Таблица духовная жизнь

Религия

Основные идеи

Зороастризм

Религия, сочетающие в себе черты монотеизма и деизма. Проповедует свободный выбор человека между добрыми и злыми мыслями, словами и деяниями, обещая за выбор добрых — рай. злых — ад.

Буддизм

Учение о бесконечном перерождении души в разных земных воплощениях, что воспринимается как вечное страдание. Отречение от суетности и особые духовные практики со временем позволяют впасть в блаженное состояние отрешенности от всего суетного (нирвану).

Индуизм

Совокупность многих учений, которые все признают бесконечность перерождений души в земных воплощениях. Своими действиями человек зарабатывает свою плохую или хорошую карму, которая будет определять жизнь следующего земного воплощения его души. Способ остановить перерождения — фактическое слияние с божеством (здесь разные школы предоставляют широкий выбор с каким именно) через полное подчинение божеству, отказ от собственной воли, которая порождает лишь суету.

Конфуцианство

Учение, разработанное китайским философом Конфуцием (551-479 гг до н.э.). Учение о всеобщем благоденствии через подчинение всех старшим (страшим по возрасту и по званию) и в итоге великому Небу

Даосизм

Это путь размышления и созерцания, который должен привести человека к гармонии с окружающим миром и самим собой, приблизить его к высшим силам, помочь постичь тайны бытия й овладеть секретом бессмертия.

Иудаизм

Имеет в основе священный текст (называемый Торой), который является заветом между Богом и человеком. Соблюдающий законы этого завета при жизни, после смерти достоин рая, нарушавший их при жизни попадает в ад.

При всех различия между данными религиями их объединяет общая идея: существование в этом мире есть всего лишь испытание, достойно прошедшие его получат лучшую жизнь после смерти (в другом мире или в следующей жизни).

более месяца назад

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Расширение ареала цивилизации

Расширение ареала цивилизации

Во II-I тысячелетиях до н.э. первые государства Древнего мира вступили в полосу упадка. В то же время в этот период возникли новые государственные образования, возросло многообразие социальной, духовной, культурной жизни народов.
Истоки слабости деспотий древности

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время представляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругy, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли кaчественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого кpyгa жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против cвoeгo зависимого положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель, господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением, Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шумере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определенную защиту всем слоям нaceления, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племенные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.

Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в ХХ/ веке до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792- 1750 до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную державу. Они делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в гoсударственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устaнавливались разные наказания, наиболее суровые — для рабов.

При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость cвoeгo хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства).

Основную угpозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.

В XVIII веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгpомивших войска фараона и поселившихся в плодородной долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена, В ХII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племена и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из железа и были гpозным противником, Египту удалось отбить это нападение, но eгo силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства — Нижний И Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными соседями.

Военные деспотии Древнею мира

С наступлением железного века — появлением первых орудий из железа — производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х — VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э.» она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III — II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны — замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну — шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели — вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать — брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II — I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота — от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части — 6,5 м, в Bepxней — 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение «красных бровей». Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий — зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил — Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник — в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване — прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство — это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

Вопросы и задания

1. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
2. Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
3. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
4. Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
5. Заполните таблицу:

Таблица новый этап духовной жизни

Религии Основные идеи
Зороастризм
Будцизм
Конфуцианство
Иудаизм

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований.

Учебники по всему предметам , разработка планов уроков для учителей, История для 10 класса онлайн

История России

§7-8. Расширение ареала цивилизации



1. Укажите причины слабости деспотических государств древности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины его упадка?

Древнеегипетская цивилизация существовала более двух с половиной тысяч лет, но не беспрерывно. Её история насчитывает несколько периодов упадка, распада государства. Связаны они, прежде всего, с нарушением нормальных циклов ирригационного земледелия, долгими годами неурожаев, связанными, скорее всего, с климатическими изменениями. Довершением кризисов часто становились иноземные нашествия. Прекратило историю сменявших друг друга царств Древнего Египта очередное иноземное нашествие, но уже вряд ли связанное с климатическими изменениями.

Подобным образом прекратили своё существование и другие великие цивилизации древности: чаще всего они становились жертвами иноземных нашествий. Иногда завоеватели полностью перенимали достижения цивилизации и вливались, становились просто очередным этапом развития этой цивилизации (особенно много таких эпизодов было в Месопотамии), а иногда создавали на старом месте нечто принципиально новое, или присоединяли новую территорию к некой обширной империи.

У древних деспотий было несколько слабых черт.

— Они, как и любое государство с любой формой правления порой оказывались беспомощными перед завоевателями.

— Они сильно зависели от климатических изменений. Общество доверяло правителю абсолютную власть для того, чтобы боги позволили и дальше вести заведённый веками цикл ирригационных и сельскохозяйственных работ и получать урожай. Когда начинались природные катаклизмы, привычный климатический ритм нарушался и начинался голод, тогда центральная власть теряла всякую легитимность.

— Деспотическая власть могла быть поколеблена знатью, получившей слишком много власти, особенно высшим жречеством.

– Как и любая власть, передающаяся по наследству, деспотическая власть в древних цивилизациях была уязвима перед династическими кризисами.

2. Какие отношения регулировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

Самыми древними из сборников законов считаются сохранившиеся лишь фрагментарно месопотамские Законы Шульги (правил 2094-2046 гг. до н.э.). Первый полностью дошедший до нас сборник – Законы Хаммураппи (1792-1750 гг. до н.э.). Текст предполагает, что древние деспоты издавали законы только исходя из собственной воли. Считается, что жизнь общества в основном регулировала лишь воля правителя, но эта воля, как и упомянутые сборники законов, по-видимому, сильно опирались на сложившиеся в обществе традиции и обычаи.

3. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории велись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

В начале железного века сложились так называемые военные деспотии. Их главной функцией было уже не поддержание ирригационного земледелия, а защита общества от других военных деспотий и добыча дополнительных ресурсов за счёт побед над соседними государствами. Деспоты стремились захватывать всё новые территории. При этом чем большие территории они покоряли, тем больше в их руках сосредотачивалось ресурсов, тем больше они могли их вложить в новые завоевания. Таким образом, в военных деспотиях была заложена тенденция к бесконечному расширению. Однако земли объединялись лишь с помощью грубой военной силы и репрессий (вроде насильственного переселения народов), экономически регионы продолжали оставаться разрозненными, что дополнялось сепаратизмом приехавшей из центра на новые земли знати и выживших потомков местных элит. Внутриполитические проблемы обычно дополнялись новыми ударами внешних врагов, что делало крупные военные деспотии весьма непрочными. Полностью подходят под данное описание Ассирия и Персидская держава. Урарту и Нововалонское царство пали больше под ударами не внутренних проблем, а одного сильного внешнего врага (соответственно, Ассирии и Персидской державы).

4. Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты? Какие точки зрения на их возникновение вам известны?

Особенностью развития Древнеиндийской цивилизации является то, что она начиналась как бы дважды. В междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати существовала так называемая Хараппаская цивилизация (названная по современному имени поселения, возле которого обнаружены её археологические памятники. Традиционно её датируют III – началом II тысячелетий до н.э., но благодаря новым открытиям её возникновение может быть пересмотрено в сторону большей древности. Эта цивилизация пала по неизвестным нам причинам, после чего началось нашествие племён ариев, видимо уничтоживших лишь остатки Хараппской культуры. В результате нашествия Индийская цивилизация была как бы основана ариями заново, причём на основе разделения общества на варны. Варнами называли четыре группы на которые разделилось индийское общество. У каждой варны был свой круг занятий и свои неравные права. Принадлежность к варне была наследственной. Постепенно, ближе к концу нашей эры варны разделились на касты, которые отличались от варн в основном лишь своей большей многочисленностью и большей зависимостью от профессиональной деятельности. Наиболее распространённая версия происхождения варн ссылается на завоевание Индии племенами ариев. Согласно ней завоеватели образовали три высшие касты в зависимости от рода своей деятельности (брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы)), а покорённое местное население выделили в низшую касту – шудры (слуги).

5. В чем состояли особенности цивилизации Древнего Китая?

Основной особенностью было то, что после правления Цинь Шихуанди главной проблемой цивилизации стал именно сепаратизм местной знати, которая богатели за счёт развивающегося обмена, постепенно стремящегося к перерастанию в настоящую торговлю.

6. Заполните таблицу «Новый этап духовной жизни»

При всех различия между данными религиями их объединяет общая идея: существование в этом мире есть всего лишь испытание, достойно прошедшие его получат лучшую жизнь после смерти (в другом мире или в следующей жизни).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *