Этапы управленческого процесса

Процесс муниципального управления. Администрирование и менеджмент в муниципальном управлении

Тема № 7

«Процесс муниципального управления. Муниципальная власть в РФ. Вертикаль публичной власти»

1. Понятие «муниципальное управление». Принципы, элементы, субъект, объект и содержание муниципального управления

2. Процесс муниципального управления. Администрирование и менеджмент в муниципальном управлении

3. Муниципальная власть. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий

4. Вертикаль публичной власти в РФ

1. В ГМУ муниципальное управление, равно как и государственное, подобает рассматривать в широком значении. Такой широкий подход к управлению более соответствует подготовке менеджеров, чем специализированный юридический подход.

Муниципальное управление — это направляющая, организующая, упорядочивающая деятельность органов муниципального образования (на местном уровне) с использованием всех органов, всех муниципальных выборных и иных должностных лиц и служащих. В этом смысле назначение муниципального управления состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности территориального коллектива, отношений личности, различных коллективов и общества, установление их рациональных взаимосвязей путем применения муниципальной власти.

Принципы муниципального управления. Они схожи с принципами госуправления и в результате могут быть сформулированы такие принципы муниципального управления как:

1. Публичная власть управляющего. Для муниципального управления необходимы право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений. Разумеется, полномочия и сила на уровне, с одной стороны, государственного, а с другой — муниципального управления неодинаковы.

2. Единство руководства и разделение управленческого труда. Без единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает специализацию, т.е. качество управления.

3. Единство распорядительства по определенному кругу вопросов и конкретность исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.

4. Подчинение интересам муниципального управления иных интересов на муниципальной службе. Разумеется, у органа, должностного лица муниципального образования есть и иные интересы, но во время исполнении служебных обязанностей приоритет имеют интересы управления.

5. Необходимая степень централизации и иерархии в управлении. Они создают стабильность и обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.

6. Постоянство управленческого персонала. Текучка руководителей и исполнителей вредна для дела.

7. Справедливость в отношении начальников, подчиненных, сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые (легитимные).

8. Обратная связь в управлении. Управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.

9. Вознаграждение управленческого труда. Этот труд должен оплачиваться в соответствии с его общественной полезностью, количеством и качеством.

Субъект, объект и содержание муниципального управления. Конкретным субъектом муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов местного самоуправления (представительный орган — совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.

Объект муниципального управления — это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Иногда общественное значение могут приобрести и личные отношения (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, посещать некоторые кинофильмы). В этом случае такие отношения могут быть подвергнуты муниципальному регулированию, т.е. с использованием публичной власти.

Таким образом, муниципальное управление это еще и — особого рода социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе правовых актов органов местного самоуправления особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах.

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какого-либо определенного объекта устанавливаются преференции (предпочтения) для него, предоставляются муниципальные инвестиции. Например местная администрация может не разрешить политическую
демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т.д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов и т.д., за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.

Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства муниципального управления, которые разрешены им законом и в соответствии с ним уставом муниципального образования. Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы муниципального управления и каждый из них — те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.

Элементы муниципального управления. В системе управления важнейшее значение занимают его цели. Есть конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели глобального порядка, которые должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями (свобода, демократия, социальная справедливость и т.д.). Цели должны быть реальны и выполнимы.

Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. В таком решении — возможно полно следует учесть все обстоятельства, имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.

Для достижения успеха важное значение имеет стабильностьуправления. Не авралы, а настойчивая последовательная работа приносит результат.

С этой точки зрения необходимо заранее просчитывать эффективность управления: достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии.

Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники и т.д.). Они весьма различны в государственном и муниципальном управлении. Решая ту или иную управленческую задачу,
важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого.

Важное значение имеютсроки. Управленческая задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее решение запоздало и просто больше не нужно.

Процесс муниципального управления. Администрирование и менеджмент в муниципальном управлении

В течение тысячелетий человечество выработало самые различные способы, средства, методы управления поведением людей. Среди них есть способы, применяемые в основном индивидуально (лесть, наказание и др.), и средства, используемые для управления группами людей, обществом в целом
(например, установление привилегий для рабочего класса в условиях расовых привилегий в фашистской Германии). Хотя на практике полностью разграничить способы индивидуального и коллективного применения невозможно (коллективные средства тоже в конечном счете действуют через восприятие их отдельным человеком, через человека), но вторые всегда отличаются от первых тем, что они осуществляются с применением
публичной власти, в нашем случае муниципальной. Именно различные способы, методы, средства применения публичной власти для управления поведением людей в определенных целях, классификация и оценка этих способов (плюсы, минусы, эффективность) и составляют суть науки управления.

В этой науке сформулированы многие принципиальные положения о демократическом и авторитарном управлении, о функциях и методах управления, о соотношении убеждения и принуждения в управлении, об аппарате управления, о процессе управления. Управление бывает эффективным только в том случае, когда оно опирается на данные науки о нем.

Наряду с наукой управления есть и искусство управлять. Последнее зависит от многих факторов, в том числе не в последнюю очередь от способностей, навыков, умения управляющего знать и осуществлять управленческий процесс. И здесь следует различать аспекты руководством этим процессом: администрирование и менеджмент.

Администрирование. Для достижения своих целей управляющий, используя публичную власть (в форме осуществления имеющихся у него по закону полномочий) всегда в той или иной степени применяет административные методы управления как вовне так и внутри коллектива.
Он может обладать административными полномочиями только в своем коллективе, а может в этом коллективе и не обладать административными полномочиями. Администратор может применять волюнтаристское, «голое» администрирование, исходя только из собственных субъективных взглядов и
мало учитывая обратные связи и отдаленные последствия, ориентируясь только на немедленное исполнение. Административное управление имеет широкую сферу применения. В контексте муниципального управления оно
осуществляется на местном уровне, в том или ином коллективе, органами управления и должностными лицами.

Необходимое и волюнтаристское администрирование. Возможность применять «силовые» приемы администрирования дает управляющему, в контексте муниципального управления — органу, должностному лицу местного самоуправления, публичная власть. Теоретически она позволяет ему в пределах закона принимать любые решения по управлению. Это так называемые дискреционные полномочия. Чаще всего это прерогатива исполнительного органа (если решение принимается коллегиально) или лица, находящегося на классифицированной муниципальной службе, а не обычного муниципального служащего. В рамках, установленных законом, орган, должностное лицо может принимать такие акты по управлению или совершать такие действия, которые представляются ему законными, обоснованными и целесообразными. Орган управления, например, может удовлетворить заявление гражданина (например, о предоставлении муниципального жилья) или отказать в этом. Главное в дискреционных полномочиях — право административным путем решать вопросы лиц и органов, не подчиненных управляющему, в пределах закона и полномочий управляющего.

Осуществляя свои полномочия, органы исполнительной власти издают подзаконные акты (например, акты органов местной администрации муниципального образования. Такие акты могут издаваться на основании делегирования полномочий представительным органом (думой, собранием, советом муниципального образования). Часто Дума, Собрание, издавший свой акт, поручает местной администрации ее актами урегулировать детали применения этого решения. Или глава муниципального образования своим распоряжением определяет способы исполнения решения совета муниципального образования. Эти акты могут иметь (и часто имеют) не
только индивидуальный (относящийся к отдельным лицам, учреждениям, органам, местностям), но и нормативный характер (относятся к неопределенному числу лиц и других субъектов).

Акты управления могут приниматься не только на основе
делегирования. Чаще всего они принимаются на основе так называемой регламентарной власти, когда устав муниципального образования дает исполнительному органу или должностному лицу право издавать акты не только индивидуального действия, но и нормативные правовые акты для регулирования общественных отношений, если они не урегулированы
законом. Такие акты, имеющие властный характер, могут иметь разное содержание и способ действия. Они могут быть приняты с учетом требований жизни, когда предварительно обсчитаны все наличные условия и все последствия таких актов.

Процесс муниципального управления

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Технология муниципального управления

1.1. Функции муниципального управления ……………………………………..5

1.2. Методы муниципального управления ……………………………………..12

Глава 2. Процесс муниципального управления

2.1. Содержание и стадии процесса муниципального управления ……17

2.2. Особенности и эффективность управленческих решений …………..23

Заключение ………………………………………………………………………………….30

Список использованных источников и литературы …………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс и технология муниципального управления является его внутренней содержательной стороной, прямо влияющей на общую эффективность деятельности органов местного самоуправления. Предметом моей работы является структура муниципального управления. Объект исследования: технология и процесс деятельности органов муниципального управления в процессе реализации своих функций.

Цель работы: рассмотреть технологии и процесс муниципального управления в контексте осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций.

Задачи работы:

— рассмотреть функции и методы муниципального управления;

— изучить содержание и стадии процесса муниципального управления;

— охарактеризовать особенности и эффективность управленческих решений на муниципальном уровне;

— рассмотреть особенности принятия политических решений в муниципальном управлении;

— изучить принципы кадрового планирования и стили муниципального управления.

Теоретическую основу дипломной работы составляют труды отечественных ученых: С. В. Королева, А. А. Васильева, С. Ф. Вобленко и др.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

Содержание первой главы работы составляет рассмотрение технологии муниципального управления, в ней дана характеристика функций и методов муниципального управления.

Вторая глава посвящена характеристике процесса муниципального управления: кадровой политике на муниципальном уровне, процессов принятия управленческих решений.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по дальнейшей разработке рассматриваемой проблеме.

ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Функции муниципального управления

Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремиться деятельность органов местного самоуправления. С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, решаемых задач и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции:

— обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

— управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;

— обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

— удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;

— охрана общественного порядка и окружающей среды;

— защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.

А) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

Важной стороной муниципальной деятельности является создание условий для эффективного участия населения в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводится местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования.

Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражение недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Б) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами.

Свое предназначение органы местного самоуправления могут оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Право собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъекта федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом праве передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов.

К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчета о его использовании; установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

В) Обеспечение комплексного социально-экономического развития
муниципального образования.

Муниципальные образования представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха населения. Функции комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляются, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки. Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность объединить усилия расположенных на территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, и другие организационные формы координации как советы директоров, советы предпринимателей и др. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования — необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.

Г) Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

К основным целям муниципального управления относится улучшение условий жизни населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Процесс муниципального управления в Российской Федерации

Особое значение в осуществлении местного самоуправления занимает процесс муниципального управления. Под понятием процесса понимается деятельность всех составных элементов органов местного самоуправления, их взаимодействие с органами государственной власти, а также с населением.

Эта деятельность осуществляется должностными лицами представительных и исполнительных органов местного самоуправления, то есть муниципальными служащими. Они представляют интересы местного населения и при выполнении своих должностных обязанностей вступают в процесс коммуникаций, принимают различные управленческие решения, чтобы выполнять управленческие функции по планированию, организации, мотивации и контролю деятельности по достижению целей муниципального образования — улучшения качества жизни населения территории и увеличению его вклада в развитие всего общества.

Следует провести определенное разграничение в понятии местного самоуправления и муниципального менеджмента (управления). Это важно для того, чтобы определить степень важности понятия процесса на муниципальном уровне.

Местное самоуправление представляет собой управление на более конкретизированной территории. В данном случае, управление характеризуется уже в зависимости от тех или иных особенностей муниципального образования, в пределах которого осуществляется местное самоуправления. Это могут быть и исторические традиции и особые климатические условия, также важнейшим фактором может выступать и численность населения муниципального образования.

Муниципальный менеджмент представляет собой расширенное понятие, чем местное самоуправление, оно характеризуется в зависимости от совокупности осуществления местного самоуправления на территории всего государства. То есть, его основными характеризующими аспектами выступают показатели всех муниципальных образований, это и мониторинг за экологическим и демографическим состоянием, это и эффективность осуществления политики государства на местах.

Таким образом, процесс муниципального управления представляет более широкую сферу осуществления управления на местах, рассмотрение которого следует изучения всех его составных аспектов.

Существует базовый уровень процесса муниципального менеджмента. Его характеризует сфера предметов ведения местного самоуправления. Выделение базовых процессов, на работу с которыми должна быть ориентирована структура муниципального управления, основано на взаимодействии на уровне общих задач муниципального управления и ситуации, в которой находится регион и муниципальное образование. Базовые процессы являются также основанием для формирования ключевых организационно-управленческих блоков и их внутренней структуры, целей, задач и функций .

Рассматривая процесс управления муниципального управления как функционирование открытой системы, следует отметить, что на ее деятельность будет оказывать влияние внешняя среда, которая предполагает под собой те или иные цели, преследуемые государством, но в то же время, следует отметить и влияние внешней среды и как других муниципальных образований.

Основополагающим элементом процесса муниципального управления является население муниципального образования. Оно выдвигает те или иные вопросы, которые считает нужным для разрешения. Эта функция осуществляется непосредственно через органы местного самоуправления и через должностных лиц местного самоуправления — через муниципальных служащих. Они выступают представителями и гарантами интересов местного сообщества. На данном этапе, эффективность осуществления процесса муниципального управления будет зависеть от того, насколько муниципальный служащий будет осознавать важность эффективного осуществления своей профессиональной деятельности не только для достижения каких-либо личных целей (заработная плата, положение в обществе), но и также, что от его действий будет напрямую зависеть уровень развития муниципального образования. Следует отметить, что на это направлены и принципы организации местного самоуправления, которые первоочередным принципом выдвигают приоритет прав и свобод человека и гражданина, то есть, в первую очередь, муниципальный служащий должен опираться на мысль о том, что он осуществляет свою деятельность на благо населения и государства в целом.

Муниципальные служащие являются особенным элементом процесса муниципального управления, так как только посредством их действий и происходит данный процесс. Важно выявить тот момент, на каком уровне трудовой деятельности муниципального служащего происходит его взаимодействие в системе процесса муниципального управления. Его компетенция будет определяться, в первую очередь, в зависимости от занимаемой должности, и соответственно, от тех полномочий, которые ему предоставлены. Профессиональная компетенция муниципального служащего включает в себя различные аспекты организационной, экономической, производственной, личной культуры служащего, культуры управления и общения. Также включает в себя уровень политической культуры, которая интегрирует данные подразделения культуры. Профессиональная компетенция государственного и муниципального служащего является неотъемлемой составляющей частью прохождения служащим замещаемой им должности, которая также во многих положениях способна характеризовать правовое положение служащего и определять его положение, его должность в системе государственной и муниципальной службы РФ.

Муниципальные служащие служат составным элементом следующего этапа процесса муниципального управления — органов местного самоуправления. Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и задачами по обеспечению и решению вопросов местного значения .

Органы местного самоуправления принимают различного рода управленческие решения непосредственно, осуществляя по этим вопросам взаимосвязь с местным населением. Для этого проводятся различного рода референдумы, голосования, и на их основе уже происходит дальнейшее планирование развития муниципального образования. При этом, важно учитывать и то, что если создается определенная программа развития муниципального образования, то для этого еще важен этап осуществления контроля за ходом развития, а также анализ и корректировка плана развития в зависимости от той или иной ситуации, которая складывается в государстве в целом.

Планировка процесса развития муниципального образования предполагает под собой определенные действия со стороны местной администрации, других органов местного самоуправления для координации деятельности, как граждан, так и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования. С этим связаны функции, и компетенция органов местного самоуправления.

Федеральный закон определяет осуществление местного самоуправления на территории муниципальных образований следующих видов: поселение, муниципального района и городского округа. Соответственно, процесс муниципального управления в каждом из них будет различен в зависимости от охвата вопросов местного значения того или иного вида муниципального образования.

Компетенцию органов местного самоуправления составляют вопросы местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 17 закрепляет единый для всех видов муниципальных образований перечень полномочий, включающие следующие положения:

— Принятие устава муниципального образования и муниципальных правовых актов;

— Создание муниципальных предприятий и учреждений, формирование и размещение муниципальных заказов;

— Установление официальных символов муниципального образования;

— Установление тарифов на муниципальные услуги;

— Организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения избирательных мероприятий различного назначения;

— Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, сбор статистических показателей;

— Учреждение муниципального печатного средства массовой информации;

— Осуществление международных и внешнеэкономических связей;

— Иные полномочия в соответствии с законодательством.

Данные положения позволяют сделать вывод, что в не зависимости от того, каков численные состав муниципального образования, в не зависимости от других факторов, существует определенный уровень, на котором процесс осуществления муниципального оправления будет рассматриваться на равных позициях.

Следующим важнейшим составным элементом процесса муниципального управления является содержание муниципальной деятельности, которая направлена для достижения цели муниципального образования, являющейся общей и главной для всех — улучшение качества жизни населения территории и увеличение его вклада в развитие всего общества. Здесь и проявляется отличие процесса муниципального управления от процесса местного самоуправления. На данном этапе, рассматривается общий, совместный уровень развития муниципального управления и на сколько оно оказывает эффективное воздействие на развитие не только местного сообщества, но и на гражданское общество всего государства в целом. Местное самоуправление, преследуя главную цель, опирается на составные части, так, для достижения данной цели, улучшения уровня жизнедеятельности местного населения, его осуществление должно подкрепляться и воздействующими непосредственно со стороны государства теми или иными факторами. Это внешнеэкономические и политически проблемы государства, также возникает воздействие со стороны других муниципальных образований, и в зависимости уже от этого, уровень жизнедеятельности местного сообщества будет меняться и регулироваться. Это существующие опасности и риски для развития муниципального образования (деятельность органов государственного управления федерального уровня и уровня субъекта федерации, социокультурные изменения и так далее).

Процесс муниципального управления предусматривает и этап контроля за его осуществлением. Контроль подразумевает под собой деятельность уполномоченных органов местного самоуправления по проверке соблюдения законодательства о местном самоуправлении, муниципальных правовых актов. Также следует отметить, что данный контроль будет осуществляться со стороны государства, так как в этапах деятельности органов местного самоуправления они являются подотчетными государственным органам, в первую очередь, это те полномочия, которые были делегированы органами государственной власти органам местного самоуправления .

Выделяются различные сферы муниципального контроля. Муниципальный финансовый контроль предполагает под собой органы муниципального финансового контроля, создающиеся представительными органами местного самоуправления, осуществляющие контрольную функцию над исполнением местных бюджетов, а также проводят экспертизу проекта местного бюджета, актов органов местного самоуправления. Контроль в процессе муниципального управления занимает важное место, ведь от эффективности контроля каждой сферы будет зависеть не только уровень развития муниципального образования, но и его дальнейшее развитие, прогнозирование дальнейшего становления муниципального образования в той или иной сфере.

Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс муниципального управления складывается из множественных элементов: муниципальные служащие, органы местного самоуправления, контрольные органы. Данные элементы занимают более значимые позиции в процессе муниципального управления. Муниципальные служащие являются первоосновой организации процесса муниципального управления, непосредственно через них и осуществляется данный процесс. Органы местного самоуправления выступают как организация муниципальных служащих в представительные и исполнительные органы, а также иные органы, предусмотренные уставом данного муниципального образования. Контрольный же орган выступает как регулятор действий и муниципальных служащих и органов местного самоуправления, он побуждает с помощью поощрений и наказаний к более эффективной работе этих элементов, для дальнейшего прогнозирования развития муниципального образования как, в общем, так и в определенной сфере. Таким образом, при эффективном взаимодействии друг с другом будут определять, и давать возможность дальнейшего развития муниципального образования. Вследствие чего, будет непосредственно зависеть и уровень развития государства и населения страны в целом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Содержание процесса управления

Типология процесса управления

Основные этапы процесса управления

Содержание процесса управления

Процесс управления

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих определенных целей. Имеется различные точки зрения в определении процесса управления.

Представим некоторые из них:

1. Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации.

Данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации. Управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы (правила, процедуры, официальные полномочия), и достаточно мягкие, (стиль руководства, организационные ценности). Целью конкретного управленческого процесса, , является изменение или сохранение существующей управленческой ситуации, которые оказывают, или могут оказать влияние на развитие организации.

2. Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий. Особенность процесса управления, состоит в том, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Для процесса управления внутри организации характерно наличие однородных видов деятельности.

Ученые считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в общие функции управления:

. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

Процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволяет выявить закономерности процесса управления, и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

Этап процесса управления можно определить как совокупность управленческих операций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью, отражает необходимость их существования.

Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения. Схематично данный процесс представлен на рис.1

Рис. 2 Содержание этапов в процессе управления

По мнению ряда ученых, логическая схема процесса управления имеет следующий вид.

1. Первый шаг началом развития процесса управления здесь происходит появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.

2. Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи –которые должны привести к развитию процесса управления. Возможно появление трех типов реакции.

Первый тип – попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основное внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения..

Второй тип – стереотипный подход к решению возникающих задач. Это попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.

Третий тип – комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностью преобразования управления.

3. Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает проведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, которые стоят перед управлением.

После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий шаг

4 Четвертый шаг перестройки структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в качестве эквивалента собственно процесса управления, потому, что именно перестройка структуры, методов управления, кадров управления и рассматривается как процесс управления.

Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается завершающий шаг – закрепление в процессе управления новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во – первых, соответствующее развитие информационно – поведенческой подсистемы. Во- вторых, на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.

В – третьих, на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

Выделение тех или иных этапов процесса управления связано с учетом определенных аспектов процесса.

Основные этапы процесса управления

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

По нашему мнению процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволит выявить как закономерности процесса управления, так и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить этап процесса управления как совокупность управленческих оп6ераций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью и отражает необходимость их существования .

Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Схематично данный процесс представлен на рис.2

Рис. 2 Содержание этапов в процессе управления

Иной взгляд на рассматриваемую проблему содержится у О. С. Виханского и А. И. Наумова .

По мнению данных авторов, логическая схема процесса управления имеет следующий вид. Исходным началом развития процесса управления является появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.

Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи — реакции, которая должна привести к развитию процесса управления.

По мнению авторов, возможно появление трех типов реакции, которые наиболее рельефно выделяются из всего многообразия отличающихся отдельными нюансами реакций, встречающихся в реальной практике преобразования управления.

Первый тип — попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основные внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения, на их устранении.

Второй тип — стереотипный подход к решению возникающих задач. Это чаще всего попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным такого рода стереотипным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.

Третий тип — комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностью преобразования управления.

Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает проведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, которые стоят перед управлением.

После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий шаг — шаг перестройки структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в качестве эквивалента собственно процесса управления, потому, что именно перестройка структуры, методов управления, кадров управления и рассматривается как процесс управления. На самом деле это только наиболее заметная часть перестройки, но не наиболее значимая, потому, что, даже если и будут допущены на ошибки на данном шаге, система управления, полностью готовая к развитию, в ходе изменения найдет в себе силы, возможности устранить эти ошибки .

Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается один, завершающий шаг — закрепление в процессе управления новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во — первых, соответствующее развитие информационно — поведенческой подсистемы. Во- вторых, на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.

Это необходимо для того, чтобы реально осознавать состояние развития управления, так и для того, чтобы постоянно раскрывать тормозящие факторы, вновь возникающие тенденции в развитии управления, новые возможности ускорения развития и закрепления достигнутых результатов. В — третьих, на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

Таким образом, приведенная логическая схема развития управления, которая была предложена О. С. Виханским и А. И. Наумовым показывает, что управление далеко не однозначный процесс, требующий постоянного соотнесения действий по преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, а также возможностями, которыми располагает организация в целом и существующая в ней система управления в частности.

Необходимо также отметить то обстоятельство, что выделение тех или иных этапов процесса управления необходимо с учетом определенных аспектов процесса.

К ним в частности относятся следующие аспекты.

Организационный аспект процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия. В связи с использованием данного аспекта, можно выделить следующие этапы: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность .

Функциональный аспект процесса управления проявляется в последовательности реализации основных функций управления. В соответствии с данным аспектом в процессе управления можно выделить следующие этапы: планирование; организация; активация; регулирование, координация; контроль .

Информационный аспект процесса управления представляет собой весь комплекс операций по преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности и взаимосвязи с целью перевода системы из одного состояния в другое.

Информационный аспект процесса управления проявляется в последовательности выполнения информационных работ в процессе управления. В связи с данными посылками с использованием информационного подхода выделяются следующие этапы в процессе управления: этап поиска информации; этап комплектования информации; этап обработки и передачи информации.

И, наконец, последним аспектом, который оказывает влияние на выделение тех или иных этапов вы процессе управления является экономический аспект в процессе управления. Экономический аспект в процессе управления находит свое выражение в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса управления можно выразить через существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение ресурсов, использование ресурсов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов. Традиционно в качестве основных этапов процесса управления выделяют следующие: целеполагание; оценка ситуации; определение проблемы; управленческое решение. Однако, такими авторами, как О. С. Виханский и А. И Наумов, предлагается иная логическая схема, которая отражает кардинально новый подход к выделению этапов в процессе развития управления.

Также определенные особенности в выделении тех или иных этапов процесса управления связаны с существованием таких аспектов управления, как экономический, организационный, функциональный, информационный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *