История развития теплоэнергетики

История развития теплоэнергетики в России (стр. 1 из 2)

1. История развития энергетики и современное ее состояние. 2

2. Краткий исторический очерк развития термодинамики. 4

3. Развитие теплоэнергетики в Санкт-Петербурге. 6

4. История развития тепловых сетей Москвы.. 9

5. Солнечная теплоэнергетика. 13

1. История развития энергетики и современное ее состояние

Для истории развития энергетики характерны четыре основных периода. Первый из них начался в 1920 г., когда VIII Всероссийским съездом Советов был принят план электрификации России (ГОЭЛРО). Этим планом предусматривалось опережающее развитие энергетики, сооружение 30 крупных районных станций, использование местных топлив, развитие централизованного энергоснабжения, рациональное размещение электростанций на территории страны. Задания плана ГОЭЛРО были выполнены уже в 1931 г.

За годы Великой Отечественной войны выработка электроэнергии снизилась почти в два раза, около 60 крупных станций было разрушено. Поэтому основной задачей второго периода развития энергетики (1940-1950 г.г.) было восстановление разрушенного энергетического хозяйства.

Для третьего этапа развития энергетики (1951-1965 г.г.) характерна концентрация энергоснабжения за счет создания объединенных энергосистем, строительство мощных тепловых электростанций, сооружение первых атомных станций.

Четвертый период (с 1966 г. по настоящее время) характеризуется переходом к качественно новому уровню развития топливно-энергетического комплекса. Внедряется блочная схема компоновки электростанций, причем мощность блоков непрерывно повышается. Пар сверхкритических параметров теперь используется не только на конденсационных электростанциях (КЭС), но и на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ). Формируется единая энергосистема страны.

До 1975 г. в СССР проводился курс на повышение расхода газа и мазута на нужды энергетики. Это позволило в короткий срок и без значительных капитальных затрат укрепить энергетическую базу народного хозяйства. Позже было решено, что дальнейший рост энергетического потенциала Европейской части страны должен осуществляться за счет строительства гидравлических и атомных станций, а в восточных районах — за счет тепловых станций, работающих на дешевых углях.

Основные запасы органических топлив (угля, нефти, газа) расположены в восточной части страны, чаще всего в труднодоступных районах. Поэтому особое значение приобретает проблема экономии топливно-энергетических ресурсов.

Дальнейшая централизация теплоснабжения за счет строительства мощных ТЭЦ и котельных позволит получить значительную экономию топлива. Однако сооружение ТЭЦ экономически целесообразно лишь при наличии крупных централизованных потребителей теплоты. Другой путь снижения расхода топлива — применение теплонасосных установок, которые могут использовать как естественные источники теплоты, так и вторичные энергоресурсы.

2. Краткий исторический очерк развития термодинамики

До 50-х годов XIX века наука рассматривала теплоту как особое невесомое, неуничтожимое и несоздаваемое вещество, которое имело название теплород. М.В.Ломоносов был одним из первых, кто опроверг эту теорию. В своей работе “Размышление о причинах теплоты и холода”, изданной в
1774 г. он писал, что теплота является формой движения мельчайших частиц тела, заложив тем самым основы механической теории теплоты. М.В.Ломоносов один из первых высказал идею закона сохранения энергии. В его формулировке этого закона еще не содержатся количественные соотношения, но, несмотря на это, отчетливо и полно определяется сущность закона сохранения и превращения энергии.

Лишь столетие спустя этот закон благодаря работам Майера, Гельмгольца, Джоуля получил всеобщее признание. В 1842 году появилась работа естествоиспытателя Майера “Размышления о силах неживой природы”. Его формулировка первого закона термодинамики в основном была философски умозрительной. В 1847 году была издана монография немецкого врача Гельмгольца “О сохранении силы”, где подчеркивается общее значение первого начала как закона сохранения энергии, дается его математическая формулировка и приложение к технике. В 1856 году Джоуль экспериментально доказал существование этого закона.

В 1824 году появился труд французского инженера Сади Карно “Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу”, в котором были заложены основы термодинамики. В этой работе он указал причины несовершенства тепловых машин, пути повышения их коэффициента полезного действия (кпд), сформулировал второй закон термодинамики, идеальный цикл тепловых машин (цикл Карно) и другие важные положения термодинамики.

В 1906 г. Нернст сформулировал третье начало термодинамики, в котором предположил, что с приближением абсолютной температуры к нулю интенсивность теплового движения и энтропия стремятся к нулю. Принцип недостижимости абсолютного нуля температур — одно из следствий известной тепловой теоремы Нернста.

Существует еще понятие так называемого нулевого начала термодинамики. Изучая явления в рамках классической термодинамики, как правило, отвлекаются от характера молекулярного и атомного строения вещества. При исследовании явлений обращают внимание исключительно на макроскопические свойства системы, которые оцениваются по опытным данным измерения макроскопическими приборами: термометрами, калориметрами, манометрами и т.д. Поэтому классическая термодинамика является феноменологической наукой. Таким образом, в классической термодинамике отвлекаются от движения микрочастиц тела и рассматривают лишь результат этого движения, который есть не что иное, как температура тела. Это и есть нулевое начало термодинамики. Оно формулируется в виде следующей аксиомы: все тела при тепловом равновесии обладают температурой. Нулевое начало является исходным положением термодинамики, так как тепловое движение происходит во всех телах. Оно неуничтожимо, как неуничтожимо всякое движение в природе.

В конце XIX века Л.Больцманом и У.Гиббсом были заложены основы статистической термодинамики. В отличие от классической термодинамики она позволяет вычислить макроскопические характеристики по данным о состоянии микрочастиц тела — их расположению, скоростях, энергии. У.Гиббс внес существенный вклад и в классическую термодинамику, разработав метод потенциалов, установив правило фаз и др.

После создания фундамента термодинамического метода началась разработка его приложений и, прежде всего, к теории тепловых машин. Большое значение имело введенное Ж.Гюи и А.Стодолой понятие работоспособности теплоты, или максимальной технической работы, которую можно получить от имеющегося количества теплоты в заданном интервале температур. В 1956 году Р.Рант дал этой величине название “эксергия”. В отличие от энтропии, всегда возрастающей в реальных процессах, в отличие от энергии, количество которой строго сохраняется (согласно первому закону термодинамики), эксергия — запас работоспособности или это то количество полезной работы, которое можно получить от имеющейся теплоты в заданном интервале температур.

3. Развитие теплоэнергетики в Санкт-Петербурге

Звание первого отечественного теплоэнергетика по праву принадлежит петербуржцу, Николаю Александровичу Львову(1753-1803), выпустившему в 1795 году двухтомник «Русская пиростатика», в котором описывалось устройство «воздушных» или «духовых» печей его собственной конструкции. Как это часто бывает, новаторство петербургского ученого не было в полной мере оценено его современниками. Только лишь через сто лет обогрев помещений с помощью нагретых воздуха или воды получил широкое применение.

Первая установка централизованного нагревания воздуха в водо-воздушной системе отопления и вентиляции была применена в XIX веке в здании Петербургской Академии художеств. Она обогревала два больших зала, объемом более 3000 куб.метров.

А в 1909 году, опять-таки в Петербурге, в здании Михайловского театра была смонтирована первая в России насосная система водяного отопления. Автором проекта этой системы был Н.П. Мельников. Тем не менее, до революции в Петербурге большинство жилых домов отапливалось с помощью дровяных печей. По данным историков, в городе незадолго до революции насчитывалось всего 102 дома (из, примерно, 40 тысяч) с центральным отоплением от местных котельных.

Официальной датой начала теплофикации города на Неве можно считать 25 ноября 1924 года, когда впервые в шестиэтажный дом на наб. реки Фонтанки было подано тепло по проложенному теплопроводу. Вскоре тепло стало поступать и в другие общественные и жилые здания, в числе которых были Обуховская больница и Казачьи бани.

К 1927 году по трубопроводам тепло стало поступать в Александрийский театр, Публичную библиотеку и Госбанк. Затем была проложена Рузовская магистраль, для теплоснабжения зданий по загородному проспекту и Рузовских казарм. ГЭС №3, от которой производилось теплоснабжение всех этих зданий, была переоборудована для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Она стала первой отечественной теплоцентралью, а Ленинград – пионером теплофикации.

Новый способ обогрева помещений, без помощи дров, угля или торфа понравился горожанам, и стал быстро распространяться, (тем более, что он был наиболее эффективным и экономически выгодным). Так, если в 1928 году централизованно отапливалось всего 32 здания, а протяженность тепловых сетей в городе составляла лишь 5 километров, то в 1935 году длина тепловых сетей увеличилась до 56 километров, к которым было подключено около 400 зданий, а к 1941 году централизованным теплоснабжением обеспечивалось уже 1648 зданий. Длина сетей тогда составляла уже 75 километров.

Столь быстрому росту и развитию централизованного теплоснабжения не приходится удивляться – в конце 1931 года было принято специальное обращение ЦК и Совнаркома СССР о превращении Ленинграда в образцовый центр городского хозяйства. А через 7 лет — 17 июня 1938 года вышло Постановление СНК о создании в системе Ленсовета Топливно-энергетического управления (ТЭУ) – родоначальника сегодняшнего Топливно-энергетического комплекса города.

История теплоэнергетики

  • •История теплоэнергетики
  • •История теплоэнергетики
  • •Лекция 1. Тема: Энергия и энергетика
  • •Виды энергии и развитие человеческого общества
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 2 Тема: Количественные показатели энергетики
  • •Естественные ресурсы
  • •Предпосылки развития гидроэнергетики
  • •Водяные колеса
  • •Гидравлический двигатель
  • •Гидроэнергетика и теплоэнергетика
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 3, 4.
  • •Тема: Предпосылки возникновения теплоэнергетики
  • •Источники тепловой энергии
  • •Процесс перехода от гидроэнергетики к теплоэнергетики
  • •Начальный период развития теплового двигателя
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 5, 6 Тема: Цикл парового двигателя Папена Этап отделения теплового двигателя от рабочей машины
  • •Лекция 7,8. Тема: Появление универсального парового двигателя Революция в промышленности в середине XVIII в. Первые практические действующие универсальные паровые машины
  • •Специализация паросиловых установок и дальнейшее развитие паровых машин
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 9. Тема: Паровой котел
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 10. Тема: Возникновение парового транспорта
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 11. Тема: Двигатели внутреннего сгорания
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 12. Тема: Паровая турбина
  • •Газовая турбина
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 13,14. Тема: Тепловые машины и их влияние на окружающую среду
  • •Развитие первичной энергетики в связи с электрификацией
  • •Вопросы для самопроверки Лекция 15. Тема: Развитие котлостроения
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 16. Тема: Развитие паровых турбин
  • •Развитие гидравлических турбин
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Лекция 17,18. Тема: Развитие тепловых электростанций
  • •Развитие гидроэлектростанций
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Темы для рефератов
  • •Литература

ЧАСТЬ 1. Теплоэнергетика

  • Введение
  • ЧАСТЬ 1. Теплоэнергетика
    • Раздел 1. Основные понятия в теплоэнергетике
      • 1.1. Основные понятия в теплоэнергетике
      • 1.2. Типы тепловых электростанций и принцип их работы
    • Раздел 2. Паровые и водогрейные котлы
      • 2.1. Общие сведения, классификация паровых и водогрейных котлов
      • 2.2. Органическое топливо и типы топочных устройств для его сжигания
      • 2.3. Паровые котлы малой и средней производительности
      • 2.4. Паровые энергетические котлы
      • 2.5. Паровые котлы энергоблоков ТЭС
      • 2.6. Котлы-утилизаторы и энерготехнологические котлы
      • 2.7. Создание и усовершенствование водогрейных котлов
      • 2.8. Водогрейные котлы малой мощности
      • 2.9. Водогрейные котлы для коммунальной энергетики
      • 2.10. Водогрейные котлы для централизованного теплоснабжения
      • 2.11. Электрокотлы
      • 2.12. Современное состояние и направления развития котлостроения
      • 2.13. Состояние котельного хозяйства в Украине и направления его модернизации
    • Раздел 3. Паровые и газовые турбины
      • 3.1. Эволюция паровых турбин и их основные типы
      • 3.2. Основные элементы современных паровых турбин
      • 3.3. Основы эксплуатации паровых турбин
      • 3.4. Состояние паротурбинного оборудования в Украине
      • 3.5. Пути совершенствования конструкций паровых турбин в мире
      • 3.6. История развития энергетического газотурбостроения
      • 3.7. Основные элементы энергетических газотурбинных установок и их назначение
      • 3.8. Создание и развитие парогазовых и газопаровых установок, их классификация
      • 3.9. Современное состояние стационарного энергетического газотурбостроения и пути его развития
    • Раздел 4. Тепловые электростанции
      • 4.1. Конденсационные электростанции
      • 4.2. Теплоцентрали — предприятия комбинированной выработки теплоты и электроэнергии. Теплофикация
        • 4.2.1. Когенерационные установки в системе теплофикации
      • 4.3. Электростанции с парогазовыми и газопаровыми установками
      • 4.4. Малые и модульные электростанции
        • 4.4.1. Передвижные электростанции
        • 4.4.2. Стационарные малые электростанции
        • 4.4.3. Микроэлектростанции
    • Раздел 5. Централизованное теплоснабжение крупных городов
      • 5.1. Динамика развития и современное состояние системы теплоснабжения г. Киева
      • 5.2. Система теплоснабжения городов Москвы и Санкт-Петербурга
      • 5.3. Особенности систем теплоснабжения североевропейских стран (Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии)
    • Раздел 6. Перспективы развития тепловой энергетики
  • ЧАСТЬ 2. Гидроэнергетика
    • Раздел 1. Сооружение первых гидроэлектростанций. Этапы развития гидроэнергетики
      • 1.1. Начальный этап развития гидроэнергетики (конец XIX – начало ХХ в.)
      • 1.2. Развитие гидроэнергетики с начала и до середины XX века
      • 1.3. Современный этап развития гидроэнергетики (с середины XX в.)
    • Раздел 2. Гидроэнергетические ресурсы, их использование. Принципиальные схемы, параметры, режимы работы ГЭС и ГАЭС
      • 2.1. Энергия и мощность водотоков
      • 2.2. Гидроэнергетические ресурсы и их использование
      • 2.3. Регулирование речного стока
      • 2.4. Принципиальные схемы использования гидравлической энергии на ГЭС
      • 2.5. Основные энергетические параметры ГЭС
      • 2.6. Принципиальные схемы работы ГАЭС
      • 2.7. Основные энергетические параметры ГАЭС
      • 2.8. Режим работы ГЭС и ГАЭС в объединенных энергосистемах
      • 2.9. Комплексное использование и охрана водных ресурсов
    • Раздел 3. Каскады ГЭС. Территориально-производственные комплексы и энергокомплексы
      • 3.1. Каскады ГЭС
      • 3.2. Территориально-производственные комплексы и энергокомплексы
    • Раздел 4. Основные типы, условия эксплуатации, режимы работы ГЭС и ГАЭС
      • 4.1. Основные типы ГЭС и состав сооружений
      • 4.2. Водопроводящие сооружения ГЭC
      • 4.3. Плотины гидроузлов
      • 4.4. Особенности сооружений ГАЭС
    • Раздел 5. Технологическое оборудование ГЭС и ГАЭС
      • 5.1. Состав технологического оборудования
        • 5.1.1. Гидросиловое оборудование
        • 5.1.2. Электрическое оборудование
        • 5.1.3. Главные схемы электрических соединений
        • 5.1.4. Вспомогательное оборудование
      • 5.2. Гидротурбины и обратимые гидромашины
      • 5.3. Гидрогенераторы и гидрогенераторы-двигатели
    • Раздел 6. Перспективы развития гидроэнергетики
  • Заключение
  • Перечень сокращений
  • Список использованной литературы
  • Сведения об авторах

Историю энергетики с известной долей условности можно разделить на следующие пять периодов.

Первый период — начало его теря­ется в глубине тысячелетий, конец V—VII вв. Человек обходился му­скульной силой (сначала своей, а потом и животных), теплом Солнца, а позже костра. Источником мускульной силы служила химическая энергия пищи. Энергетические ресурсы не только восстанавливались, но их запасы еще и возрастали. Окружающая среда не подверга­лась «загрязнению».

Второй период — с V—VII вв. до XVIII в. Помимо указанных выше источников энергии (ИЭ) стали использоваться новые, тоже возобновляющиеся: движение воды в реках и ветер. Часть работы стали выполнять водяные колеса и ветряные крылья. Энергетические ресурсы полностью восстанавливались, окружающая среда оставалась «чистой».

Третий период — с XVIII в. до середины XX в. В это время основным ИЭ в развитых странах становится невозобновляемая химическая энергия органического ископаемого топлива: каменного угля, нефти, природного газа и т. п., а основной движущей силой — «движущая сила огня», получаемая в тепловых двигателях. Разви­вается электроэнергетика. Расходуемые энергетические ресурсы уже не восстанавливаются. Происходит все большее «загрязнение» окру­жающей среды.

Четвертый период начался в середине XX в. с освоения энергии деления ядер урана. Он закончится полным исчерпанием (или исполь­зованием в допустимой, по соображениям глобальной безопасности степени) ядерного и термоядерного топлива. В этот период будут расходоваться последние запасы невозобновляемых энергетических ресурсов Земли и проблема охраны окружающей среды станет особенно важной.

Пятый период начнется после окончания четвертого (в случае, если не будут открыты и технически освоены новые ИЭ). Человечеству придется жить в состоянии «динамического равновесия», довольствуясь непрерывно возобновляющимися ресурсами: солнечным излучением, движением вод в реках и морях, энергией ветра, теплом недр Земли, химической энергией растений и т. п. Окружающая среда будет пол­ностью восстанавливаться. В соответствии с поступающей энергией придется регламентировать население Земли, оснащенность его бы­товой, культурной, престижной и другой энерготехникой.

Мы живем в начале четвертого периода, основными энергетичес­кими проблемами которого являются: воспроизводство ядерного топлива деления в реакторах на быстрых нейтронах, техническое ос­воение контролируемого термоядерного синтеза, все более широкое использование возобновляемых энергоресурсов, повышение доли пот­ребления каменного угля и повышение энергетической эффективности всех типов энергетических установок и энергопотребляющих устройств.

Первое четкое упоминание об использовании «движущей силы огня» относится к I в. до н. э., когда Герон Александрийский построил множество различных паровых машин-игрушек, вершиной которых был прообраз реактивно-турбинного двигателя Эолопил (Эол — бог ветра; тогда считали, что вода при нагревании превращается в воздух), и сделал попытку дать теоретическое объяснение их рабочего процесса. Эолопил представлял собой полый металлический шар с впаянными в него на противоположных полушариях открытыми трубками, заги­бавшимися в разные стороны. В шар наливалась вода и подогревалась до кипения. Образовавшийся пар выбрасывался из трубок, создавая реактивные силы, под действием которых шар вращался в трубчатых опорах. Низкий уровень науки и техники и отсутствие потребности в новом двигателе у общества остановили его разработку почти на 1700 лет.

Только в XVII—XVIII вв. — в период промышленной революции, когда началось бурное развитие горнодобывающей, металлургичес­кой, металлообрабатывающей, станкостроительной и других отраслей производства, что вызвало острую потребность в значительно более мощных и удобных силах, чем силы мышц, воды и ветра, взоры снова обратились к «движущей силе огня». Наука тогда отставала от практики и изобретатели продвигались вперед «на ощупь». В 1681 г. ассистент выдающегося физика X. Гюйгенса врач и механик Д. Папен изобретает паровой котел, снабженный предохранительным клапаном, позволяющим регулировать давление пара. Чуть позже X. Гюйгенс, развивая идею Г. Галилея о получении вакуума, предла­гает взрывать для этого порох на дне цилиндра под поршнем. Обратно поршень должен был падать под действием атмосферного давления. С этим устройством родилось сразу два новых принципа — атмосфер­ной паровой машины и двигателя внутреннего сгорания.

Трудности работы с порохом заставили Папена заменить его в 1690 г. водой, подогревавшейся на дне цилиндра до образования пара. Обратно поршень опускался после конденсации пара, которую ус­коряли обливанием цилиндра холодной водой или впрыскиванием ее внутрь.

В книге, выпущенной в 1698 г., Папен впервые дал правильное тер­модинамическое описание процессов в цилиндре своей машины, но ни ему, ни другим изобретателям не пришло в голову разделить эти процессы по разным агрегатам, что сразу повысило бы ее эффектив­ность и решило проблему создания универсального двигателя.

Наиболее острой была тогда проблема откачки воды из все углублявшихся шахт. И первое применение сила пара нашла в паровытеснительных насосах. Англичанин Сэвери получил патент на один из них в 1698 г., не имевших ни одной движущей части. Однако из-за низкой экономичности эти насосы были вытеснены паропоршневыми, раз­работанными в 1705—1712 гг. англичанином Т. Ньюкоменом. В них пар приготавливался в отдельном котле, а поршневой двигатель был отделен от откачивающего воду поршневого насоса. Система клапанов регулировала поступление пара и воды в цилиндры. Эти машины ши­роко применялись, и последняя из них была демонтирована в Англии в 1934 г.

Однако промышленность все более остро нуждалась в универсаль­ном двигателе, не зависящем, как водяные колеса, от места или, как ветряные, — от погоды. И в 1763 г. русский инженер И. И. Ползунов предложил, а к 1766 г. построил такую машину. Она работала на угле, холостой ход исключался с помощью двух цилиндров, работавших на общий вал, парораспределение было автоматическим, правда, машина оставалась пароатмосферной. Изобретатель умер до пуска машины, которая после небольшой неполадки была остановлена и забыта.

В результате слава создания первого универсального паропоршневого двигателя досталась англичанину Д. Уатту. В 1769 г. он получил патент на усовершенствования ньюкоменовской водоподъемной ма­шины: отделение конденсатора от цилиндра и использование в качестве движущей силы вместо атмосферного давления упругости пара, подаваемого сверху поршня. В 1782 г. Уатт ввел двойное действие (пар поочередно поступал сверху и снизу поршня), золотниковое паро­распределение, преобразование поступательно-возвратного движения во вращательное, а в 1788 г. — и центробежный регулятор оборотов. Схема установки стала почти современной.

Число изобретений различных типов двигателей быстро растет, предлагается немало «вечных двигателей», и в 1775 г., за 70 лет до установления закона сохранения энергии и за 90 лет до открытия второго начала термодинамики, Парижская Академия наук первой в мире принимает решение их больше на рассматривать.

Далее путь человеческой мысли ведет в созданию тепловых двига­телей с газообразным рабочим телом — газовых двигателей.

В 1801 г. француз Ф. Лебон патентует поршневой двигатель, рабо­тающий на горючих газах от сухой перегонки древесины с зажиганием их электрической искрой и сгоранием внутри цилиндра. В 1805 г. швейцарец И. Риваз предлагает двигатель на водороде.

В 1816 г. английский священник Р. Стирлинг получает патент на универсальную тепловую машину, состоящую из цилиндра с двумя по-разному движущимися поршнями и регенератора-теплообменника и способную работать на разных топливах как двигатель внешнего сгорания, как холодильник и как тепловой насос (отопитель). Низкий уровень науки и техники не позволил тогда создать высокоэффективные «стерлинги», однако в наше время у этой машины хорошие]перспективы.

В 1824 г. основоположник термодинамики С. Карно предсказывает рабочий цикл четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), соответствующий четырем ходам поршня: 1-й — всасывание воздуха; 2-й — сжатие его, в конце которого подача и сгорание топлива; 3-й — рабочий ход — расширение газообразных продуктов сгорания; 4-й — выпуск их.

В 1860 г. французский механик Ж. Ленуар начинает строить и про­давать ДВС, работающие на светильном газе, с зажиганием от электри­ческой искры, но без предварительного сжатия воздуха, что ограни­чило их к. п. д. 3—6% (как и у паровых машин).

И только в 1877 г. немецкий изобретатель-коммерсант Н. Отто создает, наконец, четырехтактный ДВС с искровым зажиганием и к. п. д. 16—20%. В 1892—1897 гг. немецкий инженер Р. Дизель раз­рабатывает компрессорный с воспламенением от предварительно сильно сжатого в цилиндре воздуха ДВС, оказавшийся самым экономичным. В 1904 г. в России Г. В. Тринклер создает менее громоздкий и еще более экономичный бескомпрессорный дизель.

Так постепенно ДВС превосходят паровые двигатели и по компакт­ности и по экономичности. Поиски новых конструкций двигателей возвращают изобретателей к турбинам, которые из-за отсутствия жаро­стойких материалов, малой точности обработки деталей и по другим причинам не разрабатывались до конца XIX в.

В 1884 г. англичанин Ч. Парсонс патентует паровую реактивную многоступенчатую турбину. В 1889 г. шведский инженер Г. Л аваль получает в Англии патент на расширяющееся сопло, которое позво­ляет в отличие от суживающегося превращать в кинетическую энергию потока высокие перепады давления пара. В 1891 г. паротурбинный двигатель (ПТД) снабжается конденсатором, что делает его более экономичным, чем поршневой, при сохранении превосходства над последним и в удельной мощности, ПТД стал основным двигателем электростанций.

Первый газо(паро)турбинный двигатель (ГТД) с процессом го­рения при постоянном давлении спроектировал и построил русский инженер П. Д. Кузьминский в 1897 г. В 1906 г. В. В. Караводин раз­работал, а в 1908 г. построил и испытал более экономичный ГТД — с пульсирующим процессом (горением при постоянном объеме).

В том же XIX в. открывается принципиальная возможность пря­мого превращения химической и тепловой энергии в электрическую. Этому способствовали работы Л. Гальвани (1791) по изучению «живот­ного электричества» и последовавшие сразу за этим труды А. Вольта, построившего первый гальванический элемент — «вольтов столб» и открывшего «ряд напряжений металлов». И уже в 1801 г. англича­нин Г. Дэви изобретает угольно-кислородный «топливный элемент», который, однако, оказался почти неработоспособным из-за малой реакционной способности угля. После многолетних экспериментов Антуан Беккерель в 1833 г. создает угольно-воздушный топливный элемент, но и ему не удается преодолеть возникшие трудности. При­ходится от твердых топлив отказаться. И в 1839 г. У. Гров строит первый водородно-кислородный элемент, оказавшийся работоспособ­ным, но мало эффективным из-за несовершенных электродов и ряда помех в протекании токообразующих реакций.

В 1821 г. немецкий физик Т. Зеебек открывает термоэлектричество— возможность прямого превращения тепловой энергии в электрическую при нагреве одного из двух спаев цепи, состоящей из двух спаян­ных концами разнородных проводников. В 1834 г. французский ча­совщик Ж. Пельтье, пропуская электроток через такую же цепь, как и Зеебек, обнаружил обратный эффект — в зависимости от нап­равления тока один из спаев нагревался, а другой охлаждался.

Наконец, в 1896 г. Анри Беккерель открывает естественную радио­активность, после чего начинаются интенсивные исследования атомных ядер, приведшие к техническому освоению ядерной энергии.

Так в XIX в. закладываются основы теплоэнергетики XX в.

Паротурбинные двигатели постепенно вытесняют все прочие в электроэнергетике. Их единичная мощность и экономичность быстро растут. В последние годы заводы серийно выпускают блоки котел — турбина мощностью 100, 150,200,300,500 и800МВт с к. п. д. до40—42%. При этом обнаруживается, что дальнейшие затраты на увеличение единичной мощности уже почти не окупаются экономией материалов и горючего. Единичная мощность и экономичность ГТД все еще ниже, чем ПТД, поэтому их применяют для покрытия пиковых нагрузок и в особых случаях. Строятся парогазотурбинные двигатели.

На транспорте применяются все типы тепловых двигателей: на судах — паро- и газотурбинные, ДВС; в авиации — турбореактивные и реактивные; на автотранспорте, на строительных, дорожных и сель­скохозяйственных машинах (включая тракторы) — ДВС.

В середине XX в. начинается быстрое развитие новой энерготехники. В декабре 1942 г. в США под руководством итальянца Э. Ферми был пущен первый ядерный реактор. В 1945 г. американские бомбы были взорваны над Хиросимой и Нагасаки. В\’ 1954 г. была пущена первая в мире атомная электростанция в СССР, а в 1959 г. сдан в эксплуатацию первый атомный ледокол «Ленин». Так началась эра ядерной энерге­тики. Однако энергоресурсы урана и тория, даже при использовании их в быстрых реакторах (работающих с воспроизводством топлива), и термоядерного топлива, включающего тритий (получаемый из лития), сопоставимы с энергоресурсами органических ископаемых горючих, которые быстро истощаются. Поэтому существенное превосходство ядерной энергетики над обычной будет достигнуто только при исполь­зовании реакции синтеза дейтерия с дейтерием, запасы которого почти неисчерпаемы. Но для этого надо решить ряд трудных научно-техни­ческих проблем, на что потребуется не менее 30—40 лет.

Разрабатываются энергетические установки (мощностью до 200— 300 кВт) на дорогостоящих радиоактивных изотопах.

С 1958—1960 гг. на современном уровне науки и техники началось создание энергоустановок на основе давно известных явлений, позво­ляющих непосредственно генерировать электроэнергию: топливных элементов, термоэлектрогенераторов, магнитогазодинамических элект­рогенераторов, солнечных электрогенераторов и т. д. Интенсивно ведутся работы по теплофикационному использованию солнечной энергии.

Такова хронология истории теплоэнергетики, развившейся только в последние 150 лет. А как формировалась теплотехническая наука? В начальный период промышленной революции она отставала от практики, которая служила мощным стимулом ее развития.

Первый фундаментальный труд по теории теплотехники «Размыш­ления о движущей силе огня и машинах, способных развивать эту силу» издал в 1824 г. французский инженер Сади Карно (1796—1832). Он предсказал, что тепловым машинам «суждено совершить большой пе­реворот в цивилизованном мире», и задался целью определить при­чины их несовершенства. В своем труде Карно заложил основы термо­динамики, поскольку там содержались (хотя и полученные с помощью теории «теплорода») и оба начала термодинамики, и ее основные понятия, и идеальный цикл тепловых машин, и другие важные поло­жения.

Работа Карно прошла почти незамеченной. И лишь через 10 лет, после издания «Мемуара о движущей силе теплоты» Б. Клапейрона, она стала почти сенсацей. Клапейрон «перевел» ее на математический язык, вскрыв великое содержание этого труда, и первым применил гра­фический метод исследования работы тепловых машин — метод циклов.

В 1845—1847 гг. трудами Р. Майера, Д. Джоуля, Г. Гельмгольца окончательно формулируется закон сохранения и превращения энергии. «Теперь было доказано, — писал позже Ф. Энгельс, — что все бесчисленные действующие в природе причины, которые до сих пор вели какое-то таинственное, не поддававшееся объяснению существование в виде так называемых сил… являются особыми… формами… энергии…» *) Недоверие к новому закону (названному первым началом термодинамики) быстро рассеивалось благодаря трудам В. Томсона (лорда Кельвина), Р. Клаузиуса, У. Ренкина и др.

В 1853 г. В. Томсон дает первое точное определение энергии (см. с.18). Клаузиус формулирует уже на основе механической теории тепла два начала термодинамики и получает знаменитое выражение к. п. д. идеального цикла Карно при наличии двух источников тепла разной (Т1 > Т2) температуры: ή = (Т1 — Т2)/ Т1. Одновременно публикует свой труд, посвященный термодинамике паров и газов, У. Ренкин. Он тоже доказывает, что в холодильник отводится часть тепла, полу­ченного от нагревателя, другая же — пропорциональная работе — «исчезает».

В 1855—1865 гг. вводятся понятия обратимых и необратимых процессов и энтропии (Клаузиусом) — величины, рост кото­рой в необратимых процессах характеризует ту часть энергии тел, которая не может быть превращена в работу, а рассеивается в виде теплоты. Поскольку все реальные процессы вследствие трения, теплопроводности и конечности времени их протекания необра­тимы, энтропия изолированных систем всегда возрастает. Эту форму­лировку второго начала термодинамики Клаузиус без должных ос­нований распространил на Вселенную, объявив о неизбежности ее «тепловой смерти». Последнее означало, что когда-то вся энергия, имеющаяся на Земле и в других частях Вселенной, превратится в тепло, а равномерное распределение последнего между телами земной природы и Вселенной приведет к выравниванию температуры и к пол­ному прекращению превращений энергии. Эта теория не учитывала бесконечности Вселенной, где процессы рассеивания и концентрации энергии должны чередоваться во времени и пространстве, — иначе как объяснить наличие запасов энергии на Земле и в Солнечной си­стеме? Кроме того, австрийский физик Л. Больцман, один из творцов молекулярно-кинетической теории газов, доказал, что закон возрастания энтропии неприменим к Вселенной еще и потому, что он справедлив лишь для статистических систем, состоящих из большого числа хаоти­чески движущихся частиц, поведение которых подчиняется законам теории вероятностей. Для них возрастание энтропии лишь наиболее вероятно, но с необходимостью должно наступать и маловероятное со­бытие (флуктуация) — ее уменьшение. Во Вселенной же действуют динамические законы.

В те же годы независимо от Больцмана создает законченную систему статистической термодинамики скромный преподаватель колледжа США Д. У. Гиббс. По цельности, глубине и охвату она превосходит теорию Больцмана, но утверждает в принципе те же идеи. В отличие от классической термодинамики, решающей задачи на основе опытных зависимостей между макроскопическими параметрами системы (темпера­тура, давление и т. п.), статистическая термодинамика позволяет вы­числять макроскопические характеристики и устанавливать зависи­мости между ними по данным о состоянии микрочастиц систем — их расположении, скоростях, энергии. Д. У, Гиббс внес немалый вклад и в классическую термодинамику, разработав метод потенциалов, установив правило фаз и др.

Так был заложен фундамент термодинамического метода и началась разработка его приложений, прежде всего к теории тепловых машин.

В конце XIX в. Ж.. Гюи и А. Стодола ввели понятие работоспособ­ности, или максимальной технической работы, которую может совер­шить система, имеющая температуру, отличающуюся от атмосферной при обратимом переходе в состояние равновесия с атмосферой. В 1956 г. Р. Рант дал этой величине название «эксергия». В отличие от энтро­пии, которая в реальных, необратимых процессах всегда возрастает сама по себе не определяет работоспособности системы, в отличие от энергии, которая, строго говоря, не может «расходоваться» и «те­ряться» (по закону сохранения ее), эксергия — запас работоспособности системы — по мере совершения ею работы уменьшается, т. е. расходуется. Это сделало эксергетические расчеты очень популярными.

Другая ветвь теории теплотехники — теория тепломассообмена — уходит своими корнями в труды Г. Галилея и И. Ньютона. Послед­ний еще в 1701 г. установил закон конвективного теплообмена. В 1822 г. Ж- Б. Фурье издает «Аналитическую теорию теплопроводности», считая, что он привел теорию теплообмена в такое же состояние, в ка­кое была приведена механика трудами И. Ньютона… Однако для этого потребовалось еще более 100 лет. И только современные ученые раз­вили теорию теплообмена до законченной системы.

Быстрый и мощный скачок в разработке теории поменял ее местами с практикой — теория стала освещать путь практике, служить указа­телем направлений и пределов совершенствования энерготехники. В результате на основе достижений НТР масштабы и темпы развития энергетики и потребления энергоресурсов достигли столь высо­ких значений, что в отдельных направлениях уже близки к пре­дельным.

На выработку электроэнергии в развитых странах расходуется порядка 30—35 % энергоресурсов, предполагается, что к 2000 г. эта цифра вырастет до 40—50%. Ос­тальная часть энергоресурсов идет на транспортные двигатели и на по­лучение тепла для промышленности и отопления. При этом непосредст­венно используются тепловая (око­ло 75%), механическая (около 24%), электрическая и световая (в сумме порядка 1%) энергии.

В нашей стране до революции энергетика была развита слабо. В 1913 г. мощность всех электро­станций составляла порядка 1 млн. кВт, а выработка электроэнергии — до 2 млрд. кВт-ч. Интересно отметить, что 70% своей потребно­сти в энергии Россия удовлетворяла за счет ветряных мельниц, пере­малывая на них почти все свое зерно.

Роль энергетики в России впервые была должным образом оценена В. И. Лениным в «Наброске плана научно-технических работ» и в раз­работанном по его инициативе плане электрификации России (ГОЭЛРО). Этим планом намечалось за 15 лет построить 20 тепловых и 10 гид­равлических электростанций, доведя их мощность до 1,75 млн. кВт, а выработку электроэнергии — до 8,8 млрд. кВт-ч. План ГОЭЛРО был выполнен за 10 лет, а уже в 1940 г. выработка электроэнергии превысила дореволюционную в 25 раз. СССР вышел по этому показа­телю на второе место в мире после США.

Энергетическое хозяйство СССР достигло уров­ня, для которого характерны: резко возрастающая концентрация про­изводства энергоресурсов и электроэнергии со все большей централиза­цией их распределения; широкие технические возможности и экономическая целесообразность взаимозаменяемости полезных видов энергии, энергетических установок и энергоресурсов. На этой основе образовались большие системы энергетики, управляемые автоматически и включающие электроэнергетические (и входящие в них теплоснаб­жающие), нефтеснабжающие, газоснабжающие и углеснабжающие системы, среди которых формируется и система ядерной энергетики.

В связи с необходимостью экономить нефть и газ, запасы которых быстро истощаются, а новые месторождения требуют больших затрат для их разработок, центр тяжести переносится на использование низкокалорийных углей, ядерных топлив и гидроэнергии, пригодных лишь для электростанций. Для транспортной энергетики в будущем предполагается перерабатывать твердые органические горючие в жид­кие и получать водород. Последний выгоднее, так как сжигается без загрязнения окружающей среды, потери энергии на его транспорти­ровку ниже, чем для электроэнергии, и т. д., но его широкое применение требует дорогостоящей и длительной подготовки. В резерве остаются электрохимические аккумуляторы, которые пока не позволяют увели­чить однозарядный пробег электромобиля свыше 100 км и тоже требуют немало средств для подготовки к их широкому применению. Для тех­нологических нужд промышленности и отопления помимо водорода предполагается использовать ядерную энергию, что требует налажи­вания промышленного производства высокотемпературных (900— 1100° С) реакторов, которые пока имеются в единичных исследова­тельских экземплярах.

Все сказанное выше подчеркивает важность экономного расходова­ния не только электрической энергии, но и более 70% энергоресурсов, расходуемых непосредственно на получение тепла и механической работы. Таким образом, знания, приобретаемые в курсе «Общая тепло­техника», будут способствовать выполнению задачи повышения эф­фективности и качества в области теплоэнергетики.

Теплотехника как наука

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Параметры состояния рабочего тела

2. Основные газовые законы

3. Смеси идеальных газов

4. Теплоемкость газов

5. Первый закон термодинамики

6. Основные термодинамические процессы

7. Второй закон термодинамики

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

термодинамика теплообмен газовый

Теплотехника — общетехническая наука, изучающая методы получения, преобразования, передачи и использования теплоты, а также принцип действия и конструктивные особенности тепло- и парогенераторов тепловых машин, агрегатов и устройств. Теоретическими разделами теплотехники, в которых исследуются законы превращения и свойства тепловой энергии, а также процессы распространения теплоты являются техническая термодинамика и теория теплообмена. В развитии теплотехники и её теоретических основ большая заслуга принадлежит российским учёным. Д.И. Менделеев провёл фундаментальные работы по общей теории теплоёмкостей и установил существование для каждого вещества критической температуры. М.В. Ломоносов создал основы молекулярно-кинетической теории вещества и установил взаимосвязь между тепловой и механической энергией.

1. Параметры состояния рабочего тела

Условие: Давление воздуха, измеренное ртутным барометром, равно 765 мм при температуре ртути 20°С. Выразить давление в барах.

Решение:

1). Показание барометра получено при температуре t = 20°С. Это показание необходимо привести к 0 єС по уравнению:

Ро= Рt(1 — 0,000172 t) (1.1)

где Р0- показание прибора, приведенное к 0°С, мм рт. ст.;

Рt- действительная высота ртутного столба при температуре воздуха t° С, мм рт. ст.;

0,000172 — коэффициент объемного расширения ртути.

Ро = 765(1 — 0,000172 20) = 764,996 мм рт. ст.

2). Зная, что 1 мм рт. ст. = 133,3 Па, определим давление воздуха в барах:

Р = Ро133,3 = 764,996 133,3 = 101974 Па = 1,02 бар

Ответ: Р= 1,02 бар

2. Основные газовые законы

Условие: В цилиндрическом сосуде, имеющем внутренний диаметр 0,6 м и высоту 2,4 м, находится воздух при температуре 18°С. Давление воздуха составляет 7,65 бар. Барометрическое давление (приведенное к нулю) равно 764 мм рт. ст. Определить массу воздуха в сосуде.

Решение:

1). Определим абсолютное давление действующее в сосуде по формуле:

Рабс = Ратм + Ризб (2.1)

где Ратм— атмосферное или барометрическое давление, измеряемое барометром;

Ризб- избыточное давление, измеряемое манометром.

Так как барометр показал давление Ро= 764 мм рт. ст. то:

Ратм= Ро133,3 = 764133,3 = 101841 Па = 1,018 бар;

Из этого следует, что:

Рабс = 1,018 + 7,65 = 8,668 бар

2). Для дальнейшего решения задачи необходимо найти объем сосуда:

= 0,67 м3 (2.2)

3). Характеристическое уравнение для газа:

Рабс V = m R T (2.3)

где Рабс — абсолютное давление газа, Па;

V — объем газа, м3;

m — масса газа, кг;

R — газовая постоянная, Дж/(кгЃEК).

Значение газовой постоянной берем из таблицы (приложение А).

Получаем:

Rвоз= 287 Дж/(кг·К)

Следовательно, преобразив формулу (2.3) мы можем найти массу воздуха в сосуде:

Ответ: m= 6,95 кг

Условие: По трубопроводу протекает 10 м3/с кислорода при температуре 127°С и давлении 4 бар. Определить массовый расход газа в секунду.

Решение:

1). Для нахождения массы кислорода протекающей через трубопровод воспользуемся преобразованной формулой (2.3):

Значение газовой постоянной для кислорода берем из таблицы.

Rкисл= 259,8 Дж/(кг·К)

Получаем:

Соответственно массовый расход газа за 1 секунду будет равен:

G = 38,4 кг/с

Ответ: G = 38,4 кг/с

3. Смеси идеальных газов

Условие: Определить газовую постоянную смеси газов, состоящей из1 м3генераторного газа и 1,5 м3воздуха, взятых при нормальных условиях, и найти парциальные давления составляющих смеси. Плотность генераторного газа принять равной 1,2 кг/м3.

Решение:

1). Определим объемные доли газов по формуле:

ri (3.1)

гдеVi— приведенные объемы (объем каждого компонента отнесен к давлению и температуре смеси) компонентов газов, входящих в смесь м3;

Vсм.— общий объем газовой смеси, м3.

rг.г.=

rвоз.=

2). Определим парциональные давления составляющих смеси:

Рг.г. = Рсмrг.г= 0,4Рсм

Рвоз.= Рсмrвоз.= 0,6Рсм

3). Найдем массы газов:

m = V с(3.2)

где с — плотность газа, кг/м3, для воздуха с= 1,29 кг/м3

mг.г. = Vг.гсг.г= 1 1,2 = 1,2 кг

mвоз. = Vвоз.своз.= 1,5 1,29 = 1,935 кг

mсм.=mг.г.+ mвоз. = 3,135 кг

4). Уравнение состояния газов для произвольного количества выглядит так:

Рабс V = m R T (3.3)

где Рабс — абсолютное давление газа, Па;

V — объем газа, м3;

m — масса газа, кг;

R — газовая постоянная, Дж/(кгЃEК).

Выразим из формулы (3.3) газовую постоянную:

(3.4)

Мы знаем, что смесь газов находится в нормальных условиях т.е.:

Ратм= 101325 Па, Т= 2730 К

А также что: Рабс= Ратм , из этого следует что:

Дж/(кг·К)

Ответ: Rсм=295Дж/(кг·К)

Рг.г= 0,4Рсм

Рвоз= 0,6Рсм

4. Теплоемкость газов

Условие: Определить среднюю массовую теплоемкость углекислого газа при постоянном давлении в пределах 0 — 825оС, считая зависимость от температуры нелинейной.

Решение:

1). Среднюю массовую теплоемкость газа при постоянном давлении можно определить по формуле:

(4.1)

где С — средняя массовая теплоемкость углекислого газа при постоянном давлении при температуре 8250 С; С = 1,0852 кДж/кг·К

С — средняя массовая теплоемкость углекислого газа при постоянном давлении при температуре 00 С; С = 0,8148 кДж/кг·К

= 1,174 кДж/кг·К

Ответ: Сp = 1,174 кДж/кг·К

5. Первый закон термодинамики

Условие: Найти изменение внутренней энергии 2 м3воздуха, если температура его понижается от 250 до 70оС. Зависимость теплоемкости от температуры принять линейной. Начальное давление воздуха 6бар. Ответ дать в килокалориях.

Решение:

1). Пользуясь уравнением (2.3), и зная газовую постоянную воздуха Rвоз= 287 Дж/(кг·К), определяем массу воздуха:

2). Для дальнейшего решения задачи необходимо найти среднюю массовую теплоемкость:

Сv = a +b (4.1)

где aиb — постоянные для данного газа;

Сv = 0,7084+0,00009349 = 0,723 кДж/(кг·К)= 723 Дж/(кг·К)

3). Изменение полной внутренней энергии для конечного интервала температуры можно определить по формуле:

?U = mСv (T2 — T1) = 7,99 723 (523 — 343) = 1039818 Дж

Переводим полученный результат в килокалории:

?U =1039818 0.239 = 248516 кал = 248,5 ккал

Ответ: ?U = 248,5 ккал

6. Основные термодинамические процессы

Условие: В закрытом сосуде емкостью 0,3 м3 содержится 2,75 кг воздуха под давлением 8 бар и температуре 250С. Определить давление и удельный объем после охлаждения до температуры 00С.

Решение:

1). Так как процесс происходит при неизменном объеме, то этот процесс является изохорным:

V= const

(6.1)

где: P1- изначальное давление (бар)

P2 — давление после охлаждения (бар)

T1 — изначальная температура (К)

T2 — конечная температура (К)

Преобразуем формулу (6.1) и определим конечное давление после охлаждения:

2). Удельный объем после охлаждения определим по формуле:

Ответ: P2= 7.32 бар

v= 0,109 м3/ кг

Условие: Воздух при давлении 4,5 бар, расширяясь адиабатно до 1,2 бар, охлаждается до t2= ­ 450С. Определить начальную температуру и работу совершенную 1 кг воздуха.

Решение:

1). Зависимость между начальными и конечными параметрами рабочего тела при адиабатном процессе можно определить следующим образом:

(6.2)

где: P1 — изначальное давление (бар)

P2 — давление после охлаждения (бар)

T1- изначальная температура (К)

T2- конечная температура (К)

к — показатель адиабаты, для воздуха к= 1,4

Из этого следует что:

Переведем:

t2 = T2- 273= 610C

2). Работу расширения 1 кг газа в адиабатном процессе можно вычислить и по формуле:

(6.3)

где: T1 — изначальная температура (К)

T2 — конечная температура (К)

к — показатель адиабаты, для воздуха к= 1,4

R — газовая постоянная, для воздуха Rвоз= 287 Дж/(кг·К)

Следует, что:

Ответ: t2= 610C

l= 76 кДж/ кг

7. Второй закон термодинамики

Условие: Определить приращение энтропии 3 кг воздуха: а). при нагревании его по изобаре от 0 до 4000С; б). при нагревании его по изохоре от 0 до 8800С; в). при изотермическом расширении с увеличением объема в 16 раз. Теплоемкость считать постоянной.

Решение:

1). Для того чтобы определить приращение энтропии рабочего тела при нагревании его по изобаре от 0 до 4000С воспользуемся формулой:

(7.1)

где: T1- изначальная температура (К)

T2- конечная температура (К)

Cp- массовая теплоемкость при постоянном давлении (кДж/(кг·К)), для воздуха по Приложению В Cp= 1,0283 кДж/(кг·К)

m- масса рабочего тела (кг)

Находим:

кДж / К

2). Для дальнейшего решения задачи необходимо найти массовую теплоемкость воздуха при постоянном объеме. Для этого воспользуемся формулой для примерного расчета:

Теперь определим приращение энтропии рабочего тела при нагревании его по изобаре от 0 до 8800С:

(7.2)

кДж / К

3). Определим приращение энтропии при изотермическом расширении с увеличением объема в 16 раз:

(7.3)

где: R- газовая постоянная, для воздуха Rвоз= 287 Дж/(кг·К)

Ответ: кДж / К

кДж / К

кДж / К

Заключение

В ходе работы я изучил основные термодинамические законы, газовые процессы и циклы. Научился производить расчеты параметров состояния рабочего тела, определять качественные и количественные составляющие смеси газов и теплоемкость газов. Также научился работать с таблицами характеристик газов и диаграммой h-s.

Список использованных источников и литературы

1. В.И. Крутов Техническая термодинамика. М., Высшая школа, 1971.

2. Б.Н. Юдаев Техническая термодинамика. Теплопередача. М., Высшая школа, 1988.

3. Б.Н. Юдаев Теплопередача. М., Высшая школа, 1973.

4. М.А. Михеев, И.М. Михеева Основы теплопередачи. М, Энергия, 1973.

5. С.В. Бальян Техническая термодинамика и тепловые двигатели., Машиностроение,1973.

6. А.М. Литвин теоретические основы теплотехники. Техническая термодинамика. Л., Энергия, 1964.

7. А.П. Баскаков Теплотехника. М., Энергоатоиздат, 1991.

8. Я.М. Вильнер и др.Справочное пособие по гидравлике, гидромашинам и гидроприводам Мн., Вышейшая школа. 1976.

9. В.В. Мурзаков Основы технической термодинамики. М., Энергия, 1973.

10. О.М. Рабинович сборник задач по технической термодинамике. М., Машиностроение, 1973.

11. Г.П. Панкратов сборник задач по теплотехнике. М., Высшая школа, 1986.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *