Философская концепция марксизма

Философско-правовые идеи марксистской философии

Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно- политической мысли, хотя наибольшее влияние на её создателей всё-таки оказали представители немецкой классической философии.

Марксистская философия – это, прежде всего, материалистическая и диалектическая философия. В ней наличествуют «проверенные» историей методы, принципы, понятия и категории, а также критерий истинности полученных знаний. Она охватывает все сферы бытия природы, общества и человека. Она обладает огромным методологическим инструментарием и в ней «заложен» потенциал к развитию, в отличие от «философской системы» Г. Гегеля, где «система» находится в противоречии с «методом».

Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс напрямую вопросы «философии права» не исследовали, как не изучали эти воп-

росы напрямую многие мыслители Античности, Средневековья, Нового времени, Просвещения, а также представители немецкой классической философии, хотя значение их вклада в развитие «философии права», как мы отметили, в создание тех или иных её разделов было весомым. Такую же оценку, если не более значимую, можно дать и роли марксистской философии в становлении и развитии «философии права».

Так, они представили широкой научной и философской общественности пример скрупулёзной критики философских систем идеалистического толка, где наряду с обоснованием несостоятельности выводов ряда философов, с негативным отношением к некоторым философским обобщениям представителей идеализма выделили то значимое и непреходящее для философской мысли, чего достигли их оппоненты. Они очень высоко оценили диалектику Г. Гегеля как учение о развитии мира, его познании. Например, Ф. Энгельс отмечал: «…эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества. Для неё нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всём и во всём видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу».

Очевидно, этими и другими примерами в отношении достижений коллег философской партии идеалистов, они утверждали «стиль» научного анализа, оценки результатов философского поиска истины в разных областях и сферах бытия природы, общества, человека и человеческого мышления. Следовательно, они оставили мыслителям пример, как подлинная, материалистическая философия права должна относиться к достижениям идеалистической «философии права», к достижениям различных «правовых концепций».

Значимым для философии права является также и разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом стадиальная концепция развития истории человечества. Это, по сути дела, материалистическое понимание процесса развития общества и в целом – исторического процесса. Основное содержание их стадиальной концепции заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития общества. Такой основой, как обосновывал К. Маркс и его последователи, является производство материальных благ. Ими было проведено, на основе анализа и оценки огромного массива фактического и теоретического материала, исследование структуры производительных и производственных отношений, было доказано, что производственно-экономические отношения между людьми, в конечном счёте, определяют все иные общественные отношения между ними, в том числе и правовые.

Оценивая вклад К. Маркса и Ф. Энгельса по прошествии многих лет, известный американский историк Бернард Бейлин в своём обращении к собранию Американской исторической ассоциации в качестве её президента сказал: «Разумеется, марксисты создали могучее средство для упорядочения материала в исторических трудах. …Они выделили лежащие в основе силы, которые как прямо, так и через “доминирующие идеологии” формировали живые человеческие функции и стремились объединить базисные силы и структуры социальной и культурной жизни во всеобъемлющую схему, которая концентрировала внимание на критических переходах».

А английский историк Джон Тош высказался ещё более определённее. Он отметил, что «…нынешнее враждебное отношение, как бы оно велико ни было, не изменит того факта, что марксизм оказал совершенно беспрецедентное воздействие на науку и в качественном, и в количественном смысле. Эта теория не имеет равных по широте охвата и уровню научной проработки. Пока учёные признают необходимость теории, они будут обращаться к марксистской традиции. Обоснованность этого прогноза станет совершенно бесспорной, если мы учтём сравнительную бедность других направлений истории».

Можно отметить, что материалистическая философская система не только распространила свои воззрения на общество, она позволила осуществлять достаточно обоснованные прогнозы по развитию стран и народов, возникновению противоречий, которые могут ожидать людей в их историческом развитии. Следовательно, марксистская философия «передала» философии права свою прогностическую функцию, раскрыв «механизм» соединения теории и практики. Ведь К. Маркс неоднократно подчёркивал, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами. А это, в первую очередь, происходит тогда, когда теория отражает законы реального мира, общества и всех его сфер, институтов, власти. Выражена эта мысль была вполне определенно: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Вместе с тем в определённой степени марксистская философия всё-таки проанализировала формы и содержания «буржуазного права», рассмотрела смысл понятий и категорий его, сформулировала истоки возникновения государства и его роль в жизни стран, народов, человека и человечества.

Так, раскрывая процесс обмена, включённый в экономические отношения, они употребляют понятие «право». Ф. Энгельс отмечал: «Таким образом, сюда входит вся техника производства и транспорт. Эта техника, согласно нашим взглядам, определяет также способ обмена, затем способ распределения продуктов и тем самым после разложения родового строя также и разделение на классы, отношения господства и подчинения, государство, политику, право и т.д.».

Из обобщения, сделанного Ф. Энгельсом, который развивал взгляды К. Маркса в его анализе производственных отношений, можно сделать вывод, что право возникает из содержания и сути экономических отношений, являющихся составной частью материального производства. Другими словами, экономические отношения порождают право, которое в рамках рассмотренных нами видов можно назвать позитивным.

Вместе с тем в буржуазных странах того периода существовало убеждение, что право может формироваться на правовых доктринах или классовых интересах. Характеризуя этот процесс, Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» отмечал: «Но, став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию. У политиков по профессии, у теоретиков государственного права и юристов, занимающихся гражданским правом, связь с экономическими фактами теряется окончательно. Поскольку в каждом отдельном случае экономические факты, чтобы получить санкцию в форме закона, должны принимать форму юридического мотива и поскольку при этом следует, разумеется, считаться со всей системой уже существующего права, постольку теперь кажется, что юридическая форма – это всё, а экономическое содержание – ничто. Государственное и гражданское право рассматриваются как самостоятельные области, которые имеют своё независимое историческое развитие, которые сами по себе поддаются систематическому изложению и требуют такой систематизации путём последовательного искоренения всех внутренних противоречий».

Вследствие вышеуказанных причин законодательство чаще всего, как тогда, так и сейчас, оказывается не способным адекватно отразить, санкционировать наличные экономические отношения. Вследствие этого общество «получает свои права» в искажённом виде, когда всеобщность норм заменяется интересами групп.

В целом же классики подчёркивали следующую из их философского анализа общества мысль, что право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.

Другими словами, для философии права важна формула, которая выведена марксистами: не позитивный закон регулирует экономические отношения, а наоборот, экономические отношения лежат в основе закона. Они определяют его содержание, его формы и «механизм» проявления.

Обобщая рассмотренный материал главы, можно сделать следующие выводы.

В XIX в. на основе уже достигнутых исследований и сформировавшейся науки, а также благодаря усилиям мыслителей, представлявших немецкую классическую философию, сложилась уникальная духовная сфера жизнедеятельности общества, имеющая свойство быть самостоятельной. Она не только детерминировалась материальными условиями и факторами бытия социоисторического организма, но и сама оказывала значительное детерминирующее воздействие на остальные сферы жизни общества и человека.

Такими же свойствами стали обладать и философия, и философия права как важнейшие составные компоненты и составные части духовной жизни общества.

В «рамках» идеалистической партии в философии философия права приобрела определённую завершённость. У неё уже был свой объект и предмет исследования, а также эффективный метод исследования, опирающийся на разработанную систему научных, философских и собственно юридических (правовых) понятий и категорий.

Идеалистическая философия права достаточно логично и непротиворечиво сформулировала содержательное определение права и закона, соотнесла все эти феномены жизни человека и общества с «исходным началом» развития всего сущего, предоставила человечеству и органам власти «философский механизм» формирования правовой государственности, возможные пути и средства постижения человеком свободы и равенства.

Одновременно в рамках формирующейся материалистической философии права, основанной на позиции материализма, достаточно полно отражённой и закреплённой в философии марксизма, формировались и обосновывались подходы к пониманию права и закона, подвергались всесторонней критике положения идеалистических взглядов и концептуальных разработок по природе права и закона. На основе материалистического понимания причин и источников развития общества и человека разрабатывались основы правопонимания. Исследовались и выделялись признаки реального права как феномена общественной жизни человека, который, находясь в условиях необходимости сохранения целостности и функциональности социальных общностей (социоисторических организмов), стремился на основе разума, познать закон противоречивого, но относительно самостоятельного, по отношению к неживой и живой природе, существования и развития общества, человечества в целом.

В философской литературе стали распространяться два практически не совпадающих направления исследований права, закона и государства. Но все они являлись составными частями развивающейся философии права, которая, как и философия в целом, как и правоведение не могла не включать спектр взглядов мыслителей на природу права. Ведь, так или иначе, они были основаны на понимании, интерпретации и объяснении реально существующего мира, сущности природы в целом, её происхождении, а также на трактовках сущности человека, тех общностей (социоисторических организмов), которые возникали в истории, исчезали и которые реально существовали.

Конечно, в формировании и обосновании концептуальных взглядов на природу и сущность права, закона и государства, которые создавались в «недрах» философии права, не мог не присутствовать и «конструкторский» подход. Объясняется сей феномен тем, что каждый мыслитель, проникнув в природу исследуемого предмета и сформулировав знания о нём, обязательно будет конструировать «модель» своего предмета исследования и перспективы его развития. В зависимости от мировоззренческого потенциала исследователя создаётся более или менее реалистическая модель предмета исследования и его будущее. Так было и в воззрениях мыслителей, направляющих свой взор на право, закон и государство.

И есть основания утверждать, что И. Кант был первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа.

Как видим, право у И. Канта в большей степени есть «закон бытия», открытый разумом и закрепленный в «законе государственном», имеющим потенциал принуждения его исполнения.

Марксистская философия «вооружила» философию права материалистическим диалектическим методом, позволяющим ей выявлять существенные признаки права, закона, взаимообусловленность исторического развития общества, человека и права.

Она предоставила философии права критерии оценки права и закона, а также места и роли государства в развитии такого социального феномена, как право.

Марксистская философия позволяет утверждать, что если право имеет длительную историю своего становления и развития, то оно должно сохранять свои сущностные признаки, как бы ни изменяли на него своего воззрения исследователи разных времён, эпох и школ.

И ещё! После философских исследований права, закона и государства, которые были осуществлены в немецкой классической философии и философии марксизма, кавычки с философии права можно убрать. Данная составная часть философии в этот период сформировалась.

Философско-правовые концепции марксизма

1234

Тема 5. Философия права XIX-XX столетий

Вопросы:

Введение

Философско-правовые идеи исторической школы права

Философско-правовые концепции марксизма

Философско-правовые воззрения позитивизма XIX века

Философско-правовой иррационализм

Философия права XX века.

Заключение

Литература

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. с. 91-113.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. с.127-152.

Введение

Философия права историческая школа права,

Вопрос о том, как возникло право и какова его история стоял в центре внимания исторической школы права.

Основоположником этого направления в юриспруденции, является Густав Гуго (1768-1844) – профессор Геттингенского университета. Виднейшими представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1866).

Главной мишенью своей критики представители исторической школы избрали естественно-правовую доктрину. Так, в отличие от теорий естественного права историческая школа права определяла право не как результат естественной необходимости, а как закономерный исторический продукт общественной жизни. Ее сторонники пытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей.

Савиньи, например, доказывал, что право не устанавливается волей определенного лица. Право – это продукт народного духа, проявляющегося во всех членах общества и приводящего всех к одному и тому же правосознанию. Иными словами, право каждого народа растет вместе с ним. Или, как писал Савиньи, всякое право создается, прежде всего, народными нравами и верованиями и уже затем юриспруденцией.

Последователь и ученик Савиньи Г. Пухта считал, что народный дух – это сила, действующая в организме народной жизни и существующая независимо от сознания отдельных представителей народа. Народный дух все производит из себя, в том числе и право. Следовательно, отдельная личность не участвует в образовании права. У Пухты речь идет о естественном саморазвитии права, которое развивается как растение из зерна, из народного духа. Вся история общественного развития понималась им лишь как раскрытие того, что уже изначально заложено в народном духе.

Таким образом, с точки зрения исторической школы право есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило из нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Философско-правовые концепции марксизма

Основоположники материалистического понимания исто­рии К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) уделяли особое внимание философским проблемам права — его при­роде, сущности и перспективам развития.

Уже в ранней работе «К критике гегелевской философии права. Вместо введения» К. Маркс отмечал, что немецкая фи­лософия права далека от практики, от революционных преоб­разований, способных поднять Германию до уровня передо­вых стран того времени, и вполне соответствует сложившейся в германском государстве реальности, где «идеальные порядки отрицают реальные порядки».

Исследуя экономическую обусловленность права и его клас­совую сущность, К. Маркс пришел к выводу, что классовые отношения не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа. Классовые отношения коренятся в материальных условиях общества, основой которого является способ производства материаль­ных благ.

Способ производства материальных благ — определяющая причина общественного развития. Конкретные явления — и материальные, и духовные — имеют свои непосредственные причины, которые следует искать во взаимодействии эконо­мического базиса и надстройки. Экономический базис— это совокупность экономических производственных отношений. Надстройка — система идеологических отношений, идеоло­гических учреждений, идей и соответствующих им форм обще­ственного сознания.

«Право— это надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических, отношений». Право — идеологическое выражение классовых интересов: в государстве существует только одно право — право экономически господствующего класса, а государство — лишь средство практической реали­зации этих интересов.

Право тесно связано не только с экономикой, но и с политикой, при этом право является концентрированным вы­ражением политики. Маркс подчеркивал, что политическая и правовая идеологии образуют неразрывное единство, на­правленное на формирование политико-правового сознания, т.е. взгляда человека на справедливость и несправедливость, право и обязанность, власть и государственное устройство и т.д. Он опровергал доводы буржуазных идеологов о возможности «разумного» обустройства без изменения законов. Доказывая, что буржуазное общество несправедливо изначально, «изнутри», и никакие самые справедливые законы его не изменят, Маркс утверждал, что справедливость — это равенство всех и перед законом, и перед собственностью.

Гражданское общество как ступень развития буржуаз­ного общества, по мнению Маркса, не имеет будущего, ибо сохраняет эксплуатацию человека человеком и лишает лю­дей духовности. Классовому гражданскому обществу Маркс противопоставлял общество, в котором не будет частной соб­ственности и эксплуатации. Переход к такому обществу должен совершить пролетариат через социалистическую революцию. Нa первой ступени развития, при социализме, общество со­хранит остатки буржуазного права (распределение по труду и др.). Но при коммунизме, когда производительные силы достигнут высочайшего уровня развития, частная собствен­ность исчезнет окончательно и люди достигнут высокой сте­пени сознательности. Государство, а вместе с ним и право, постепенно отомрут.

Для К. Маркса послекапиталистическая судьба права — во­прос второстепенный. Он также не занимался исследованием личностного начала и гуманистического измерения правовой жизни, когда отдельный индивидуум признается в качестве неза­висимого, свободного и самостоятельного лица — субъекта права, не только в экономическом отношении, но и в юриди­ческом.

Частично этот пробел восполнил Ф. Энгельс в работе «Про­исхождение семьи, частной собственности и государства». Материальная основа моногамной семьи, по Энгельсу, — это право наследования. Он выделил признаки государства — тер­риториальное деление, наличие публичной власти и налогов. Возникновение государства Энгельс объяснял необходимостью «держать в узде противоположность классов». Он также обо­сновал правовое неравенство мужчин и женщин в браке как результат экономического угнетения женщин.

Таким образом, диалектико-материалистическая концепция права показала непосредственную связь экономических отно­шений и права как их отражения, установила классовое содер­жание права в классовом государстве и обозначила перспективу и права и государства — отмирание. В то же время, несмотря на провозглашенный классиками марксизма тезис — «свобод­ное развитие каждого есть условие свободного развития всех», их учение о праве не получило индивидуально-человеческого обоснования как свободы личности во всех ее проявлениях.

Историческая школа права, философско-правовые концепции марксизма и позитивизма XIX века

Философия права XX века.

Лекция 4 Философия права XIX-XX столетий

Контрольные вопросы.

1. В чем заключаются особенности философско-правовой мысли эпохи Возрождения?

2. Сравните концепции закона Н. Макиавелли и М. Монтеня?

3. Как понимал справедливость Г. Гроций?

4. В чем особенности концепции общественного договора Дж. Локка и ее принципиальное отличие от концепции Т. Гоббса?

5. Что Ш. Монтескье понимал под «духом закона»?

6. В чем различие философско-правовых концепций «общественного договора» Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо?

7. В чем состоит сущность категорического императива Канта?

8. Дайте определение права данное И. Кантом.

9. Какое место занимает философия права в системе философии Гегеля?

10. Что есть право по Гегелю?

Рекомендованная литература.

· Гегель Г. Философия права. — М.: 1990. С. 520-525.

· Гоббс Т. Левиафан //соч.: в 2 т. — М.: 1989. Т.2.

· Вала Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М.: 1989.С.93-97,229-231.

· Кант И. Метафизика нравов, — СПб.: 1997.

· Макиавелли Н. Государь, — М.: 1990. с.38-84.

· Монтень М. Опыты, — М.: 1998. С.12-45.

· Монтескье Ш. Избранные произведения. — М.: 1955. с. 61-79.

· Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Избр. Произведения. — М.: 1969. с. 78-97.

· Философия права: Учебник. Под ред. О. Г. Данильяна с.97-142.

Вопросы: 1. Историческая школа права, философско-правовые концепции марксизма и позитивизма XIX века.

Вопрос о том, как возникло право и какова его история стоял в центре внимания исторической школы права.

Основоположником этого направления в юриспруденции, является Густав Гуго (1768-1844) – профессор Геттингенского университета. Виднейшими представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи(1779-1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1866).

Главной мишенью своей критики представители исторической школы избрали естественно-правовую доктрину. Так, в отличие от теорий естественного права историческая школа права определяла право не как результат естественной необходимости, а как закономерный исторический продукт общественной жизни. Ее сторонники пытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей.

Савиньи, например, доказывал, что право не устанавливается волей определенного лица. Право – это продукт народного духа, проявляющегося во всех членах общества и приводящего всех к одному и тому же правосознанию. Иными словами, право каждого народа растет вместе с ним. Или, как писал Савиньи, всякое право создается, прежде всего, народными нравами и верованиями и уже затем юриспруденцией.

Последователь и ученик Савиньи Г. Пухта считал, что народный дух – это сила, действующая в организме народной жизни и существующая независимо от сознания отдельных представителей народа. Народный дух все производит из себя, в том числе и право. Следовательно, отдельная личность не участвует в образовании права. У Пухты речь идет о естественном саморазвитии права, которое развивается как растение из зерна, из народного духа. Вся история общественного развития понималась им лишь как раскрытие того, что уже изначально заложено в народном духе.

Таким образом, с точки зрения исторической школы право есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило из нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Философским проблемам права – его природе, сущности и перспективам развития уделяли внимание основоположники материалистического понимания истории К. Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). По своим исходным основаниям марксистская теория права – это онтологическая объективная концепция. В работе «К критике гегелевской философии права. Вместо введения». К. Маркс считает позитивное право лишь вторичной реальностью, отражением материального бытия, в определенных общественных отношениях. Исследуя экономическую обусловленность права и его классовую сущность, К. Маркс пришел к выводу, что классовые отношения не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа – они коренятся в материальных отношениях людей, совокупность которых составляет базис конкретного общества.

«Право – это надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических, отношений» и идеологическое выражение классовых интересов: в государстве существует только одно право – право экономически господствующего класса, а государство – лишь средство практической реализации этих интересов.

Право тесно связано не только с экономикой, но и с политикой как концентрированным ее выражением. Маркс подчеркивал, что политическая и правовая идеологии образуют неразрывное единство, направленное на формирование политико-правового сознания, т.е. взгляда человека на справедливость и несправедливость, право и обязанность, власть и государственное устройство и т.д.

В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Маркс и Энгельс классовому гражданскому обществу противопоставляли общество, в котором не будет частной собственности и эксплуатации. Переход к нему должен совершить пролетариат через социалистическую революцию. На первой ступени развития, при социализме, это общество еще сохранит остатки буржуазного права (распределение по труду и др.), но при коммунизме, когда частная собственность исчезнет окончательно, и люди достигнут высокой степени сознательности, государство, а вместе с ним и право постепенно отомрут. Идея свободы личности выраженная в тезисе «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» в марксизме не получила индивидуально-человеческого обоснования. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчинятся законам, а не стоять над ними.

Примерно в одно время с диалектико-материалистической философией возник и позитивизм, родоначальником которого был французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Суть концепции позитивизма заключается в стремлении сделать философию «полезной» наукой. О. Конт утверждал, что только те системы знаний являются научными, которые подтверждаются опытом, т.е. являются истинами. Такими истинами, считал Конт, выступают естественные законы. Познавая их и действуя в соответствии с ними, человек выполняет свой долг и обретает свободу. Свобода у Конта, как и у Спинозы, — познанная необходимость, а в сфере права – это выполнение своего долга.

На позитивистских позициях стоял и английский теоретик права Джон Остин (1790-1859), провозгласивший знаменитую формулу «закон есть закон». Его исходная позиция заключалась в стремлении «очистить» право от морали, психологии, политики и других неправовых составляющих, делающих право неконкретным, размытым. Право должно изучать правовые факты, опираясь на систему юридических принципов и норм.

Юридический позитивизм считает, что право нельзя оценивать с нравственных или политических позиций. Общественное мнение, например, не относится к сфере права. Оно является «позитивной моралью», где уместны нравственные характеристики – «добро», «зло», «хорошее», «плохое» и т.п. Право таковым быть не может. Право есть право, а закон есть закон. Таким образом можно констатировать, что позитивизм стремится превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок.

Основные моменты марксистской философии

Карл Маркс — основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом — социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев — приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

Философская концепция марксизма

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 40

Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии.

В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, тде господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух. а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а лишь «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субьект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.

В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и обьекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». Маркс — не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его.

При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.

Вместе с Марксом в разработку этих философских представлений определенный вклад внес Фридрих Энгельс. Уже в ранней работе «Наброски к критике политической экономии» (1843). оказавшей влияние на формирование взглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию быгия. Значительна ррль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (незакончена), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особое внимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслению достижений естественно-научного знания.

Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.

Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю.

Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.

Марксистская философия была не только рационалистической, но и сциентистско-ориенгированной. Несмотря на различные подходы в целом, и позитивизм, и марксизм исходили из признания большой роли научного разума для решения комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.

Лекция 9. Философская концепция марксизма

Карл Маркс (1818-1883) — создатель диалектико-материалистической философии совместно с Ф. Энгельсом, основоположник марксизма — философского, экономического и политического учения.

К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступают экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г. Гегелем него движущая сила — не дух, а материя. К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого — материальное производство. Материя при подобной интерпретации — не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична.

На этом построена и теоретико-познавательная концепция. К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «чувственная деятельность, практика». Познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта.

По К. Марксу философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. В социально-философском плане К. Маркс продолжал традиции Просвещения и Г. Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

В разработку философской концепции внес вклад Фридрих Энгельс (1820-1895). Он разрабатывал материалистическую концепцию бытия, новую теорию и концептуально ее оформлял («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Уделял внимание сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим, осмыслению достижений естественно-научного знания.

Оба разработали теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Материалистическое понимание истории К. Маркса — исторический материализм — распространение материализма на общественную жизнь, историю. К. Маркс абсолютизировал социальные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал возможность прогрессивной эволюции общества.

Философию К. Маркса рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.

Несмотря на различные подходы, в целом марксизм исходил из признания большой роли злого разума в решении комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *