своих сторонниками. Средством борьбы стала «гласность», позволявшая использовать критику неэффективного управления для устранения неугодных.

Бюджетный кризис. Падение цен на нефть и недополучение прибыли от акцизов привели к недостатку бюджетных средств, что вынудило руководство страны начать эксперимент по внедрение принципиально новых методов управления, по «перестройке» социально-экономической жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *