Пятишаговая модель интервью

Пятишаговая модель интервью

Структурирование консультативного процесса

Психологическая помощь — это широкое понятие, которое может интегрировать в себе различные виды деятельности:интервьюирование, консультирование, психотерапию.

Интервьюирование определяется как метод сбора информации, и им пользуются при сборе информации в различных учреждениях, благотворительных организациях, в бюро по найму, на бирже труда, в центрах повышения квалификации.

Консультирование есть более глубокий процесс, касающийся оказания помощи психически нормальным людям для достижения ими целей, для более эффективного функционирования.

Психотерапия — это долговременный процесс, занимающийся реконструкцией личности и характеризующийся большими переменами в структуре личности, а, следовательно, и в его жизнедеятельности. Хотя здесь приведены определения, но на практике четкое разграничение этих понятий вряд ли возможно.

Некоторые психологи предпочитают использовать пятишаговую модель интервью в качестве структуры консультирования. Пятишаговая модель интервью состоит из следующих пяти стадий.

Первая стадия – структурирование, достижение взаимопонимания. Ее маркируют как «Привет!».

На первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут, психолог структурирует ситуацию, определяя, что предполагает ситуация его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. Психолог устанавливает контакт, раппорт с клиентом учитывая его индивидуальные и культурные особенности.

Клиенту на этой стадии интервью необходим психологический комфорт, он решает задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто понимание и доверие между психологом и клиентом, что может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают внимательно, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации. Психолог ищет ответы на вопросы: Зачем клиент пришел? Как он сам видит, в чем его проблема? Каковы его возможности в решении этой проблемы? Основной целью этой стадии является выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Эту стадию интервью маркируют как «В чем проблема?»

Сбор информации – процесс структурированный. Во всем многообразии представленной информации необходимо выделить: 1) наличие общей картины, внутри которой определяются темы; 2) в рамках каждой отдельной темы важны не столько интерпретации клиента, сколько факты; 3) следует обратить внимание на эмоциональное отношение клиента к перечисленным фактам; 4) не менее значимыми являются особенности суждений клиента относительно причин, породивших его проблему; 5) необходимо определить, что клиент предпринимал в качестве действий, поведения для решения своей проблемы. Такого рода сведений обычно бывает достаточно для точного выделения проблемы клиента. На материале представленной информации психолог уясняет потенциальные возможности клиента в решении проблемы. После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить как желаемый результат. «Чего вы хотите добиться?» — маркировка этой стадии интервью.

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, чего он хочет достичь. Обсуждаются также вопросы о том, как клиент узнает, что результат достигнут, зачем ему нужен этот результат, что произойдет после того, как желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты предпочитают начинать именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то можно дать рекомендации или провести консультацию по целеполаганию без прояснения проблемы.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии – «Что можно сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. На этой стадии уместно задавать вопросы типа: «Что вы уже предпринимали для решения проблемы?», «Что еще можно сделать по этому поводу?» «Как вы собираетесь это делать (достигать поставленной цели)?». Поиск альтернатив необходим с целью избежания ригидности поведения, появляется возможность выбора среди альтернатив, уточняются средства и способы достижения намеченных целей, осуществляется выбор наиболее оптимальных путей и способов решения задач. Эта стадия предполагает творческий процесс. Психолог исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть продолжительным по времени.

Психолог должен учитывать индивидуальные и культурные отличия клиента. То, что является верным решением с точки зрения психолога может быть неверным для клиента. Следует учесть и тот факт, что для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия интервьюпредполагает обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа – «Вы будете делать это?». Результатом консультирования может стать изменение мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни вне «лабораторной» ситуаций. Из практики консультирования известно, что некоторые клиенты ничего не делают для изменения. Активная жизненная позиция клиента во многом зависит от того, насколько были учтены индивидуальные и культурные особенности клиента.

Остановимся подробнее на каждой стадии интервью.

Первая стадия «Привет!» — это установление контакта и ориентирование клиента на работу.

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения – два одинаковых кресла, (1-1,5 метра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать с темпом клиента.

Многие практические психологи, занимающиеся консультированием, выходят из–за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь поудобнее» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог первым не представляется, предлагает клиенту представиться. Иногда психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, что, в свою очередь, снимает неоправданные ожидания клиента.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Следует придерживаться идеи «если хочешь быть понятым, заговори на языке собеседника». Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т.п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин – «проблема», могут вызвать беспокойство и непонимание со стороны клиента. Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога: «Слушаю Вас», или «О чем Вы хотели поговорить со мной?», или «Что привело Вас ко мне?»…

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия — Клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, обращение по имени – это способ управления клиентом. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?». На этом этапе интервью психолог выступает в роли исследователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, получаемой информации. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, и фактах, об эмоциональном отношении клиента к фактам, психолога интересуют суждения клиента о причинах возникшей проблемы, о том, что предпринимал клиент для ее решения. Диалог направлен на осознание клиентом своей роли в случившемся, на принятие ответственности за свои действия и поступки.

В это время психолог выдвигает предположение о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент. Через анализ контекста психолог может выяснить:

· что знает клиент о своих целях;

· что знает клиент о своих возможностях и потребностях;

· что знает клиент о своих чувствах;

· что знает клиент о своих мыслях;

· что клиент знает о своих действиях, поведении;

· как он относится к результатам своих деяний;

· какие ценности, убеждения, установки актуализированы у клиента.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на информацию клиента, где есть ключевые слова, фразы, предложения, речевые обороты, отражающие содержание проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть ключевые слова, отражающие внутренний мир клиента, и особенности его построения.

Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.

Ключевое слово – это фиксация темы взаимодействия.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу: 1) не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения; 2) ориентируйтесь на ключевое слово – тему клиента; 3) не навязывайте свою точку зрения; 4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации; 5) говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог принять эту информацию принять и проверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента – в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение – один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и проверить.

Консультирование – это, в известном смысле, упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутренней мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента.

Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хотите добиться?». Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента – каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают именно отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога – это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения.

Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого следующую таблицу:

Метод Описание метода Функция метода во время беседы
Интерпретация Новое видение ситуации на основе теории и личного опыта психолога. Это основа методов воздействия. Альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
Директива (указание) Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории Ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ.
Совет (информация) Домашнее задание, пожелание, общие идеи о том как действовать, думать, вести себя. Давать полезную информацию
Самораскрытие Психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента. Связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.
Обратная связь Дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие. Дает конкретные данные для самовосприятия.
Логическая последователь-ность Объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если…, то…» Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий.
Воздействую-щее резюме Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента Проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.
Открытые вопросы «Кто?» — факты, «Как?» — чувства, «Почему?» — причина, «Можно ли?» — общая картина Выяснение основных факторов, облегчающих разговор.
Закрытые вопросы Содержат частицу «ли», отвечают кратко. Сокращают длинный монолог
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова. Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания.
Отражение чувств Обращает внимание на эмоциона-льное содержание интервью. Проясняет эмоциональную подоплеку ключевых факторов, помогает открывать чувства
Резюме В сжатом виде повторяет основ-ные факты и чувства клиента. Полезно повторять периоди-чески во время интервью. Про-ясняет направление беседы.

Направленное воздействие на клиента осуществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента.

Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, обо всей ситуации жизни клиента.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, это может быть в следующей форме: «Вам трудно принять…», «Вам не хочется согласиться…»

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психологом от сильного стремления переориентировать клиента, показать стремление психолога признать за клиентом некоторую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смягчит его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, так как он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

Четвертая фаза интервью – выработка альтернативных решений, ее можно обозначить так: «Что мы можем сделать по этому поводу?»

Обсуждение с клиентом разных вариантов решения данной проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидности и создания условий выбора среди альтернатив. Одновременно это и исследование личностной динамики, которое может быть длительным.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлектировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента, а некоторым из них нужны четкие директивные рекомендации.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

Вид директивы
Конкретное пожелание «Я предлагаю вам сделать следующее…»
Парадоксальная инструкция «Продолжайте делать то, что вы делаете… Повторите свои действия (мысли) по крайней мере три раза»
Фантазия «Представьте себе…» «Закройте глаза и опишите, что вы видите, что слышите, что чувствуете». «Опишите ваш идеальный день, идеальную работу, партнера». «Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела»
Ролевое указание «А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее». «Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения»
Гештальт-метод «горячее кресло» «Говорите со своими родителями – они сидят в этом кресле. А сейчас пересядьте в это же кресло и ответьте за них»
Гештальт-невербальное поведение «Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой»
Свободные ассоциации «Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний из детства». «Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни»
Переоценка (концентрация Гендлина) «Установить для себя негативные мысли, чувства. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой»
Релаксация «Закройте глаза и “плывите”, сожмите покрепче кулаки, а теперь опустите…»
Систематическое снятие напряжения а) Глубокая мышечная релаксация; б) построение иерархии беспокойств; в) увязывание объектов тревоги с релаксацией
Языковые замены «Замените “хотелось бы” на “хочу”, ”нельзя” на “желательно”». Любые новые словесные изменения
Принятие чувств, «эмо-циональный потоп». «Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью»
Медитация «Спокойно. Сфокусируйте внимание на одной точке. Рас- слабьтесь. Следите за дыханием. Пусть все мысли уйдут»
Гипнотический транс «Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление»
Групповая работа «Сейчас я хочу, чтобы вы все делали это…»
Обучение (домашняя работа) «Попрактикуйтесь делать эти упражнения на следующей неделе и расскажите об этом при следующей нашей встрече». «Запомните этот текст…»

Пятый, последний этап интервью – это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия по поводу проблемы, переход от обучения к действиям. Степень обобщения, доступная психологу, зависит от учета им индивидуальных и культурных различий на первых стадиях интервью. На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения.

Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эффект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время интервью. Изменение состояния клиента в ходе интервью – главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента является основным профессиональным правилом работы. Психологу нет смысла боятся (хотя этим и не надо и злоупотреблять) отрицательных оценок клиентом эффекта консультации.

Не разрушая эффект первого интервью можно провести две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч улучшается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, ситуация будет все больше проблематизироваться.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом мобилизуются средство контроля за содержанием изменения, происшедших с клиентом во время интервью.

Психологу необходимо проследить, чтобы домашнее задание было сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждается причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены в завершении консультации рекомендации для обращения его к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу, спокойно, не торопясь с клиентом.

Интервью является основным методом психологического консультирования, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога – личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т.п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретация содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т.п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешности интервью между психологом и клиентом возникают согласованные или симметричные отношения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оценке эффективности интервью. Особенно остро – как профессиональная проблема – этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценке клиентом результатов интервью.

Принятие решений: интервьюирование, пятишаговая модель сбора данных, применение теории.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 53

Нами было высказано предположение, что большинство ме­тодов психологии и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели принятия решений. Эта модель состоит из семи пунктов (см. табл. 2.1). Эти пункты под­робно рассмотрены в дальнейшем с целью помочь вам состав­лять продуктивные интервью, годные для использования в кон­тексте различных теорий. Было обнаружено, что данная модель работает как в “терапии взаимопонимания”, так и психоанализе, как в методиках рефрейминга, так и в поведенческом тренинге. (Айви, 1983.)

Великий американский изобретатель Бенджамин Франклин был одним из первых ученых, систематически изучившим тео­рию принятия решений. Он заботился, в основном, о четком разграничении, во-первых, той проблемы, которая должна быть разрешена, во-вторых, перечня возможных подходов к ней, и, в-третьих, баланса позитивных и негативных последствий любого решения. Систематизированная модель принятия решений име­ет дело с теми же пунктами, которые разрабатывал Бенджамин Франклин. Модель интервью, представленная здесь, во многом повторяет старую концепцию Франклина, но она переработана в соответствии с новейшими моделями творческого принятия ре­шений.

Таблица 2.1

ПЯТИШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СТАДИИ КУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1.Взаимопонимание /структурирова­ние. “Привет!” Построить прочный союз с кли­ентом, добиться, чтобы он чувст­вовал себя психологически ком­фортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекать­ся от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. С некоторыми личностями или с некоторыми соци­ально-культурными слоями процесс достижения взаи­мопонимания может стать довольно длительным. Ме­тоды раппорта варьируют­ся в зависимости от индиви­дуальных или культурных особенностей.
2.Сбор информа­ции. Выделение проблемы, иден­тификация по­тенциальных возможностей клиента. “В чем проблема?” Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое опреде­ление проблемы поможет избе­жать бесцельного разговора, за­дает направление беседе. Необ­ходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. Не все клиенты восприни­мают тщательное вычлене­ние проблемы, типичное для психологов, ориентирован­ных на средний класс. Однако, после того, как цели клиента четко поня­ты, следует вернуться к определению проблемы.
3. Желаемый ре­зультат. К чему хочет прийти клиент? “Чего вы хотите до­биться?” Определите идеал клиента. Ка­ким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информиру­ет психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направ­ление действий клиента и психо­лога должно быть разумно со­гласовано. С некоторыми клиен­тами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немед­ленно. Некоторые соци­ально-культурные группы или отдельные индивиды предпочитают начинать прямо отсюда.
4. Выработка аль­тернативных ре­шений. “Что еще мы можем сделать по это­му поводу?” Поработать с разными варианта­ми решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной дина­мики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Очень важно учитывать ин­дивидуальные и культурные различия при выработке вариантов решений. То, что является “правильным” ре­шением с вашей точки зре­ния, может оказаться совер­шенно неприемлемым для другого. С некоторыми груп­пами предпочтителен дирек­тивный стиль рекомендаций.
5. Обобщение. Пе­реход от обучения к действию. “Вы будете делать это?” Способствовать изменению мыс­лей, действий и чувств в повсе­дневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях. Степень обобщения сильно зависит от того, насколько полно вы учитывали инди­видуальные и культурные различия на разных стади­ях интервью.

Взаимопонимание и структурирование

Клиент не сможет творчески функционировать, если психо­лог или терапевт не создает атмосферу душевного тепла и под­держки. В начале беседы максимальное внимание следует уде­лить развитию взаимопонимания с клиентом. В некоторых слу­чаях, прежде чем установить необходимый уровень взаимоотно­шений, может пройти несколько встреч. Клиент, как правило, только выигрывает, если он знает, чего хотят от него во время беседы. Краткое определение задач интервью помогает в уста­новлении взаимопонимания. Структура беседы может быть предложена клиентом. Например: “Я здесь для того, чтобы най­ти подход к моим детям, и хотел бы об этом потолковать”. Или план беседы может исходить от терапевта: “Работая с подобны­ми проблемами, мы обычно делаем так: сначала я хотел бы выслушать вас и понять ваш взгляд на предмет разговора, а затем мы поищем решение. Вы согласны?

Развитие раппорта и структура интервью должна всегда ис­ходить из индивидуальности клиента, его исторических и куль­турных корней. Джонсон (1978 г.), например, подчеркивал, что каждый человек имеет свой уникальный стиль принятия реше­ний. Некоторые немедленно реагируют на события, проблемы и предпочитают принимать решения быстро, особенно не разду­мывая. Другие, более организованные по природе, откладывают проблему и постепенно, шаг за шагом, работают над ее разре­шением. Какой из описанных стилей ваш? Коль скоро вы обла­даете спонтанным стилем, “осторожный’ клиент будет больше доверять вам, если вы попытаетесь подстроиться под его не­успешную манеру реагирования. Короче говоря, в процессе интервьюирования желательно распознать индивидуальные осо­бенности стиля принятия решений.

В предложенном интервью, которое мы будем продолжать рассматривать в следующих главах, вы можете обратить внимание, что установление контакта иногда может быть очень быстрым. Давайте рассмотрим развитие раппорта, структурирование и то, как ими можно оперировать в контексте консультации по принятию решений.

Психолог: Привет, Джейн. Я так поняла, что ты хочешь потолко­вать со мной о том, как идут дела на твоей новой работе. (Психолог улыбается, приглашает Джейн сесть. Джейн в нетерпе­нии хочет начать беседу).

Джейн: Никак они (дела) не идут. (Джейн торопится и проглатывает слова.)

Психолог: “Вот как?! Давай я немного послушаю тебя и мы посмот­рим, что происходит. Возможно, мы придем к лучшему пониманию событий”.

Как вы почувствовали, Джейн не терпелось рассказать о своих трудностях и беседа завязалась сразу. Структура разговора была задана буквально в нескольких словах. Необходимо под­черкнуть, что раппорт не всегда устанавливается так легко. С

если клиент принадлежит к иной культурной группе, чем вы, контакт может быть затруднен из-за отсутствия доверия между вашими группами. Джейн, например, могла бы не довериться психологу-негру. Если бы Джейн была индианкой, на установ­ление раппорта пришлось бы уделить значительно больше вре­мени. Представители некоторых национальностей считают аме­риканскую манеру установления “быстрого контакта” поверхно­стной и обидной.

Сбор информации

Клиент приходит к вам с некой вербализованной пробле­мой. Является ли эта проблема основным предметом предстоя­щей беседы? На данном этапе интервью нашей задачей является: а) выслушать изложение проблемы; б) помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения; в) вывести определение задачи.

Следует отметить, что реальной проблемой клиента может быть совсем не та, которую он осознает и с которой к вам при­шел. Вас должно в первую очередь интересовать те многочис­ленные черты и факторы, что лежат в основе проблемы. Давайте поговорим с Джейн.

Психолог: Что случилось?

Джейн: Мой босс набрасывается на меня, как только я войду в комна­ту. Он думает, что я не отличу один конец отвертки от другого. Парни у нас почти все плохие. Они смеются надо мной. Вообще-то, на прошлой неделе я и сама была не лучше их, я хотела ударить одного… Они хохотали надо мной во всю глотку. Мерзавцы! Я убежала от них.

Какова ваша задача в данной ситуации? Если вы психолог — над какой проблемой вы должны работать? Каковы ваши гипо­тезы относительно причин затруднения? Может быть, причи­на — характер Джейн? Или в возможных сексуальных настрое­ниях ее сослуживцев? Или в том и другом одновременно?

Очень соблазнительно принять трактовку проблемы, предложенную клиенткой, и приступить к выработке немедленного решения. Но рассказ клиентки может представлять собой лишь часть полной картины происходящего. Если определить ключ к проблеме Джейн как “дела на работе идут плохо”, то следует сосредоточить свои усилия на том, чтобы наладить взаимоотношения на службе. Это, конечно, необходимая часть решения, но, возможно, проблема более сложная. Прежде чем что-либо советовать, психологу следует расширить проблему и поискать возможные альтернативные варианты.

Психолог: Да, Джейн. На работе действительно паршиво. Так плохо, что ты все время чувствуешь себя как на войне. А ты можешь мне сказать, как ты проводишь время после работы ?

Джейн: Ах, Джо терпеть не может мою работу. Сейчас он временно не работает, ты знаешь. Он думает, что я должна сидеть дома, как он, но я люблю бывать на людях. Однако я ненавижу мое окру­жение на работе. С меня хватит.

Принимая во внимание эти дополнительные факты, сразу выясняется, что некоторые определения проблемы, данные кли­енткой, становятся на такими уж важными. Как нам казалось вначале. Очевидно, что у любого клиента есть множество проблем… Если вы попытаетесь решать их все, вас ждет неудача или очень незначительный результат. На данном этапе достаточно определения одной проблемы. Остальные должны быть “оговорены”, “обозначены” с тем, чтобы поработать с ними в дальнейшем.

Психолог: Итак, Джо и ты столкнулись лицом к лицу с реальной проблемой. Не могла бы ты рассказать о том, что собирается пред­принять Джо и каким ты видишь выход из создавшегося положения.

Джейн: Да, вчера вечером… (продолжает рассказывать).

Если бы психолог принял первоначальное толкование про­блемы, он бы пропустил важные дополнительные факты.

Однако сбор информации предполагает не только определе­ние проблемы. Клиент развивается, исходя только из своего потенциала, поэтому необходимо обратить внимание на его сильные стороны. Что касается Джейн, она несомненно ценная и компетентная личность. Но она всегда говорит только о своих трудностях. Клиенты ставят себя в зависимую позицию, как только они становятся клиентами. Поэтому очень полезным бывает поискать сильные черты характера клиента, чтобы он почувствовал себя равным вам. Как минимум, он будет чувство­вать себя более раскованно, что облегчит вам поиск решения проблемы. Поиск внутренних резервов клиента подробно описал в VII главе. Приведем лишь некоторые примеры:

Психолог: Я теперь в курсе всех твоих трудностей на работе и с Джо. Ты рассказала очень понятно, мы не обсудили. Но давай на ми­нуту отвлечемся — я бы хотела услышать о том, что ты делаешь хорошо, когда ты чувствуешь себя хорошо ?

Джейн: Ну, я работала в магазине хорошо. Я горжусь тем, как я там работала. Например,.. (Джейн продолжает).

Психолог: Прекрасно, из того, что ты рассказала, я вижу, что у вас с Джо были и лучшие времена, верно?

Джейн: О, да, я помню…

Психолог: Таким образом, сейчас у тебя есть не только куча проблем, но и реальные возможности с ними расстаться. Ты способна пре­красно работать, и у тебя за плечами долгие счастливые годы с Джо. Я правильно тебя поняла?

При таком подходе у клиента есть возможность сравнить свои проблемы с прошлыми и настоящими успехами. Люди растут из своего потенциала; обсуждение сильных сторон личности клиента в течение беседы может быть крайне полезным и важным.

Тестирование

Возможности терапии и консультирования обогащаются при помощи психологических тестов. Широкий ассортимент лично­стных тестов, тестов на интеллект и ценностные ориентации, а также другие инструменты изучения человека — все эти доступ­ные методы помогают вам в сборе информации. Психологиче­ское тестирование и его оценка значат очень много в работе терапевта и психолога.

Тестирование может помочь обнаружить неизвестные клиен­ту резервы его личности, сфокусировать внимание на тех воз­можностях, о которых он и не задумывался. Например, Джейн, глядя на результаты теста, могла бы обнаружить, что потенци­ально она прирожденный менеджер и, после окончания соответ­ствующих вечерних курсов, она, возможно, сделает карьеру ме­неджера. Тесты на интеллект и способности продемонстрирова­ли бы ей, что она обладает достаточными способностями для учебы на таких курсах. Личностные тесты могли бы обнаружить те паттерны мышления и чувств, которые не были сразу замече­ны во время интервью. Более того, личностные тесты могут об­наружить незамеченные потенциальные затруднения и помочь психотерапевту выработать более сбалансированный и долго­срочный план психологической помощи.

Но сами по себе тесты не так уж важны. Система тестов час­то обвиняется в культурной, расовой и этнической ограничен­ности. Часто получаются незавидные результаты при тестирова­нии женщин из-за неучета социального контекста тестирования. Являясь важным компонентом терапии, тестирование, тем не менее, должно всегда применяться только с определенной це­лью. Внимательно учитывающее культурную среду тестирование может облегчить процесс консультирования. Тесты помогают выявить специфические черты и факторы жизни клиента, кото­рые ускользнули как от вашего, так и от его внимания. Так что тест — это реальная часть консультирования. Если мы однажды случайно нашли подходящий тест для сбора информации, вы наверняка захотите усовершенствоваться в этом и дальше.

Желаемый результат

Как только у вас появилось четкое определение проблемы, появляется и соблазн тотчас же приняться за ее разрешение. Однако ваши соображения относительно идеального выхода из положения могут совершенно не совпадать с мыслями клиента. Поясним это положение примером.

Психолог: Джейн, мы поговорили о твоих чувствах и мыслях относи­тельно работы и взаимоотношений с Джо. Давай остановимся на минуту и выясним, что же ты собственно хочешь ?

Джейн: Я бы хотела остаться одна на работе — я вовсе не хочу быть “своим парнем” для окружающих. Все, что мне нужно — это чуть-чуть уважения. Вообще-то, немного уважения со стороны Джо то­же не помешало бы.

Психолог: Что значит для тебя “уважение”?

Джейн: Немного помощи сейчас, отсутствие фамильярности и ос­корблений в дальнейшем. Я не думаю, что требую от Джо слишком много… Ему так плохо сейчас. Но было бы славно, если бы он хоть немного помогал мне в домашней работе.

Определение цели может быть конкретным или носить об­щий характер. Важно, чтобы цель была относительно ясна. Джейн могла бы сказать: “Я бы хотела оставить работу, забере­менеть и посидеть пока дома”. Следует отметить, что такое ра­дикальное изменение целей требует переосмысления проблемы и предполагает возвращение на вторую стадию с целью более полного сбора информации. Вопросы, задаваемые клиенту отно­сительно желаемого результата, часто меняют направление бесе­ды и терапевтического процесса.

Определение проблемы не вызывает затруднений у боль­шинства клиентов из среднего класса, но некоторые люди или культурные слои предпочитают сначала проговорить цели, а потом уже разбирать проблему. В некоторых случаях вы можете обнаружить, что четкое определение целей делает ненужным дальнейшее выделение проблемы. Прекрасным примером этого может служить следующее предположение: если бы психолог с самого начала спросил бы у Джейн, каковы ее представления об идеальной жизни, ее ответ (если бы он касался беременности или смены места работы) сделал бы широкий поиск смысла проблемы менее необходимым.

Очень важно, чтобы вы нашли время выяснить цели клиента для удовлетворительного решения проблемы. Если вы с клиен­том не знаете, куда идете, то вы придете неизвестно куда.

Лекция 3. Этапы и модели психологического консультирования План: 1. Основные модели и подходы к интервью в психологическом консультировании 2. Пятишаговая. — презентация

1 Лекция 3. Этапы и модели психологического консультирования План: 1. Основные модели и подходы к интервью в психологическом консультировании 2. Пятишаговая модель консультативного интервью А. Айви

2 Вопрос 1. Основные модели и подходы к интервью в психологическом консультировании В психологическом консультировании выделяются множество подходов, специфика которых будет зависеть от предмета и целей работы с клиентом. Основным методом консультативной работы является консультативное интервью. Интервью – это процесс, который имеет ряд стадий. В настоящее время выделяется множество различных моделей консультативного интервью, отличающихся между собой по степени дифференцированности процесса консультирования, по целям или методологическому результату консультирования

3 Основные модели интервью в психологическом консультировании

4 Основные модели психологического консультирования Резервно-ориентированное консультирование Личностно-ориентированное консультирование Причинно-ориентированное консультирование Пятишаговая модель А.Айви Шестишаговая модель А.Базер Шестишаговая модель Г.С.Абрамова Девятишаговая модель Б.Д. Карвасарский Восьмишаговая модель Э.Хайм 1. Установление отношений. Структурирование. 1. Установление отношений психолог – клиент. 1. Переживание клиентом невозможности использовать собственный опыт и необходимость обновления возможностей. Мотивация на принятие психологической помощи. 1. Установление контакта профессионального консультирования. 1. Создание позитивной установки о возможностях решения проблемы. 2. Предоставление пациенту возможности выговориться 2. Субъективное изложение проблемы клиентом. 2. Сбор информации. Выделение проблемы. 2. Понимание проблемы клиента. 2. Формирование психологической задачи на профессиональную деятельность психолога. 3. Предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации 3. Системный анализ проблемы. 3. поиск новых возможностей и путей их реализации как у клиента так и у психолога. 4. Совместная с клиентом переформулировка его проблемы 4. Дифференцированное оперативное определение проблемы. 3. Определение желаемого результата. 3. Анализ проблемы. 4. Определение способов достижения цели и выстраивание отношений клиент – консультант. 5. заключение динамического контракта на изменения. Выявление и коррекция нереалистических ожиданий клиента. 5. Принятие ответственности с обеих сторон и сохранение свободы индивидуального выбора на основе открытых возможностей как для клиента так и для психолога. 6. формирование регистра возможных решений проблемы. 5. Безоценочный поиск альтернативных решений. 4. Выработка альтернативных решений. 4. Определение проблемы. 7. Выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения клиента. 6. Реалистическая оценка альтернатив. 5. Проработка проблемы. 6. Реализация или не реализация открытых возможностей. Разрешение, возврат или расширение задачи психологической помощи. 8. Закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения. 7. Принятие решения и его осуществление. 5. Обобщение предыдущих этапов. Принятие решения. 6. Завершение.9. Завершение консультирования и предоставление права повторного обращения, назначение поддерживающей встречи. 8. Завершение консультирования

5 Структура и этапы процесса консультирования по Ю.Е. Алешиной: 4 этапа процесса консультирования Этап 1 «Знакомство с клиентом и начало беседы»: Длительность данного этапа 5 – 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут – 1 час 10 минут. Основная задача – познакомиться с клиентом и создать ситуацию доверительного контакта.

6 2 Этап «Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез»: Длительность данного этапа 25 – 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут – 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два под этапа: 1.»Формирование консультативных гипотез» 2.»Проверка консультативных гипотез»

7 1.»Формирование консультативных гипотез» а) Проявление эмпатии б) Принятие концепции клиента в) Структурирование беседы: -сохранение логических переходов в обсуждении; -комментирование и подведение итогов сказанного г) Осмысление того, что говорит клиент

8 Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации (А.Ф. Ануфриев (1995)

9 2. «Проверка консультативных гипотез» 2 алгоритма для проверки консультативных гипотез: 1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей. 2. Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает.

10 3 Этап «Оказание воздействия»: Продолжительность данного этапа – минут при средней продолжительности консультативной беседы – 45 минут – 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два под этапа: 1.»Коррекция установок клиента» 2. «Коррекция поведения клиента»

11 1.»Коррекция установок клиента» а) Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей; б) Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях; в) Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента

12 2. «Коррекция поведения клиента» Консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим.

13 4 Этап «Завершение консультативной беседы»: Продолжительность этапа – 5 – 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы – 45 минут – 1 час 10 минут. Задача этапа: — Прощание консультанта с клиентом. — Подведение итогов беседы — Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами

14 Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования 1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования 2. В психологическом консультировании нет статичных ситуаций 3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент 4. Чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта 5. Консультант обязан «подключить» все свои профессиональные и личностные возможности 6. Не следует ожидать эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи 7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки 8. Нет и не может быть наилучшего теоретического подхода 9. Некоторые проблемы неразрешимы 10. Эффективное консультирование выполняется вместе с клиентом, но не вместо него

15 Вопрос 2. 5-ти шаговая модель консультативного интервью Айви 1 шаг. Установление отношения. 2 шаг. Сбор информации. 3 шаг. Определение желаемого результата. 4 шаг. Выработка альтернативных решений. 5 шаг. Обобщение предыдущих этапов и принятие решения. Перевод решения в действия и подведение итогов.

16 Определение стадии Функции и цели стадии Возможные культурные и индивидуальные проблемы Установление отношений. Структурирование. В консультационном контакте проявляется как приветствие и знакомство «Привет!» Построить прочный союз с клиентом (раппорт). Добиться психологического комфорта для участников процесса. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Наличие структуры помогает консультанту и клиенты не отвлекаться от главной задачи консультирования, а также предоставляет клиенту информацию о возможностях консультирующего. В определенных ситуациях или с определенными клиентами процесс достижения взаимопонимания может стать довольно длительным. Методы построения раппорта должны варьироваться в зависимости от индивидуальных и культурных особенностей клиентов. Сбор информации. Выделение проблемы. Идентификация «Я» — потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?» Определить причины обращения за консультативной помощью. Выделение видения клиентом проблемы. Четкое определение проблемы поможет избежать потери времени и направит беседу в нужное русло. Важным является четкое выделение позитивных возможностей клиента. Не клиенты настроены на раскрытие сути проблемы и её истории, некоторые ориентированы на немедленное решение, без выявления содержательной стороны проблемы. После четкого выделения целей консультирования с такими клиентами следует вернуться к определению проблемы.

17 3. Определение желаемого результата. К чему хочет прийти клиент. «Чего Вы хотите добиться?» Необходимо определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет когда все проблемы будут решены? Это информирует консультанта о том чего хочет клиент. При этом важно чтобы желаемое направление работы было согласовано между клиентом и консультантом. Если проблема достаточна ясна и конкретна, то рекомендации по её решению могут быть даны немедленно. Некоторые клиенты предпочитают именно такой вариант решения проблем. 4. Выработка альтернативных решений. «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» Выделить разные варианты решения данной проблемы, поработать с ними, выбрать максимально подходящий вариант решения. Стадия подразумевает творческий подход к проблеме. Этап может включать длительное исследование личностной динамики. Зачастую это самая продолжительная стадия интервью. Важно учитывать индивидуальные и культурные различия при выборе альтернативных решений. С некоторыми группами клиентов предпочтителен директивный стиль рекомендаций. 5. Обобщение предыдущих этапов. Принятие решения. Переход от обучения к действию. «Как вы будете делать это?» Мотивировать клиента на деятельность. Способствовать продвижению решения в повседневную жизнь, разработать поэтапный план реализации решения. Работа с чувством вины, так как многие клиенты бояться начинать изменения, пугаясь ошибиться. Степень обобщения зависит от того, насколько полно были учтены индивидуальные и культурные различия на предыдущих стадиях интервью.

19 Спасибо за внимание!

Этапы психологического консультирования (пошаговая модель консультации).

Разумно структурировать процесс психологического консультирования помогает ступенчатый план (так называемые «ступени психологического консультирования») (1).

Пошаговую модель консультации можно изобразить схематически:

Схема 1

Она складывается из последовательности действий, располагаемых в той логической последовательности, которая присуща процессу решения проблемы и образует «лестницу». Конечно, это лишь примерный план. Этапы консультирования не являются резко отделёнными друг от друга фазами.

В ходе консультации можно и нужно постоянно возвращаться к предшествующим ступеням (например, в случае возникновения трудности в отношениях клиент — психолог, можно вернуться на 1 ступень; при получении опыта может возникнуть необходимость переформулирования проблемы). Иногда целесообразен резкий переход от одной ступени к следующей, например, когда уже на первой стадии консультации клиент готов приступить к решению определённых вопросов в своей реальной жизни ещё до того, как завершит анализ проблемы.

Консультация может ограничиться лишь двумя первыми ступенями, если обратившемуся важно получить понимание и поддержку. Принятие и понимание, демонстрируемые консультантом, способствуют изменению эмоционального состояния человека.

От личности и способностей клиента (и психолога), а также от рассматриваемой проблемы зависит, сколько времени понадобится для прохождения той или иной ступени.

Хотя на практике процесс телефонного консультирования протекает по-разному, как правило, пятой ступени следует достичь к середине беседы, чтобы осталось время для конкретного осуществления изменений и своевременного завершения консультации.

В краткосрочной телефонной консультации есть противоречие: здесь сказываются и поддерживаются устойчивые и конструктивные межличностные отношения, но в тоже время обоими осознается скорое завершение этих отношений. Поэтому важно начинать решать проблему расставания не позднее середины консультации.

Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на каждой ступени консультирования.

Большинство методов психологии и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели принятия решений (см.табл.1) (55). Данная модель работает и в «терапии взаимопонимания», и в психоанализе, и в роджерианском подходе, в методиках рефрейминга, и в поведенческом тренинге (2, 24, 46). Практика показала, что она позволяет консультанту быть наиболее эффективным и в работе с клиентом на «ТД».

Пятишаговую модель принятия решений нагляднее представить в виде таблицы.

Пятишаговая модель принятия решений.

Таблица 1Определение ступени

Функции и цели ступени

1. Взаимопонимание,

структурирование.

» Привет! «

Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснений целей интервью. Определённая структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего.

2. Сбор информации, вы-деление проблемы, иденти-фикация потенциальныхвозможностей клиента.

» В чём проблема? «

Определить, зачем клиент пришёл (позвонил на «ТД») наконсультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаёт направление беседы. Необходимо чётко уяснить позитивные возможности клиента. На этом этапе осуществляется работа с символами клиента.

3. Желаемый результат кчему хочет прийти клиент?

«Чего Вы хотите добиться?»

Определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдёт, когда проблемы будут решены? (это информирует психолога о том, что именно хочет клиент). Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, пропустив вторую стадию, выделить вначале цели.

4. Выработка альтернативных решений проблемы.

«Что ещё мы можем сделать

по этому поводу? «

Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности, и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной диспозиции. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.

5. Обобщение. Переход от обучения к действию.

» Вы будете делать это?! «

Способствовать изменению мыслей, действий и чувств повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить своё поведение, оставаясь на прежних позициях.

Первая ступень консультирования — установление отношений доверия. Его можно отмечать как возникновение раппорта, или взаимного чувства близости (57). Клиент не может творчески функционировать, если не почувствует атмосферу душевного тепла и поддержки со стороны консультанта. Психолог (психотерапевт), в свою очередь, без раппорта не сможет получить необходимую информацию и быть эффективным в консультировании.

Существуют специфические методы достижения переживания раппорта, лёгкие и быстрые. На этом этапе психолог в ходе вербального и невербального общения должен быть понятным для клиента, идти ему навстречу. Этого можно добиться, выражая своё одобрение и поощрение, давая ясные и содержательные ответы на вопросы клиента.

Для создания конструктивных рабочих отношений необходимо в понятной форме рассказать клиенту о концепции консультирования, её смысле и цели (55). Как показывает опыт, временные границы скорее ободряют клиента, т.к. у него перед глазами оказывается достижимая цель.

Клиенту следует также понять, что в ходе консультации он будет активным партнёром психолога. Тем самым за ним признаются такие возможности, о которых он, возможно, не думал; он вырастает в собственных глазах и испытывает воодушевление.

На первой ступени консультирования используют техники раппорта, которые можно условно разделить на вербальные и невербальные. Среди невербальных техник выделяют отзеркаливание (19).

Отзеркаливание — процесс возвращения клиенту аспектов его собственного невербального поведения; это способ имитирования реплик (высоко контекстуальных), которые произносит клиент, без проникновения в их значение (для клиента же они содержат важное бессознательное значение). Аспекты поведения клиентов, которые стоит отзеркаливать во время телефонной консультации, включают ритмы дыхания, тон голоса, паттерны темпа и интонации речи. Благодаря отзеркаливанию возможно не согласиться с содержанием того, что человек говорит, оставаясь в полном раппорте.

Когда мы говорим с позвонившими нам людьми, необходимо внимательно относиться к тому, как звучит наш голос. Мы стремимся использовать мягкий, тёплый голос, в котором звучит симпатия, поскольку то, как мы отвечаем на звонок, является первым шагом к демонстрации заинтересованности и заботы.

Начиная работать на «ТД», консультанту следует помнить о простых правилах поведения в ситуации консультирования: не спешить; глубоко вздохнуть; говорить спокойно и ясно; избегать неуверенности в голосе; показать свою заинтересованность.

Среди вербальных техник выделяют техники активного слушания. К ним относятся: отражение, зондирование, открытые вопросы, молчание.

Активное слушание можно технологически представить в виде после-довательности микротехник под общим названием «колесо слушания» (55).

» Колесо слушания «

Схема 2

Отражение — отражать позвонившему то, что было им сказано, пользуясь немного другими выражениями, но включая слова, произнесённые абонентом. Отражение помогает проверить, правильно ли вы понимаете говорящего, помогает говорящему прояснить проблему, способствует продолжению разговора и показывает, что консультант действительно слушает и выражает эмпатию говорящему.

Зондирование — спрашивать не ради того, чтобы просто спросить, а чтобы подтолкнуть разговор вперёд.

Прояснение — в случае, когда звонящий лишь вскользь касается чего-то важного, такие фразы как: «…не могли бы Вы остановиться подробнее на…», или: «…похоже, что это трудный для Вас вопрос…», помогают звонящему самому разобраться в каких то вещах.

Молчание — очень мощный инструмент при выслушивании. Он позволяет говорящему задуматься о том, что он сказал и что сказать дальше, а, кроме того, помогает ему лучше впитать какие-то новые идеи.

Короткие подбадривающие реплики — стимулируют необходимую ответную реакцию позвонившего. Короткие слова типа «да-да», «продолжайте», «понятно», помогают звонящему при разговоре.

Реагирование — в случаях, когда звонящему необходимо сочувствие и понимание, такие фразы как: «…это должно быть очень тяжело», «…Вам действительно досталось» и т.д., помогают позвонившему продолжить беседу.

Если слушание оказывается эффективным, могут произойти две вещи:

– если ваша реакция адекватна, клиент скажет: «Да!» и продолжит свой рассказ;

– если ваша реакция не адекватна, клиент, скорее всего, поправит вас, сказав: «Нет, я имею в виду…»;

Если эффективного слушания не получилось, разговор обычно заканчивается взрывом эмоций.

Таким образом, активное, внимательное слушание — важная предпосылка устойчивых отношений доверия.

Консультант может оценить успешность своих действий, используя «метафоры активного слушания» (7), в которых выражено мнение клиента:

Вы слушаете меня, когда…

– вы действительно стараетесь понять меня, даже когда в том, что я говорю не слишком много смысла;

– вы понимаете мою точку зрения, когда она противоречит Вашим глубоким убеждениям;

– вы понимаете, что после часа, которые я отнял у Вас, Вы немного устали и чувствуете себя несколько опустошенным;

– вы сдержались и не рассказали мне ту смешную историю, которую Вам так хотелось мне рассказать;

– вы поддержали во мне чувство собственного достоинства, дав мне возможность принять собственное решение, несмотря на то, что чувствовали, что я не прав.

– вы не стали решать за меня мою проблему, но оказали мне доверие, предоставив мне решить её своим способом;

– вы предоставили мне достаточно пространства, чтобы я мог сам понять, почему я был так расстроен, и достаточно времени, чтобы я решил, что лучше всего сделать;

– вы сдержали свое желание дать мне мудрый совет;

– вы приняли от меня дар моей благодарности, сказав, что Вам приятно слышать, что Вы смогли мне помочь.

Существуют правила активного слушания, соблюдая которые, консультант достигает хорошего контакта с позвонившим. Прежде всего, следует обращать внимание на то, о чем говорит позвонивший, не стараясь оценить ситуацию и не вынося заранее суждений о ней. Важно устанавливать с позвонившим отношения доверия так, чтобы он почувствовал, что может говорить о сложных проблемах. Не стоит избегать сложных тем, в особенности вопроса о суицидальных чувствах. Важно помнить: то, что для одного пустячная проблема, для другого — может оказаться концом света.

Задавая в нужные моменты «открытые» вопросы ( такие вопросы, которые требуют больше, чем просто ответы «да» или «нет»), консультант так же способствует достижению доверительных отношений. В разговоре могут возникнуть периоды молчания, которых консультант не должен бояться, т.к. это время позвонившему нужно для обдумывания.

Как показала практика, умение слушать — одно из важных условий успешного консультирования.

Установлению взаимопонимания в начале разговора помогает и техника использования репрезентативной системы клиента, разработанная в рамках НЛП Д. Гриндером (14).

Привычное использование определенной категории сенсорно — специфических слов (визуальных, аудиальных, кинестетических, вкусовых), преимущественно перед другими, указывает на первичную репрезентативную систему. Первичная репрезентативная система — это внутренняя сенсорная система, которая более развита и более часто и полно используется, чем другие. Человек постигает мир в той репрезентативной системе, которая у него более всего развита.

Если первичная репрезентативная система визуальная, то мир постигается в картинках; если кинестетическая — в ощущениях; если аудиальная — то в звуках. Нередко люди представляют мир в запахах и вкусах.

Установить с человеком связь эффективным образом — означает говорить с ним об одном и том же аспекте опыта, т.е. в первую очередь используя предикаты тех репрезентативных систем, которые использует клиент.

Предложенные таблицы 2 и 3 помогут более детально осмыслить различия в репрезентативных системах как клиентов, так и самих консультантов (14).

Репрезентативные системы и предикаты, соответствующие им.

Таблица 2

Типы репрезентативных систем

Скорость внутренних процессов

Предикаты

Визуальный

Самая быстрая

Вижу, картина, яркий, чистый, сфокусирован, темный, ясный, наблюдать, красная линия и т.п.

Кинестетический

Самая медленная

Прикасаться, теплое, спокойный, нежный. схватывающий, грубый, чувствовать, трогать, придерживаться мнения и т.п.

Аудиальный

Ритм метронома

Слышу, тон, громкий, мелодичный, пронзительный, ритм, подобные речи, высказывания, звуки и т.п.

Способы проявления репрезентативных систем.

Таблица 3

Типы репрезент. систем

проявление

Визуальный

Аудиальный

Кинестетический

В поведении

Организованный, наблюдательный, спокойный, не шумный, хороший рассказчик, запоминает картинки с трудом, запоминает словесные конструкции, менее всех отвлекается на шум, помнит то, что видел, голос высокий, живая образная фантазия.

Разговаривает сам с собой, легко отвлекается, шевелит губами, проговаривая слова при чтении, легко повторяет услышанное, говорит ритмически, обучается слушая, любит музыку, может имитировать тон, высоту голоса, помнит то, что обсуждал, самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность событий, внимателен к интонации голоса, слышит звуки голоса.

Обучается делая, помнит общее впечатление, лаконичный и тактичный, использует активные слова и движения, голос низкий, любит книги, ориентирован на сюжет, сильная интуиция, слаб в деталях.

В представлении информации

Говорит быстро, использует визуальные указатели, любит охватывать большой объем содержания, придает важность форме.

Говорит ритмично, любит дискуссии, Склонен повторять комментарии психолога, отвлекается от темы консультации, комментирует словами “хорошо”, “гм…”

Говорит медленно, придает большую важность содержанию.

В практике работы «ТД» успешно используются техники субъективной пристройки для установления раппорта. Обычно используются следующие технические приемы.

Самораскрытие — информация консультанта о себе, своих чувствах, интересах, предпочтениях. Может помочь выстроить связь с клиентом, Это эффективная техника т.к. искренность с одной стороны часто вызывает аналогичную реакцию с другой (55).

Вчувствование ( вживание) — проникновение в личность клиента, показ ему того, что консультант способен понять его чувства и мысли, что он может поставить себя на его место. Высокий уровень проникновения достигается путем согласия с высказываниями клиента или отражения чувств.

Приём «Отражение чувств» — заключается в том, что консультант должен концентрировать усилия на том, что говорит и делает клиент, с тем, чтобы правильно понять его чувства и эмоциональное состояние, которое выражает ему в сопереживании.

Теплота — доброжелательность, мягкость, проявляемая консультантом, в ответ на то, что говорит клиент. Теплоту можно проявить по-разному: заинтересованностью, голосом, демонстрацией попытки понять обратившегося, своей озабоченностью поиском решения, верой в существование приемлемого для клиента решения.

Взаимодействие на равных — необходимо избегать недооценки способностей и опыта клиент, даже если он ведет себя по-детски и не контролирует свои эмоции.

Демонстрация стабильности и спокойствия — избегать критики, агрессии, проявления нетерпения.

Положительный эмоциональный климат общения психолога и клиента возможен, если (37): проявлять доброжелательность, добиваться положительных ответов, снимать психологическую напряженность, относится критично к своему поведению.

Таким образом, на первом этапе консультирования самым важным является построение прочного союза с клиентом, создание доверительной атмосферы. Для этого консультант может использовать невербальные (отзеркаливание) техники и вербальные (техники активного слушания, использование репрезентативной системы клиента, техники субъективной пристройки).

Вторая ступень консультирования — сбор информации и выделение проблемы По словам К.Роджерса, «…лучшей точкой опоры для понимания поведения является компетенция самого индивида. Поэтому важно предоставить говорящему возможность выразить личную, субъективную точку зрения на проблему»(38).

На этом этапе консультации осуществляется целенаправленный анализ факторов, способствующих возникновению проблемы или мешающих ее решению. Анализ проблемы позволяет вскрыть те аспекты проблемы, которые клиент сам может затушевать, т.к. они вызывают у него страх или чувство стыда. Ситуация консультирования должна обеспечивать клиенту защиту, чтобы рассмотреть и обсудить эти ситуации.

Ряд авторов (1) предлагает делать анализ проблемы в следующем порядке:

– условия в настоящее время;

– история жизни клиента;

– функциональное значение.

Основное искусство консультанта на этом этапе консультирования заключается в умении задавать правильные вопросы. По мнению С.Д. Хачатуряна (55), приведенный ниже каталог вопросов может быть использован при:

1) осуществлении анализа условий.

– В чем заключается проблема?

– Как она проявляется здесь и теперь?

– Какие внешние и внутренние ситуации способствуют возникновению проблемы?

– Какие чувства, эмоции возникают?

– Что значит: “Меня охватывает чувство страха (используется вербальный символ клиента) применительно к данному конкретному человеку?

– Насколько сильны эти чувства?

– Как часто и как долго дает о себе знать эта проблема?

– Имеются ли периоды, когда данной проблемы для Вас не существует?

– Когда и где появляется эта проблема? В какое время дня? На работе или на досуге?

– Какие мысли приходят в голову в критических ситуациях?

– Какие последствия имеет проблема для клиента и его окружения?

– Избегает ли клиент определенные, порождающие проблему ситуации?

– Как реагирует окружение на эту проблему?

– Как изменился образ его жизни и образ жизни близких ему людей?

Основной вопрос здесь: “Как клиент до настоящего момента пытался решить эту проблему?”

2) описание жизни клиента.

– Откуда взялась проблема?

– Предшествовали ли проблеме какие-либо переживания, которые могли способствовать её возникновению?

– Когда, где и как возникла эта проблема?

– Как она менялась с течением времени?

3) осуществление функционального анализа.

– Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема?

– Какую цель она преследует или какую задачу она решает?

– Для чего нужна клиенту эта проблема?

– Чего он пытается тем самым добиться?

– Какую функцию выполняет проблема в теперешней жизненной ситуации клиента, в его отношениях?

Проработка символов клиента должна привести к формулировке проблемы в ресурсном виде.

Существуют специально выработанные приемы задавания вопросов, которые в «НЛП» получили название метамодели (13).

Метамодель — это набор лингвистических средств для сбора информации, направленной на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Так как мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Психологу важно понимать модель или карту мира, существующую у клиента. Существует множество «бедных» моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии меж — и внутриличностных конфликтов.

Люди создают модели посредством 3-х универсальных процессов: исключения (стирания); обобщения (генерализации); искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учится, переживать субъективную реальность за реальность. Те же процессы ограничивают нас, уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций. Так как эти три процесса выражаются в лингвистических паттернах, мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых метамоделью, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможность выбора для человека.

Слушание и реагирование в рамках метамодели дает возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.

Различаются метамодели по следующим критериям (13):

– сбор информации;

– ограничение модели говорящего;

– семантически ошибочные формулировки.

Сбор информации относится к получению, посредством подходящих вопросов и реакций, точного и полного описания представляемого содержания. Этот процесс служит также для связи языка говорящего с его переживаниями. В данной категории — четыре подразделения:

– исключения;

– отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное:

– неспецифированные глаголы;

– номинализации.

Исключения — помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Для обнаружения отсутствующего материала задаются вопросы «о ком?”, «о чем?», «кого?», «чего?», «кто именно?», «как именно?» (последний вызовет информацию, указывающую на репрезентативную систему говорящего).

Например: — Я не понимаю.

Вопрос: «Чего именно Вы не понимаете?»

-Я боюсь.

Вопрос: «Чего или кого Вы боитесь?»

-Он мне не нравится.

Вопрос: «Что именно в нем Вам не нравится?»

-Я не понимаю.

Вопрос: «Как именно Вы не понимаете?»

Отсутствие указаний, к чему относится сказанное- тип обобщения, при котором отсутствуют детали, помогающие сделать выбор. Могут помочь вопросы: «кто именно?», «что именно?».

Пример:

-Меня никто не хочет.

Вопрос: «Кто именно Вас не хочет?»

-Это трудно.

Вопрос: «Что именно трудно для Вас?»

Неспецифированные глаголы — оставляют человека в неопределенности по поводу описываемого переживания. Просьба специфировать глагол помогает более полно пережить опыт. Для этого можно задать вопрос «Как именно?»

Пример:

-Он отвергает меня.

Вопрос: «Как именно он тебя отвергает?»

-Дети заставляют меня наказывать их.

Вопрос: «Как именно дети заставляют тебя наказывать их?»

Номинализации — перехода глаголов в абстрактные существительные, когда процесс превращается в вещь или событие. Человек в этом случае теряет возможность выбора и нужно вернуть его к связи с динамическими процессами жизни. Если событие может восприниматься вне границ контроля, то процесс может быть изменен. Для различия номинальных слов можно представить тележку, куда можно положить конкретные вещи (клубок, котенка, домик и т.п.), но нельзя положить неудачу, любовь, смущение и т.п. Это и будут номинализации. Для преображения их в слова, обозначающие процесс, используют вопросы, содержащие глаголы:

Пример: — Я не получаю признания.

Вопрос: «Как бы Вы хотели, чтобы Вас признавали?»

-Мне нужна помощь.

Вопрос: «Как бы Вы хотели, чтобы Вам помогли?»

Следующее отличие метамодели — ограничение модели говорящего. Этот критерий определяет ограничения. Расширив модель мира, можно помочь человеку обогатить свою модель мира и иметь больше вариантов для решения проблемы. Есть две его разновидности:

– универсальные квантификаторы;

– модельные операнты необходимости.

Универсальные квантификаторы — обобщающие слова: «все», «все», «каждый», «всегда», «никогда», «никто», «всякий» и т.п. Подчеркивание обобщений, задаваемых универсальными квантификаторами, усиливается с помощью интонаций голова консультанта. Это заставляет человека искать исключения для своего обобщения и получать, в итоге, больше возможностей выбора.

Пример: — Я никогда не бываю уверенным.

Вопрос: «Вы никогда не бываете уверенным?»

Также можно задать вопрос, не было ли у клиента опыта, противоречащего этому обобщению:

– Вы абсолютно никогда не были в жизни уверенным?

– Были ли моменты в Вашей жизни, когда Вы были уверенным?

Пример: — Ты всегда мне лжёшь.

Вопрос: » Всегда -всегда?»

Модальные операторы необходимости — слова, указывающие на отсутствие выбора: «мне следует», «я должен», «я не могу», «это необходимо». Работе с этими ограничениями помогают 2 вопроса:

-Что Вам мешает?

-Что случится, если Вы этого не сделаете?

Пример: — Я не могу этого сделать.

Вопрос: «Что Вас останавливает?»

-Я должен заботиться о других.

Вопрос: «Что случится, если Вы перестанете заботиться о других?»

Семантически ошибочные формулировки — составляют 3-ю группу отличий. Эти формулировки мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в иной ситуации. Выделяют 3 вида семантически ошибочных формулировок:

– потеря причинно-следственных связей;

– чтение мыслей;

– потеря субъекта.

Потеря причинно- следственных связей — предположение, что некоторое действие со стороны «А» может заставить «В» действовать определенным образом или испытывать определенные эмоциональные переживания. Предполагая таким образом, человек реагирует, полагая, что у него нет другого выбора. Если противопоставить что-то этому предположению, появится возможность задуматься, действительно ли верно предположение о причинно-следственном отношении. Вопрос, помогающий в этом: «Каким образом “А” вызывает у “В” это?»

Пример: — Ты нарушаешь мои планы.

Вопрос: «Как я могу нарушать твои планы?»

-То, что ты пишешь на стене, меня достает.

Вопрос: «Каким образом то, что я пишу на стене, может тебя доставать?»

Чтение мыслей — это способ обнаружения, что кто-то действует на основании иллюзий, а не информации. Вопросы типа: «Каким образом Вы узнаете, что “А” …?» помогают говорящему осознать или даже поставить под сомнение вопрос предположения, казавшийся очевидным.

Пример: — Я знаю, что для него лучше.

Вопрос: «Как Вы узнаете это?»

-Он никогда не думает о последствиях.

Вопрос: «Как именно Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?»

Потеря субъекта — выражается в утверждениях, принимающих форму обобщения по поводу мифа. Обычно это суждения типа: «Так нельзя поступать», «Вот как нужно делать», «Это нехорошо» и т.п.

Пример: — Неправильно полагаться на благотворительность.

Вопрос: «Для кого неправильно это?»

-Так нельзя поступать.

Вопрос: «Кому так нельзя поступать?»

Таким образом, метамодель — это набор средств, дающих возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию клиента. Они помогают придерживаться опыта клиента (а не идти внутрь себя), извлекая новые возможности для роста его собственных ресурсов.

Третья ступень консультирования — формулирование желаемого результата. Уточнение цели клиента и проработка ее позволяют точно формулировать проблему клиента.

По мнению специалистов, формулировка проблемы должна включать личное местоимение («Я») и конкретное содержание, давать различные аспекты проблемы, что сделает понятным для клиента последующие стратегии работы с консультантом, содержать конкретные указания по поводу действий, направленных на решение проблемы.

Постановка цели — цель выводится из определения проблемы и должна быть конкретной, оперативной и реалистичной.

Признаки хорошо сформулированной цели:

– Значима для клиента.

– Описана во взаимодействующих и контекстуально описанных терминах.

– Скорее мала, чем велика.

– Имеет признаки разрешения проблемы, а не ее отсутствие.

– Конкретна, специфична и измерима.

– Реалистична и выполнима в обстоятельствах жизни клиента.

– С первых шагов демонстрирует признаки успеха клиента.

– Клиент уверен, что с его стороны требуется тяжелая работа.

Пример: Что я (субъект) могу сделать (сюжет) по отношению к кому-то (объект), чтобы добиться нужного отношения (контекст).

Четвертая ступень консультирования — выработка альтернативных решений. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Определяя содержание работы консультанта на этой стадии, ряд авторов исходит из положения, что конечной целью консультанта является развитие у клиента:

– способности находить максимальное число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры;

– способности применять максимально большее количество занятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры;

– способности формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями культуры и рефлексировать (2).

Таким образом, 4-й этап очень важен для дальнейшего развития и роста клиента. Целью этого этапа является переход клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.

Пятая ступень консультирования — обобщение.

Бывает, что клиент быстро теряет то, что приобрел на консультации. Нужно предпринимать специальные шаги, чтобы конструктивные решения, принятые совместно с консультантом, не пропали даром.

Есть очень простой метод — просто спросить клиента: «Что Вы собираетесь делать сегодня?», «Какие шаги Вы собираетесь предпринимать завтра, чтобы реализовать то, что Вы наметили?» Чем более подробно консультант обсудит с клиентом программу его действий, тем более вероятно, что произойдет какое-то изменение. На этом этапе консультации может потребоваться обучение клиента. Возможно и переформулирование проблемы, связанное с невозможностью выполнения ранее намеченного.

Приведенная выше обобщенная модель принятия решений и общая структура консультации могут быть изменены в зависимости от обстоятельств. Использование различных теорий и подходов меняет акценты на определенных аспектах данной модели. Можно пропустить или объединить этапы беседы в зависимости от особенностей подготовки консультанта, состояния клиента, мотивации клиента, условий, в которых клиент находится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *