Какое значение имеют экскурсии

Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, природоохранное и краеведческое значение

Познавательное значение экскурсий заключается в следующем:

— они расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими на уроке;

— способствуют образованию реальных конкретных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе;

— растения и животные изучаются непосредственно и одновременно с условиями их обитания. Знания, получаемые на экскурсиях, как правило, конкретны и точны, ибо здесь предметы, объекты воспринимаются учащимися такими, какие они есть в действительности;

— создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

— школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Воспитательное значение:

— экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью;

— На экскурсиях формируются положительные качества человека: чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Учащиеся познают друг друга и себя в иной, в отличной от школьной обстановке. Каждый полнее познает себя и товарищей, выявляются пробелы в воспитании и характере. Там довольно быстро становится ясным кто нытик, паникер, лентяй и себялюб, кто терпелив и заботлив, вынослив, чуток к товарищам.

— Общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение замечать красоту природы, любоваться ею — все это и является существенным и эффективным фактором не только эстетического, но и этического (нравственного) воспитания. На экскурсиях учащиеся нередко испытывают эмоции эстетического характера, радости. Реальное, живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе, родному краю (деревне, селу, поселку, городу), к Родине. Вот почему даже самые выдающиеся, гениальные творения человеческого разума (книги, картины, стихи, музыка, скульптуры, строения и т.д.) не всегда могут сравняться с природой по силе и мощи своего воздействия на эмоции, душу и сердце любого человека, ребенка тем более. Не могут остаться безразличными, равнодушными учащиеся к цветущему саду, опушке леса, лугу, покрытом золотом цветущего одуванчика, к лесу, «горящему» осенним золотом, к зреющему золотом ароматному полю хлебов. Многие, очень многие отличные западающие в душу и сердце стихи и песни о природе, цветущих садах, зреющих хлебах — это и есть проявление и следствие их неотразимого, мощного воздействия на душу человека.


Развивающее значение:

— наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин; это способствует формированию у детей целостной картины мира.

— На экскурсиях в природу учащиеся приучаются наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты экскурсии и докладывать о них в классе, на биологических кружках, научных вечерах, олимпиадах и т.д.

— На экскурсиях в природу вырабатываются навыки коллекционирования, изготовления гербариев, самостоятельной натуралистической работы, развивается познавательная творческая самостоятельность.

— На экскурсиях в производство учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, у них развивается и формируется целеустремленность, терпеливость, выносливость.

Оздоровительное значение:

Сильное оздоровительное значение имеют экскурсии для учащихся больших городов, промышленных центров. Там учащиеся мало двигаются, почти совсем не ходят. Они обленились до такой степени, что по пути в школу будут с завидным терпением ждать на остановке переполненный троллейбус-автобус и 10, и 20, и более минут, но все равно дождутся переполненный троллейбус, с большим трудом втиснутся в него лишь ради того, чтобы на следующей остановке выскочить — ведь школа-то рядом, в 200-300 м от их дома. Вот почему учащиеся (не только школьники, но и студенты) повально страдают мускульным голодом, адинамией, что и приводит их к физической дистрофии, влечет за собой целый шлейф недугов, серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, респираторных, психических и т.д.

Экологическое, природоохранное и природоприумножающее значение:

— Одной из важнейших проблем биолого-экологической подготовки и воспитания подрастающего поколения в настоящее время является формирование ответственного и бережного отношения человека к природе. Это обусловлено тем, что безответственное, варварское и порой преступное отношение современного человека к природе уже привели природу к бедственному, трагическому состоянию.

— В связи с экологизацией и природоохранной направленностью биологической подготовки за последние годы все более заметное распространение приобретают биологические экскурсии по экологическим тропам. Такие экскурсии превосходят обычные экскурсии более высокой познавательной эффективностью, ибо главная цель экскурсий по таким тропам — проведение учебной и пропагандистской работы по охране природы, воспитания экологически грамотного поведения человека в окружающей среде. Так что экологическая тропа — это учебно-просветительский «кабинет» в природных условиях. Экологическая тропа прокладывается по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам живой природы, она прокладывается не одним учителем биологии, а целым коллективом специалистов-биологов, экологов, географов, химиков и пр. Протяженность экологической тропы в 4-12 км рассчитана на прохождение их в течение от 1-2 до 3-6 часов. Такие маршруты впервые начали создаваться в Прибалтике, особенно в Эстонии. По таким тропам ходят либо самостоятельно, пользуясь план-маршрутом, или с экскурсоводом-проводником. На тропе должны быть разнообразные объекты: поляны, опушки, чистые и смешанные леса, муравейники, водоемы с лягушками, ужами, змеями, комарами, ручьи, перелески, луга.

Больше всего пользы тропа принесет учащимся. Она станет школьной мастерской, природным кабинетом и лабораторией практического освоения природоведения, биологии и географии. Здесь учащиеся могут вести наблюдения и исследования по программе экологических знаний, участвовать в походах по храму природа. Безусловно, тропа впишется и в программу детских лагерей отдыха, расположенных в этой зоне.

Профориентационное значение:содействует выбору профессии.

Значение экскурсии для учителя:

— оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир.

— есть возможность собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания.

Экскурсия может способствовать решению дидактических задач, быть полезной и интересной только тогда, когда к экскурсии готовятся и учитель и ученики!

Типы экскурсий

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие(в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Программа по биологии обычно предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсийв природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), ближайший парк, сквер, на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад и пр.

24. Что такое экскурсия? Виды экскурсий, цели и задачи, значение.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и

исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания

естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое

проведение экскурсий — необходимое условие формирования естественнонаучных

знаний.

Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на

усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсия

принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой

по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае

она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее

проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Значение экскурсий. Велико педагогическое значение экскурсий. Следует

прежде всего отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия

конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания

учащихся.

Различают следующие виды экскурсий:

— в природу;

— в музеи и на выставки;

— на сельскохозяйственные производства, станции юннатов, опытные станции.

Важное место в плане работы педагога-естественника занимают экскурсии в

природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их

связь со средой обитания.

Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений,

учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи

организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу

представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных

объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь

открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся,

инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических

занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они

знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с

обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии).

Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения

своего края.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся

воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся

видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе.

Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в

этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую

память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания

учащихся.

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают

у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни

развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке,

сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом,

экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских

навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся.

Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует

закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в

многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели

физического развития не должны быть забыты.

Существенное значение при изучении естествознания имеют также экскурсии в

музеи, на выставки, опытные станции и т.д.

Итак, экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания

подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

Место экскурсий в школьном курсе естествознания. Экскурсии — очень важная

органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно

связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное,

эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто

вроде весенних школьных прогулок.

Экскурсии — это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке и

т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям

должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с

программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом

планировании учебного предмета в каждом классе.

Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образок, чтобы экскурсия

по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает

возможность осуществить их без срыва других занятий.

Тематика экскурсий определяется программой по природоведению или

естествознанию. Анализ различных программ по курсу естествознания в

начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют

сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие

группы:

— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями

природы в различное время года;

— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности,

топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

— экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде

обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным

богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Доя каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом

возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале

изучения курса природоведения — это проведение наблюдений за явлениями

природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления

знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические

экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и

неживой природы, использование природных богатств человеком и его

воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости

от ее тематики — природоохранная направленность.

Рассмотрим методику проведения экскурсий в природу, так как они наиболее

сложны в организационном и методическом в плане и требуют специальной

подготовки.

Подготовка к экскурсии. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и

требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где

определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной

экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и

имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить

ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии,

намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе

непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются

объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их

описание.

Даже перед экскурсией в музей, куда детей приводят ежегодно, есть смысл

предварительно его посетить. Экспонаты часто оказываются передвинутыми на

другое место, часть их может быть удалена или заменена новыми, и

преподаватель может попасть в затруднительное положение.

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его

осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект

экскурсии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу

учащиеся будут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для

организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо

предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи

результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной на экскурсии

работы.

Оборудование экскурсии. Для успешного проведения экскурсии необходимо

предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы

необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам

учащихся, а часть может быть взята на весь класс.

Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для

записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для

каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий.

Снаряжение для географических и геологических экскурсий.

Компас, план местности, геологический молоток, лопата, рулетка, бечевка,

термометр, угломер, транспортир.

Снаряжение для биологических и экологических экскурсий.

Копалка, нож, секатор, бечевка, лупа, пинцет, 1-2 банки для сбора

материала, папка с листами газетной бумаги, сачок водяной, сачок воздушный,

морилка, эмалированное корытце для демонстрации объектов, энтомологические

пробирки.

В зависимости от тематики и цели экскурсии данный примерный список

оборудования может изменяться и дополняться.

Методика проведения экскурсии. Перед началом экскурсии учитель

предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии,

раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести

инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о

поддержании определенной дисциплины.

Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения

самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии

пособий. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные

индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно

подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить

результаты наблюдений.

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов,

которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим

педагогам следует помнить о некоторых правилах.

Основное требование — это организовать активную работу экскурсантов, не

оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует

давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор

и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы,

выполнение конкретных замеров и прочие.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для

объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно

завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают

сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после

оформления рeзультатов. Обычно учащиеся наиболее активны в тех

случаях,1когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует

от экскурсантов больше инициативы в вьшолнении работы, проведении

наблюдений за объектами’ явлениями, более самостоятельных выводов на

основания увиденного и изученного на экскурсии. Но вследствие необходимости

в краткий срок охватит» большее количество материала на экскурсиях обычно

пр» обладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские

методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель,

совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и

знаний у детей.

Второе правило, вытекающее из первого, — конкретность материала, изучаемых

объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от

основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более

продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой

экскурсии, а до или после нее во время обработки результатов.

Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и

названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно

желание узнать название того или иного предмета — это совершенно

естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о

конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками

целесообразно рассмотреть не более 8-10 объектов. Задача экскурсии —

вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель

отнюдь не достигается нагруженном памяти терминологией. Давать названия

необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не

утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать

что либо из научно-популярной и художественной литературы.

Следующее требование — это умение правильно показывать на экскурсии

различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь

объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались

вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на

экскурсии.

Рассмотрение на экскурсии крупных, всем хорошо видимых объектов не требует

особой техники. Сложнее изучать мелкие предметы, иногда очень малого

размера {мелкие насекомые, какие-нибудь детали в строении растений и т.д.)-

Самое главное здесь — приучить детей становиться вокруг руководителя

широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой

преподавателя, находящегося в центре такого живого кольца.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо

приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не

полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.

Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и,

принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты

помещать в удобные для них условия. Без этого многое погибнет -испортится,

и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю

необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя

собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений,

таких, как первоцветы, ландыш майский, представители семейства губоцветных

и другие. Из насекомых отлову не подлежат бабочки, за исключением белянки,

шмели, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других животных. Сбор

любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть

использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного

изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на

экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков

и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

Обработка экскурсионного материала. Экскурсия может считаться законченной,

когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в

достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся

обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы.

Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких

сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных

растений, коллекциями насекомых, горных пород и пр.

Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме

экскурсии. Обработанные результаты экскурсии обсуждают в классе. Лучшие

материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в

классной работе.

В заключение необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при

подведении итогов, выставить оценки. Лучшие работы следует отметить, но

выставлять неудовлетворительные оценки нет необходимости. Время проведении

экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 мин, так как более

длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в

работе и отдыха

Значение экскурсий

1. Значение экскурсий

Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

  • навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
  • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
  • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
  • воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

2. Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии — показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

3. Содержание экскурсий, структура.

Структура экскурсии:

  • вводная беседа
  • коллективное наблюдение
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
  • сбор материала
  • игры детей с собранным материалом
  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

Подготовка воспитателя.

Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах — 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:

Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.

Папки для растений — 2.

Корзиночки для шишек, листьев — 2.

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.

Оборудование для сбора животных:

Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.

Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.

Посуда для переноски водных животных — 2—3.

Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Работа после экскурсии.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

4. Методика организации и проведения экскурсий

Природоведческая экскурсия.

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Сельскохозяйственная экскурсия.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

5. Практическое задание: конспект экскурсии

«Экскурсия в оранжерею»

Задачи:

Закрепить представление детей о том, что для роста растений нужны свет, тепло, хорошая почва (зимой растения выращиваются в оранжереях и теплицах; здесь растут красивые цветы, свежие овощи; для того чтобы растения нормально росли и развивались, им создают условия, близкие к естественным); воспитывать уважение к труду взрослых, чувство радости от общения с природой; формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений.

Подготовка к экскурсии:

Экскурсию лучше провести во время цветения некоторых растений. Договориться с садовником о маршруте и содержании беседы с детьми.

Ход экскурсии:

Придя в оранжерею или теплицу, воспитатель обращает внимание детей на обилие зелени.

Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь много зелёных растений!

Воспитатель: А у нас на участке растения зелёные?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему? Объясните?

Дети сравнивают состояние растений в оранжерее с состоянием растений на участке детского сада.

Дети: Потому, что на улице зима.

Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько градусов на термометре?

(Воспитатель подводит детей к термометру.)

Воспитатель: А на улице, какая сейчас погода — тёплая или холодная?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Зачем включены светильники, если сейчас день?

(Воспитатель помогает правильно и полно ответить детям, если они затрудняются)

Далее воспитатель с детьми обходят 2-3 павильона оранжереи, рассматривают растения находящиеся здесь постоянно. Хорошо, если один из сотрудников расскажет о некоторых из них — где растут в природе, как о них заботятся в оранжерее.

В маршрут экскурсии следует включить и те павильоны, где выращиваются овощи и декоративные растения.

Воспитатель: Какие из этих растений вы знаете?

(Дети называют знакомые растения)

Воспитатель: Посмотрите, в какой земле их выращивают?

Дети: В мягкой, удобренной.

Воспитатель: Сейчас растения будут поливать, давайте понаблюдаем.

(Воспитатель с детьми смотрят, как поливают растения)

Воспитатель: Это называется искусственным дождём.

Работник оранжереи рассказывает, для кого они выращивают цветы и овощи.

(Если работника нет, то воспитатель рассказывает об этом сам).

Воспитатель: Скажем большое спасибо !

Дети: Спасибо

Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?

Дети: Да

Воспитатель: Что вы поняли?

Дети: Что зимой растения и овощи выращивают в теплицах. За ними ухаживают люди и т. д.

Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в детский сад.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение

| |

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

1.8. Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения1.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);
— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
— военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);
— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
— экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
— производственно-исторические;
— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
— производственно-технические;
— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);
— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);
— литературно-художественные — это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
— экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
— экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
— экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
— показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
— рекламная экскурсия.

Выводы

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

Контрольные вопросы

1. По каким основным признакам классифицируются экскурсии?
2. Как классифицируются экскурсии по содержанию?
3. Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?
4. Что такое тематическая экскурсия? На какие группы эти экскурсии подразделяются?
5. На какие группы подразделяются производственные экскурсии?
6. Что такое искусствоведческая экскурсия?
7. Какие виды литературных экскурсий вы знаете?
8. Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.
9. Какова классификация экскурсий по составу участников?
10. Как подразделяются экскурсии по месту проведения и по способу передвижения?
11. В чем значение классификации экскурсий?

|

Статьи и публикации

Что такое Экскурсия?

Ее величество Экскурсия — это интеллектуальный вид отдыха. И…

когда сводится понимание экскурсии к поездке, то теряется весь смысл кайфа, который делает экскурсантов «экскурсоманами».

Слово «эстетический катарсис» вышло из обихода.

Часто любую поездку называют экскурсией, предоставляя только перевозку. На том лишь основании, что «экскурсия» лучше звучит, чем поездка или перевозка.

Вот как трактуют экскурсию учебники:

Экскурсия — это поездка или прогулка с целью посещения достопримечательностей (природы или памятников истории и культуры)в сопровождении экскурсовода.

Действительно, ключевое слово здесь «в сопровождении экскурсовода», который, рассказывая о событиях по теме экскурсии, дарит экскурсантам эмоции открытий.

Вернемся в учебники:

Экскурсия, как форма познания окружающего мира, состоит их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе или в помещении и рассказа о них.

Здесь следует обратить внимание: о каких экскурсиях идет речь?

Экскурсии делятся на три типа:

  • музейные (продолжительность от 45 минут до 90 минут),
  • обзорно-тематические (продолжительность от 1,5 часа до 4 часов),
  • комплексные (продолжительность от 4 часов до нескольких дней),

но отличаются они не столько продолжительностью, сколько организационными моментами. А это значит, что способностями и профессиональными навыками менеджеров и экскурсоводов в сравнении по вышеперечисленным трем типам экскурсий.

Итак,

  • музейные экскурсии ведет один экскурсовод по территории музея и в рамках темы также музея. В музеи на такие экскурсии чаще привозят экскурсантов турагентства в рамках, организованных экскурсионных программ. Музеи посещают туристы и самостоятельно, но это требует и самостоятельной предварительной подготовки, чтобы эмоции от посещения музея были положительными.
  • обзорно-тематические экскурсии ведет тоже один экскурсовод и чаще всего по городу. На такие экскурсии надо заказывать профессионального экскурсовода в турагентстве, иначе из экскурсии получится прогулка, где «экскурсовод» может составить компанию с поддержанием разговора. Часто именно такой формат прогулки по городу и выдают за экскурсию.
  • комплексные экскурсии, уже судя по названию, включают в себя разные туруслуги на основе организации программы и маршрута. Это услуги по перемещению экскурсантов, питанию, проживанию, посещению и осмотру достопримечательностей, где кроме экскурсий первых двух типов, обязательна путевая информация от специально подготовленного экскурсовода. Такие комплексные экскурсии на фестивали и другие событийные и культурно-массовые мероприятия называются событийными экскурсиями.

Слишком часто, из-за стремления снизить цену, экскурсии остаются с минимальным набором туруслуг, а то и просто ограничиваются транспортными услугами, что сводит экскурсию к поездке и утрачивает основной смысл экскурсии — эмоциональных открытий, а также приводит к потере культуры экскурсий.

Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. И, наоборот, лишенная рассказа, экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей с минимальным эффектом познания.

Желающим стать экскурсоводами интересно будет узнать кое-что из экскурсоведения:

Общие признаки всех экскурсий:

1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних или более суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту и по теме экскурсионной программы.

Экскурсии бывают:

  • пешеходные (пешие прогулки с осмотром памятников и других достопримечательностей)
  • автобусные (с обязательным выходом из автобуса для осмотра памятников)

Виды экскурсий — цели и формы проведения

  • Тематическая экскурсия — Усвоение знаний в сочетании с воспитанием — Культурно-воспитательная
  • Обзорная многоплановая экскурсия — Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям – Культурно-просветительская
  • Путевая экскурсионная информация — Расширение общего культурного кругозора по теме экскурсии – Общеобразовательная
  • Прогулка – Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов, а также необыкновенных ландшафтов, мест силы и другие – Отдых
  • Внеклассный урок – Усвоение знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) – Учебная

  • Экспедиция — Выявление экспонатов для краеведческого музея или идее нового экскурсионного маршрута – Научная

Проведение экскурсии — это не только передача знаний экскурсоводом группе людей.

Можно только догадываться какой путь проходит идея об экскурсии от ее создателя через информацию по теме экскурсии, все инструменты упаковки, а затем рекламные каналы до того момента, когда будущий экскурсант услышит об экскурсии и в нем родится желание посетить эту экскурсию.

Но и здесь от желания до исполнения своя целая история.

Интересный вопрос, о котором мало кто задумывается, когда говорит об экскурсии:

Что Вы имеете в виду, когда заказываете экскурсию ?

— разработку экскурсии,

— заказ на организацию экскурсии или

— Вы только представляете себе исполнение экскурсии?

В чем здесь разница?

Экскурсия — это много этапный процесс — разработка экскурсии, оформление как турпродукта, информирование об экскурсии, контакты с заказчиком, организация экскурсии, исполнение экскурсии.

Этот процесс можно сравнить с айсбергом, малую часть которого видит экскурсант и все окружение в туристической деятельности.

Весь процесс от разработки экскурсии до исполнения услуги (оказании экскурсионной услуги) по длительности, трудоемкости и времени исполнения делится на 3 этапа:

1-й этап — разработка экскурсии и оформление ее, как туруслуги

2-й этап — организация экскурсии (контакты с заказчиком и партнерами)

3-й этап — исполнение экскурсии (факт по дате проведения экскурсии)

Но вот экскурсия заказана и все составляющие экскурсионной услуги подобраны и забронированы.

Пришел день и час экскурсии — настал момент встречи с экскурсоводом.

Главная задача экскурсии — выходное настроение, жизненный позитив, удовлетворение духовных потребностей человека в процессе расширения кругозора, получения знаний по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и науки.

И вот здесь уже все зависит от экскурсовода, его харизмы, обаяния и искусства – интересно и доходчиво раскрыть тему.

Подготовить экскурсовода — это не просто цикл лекций, а практика — обучение в Школе экскурсоводов-ПРОФИ.

В отличие от других существующих на рынке курсов экскурсоводов, которые обучение измеряют академ.часами и даже могут выдать сертификаты, Школа экскурсоводов-ПРОФИ дает практическую возможность формирования профессиональных навыков с разработкой собственных Авторских экскурсий. И в отличие от других эта Школа может заявить о себе именами состоявшихся в профессии экскурсоводов.

Обучить экскурсовода-ПРОФИ — это как рождение нового композитора.

Новая экскурсия или эксклюзивная программа ?

Приведем в качестве примера выдержку из методики разработки новой экскурсии в МариНИКА-тур.

При разработке новой экскурсии выделяются два основных направления:

  • разработка новой темы экскурсии;
  • подготовка экскурсовода к проведению новой для него экскурсии.

Первое направление — процесс достаточно трудоемкий и затратный — проехать, пройти, осмотреть, обговорить, подтвердить, закрепить и проконтролировать.

Уж потом описать, «причесать», обкатать, презентовать и сдать на аттестацию.

Этапы разработки новой экскурсии:

— подбор материалов для будущей экскурсии (изучение информации и отбор экскурсионных объектов),

— составление маршрута экскурсии,

— написание экскурсоводом текста по теме экскурсии, содержание которой состоит из нескольких подтем, раскрываемых на объектах и объединенных общей темой (количество подтем обычно от 5 до 12),

— написание методики проведения экскурсии,

— презентация экскурсии в офисе турагентства,

— прием (сдача) экскурсии на маршруте,

— аттестация экскурсии — утверждение программы экскурсии от экскурсовода в турагентстве.

Важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации, а способ подачи материала не был утомительным для той или иной категории экскурсантов.

Для этого при разработке темы экскурсии учитывается категория экскурсантов — взрослые или дети, гости города или воронежцы, иностранцы или соотечественники.

Понятно, что работа над экскурсией – это трудоемкий процесс. А если мы говорим о качественном продукте, то разумеется, им занимаются профессионалы.

Как много профессионалов среди экскурсоводов знаете Вы?

Мы предлагаем Вам оценить работу туроператора «МариНИКА-тур» в создании качественных туруслуг – экскурсий и туров выходного настроения.

Поделитесь опытом поездок на экскурсии. Расскажите о своих впечатлениях и вы поможете нам в сборе материала и формировании требований к профессии экскурсовода.

Мы разработали собственную Систему оценки экскурсоводов по четырем уровням профессионализма, а ваши мнения и предложения помогут нам ее совершенствовать.

Ждем ваши отзывы, рассказы и предложения в разделе «Отзывы» или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Будем вам благодарны,

команда туроператора МариНИКА-тур

Определение и теоретические аспекты экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позже произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях. Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами, экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.

Первая попытка определения понятия выглядит так: «Экскурсия — это прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.). Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионисты Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.). или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионисты .

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и др..». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и др.., преимущественно с научной или образовательной целью».

Объяснение термина «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «Один из видов массовой культурно-просветительской, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения … «.

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» объясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) данное следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые различия. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда — различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение и расширение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения.

Слово экскурсия

Слово состоит из 9 букв: первая э, вторая к, третья с, четвёртая к, пятая у, шестая р, седьмая с, восьмая и, последняя я,

Слово экскурсия английскими буквами(транслитом) — ekskursiya

  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
  • Буква э встречается 1 раз. Слова с 1 буквой э
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква к встречается 2 раза. Слова с 2 буквами к

Значения слова экскурсия. Что такое экскурсия?

Экскурсия

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

ru.wikipedia.org

Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний.

БСЭ. — 1969—1978

ЭКСКУРСИЯ (от лат. excursio — поездка) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

Большой энциклопедический словарь

ЭКСКУРСИЯ учебная

ЭКСКУРСИЯ учебная (от лат. excursio — поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр.

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. — 1993

ЭКСКУРСИЯ учебная (от лат. excursio — поездка, прогулка) — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

Экскурсия на Луну

«Экскурсия на Луну» (фр. Excursion dans la lune, 1908, распространённый вариант перевода названия — «Путешествие на Луну») — научно-фантастическая короткометражная комедия Сегундо де Шомона, римейк фильма Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну».

ru.wikipedia.org

ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ (от лат. excursio — поездка) — наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде…

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Большая экскурсия

Большая экскурсия — распространенное ироническое название добровольного или принудительного выселения болгарских мусульман летом 1989 года, в результате которого около 360 000 болгарских граждан эмигрировали в Турцию.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Интерне́т-экску́рсия, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова экскурсия

Кроме того предлагается однодневная экскурсия на завод, где была собрана машина.

Были потрясающие фотографии начала ХХ века и удивительная экскурсия по Музею модерна.

Это игра, а также экскурсия, квест и даже фестиваль, собирающий по несколько тысяч человек.

Стены из оникса и люстры со Сваровски: экскурсия Путина по новой Мариинке.

Городецкого начнется костюмированная экскурсия, которую проведут переодетые сотрудники музея.

Вполне возможно, что экскурсия на околоземную орбиту произойдет уже в 2014 году.

Затем для гостей была проведена экскурсия по отремонтированным залам музея.

Похожие чувства вызвала вертолетная экскурсия Дэвида Кэмерона над сочинским комплексом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *