Совершенствование навыков слушания

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ

⇐ Предыдущая12345

Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека. Не более 10% людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. В ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25%-го уровня эффективности.

Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость (неумение устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни).

Низкая эффективность при восприятии устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего (или собеседника). Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием, хороший оратор может использовать эти факторы, чтобы увлечь аудиторию и заставить ее слушать свое выступление.

Полагает владение основами культуры речи, что включает в себя знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

Но и сам слушатель может развить в себе навык эффективно извлекать информацию из устной речи (доклада, лекции и т.д.).

Для развития навыков эффективного слушания, по мнению одного из известных американских специалистов в области речевой коммуникации Дж. Кэппа, необходимо выработать следующие умения:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать услышанное;

3) умение слушать критически;

4) владение вспомогательными средствами.

Умение концентрироваться. Концентрация необходима, чтобы подготовить себя к слушанию. Процесс концентрации требует определенных усилий. Известно, что слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной.

Концентрация требует постоянного, а не периодического внимания. Некоторые слушают внимательно какое-то время, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию. Этот факт может объясняться разными причинами: влиянием отвлекающих факторов (внешний шум, опоздавшие к началу выступления и т.д.), странностями в манере выступающего говорить или представлять материал, неудобным положением (местом), отсутствием интереса к теме.

Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться представляет собой основное требование эффективного слушания. Оно требует серьезного отношения к слушанию, желания работать над улучшением навыков и постоянного внимания к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий.

Для того чтобы научиться концентрироваться в процессе слушания, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Займите объективную и корпоративную позицию по отношению к говорящему.

2. Создайте интерес к предмету речи.

3. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

4. «Выключите» свои эмоциональные блоки.

5. Постарайтесь предугадать события.

6. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.

7. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

Умение анализировать услышанное. Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Перечислим некоторые принципы, которые рекомендуется соблюдать при слушании.

1. Определить цель речи. О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении. Как правило, выделяются три основных вида речей в зависимости от цели: убеждающая — речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения; информационная — речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты; развлекательная — речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.

2. Определить композицию речи. Важно понимать, как оратор развивает и ограничивает тему, как раскрывает основную мысль, определяет технические термины, дает пояснения.

3. Определить главную тему речи. Тема часто формулируется в названии, или оратор специально подчеркивает ее.

4. Определить главные идеи оратора. Идеи выступающего развивают главную тему. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи.

5. Определить формы аргументации. Важно отмечать, как приводятся доказательства, какие типы и сколько их используется. Следует определить формы иллюстрирования: примеры, аналогии, статистические данные, цитирование и т.д. Это помогает понять идею и способ доказательства.

6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов. Полезно фиксировать, как оратор в заключении резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой. Это помогает получить целостное и связное представление о речи.

Умение слушать критически. Выделяют следующие принципы критического слушания:

1. Связывайте, то, что говорит выступающий со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором в некоторых моментах, так как у вас есть подобный опыт, и наоборот Вы можете откладывать свое решение, пока не получите дальнейшие сведения. Учитывая эти соотношения, вы научитесь мыслить конструктивно.

2. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Старайтесь предугадать, как оратор будет развивать главную тему. Помните, что коммуникация — это улица с двусторонним движением. Помогайте говорящему, мысленно суммируя услышанное. Вы как критический слушатель должны активно участвовать в процессе коммуникации.

3. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно сомневаться в том, что говорит оратор. Слушайте разборчиво. Анализируйте идеи говорящего, постоянно возвращаясь к их отправной точке, подтексту и доказательствам. Оценивайте утверждения оратора, проверяя адекватность доказательств и убедительность объяснений. Старайтесь определить истинную цель оратора.

Оценивая адекватность данных, ищите ответы на вопросы: Исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов?’

Убедительность объяснений, или весомость аргументации, подтверждают ответы на вопросы: Вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор правила логической аргументации? Для того чтобы определить истинную цель оратора, следует различать субъективный и объективный материал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы. Постарайтесь понять, чувствуете ли вы какую-либо пропагандистскую технику, манипуляцию речью.

Когда вы завершите такой анализ, вы сможете оценить речь в ее единстве. Если речь содержит что-то ценное, вы усвоите это, и наоборот, если речь была «скрытым убеждающим средством», вы будете знать, что вас не смогли вовлечь в нее.

Владение вспомогательными средствами. Полезным вспомогательным средством при слушании является конспектирование. Записывание помогает при слушании, так как способствует концентрации и дает впоследствии возможность возвратиться к услышанному. Однако если навыки конспектирования недостаточно развиты и сами по себе требуют определенных усилий, то запись может осложнить процесс слушания. Развитию навыков конспектирования помогает соблюдение следующихпринципов рационального конспектирования:

1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше. Используйте упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.

2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Отмечайте, как оратор делает переходы, когда повторяет свои идеи, резюмирует.

3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.

4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они вам понятны. Позже, если захотите, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или другим способом выделяйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро восстановить в памяти содержание написанного, найти нужные места и. т.п.

Периодически просматривайте записи. Если это конспекты лекций, то их следует просматривать несколько раз в процессе учебы. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.

4.2 Технологии совершенствования навыков слушания

Слушание (или аудирование) – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

  • первичный анализ звукового сигнала и его «механическая обработка»;

  • смысловая интерпретация.

В процессе слушания необходимо различать два аспекта: 1) слух как физиологическую характеристику и 2) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию.

Слышать, то есть обладать слуховой особенностью, еще не означает умения слушать то, что говорится. Умение слушать – одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания:

  • бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности;

  • обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

  • аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

  1. Объективные факторы:

  • шумы и помехи;

  • акустические характеристики помещения;

  • микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

  1. Субъективные факторы:

  • пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

  • тип нервной системы человека, его темперамент;

  • интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы:

 основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию);

 дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания, скорость протекания психических процессов);

 вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры).

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

  1. слуховая способность;

  2. внимательность;

  3. способность к пониманию;

  4. способность к запоминанию.

Всех слушателей можно разделить на 4 группы:

  1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.

  2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

  3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

  4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы от речи.

Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. В качестве целей слушания могут быть:

  1. Получение информации.

  2. Развлечение.

  3. Воодушевление.

  4. Анализ фактов и идей.

  5. Улучшение собственной речи.

При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. Эти принципы основываются на знании и использовании факторов, определяющих готовность и желание аудитории слушать, что зависит:

  • от отношения слушателей;

  • от интереса слушателей;

  • от мотивации слушателей;

  • от эмоционального состояния слушателей.

Чтобы улучшить навыки слушания, необходимо уяснить, чем слушание отличается от чтения. Читающий зависит исключительно от напечатанного, слушатель же получает впечатления не только от того, что говорит оратор, но также от того, как он говорит. Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми, как и содержание речи.

Читатель может остановиться, чтобы подумать или перечитать идеи, не понятые при первом прочтении. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понимать. Он либо получает информацию сразу, либо теряет ее.

В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:

  • умение концентрироваться;

  • умение анализировать содержание;

  • умение слушать критически;

  • умение конспектировать.

Умение концентрироваться. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складывается из следующих стадий:

  1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.

  2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете.

  3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

  4. Постарайтесь предугадать события.

  5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

  6. Создайте интерес к предмету речи.

  7. Выключите свои эмоциональные блоки.

Умение анализировать содержание.Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Перечислим приемы, которыми необходимо пользоваться, чтобы научиться слушать рационально.

  1. Определить цель речи.

Выделяют три основных вида речи в зависимости от цели:

  • убеждающая – речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения;

  • информационная – речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты;

  • развлекательная – речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.

  1. Определить композицию речи.

При слушании важно умение понимать, как оратор развивает и ограничивает тему, как раскрывает основную мысль, определяет технические термины, дает пояснения.

  1. Определить главную тему речи.

Это помогает держать речь в фокусе.

  1. Определить главные идеи оратора.

Идеи выступающего развивают главную тему. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи.

  1. Определить формы аргументации.

При слушании важно отмечать, как приводятся доказательства, какие типы и сколько их используется. Следует определить формы иллюстрирования: примеры, аналогии, статистика, центрирование и т.д. Это помогает понять идею и способ доказательства.

  1. Определить формы резюмирования и заключительных выводов.

Полезно фиксировать, как оратор в заключении резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой. Это помогает получить целостное и связное представление о речи.

Умение слушать критически. Умение слушать критически можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы критического слушания:

  1. Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Когда вы слушаете, поток мыслей будет проникать в ваш ум, что должно будет стимулировать вас слушать конструктивно. Вы можете соглашаться с оратором в некоторых моментах, так как у вас есть подобный опыт, и наоборот. Вы можете откладывать свое решение, пока не получите дальнейшие сведения. Учитывая эти соотношения, вы научитесь мыслить конструктивно.

  2. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.

  3. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Слушайте разборчиво. Во-первых, анализируйте идеи говорящего, постоянно возвращаясь к их отправной точке, подтексту и доказательствам. Затем взвешивайте утверждения оратора, с тем чтобы: 1) проверить адекватность доказательств, 2) проверить весомость объяснение, 3) определить истинную цель оратора.

Умение конспектировать.Основная ошибка, которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений, и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись, поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнивать с грамотными сокращениями.

Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.

Конспект лекции (устного выступления) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

  1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше.

  2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал.

  3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы – для сокращения слов.

  4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

  5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.

  6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Пред экзаменом изучите все тщательно.

При конспектировании необходимо осуществлять два вида упрощений: 1)свертывание фраз, 2) сокращение слов.

Под свертыванием фраз понимается процедурасмысловой компрессии, то есть выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов, и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Главное правило: при конспектировании следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста. Часто можно отбрасывать без потери смысла следующие слова в предложении:

  1. группу подлежащего, если она повторяется из предложения в предложение (или заменить ее соответствующим местоимением);

  2. синонимичные прилагательные, которые используются в функции определения;

  3. наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);

  4. некоторые глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.п.), заменяя их тире;

  5. сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным.

При конспектировании необходимо использовать сокращения слов.Если навыки сокращений слов развиты мало, необходимо работать над их совершенствованием, добиваясь автоматизма. При этом следует помнить основныепринципы сокращенияслов:

  1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.

  2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных – падеж и число, у глаголов – лицо и время).

  3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте.

  4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.

  5. Незнакомые слова надо записывать полностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *