Воспитание как социокультурный процесс

Воспитание как социокультурный и педагогический процесс

Воспитание как одна из важнейших категорий педагогики: сущность, содержание, основные подходы

Для того, чтобы понять сущность процесса воспитания мы рассмотрим его в разных аспектах.

Воспитание является одной из важнейших категорий педагогики, а к категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание как социокультурный процесс — это система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании) — процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, входе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс (в узком понимании) — целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Содержание воспитания — это единство составных элементов, свойств, внутренних связей, противоречий и тенденций в воспитании. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, гражданское воспитание, физическое воспитание и экологическое воспитание.

Умственное воспитание — это владение системой научных знаний об обществе, природе, человеке; развитие умственных сил и способностей; владение основными мыслительными операциями. Оно мотивирует учебно-познавательную деятельность, формирует умения навыки учебно-познавательной деятельности, развивает эрудицию и потребность в самообразовании.

Нравственное воспитание — знание и осознание норм и нравственных идеалов общества, общечеловеческих ценностей, морали, нравственные качества, востребованные обществом. Нравственное воспитание формирует нравственные идеалы, нормы, оценки, развивает нравственные убеждения, чувства и качества, формирует опыт нравственного поведения.

Трудовое воспитание — знание основ профессиональной деятельности, культуры и дисциплины труда; инициативность, предприимчивость, уважение к труду и готовность трудиться. Трудовое воспитание формирует: мотивацию и позитивное отношение к труду, систему знаний о труде и профессиях, опыт общественно полезной трудовой деятельности.

Правовое воспитание — знание и соблюдение правовых норм общества; правовая культура, уважение к законам.

Гражданское воспитание — знание основ политической жизни общества; гражданские чувства, готовность к выполнению своих гражданских обязанностей.

Физическое воспитание — знание и соблюдение основ здорового образа жизни; навыки самостоятельных занятий физкультурой и спортом, хорошая физическая подготовка. Оно развивает потребности и позитивное отношение к здоровому образу жизни, формирует систему знаний ЗОЖ, спортивно-физически развивает личность.

Экологическое воспитание — ответственное отношение к окружающей среде; готовность к ее защите.

Осмыслению воспитания как личностно-ориентированного педагогического процесса способствует обращение исследователей к новым для педагогической теории методологическим принципам. Среди них — аксиологический, культурологический, синергетический, личностный, средовой подходы.

Аксиологический подход направляет внимание исследователей на изучение ценностей как смыслообразующих основ воспитания, понимаемых как образцы культурной, достойной жизни человека и общества. Согласно аксиологическому подходу, выбор ценностей является исходным моментом концептуализации воспитательных систем и педагогических теорий. Аксиологический подход предлагает субъективацию объективных ценностей человеческого сообщества, т.е. превращение их в личностные смыслы. Сущность личностно-ориентированного воспитания, с позиции аксиологического подхода, состоит в преодолении противоречия между ценностями и личными смыслами путем предъявления воспитанникам определенных систем ценностей и создания условий для их свободного выбора и «проживания», так как только таким путем ценности могут стать личностными смыслами. В процессе приобщения детей к ценностям особая роль принадлежит смысловым универсалиям. Смысловыми универсалиями, по В. Франклу, являются творчество, отношение, переживание. Эти ценности не нуждаются ни в каких дополнительных механизмах перевода их в личностный план, они сами являются «смысловыми единицами жизни» (А.Н. Леонтьев). Таким образом, с позиций аксиологического подхода личностно-ориентированное воспитание можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к ценностям, в результате которого у него происходит «становление связной системы личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев). С аксиологическим тесно связан культурологический подход к воспитанию, т.е. рассмотрение его как культурного процесса, осуществляющегося в определенной культурно-информационной среде, питающей ценностно-смысловое развитие личности. В свете культурологического подхода, воспитание исследуется, в контексте культуры, как такая ее часть, которая выполняет все основные функции культуры: интеграции людей, организации их жизнедеятельности, установления связей поколений и коммуникаций в сообществе, создания условий для творческой самореализации и саморазвития человека, сохранения, развития и изменения системы ценностей, проектирования новых образцов культурной жизни и др.

Человек культуры как субъект, способный усваивать, критически оценивать и преобразовывать социокультурный опыт, извлекать из ценностей культуры личностные смыслы, проектировать и осваивать новые образцы культурной жизни, является общей целью личностно-ориентированного воспитания культурологического типа.

Общая цель воспитания конкретизируется путем обращения к национальным корням и индивидуальным особенностям личности. Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура — это то, что, как отмечал академик Д.С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения — народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности. Поэтому речь должна идти о воспитании человека национальной культуры.

В менталитете народа содержится нечто традиционное, составляющее ядро народной жизни, а к нему со временем приживается новое, которое, в свое время и в свою очередь, превращается в традицию. Определение содержания этого ядра — ключ к пониманию многих социальных процессов, основа для прогнозов и ожиданий, для успешности социальной практики. Нам представляется, что это содержание выявлено в исследовании Е.П. Белозерцева, выделившего характерные черты, «константы», которые неизменно и устойчиво определяют менталитет российского образования, несмотря на его перманентное реформирование и модернизацию: духовность, открытость, традиционность.

Русская школа призвана воспитывать учащихся в народном духе: приобщать к общенародным ценностям, народной культуре, обычаям и традициям народа. Сущностное содержание народной культуры выражает явление ментальности.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, выступающие основой поведения и образа жизни.

Глобальный кризис, возникший в России на рубеже веков и затянувшийся на неопределенное время, кризис, из которого страна выходит медленно и трудно, указывает на то, что самая важная русская идея на современном этапе развития России связана с ответом на вопрос: как жить достойно? Применительно к воспитанию это означает: как научить детей жить достойной человеческой жизнью?

Совершенно очевидно, что однозначно ответить на этот главный вопрос воспитания невозможно, но можно указать путь, ведущий к ответу: надо начать вместе с детьми проектировать и строить достойную жизнь школьного сообщества, семьи, микрорайона, помня, что дети по природе своей очень сензитивны ко всему новому и фактом своего рождения и развития уже являются носителями будущей жизни. Свою культуросозидательную функцию современное воспитание сможет выполнять только в том случае, если ему будет присуща жизнетворческая стратегия.

Плодотворная попытка разработки теории и практики воспитания, основанного на идеях коллективного жизнетворчества, была осуществлена еще в советский период педагогом-новатором И.П. Ивановым, но она не получила необходимого воплощения в массовой педагогической практике. Думается, что основной причиной этого являлся господствовавший в те времена (и еще преобладающий сегодня) стиль научно-педагогического мышления, для которого характерны жесткое программирование, однолинейность, регламентация и директивное управление развитием всех, в том числе и сложноорганизованных систем.

В связи с развитием синергетики — теории самоорганизации — стало формироваться синергетическое видение мира в целом и воспитания в частности. Методология синергетического подхода основывается на представлении о воспитании как сложноорганизованной системе, обладающей способностями к самоорганизации, саморазвитию, самоуправлению. Эта система не может быть жестко обусловлена и запрограммирована извне, источники ее развития находятся в ней самой, их надо видеть, поддерживать, взращивать. Хаос, разбалансированность, неустойчивость системы воспитания являются необходимыми предпосылками и условиями ее самоорганизации и саморазвития, перехода в новое качественное состояние.

Важным для развития теории воспитания является положение синергетического подхода об альтернативности сценариев развития сложноорганизованных систем. Применительно к воспитанию это положение реализуется в альтернативности существующих в современной теории концепций воспитания и вариативности воспитательных практик.

Воспитание как социокультурный феномен. Теоретико-методические основы воспитания педагогического процесса.

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Рассматривается возможность успешного осуществления учебно-воспитательного процесса при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в вузе.

Изменения в социально-экономической, политической и других сферах нашего общества требуют переосмысления, новых подходов к различным феноменам. Одним из таковых является социализация личности. Структурными элементами процесса социализации являются обучение, воспитание и образование. Предметом нашего обсуждения является воспитание. Воспитание есть философско — педагогическая категория, которая во все времена привлекала пристальное внимание философов, ученых, религиозных деятелей. Каждое историческое время вносило свои коррективы в выработку механизмов, принципов, ценностных ориентиров воспитания. Воспитание в высшем учебном заведении реализуется через воспитательный процесс — это взаимодействие педагогов и студентов с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Существовавшая в течение последних десятилетий система воспитания была разрушена, на ее смену не пришла более совершенная. Сегодня возникла проблема: создание современной системы воспитания и содержательное ее насыщение. В силу этого приходиться обращаться к самому понятию «воспитание». Существует множество определений данного понятия. В широком смысле слова под воспитанием понимается процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность, включающий в себя и усилия самого воспитуемого (самовоспитание). В узком смысле слова под «воспитанием» понимается передача, усвоение и приобретение определенного жизненного опыта в социуме в определенных социокультурных условиях. Это создание условий для проявлений личностной ориентации и выработки внутренних мотивов личности.

С нашей точки зрения, воспитание есть деятельность, социальный институт, система отношений. С точки зрения деятельностного подхода, воспитание представляет собой процесс, включающий следующие структурные элементы:

■ Субъект;

■ Объект;

■ Цель;

■ Средства;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

■ Результат.

Применительно к нашему характеру труда, в широком смысле слова под субъектом воспитательной деятельности понимается вся университетская организация, которая руководствуется в своей деятельности миссией, главными целевыми установками в процессе подготовки специалистов. В узком смысле слова субъектом выступает конкретная личность (будь то преподаватель или представитель учебно-вспомогательного персонала). Воспитание не ограничивается временными рамками и конкретными субъектами-исполнителями. Это непрерывный вневременной процесс, в котором принимают участие все.

Объектом воспитательной деятельности выступает студенчество как токовое, студенческие группы, отдельно взятый студент, а также студенческие формальные и неформальные образования. Между субъектом и объектом воспитательной деятельности возникают субъектно-объективные, объектно-субъективные, субъектно-субъектные, объектно-объектные отношения. То есть в воспитательном процессе субъект и объект могут меняться ролями: не только преподаватель воспитывает, но и студент воспитывает преподавателя, возникают отношения между студентами, между преподавателями и т.д.

Многообразие субъектно-объектных отношений можно классифицировать по различным основаниям. Стихийные отношения характеризуются непреднамеренным, неконтролируемым взаимодействием. Сознательные отношения основываются на заранее поставленных целях. Индивидуальные и групповые отличаются по степени вовлеченности в отношения субъектов и объектов. Позитивные и негативные отношения отличаются по результату. Интенсивные и экстенсивные отношения отличаются друг от друга по методам воздействия, глубине и степени проникновения в содержание воспитательного процесса.

Цели воспитательного процесса могут быть различными. Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного процесса. Но во все времена в конечном итоге основополагающей оставалась главная цель — это формирование такого типа личности, которое определялось социальным заказом общества, в котором осуществлялся этот процесс. В современном обществе на передний край выступает преодоление отчуждения человека от его сущности. Воспитательный процесс требует усилий, материальных и духовных затрат.

Цель воспитательной деятельности может достигаться решением нескольких основополагающих задач.

1. Воспитание личности происходит только в ее активном включении в деятельность.

2. Воспитание осуществляется в процессе стимулирования активности формируемой личности. Большую роль в активности и развитии человека играет интерес, мотив деятельности. Поэтому одной из задач воспитания является формирование здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения).

3. Воспитательный процесс должен быть признан гуманностью и уважением к личности воспитуемого, сочетающиеся с высокой требовательностью. Современная разобщенность в обществе привела к усилению отчуждения, развитию замкнутости, эгоизма. Трудно ожидать положительного эффекта от воспитания в том случае, когда субъект и объект не воспринимают друг друга. Необходимо помнить, что в университетскую среду вливаются молодые люди, которые прошли через воспитание различными социальными институтами, привившие им ту или иную систему ценностных ориентаций, норм, правил, требований.

4. В воспитательном процессе воспитуемый должен видеть, чувствовать перспективу своего роста, личностного совершенства.

5. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых. Индивидуализация воспитательного процесса, пожалуй, самая сложная часть воспитания. Обычно программы, системы, нормативно-правовые документы рассчитаны на обезличенный объект воспитательного процесса. Идеология настраивает воспитателей на некоторый усредненный вариант деятельности. Но, как известно, наиболее эффективной бывает индивидуальная работа.

6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

В соответствии с поставленной целью выбираются средства, принципы и методы воспитательной деятельности. Средством воспитания, прежде всего, выступает пример, который воспитатель подает воспитаннику, а затем приказ, требование, запрет, убеждение и т.д. Среди основополагающих принципов воспитания можно выделить: обязательность-это принцип, который не является рекомендацией воспитателю. Это неукоснительное правило, нарушение которого может повлечь за собой правовую ответственность воспитателя, например нарушение прав человека, унижение достоинств личности и т.д.

В своем становлении человек подвергается воздействию двух программ: социальной и биологической. В силу этого, необходимо учитывать психологические особенности индивидуума в воспитательном процессе. Психологическая субъективность индивида проявляется в избирательности сознании, эмоциональной окрашенности мотивов, представлений, потребностей и умений. Процесс развития личности является глубоко индивидуальным.

Личность формируется через ее активное социокультурное действие, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Целенаправленность личности человека предполагает ее проектирование не на основе общеустановленных шаблонов, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, в котором учитываются его конкретные социальные и психофизиологические особенности.

Личности должна быть представлена возможность самореализации, самовыражения, самораскрытия. Все это осуществляется в практической деятельности. Здесь проверяются, выверяются и адаптируются к реальной жизни идеальные представления, ценностные ориентиры и т. д. В этом процессе полученные знания превращаются в убеждение личности, становятся мировоззрением.

Специфика гуманитарного понимания воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности заключается в том, что:

■ воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека;

■ воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;

■ механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином. Ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. Эти особенности в равной мере характеризуют и профессиональное воспитание студентов вуза. Способность преподавателя к осуществлению воспитательных функций в этом понимании определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, со-трансформации во взаимодействии со студентом, его позицией педагогической поддержки самостановления будущего специалиста в едином пространстве ценностно-смыслового взаимодействия, когда сам преподаватель как субъект деятельности, реализуя свою профессионально-педагогическую позицию, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя со студентом.

Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в вузе.

Итак, воспитание — сложный противоречивый процесс, в котором принимают участие два равноправных агента. Это дорога с двусторонним движением. Воспитание достигает положительных результатов в том случае, когда оно представляет собой систему, включающую в себя единство практического и теоретического уровня, когда в нем органически сочетаются традиции и новации.

Основными элементами современной системы воспитания являются: Общественная направленность, связь воспитания с жизнью, трудом, гуманизация воспитания, индивидуально-личностный подход.

Человек является итогом и субъектом воспитательного процесса. В результате воспитания в нем должны сформироваться гражданская позиция, чувство патриотизма, высокий уровень духовной культуры, потребность в творческой деятельности, чувство коллективизма, потребность в дальнейшем физическом и духовном совершенстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *