Как называется область психологической науки разрабатывающая методы

Как называется область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности?

А) практическая психология Б) психодиагностика
В) психологическое тестирование

Как называется область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений?

А)психометрия Б) психологическое тестирование
В) психологическая диагностика

Как называется фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий?

А) эксперимент Б) тест
В) интервью

Как называется метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале?

А) анкета Б) опросник
В) контент-анализ

Как называются методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида?

А) тесты достижений Б) тесты креативности
В) тесты интеллекта

Как называются методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками?

А) тесты интеллекта Б) тесты достижений
В) тесты личностные

Какая разновидность методик предполагает использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать?

А) опросники Б) проективные методики
В) тесты интеллекта

Как называется метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи?

А) экспериментальная беседа Б) диагностическое интервью
В) клиническое интервью

Как называется группа проективных методик, предполагающая рисование на свободную или заданную тему?

А) конструктивные Б) экспрессивные
В) аддитивные

Как называются тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий?

А) тесты интеллекта Б) тесты достижений
В) критериально-ориентированные тесты

Как называется характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность

Как называется комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность

Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность

Как называется характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста?

А) надежность частей теста Б) ретестовая надежность
В) надежность параллельных форм

Как называется один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств?

А) содержательная валидность Б) конструктная валидность
В) критериальная валидность

Как называется информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика (тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения?

А) очевидная валидность Б) экологическая валидность
В) прогностическая валидность

17. Назовите психолога, создавшего в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию экспериментальной психологии:

А) Ф. Гальтон Б) Г. Эббингауз
В) В. Вундт

18. Назовите психолога, предложившего понятие коэффициента интеллекта (IQ):

А) В. Штерн Б) А. Бине
В) Г. Айзенк

19. Назовите автора, разработавшего двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа:

А) Р. Кеттелл Б) Ч. Спирмен
В) Л. Термен

20. Назовите, вариант интерпретации G-фактора, предложенный Г. Айзенком:

А) внимание

Б) мотивация

В) скорость переработки информации центральной нервной системой

Психодиагностика

Критерии оценки результатов тестирования по курсу детская психология

Кол-во баллов Результативность (% правильных ответов) Отметка
от 18 до 20 от 100 до 86 %
от 15 до 17 от 85 до 70 %
от 10 до 14 от 69 до 51 %
менее 10 менее 50 %

Вариант 1

1. Современная психологическая диагностика определяется как:

А) область психологической практики

Б) дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологичеких особенностей человека

В) дисциплина, разрабатывающая методы выявления отклонений и нарушений психического развития

2. Результаты психодиагностической работы в сфере образования используются для:

А) оптимизации процессов обучения и воспитания

Б) выявления доминирующих причин неуспеваемости

В) селективного отбора детей

Г) реализации индивидуального подхода в процессе обучения

3. Источниками психодиагностики являются:

А) экспериментальная психология Б) клиническая практика
В) дифференциальная психология Г) педагогическая психология

4. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий, создавшим инструмент для их измерения – тест – является:

А) А.Бине Б) Д. Векслер
В) Ф.Гальтон Г) Г.Эббингауз

5. Классификация (операциональная) диагностических методик предполагает разделение на следующие группы:

А) методики высокого уровня формализации

Б) методики, направленные на изучение когнитивных процессов

В) малоформализованные методики

6. Отличительной особенностью тестов от опросников и проективных методик является:

А) краткость и ограниченность во времени испытания

Б) правильный ответ испытуемого

В) стандартизация

7. Характерными чертами проективных методик являются:

А) неопределенность стимулов

Б) широкий диапазон разнообразных решений испытуемого

В) разнообразие интерпретаций психодиагноста

8. Стандартизация методик это:

А) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста

Б) постоянство, устойчивость результатов при первичном и повторном применении теста

В) действенность, эффективность конкретной методики

9. Прогностическая валидность предполагает:

А) сравнение результатов тестирования и успешности по внешнему критерию в момент исследования

Б) сравнение результатов тестирования и успешности в какой-либо деятельности через определенный промежуток времени после испытания

В) сравнение экспертных заключений в прошлом с диагностическими показателями на данный момент

10. К группе культурно-независимых интеллектуальных тестов относятся:

А) тест Амтхауэра Б) прогрессивные матрицы Дж.Равена
В) батарея тестов Д.Векслера Г) интеллектуальный тест Кеттелла

11. К группе методик корректурных проб относятся тесты:

А) кольца Ландольта Б) тест Тулуз-Пьерона
В) субтест «Шифровка» в батарее тестов Векслера Г) тест Л.Бендер

12. К группе проективных методик относится:

А) тест фрустрации С.Розенцвейга Б) ШТУР
В) тест Кеттелла

13. Проективная методика Коха «Дерево» относится к группе:

А) интерпретативных методик Б) экспрессивных методик
В) методик конструирования

14. Вербальную и невербальную шкалы содержит тест:

А) Гудинафф – Харрис Б) прогрессивные матрицы Равена
В) Д.Векслера

15. Вегетативный коэффициент (энергообеспеченность) и показатель настроения (суммарное отклонение от аутогенной нормы) рассчитываются в:

А) опроснике САН ( самочувствие,активность, настроение)

Б) цветовом тесте М. Люшера

В) опроснике MPI

16. Автором ПДО – патохарактерологического диагностического опросника является:

А) А.Р.Лурия Б) К.Леонгард
В) А.Е.Личко

17. Тест-опросник Айзенка позволяет диагностировать:

А) структуру интеллекта

Б) основные параметры индивидуальности

В) особенности межличностных отношений

18. Уровни психологического диагноза:

А) симптоматический Б) нейрофизиологический
В) типологический Г) этиологический

19. Развернутый психологический диагноз содержит:

А) констатацию какого-либо неблагополучия

Б) описание индивидуально-психологических особенностей личности

В) прогноз дальнейшего развития и разработку рекомендаций

20. К этическим принципам психодиагностики относятся:

А) благополучие клиента

Б) профессиональная компетентность

В) ответственность за использование психодиагностических методик

Г) обеспечение тайны результатов обследования

Д) конфиденциальность

Вариант 2

1. Как называется область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности?

А) практическая психология Б) психодиагностика
В) психологическое тестирование

2. Как называется область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений?

А)психометрия Б) психологическое тестирование
В) психологическая диагностика

3. Как называется фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий?

А) эксперимент Б) тест
В) интервью

4. Как называется метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале?

А) анкета Б) опросник
В) контент-анализ

5. Как называются методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида?

А) тесты достижений Б) тесты креативности
В) тесты интеллекта

6. Как называются методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками?

А) тесты интеллекта Б) тесты достижений
В) тесты личностные

7. Какая разновидность методик предполагает использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать?

А) опросники Б) проективные методики
В) тесты интеллекта

8. Как называется метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи?

А) экспериментальная беседа Б) диагностическое интервью
В) клиническое интервью

9. Как называется группа проективных методик, предполагающая рисование на свободную или заданную тему?

А) конструктивные Б) экспрессивные
В) аддитивные

10. Как называются тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий?

А) тесты интеллекта Б) тесты достижений
В) критериально-ориентированные тесты

11. Как называется характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность

12. Как называется комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность

13. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность

14. Как называется характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста?

А) надежность частей теста Б) ретестовая надежность
В) надежность параллельных форм

15. Как называется один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств?

А) содержательная валидность Б) конструктная валидность
В) критериальная валидность

16. Как называется информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика (тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения?

А) очевидная валидность Б) экологическая валидность
В) прогностическая валидность

17. Назовите психолога, создавшего в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию экспериментальной психологии:

А) Ф. Гальтон Б) Г. Эббингауз
В) В. Вундт

18. Назовите психолога, предложившего понятие коэффициента интеллекта (IQ):

А) В. Штерн Б) А. Бине
В) Г. Айзенк

19. Назовите автора, разработавшего двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа:

А) Р. Кеттелл Б) Ч. Спирмен
В) Л. Термен

20. Назовите, вариант интерпретации G-фактора, предложенный Г. Айзенком:

А) внимание

Б) мотивация

В) скорость переработки информации центральной нервной системой

21. Назовите исследователя, предложившего модель «структуры интеллекта (SI)», разделившего дивергентное и конвергентное мышление:

А) Г. Айзенк Б) Дж. Гилфорд
В) Р. Б. Кеттелл

22. Назовите автора, создавшего концепцию ментального опыта:

А) Р. Стернберг Б) Дж. Гилфорд
В) М. А. Холодная

23. К какой группе диагностических методик относится шкала Бине – Симона?

А) тесты личности Б) тесты интеллекта
В) тесты достижений

24. Какой из ниже перечисленных тестов интеллекта содержит вербальную и невербальную шкалы:

А) прогрессивные матрицы Дж. Равена Б) тест Д. Векслера
В) тест Гудинаф – Харрис

25. Назовите автора 16 PF личностного опросника:

А) Г. Айзенк Б) Г. Шмишек
В) Р. Кеттелл

26. Назовите автора, разработавшего патохарактерологический диагностический опросник (ПДО):

А) К. Леонгард Б) А. Е. Личко
В) А. Р. Лурия

27. Какая из ниже перечисленных методик относится к классу проективных?

А) тест М. Люшера Б) тест Р. Амтхауэра
В) методика Т. Лири

28. К какой группе проективных методик относится Тематической апперцепции тест (ТАТ)?

А) интерпретативные Б) катартические
В) импрессивные

29. Какая из ниже перечисленных методик применяется с целью диагностики готовности к школе?

А) Школьный тест умственного развития (ШТУР) Б) тест Р. Амтхауэра
В) тест Керна-Йирасека

30. Назовите, какие свойства личности можно диагностировать с помощью теста Р. Амтхауэрра:

А) акцентуации характера Б) структуру интеллекта
В) темперамент

Вариант 3

1. Психодиагностика — это:

А) наука и практика постановки диагноза

Б) метод психологического исследования

В) наука и практика постановки психологического диагноза

Г) область психологии, связанная с использованием на практике интеллектуальных тестов

2.Запрет на использование тестов в СССР был связан с:

А) отсутствием квалифицированных психологов

Б) нарушением этических норм при тестирование

В) с отсутствием контроля за использованием тестов

Г) все ответы верны

3. К практике психодиагностики относятся все, кроме одной:

А) профессиональная консультация

Б) профессиональный отбор

В) психологическое просвещение

Г) мониторинг психического развития ребенка

Д) патопсихологическое исследование

4. Нормы — это:

А) результаты испытуемых по тесту

Б) максимальная оценка по тесту

В) среднестатистическая оценка по тесту

Г) критерии оценки результатов теста, позволяющие установить место полученных данных в выборке стандартизации

5. Тест это:

А) соответствие диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемых

Б) стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентации на установленные нормы оценок

В) техника изучения и измерения различных свойств и качеств личности

6. Ограничением применения методов шкалирования является:

А) возраст

Б) уровень развития понятийного аппарата

В) ситуативная самооценка

7. Методика семантического дифференциала используется в целях:

А) исследование восприятия мира в целом

Б) изучение уровня интеллектуального развития

В) исследование личностных установок и отношений к определенному кругу объектов

8. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

А) L-данными Б) Q-данными
В) Т-данными Г) Z-данными

9. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других мето­дов самооценок, называется:

А) L-данными Б) Q-данными
В) Т-данными Г) Z-данными

10. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

А) наименований Б) порядка
В) интервалов Г) отношений

11. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

А) наименований Б) порядка
В) интервалов Г) отношений

12. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака со­ставляет суть измерений на уровне:

А) номинальном Б) ординальном
В) интервальном Г) отношений

13. Крайне редко в психологии применяется шкала:

А) наименований Б) порядка
В) интервалов Г) отношений

14. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

А) наименований Б) порядка
В) интервалов Г) отношений

15. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

А) наименований Б) порядка
В) интервалов Г) отношений

16. Установление равенства отношений между отдельными значениями до­пустимо на уровне шкалы:

А) наименований Б) порядка
В) интервалов Г) отношений

17. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

А) близнецовый Б) приемных детей
В) семейный Г) интроспекции

18.Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

А) У. Джемсом Б) П. Эббингаузом
В) В. Вундтом

19. Первая педологическая лаборатория была создана:

А) А.П.Нечаевым в 1901 г. Б) С. Холлом в 1889 г.
В) У.Джонсом в 1875 г. Г) Н.Н. Ланге в 1896

20. Ассоциативный эксперимент для изучения неосознаваемых аффектив­ных образований разработал и предложил:

А) П. Жане Б) 3. Фрейд
В) И. Брейер Г) К.Юнг

21. Автором естественного эксперимента является:

А) Р. Готтсданкер Б) А.Ф. Лазурский
В) Д. Кэмпбелл Г) В. Вундт

22. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

А) независимым Б) зависимым
В) побочным Г) внешним

23. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

А) внутренней Б) внешней
В) операциональной Г) конструктной

24. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной реальности характеризует валидность:

А) внутреннюю Б) внешнюю
В) операциональную Г) конструктную

25. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается валидность:

А) внутренняя Б) внешняя
В) операциональная Г) конструктная

26. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним понятия «валидность»:

А) внутренняя Б) внешняя
В) операциональная Г) конструктная

27. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте называется эффектом:

А) плацебо Б) Хотторна
В) социальной фасилитации Г) ореола

Семинар №1

Семинар №1

1.Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т. д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

1. конструирование и апробация методик,

2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,

3. выработка правил поведения обследования,

4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,

5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов», «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам , мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В ленинградской психологической школе был обоснован термин «психодиагностики». Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т. д.)» (, 1968)
В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией , , Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности».
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» ().

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.
Известны следущие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.

2. Психодиагностика, как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику, ее взаимоотношения с другими отраслями психологической науки.

Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика, как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику, ее взаимоотношения с другими отраслями психологической науки. Области практического применения знаний по психодиагностике: 1) оптимизация процессов обучения и воспитания, 2) профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, 3) судебно-психологическая экспертиза, 4) клинико-консультационная работа.

Типы психологического диагноза. Виды критериев, используемых для проведения сравнительного анализа получаемых в обследовании данных.

История возникновения психодиагностики, этапы ее развития за рубежом. Особенности становления психологической диагностики как научной дисциплины и практики России. Классификация основных методов психодиагностики. Характеристика малоформализованных методик (наблюдение, беседа, контент-анализ и т. д. ). Характеристика методик высокого уровня формализации (тесты, опросники и анкеты, проективные техники, психофизиологические методики).

Основные принципы психологического тестирования. Стандартизация методик. Статистическая норма и социально-психологический норматив. Надежность психодиагностических методик: ее виды, способы установления. Валидность: ее виды, способы установления. Проблема выбора релевантного критерия для определения валидности методики. Корреляционный анализ — способ определения надежности и валидности.

3.Области практического применения знаний по психодиагностике.

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует ука­зать такие, как:

· контроль за интеллектуальным и личностным развитием уча­щихся;

· оценка школьной зрелости;

· выявление причин неуспеваемости;

· отбор в школы и классы с углубленным изучением определен­ных предметов;

· решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

· профессиональная ориентация и др.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагно­стические методы исследования психологических особенностей паци­ентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчинен­ные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии. Значительную роль в клиническом диагностиче­ском обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссиму-ляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные ме­тодики, направленные на выявление нарушений познавательной де­ятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей.

Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагности­ки — психологическое консультирование, целью которого является ока­зание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патоло­гических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологиче­ской нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психоло­гического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (ут­рата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психо­логический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных ме­тодик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотре­нием диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Особое содержание имеет диагностика в психологическом кон­сультировании применительно к нормальному детству. Как полагал еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагно­стика развития, основной задачей которой является контроль за хо­дом психического развития ребенка . Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а так­же выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития веду­щей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, кон­струирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика не­возможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует со­вершенствования уже существующего и поиска нового методического

арсенала.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности. Это проблемы профес­сионального отбора, профессионального консультирования, организа­ции профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявле­ния причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психо­диагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессио­нальной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологическихэкспертиз. Ра­бота психолога — судебного эксперта требует не только владения ди­агностическими методами и методиками, но и знаний в области судеб-но-психологической и психиатрической экспертизы. Большая обще­ственная значимость деятельности психолога — судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом мож­но обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От ком­петентности проведения и использования результатов судебно-психо-логической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управлен­ческой и групповой деятельности людей и т. д.

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психо­диагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развити-

ем разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиаг­ностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравне­нию с другими психологическими инструментами.

Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности

Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Это технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности ; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики ( наблюдение , беседа, контент-анализ).

Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов

Физическая культура — это не просто способ и результат преобразования человеком своей физической подготовленности, а механизм взаимодействия природной и социальной детерминанты человека. Именно возможность одновременно влиять на физические и социально-психологические стороны организма человека позволяют говорить о значимости физической культуры для формирования культуры личности.

Таким образом, значение физической культуры заключается не только в приоритетности влияния занятий физическими упражнениями, физической тренировкой на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание физических качеств, но и на духовную сферу, как на одно из действенных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, воспитания патриотизма и гражданственности, жизненной и профессиональной позиции.

Являясь органической частью культуры общества, физическая культура выполняет в ней общекультурные и специфические функции.

Общекультурные функции направлены на удовлетворение общесоциальных и личностных потребностей, связанных со многими другими общественными явлениями. К ним относят информационную, нормативную, эстетическую, воспитывающую и др.

Специальные функции — это те функциональные свойства, которые присущи физической культуре и выражают ее отличительные особенности в системе явлений культуры.

Сущность формализованных и малоформализованных методов

Определение 1

Психодиагностика – это область психологии, которая отвечает за разработку теории, методов и измерение индивидуальных психологических особенностей личности.

Существует классификация психодиагностических методик:

  • формализованные;
  • малоформализованные.

Первые состоят из:

  • тестов;
  • опросников;
  • проектированной техники;
  • психофизиологических методик.

Для них характерны:

  • регламент;
  • определение объекта процедуры или испытания (строгое соблюдение инструкций, способов предъявления мотивационного материала, исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого и т.д.);
  • наличие и соблюдение стандартов (общие правила для проведения, обработки, представления результатов экспериментов);
  • надежность;
  • валидность.

Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.

Малоформализованные же методы содержат:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • анализ продуктов.

Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание. К предметам относят:

  • мало поддающиеся объективизации психические процессы, явления, например, личностные смыслы;
  • часто изменяемые процессы, явления по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.)

Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.

Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга. В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком (биографические сведения, склонности и т.д.) После того, как сведения были получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдение.

Рассмотрим более подробно формализованные методы.

Классификация тестов по форме

Психология рассматривает четыре группы методик:

  • тесты;
  • опросники;
  • проективные методы;
  • психофизиологические методы.

В научной литературе методы называются тестами, а учебники по психодиагностике – тестологией. Но, тем не менее, тесты бывают разные.

Определение 2

Тест (от англ. «test» — «испытание», «проверка», «проба») – стандартизированные и краткие, ограниченные во времени исследования, которые устанавливают количественные и качественные индивидуально-психологические различия людей друг от друга. Тест состоит из заданий.

Классификацию тестов можно рассмотреть с разных сторон. Это зависит от признака, взятого за основу деления. Чаще всего рассматривают структурирование по форме и содержанию.

По форме они делятся на:

  1. индивидуальные/групповые;
  2. устные/письменные;
  3. бланковые/предметные/аппаратурные/компьютерные;
  4. вербальные/невербальные.

Индивидуальные тесты подразумевает взаимодействие диагностика и испытуемого с глазу на глаз. Плюсы тестирования:

  • возможность наблюдать за реакцией, мимикой и т.п. исследуемого;
  • возможность слышать и фиксировать какие-либо высказывания, которые помогут в оценке испытания;
  • возможность отметить функциональное состояние;
  • и т.д.

Если испытуемый имеет хороший уровень подготовки, то можно тест заменить другим.

Используется данный метод в случае необходимости тесного контакта с целью оптимизации деятельности испытуемого и применяются в работе с:

  • младенцами;
  • дошкольниками;
  • людьми соматическими нарушениями;
  • людьми нервно-психическими нарушениями;
  • лицами с физическими недостатками;
  • и т.д.

Но индивидуальные тесты требует большого количества времени, чем групповые.

Групповые тесты помогают получить одновременно ответы в группе людей (количество человек – до нескольких сот). Для проведения тестирования детально прорабатываются инструкции, которых исследователь должен строго придерживаться, и процесс. Это необходимо, так как групповые тесты требуют единообразия. Обработка полученных данных не нуждается в высокой квалификации, так как она объектиризирована. При этом результаты могут проверяться с помощью технической составляющей.

Минусы группового тестирования:

  • из-за регламентации полномочий экспериментатора в меньшей мере устанавливается взаимопонимание, трудно вызвать интерес и побуждение к сотрудничеству испытуемого;
  • трудно выявляемые факторы оказывающие влияние на ответы испытуемого;
  • люди, которые не знакомы с такой методикой, в большинстве покажут низкий результат.

Поэтому, если важны какие-то детали, то необходимо:

  • сформировать дополнить групповое тестирование;
  • организовать индивидуальную проверку;
  • собрать информацию из других источников.

Отличие устных и письменных тестов заключается в том, что первые – это зачастую индивидуальные тестирования, а вторые – групповые. Устные ответы:

  • могут формулироваться самостоятельно, т.е. это, так называемые, открытые ответы;
  • могут подразумевать несколько ответов, где испытуемый должен выбрать один, по-другому называется закрытый ответ.

Письменные ответы тоже могут быть открытыми и закрытыми, и отражаются они на:

  • тестовой тетради;
  • бланке.

Отличие бланковых, предметных, аппаратурных, компьютерных тестов заключается в способах подачи заданий.

Бланковые тесты, или «карандаш и бумага» представлены в виде отдельных бланков, тетрадей, брошюр. В них содержится инструкция, примеры решения, задания и место для ответов. Такой вид тестирования применяется при индивидуальном и групповом исследованиях.

Предметные тесты содержат задания, которые представлены в виде предметов:

  • кубики;
  • детали геометрических фигур;
  • карточки;
  • и т.д.

Самые известные способы – это кубики Косса, метод сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахарова. Такое тестирование больше всего подходит индивидуальному испытанию.

Следующий вид методик – аппаратурные тесты. При использовании данного метода применяются специальные технические средства. Они позволяют провести исследование и зарегистрировать полученные данные. Чаще всего используются следующие технические приборы:

  • измерение времени реакций (реактометры, рефлексометры);
  • изучения характерных черт восприятия, памяти, мышления;
  • компьютеры.

Чаще всего этот метод применяется для индивидуального тестирования.

Компьютерные тесты удобны в современном мире, так как они представлены в виде автоматизированного теста в форме диалога человека с компьютером. Задания высвечиваются на экране монитора, ответы вводятся в память технике при помощи клавиатуры. Таким образом, создается сразу набор данных, т.е. файл, на магнитном носителе. Благодаря стандартным статистическим пакетам проверка результатов в математико-статистической обработке проходит довольно быстро. При необходимости полученные данные можно отразить в виде:

  • графиков;
  • таблиц;
  • диаграмм;
  • профилей.

Этот метод уникален тем, что экспериментатор может извлечь данные, которые получает только компьютер:

  • время выполнения заданий;
  • время получения правильных ответов;
  • количество отказов от решений;
  • количество отказов от помощи;
  • затраченное время на обдумывание ответа;
  • время ввода;
  • и т.д.

Это позволяет составить углубленный ответ психодиагностики.

Отличие вербальных и невербальных тестов заключается в характере стимульного материала. Вербальное тестирование в основе содержит словесно-логические операции с:

  • понятиями;
  • мыслительными действиями.

Составляющие метода обращаются к памяти, воображению, мышлению в языковой форме. Они зависят от:

  • различий в языковой культуре;
  • уровня образования;
  • профессиональных свойств.

Этот тип метода распространен в:

  • тестах интеллекта;
  • тестах достижений;
  • оценке специальных способностей.

В невербальной методике тесты представлены в наглядном виде, например:

  • картинки;
  • чертежи;
  • изображения;
  • и т.д.

Человек, принимающий участие в испытании, должен понимать вербальные инструкции. Выполнение задания базируется на перцептивных и моторных функциях. Самый распространенный тест – «Прогрессивные матрицы» Равена. Данный вид метода:

  • снижает влияние на результат языковых различий;
  • значительно облегчает процесс тестирования с лицами, у которых присутствует нарушение речи/слуха или низкий уровень образования.

Невербальный метод часто применяется при оценивании пространственного и комбинированного мышления. Он используется в:

  • методике изучения интеллекта;
  • методике изучения общих и специальных способностей;
  • методике изучения достижений.

Классификация тестов по содержанию

Различают следующие виды тестов:

  1. Интеллекта;
  2. Способностей;
  3. Личности;
  4. Достижений (занимают особое место в классификации, так как их используют для решения индивидуальных психологических проблем).

1. Тестирование интеллекта, или IQ нужны для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Это самая распространенная методика в психодиагностике. Здесь рассматриваются в первую очередь познавательный процесс и функции (мышление, память, внимание, восприятие).

По форме они бывают:

  • групповые/индивидуальные;
  • устные/письменные;
  • бланковые/предметные/компьютерные.

Каждое задание имеет один правильный ответ, по их количеству определяются способности интеллекта. За последние 35-40 лет стремительно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные методы исследования умственных знаний. Отличие от традиционных тестов – поиск своего решения определенной логической задачи, при использовании понятий и терминов, включенные в учебную программу. Их применение определяет трансформацию знаний в предмет мыслительной деятельности.

2. Метод оценивает индивидуальные возможности человека в овладение знаний, навыков, умений в разных областях:

  • математике;
  • технике;
  • литературе;
  • художественной деятельности.

После n-количества раз проведенных исследований, психологи сделали вывод, что данное тестирование не показывает измерение возможности навыков и т.п., а отражает само их наличие.

Способности делятся на два вида:

  • общие (отвечают за владение знаниями и умениями в различных сферах деятельности. Они отождествляются с умственными качествами, поэтому получили название «интеллектуальные способности»);
  • специальные (отвечает за владение знаниями и умениями в определенной сфере деятельности).

По форме метод бывает:

  • индивидуальные/групповые;
  • устные/письменные;
  • бланковые/предметные/аппаратурные;
  • и т.д.

Критерий оценки – правильный ответ.

3. Тестирование психодиагностики, которые оценивают поведение человека в определенных условиях ( по мнению психологов, считается интеллектуальной особенностью) и неинтеллектуальные проявления, например, эмоционально-волевые компоненты психики:

  • мотивация;
  • интересы;
  • эмоции.

Метод личности фиксирует общие психологические элементы, которые лежат в основе познавательной и личностной сторон индивида.

Тестирование личности тоже делиться на два вида:

  • тесты действия (простые и четко структурированные процедуры, например, «Тест замаскированных фигур» Уиткина, «Тест ригидности» Лачинса и т.д. Метод содержит правильный ответ);
  • ситуативные тесты (выбор образа поведения в сложной общественной ситуации, модель которой приближена к реальности. С помощью этого фиксируются асоциальное поведение, стабильное решение, устойчивое действие и т.д.)

Неинтеллектуальные свойства измеряются:

  • опросниками;
  • проективной техникой.

4. Данный метод отвечает за контроль успешности и оценку объема знаний, навыков, умений после обучения, общей и профессиональной подготовки. Т.е. тест достижений измеряет влияние. Метод часто используют для оценивания таких достижений, как:

  • школьные, учебные (по форме зачастую бывают групповые и бланковые, но могут быть компьютерные);
  • профессиональные достижения (по форме чаще всего аппаратурные (тестирование исполнения или действия), письменные, устные).

Классификация опросников

Одна из групп психодиагностических методов является опросник. Задание построено по типу вопрос – утверждение. Их используют с целью получения сведений со слов исследуемого человека. Они являются наиболее распространенным диагностическим инструментом. Отличительной чертой опросника от теста считается критерий оценивания, который не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они содержат согласие или несогласие субъекта. Опросники можно классифицировать следующим образом:

  • опросники личности;
  • опросники-анкеты.

Опросники личности

Это своего рода самоотчеты, сделанные по стандарту. По форме они бывают: групповые, индивидуальные, письменные, бланковые, компьютерные.

По характеру:

  • закрытые;
  • открытые.

Закрытые опросники уже содержат варианты ответов, из которых необходимо выбрать один. Часто используют двух- или трехальтернативный выбор ответов:

  • «Да»;
  • «Нет»;
  • «Затрудняюсь ответить».

Плюсы такого вида опроса:

  • простота регистрации;
  • простота обработки данных;
  • наличие четкой формализации оценки.

Минусы:

  • отсутствие расширенной информации;
  • наличие четких ответов (часто возникают затруднения при принятии категорического решения).

Открытые опросы содержат свободный от ограничений ответ, т.е. обследуемый отражает свои мысли, отношение. Стандартизация происходит путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Плюсы открытых опросов:

  • развернутые ответы;
  • проведение качественного анализа ответов.

Минусы:

  • затруднения в формализации ответов, оценок;
  • затруднения интерпретации полученных данных;
  • громоздкость процесса;
  • необходимость большого количества времени.

Форма ответов опросников личности – шкала, которая показывает оценку утверждений, например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой. Обычно применяют шкалы с 3, 5, 7 подразделениями.

По содержанию они отражают:

  • черты личности;
  • типологию личности;
  • мотивы;
  • интересы;
  • ценности;
  • установки.

Опросники-анкеты

Данный метод необходим для получения сведений о человеке, не относящиеся к личностным качествам, например, для сбора данных биографии. Опросники представлены в виде жесткого фиксированного порядка, содержания и формы вопросов. Ответы должны быть такими же четкими. Их испытуемый может давать в отсутствие экспериментатора, т.е. форма заочного опроса, и с его участием – прямой опрос.

Классификация анкетных опросов включает в себя содержание и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты бывают с:

  • открытыми вопросами;
  • закрытыми;
  • полузакрытыми (допускает собственный вариант ответа испытуемого).

Все виды вопросов в данном методе комбинируются. Это является большим плюсом, так как расширяется информационный диапазон ответов.

Часто опросники-анкеты используются для получения информации о биографии человека. Они затрагивают в себя такие вопросы как:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • уровень и характер образования;
  • специальные навыки;
  • продвижение по карьерной лестнице.

Классификация проективной техники

Метод помогает составлять психодиагностику личности. Здесь исследование проводится глобально, а не по отдельным чертам индивида. Отличительный признак от других методов психологии – использование неопределенных стимулов. Их участник исследования самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает и т.д.

Задание заключается:

  • в интерпретации субъектом содержания сюжетных картинок;
  • завершение незаконченных предложений;
  • толкование неопределенных очертаний;
  • и т.д.

Критерий оценивания тоже не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они определяют характерные черты личности человека, т.е. ответы проецируются на портрет. Проективные методы всегда скрыты, поэтому они не позволяют отвечающему произвести желаемое впечатление.

Методики, по своей сути, часто индивидуальны, поэтому по форме они бывают:

  • предметные;
  • бланковые.

Виды проективных методов:

  • структурирование (создание смысловых стимулов);
  • конструирование (формирование из деталей осмысленного целого);
  • интерпретация (объяснение событий);
  • дополнение (завершение предложения, истории и т.п.);
  • катарсис (реализация игровой формы в определенных условиях);
  • экспрессия (рисование на свободную или заданную тему);
  • импрессия (выбор главного стимула).

Классификация психофизиологических методик

Суть данного метода – психодиагностика природных особенностей человека, которые обусловлены базовыми свойствами нервной системы (НС).

Методики разрабатывались в отечественной школе Теплова Б.М. – Небылицины В.Д. и научным направлением «дифференциальная психофизиология». Т.е. методы, с теоретической точи зрения, объясняют психофизиологическую концепцию индивидуальных отличий, свойств и проявлений НС.

Индивидуальные отличия, которые объяснены качествами НС, не имеют содержания психического. Они проявляются в формально-динамических свойствах психики, поведении человека, т.е. здесь учитываются:

  • быстрота;
  • помехоустойчивость;
  • работоспособность;
  • и т.д.

Данный метод, с точки зрения индивидуальных различий, не оценивает индивида, т.е., например, при проведении теста интеллекта конечным результатом будет оценка умственных способностей. Так происходит, так как нельзя утверждать какие качества НС лучше, какие, нет. Их проявление зависит от условий, ситуаций.

Для того чтобы обосновать полученные результаты используют:

  • стандартизацию;
  • надежность;
  • вилидность.

По форме метод – аппаратурный (использование специальной аппаратуры и электроэнцефалографы). Но последние тридцать лет были разработаны методы под названием «карандаш и бумага».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *