Эволюция концепции менеджмента

Лекция 2. Эволюция концепций менеджмента

Усвоение современной концепции менеджмента требует изучения истории развития науки, которая вместе с обществом прошла путь эволюции — поступательного развития с последовательным совершенствованием всех форм и содержания. Основоположник научного менеджмента Ф.У. Тейлор подчеркивал 3: «Искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение».

В процессе становления и развития менеджмента следует выделить два основных этапа: эмпирический (опытно — практический) и научный.

Первоначальное формирование элементарных основ, форм и приемов управления возникло в глубокой древности на эмпирической основе.

Шумер, Египет, 3000 г. до н.э. проявилась трансформация высшей касты жрецов в религиозных функционеров, по сути — менеджеров. Некоторые из самых древних письменных документов (глиняные таблички) содержат записи, регулирующие имущественные и деловые отношения.

XVIII в до н.э. вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.), установил Кодекс правил, регулирующих отношения личной собственности, торговли, контрактов, труда и семьи.

Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ как опекуна и защитника народа. Это обусловило появление светской власти манеры управления, возникновения первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля.

В последствии другой вавилонский правитель Навуходоносор II (605 – 562 гг. до н.э.), талантливый организатор и хозяйственник, осуществил внедрение производственно–строительных достижений (Вавилонская башня, сады Семирамиды), потребовавших адекватных подходов к управлению.

Таким образом, религиозно–коммерческие, светско-административные и производственно–строительные преобразования, проходившие в обществе на протяжении тысячелетней истории, способствовали революционным изменениям в управленческой практике. Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана (243 – 316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принцип функционализма уже во II в., до сих пор считается одной из наиболее свершенных формальных организаций мира.

Последующее развитие управления проходило в тесной связи с уровнем развития производительных сил. В рамках разных общественно — экономических формаций менеджмент пошел путь поступательного развития и совершенствования.

Наиболее существенное влияние на развитие теории и практики управления оказала промышленная революция XVIII в., начавшаяся в Англии, которая обусловила переход от мануфактурного к более производительному машинному способу производства, стимулировала развитие европейского капитализма способствовала формированию менеджмента на научной основе. По мере того как промышленность перерастала границы мануфактуры и созревала система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись о занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на получение прибыли. Вместо единственного руководителя — собственника появилось несколько наемных менеджеров – несобственников, что привело к отделению от производства и капитала, переходу власти из рук собственников в руки наемных управляющих, а, следовательно, к превращению администрации (менеджмента) в самостоятельную экономическую силу.

Появление профессиональных менеджеров и их отделение от класса капиталистов обусловило радикальный поворот в истории экономической и управленческой мысли. В результате произошла самая мирная в истории человечества революция – «революция менеджеров», провозглашавшая зарождение эпохи научного менеджмента. С тех пор менеджмент как передовая концепция теории и практики управления начал свое триумфальное шествие по странам и континентам.

Формирование менеджмента как науки проходило на протяжении многих лет. Свой вклад в его развитие внесли ученые и практики, принадлежащие к различным научным школам менеджмента. Основные этапы формирования научной концепции менеджмента в первой половине XX века отражены на рис 2.1.

Школы в управлении

Временной период, г.

Настоящее время

Школа научного управления — подход с точки зрения научного управления

Административная школа -классический, (административный) подход к управлению

Школа человеческих отношений — подход с точки зренияпсихологии и человеческих отношений

Школа поведенческих наук -подход с позиции науки о поведении и с позиций теории социальных систем

Школа науки управления -современный количественный подход

Процессный подход

Системный подход

Ситуационный подход

Рис. 2.1. Эволюция концепций менеджмента

Школы менеджмента

Сущность, достижения и особенности основных школ менеджмента состоят в следующем.

Научное управление — 1885—1920 гг. Главные представители — Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А К. Гастев и др. Ключевые понятия — разделение труда, повышение производительности, «экономический» человек, научный подходы к управлению. Целью школы научного управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальный результатов.

«Отцом научного менеджмента» по праву считается американский инженер Ф.У. Тейлор (1856—1915). Выход в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления» оказал решающее влияние на прогресс управленческой мысли.

Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем:

  • признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого — рационализация производства;

  • расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;

  • планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;

  • увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;

• подбор работников в соответствии с их физиологическими и психологическим требованиями и их обучение.

Подход Тейлора к исследованию процесса управления был чрезвычайно механистическим, направленным на осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов на основе интенсификации и рационализации операций. В.И. Ленин весьма метко назвал тейлоризм «системой научного выжимания пота».

Тейлор положил в основу управления следующие принципы рационализации труда:

  • расчленение производственных операций на составные элементы;

  • принудительная централизация орудий труда и технологических процессов;

  • управление — активный фактор производства;

  • введение высоких научно обоснованных норм;

  • разделение труда непосредственно в сфере управления;

  • введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки;

  • выделение планирования в качестве функции управления;

  • строгое иерархическое подчинение;

  • введение карт-инструкций;

  • тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Свое развитие идеи Тейлора получили в деятельности и трудах его последователей.

Г. Эмерсон (1853—1931) исследовал принципы трудовой деятельности независимо от сферы занятости и сформулировал 12 принципов производительности труда:

  • постановка четких целей;

  • диспетчерская организация;

  • здравый смысл;

  • нормы и расписания;

  • компетентная консультация;

  • нормализация условий;

  • дисциплина;

  • нормирование операций;

  • справедливое отношение к персоналу;

  • стандартные инструкции;

  • надежный, полный, точный и постоянный учет;

  • вознаграждение за производительность.

Г. Форд (1863—1947) развил идеи Ф.У. Тейлора в области организации производства. Он разработал следующие принципы организации производства:

  • максимальное разделение труда, специализация;

  • широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений;

  • размещение оборудования по ходу технологического процесса;

  • регламентированный ритм производства продукции;

  • механизация транспортных операций.

В целом достижения школы обеспечили продуктивную реализацию главного тезиса — «управлять нужно научно».

Административная школа — 1920—1950 гг. Главные представители — А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер, А. Слоун и др. Ключевые категории — принципы управления, функции управления, организационные структуры. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Родоначальник данного направления — французский горный инженер А. Файоль (1841 — 1925) разработал подходы к совершенствованию управления организацией в целом, которые он изложил в опубликованной в 1916 г. книге «Общее и промышленное управление». По Файолю, для любой деловой организации характерно выполнение определенных видов деятельности (функций):

  • техническая и технологическая — производство, изготовление, переработка;

  • коммерческая — закупка, обмен, реализация;

  • финансовая — привлечение капиталов и эффективное управление ими;

  • охранная — обеспечение безопасности и охраны собственности;

  • учетная (эккаунтинг) — анализ, учет, статистика;

  • административная (управленческая) — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием, и выделил пять обязательных общих функций менеджмента: предвидение (планирование), организация, распорядительство, координация и контроль. Он разработал правила и технику их осуществления.

Исследования Файоля позволили ему сформулировать 14 универсальных принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности:

  • разделение труда;

  • полномочия и ответственность;

  • дисциплина;

  • единоначалие;

  • единство направления;

  • подчиненность личных интересов общим;

  • вознаграждение персонала;

  • централизация;

  • иерархия;

  • порядок справедливость;

  • стабильность персонала и рабочего места;

  • инициатива;

  • корпоративный дух.

А. Файолем также были разработаны организационные структуры в качестве основы построения и функционирования организации.

Положения административной доктрины развили последователи Файоля. Автор концепции рациональной бюрократии (от франц. burеau — канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. kratos — власть, могущество) М. Вебер (1864—1920) разработал принципы, определяющие подходы к построению организационных структур иерархического типа:

  • четкая иерархия управления и контроль за работой исполнителей;

  • регламентация работы на основе разработки организационных регламентов;

  • разделение труда и специализация работников;

  • формализация и стандартизация деятельности на основе норм и нормативов;

  • обезличенность выполнения работы с целью исключения субъективизма;

  • отбор и оценка персонала по квалификационным требованиям. Главное достижение школы — разработка подходов к управлению организацией в целом.

Школа человеческих отношений — 1930—1950 гг. Главные представители — Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Р. Лайкерт, Ф. Ротлисберг. Ключевые понятия — человеческий фактор, неформальные отношения, личность в организации. Цель школы человеческих отношений состояла в изучении психологии и поведения человека в организации в связи с недостаточной проработкой этих вопросов в классических концепциях управления.

Возникновение доктрины человеческих отношений связано о исследованиями американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисберга.

В рамках данной школы были проведены эксперименты и изучены взаимоотношения персонала на всех уровнях организации, проблемы поведения работника и управление им в процессе трудовой деятельности. Это позволило разработать проблемы мотивации, удовлетворенности трудом, групповой динамики в процессе производственной деятельности персонала. В результате представители данного направления рекомендовали использовать приемы гармонизации человеческих отношений для повышения производительности труда.

Доктрина человеческих отношений основана на следующих положениях:

  • система взаимных связей и информации;

  • беседы психологических советников с рабочими («система исповедей»);

  • участие рабочих в принятии решений (привлечение рабочих к управлению производством);

  • организация неформальных групп и управление ими.

Представители данного направления выявили, что мотивами поступков людей служат не только и не столько экономические факторы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. В центр системы управления были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности.

Главное достижение школы — принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, представляющий личность работника как главную ценность организации.

Поведенческие науки (теория социальных систем) — 1950 гг. по настоящее время. Главные представители — А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, К. Арджирис, В. Врум и др. Ключевые понятия — мотивация, потребности, взаимодействие, «социальный человек», активизация персонала, качество трудовой жизни. Целью данной школы было обеспечение результативности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

В рамках школы были исследованы аспекты социального взаимодействия работников и менеджера, проработаны проблемы индивидуальной и групповой мотивации, власти, лидерства, межгрупповых отношений, коммуникаций, социально-психологического климата и качества трудовой жизни. Была обоснована необходимость рассматривать каждую организацию как социальную систему, в центре которой находится человек, деятельность которого требует удовлетворения его потребностей.

Было доказано, что реализация основных положений школы поведенческих наук дает возможность менеджеру значительно повысить эффективность работы персонала, сформировать инновационный тип организационной культуры и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность объекта управления. Важно, что достижение результата обеспечивается за счет активизации человеческого фактора, т.е. наиболее экономичными способами, не требующими крупных финансовых вложений, что весьма актуально для современного состояния большинства российских организаций.

Главный вывод школы состоял в следующем: каждое предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

Положения этого этапа послужили основой бихевиористского подхода к управлению человеческими ресурсами, актуальные и в настоящее время.

Человеческие ресурсы являются основным капиталом современной организации и ее главным конкурентным преимуществом. Данный подход соответствует инновационной гуманистической парадигме управления, рассматривающей человеческий фактор в качестве ключевой составляющей успешного функционирования и развития современной организации. Квалификация, мастерство работников, их способности к саморазвитию выступают стратегической основой менеджмента XXI в.

Школа науки управления (количественный подход) — 1950 гг. по настоящее время. Главные представители — П. Самуэльсон, П. Друкер, В.В. Леонтьев, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В. Канторович, И. Ансофф. Ключевые понятия — технологизация, формализация, экономико-математическое моделирование, автоматизация и компьютеризация, повышение эффективности управления. Цель данного направления — решение проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода.

Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем и метода исследования операций, а также развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Важнейший характеристикой школы науки управления является замена словесных рассуждений и абстрактно-описательного анализа моделями, символами, количественными параметрами и математическими зависимостями. Широкое применение получили модели теории игр, теории очередей, массового обслуживания, управления запасами, линейного и имитационного программирования и др.

Два главных направления данной школы:

  • рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

  • исследование систем управления при помощи методов системного анализа и использование кибернетического подхода, включая применение экономико-математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Методология современного научного менеджмента опирается на три основных подхода (1970-е гг. — настоящее время).

Процессный подход (А. Файоль, М. Мескон и др.) — методология управления, основанная на представлении менеджмента как логически обусловленной, взаимосвязанной последовательности зависящих друг от друга действий (функций), осуществление которых обеспечивает непрерывность процесса управления.

Системный подход (Л. фон Берталанфи, П. К. Анохин и др.) — методология исследования, проектирования и конструирования объектов управления на основе системных взаимосвязей. Данный подход представляет организацию как совокупность взаимозависимых элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и образующих единое целое. При этом под системой понимается некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Менеджмент рассматривает все современные организации как открытые социально-экономические системы — многофакторное и многоцелевое образование, деятельность которого направлена на достижение поставленных целей.

Ситуационный подход (М.П. Фоллетт, Т. Берне, Г. Сталкер и др.) — методология управления, основанная на принятии решений на основе анализа и .оценки конкретных условий и особенностей сложившейся ситуации. Такой подход предостерегает от использования стандартных решений и механического заимствования чужого опыта, согласно ему, оптимальный выбор — это тот, что максимально соответствует сложившейся ситуации. Данный подход предопределяет нелинейное, ситуативное мышление менеджера при восприятии организационных проблем и их решении.

В настоящее время школа науки управления большое внимание уделяет разработке различных прогнозирующих систем. Созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического, социального и экономического развития и другие актуальные теоретические и прикладные разработки.

Каждая школа внесла свой заметный вклад в развитие и совершенствование современной концепции менеджмента, но вместе с тем каждая имела определенные ограничения.

В целом основные трансформационные направления развития менеджмента можно выразить в следующих тезисах:

  • отказ от технократического подхода в пользу гуманистической модели управления;

  • переход от закрытых систем к открытым системам;

  • замена абстрактных подходов к управлению формализованными приемами;

  • переход от авторитарных подходов к управлению к прогрессивным демократическим приемам;

  • отказ от индивидуалистического подхода в пользу командных методов организации работы;

  • выход менеджмента за рамки национальных границ и формирование международных, интернациональных моделей менеджмента;

  • перерастание локального менеджмента в диверсифицированный менеджмент.

Основные понятия: эволюция менеджмента, научное управление, административный подход, школа человеческих отношений, поведенческий подход, школа науки управления (количественный подход), процессный, системный, ситуационный подходы.

Эволюция концепций менеджмента.

  1. Базовые концепции финансового менеджмента.
  2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  3. Биохимическая эволюция
  4. БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ, ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
  5. В. Характеристика концепций лидерских поведений
  6. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса
  7. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.
  8. Возникновение, сущность и функции денег. Эволюция форм денег.
  9. Вопрос 4. Национальные особенности менеджмента.
  10. Вопрос 4. Функции менеджмента.

Менеджмент и его роль в рыночной экономике.

Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению людьми, направленная на достижение намеченных целей путём рационального использования материально-трудовых ресурсов, применения принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент предполагает, что менеджер не зависим от собственности на капитал фирмы. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работника, обеспечивая связь и единство всего производственного процесса.

Менеджмент в рыночной экономике означает:

1. Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства всех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль.

2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов с наименьшими затратами.

3. Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решения тех, кто несёт ответственность за дальнейшие результаты деятельности фирмы и её подразделений.

4. Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.

5. Выявление конечного результата деятельности фирмы и её хозяйственных самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена информации.

6. Необходимость использования современной информационной базы, компьютерной техники, расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Менеджмент относится только к тем категориям фирм и предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли независимо от характера такой деятельности (промышленность, торговля, строительство, финансы и т.д.). Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение процесса производства теми или другими ресурсами и организация экономического цикла в целом.

Эволюция концепций менеджмента.

Вместе с развитием производительных сил общества менеджмент прошел путь многовековой эволюции вначале на эмпирической, а затем на научной основе.

Элементарные основы, формы и приемы управления возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Примеры – древнейшие цивилизации (Египет, Рим). Они были связаны с религиозно-коммерческими, светско-административными и производственно-строительными преобразованиями, проходившие в обществе на протяжении тысячелетней истории.

На научной основе развитие менеджмента связано с промышленной революцией XVIII вв. в Англии, которая обусловила переход от мануфактурного к более производительному машинному способу производства и стимулировала развитие европейского капитализма.

Основные этапы формирования научной концепции менеджмента:

1. Научное управление (1885 – 1920 гг.)

Представители: Ф. Тейлор (основатель), Г. Гант, Ф. и Л. Гилбрет, и др.

Опорные понятия: разделение труда, повышение производительности, «экономический» человек, научные подходы к управлению.

Цель: осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.

Главный тезис: «управлять нужно научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и процессов и их обобщение.

2. Административная школа (1920 – 1950 гг.)

Представители: А. Файоль, М. Вебер, и др.

Основные категории: принципы управления, функции управления, организационные структуры.

Цель: создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Главное достижение: разработка подходов к управлению организацией в целом.

3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.)

Представители: Э. Мэйо, М.П. Фоллетт и др.

Ключевые понятия: человеческий фактор, неформальные отношения, личность в организации.

Цель: изучение психологии и поведения человека в организации в связи с недостаточной проработкой этих вопросов в классических концепциях управления.

Главное достижение: принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, представляющий личность работника как главную ценность организации.

4. Поведенческие науки (теория социальных систем) (1950 гг. по настоящее время)

Представители: А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, В. Врум и др.

Ключевые категории: мотивация, потребности, взаимодействие, «социальный человек», активизация персонала, качество трудовой жизни.

Цель: обеспечение результативности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

Главный вывод: каждое предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение. Человеческие ресурсы являются основным капиталом современной организации и ее главным конкурентным преимуществом.

5. Школа науки управления (количественный подход) (1950 гг. по настоящее время)

Представители: А. Голдберг, П. Друкер, С. Бир и др.

Ведущие понятия: технологизация, формализация, экономико-математическое моделирование, автоматизация и компьютеризация, повышение эффективности управления.

Цель: решение проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода.

Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем и метода исследования операций, а также развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний.

Ключевая характеристика: замена словесных рассуждений и абстрактно-описательного анализа моделями, символами, количественными параметрами и математическими зависимостями.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 71; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Файл-функция | Развитие менеджмента в России.

Эволюция теории менеджмента

Классический этап в эволюции теории менеджмента

Определение 1

Эволюция теории менеджмента – это процесс изменения господствующих среди исследователей подходов к управлению.

Теория менеджмента как самостоятельная сфера исследований зародилась в конце XIX-начале XX века. История практики управления насчитывает многие тысячелетия, а теории – чуть более века.

Причиной возникновения менеджмента как науки стали новые практические проблемы, вызовы новой производственной системы. Это привело к поиску и систематизации методов и форм управления, а также появлению менеджеров (управленцев) как отдельного класса сотрудников.

Основоположником теории менеджмента обычно называют Ф.У. Тейлора – американского исследователя и инженера (хотя, для справедливости, следует отметить, что попытки систематизации опыта управления предпринимались и раньше – например, Ч. Беббиджем в изданном в 1832 году труде «Экономика машин и производства»). Его предложения в части организации управленческих отношений и труда привела к «организационной революции».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В основе тейлоризма закреплены следующие положения:

  • работу необходимо анализировать, изучая этапы ее выполнения (желательно раздробить работу на элементарные операции),
  • для каждого вида работ следует подбирать подходящих сотрудников,
  • для достижения более высокого профессионализма рабочих целесообразно обучать и тренировать, а не оставлять все вопросы на самосовершенствование,
  • между рабочими и администрацией важно наладить сотрудничество (включая обратную связь).

На основе принципов, сформулированных Ф.У. Тейлором, «автомобильный король» Г. Форд совершил «революцию в цехе» — впервые применил конвейерную систему в производстве автомобилей. В его системе приоритетная роль была отведена технике и технологии, а человек вписывался в нее.

Классиками стали и такие ученые, как Г. Эмерсон (сформулировал принципы производительного труда), А. Файоль (создал «теорию администрации»).

А. Файоль выделял в функционировании предприятия операции шести групп:

  • технические – собственно производство,
  • коммерческие – приобретение, реализация, обмен,
  • финансовые – привлечение и распоряжение средствами,
  • учетные – калькуляция, бухгалтерия, статистика,
  • страховые,
  • административные – планирование, организация, координация, контроль.

Теория «человеческих отношений» и поведенческая теория

Классический этап характеризовался обезличенным подходом к рабочим. В основе рекомендаций лежала унификация, стандартизация. На следующем этапе больше внимания начинает уделяться психологии личности.

Основоположником теории «человеческих отношений» стал Э. Мэйо. В рамках этой теории складывается понимание роли человеческого фактора, развиваются идеи о человеке в организации. Одним из важнейших выводов стало осознание того, что профессиональная подготовка руководителя должна включать психологические науки:

  • психологию управления,
  • социальную психологию,
  • деловой этикет и т.д.

Развитием школы «человеческих отношений» стала поведенческая теория, уделявшая пристальное внимание мотивам и механизмам человеческого поведения. В рамках этой теории А. Маслоу разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей», определяющую иерархию человеческих потребностей от базовых к более высоким.

Таким образом, на этом этапе важнейшими для менеджмента признавались приемы управления человеческими отношениями для повышения производительности труда. Для этого изучались такие факторы, как мотивация, групповая динамика, коммуникация, исследование поведения людей и его мотивов.

Школа науки управления как современный этап эволюции теории менеджмента

Следствием развития математики и информационных технологий стало появление школы науки управления. Ее фундаментом является количественный подход, предусматривающий применение научных методов при анализе проблем управления и функционирования производственных систем. Для этого активно используется компьютерная техника и математические методы.

Важным инструментом школы науки управления является математическая модель.

Определение 2

Математическая модель – это приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики.

Модель позволяет упрощенно отобразить сложную ситуацию, явление или процесс. При этом незначимые в условиях данной проблемы и переменные отбрасываются, что позволяет сконцентрироваться на значимых, количество которых сокращается до управляемого.

Возможность применения данного инструмента в менеджменте обусловлена четырьмя предпосылками:

  1. реальные проблемы управления, с которыми сталкиваются менеджеры, отличаются высокой сложностью, большим количеством переменных,
  2. значительная часть факторов производства может быть подвержена количественному анализу, при этом ориентирами выступают экономические показатели,
  3. математические модели в науке управления дают возможность получить представление о реальном положении дел, а также путях его улучшения,
  4. компьютеры повышают эффективность обработки больших объемов информации.

Ключевым отличием школы науки управления является переход от словесных описаний к четким моделям и количественным переменным. В рамках школы реализуются следующие подходы:

  • процессный подход (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций),
  • системный подход (организация рассматривается как система, обладающая синергетическим эффектом, т.е. не сводящаяся к простой сумме свойств входящих в нее компонентов),
  • ситуационный подход (учитывает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия).

Таким образом, за сравнительно небольшой период времени (теория менеджмента является очень молодой) был пройден большой путь, сменилось несколько господствующих концепций. В настоящее время менеджмент продолжает активно развиваться.

Эволюция концепций управления

Концепция управления – это совокупность взглядов (представлений) на источники, движущие силы, направления и перспективы развития какого-либо объекта. Концепции управления определяют стратегии фирмы в решении ею задач разработки, производства, продажи и послепродажного обслуживания товаров. Маркетинг развился эволюционно из интеграции разных концепций управления.

Эволюция концепций управления включает следующие основные этапы.

1) Концепция совершенствования производства (1900 — 1920 гг.) исходит из того, что фирме главное внимание необходимо уделять производству, в том числе повышению производительности труда, уменьшению затрат на производство и увеличению эффективности производства вообще (конвейер).

Потребитель будет покупать те товары, которые доступны по цене и широко распространены. Следовательно, управление должно быть направлено на рационализацию производства и широкое распространение товара. Главная задача менеджеров – достижение высокой эффективности производства продукции и ее оптимальное распределение. Генри Форд наводнил автомобилями модели «Т» всю Америку, «Я могу предложить потребителям автомобиль любого цвета пока он черный».

Но концепция совершенствования производства таит в себе опасность: на каком-то этапе компания может решить, что для нее внутренние производственные процессы важнее всего прочего, в том числе важнее удовлетворения потребителя. В качестве примера можно рассмотреть Texas Instruments (TI). В течение многих лет эта компания придерживалась концепции совершенствования производства и снижала себестоимость, стремясь уменьшить цены на свою продукцию. Такая политика позволила компании завоевать большую долю американского карманных калькуляторов. Но при выпуске электронных часов проверенный, казалось бы, подход не сработал. Хотя часы Texas Instruments были довольно дешевы, они не пришлись по вкусу потребителям. Стремясь сделать часы как можно дешевле, Texas Instruments упустила из вида нечто не менее важное, а именно – доступный по цене товар должен быть еще и привлекательным.

Таким образом, данная концепция эффективна, когда спрос превышает предложение.

2) Концепция совершенствования товара (1920 — 1940 гг.) исходит из того, что фирме необходимо уделять повышенное внимание качеству товара, улучшению эксплуатационных свойств и характеристик, так как именно из-за этого можно увеличить спрос на товар. Применяя данную концепцию нужно помнить, что потребитель приобретает не сам товар, а полезность от этого товара.

Таким образом, потребитель отдаст предпочтение товарам, которые удовлетворяют самым высоким качественным характеристикам. Однако, при использовании данной концепции может возникнуть маркетинговая близорукость — влюбленность в собственный товар.

Данная концепция может применяться при хорошем изучении данных научно-технического прогресса и с условием гибкой ориентации на нужды потребителей. Но даже совершенный товар с точки зрения качества может не продаваться, если он не нужен потребителю или у него слишком высокая цена.

3) Концепция интенсификации (увеличения) коммерческих усилий (1940 — 1950 гг.) утверждает, что необходимо принимать значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования, чтобы покупатель приобрел товар, так как потребители не будут активно покупать товар, производимый данной компанией, если не предпринять специальных мер по продвижению товара на рынок и широкомасштабной продаже.

Потребители, исходя из данной концепции, будут покупать товары в значительном количестве, если будут предприняты значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования. Это стратегия агрессивной продажи. Менеджмент настроен исключительно на единовременную продажу, а не на длительные отношения с клиентами.

Предприятия прибегают к данной концепции в периоды перепроизводства. Их цель – продать то, что у них есть, а не производить то, что требуется на рынке. Естественно, маркетинг, основанный на стратегии агрессивной продажи, связан с большим риском. Он ориентирован исключительно на единовременную сделку, а не на создание длительных взаимовыгодных отношений с клиентами. Он предполагает, что покупатели, которые согласились на покупку товара, будут им довольны. А если нет, то со временем забудут чувство разочарования и снова купят товар этой фирмы. Такие предположения, разумеется, не оправдываются.

Исследования большей частью показывают, что удовлетворенный покупатель рассказывает о товаре, который ему понравился, в среднем трем своим знакомым, а неудовлетворенный делится разочарованием в среднем с десятью.

4) Концепция маркетинга (середина 80-х годов ХХ века) утверждает, что фирме сначала необходимо определить нужды и потребности целевых рынков, а затем обеспечить удовлетворение этих нужд и потребностей, более эффективным способом, чем конкуренты.

Сначала проводятся маркетинговые исследования потребностей потенциальных покупателей, сравниваются с возможностями фирмы и производятся товары, удовлетворяющие потребность при совпадении потребности покупателя и возможности фирмы. Целью организации при этой концепции является получение прибыли за счет обеспечения удовлетворенности покупателей.

Чтобы определить желание потребителей компании «Тайота» в Японии было построено 14-этажное здание в виде черно-голубой ракеты, где каждый клиент может смоделировать автомобиль в специальной компьютерной мастерской и сформулировать претензии.

Сеть общественного питания Макдоналдс (в начале Рэй Крок купил сеть из 7 ресторанчиков), теперь – 18000 филиалов в 90 странах (23 млрд. долларов в год). Философия маркетинга: качество, сервис, чистота, цена, приспособленное меню в различных странах.

Концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий. Концепция интенсификации коммерческих усилий представляет собой подход изнутри наружу. Она отталкивается от интересов производства, ориентируется на уже имеющиеся товары и требует агрессивных методов продажи в сочетании с активным продвижением товара на рынок для заключения выгодных сделок. Деятельность компании при этом сводится к завоеванию потребителя – к заключению единовременных, сиюминутных сделок; в этом случае продавец не интересуется тем, кто и почему приобретает товар.

Концепция маркетинга, напротив, использует подход снаружи вовнутрь. Она отталкивается от четкого определения рынков сбыта, ориентируется на нужды потребителя, координирует все виды маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребителя, и извлекает прибыль из создания долговременных отношений с потребителями.

Применение концепции маркетингового подхода позволяет компаниям производить то, что требуется потребителю, сочетая удовлетворение клиентов с получением прибыли. Как говорит один из руководителей компании Ford: «Если бы мы не ориентировались на потребителей, кто тогда бы покупал наши автомобили?»

Сравнение концепции маркетинга с концепцией интенсификации коммерческих усилий представлено в таблице 2.

5) Концепция социально-этического маркетингаутверждает, что удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков должно проходить одновременно с сохранением и укреплением благополучия общества в целом.

Эта концепция требует сбалансирования трех факторов:

— покупательских потребностей;

— прибыли фирмы;

— интересов общества.

Таблица 2 – Сравнение концепции маркетинга с концепцией интенсификации коммерческих усилий

Название концепции Основной объект внимания Средство достижения цели Конечная цель
Концепция интенсификации коммерческих усилий Товар Коммерческие усилия и меры по стимулированию Получение прибыли за счет роста объемов продаж
Концепция маркетинга Нужды потребителей Комплексные усилия маркетинга Получение прибыли за счет удовлетворения потребностей

Концепция социально-этического маркетинга помогает ответить на вопрос, всегда ли компания, которая выявляет и удовлетворяет индивидуальные запросы клиентов, делает все возможное для потребителей и общества, если оценивать ее работу за несколько десятилетий.

Рассмотрим в качестве примера систему ресторанов быстрого питания. Общее мнение о пище, предлагаемой в этих многочисленных заведениях, таково: вкусно, удобно и недорого. Однако растет количество потребителей и экологических организаций, которые смотрят на сети быстрого питания по-другому. Они считают, что гамбургеры, жареные цыплята, картофель фри и так далее – нездоровая пища слишком жирная и соленая. Удобная упаковка одновременно становится источником загрязнения окружающей среды. Следовательно, стремясь удовлетворять нужды потребителей, рестораны быстрого питания в то же время создают угрозу здоровью своих клиентов и экологические проблемы.

Такого рода озабоченность и конфликты привели к возникновению концепции социально-этического маркетинга. Эта концепция призывает маркетологов добиваться равновесия между тремя целями маркетинга: прибылью компании, нуждами потребителей и интересами общества. Прежде большинство компаний принимало решения по маркетингу, ориентируясь в основном на сиюминутную прибыль компании. Однако постепенно компании начали осознавать значение долговременного удовлетворения потребительских нужд и перешли, таким образом, к концепции маркетинга. Сегодня все больше компаний при принятии маркетинговых решений задумываются об интересах общества.

6) Концепция маркетинга партнерских отношений (маркетинг взаимодействия). Данная концепция предусматривает практику построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке (потребителями, поставщиками, дистрибьюторами) с целью установления долговременных привилегированных отношений.

Маркетинг отношений направлен на установление тесных экономических, технических и социальных связей с партнерами, которые позволяют снизить трансакционные издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами – поиск информации о контрагентах, заключение сделок, ведение переговоров и так далее.

Конечный результат, к которому стремится маркетинг отношений, – формирование уникального актива компании, называемой маркетинговой системой взаимодействия. Маркетинговая система взаимодействия включает в себя компанию и все заинтересованные группы: потребителей, наемных работников, поставщиков, дистрибьюторов, розничных торговцев, ученых и исследователей и всех, с кем компания установила взаимовыгодные деловые отношения.

Следовательно, конкурируют уже не столько компании – производители, сколько система взаимодействия в целом. В этом случае, в условиях конкурентного рынка, выигрывает та компания, которой удалось построить более эффективную систему взаимодействия. Реализация данной концепции приводит к большим изменениям в области, как производства товара, так и доведения их до конечных потребителей, а это требует модификаций существующих моделей управления. Дальнейшее развитие рыночных отношений, в первую очередь акционерной формы собственности, являющейся сутью организации многих предприятий на рынке, привело многих маркетологов к пониманию необходимости изменения целевых установок и оценочных характеристик маркетинговой деятельности, прежде всего с позиций акционеров. Так появилась на свет новая концепция – маркетинга, ориентированного на стоимость, в сегодняшний период достаточно востребованная, но и наименее изученная в научном плане.

7) Стоимостной маркетинг.Основная задача маркетинга в рамках этой концепции сводится к максимизации акционерной стоимости компании и в конечном итоге к увеличению доходов, получаемых инвесторами. Это требует при обосновании маркетинговых стратегий и оперативных решений финансовых категорий и показателей. Если компания, увеличивая свою акционерную стоимость, повышает уровень дивидендов, будет расти и цена акций на рынках, а вместе с этим улучшать имидж компании среди покупателей, поставщиков, посредников. Это является базой для укрепления партнерских отношений и применения маркетинга взаимодействия.

Максимизация акционерной стоимости как цель маркетинговой деятельности предприятия в значительной мере отличается от целевой установки увеличением прибыли. Получение наибольшей прибыли связано с принятием в основном оперативных решений, таких как, например, снижение издержек на производство и сбыт продукции, сокращение инвестиций, упрощение организационных структур, а значит и снижение расходов на маркетинг. Такая установка не связана с долгосрочными маркетинговыми программами. Концепция маркетинга, ориентированного на увеличение акционерной стоимости направлена не просто на увеличение прибыли в краткосрочной перспективе, а на создание условий для долгосрочной и прибыльной деятельности предприятия. Это требует иных подходов к обоснованию маркетинговых стратегий. Они должны строиться на основе анализа акционерной стоимости, исходя из предположения о том, что стоимость компании может увеличиться только тогда, когда маркетинговые решения и действия способны вызвать увеличение дисконтированной величины всех ее денежных потоков. При этом увеличение акционерной стоимости напрямую связано с поиском новых рыночных возможностей для предприятия.

8) Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинговую концепцию (интегрированный маркетинг), маркетинг взаимоотношений, внутренний и социально-этический маркетинг. Данная концепция предполагает увеличение объемов производства и привлечение покупателей и партнеров за счет целостных маркетинговых программ и максимального учета интересов покупателей, партнеров, общества и сотрудников компании.

Таким образом, холистический маркетинг – это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.

Сравнительная характеристика концепций управления предприятием представлена в таблице 3.

Представив все известные концепции управления, отметим, что в различных научных источниках концепции управления производством и сбытом продукции на предприятиях называют маркетинговыми, начиная с первой представленной нами концепции. По мнению ученых, это не соответствует сущности и содержанию самого маркетинга и управленческой деятельности, базирующейся на его принципах, так как этот вид управления принципиально отличается от управления предприятием в рамках первых трех концепций.

Если фирмы, организации, учреждения будут создавать и доставлять потребителю более высокую ценность таким образом, чтобы сохранять или повышать благосостояние потребителя и общества в целом, то можно говорить о продвижении концепции маркетинга в своем развитии на один шаг вперед.

Таблица 3 — Сравнительная характеристика концепций управления предприятием

Концепция управления предприятием Объект внимания Приоритеты менеджеров, касающиеся производства и сбыта продукции Основа для повышения прибыли предприятия в рыночных условиях
Концепция совершенствования производства Издержки производства Рационализация производства: снижение издержек, расширение объема продаж Увеличение объема продаж за счет низких цен и расширения точек сбыта
Концепция совершенствования товара Потребительские свойства существующего товара Улучшение качественных характеристик товара: внедрение новых технологий, улучшающих эксплуатационные свойства товара Увеличение объема продаж, которое обеспечивает высокое качество продукции
Концепция интенсификации коммерческих усилий Сбытовые усилия Расширение точек распределения продукции, агрессивный сбыт, применение таких элементов продвижения на рынке, как реклама и прямые продажи Увеличение объема продаж в основном за счет агрессивной сбытовой политики
Концепция маркетинга Нужды и потребности потребителей Изучение нужд и потребностей потребителей и формирование на этой основе производственных программ, системная реализация маркетинговой деятельности Увеличение объема продаж за счет удовлетворения потребителей лучшими, чем у конкурентов, способами

Продолжение таблицы 3

Концепция социально-этического маркетинга Нужды и потребности потребителей плюс требования общества Использование интегрированного маркетинга, нацеленного на согласование интересов потребителей, производителей и общества; построение на этой основе сбалансированных маркетинговых программ Увеличение объема продаж за счет улучшения имиджа предприятия в глазах как отдельных потребителей, так и влиятельных общественных организаций
Концепция маркетинга взаимодействия Нужды и потребности потребителей плюс желания клиентов и партнеров Использование интегрированного маркетинга, нацеленного на долговременные партнерские отношения с ключевыми клиентами, поставщиками, посредниками и другими партнерами по бизнесу Увеличение объема продаж за счет синергетического эффекта от взаимодействия с основными участниками производства и сбыта продукции предприятия
Концепция стоимостного маркетинга Нужды и потребности потребителей плюс интересы акционеров Использование интегрированного маркетинга, нацеленного на увеличение дисконтированных денежных доходов акционеров Рост акционерной стоимости предприятия за счет использования новых рыночных возможностей

Эволюция концепций менеджмента: основные этапы

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Научный подход к управлению производством Ф. Тейлора ………..4
  2. Гаррингтон Эмерсон ……………………………………………………6
  3. Генри Форд ……………………………………………………………..10
  4. Административная теория Анри Файоль и Мари Паркер Фоллет ….14
  5. Бюрократическая теория Макса Вебера ………………………………23
  6. Школа человеческих отношений (гуманистический менеджмент) …25
  7. Количественная школа управления. Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте ………………………………….27

Заключение…………………………………………………………….………30

Список литературы …………………………………………………………..32

Введение

Менеджмент в своем развитии более чем за 100 последних лет прошел ряд исторических этапов, характеризующихся определенными научными школами

Вместе с развитием производительных сил общества в рамках различных общественно-экономических формаций менеджмент прошел путь многовековой эволюции вначале на эмпирической, затем — на научной основе.

Элементарные основы, формы и приемы управления возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Примеры — древнейшие цивилизации (Шумерия, Египет, Рим). Они были связаны с религиозно-коммерческими, советско-административными и производственно-строительными преобразованиями, проходившие в обществе на протяжении тысячелетней истории.

На научной основе развитие менеджмента связано с промышленной революцией XVIII вв. в Англии, которая обусловила переход от мануфактурного к более производительному машинному способу производства и стимулировала развитие европейского капитализма.

  1. Научный подход к управлению производством Ф. Тейлора

Фредерик Уислоу Тейлор (1856-1915) – американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии. Предложенная Тейлором система направлена на повышение эффективности производства с помощью организации труда, рационализации и интенсификации трудового процесса. В написанных им книгах «Основы научного управления предприятием» и «Управление фабрикой» доказывается, что применяемый в конце XIX века способ управления фирмой, основанный только на личном опыте и знаниях управляющих, устарел и что для повышения экономического, социального и технического прогресса производства необходимо внедрять систему научного управления.

Основные принципы подхода Тейлора заключаются в следующем:

Увеличение комфорта и благосостояния человечества является главной целью производства.

Предприниматели должны нести ответственность за соблюдение интересов всего общества, а не только их частного капитала.

Рациональная организация производства необходима для получения максимальных прибылей и возможности выстоять в конкурентной борьбе.

Система научного управления должна дать предпринимателям знания о рациональном ведении производства.

Рядовой рабочий изначально ленив, невежествен, пассивен. Средствами стимулирования производительности его труда являются жестко стандартизированные методы, приемы, орудия. Трудовые операции должны выполняться рабочими чисто механически, поскольку размышления могут нарушить автоматизм движений и снизить производительность, Особое значение имеет изучение движений рабочих в процессе труда. Необходимо расчленить весь трудовой процесс на отдельные операции, хронометрировать каждую из них и рабочий день в целом. Отдельные рабочие движения надо изучать специально и давать рекомендации по их рациональному построению. Процесс рационализации труда рабочих предполагает: а) строгую регламентацию всего рабочего времени; б) отработку приемов каждой операции; в) введение поточных линий и конвейера, темп движения которых должен задавать ритм труда рабочего.

Сочетание материальной заинтересованности и «разумного эгоизма». Только с помощью оплаты можно максимально заинтересовать рабочего. Люди не должны получать больше или меньше, чем они заработали, а предприниматель не должен быть филантропом. Коренные интересы рабочих и предпринимателей совпадают. Каждый старается заработать как можно больше. Отсюда вывод – оплата и предпринимателя, и рабочего должна соответствовать их вкладу в производство, стимулировать индивидуальную ответственность. Но одновременно необходимо использовать и принцип «разумного эгоизма», т.е. определенные финансовые средства нужно вкладывать в развитие производства, создание новой техники и технологии. Непрерывный контроль заработай конкретного исполнителя. Без принуждения и контроля рабочий будет отлынивать от работы. На производстве необходимо организовать группы надсмотрщиков, инспекторов, нормировщиков, осуществляющих контроль за установленной нормой выработки.

Оперативный контроль за работой цехов. Такой контроль позволяет своевременно реагировать на нехватку заготовок, инструмента, сырья, следить за количеством и качеством продукции, вносить организационные изменения.

Одним из первых в организационной психологии Тейлор стал применять психологические тесты при приеме на работу и определении квалификации, использовать наблюдение, интервью, анкетирование. Им впервые был поставлен вопрос о связи технологического процесса с деятельностью и психикой людей. Тейлор предложил комплекс мер по повышению квалификации работников, разработал систему мероприятий по преодолению психологической инертности людей в отношении крупномасштабных нововведений. Идеи Тейлора повлияли на распространение «революции менеджеров», легли в основу научной организации труда на промышленных предприятиях.

  1. Гаррингтон Эмерсон

Принципы менеджмента — это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части.

Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в книге “Двенадцать принципов управления” в 1912 году. Этими принципами были:

  1. точно поставленные идеалы или цели;

Неопределенность, неуверенность, отсутствие отчетливо поставленных целей, являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей, которыми страдают сами руководители.

  1. здравый смысл;

Создать творческую созидательную организацию, тщательно выработать здравые идеалы, чтобы затем твердо проводить их в жизнь; постоянно рассматривать каждый новый процесс не с ближайшей, а с высшей точки зрения, искать специальных знаний и компетентного совета повсюду, где только можно их найти, поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину, строить всякое дело на твердой скале справедливости — вот основные проблемы, к немедленному разрешению которых призван здравый смысл высшего порядка.

  1. использование компетентных консультаций;

Компетентная консультация должна сверху донизу пронизывать всякое предприятие, и если на деле компетентный совет не проводится в жизнь, то виною этому недостаточность организации, отсутствие в ней какой-то необходимой единицы. И эта все еще не созданная единица есть специальный аппарат повышения производительности.

  1. дисциплины;

Дисциплина как принцип производительности включает в себя все эти значения, начиная с уроков жизни и кончая наказаниями, сознательно налагаемыми человеком. Важнейшими же регуляторами человеческого поведения являются правила организации.

При действительно рациональном управлении особых правил дисциплины почти нет, а наказаний за их нарушение еще меньше. Зато есть стандартные писаные инструкции, из которых каждый работник знает, какова его роль в общем деле, точное определение обязанности есть быстрый, точный и полный учет всех существенных действий и результатов, есть нормализованные условия и нормированные операции, есть, наконец, система вознаграждения за производительность.

Высокий идеал настоящего рабочего или служащего необходим всем производственным организациям. Нельзя допускать ни одного новичка, который не был бы во всех отношениях подходящим человеком; нельзя рассчитывать ни одного работника, если за ним нет никакой вины. Дисциплина начинается еще прежде приема кандидата на службу. Строгость ее должна быть почти целиком обращена на исключение всех неподходящих элементов, т.е. всех тех людей, которые по дурному ли характеру, по дурным ли антиобщественным привычкам, по склонности ли к разрушению, по лености ли или по другим своим недостаткам не годятся в члены высокоорганизованного трудового коллектива. Каждый поступающий должен быть наслышан об идеалах организации и практике предприятия еще до того, как его примут на работу.

  1. справедливое отношение к персоналу;

При выборе людей для работы не так важны такие внешние вещи, как образование, физическая сила и даже поведение в прошлом. Основное внимание надо обращать на внутренние способности и склонности, на характер — на то, что, в конце концов, определяет человека.

  1. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  2. диспетчеризация;

Диспетчерство, подобно всем прочим принципам, представляет собой область науки управления, некоторую часть планирования

  1. наличие норм и расписаний;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование производственных и управленческих операций;

11) наличие стандартных инструкций;

12) вознаграждение за производительность.

Идеалы этой очень узкой и специальной области применения принципа вознаграждения за производительность формулируются следующим образом:

1. Гарантированная почасовая оплата.

2. Минимум производительности, недостижение которого означает, что рабочий не приспособлен к данной работе и что его надо либо подучить, либо перевести на другое место.

3. Прогрессивная премия за производительность, начинающаяся на такой низкой степени, что не получать премии непростительно.

4. Норма полной производительности, устанавливаемая на основании подробных и тщательных исследований, в том числе на основании изучения времени и движений.

5. На каждую операцию — определенная норма продолжительности, норма, создающая радостный подъем, т.е. стоящая посредине между подавляющей медлительностью и слишком утомительной скоростью.

6. По каждой операции нормы продолжительности должны меняться в зависимости от станков, условий и личности исполнителя; таким образом, расписания должны индивидуализироваться.

7. Определение средней производительности каждого отдельного рабочего по всем выполненным им операциям за долгий период.

8. Постоянный периодический пересмотр норм и расценок, приспособление их к меняющимся условиям. Это требование важно и необходимо. Если изменившиеся условия требуют от рабочих повышения квалификации или увеличения усилий, то необходимо повышать и зарплату. Нормы продолжительности операций никакого отношения к ставкам не имеют. Их надо пересматривать и менять не для того, чтобы так или иначе влиять на размеры зарплаты, а для того, чтобы они постоянно, при всех меняющихся условиях, оставались точными. Для пешехода норма производительности будет одна, для велосипедиста другая, а для автомобилиста третья. Это неизбежно.

9. Рабочий должен иметь возможность заканчивать операцию не в точный стандартный срок, а немного раньше или немного позже, в пределах некоторой стандартной зоны.

Помимо этих принципов Эмерсон сформулировал следующие положения менеджмента:

1) подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника;

2) начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;

3) каждая высшая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;

4) каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.

  1. Генри Форд

Генри Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес и на свою деятельность как инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он соответствующим образом построил и управление в своей компании, подчеркивая отсутствие на своих предприятиях организации, должностей и административной.

Эволюция концепции менеджмента

⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 60

Конец XIX и начало XX в.- это период зарождения менеджмента как социально-экономической науки. В первой половине XX века получили развитие четко различимые школы управленческой мысли: школа научного менеджмента (рационалистическая), школа административного управления (классическая), школа психологии и человеческих отношений, школа наук управления (количественная). Развитие этих школ свидетельствует об эволюционном характере формирования управленческой мысли. Возникновение новой школы не предполагало полного отказа от положений предшествующей. Изучение современного менеджмента показывает, что названные школы и их многочисленные модификации часто пересекаются. В реальном производственном менеджменте в рамках одной организации (фирмы, корпорации), как правило, сочетаются элементы различных школ.

В настоящее время известны четыре важнейших подхода к формированию менеджмента как науки, которые позволили выделить четыре школы управлений, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

Подход Позиция и взгляд
Подход с точки зрения научного управления Школа научного управления (рационалистическая)
Административный подход Классическая (административная) школа в управлении
Подход с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении Школа психологии и человеческих отношений
Подход сточки зрения количественных методов Школа науки управления (количественная)

Важной заслугой школы научного управления (рационалистической) было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ управленческого процесса.

Основоположником рационалистической школы является американский инженер Фредерик Тейлор, который, проводя свои эксперименты, пришел к выводу, что благосостояние предпринимателей невозможно, если оно не будет сопровождаться благосостоянием рабочих.

Объектом изучения Тейлора явились производственный процесс и рабочие. Метод исследования Тейлора заключается в расчленении физического труда на составные части и последующем анализе этих частей. Целью научной организации труда на предприятии является осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов.

Путь достижения этой цели — рационализация всех элементов производства, Основным положением концепции Тейлора является необходимость установления рабочему научно обоснованного дневного задания и методов его выполнения (нормирования). Величина нормы определялась для лучших рабочих, работающих с наивысшей производительностью. Значительной перестройке Тейлором была подвергнута система заработной платы, которая была дифференцирована в зависимости от выполнения установленных норм. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого «экономического человека». Идеи Тейлора нашли свое развитие в трудах его последователей: Генри Гантта, Г. Эмерсона, Генри Форда и др. Но следует отметить, что последователи научного менеджмента, занимаясь поиском путей повышения эффективности процесса производства, игнорировали проблемы управления организацией в целом. Этот недостаток был преодолен школой административного управления (классической).

Школа административного управления (классическая), основоположником которой является Анри Файоль, занималась разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Следует отметить заслугу Файоля в разделении всех функций управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Файоль сформулировал пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координацию и контроль.

Сформулированы Файолем были также принципы, которые применимы к любой административной деятельности.

Следует отметить, что Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления и основное внимание уделял внутренним возможностям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления.

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было недостаточное осознание роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации.

Школу психологии и человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек, связывают с именами Элтона Мейо, Мери Фоллет, Дугласа Макгрегора, А. Маслоу и др.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческих отношений. Появление нового направления непосредственно связано с переходом от экстенсивных к интенсивным методам управления производством, что привело к осознанию необходимости выработки новых форм взаимоотношений между рабочими и управляющими. В зарубежной практике сформировался принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, требующий обращаться с работником как с личностью, используя индивидуальный подход.

Возникла необходимость рассматривать каждую организацию не только как техническую, но и социальную систему, в центре которой находится человек, нормальное существование которого требует удовлетворения его потребностей. Вопросы улучшения социально-психологического климата на предприятиях выходят на первое место.

При рассмотрении формирования основных положений доктрины «человеческих отношений» следует рассмотреть содержание и значение Хоторнского эксперимента, на основе которого было сделано много научных открытий.

В целом школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую систему и игнорировала производственные и технологические факторы, т.е. отсутствовал системный подход к проблемам управления, но, несмотря на это, основные ее положения нашли отражение в новых, более сложных современных концепциях менеджмента.

Становление школы науки управления (количественной школы) связано с развитием математики, статистики и др. наук. Наиболее известными представителями этой школы являются Людвиг фон Берталанфи, А. Гольдбергер и др. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов. В этой школе различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование систем управления на основе системного анализа и использование кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Основными подходами данной школы являются: системный, ситуационный, а также процессный подходы.

Системный подход. Применяется для решения проблем управления и основан на принципе целостности системы. В развитых странах в менеджменте используется ряд разновидностей этого метода: системно-комплексный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-

Ситуационный подход. Предусматривает выбор оптимальных способов управления организацией в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий ее деятельности.

Процессный подход с позиции школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *