Политическая мысль эпохи возрождения

Политическая мысль Эпохи Возрождения и нового времени

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 15

На смену Средневековья приходит эпоха Возрождения. Представители: Макиавелли противопоставил божественной концепции концепцию светского гос-ва. “Политику определяет не Бог, а сама человеческая психология”. Макиавелли показал, что в основе политич-ой деятельности лежат реальные интересы человека. В политике проявляется корысть, стремление к обогащению. На этой основе Макиавелли выдвинул принцип “полит-го реализма”, означающего подчинение полит-их действий практическим интересам. Макиавелли доказывал, что необходимо испытывать различные приемы, чтобы захватить и удерживать власть. При этом удерживать власть и создавать независимое гос-во можно на 2-х началах: 1) на основе любви к правителю 2) на основе страха к правителю. Для достижения великой цели правитель может использовать любые средства, в т.ч. и аморальные. Правитель всегда будет оправдан, если результаты политики окажутся положительными.

Стали возникать идеи, осуждавшие капиталистические отношения и связанные с ними имущественные неравенства. Произведение «Утопия» Т.Мора положило начало новому течению утопический социализм: источник всех бед в частной собственности. Предлагалось ликвидировать частную собственность и заменить ее общественной.

Родонач-ком Нового времени считают английского философа Т.Гоббса, кот.во всех бедах он обвинял гос-во. Еще худшим злом он считал анархию.

Франц. просвещение: Монтескье, Вольтер, Руссо.

Монтескье развивал идею разделения властей. Он доказывал, что полная свобода м. б. гарантирована только при относительной независимости существования законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти власти должны взаимодействовать друг с другом и сдерживать друг друга. Вольтер своим идеалом считал преосвященную монархию, при кот. просвещен должен быть не только сам монарх, но и его подданные. Жан Жак Руссо отстаивал идею народовластия. Говорил, что никакой парламент не может представлять народ. Поэтому нужно жить по закону, но каждый закон д. б. принят народом. Он считал, что избранники народа должны заниматься только исполнением законов, а перед законом все должны быть равны.

Франц-ая революция 18 в. оказала дальнейшее влияние на формирование направленной полит-ой мысли. Это направление либерализма ( идеи свободы, неприкосновенности частной собственности), консерватизма, кот. пыталось сохранить старые феодальные отношения. 19в. дал миру социалистическое направление.

В сер. 19 в. оформляется мощное течение марксизма, кот. исходит из того, что капиталистическое общество не привело к ликвидации экспуатации человека человеком и что достичь справедливого общ-ва можно только путем социалистической революции. Марксизм повлиял на возникновение нек. течений: социал-демократ-ое направление, большевистское направление.

В целом, следует отметить, что все идеи Нового времени легли в основу многих демократических принципов современных государств.

Основные этапы развития политической мысли Беларуси и России

Особенность политической мысли России заключается прежде всего в отражении проблем и задач развития русской государственности. Русская мысль сосредоточилась на выяснении специфики исторического пути России и на поиске идеалов общественного устройства..

В 14–16 вв. шел процесс объединения русских земель. За этот период происходит оформление идеологии централизованного русского государства. В основе идеологии лежала идея: «Москва – III Рим». Она была сформулирована монахом Филофеем. Он говорил об исторической миссии России, как объединительницы народов. Русский народ – народ-богоносец (готов нести страдания и быть объединителем).

В русской мысли выделил 2 течения:

1. западники; 2. славянофилы.

Западники считали, что во главе человеческой цивилизации идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему человечеству, и Россия должна учиться у Запада пройти тот же самый путь развития.

Славянофилы утверждали, что единого пути не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью и в основе лежат идейные начала. Для России такими началами является: православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы. Славянофилы отстаивали идею общинности для русского государства, веру в царя, самодержавие; говорили, что западные традиции не приемлемы и вредны для России.

Познание славянофилов прямо указывают на то, что отказ России от самостоятельного пути может привести к потере политической независимости, падение ее как государства и подчинение ее иностранцам.

Политические идеи мыслителей Беларуси

1-ый этап – период Киевской Руси. Киевские князья враждовали из-за наследства и не желали подчиняться единому центру, роль которого выполнял Киев. Эти вопросы волновали мыслителей того времени. Об этом свидетельствует деятельность Е Полоцкой, К. Туровского. Е. Полоцкая – необходимость объединения восточных земель. Туровский – осуждает жестокое отношение господ к рабам. Главная идея – идея объединения восточных славян.

2-ой этап – Период ВКЛ. На развитие политической мысли влияет общий духовный подъем. Представителями являются Гусовский – известный поэт – гуманист. Ф. Скарина – проповедовал равенство всех перед законом.

3-ий этап – период Речи Посполитой. Идея воссоединения с русскими на фоне гнета со стороны поляков. Представители: Полоцкий – необходимость воссоединения русских, белорусов, украинцев.

4-ый этап – период Российской империи. Политическая мысль имеет революционно – демократический характер. Представители: К. Калиновский – освобождение крестьян и раздача им земель. Багушевич – его деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа.

5-ый этап– советский и постсоветский периоды. Политические мысли развивались на ровне с идейными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *