Анализ учебника по обществознанию

Схема анализа учебника

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 28

1. Авторы, год издания. Выходные данные учебника.

2. Вид общеобразовательного учреждения, ступень образования, для которой подготовлен данный учебник.

3. Методологический подход, которым руководствуется автор (авторы).

4. Содержание (выбрать для анализа текст введения, один-три параграфа).

· Принципы отбора материала в учебнике.

· Виды изложения материала.

· Соотношение основного и дополнительного текста

  1. Методический аппарат учебника (выбрать один раздел).
  2. Характеристика наглядности, представленной в учебнике.

7. Адекватность возрастным познавательным возможностям учащихся.

8. Другие особенности, достоинства и недостатки рецензируемого пособия.

9. Общая оценка пособия.

Основная литература:

2. УМК под ред. Л. Н. Боголюбова, изд-во «Просвещение», для основной школы (5-9 классы)

3. УМК под ред. А. И. Кравченко, изд-во «Просвещение», для основной школы (5-9 классы)

(можно другие УМК, используемые для организации изучения обществознания).

Дополнительная литература:

Школьные учебники по обществознанию для анализа.

Группа

Анализ учебников для основной школы (годы издания 2009-2014)

Группа

Анализ учебников для основной школы (годы издания 2009-2014)

Date: 2015-09-19; view: 1389; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Современный учебник обществознания

В результате освоения материалов данной главы студенты должны:

знать

• основные критерии анализа и выбора учебников по обществознанию современным учителем;

уметь

  • • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
  • • понимать сущность и значение информации в современном информационном обществе, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;

владеть

• стратегиями использования возможностей образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

ветствовать экологическим и физиологическим нормам, требованиям образовательного стандарта. Прежде чем попасть в Федеральный перечень учебники проходят экспертизу в РАН и РАО, а также общественную экспертизу. Издательства сами организуют апробацию учебников.

Учебники одного издательства одного автора или редактора составляют единую ПМЛ — предметно-методическую линию учебников. Линия учебников считается завершенной, если есть учебники для каждого класса всей ступени обучения: в основной школе это будет 5—9 классы, в полной средней — 10—11 классы. Учебники одной ПМЛ объединены общими дидактическими идеями, принципами построения и оформлением, они реализуют принцип преемственности в обучении. Ученики, начавшие заниматься по одной линии учебников, имеют право заканчивать обучения по этой линии, даже если учебники будут исключены из Федерального перечня. В основной школе можно учиться по одной линии учебников, а в 10—11 классах — по другой, хотя сегодня издательства пытаются создать свои системы обучения по всем предметам для всех классов.

Например

Перед вами фрагменты двух Федеральных перечней учебников по обществозна- нию разных лет. Какие выводы из этих фрагментов вы можете сделать?

Фрагмент федерального перечня учебников для основной школы

2012 г.

2015 г.

Боголюбов Л. Н. и др. Издательство «Просвещение»

Данилов Д. Д. и др. Издательство «Бал- лас»

Кравченко А. И., Певцова Е. А. и др. Издательство «Русское слово»

Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Издательство «Дрофа»

Лазебников А. Ю. и др. Издательство «Мнемозина»

Пасман Т. Б. и др. Издательство «Вентана-Граф»

Соболева О. Б. и др. Издательство » Вснтана- Г раф»

Боголюбов Л. Н. и др. Издательство «Просвещение»

Королькова Е. С. Издательство «Академ- книга/Учебник»

Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Издательство «Дрофа»

Соболева О. Б. и др. Издательство «Вентана-Граф»

нии. Если раньше основными источниками информации для ученика были учитель и учебник, то теперь вал информации лежит у ученика в кармане. Нужен ли в такой ситуации учебник вообще и как меняются его функции сегодня?

В педагогике выделяют следующие основные функции школьного учебника: трансформационную, управляющую, информационную, систематизирующую, развивающую, воспитательную, дифференцирующую, контролирующую и функцию самообразования.

Сущность трансформационной функции состоит в том, что в учебнике в приближенной к образовательной практике форме реализуются идеи, заложенные в нормативных требованиях к обучению — в стандартах и программах. Какие дидактические единицы должны быть изучены на определенной ступени обучения, какие результаты обучения на каждой ступени должны быть достигнуты, какими средствами это может быть реализовано — все это находит свое воплощение в учебниках. Иначе они не могут претендовать на рекомендации к использованию. Сегодня эта функция приобретает для учебников обществознания особое значение. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты, опираясь на передовые достижения мировой и отечественной психолого-педагогической мысли, задают новые ориентиры развитию российской школы, а существующая система обучения оказывается к ним не готова. Особенно это актуально для обществознания, специалистов по обучению которому в стане крайне мало. В этих условиях хороший учебник становится одним из средств повышения квалификации учителей, демонстрируя реализацию нового подхода к обучению.

Управляющая функция как раз и обозначает, что учебник представляет собой модель организации обучения предмету. В связи с этим сегодня говорят о параграфе учебника как готовом сценарии урока, в котором есть все его необходимые компоненты. Возможно даже включение в учебник прямых методических разработок уроков нетрадиционного типа — игр, тренингов, дебатов. Значение этой функции сегодня тоже возрастает. В современной школе учитель вынужден вести большое количество уроков и объемную документацию, поэтому у него часто не хватает физических сил для качественной подготовки к каждому уроку. В этих условиях хороший учебник может служить учителю надежным подспорьем.

Информационная функция состоит в том, что учебник обеспечивает представление необходимой учебной информации в оптимальном объеме, в соответствии с доступным уровнем сложности, на современной научной основе, логично и системно. В структуре информации учебника должны сочетаться теоретические и практические знания, в зависимости от целей обучения на данной ступени и уровне. Важнейшее значение эта функции учебника имеет в работе учителя обществознания, так как предмет включает обширные знания в области различных социальных дисциплин от социальной психологии до макроэкономики, и учитель не всегда является одинаково глубоким специалистом в каждой из них. Кроме того, в современном информационном обществе нас захлестывает вал некачественной информации, в которой содержатся разрозненные, неточные, ненаучные, не понятные, противоречивые сведения, используются приемы манипулирования сознанием. Информация же в учебнике правильна, научна, дидактически обработана и безопасна. Это имеет первостепенное значение для курса обществознания, в котором изучается множество тем с дополнительными педагогическими рисками (о рискологии в обучении обществознанию вы узнаете из главы 35). В современном мире, где катастрофически падает культура представления информации — грамматические ошибки, опечатки и нарушение логики, — учебник должен быть образцом информационного источника.

Системность представления информации можно рассматривать как особую системообразующую функцию учебника, которая требует выстроить весь учебный материал в стройную сложную взаимоподчиненную взаимосвязь не только разделов, глав, параграфов и пунктов внутри учебника, но и учебников внутри ПМЛ. Учебник также должен служить своеобразным навигатором во всей системе УМК и различных недидактических источников информации, средствами учебника также могут быть реализованы межпредметные связи (в этом смысле сегодня даже отдельно выделяют координирующую и интегрирующую функции учебника). Современный учебник обществознания излагает учащимся не основы социальных наук, а нрактикоориентированный материал, направленный на успешную социализацию. Следовательно, системообразующие принципы его построения должны быть связаны с наполнением общественной жизни, личным опытом ученика и структурой познавательной и социальной деятельности.

Развивающая функция учебника особенно важна для реализации деятельностного подхода в обучении, когда с помощью тщательно выстроенной системы различных заданий организуются разные виды деятельности учащихся, в том числе поисковые. Творческие, исследовательские. Материал учебника и система заданий должны поэтапно усложняться, находясь в зоне ближайшего развития ученика. Учебник и вся ПМЛ должны содержать систему поэтапного достижения основных образовательных результатов, которые сегодня сформулированы как результаты деятельности ученика.

Среди различных видов работы с учебником особое место занимает организация самостоятельной деятельности учащихся с обществоведческим материалом, включая систему самоконтроля. Эту функцию даже выделяют отдельно, как функцию самообразования. Она реализуется во многом, в том числе в обеспечении возможности самостоятельно работать с учебником не только на уроке, но и дома. Поскольку сегодня мы говорим о гуманизации образования, учебник должен создавать возможности для дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Дифференциация в частности возможна за счет выделения основного, вспомогательного и дополнительного материала, избыточного числа заданий различной степени сложности.

Современный учебник призван выполнять так же коммуникативную функцию — к нему обращается ученик с вопросами и находит там ответы, учебник задает задания учащимся и организует самопроверку. Кроме того, учебник организует парную и групповую работу учеников. Диалоговый и проблемный стиль изложения, организация дискуссий — все это также служит реализации коммуникативной функции.

Воспитательная функция состоит в том, что с помощью особого содержания и организации различных видов деятельности достигается создание условий для формирования у учащихся определенных ценностей. На формирование ценностных ориентаций сильное воздействие оказывает личностно-значимая и эмоционально окрашенная информация, организация групповой работы, проектная социальная деятельность учеников. К воспитательной функции можно также отнести роль учебника в формировании мотивации и самодисциплины учения. Сегодня воспитательные цели вновь вышли на первый план в отечественной школе, гуманизация и гуманитаризация являются общемировыми тенденциями развития образования. Достигнув колоссальных результатов в области науки и техники, человечество мало продвинулось в области морали, таким путем оно может прийти к тому, что само себя погубит. Поэтому сегодня ценностная составляющая образования приобретает огромное значение массового, и эффективно реализована она может быть в том числе средствами учебника.

Контролирующая функция заключается в том, что учебник должен включать все основные дидактические единицы, которые проверяются на итоговой аттестации, и разные виды заданий, представленные в итоговой аттестации. Кроме того, в учебниках есть различные задания, в том числе задания для самопроверки, а также подсказки к выполнению заданий и ответы к ним.

Таким образом, мы видим, что роль учебника в современном обществе не только не уменьшается, но скорее возрастает, приобретая другие черты, расставляя новые акценты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *