Сигнальная функция эмоций пример

Эмоции: сигнальная функция

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что в ряде простых ситуаций они упрощенно, но быстро и автоматически сигнализируют о том, что происходит в нас или вокруг нас, о полезности или вредности какого-то воздействия, успешности или неуспешности выполняемого нами действия.

Шорох в темноте — я вздрогнул и замер. Испуг и страх. Ну ладно, сейчас пробежала мышка, зря дернулся, а если бы это оказалась гадюка под ногами, то действительно, не надо на нее наступать.

Когда важно реагировать быстро, а не обязательно точно, тут автоматическое реагирование выручает. Эмоция зажглась, сигналит, привлекает внимание и даже требует действий — в ряде случаев это полезно и необходимо.

Идем по лесу домой, небо накрывается тучами и начинает погромыхивать гром. «Ой, что-то стало страшно!» — сказала ленивая девочка и, перестав родителям капризничать, сама и быстро побежала домой.

Умный человек на свои эмоции хотя бы обратит внимание и примет свое решение, не умный сделает хоть что-то, но немедленно. И пусть это что-то шаблонно и не продуманно, но часто это все равно умнее, чем ни на что не обратить внимание и не сделать ничего.

Большинство эмоциональных реакций — шаблоны и автоматизмы со всеми их плюсами и минусами. Смотри Шаблонное восприятие и шаблонное поведение

Эвристическая функция эмоций

Часто говорят об эвристической функции эмоций — то, что эмоции подсказывают нам то или иное, иногда очень удачное и неочевидно, решение в затруднительной ситуации. Так ли это? Похоже, что нет, и налицо путаница в понятиях. См.→

Функции эмоций: оценочная, сигнальная, приспособительная, экспрессивно-коммуникативная, побудительная, регулятивная и др.

В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.

Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.

Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.

Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.

Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.

Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.

Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.

Общие признаки эмоциональных явлений: социально-исторический характер, субъективность, амбивалентность, двойственность, внешнее выражение, социальная обусловленность и др.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

метки: Эмоция, Человек, Состояние, Чувство, Переживание, Личность, Аффект, Страх

1. Регуляторная функция — слово может лечить;

2. Сигнальная функция — возникающие переживания сигнализируют человеку, какие препятствия встречает он на своем пути;

3. Стимулирующая функция;

4. Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.

5. Коммуникативная — мимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам.

Классификация эмоций и чувств. Классификация эмоций.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев, удивление.

Большинство эмоций имеет смешанный характер. По Изарду: радость, положительное эмоциональное состояние; удивление; вина; гнев, отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта; отвращение, вызываемое объектами (предметы, люди…); презрение; страх; стыд; интерес; горе. По Шнайдеру:

1. Эмоциональные состояния: приятные (радость, удивление); неприятные (печаль, страх);

2. Эмоции, направленные на себя: приятные (гордость, упрямство); неприятные (смущение, вина);

3. Эмоции, направленные на других: приятные (любовь); неприятные (ненависть, отвращение).

Эмоциональные состояния:

· настроение (это затяжное, но относительно слабо выраженное, целостное эмоциональное состояние);

· аффект (это эмоциональный пик переживаний; это кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, целиком «захватывающее, затопляющее, заполняющее» психику);

· стресс (это эмоциональное состояние, возникающее в сложных, неожиданных, особо ответственных и значимых ситуациях, переживаемое как напряжение);

· фрустрация (это переживание тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуациях, угрожающих достижению поставленной цели);

· увлечение и страсть (это устойчивое, интенсивное стремление к какому-то объекту с сильным эмоциональным напряжением).

… силы эмоциональных переживаний. Основные эмоциональные состояния, которыеиспытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции ичувства … мире эмоций. —Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности:18—22. Эмоции и … определенные физическиесостояния характерны для разных эмоций — любо­пытства, восторга, страха, гневаи волнения. Соответствующие телесные …

Эмоциональные черты личности. Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ёё свойств. Е. П. Ильин выделяет следующие эмоциональные свойства человека:

1. Эмоциональная возбудимость;

2. Глубина переживания эмоций;

3. Эмоциональная лабильность-ригидность;

4. Эмоциональная отзывчивость;

5. Экспрессивность;

6. Эмоциональная устойчивость;

7. Оптимизм, пессимизм.

Индивидуальная чувствительность человека к ситуациям, вызывающим эмоции называется эмоциональностью. Подверженность человека к аффектам называется аффективностью. Неподверженность — стрессоустойчивость. Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида. Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других — эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии — асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

3 стр., 1272 слов

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

… личности. Эмоции составляют очень важную сторону внутренней жизни человека. Человек в каждый момент времени находится в определенном эмоциональном состоянии, переживает те или иные чувства. Мимика … и микромимика у людей всех типов идентична, но то, как проявляется в действиях основные эмоции …

… неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Представьте человека, лишенного эмоций и чувств. Это человек-робот. Эмоции и чувства хоть и употребляются часто как … достижения цели встречается с неожиданными препятствиями. Происходит дезорганизация сознания и деятельности. Человек озлоблен, подавлен, безразличен к окружающему, происходит неограниченное самобичевание (тих …

Приемы регуляции эмоций. Методики эмоционального контроля

Эмоциональное подавление

1. Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления.

Человек прикладывает сознательные усилия, чтобы активизировать эмоцию, противоположную переживаемой в данный момент, и тем самым ее подавить или снизить ее интенсивность. Частным случаем является метод изменения настроения. Заключается в том, что человек осознанно проговаривает утверждения типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю боль­шую радость» и старается «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние. Лабораторные исследования показали, что данный метод является действенным, но отнюдь не долговременным.

2. Отвлечение.

С помощью волевых усилий сознание уводится от эмоциогенных обстоятельств и направляется на размышления о посторонних объектах и ситуациях. К отвлечению относятся мечты, сон, прямое избегание конфликтных ситуаций, питье воды, рассматривание окружающей обстановки и т. п.

3. Переключение.

Сознание направляется на какое-нибудь побочное интересное дело (чтение книг или периодической печати, просмотр фильмов или телепередач, компьютерные игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности.

4. Моторная регуляция, физическая разрядка.

Осуществление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (полезная физическая работа, физические игры, ходьба пешком, танцы и т. п.).

5. Релаксация.

Мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий. Включает медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самовнушение, визуализацию, регуляцию дыхания, принятие душа/ванны, счет до определенной цифры, улыбка, смех, шутки и т. п.

6. Защитные механизмы.

Например, рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности; формирование реакции, когда социально не одобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

… от потери близкого человека. Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная … . 2. Контроль – способность господствовать над обстоятельствами. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие лица снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий …

Эмоциональная трансформация

Это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциогенных событий, без изменения их причин. В затруднительных жизненных ситуациях, в которых невозможны практические действия, можно использовать следующие словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы.

• Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента: а) переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод; б) положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых; в) оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия; г) акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей.

• Альтернативная интерпретация трудной ситуации: а) снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний; б) выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков; в) поиск материальной, эмоциональной и информационной помощи; г) сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении; д) воспоминание о своих успехах в других областях; е) сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом.

• Мысленное погружение в угрожающую ситуацию: а) десенсибилизация — мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией; б) техника взрыва — представление страшной ситуации в течение 1−1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха — до его ослабления; в) воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов ее разрешения.

14 стр., 6808 слов

Проблемы методики режиссерского творчества

… событии, т.е. продолжаем старое действие. Каждое событие характеризуется внутренней конфликтной ситуацией обстоятельств. Эта ситуация рождает действие. Действие … ситуацию, а действие это способ реализации конфликта. Законы действия: 1. Действие … представление о строении жилы, ее массы и рай оне залегания. А на поверхность она выходит в СОБЫТИИ. Определение события … о проблемах, а не о событиях. Но …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *