Способы регулирования экономической деятельности

Методы государственного регулирования экономики

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи­нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска­зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче­ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при­меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу­лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз­личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе­чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают­ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст­вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен­тов и методов воздействия государства на частное предпринима­тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор­ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при­менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо­сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль­ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли­ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи­чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы­вает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст­венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей­ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име­ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча­стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст­венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за­висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль­ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи­щенных слоев населения. Административные методы подразделя­ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен­ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни­тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали­зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли­тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме­рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве­ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо­мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко­мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен­ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес­печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со­отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Экономическое регулирование и его виды

Понятие государственного регулирования экономики и его необходимость

Создатель первой экономической теории А. Смит придерживался мнения, что рыночная экономика в регулировании не нуждается. Он доказывал, что это саморегулирующаяся система. Но дальнейшее развитие мирового хозяйства опровергло этот постулат. Стихийное развитие рыночных отношений и циклический характер производства требуют согласования действий субъектов экономики. Помимо этого необходимо предоставление общественных благ, защита конкуренции и соблюдение прав потребителей. Данные функции на себя берет государство.

Еще один важный фактор необходимости вмешательства государства – это состояние перехода экономики от командно-административной системы к рыночной. На этом этапе контроль со стороны государства особенно важен. В противном случае хозяйство может оказаться в затяжном кризисе. Государственное регулирование – это система методов целенаправленного воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Методы государственного регулирования экономической деятельности

Определение 1

Всю совокупность средств и способов воздействия на экономическую деятельность с целью ее регулирования называют методами регулирования.

Методы государственного регулирования – это способы воздействия государства на субъектов национального и международного хозяйства с целью эффективного выполнения государственной экономической политики и обеспечения национальной экономической безопасности.

Определение 2

Экономической политикой государства называют систему мер для создания и развития хозяйства страны, постановки основных задач и определения направлений и способов их достижения.

Среди большого разнообразия методов выделяют методы по формам влияния и по способам влияния. Поэтому классификация этих методов несколько условна. Различают следующие методы:

  • методы прямого регулирования;
  • методы непрямого регулирования;
  • правовые методы;
  • административные методы;
  • экономические методы;
  • пропагандистские методы.

Понятие экономического регулирования

Определение 3

Экономические методы регулирования – это прямые и косвенные методы влияния на экономику, состоящие в создании определенных экономических условий.

Благодаря созданию определенной ситуации на рынке, субъекты экономической деятельности вынуждены действовать в необходимом для общества направлении. Им приходится согласовывать свои интересы с общегосударственными и общественными. Инструментами экономических методов являются финансовые и материальные стимулы, предоставляемые государством.

Методы экономического регулирования

К прямым методам экономического регулирования относятся:

  • формирование и использование государственного бюджета;
  • размещение государственных заказов;
  • проведение амортизационной политики;
  • установление минимальной заработной платы;
  • установление максимального и минимального уровня цен на ряд товаров;
  • выделение пенсий, пособий, субсидий;
  • внешнеэкономическое регулирование.

К косвенным методам экономического регулирования относят:

  • налоговое регулирование;
  • валютное регулирование;
  • государственное предпринимательство;
  • регулирование денежно-кредитных операций.

Замечание 1

Хоть государство и не является экономической силой, но с помощью экономических методов оно регулирует отечественный хозяйственный комплекс, влияет на субъектов хозяйствования, регулирует отраслевую и территориальную структуру экономики. Кроме того государство контролирует всю внешнеэкономическую деятельность путем валютного регулирования.

Методы регулирования экономики

Цели

  • поддержки внешнеэкономического равновесия;
  • стабилизации цен;
  • сокращения безработицы;
  • обеспечения роста ВВП.

Административные методы

Административное регулирование направлено на конкретные компании и решает только текущие проблемы. Инструменты административного регулирования:

  • Правовые. Выдача лицензий на отдельные виды экономической деятельности, введение запретов и ограничений.
  • Финансовые. Льготное кредитование, выдача субсидий, скидки на сырье и материалы от государственных поставщиков.
  • Предпринимательские. Предоставление государственных заказов, производственных площадей и лизинга на льготных условиях..

Экономические методы

Экономические методы регулирования направлены на рынок в целом, они не затрагивают отдельные предприятия. Инструменты экономического регулирования:

  • Бюджетные. Дотации из государственного бюджета, изменение налогооблагаемой базы для отдельных сфер деятельности.
  • Кредитные. Изменение ставки рефинансирования и условий предоставления кредитов на ведение бизнеса.
  • Инфраструктурные. Создание государственных предприятий и инфраструктурных объектов для повышения эффективности работы компаний из отдельных отраслей.

Методы государственного регулирования экономической деятельности

Понятие экономической деятельности

Вся жизнь человека связана с необходимостью удовлетворения разнообразных потребностей. С развитием человека его потребности постоянно возрастают. Природа просто не может дать всего необходимого для их удовлетворения. Поэтому человеку приходится самому создавать различные блага для удовлетворения своих потребностей.

Определение 1

Совокупность процессов создания человеком материальных и духовных благ в процессе трудовой деятельности называется экономической деятельностью.

Замечание 1

Главной задачей экономической деятельности человека является максимально полное удовлетворение его потребностей. Но так как потребности человека безграничны, то экономическая деятельность постоянно развивается и усовершенствуется. Человек использует все более совершенные средства труда, ищет новые технологии, создает совершенно новые предметы.

Главные проблемы экономики

В процессе развития хозяйственной деятельности человека наметилось несколько важных проблем. Они связаны с различием целей потребителей, производства вообще и производителей (предпринимателей в частности). Человечество столкнулось с тем, что потребности человека постоянно растут и они безграничны, а ресурсы нашей планеты (то есть – возможности) крайне ограничены.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Производство требует все больших затрат ресурсов, а выпускает только ограниченный ассортимент товаров. Предприниматель стремится получить максимальную прибыль. Ради этого он может не обращать внимание на возможные ущербы для окружающей среды и людей.

Необходимость регулирования экономики

С годами производство приобрело глобальный характер. Так как экономика является основой развития человеческого общества. то и экономические противоречия приобретают глобальный характер. Они могут проявляться в социально-экономических и политических процессах. Поэтому возникла необходимость в государственном регулировании экономической деятельности.

Главной целью вмешательства государства в управление экономическими процессами является обеспечение стабильности в политике, экономике и обществе. Важными моментами являются также обеспечение экономической безопасности государства и обеспечение доступности общественных благ, совершенствование структуры хозяйства. Его комплексное развитие и охрана окружающей среды.

Методы государственного регулирования

Осуществляется государственное регулирование экономической деятельности с помощью целого ряда мероприятий и средств, которые называются методами государственного регулирования.

Определение 2

Методами государственного регулирования экономической деятельности называется совокупность способов влияния государства на субъектов хозяйственной деятельности для обеспечения эффективной деятельности хозяйственного комплекса в соответствии с действующей государственной экономической политикой.

Определение 3

Экономической политикой государства называется комплекс мер по формированию системы социально-экономических целей развития страны, главных задач, направлений и способов их достижения.

Существует несколько видов классификации методов государственного регулирования. По формам влияния различают:

  • методы прямого регулирования;
  • методы непрямого регулирования.

По способам влияния выделяют:

  • правовые методы;
  • административные методы;
  • экономические методы;
  • пропагандистские методы.

Наиболее ярко проявляются методу прямого влияния. Они включают в себя создание системы нормативно-правовых актов, формирование целевых комплексных программ государственного развития, государственных заказов. Помимо этого государство может устанавливать цены, квоты, нормативы, лимиты. Оно же определяет объем и направление государственных затрат.

Под непрямыми (или косвенными) методами понимают различные инструменты налоговой, инвестиционной денежно-кредитной политики государства, способы морального воздействия (формирование определенного мировоззрения как потребителей, так и производителей).

Экономические методы государственного регулирования экономики предприятий

К экономическим методам воздействия государства на экономическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках:

* фискальной политики государства (методы льготного налогообложения). Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

* финансово-кредитной политики (методы государственного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг). Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Нац. Банк. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

* научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплексного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятельности предприятий). Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

* инвестиционной политики (методы государственного регулирования инвестиционных процессов, норм амортизации, порядок ее начисления и использования). Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике основными задачами являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

* амортизационной политики. Особая роль как инструменту государственного регулирования производственной деятельности предприятия принадлежит амортизации. Через амортизацию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт. В последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных средств, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация. Высокие нормы амортизации способствуют интенсивному приращению основного капитала в наукоемких отраслях, прогрессивным структурным сдвигам в экономике. Система ускоренной амортизации (до 5 лет) приводит к сокращению сроков службы оборудования, а также позволяет списывать в первые годы эксплуатации большую часть стоимости оборудования и тем самым занижать облагаемую налогом прибыль. Ускоренная амортизация является механизмом, обеспечивающим простое воспроизводство и адаптацию предприятия к внешней среде в сжатые сроки.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  • 1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;
  • 2) нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;
  • 3) амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;
  • 4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;
  • 5) предприятия должны иметь возможность применять ускорен-ную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Важными методами государственного регулирования экономики предприятий являются планирование, прогнозирование и программирование.

* прогнозирования, индикативного планирования, планирования, программирования развития экономики; Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий: выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещес-твенных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

По форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным, стратегическим. По периоду действия выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые). На практике используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и возможность достижения целей, равноудаленных по времени.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т. е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программирование как форма государственного регулирования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индикативный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

* ценообразования. Ценообразование — один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение товаров, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10-15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и у нас, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов. Таким образом, сфера государственного ценового регулирования в республики — это 1. социально-значимая продукция и 2. продукция предприятий, доминирующих на товарных рынках.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.

Форма ценового регулирования — прямое и косвенное. Прямое регулирование осуществляется с помощью установления фиксированных цен, предельных минимальных цен (ценовой пол), предельных максимальных уровней цен (ценовой потолок) и «коридора цен».

* Система государственного регулирования экономики предприятия включает антимонопольное регулирование, основными направлениями которого являются: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Важной мерой государственного регулирования экономики выступает дерегулирование, которое обеспечивает баланс между государственным и рыночным регулированием, поддерживает предпринимательство и формирует рыночную инфраструктуру. Главными формами дерегулирования выступают разгосударствление, приватизация, либерализация цен и рынков, демонополизация.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики.

Таким образом, государственное регулирование экономики предприятий включает систему взаимосвязанных экономических и административных форм, методов и инструментов, которые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *