Методы психологической реабилитации

Содержание

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Реабилитация больного заключается не только в налаживании его физического состояния, но и в помощи психологического характера. Только комплексная реабилитация может оказать должный эффект на состояние больного.

Психологическая реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление эмоциональной стабильности больного, инвалида, возвращение социальной и профессиональной активности. Реабилитация является сложным процессом, благодаря которому больной начинает спокойно воспринимать изменения в его здоровье и у него появляется положительное отношение к жизни, он начинает принимать активное участие в семье и обществе.

Реабилитация выступает завершающим звеном в лечении, на этом этапе происходит оценка эффективности лечения и восстановление личности и социального статуса пострадавшего. Успех лечения тяжелых хронических заболеваний и восстановления трудоспособности зависит от верного и рационального комбинирования физических и психологических средств воздействия на больного.

Психологическая реабилитация аномальных детей происходит в специализированных учебно-воспитательных учреждениях, программа восстановления в которых создана согласно специфике аномального развития ребенка. В этом случае реабилитация состоит из психологических, обучающих, воспитательных средств и профессиональной подготовки, чтобы аномальный ребенок был приобщен к обществу и труду в соответствии его психофизических возможностей.

Схема психологической реабилитации:

  1. Анализ реабилитационного потенциала больного
  2. Оценка возможностей и условий проведения мероприятий по психологической реабилитации
  3. Постановка задач и целей реабилитации
  4. Формирование методов и средств реабилитации

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Любой человек после тяжелой травмы, нападения, насилия, полной или частичной потери физических способностей нуждается в психологической реабилитации. Медики применяют эффективные методики, которые возвращают пострадавшего в социальную среду и помогают в налаживании взаимодействия с окружающим миром.

Назначение психологических методик состоит в том, чтобы вернуть пациента к полноценной жизни, даже когда у него наблюдается ограничение функций тела. Именно моральное состояние человека влияет на длительность периода восстановления.

Одной из задач психологической реабилитации является предотвращение агрессивного поведения больного, чтобы избежать его отчаянного поведения, которое может привести к преступлению. У детей с их еще неустойчивой психикой, может проявиться отсутствие желания жить и неспособность вернуться к активной социальной позиции.

Методы психологической реабилитации:

  1. Психологическая консультация. Ее суть заключается в решении проблем, которые препятствуют самореализации, раскрытию способностей, развитию пациента как личности. Психологическая консультация направлена решение проблем в общении и подготовке к труду. Она включает в себя психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию. Ее можно использовать на любом из этапов реабилитации.
  2. 2. Психотерапия включает в себя лечение возможных расстройств пациента, ликвидацию имеющихся симптомов, изменение отношения к социуму и к личности самого пациента. Техники психотерапии: нейролингвистическое программирование, гипнотерапия, арттерапия, позитивная психотерапия, гештальттерапия, психосинтез, трудотерапия и т.п. Важное место занимает семейная терапия, которая применяется в работе с детьми. Ее цель – оптимизация взаимоотношений в семье, в которой дети с отклонениями в развитии.
  3. 3. Психокоррекция. Ее цель — скорректировать личностные качества и характер пострадавшего для повышения его самореализации и социальной деятельности.
  4. 4. Психологический тренинг. Его назначение – восстановление и развитие навыков, которые были утрачены или нарушены по причине заболевания, что тормозит самореализацию личности. Психологический тренинг отличается от других методов психологической реабилитации своей локальной направленностью. Его виды: коммуникативный тренинг, аутотренинг, тренинг интеллектуальных функций, тренинг моторных функций, тренинг креативности и т.п.

ЗАДАЧИ

  • Нормализация психологического и эмоционального состояния.
  • Восстановление интеллектуальных функций: мышление, психомоторика, память и т.д.
  • Облегчение реабилитации пациента.
  • Помощь в поиске внутренней гармонии с собой, адекватному отношению к своим возможностям, устранение противоречий и принятие своего физического состояния.
  • Налаживание взаимодействия с социумом, развитие коммуникативных навыков.
  • Оптимизация отношений в семье.
  • Развитие мотивации к самовыражению.
  • Раскрытие способностей пациента, креативного и творческого потенциала.

ВИДЫ ПОМОЩИ

  1. Медицинская помощь заключается в подготовительных работах больного к операции, восстановлении психологического состояния после тяжелых травм, сохранении личности инвалидов.
  2. Профессиональная помощь направлена на сохранение и восстановление навыков пострадавшего. Проводятся специальные упражнения, которые восстанавливают утраченные или нарушенные движения частей тела. У детей упражнения дополняют психологическими методами при восстановлении письма, движений конечностей после полученных травм.
  3. Социальная помощь может проводиться в группах, где объединяются больные с одинаковыми проблемами. Такая помощь облегчает детям процесс восстановления, а инвалиды легче приспосабливаются к жизни в инвалидном кресле. Изучаются способы устранения психологических ограничений и препятствий для активной социальной жизни пострадавшего. Для человека создают соответствующую среду, чтобы он испытывал положительные эмоции и был расположен к взаимодействию с окружающим миром.

Важное место в психологической реабилитации занимает подготовка ребенка к труду. Она направлена на формирование у человека стремления быть успешным, добиваться поставленных целей, максимально реализоваться в трудовой деятельности. В основном, шестнадцатилетние дети не могут сделать адекватный выбор профессии. Их профессиональное самоопределение затруднено по следующим причинам:

  • Не правильная самооценка (заниженная или завышенная).
  • Неверное оценивание своих возможностей.
  • Недостаток информации о плюсах и минусах той или иной профессии, условиях труда.
  • Отсутствие мотивации к трудовой деятельности.

Учитывая перечисленные причины, с ребенком проводят неспецифическую и специфическую профориентационную работу.

Неспецифическая профориентационная работа заключается в сглаживании психологических барьеров и нарушений и формировании предпосылок к адекватному выбору профессии.

Специфическая профориентационная работа выражается в оценивании трудовых возможностей пациента, проведении комплексных занятий по формированию правильных установок на объективно показанную ему трудовую деятельность с учетом его характера, физических возможностей и навыков.

Проведение всех перечисленных мероприятий будет способствовать адекватному профессиональному определению ребенка.

Психологическая реабилитация

Современная медицина не стоит на месте и успешно борется с последствиями таких заболеваний как инсульты, онкология, тяжелые травмы и многих других, еще совсем недавно казавшихся неизлечимыми. Существуют целые клиники по физической реабилитации, однако, важнейшим звеном всех этих программ является психологическая помощь, полноценная реабилитация без которой не будет иметь должного эффекта.

Любые серьезные изменения в жизни и здоровье, не обязательно физические, нарушают привычный ход вещей и ведут к стрессу, который мешает окончательному выздоровлению, приводит к неуверенности в собственных силах, потере интереса к жизни, ухудшению отношений с близкими. Технология социально психологической реабилитации учитывает все эти моменты и разработана таким образом, чтобы восстановить эмоциональную стабильность, социальную и профессиональную активность, научить человека жить полноценной жизнью в новых для него обстоятельствах.

Опыт и профессионализм

Квалификация психологов и психотерапевтов, проводящих подобные программы, должна быть на самом высоком уровне, поскольку необходимо «включить» самого пациента, добиться от него активных действий и желания самостоятельной работы. Особенности психологической реабилитации, подбираемые нашими специалистами в каждом конкретном случае, позволяют добиваться наилучших результатов.

Социально психологическая реабилитация: методы

Любой программе реабилитации предшествует полная диагностика психического состояния пациента с учетом его социального и семейного статуса и произошедших изменений. После получения полной картины формулируется индивидуальная программа реабилитации психологом из числа современных и наиболее эффективных методов. В процессе работы специалист оценивает полученные результаты и может дополнить или изменить методику в соответствии с изменениями психического статуса пациента.

Современные методы психологической реабилитации, одобренные к применению в нашем центре:

  • метод биологической обратной связи (БОС-терапия);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • рациональная психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • реконструктивно-личностная психотерапия;
  • тренинги и групповая терапия;
  • двигательные и творческие методики.

Принципы психологической реабилитации

В широком смысле медицинская реабилитация подразумевает физическое восстановление организма и нацелена на максимальное возвращение к функциям, присущим ему до болезни или травмы; психологическая же реабилитация работает на приобретение новых качеств, позволяющих человеку построить новое, счастливое будущее, несмотря на произошедшие с ним изменения. Для выполнения такой непростой задачи мы соблюдаем основные принципы психологической реабилитации:

  1. высокий профессионализм специалистов,
  2. обоснованное применение различных методов,
  3. индивидуальный подход и коррекция программы реабилитации в зависимости от клиента и его состояния,
  4. непрерывность процесса до достижения заявленных целей.

Показания при назначении психологической реабилитации

Основные направления социально психологической реабилитации позволяют работать с пациентами и изменениями привычного течения их жизни, которые произошли в результате:

  • преодоления тяжелой болезни,
  • инвалидности, потери трудоспособности,
  • восстановления после алкогольной или никотиновой зависимостей,
  • перенесенной психологической травмы,
  • участия в военных действиях,
  • трудной жизненной ситуации.

Кому же может быть необходима психологическая реабилитация? Это, прежде всего, пациенты, перенесшие тяжелые травмы, получившие инвалидность, онкологические больные. Давно доказана эффективность психологической реабилитации среди военнослужащих, особенно участников боевых действий.

Разработаны отдельные программы помощи детям и подросткам, пережившим потерю близких или семейное насилие, а также заикающимся старшего дошкольного возраста; комплексы помощи детям-инвалидам и их семьям.

Эффективны программы социально-психологической реабилитации также для людей, потерявших работу в результате болезни, после стресса.

Поскольку все программы подбираются индивидуально, специальных противопоказаний нет, пройти программы психологической реабилитации под наблюдением высококвалифицированных психотерапевтов нашего Центра могут и взрослые, и дети, и даже беременные.

Возможность вернуться к работе, личной жизни, открытие собственных внутренних резервов, восстановление дееспособности, полноценная общественная и социальная жизнь — все эти положительные изменения отмечают участники психологических реабилитационных программ, проводимых психотерапевтами ЦМЗ «Альянс».

Психологическая реабилитация — авторский метод реабилитации

Термин реабилитация происходит от двух составляющих и переводится с латинского, как вновь приспособленный, что означает – восстановление всех основных функций человека с целью обеспечения нормальной его жизнедеятельности в изменившихся условиях существования.

Такое восстановление (реабилитация), как правило, требуется людям, перенесшим инсульты, получившим различные тяжелые травмы (особенно травмы головы и позвоночника), имеющим врожденные психосоматические заболевания, а также онкопациентам после сеансов химиотерапии и радиотерапии.

Перечень страдающих людей, не ограничивается перечисленными проблемами. В психологической реабилитации нуждается каждый, кто хочет изменить качество своей жизни, но, в силу полной или частичной утраты тех или иных психофизиологических функций организма, не может этого сделать сам.

К сожалению, те традиционные методы, которые ныне применяются во всем мире, не могут существенно изменить положение дел в отношении качества реабилитации. И проблем здесь в том, что общий подход к оказанию медицинской и психологической помощи, нуждающимся людям, по сути своей, остается прежним. Целью врача или психолога является устранение конкретного симптома или проблемы, с которыми обратился тот или иной человек.

Вы спросите: «Что же в этом плохого или что делается неправильно?»

Особенно плохого здесь ничего нет, если не считать того, что болезнь или проблема в результате такой помощи, по сути дела, только затаивается, но никуда не исчезает. Если мы ничего не сделали, чтобы устранить причину, а всего лишь устранили следствие, то результат очевиден – проблема возникнет вновь, с еще более сильным проявлением.

То же самое относится и к работе по реабилитации, но здесь положение дел еще более усугубляется. Поверхностное решение проблемы может привести пациента к сильным душевным переживаниям в отношении предмета своей неполноценности. Такие переживания, как правило, сопровождаются стрессами, которые, в свою очередь, могут стать результатом рецидива или возникновения иного, более тяжелого заболевания. В конце концов, человек в какой-то момент может вообще потерять веру в себя и тогда помочь ему будет трудно или практически невозможно.

Центр психологической реабилитации

На базе нашего Центра реализована инновация, которая заключается в применении кардинально иного подхода в работе по оказанию психологической и психотерапевтической помощи людям.

Суть подхода в том, что в данном случае специалист оказывает помощь в изменении причины, которая заключена в нездоровом образе жизни. А нездоровый образ жизни сформировался под воздействием нездорового мировоззрения. Все это в комплексе как раз и определяет естественное проблемное поведение человека. Самое интересное и даже парадоксальное состоит в том, что для специалиста, который работает в таком подходе, нет необходимости напрямую работать с заявленной проблемой. При этом проблема решается, как бы, сама собой в процессе психотерапии, основанной на работе с глубинными (бессознательными) слоями психики.

Инструментом подхода является метод Ментальной Технологии Тройного Моделирования (МТТМ), который позволяет сначала создать модель желаемого будущего, а затем осуществить в результате это желание. Более подробно о самом методе Вы можете прочитать на страницах нашего сайта Центра психологии самореализации. Ментальная Технология Тройного Моделирования (МТТМ) включает в себя систему методик для изменения ментальной сферы человека, а вместе с тем его естественных программ поведения, которые, в свою очередь, задают определенный образ жизни. МТТМ позволяет вернуться к полноценной жизни и потому является эффективным методом реабилитации.

Известно, что в основе любого навыка лежит бессознательное (естественное) поведение. Но ведь когда-то этот навык был сформирован при помощи сознательных действий, а затем стал совершенно привычным. Так и в работе по реабилитации необходимо формировать новые, комфортные навыки поведения, которые становятся такими же привычными, как и все предыдущие.

Сам по себе навык, в отрыве от мировоззрения, образоваться не может, потому что он должен поддерживаться конкретными убеждениями и ценностями. Именно поэтому, чтобы надежно справиться с любой психосоматической проблемой (следствием) необходимо изменить всю систему (причину), которая привела к данной проблеме. Для этого необходимо понять, что человек не «черный ящик». Нельзя в нем бессистемно копаться, не зная, что будет в результате. У каждого следствия всегда есть причина. Это закон природы, который не писан никем – он просто есть аксиома. Устранять следствие (симптомом) в узком смысле – то же самое, что косить сорную траву в огороде, наивно надеясь на то, что она не будет больше расти.

Напомню, что современная система оказания медицинской и психологической помощи по реабилитации человека направлена только на устранение проблемы (следствия). По этой причине результат налицо – симптоматичная реабилитация не приносит желаемого качества жизни.

На базе Центра психологической реабилитации мы используем комплексный и системный психотерапевтический подход к реабилитации человека, который позволяет ему стать успешным и счастливым. Данный подход не исключает традиционных мер по медицинской реабилитации, а напротив приводит к получению существенно большего эффекта от объединения усилий.

В заключение хочется добавить то, что психологическая реабилитация по методу МТТМ нередко способна вернуть к нормальной качественной жизни даже тех, кого традиционная медицина считает безнадежными. И доказательством тому являются сотни людей, которые, находясь, казалось бы, в безвыходной ситуации, вновь обрели, с нашей помощью, свое счастье.

«В настоящее время реабилитация занимает весьма значительное место в сфере здравоохранения. Несмотря на то что появляются все новые определения значения реабилитации, наиболее точным до сих пор остается определение, данное Экспертным комитетом по меди­цинской реабилитации при ВОЗ в 1958г.: «Реабилитация — это процесс, цель которого — предупредить раз­витие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалидам в достижении макси­мальной физической полноценности, на которую они годны в рамках существующего заболевания или телесного недуга».1

В сущности, реабилитация схожа с лечением. Но в отличие от лечения, целью которого является медико-био­логическое восстановление организма, реабилитация пред­полагает медико-социальное восстановление, где не теря­ются связи с трудовой, учебной и другой деятельностью» .

Отрывок из книги: Зборовский, К.Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов. / К.Э.Зборовский. – МН.: Общественная организация «белорусская ассоциация социальных работников, 2008 – 156 с.

Болезнь не всегда проходит бесследно. Нередко остаются остаточные явления в виде болей, астении, опасений возврата заболевания-Могут быть социальные последствия: снижение физической активности, перемена профессии и др. Для того, чтобы восстановить доболезненное состояние здоровья, и существует система реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление физического (биологического), психического и социального статуса перенесшего болезнь человека, на выработку у него качеств, помогающих оптимальной адаптации к окружающей среде.

Вся реабилитационная работа строится на основополагающих принципах. Приведем во многом пересекающиеся и дополняющие друг друга перечни принципов, предположенных как зарубежными (Wright, й 1981), так и отечественными (Кабанов М.М., 1976) исследователями. К принципам, предложенным американскими авторами, относятся:

1) совершенствование компетентности перенесших болезнь;

2) оптимизация проведения пострадавших в необходимом для них окружении;

3) эклектичность в использовании различных методов;

4) повышение трудоспособности лиц с инвалидизирующими расстройствами;

5) существенно составной частью процесса реабилитации является надежда на лучшее;

6) продуманное повышение зависимости пациента может привести, в конечном счете, к увеличению степени его независимого функционирования в другом окружении и в другое время;

7) два основных типа реабилитационных вмешательств – это выработка умений и навыков пациента и организация поддержки со стороны окружения;

8) продолжительное медикаментозное лечение часто является необходимым, но редко оказывается достаточным компонентом реабилитационного вмешательства.

К принципам реабилитации, разработанным в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, относятся:

— принцип партнерства. Больной является равноправным и активным партнером в восстановлении нарушенных болезнью функций и социальных связей;

— принцип разносторонности (разноплановости) усилий. В различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, семейной, общественной, учебе, досуге и т.д.;

— принцип единства психосоциальных и биологических методов лечения;

— принцип ступенчатости прилагаемых усилий. От простой терапии занятостью, выполнения отдельных операций до сложных навыков и интеграции в общество.

М-М. Кабанов выделяет также этапы реабилитации:

восстановительной терапии — предупреждение развития нежелательных последствий с помощью терапии средой, стимуляции активности;

Реадаптации — приспособление к жизни во внебольничных условиях с учетом изъянов, нанесенных болезнью. Включает в себя:

Учение новой специальности, терапию занятостью и развлечениями, воспитательную работу с больными и их родственниками, поддерживающую лекарственную терапию;

Реабилитации или ресоциализации — восстановление индивидуальной и общественной ценности больного через рациональные быто- и трудоустройство, расширение общественных контактов.

Как видно из вышеизложекнного, психологический аспект реабилитации на всем ее протяжении предусматривает не только предупреждение или преодоление отрицательных реакций личности, возникающих в связи с болезнью и ее последствиями в различных сферах существования, но и увеличение способности личности успешно справляться с трудностями. Реабилитационные программы направлены на восстановление личного и социального статуса с помощью раскрытия, обогащения и использования психологического потенциала личности пациента, лечебной среды и его микросоциального окружения. Реализация этих целей осуществляется с помощью различных психотерапевтических подходов.

Поэтапные задачи психологического воздействия при реабилитации сводятся к следующим:

и

1) нормализация понимания здоровья и болезни, адекватное к ним

отношение;

2) достижение «истинного» желания лечиться;

3) психотерапевтическое объяснение методов лечения;

4) поддерживающее психотерапевтическое воздействие для полной стабилизации на всех этапах лечебно-восстановительного процесса.

5) подготовка больного к возможностям сосуществования с отдельными проявлениями своей болезни.

Необходимо обеспечить человеку с ограничениями жизнедеятельности сознание своей полноценности как члена общества вне зависимости от наличия тех или иных болеззненных проявлений и даже дефекта, восстановить чувство собственного достоинства и полезности для других, устранить пониженную самооценку и повышенную зависимость.

Врачу (психологу), специалисту по социальной работе важно знать, каким образом личность в ситуации болезни, в реальных социальных условиях способна воспринимать свою позицию и каким образом она эффективно воздействует на социальную среду. Это входит в понятие социальной компетентности (H. Schroder, М. Vоrwerg, 1978),

Существенными для социальной компетенции свойствами личности служат: коммуникабельность, способность к самоутверждению, к принятию решений и формированию правильного представления о себе самой. В ситуации болезни могут проявиться особенности межличностного общения больного, затрудняя или облегчая сотрудничество с ним медицинских и социальных работников в процессе реабилитации (контакт с экстравертами легче, чем с интровертами). Важным для сотрудничества с больным является учет в коммуникативных свойствах личности, тенденции к независимости или доминированию, к зависимости или стремлению быть опекаемым. В первом случае больные, инвалиды бывают недоверчивы, критичны и претенциозны к проводимым лечебным мероприятиям, занимают защитную позицию относительно предъявляемой им помощи, отрицательно реагируют на руководящее отношение со стороны специалиста. Некоторые из них убеждены. болезнь освобождает их от всех прежних обязанностей, ставит в привилегированное положение. Реабилитационная работа с такими больными достаточно трудна, требует огромных усилий по вовлечению их в трудовые процессы и активное взаимодействие с социальной средой. Для больных со склонностью к зависимости и потребности в опеке может быть характерна другая крайность — перекладывание на специалиста по социальной работе, врача, психолога решения всех своих проблем, упрочение роли больного. Этому надо противодействовать путем повышения самостоятельности пациента в принятии жизненных решений.

Другим, более глубоким уровнем решения психологических задач

реабилитации является учет потребностей и мотивов больных. Болезнь

или инвалидность и ее последствия активируют (иногда снижают) такие потребности, как потребность в безопасности, признании, эмоциональных контактах, нужности другим людям, самоутверждении и самореализации. Знание этих потребностей позволяет специалисту по социальной работе, врачу или психологу решать конкретные психологические цели реабилитации, добиваясь повышения пониженной самооценки больного, углубление познания больным самого себя и окружающих его людей, уважения к себе и другим, интереса к работе и духовным ценностям, активности и ответственности, укрепления и развития в больном устойчивой веры в выздоровление.

Большое значение для психологической реабилитации больных и инвалидов имеет терапевтическая среда — рационально направляемая система отношений больных с окружением (по М.М. Кабанову, 1977). Поведение обслуживающего персонала, его взаимоотношения с человеком, имеющим ограничения жизнедеятельности, должны строиться на основе двух важных принципов:

— во-первых, не поддерживать неадекватных стереотипов поведения пациента (зависимости, необщительности или агрессивности);

— во-вторых, способствовать оптимальному самовыражению реабилитанта, адекватным формам его поведения, его активности и ответственности в процессе реабилитации.

Один из принципов реабилитации — принцип разносторонности усилий — требует объединенного участия в реабилитационной программе различных специалистов (врача, психолога, специалиста по социальной работе и др.), которые координируют свои действия по единому, согласованному плану реабилитации клиента. Каждый специалист обладает профессиональными знаниями в своей области и наилучшим образом может их применять. Без психолога невозможно правильно оценить психологические отклонения пациента, выяснить мотивы поведения, особенности взаимоотношений и др., без специалиста по социальной работе будет затруднен поиск адекватной для больного работы, отстаивание его интересов, тренинг социальных навыков и др.

Микросоциальное окружение при правильном подходе к пациенту тоже может играть роль терапевтической среды, а при неправильном — мешать реабилитационному процессу. Из сказанного вытекает необходимость повышения уровня знаний членов семьи о болезни, ее последствиях, как вести себя с заболевшим родственником. Специалисту по социальной работе, психологу следует по возможности руководить взаимоотношениями в семье больного, направлять их в русло, наиболее благоприятствующее выздоровлению, в частности, чтобы не было ни невнимания (безразличия) ни сверхопеки. Важна также подготовка больного или инвалида к правильному пониманию интересов других членов семьи, их чаяний, потребностей, требований к его положению. Человек, имеющий ограничения жизнедеятельности, должен чувствовать себя полноценным членом семьи, а это достигается поддержкой в нем родственниками чувства собственного достоинства, необходимости в нем, веры в выздоровление. Создание благоприятного климата в семье нередко является решающим в достижении устойчивого социального и трудового восстановления инвалида или человека с высоким риском развития инвалидности.

В процессе реабилитации важнейшей задачей является восстановление трудоспособности пациента. Необходима психологическая подготовка к возвращению в трудовую жизнь. При этом важно учесть социально-психологические характеристики человека с ограничениями жизнедеятельности, его ценностные ориентации, семейную ситуацию, обоснованность и сроки возвращения к труду, а при необходимости изменение профессии. Не все люди с хорошим функциональным восстановлением вследствие болезни стремятся вернуться к труду. У некоторых отмечается фиксация на вопросах здоровья, у других рентные установки на получение инвалидности. При возможности у человека с дефектами здоровья трудиться от специалиста по социальной работе, психолога требуется настойчивая работа по созданию установки на труд как деятельности, улучшающей физическое самочувствие, психологическую устойчивость и социальный престиж.

Нельзя обойти стороной сложную проблему эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий оценивается, во-первых, в трех плоскостях.

1) соматической;

2) психологической;

3)социальной.

Во-вторых, они должны позволять производить оценку не только с точки зрения объективного наблюдения, но и включать субъектную оценку с позиций самого пациента.

В-третьих, эти критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.

Если в соматической сфере терапевтический результат налицо (например, снижение артериального давления, подвижность сустава и д в социальной — тоже ощутим (например, возвращение трудоспособности, профессиональный рост и др.), то в психологической определить эффективность реабилитационных мероприятий сложно. Различные исследователи вводят различные критерии, зависящие от теоретических установок авторов. Так, еще З. Фрейд (1923) считал, что главными критериями выздоровления являлись «способность наслаждаться» и работоспособность.

R. Knight (1941)„ выделял три основных психологических критерия:

1. Критерий симптоматического улучшения;

2. Критерий улучшения интеллектуального функционирования, включающий в себя:

приобретение инсайта, касающихся детских источников конфликта, роли психотравмирующих факторов, способов защиты, вызвавших определенные изменения личности и специфический характер болезни;

— выработку контроля своих влечений, не сопровождающегося тревогой;

— развитие способности понимать себя таким, как есть, со слабостями и достоинствами;

— приобретение относительной свободы в напряженных ситуациях и ситуациях фрустрации;

— управление агрессивной энергией, необходимой для самосохранения, успеха, соревнования и защиты прав.

3. Критерий улучшения приспособления к окружающему, который включает:

— более константные и лояльные интерперсональные отношения с людьми;

— более свободное развитие своих продуктивных способностей;

— улучшение сублимации;

— нормальное гетеросексуальное функционирование.

По Н. Miles с соавторами (1951) в рубрику » выздоровление » относят больных, у которых исчезли симптомы, изменился стереотип поведения в сферах, в которых ранее отмечались затруднения, и выявляется меньше непродуктивных реакций при столкновении с трудными ситуациями.

Б.Д. Карсарским (1975) разработана система из четырех критериев:

оценки эффективности лечения и глубины лечебно-реабилитационных воздействий:

— субъективно переживаемое клиентом симптоматическое улучшение;

— степень понимания пациентом психологических механизмов болезни;

— степень реконструкции нарушенных отношений личности;

— степень восстановления социального функционирования больного на работе, в семье, в обществе.

Внимательно присмотревшись к перечисленным критериям эффективности лечебно – реабилитационных воздействий, можно заметить, что устранение заболевания или адекватное приспособление к его последствиям, приобретение пациентом способности к компетентному поведению в семье, на работе, в обществе осуществляется в полной мере лишь при реализации стержневого принципа реабилитации – апелляции к личности человека.

Психологическая реабилитация военнослужащих

Психологическая реабилитация военнослужащих

В ряду многих последствий (экономических, политических, социальных), которые любая война несет для общества, существуют также и психологические. Воюющая армия пропускает через себя многомиллионные массы молодых людей и после демобилизации выплескивает их обратно в гражданское общество, внося в него при этом все особенности милитаризированного сознания — и оказывая существенное влияние на дальнейшее развитие социума.

Диапазон воздействия факторов войны на человека чрезвычайно широк. При этом гораздо больший масштаб имеют смягченные и отсроченные последствия войны, влияющие не только на психофизическое здоровье военнослужащих, но и на их психологическую уравновешенность, мировоззрение, стабильность ценностных ориентаций и т.д.

Вернувшиеся с войны люди сталкиваются с отсутствием общественной признательности за честно выполненный воинский долг, за готовность жертвовать жизнью ради его выполнения.

Каковы же основные признаки посттравматического стрессового расстройства? Это, прежде всего, неустойчивость психики, при которой даже самые незначительные потери, трудности толкают человека на самоубийство; особые виды агрессии; боязнь нападения сзади; чувство вины за то, что остался жив; идентификация себя с убитыми. Большинству больных присуще резко негативное отношение к социальным институтам, к правительству. А еще: душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия — с другой — все это естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке. Именно они становятся характерными признаками так называемых фронтовых (потерянных) поколений.

Военные и гражданские медики, работающие в области стрессовых расстройств, считают, что с полученными психотравмами необходимо бороться профессионально, и чем раньше оказана специальная медико-психологическая помощь, тем лучше прогноз развития личности на будущее. Отсутствие специальных медико-психологических мер по восстановлению травмированной, деформированной психики (психологическая реабилитация) ведет к хроническому течению психических расстройств. Последствия ПТСР приводят к изменению личности, социальной и профессиональной дезинтеграции, алкоголизации и наркотизации, суицидам.

Основные методы реабилитации

Программа реабилитации предусматривает лечебные и психологические мероприятия, направленные на предупреждение развития патологических процессов после ПТСР, приводящих к нарушению социальных связей, профессиональной и личностной дезинтеграции, алкоголизму, наркомании, суицидам. И состоит из фармакологической, групповой и индивидуальной терапии.

Групповые занятия, тренинги направлены на устранение неврозов с нарушением трудностей в межличностном общении и социальной адаптации. Это совместная деятельность пациентов в лечебных целях, которая активизирует преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, расширяет круг интересов и сферу контактов, развивает коммуникативные навыки.

Индивидуальная программа направлена на восстановление деформированной психики пациентов и использует работу с образами в состояниях крайнего расслабления.

Цели реабилитации:

— Восстановление личного и социального статуса пациентов, перенёсших ПТСР в локальных боевых действиях;

— Коррекция социального поведения пациента, улучшение коммуникабельности, развитие способностей к самореализации, разрешение психологических и преодоление социальных конфликтов;

— Восстановление истощенной, деформированной депрессиями, стрессами и перегрузками психики, снятие внутренней напряженности и тревожности. Увеличение ресурсности и стрессоустойчивости организма;

— Мобилизация внутренних резервов на преодоление зависимости от психоактивных средств (алкоголь, наркотики, никотин).

Основные задачи социально-психологической реабилитации: оценка психофизиологического состояния пострадавших, определение качества и степени психоэмоционального расстройства; определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности; изучение динамики психических нарушений в процессе лечения; оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособности, сопоставление их с номинальными показателями профессиональной работоспособности и восстановление утраченных психических функций; коррекция психосоматического статуса методами психотерапевтических, психофизиологических и психофармакологических воздействий; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия.

Чрезвычайно важны для психосоциальной адаптации военных их отношения в семье. Говоря о работе с семьями участников боевых действий, выделяют два аспекта:

а) работу с ними как с одним из наиболее важных и значимых факторов психореабилитации и психологической помощи вернувшимся с войны;

б) оказание непосредственной психологической помощи самим членам семей воевавших.

Одним из основных направлений в рамках реабилитации является работа с семьями военнослужащих перед их возвращением, посещение консультации психолога. Актуальны следующие рекомендации:

1. Необходимо внимательно выслушивать рассказы своего партнера о том, что ему пришлось пережить. Очень важно дать ему выговориться в комфортной обстановке моральной поддержки близкого и любимого человека.

2. Постарайтесь помочь своему близкому человеку психологически вернуться в нормальную привычную жизнь.

3. Проявите внимание и терпение к проблемам близкого человека, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному депрессивному состоянию и т.п. Это временное явление, помогите ему с ним справиться;

4. Необходимо учитывать, что за время разлуки вы все несколько изменились, необходимо какое-то время, чтобы опять привыкнуть друг к другу.

5. Особое внимание уделите детям. Важно, чтобы при восстановлении отношений с мужем, они не оказались без должного внимания и заботы.

6. Создайте благоприятную интимную обстановку, дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу.

7. Не поощряйте употребление алкоголя.

Должны быть активные расспросы, доброжелательные и внимательные выслушивания наиболее неприятных переживаний — при этом уменьшается аффективное напряжение, структурируются переживания, активизируется целенаправленная деятельность пострадавших. В результате достигается:
• изменение отношения к ситуации как к одной из возможных, уже произошедших, случившихся, ставших реальностью;
• релаксация;
• повышение порога чувствительности к психогенному фактору;
• отреагирование;
• эмоциональная поддержка;
• тактильный контакт с пострадавшим.

Необходимо обязательно посетить психолога, поскольку для успешной социально-психологической реабилитации специалистом применяются различные методы и техники психодинамической, поведенческой, когнитивной, гипносуггестивной терапии, гештальт-терапии, нейролингвистического программирования, трансактного анализа, психодрамы и другие методики.

При этом методы ориентированы на:
1. осознание и осмысление тех событий, которые послужили причиной актуального психического состояния;
2. отреагирование переживаний, связанных с воспоминаниями о психотравмирующих событиях боевой деятельности;
3. принятие случившегося как неотъемлемой части жизненного опыта;
4. актуализацию совладающего поведения, необходимого для преодоления негативных последствий боевого стресса и реадаптации к изменившимся внутренним и внешним условиям жизнедеятельности.

Донецкий консультационный центр психологической разгрузки «ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА» предоставляет услуги опытного, квалифицированного психолога. Военнослужащие могут посещать психолога со своей семьей. Психологическая реабилитация направлена на восстановление или компенсацию нарушенных психологических функций, состояния и социального статуса людей.

Психологическая реабилитация является важным составным элементом психологической работы в современных условиях военной службы. Полностью избежать психотравм среди военнослужащих в боевой обстановке невозможно, однако посредством своевременного оказания психологической помощи и осуществления реабилитационных мероприятий можно снизить процент психологических потерь.

Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий является одним из приоритетных направлений работы нашего центра. При этом работа проводится так же и с членами их семей. Лечение посттравматического стрессового расстройства является комплексной терапией и поддержка близких и родственников оказывает положительное влияние и ускоряет процесс выздоровления.

Звоните сейчас! Первую консультацию мы проводим бесплатно!

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2008, № 45, ст. 5149; 2014, № 23, ст. 2930) приказываю:

1. Утвердить:

Перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии показаний медико-психологической реабилитации (приложение № 1 к настоящему приказу);

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации (приложение № 2 к настоящему приказу);

Порядок и места проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих (приложение № 3 к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 10 сентября 2012 г. № 2550 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 декабря 2012 г., регистрационный № 25996);

от 17 декабря 2013 г. № 903 «О внесении изменений в Порядок проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 2550» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 января 2014 г., регистрационный № 31063).

Временно
исполняющий обязанности
Министра обороны
Российской Федерации
генерал армии
В. Герасимов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2017 г.
Регистрационный № 45834

Приложение № 1
к приказу Министра обороны РФ
от 27 января 2017 г. № 60

Перечень
категорий военнослужащих, подлежащих при наличии показаний медико-психологической реабилитации

На основании показаний и при отсутствии противопоказаний медико-психологической реабилитации подлежат:

а) военнослужащие*(1), выполнявшие более 30 суток задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшие участие в боевых действиях, выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных ситуациях;

б) военнослужащие, выполнявшие более года миротворческие задачи за пределами территории Российской Федерации;

в) военнослужащие надводных кораблей (судов), штабов соединений, находившиеся на кораблях (судах); военнослужащие, привлекаемые к участию в походах кораблей (судов); военнослужащие инженерно-технического состава корабельной авиации и подразделений морской пехоты, участвовавшие в походе (выполнении специальных задач) более 60 суток, а военнослужащие летного состава корабельной авиации — более 30 суток;

г) военнослужащие, проходящие военную службу на штатных должностях водолазов (акванавтов), врачей-физиологов (спецфизиологов), выполняющие установленные годовые нормы часов (спусков) работы под водой (нахождения в водолазных барокамерах под повышенным давлением)*(2) методом кратковременных погружений на глубину свыше 60 метров, а также осуществляющие водолазные спуски на глубину до 500 метров и более методом насыщенных погружений;

д) военнослужащие подводных лодок, штабов соединений подводных лодок, находившиеся в походах, а также военнослужащие, привлекаемые к участию в походах подводных лодок (выполнению специальных задач) более 30 суток;

е) военнослужащие, подвергшиеся воздействию экстремальных факторов при авариях, катастрофах кораблей, летательных аппаратов и других объектов;

ж) военнослужащие, у которых при совершении прыжка с парашютом произошел частичный или полный отказ в работе парашютной системы;

з) военнослужащие летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнившие более 70% от установленной нормы годового налета часов*(3);

и) военнослужащие Воздушно-космических сил, Ракетных войск стратегического назначения, несшие боевое дежурство более 90 суток в календарном году в специальных сооружениях, подземных, заглубленных, арочных (обвалованных) командных пунктах, пунктах управления, центрах управления (региональных, территориальных), передающих и приемных радиоцентрах, на узлах и в пунктах радиоуправления;

к) военнослужащие Воздушно-космических сил и Ракетных войск стратегического назначения, работавшие более 90 суток в календарном году с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, генераторами электромагнитных полей и компонентами ракетного топлива;

л) военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения, несшие боевое дежурство более 90 суток в календарном году в составе боевых расчетов подвижных грунтовых ракетных комплексов и ракетных комплексов шахтного базирования;

м) военнослужащие Воздушно-десантных войск, выполнявшие боевые, специальные задачи свыше 30 суток;

н) военнослужащие, которые десантировались внутри боевой техники;

о) военнослужащие старше 40 лет, проходящие службу на должностях, связанных с совершением парашютных прыжков, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более в календарном исчислении, совершившие более 100 прыжков с парашютом и выполнившие в истекшем году установленную годовую норму прыжков с парашютом*(4);

п) военнослужащие Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и непосредственно подчиненных ему воинских частей, выполнявшие более 30 суток специальные задачи (в том числе оперативно-боевые);

р) военнослужащие-гидронавты после походов, испытаний, выполнения специальных задач (работ, упражнений) на глубоководных технических средствах;

с) военнослужащие-космонавты после выполнения космических полетов;

т) военнослужащие, более одного календарного года проходившие военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

*(1) Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие органов военной прокуратуры, военнослужащие военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

*(2) Приложение 8 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г., регистрационный № 24125) (с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 391 «О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный № 33536), от 18 октября 2016 г. № 674 «О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 ноября 2016 г., регистрационный № 44272).

*(3) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2014 г. № 720дсп «Об установлении летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации норм годового налета часов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 ноября 2014 г., регистрационный № 34594).

*(4) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. № 40 «Об утверждении Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 2005 г., регистрационный № 6425).

Приложение № 2
к приказу Министра обороны РФ
от 27 января 2017 г. № 60

Перечень
показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующая им продолжительность медико-психологической реабилитации

* Перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии показаний медико-психологической реабилитации (приложение № 1 к настоящему приказу).

** Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.

Приложение № 3
к приказу Министра обороны РФ
от 27 января 2017 г. № 60

Порядок
и места проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих

1. При проведении медико-психологической реабилитации реализуется комплекс медицинских, психологических и общих оздоровительных мероприятий по восстановлению боеспособности (работоспособности) военнослужащих*.

2. Медико-психологическая реабилитация военнослужащих проводится по территориальному принципу в санаторно-курортных организациях, на базах и в домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации (далее — санаторно-курортные организации), ближайших к месту прохождения службы.

Медико-психологическая реабилитация военнослужащих Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Главное управление) и непосредственно подчиненных ему воинских частей проводится в федеральном казенном учреждении «Войсковая часть 02307» и непосредственно подчиненной Главному управлению санаторно-курортной организации.

3. Командиры воинских частей** ежегодно до 1 августа текущего года направляют в медицинские службы военных округов, Северного флота (далее — военные округа) предварительную информацию о количестве военнослужащих, нуждающихся в проведении медико-психологической реабилитации, и периодах ее проведения на следующий год (далее — потребность).

Начальник Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации организует работу по медико-психологической реабилитации военнослужащих Главного управления и непосредственно подчиненных ему воинских частей в федеральном казенном учреждении «Войсковая часть 02307» и непосредственно подчиненной Главному управлению санаторно-курортной организации.

4. Медицинская служба военного округа:

а) составляет на основе потребности проект плана медико-психологической реабилитации военнослужащих на следующий календарный год (далее — проект плана);

б) направляет до 15 августа текущего года проект плана на согласование в Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации;

в) представляет до 10 декабря текущего года согласованный проект плана на утверждение командующему войсками военного округа;

г) направляет до 25 декабря текущего года:

утвержденный план медико-психологической реабилитации на следующий календарный год в Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации;

выписки из утвержденного плана медико-психологической реабилитации военнослужащих на следующий календарный год командирам воинских частей и начальникам санаторно-курортных организаций.

5. Военнослужащие, подлежащие медико-психологической реабилитации, не позднее трех суток после прибытия в пункты постоянной дислокации воинских частей направляются командирами воинских частей в военно-медицинские организации для определения показаний к медико-психологической реабилитации.

6. Военно-медицинская организация при наличии показаний к медико-психологической реабилитации выносит заключение о наличии показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующей продолжительности ее проведения в соответствии с приложением № 2 к настоящему приказу (далее — заключение).

Показания к проведению медико-психологической реабилитации определяются по результатам медицинского обследования состояния здоровья военнослужащих, оценки степени утомления и уровня боеспособности (работоспособности).

7. Командиры воинских частей на основании заключения не позднее 7 суток с момента прибытия военнослужащего в пункт постоянной дислокации воинской части представляют в санаторно-курортную организацию, в которой планируется проведение медико-психологической реабилитации военнослужащего, заявку на выделение путевки с указанием воинского звания, фамилии, имени и отчества (при наличии), года рождения военнослужащего, занимаемой должности, сроков медико-психологической реабилитации, с приложением копии заключения.

8. Начальник санаторно-курортной организации, в которой планируется проведение медико-психологической реабилитации военнослужащего, рассматривает представленную заявку и при ее соответствии требованиям, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, не позднее трех суток с момента ее поступления оформляет уведомление о предоставлении путевки на медико-психологическую реабилитацию военнослужащего (далее — Уведомление).

Уведомление направляется командиру воинской части, копия — начальнику медицинской службы военного округа.

9. Перечень документов, необходимых для предъявления военнослужащим при поступлении в санаторно-курортную организацию для проведения медико-психологической реабилитации:

а) удостоверение личности военнослужащего (военный билет);

б) медицинская книжка (для летного состава — вкладыш медицинской книжки) с заключением о наличии показаний к медико-психологической реабилитации;

в) Уведомление;

г) выписка из приказа командира воинской части (начальника, руководителя организации) о направлении на медико-психологическую реабилитацию;

д) отпускной билет;

е) продовольственный аттестат для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (дата снятия их с довольствия указывается исходя из фактического времени пребывания в санаторно-курортной организации).

10. Командир воинской части обеспечивает выдачу военнослужащему, направляемому на проведение медико-психологической реабилитации, документов, предусмотренных подпунктами «в» — «е» пункта 10 настоящего Порядка.

11. В санаторно-курортной организации на военнослужащего оформляется путевка. На путевке делается отметка «Бесплатно, для медико-психологической реабилитации».

12. По итогам проведенной медико-психологической реабилитации военнослужащему санаторно-курортной организацией выдается выписной эпикриз, отрывной талон к путевке, вносится соответствующая запись в медицинскую книжку военнослужащего (для летного состава — во вкладыш медицинской книжки).

13. В период проведения медико-психологической реабилитации военнослужащего в санаторно-курортной организации при выявлении показаний к стационарному лечению военнослужащий направляется санаторно-курортной организацией в соответствующую военно-медицинскую организацию с уведомлением командира воинской части и начальника медицинской службы военного округа в срок не позднее одних суток с момента направления.

* Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие органов военной прокуратуры, военнослужащие военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

** Начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления, его заместители, руководители военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, его заместители и военные прокуроры окружного звена.

Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному человеку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических закономерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после перенесенного инфаркта миокарда.
Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, — все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и методиста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.
Однако и при нормальном психическом состоянии особенности личности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции на болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.
В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функционирование различных органов.
Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков.
Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в него веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность.
Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт.

Задачи

Важнейшие задачи психической реабилитации — всемерное ускорение нормального процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни (инвалидности) жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся болезненных психических нарушений.
Решение этих задач возможно только на основе глубокого изучения всего диапазона психических изменений в динамике на всех этапах заболевания, природы этих изменений, анализа «внутренней картины» болезни, включая динамику доминирующих переживаний, исследование социально-психологических факторов, определяющих психическое состояние больного (инвалида) в разные сроки от начала болезни.

Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

— характер динамики основного болезненного процесса;
— длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;
— характер инвалидности;
— психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;
— начало возвращения к трудовой деятельности.
Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством психогигиены и психопрофилактики.

Основные методы психической реабилитации:

— различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.);
— психогигиена;
— психопрофилактика;
— в некоторых случаях — лекарственные препараты психотропного действия;
— благожелательная обстановка в семье и коллективе;
— эстетотерапия;
— физические тренировки;
— лечение трудом (трудотерапия).
Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Разница оказалась разительной. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,3%, то среди работающих инвалидов — лишь 13,3%.
Большое значение в психической реабилитации имеет благожелательная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живительные свойства которого всегда высоко ценились.
К сожалению, недостаточно внимания уделяется состоянию психического здоровья населения. Довольно часто можно встретить людей, которые непростительно мало заботятся о своем психическом здоровье, а то и вовсе не думают о нем. Только халатностью можно объяснить отсутствие режима в работе и отдыхе, безрассудное отношение ко сну и свободному времени и злоупотреблению вредными привычками. Разве не халатность это по отношению к своему здоровью и к здоровью окружающих, когда мы повышаем голос, сердимся и ругаемся?
К сожалению, основные истины психогигиены далеко не так популярны, как правила сохранения физического здоровья. С одной стороны, люди меньше знакомы с условиями сохранения психического здоровья, с другой — не придают значения тому, что им известно. Все это может привести к развитию психических расстройств.
Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Опубликовал Константин Моканов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ИНСУЛЬТА В УСЛОВИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

Опубликовано в 2016, Выпуск Апрель 2016, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | 1 коммент.

Ермакова Н.Г.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ИНСУЛЬТА В УСЛОВИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

Аннотация

На основании теоретического и экспериментального исследования разработана модель (принципы, этапы, методы) психологической реабилитации. Этапы психологической реабилитации больного отражают динамику изменений системы отношений личности (к самому себе, к заболеванию, к социуму). В исследование выявлены ведущие психологические проблемы личности больного на каждом этапе психологической реабилитации и обозначены мишени воздействия в процессе психологической помощи. Исследовано 1200 больных после инсульта.

Ключевые слова: инсульт, восстановительное лечение, психологическая реабилитация.

Ermakova N.G.

Abstract

Keywords: stroke, rehabilitation treatment, psychological rehabilitation.

Инсульт оказывает негативное психосоциальное воздействие на больного, резко изменяя стиль жизни и нормальный контроль над окружающей средой .

После перенесенного мозгового инсульта 75-80 % из выживших больных полностью утрачивают работоспособность и лишь 13 % остаются на прежней работе. Тяжесть последствий заболеваний нервной системы показала необходимость длительного целенаправленного восстановления нарушенных функций, при невозможности полноценного восстановления –приспособление к дефекту и обеспечение максимально возможного уровня социальной и психологической адаптации больных.

Лечение и реабилитация инсульта является сложной общебиологической и психосоциальной проблемой, решение которой предполагает наличие биопсихосоциального подхода .

Комплексность, поэтапность, непрерывность и индивидуализация лечебных воздействий являются главными условиями полноценной реабилитации и включают в себя биологические методы воздействия (лекарственную терапию, лечебную физкультуру, механотерапию, физиотерапию, эрготерапию) и психосоциальные методы воздействия(трудотерапию, терапию занятости, и психологическую помощь ).(Демиденко Т.Д.,Ермакова Н.Г.,2004;)

Факторами затрудняющими реабилитацию, наряду с соматическими заболеваниями и осложнениями являются, когнитивные нарушения, эмоциональные расстройства, патологические реакции личности на болезнь, что делает актуальным изучение психологического аспекта реабилитации; организацию обоснованной психологической помощи и создание программ психологической реабилитации Теоретические обоснования программ реабилитации больных после инсульта в отечественной литературе носят преимущественно общебиологический (клинический)характер; психосоциальный аспект проблемы представлен недостаточно .

В литературе доминирует синдромоцентрированный подход к лечению больных после инсульта и ориентирован, преимущественно на биологические (физические)методы лечения.

Теоретико-методологические обоснования психологического аспекта реабилитации больных после инсульта в литературе представлено недостаточно, не существует единой модели восстановления личности (самоотношения, ценностных ориентаций, установок личности, эмоциональной сферы) больного после инсульта, что делает исследования в этом направление актуальным.

Исследование психологических особенностей больных после инсульта позволяет выявить степень когнитивных нарушений и ресурсы восстановления нарушенных функций; .выявить эмоциональные и личностные проблемы, препятствующие адаптации; выявить возможные психотерапевтические мишени воздействий для формирования программ психологической помощи;

На основании анализа литературы по проблемам реабилитации больных после инсульта и экспериментально-психологического исследования (исследовано 1200 больных после инсульта в процессе реабилитации в стационарном центре городской больницы №40 Санкт-Петербурга) нами разработана концепция психологической реабилитации. Концепция психологической реабилитации включает принципы, модель, этапы психологической реабилитации больных после инсульта.

Психологическая реабилитация определяется нами, как система многокомпонентных психологических воздействий, направленных с одной стороны на больного, с целью достижения психологической адаптации больного после инсульта; с другой стороны направленных на микросоциум больного, с целью создания психотерапевтической среды в его окружении.

Психологическая реабилитация, как система психологических воздействий на больного на разных этапах реабилитации направлена на формирование у больного психологических установок реабилитации: приверженности к лечению, сотрудничества с персоналом, активности в лечении, установок здорового образа жизни; целью которых является достижение психологической адаптации больного после инсульта к условиям жизни.

Концепция психологической реабилитации больных с последствиями инсульта представляет собой согласованную систему психологических личностно-ориентированных воздействий на больного(программ психологической помощи), ориентированных на коррекцию проблем адаптации больных на каждом этапе психологической реабилитации в системе биопсихосоциального подхода.

Наряду с психологической помощью больному в процессе психологической реабилитации необходима психологическая поддержка микросоциума, гуманистически ориентированной реабилитационной среды (родственников, медперсонала и сообщества больных),которая составляет терапию средой(milieu therapy).

Программа психологической реабилитации включает помощь больному, находящемуся на определенном этапе психологической реабилитации, и помощь в организации психотерапевтической среды больного (работа с родственниками, с медперсоналом,с сообществом больных).

Принципы концепции психологической реабилитации образуют научно-методическое обеспечение построения программ психологического воздействия.

Принципы психологической реабилитации:

1.Ведущая роль личности в построение программ психологической помощи в реабилитации: выявление проблем личности на каждом этапе реабилитации, и их коррекция.

2.Поэтапность психологической реабилитации. Этапы психологической реабилитации отражают динамику изменений системы отношений личности больного (к самому себе, к заболеванию и лечению, к микро- и макросоциуму) после перенесенного заболевания. На каждом этапе происходит приспособительная изменчивость системы отношений личности: самопринятие и самопомощь; формирование приверженности к лечению,и сотрудничество с персоналом; принятие новой социальной роли, принятие нового смысла жизни.

3.Информирование(осведомленность) больного о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению : приверженность к лечению( комплайентность); сотрудничество с персоналом; активность в самостоятельных занятиях; формирование установок здорового образа жизни; и готовность больного к выполнению психологических условий реабилитации.

4.Ориентирование больного на формирование установок здорового образа жизни, как условие психологической профилактики повторного инсульта.

5.Индивидуальность –учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных)при построение индивидуальной программы психологической реабилитации.

6.Разноуровневость воздействий, одновременно на разных уровнях психической регуляции: биологической (психофизиологической), внутриличностной и межличностной.

7.Непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации(на стационарном и амбулаторном этапе.) .

8.Осведомленность и заинтересованность больного в выполнение назначений и реабилитационных рекомендаций специалистов после выписки из стационара, в домашних условиях, как фактор непрерывности выполнения реабилитационных режимов нервно-психической и физической нагрузки,направленной на закрепление результатов лечения и профилактику повторного инсульта.

9.Ориентация родственников больного на создание щадящей, гуманистической среды в домашних условиях.

Этапы медицинской реабилитации выделяются на основании биологически обусловленных возможностей организма больного к восстановлению (нейропластичность,) и к перестройке нарушенных функций.Этапы разделяются на временные периоды, в зависимости от возможностей организма к восстановлению нарушенных функций.

.Наибольшие возможности мозга к восстановлению в острейший период-в период терапевтического окна (до 4-6 часов от начала заболевания). Наиболее ранние медицинские вмешательства в остром периоде способствуют профилактике тяжелых осложнений после инсульта.

В восстановительном лечении выделяют ранний реабилитационный период (от2- до6 месяцев после инсульта), поздний реабилитационный период (от 6 до 12 месяцев) и резидуальный период после инсульта (более 12 месяцев), когда возможности восстановления значительно снижены. .Ведущим критерием эффективности реабилитации является достижение самообслуживания и физической независимости больного(шкальные оценки по шкале Бартела,ФИМ и др).

Ведущими механизмами реабилитации являются восстановление нарушенных функций и компенсация (замещение функции, приспособление с помощью различных средств(биологических, ортопедических средств, помощи персонала и родственников).Восстановление и компенсация дополняют друг друга и способствуют адаптации больного к окружающей среде .

Этапы психологической реабилитации больного отражаются в динамике субъективных изменений системы отношений личности больного (к самому себе, к заболеванию и лечению, к микро и макросоциуму)(Ермакова Н.Г.,2014)..

В процессе теоретического и эмпирического исследования нами выявлены ведущие психологические проблемы личности больного на каждом этапе психологической реабилитации и обозначены мишени воздействия в процессе психологической помощи.

Этапы психологической реабилитации имеют личностно-обусловленные ориентиры .

1 этап психологической реабилитации (от2-6 мес). На первом этапе последствия перенесенного инсульта приводят к изменению психических процессов и личности больного; сопровождаются двигательными и чувствительными расстройствами, в связи с нарушением адекватной афферентации, нарушением активирующего влияния ретикулярной формации, что также приводит к искажению самовосприятия и личности больного.

Медицинская реабилитация на первом этапе направлена на восстановление нарушенных функций с применением биологических методов (лекарственная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура, механотерапия).

Психологическая реабилитация на первом этапе направлена на восстановление интегративного образа. «Я»

Нарушения суставно-мышечного чувства, тактильной, болевой, вестибулярной, перцептивной чувствительности, препятствуют в раннем восстановительном периоде формированию адекватного интегративного образа «Я». Наряду с этим происходит децентрация образа «Я», свеобразное изменение схемы тела с ориентацией на нарушенные функции тела.

На этапе ранней реабилитации затруднена психологическая адаптация больного к изменившемуся образу «Я», принятие себя таким, какой есть после заболевания; возникают трудности принятия нарушенных двигательных и когнитивных функций, самопринятия. Осознание трудоемкости и длительности восстановительного периода; сопровождаются переоценкой тяжести состояния и недооценкой собственных возможностей; ипохондрическими и депрессивными реакциями на болезнь, снижением самооценки, что затрудняет включение больного в реабилитационный процесс. Нарушение когнитивных функций также в значительной степени снижают возможности самообслуживания и восстановления независимости в повседневной жизни, а также снижают самооценку больного и качество жизни.

Психологическая помощь на первом этапе направлена на коррекцию самоотношения, на помощь в принятие нарушенных двигательных и когнитивных функций, на выявление внутренних ресурсов, сохранных сторон организма и личности. Самопринятие происходило через принятие другими(психологом, группой),через принятие микросоциумом (родственниками, медперсоналом, соседями по палате).

На первом этапе с больным со значительными двигательными и когнитивными нарушениями проводилась индивидуальная психологическая коррекция, направленная на восстановление целостности «Я», формирование приверженности к лечению и готовности к сотрудничеству с персоналом, самопомощи. Больные включались также в малогрупповые занятия(5-6человек), носящие невербальный характер (арттерапия, видеотерапия), направленные на снижение сенсорной, эмоциональной и социальной депривации больных; оказание эмоциональной поддержки..

С больными с двигательными и когнитивными нарушениями средней тяжести психологическая помощь проводилась в группе, направленной на принятие своих когнитивных нарушений в группе коррекции высших психических функций; а также в процессе освоения приемов терапии занятостью, арттерапии.

Индивидуальная и групповая коррекция с применением приемов гуманистической психотерапии способствуют принятию и осознанию болезни, принятию своего нового физического и психического облика, а также принятию ответственности за свое выздоровление и восстановление нарушенных функций, и направлена на формирование приверженности к лечению( комплайенса.).

Критерием адаптированности(клиническим) на первом этапе является восстановление самообслуживания( достижение физической независимости в перемещении в кровати, в приеме пищи, в посещении туалета, самостоятельной ходьбы на небольшое расстояние(в палате, по квартире).-частичная зависимость(шкала Бартела- 85 баллов).

Критерием адаптированности (психологическим) на первом этапе является достижение позитивного самоотношения: физическое и когнитивное самопринятие; формирование приверженности к лечению; и сотрудничеству с персоналом и самопомощи; наличие социальной поддержки (родственников, близких, социального работника).(средний балл по шкале качества жизни, средние баллы по шкале депрессии и тревожностиHADS;Спилбергера -Ханина)

Таким образом, первый этап психологической реабилитации направлен на коррекцию самоотношения личности и самопринятия – этап интраперсональной коррекции.Первый этап психологической реабилитации самый трудоемкий .Одни больные проходят его за 3-4 месяца, а у других этап может затянуться на более длительный срок(год и более),в зависимости от тяжести последствий инсульта.

2 этап психологической реабилитации (от 6 до 12 месяцев)

На втором этапе психологической реабилитации ведущей проблемой явились проблемы межличностных отношений в семье и в ближайшем окружение; связанные с утратой и изменением социальных ролей; дефицитом социальной поддержки. Задача второго этапа психологической реабилитации –исследование и коррекция межличностных отношений. Программа психологической помощи была направлена на помощь в осознание и коррекции межличностных взаимоотношений, на осознание и принятие личностью новой социальной роли; проводился психологический тренинг в группе. В процессе общения с другими людьми происходит интериоризация социальных норм и отношений психотерапевтической среды, укрепляющей и утверждающей в правах самооценку, самоотношение больного, путем приятия его.

Медицинская реабилитация на втором этапе направлена на продолжение восстановления нарушенных функций с применением биологических методов: лекарственная терапия, физиотерапия( массаж, электролечение, ванны ), лечебная физкультура(индивидуально и в группе ),механотерапия; и направлена на профилактику вторичного инсульта.

Критерием адаптированности (клиническим) является расширение возможностей самообслуживания: больной самостоятельно выходит на улицу, может приготовить еду. Необходимая помощь в приеме ванны,оплаты счетов,оформление документов; покупке лекарств, продуктов: .частичная зависимость-90 баллов по шкале Бартела.

Критерием адаптированности (психологическим) является принятие больным изменившегося социального статуса, готовность к межличностным коммуникациям, восстановление когнитивных функций(норма по шкале MMSE) восстановление коммуникативной функции речи, низкий уровень депрессии и тревоги(Спилбергера-Ханина,HADS),. наличие социальной поддержки (родственников,близких,социального работника).

Таким образом, второй этап психологической реабилитации–этап интерперсональной коррекции личности

3 этап психологической реабилитации(больше 12 месяцев от начала заболевания.). На третьем этапе ведущей психологической проблемой у больных являлась проблема формирования новых жизненных ценностей и смысла жизни.

Для многих больных последствия заболевания приводили к значительному снижению работоспособности, вследствие двигательных, когнитивных нарушений; возникала необходимость завершения трудовой деятельности или продолжения её в измененных условиях. Снижение трудовых возможностей, препятствия в реализации профессиональных навыков, нередко приводило к фрустрации, невротическим, астено-депрессивным реакциям на заболевание и его последствия. У больных возникала необходимость пересмотра жизненных ценностей и выработки новых целей жизни; а также освоение приемов совладания со стрессом

Медицинская реабилитация на третьем этапе направлена на продолжение восстановления остаточных проявлений нарушений функций с применением биологических методов ( лекарственная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура(в группе ,в зале, терренкуры),механотерапия;) и вторичной профилактике инсульта.

Критерием адаптированности (клиническим) на третьем этапе –восстановление физической независимости(шкала Бартела -100 баллов),когнитивной независимости (восстановление когнитивных и регуляторных функций) и возвращение к посильной трудовой деятельности .

Критерием адаптированности (психологическим) формирование установок здорового образа жизни, как осознанная профилактика рецидива:(выполнение гипохолестериновой диеты, контроль АД, регулярный прием необходимых лекарственных средств, дозированность физичесокой и нервно-психической нагрузки).Уважение к своему организму и забота о здоровье ;осознание первостепенной ценности здоровья, реализация нового смысла жизни.

Программа психологической помощи на третьем этапе психологической реабилитации была направлена на стабилизацию системы отношений личности; формирование новой концепции жизни, овладение приемов совладания со стрессом.Проводилась психологическая коррекция в группе .направленная на коррекцию ценностных ориентаций; обучение навыкам аутогенной тренировки, медитации, арттерапии.

Третий этап решает задачи стабилизации образа «Я», формирование нового смысла жизни.

3 этап психологической реабилитации– этап стабилизации отношений и роста личности.-экзистенциально-психологический.

На основании выявленных психологических проблем,мишеней психологического воздействия, были сформированы программы психологической помощи в процессе психологической реабилитации со специально разработанными и адаптированными к данной категории больных методами .

Программы психологической помощи на каждом этапе психологической реабилитации направлены на коррекцию отношений личности ( к самому себе, к болезни и к лечению, к социуму) и направлены на адаптацию больных после инсульта к изменившимся условиям жизни.

Другим направлением психологической помощи были мероприятия по формированию психотерапевтической среды отделения(центра).Система мероприятий по формированию терапевтической среды состояла в работе с родственниками больных, с медперсоналом и с сообществом больных по специально разработанным программам.

При работе с родственниками использовалось информирование и семейное консультирование. Родственникам предоставлялась информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоционального состояния, реакций личности на заболевание; о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного, локализации очага поражения.

Семейное консультирование. Проводилось консультирование родственников, принимающих непосредственное участие в восстановительном лечение; и консультирование больного, направленное на улучшение их взаимодействия и сотрудничества, и на формирование общей цели деятельности. Запрос на семейное консультирование мог поступать от больного или от его родственника.

Работа с медперсоналом. Весь медицинский и вспомогательный персонал клиники (врачи, медсестры, методисты ЛФК, массажисты, трудотерапевты и библиотерапевты, и др.) являются проводниками норм психотерапевтической среды в процессе лечебного воздействия на больного;ориентированной на эмоциональную поддержку и формирование у больного позитивной лечебной перспективы. При работе с персоналом проводилось чтение лекций, проведение семинаров по основам медико-психологических знаний, тренингов.

Работа с сообществом больных. В работе с сообществом больных проводилась просветительская работа, направленная на формирование установок здорового образа жизни, оптимистической жизненной перспективы. Осуществлялась организация чтения лекций в «Школе здоровья» силами врачей центра. Проводились занятия в клубе » Мир вокруг нас», организованном психологом. Больные рассказывали о своих профессиях и о возвращении в профессию; проводилась культуротерапия; кинотерапия. Работа была направлена на создание оптимистичной лечебной и жизненной перспективы.

Вывод. Психологическая помощь при реабилитации больных после инсульта способствует восстановлению нарушенных функций, адаптации больного в окружающей среде, профилактике повторного инсульта.

Психотерапевтически ориентированная лечебная среда способствует созданию позитивной лечебной и жизненной перспективы у больных, повышение собственной ответственности больного за исход лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *