Предметный мир древней Греции

Искусство и предметный мир Древней Греции.

  • •Введение
  • •Содержание и структура междисциплинарного экзамена
  • •»История дизайна науки и техники»
  • •»История дизайна науки и техники» Дизайн в системе пространственных искусств.
  • •Понятие дизайна. Этимология термина «дизайн». «Смысловые ряды» концепта «дизайн».
  • •Дизайн как предметное творчество. Вещь в культуре, в дизайне и цивилизации.
  • •Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.
  • •Структура дизайна и его функции.
  • •Художественное проектирование как основной метод дизайна.
  • •Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.
  • •Промышленные выставки XIX в. И их вклад в развитие дизайна.
  • •Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, г. Земпер, ф. Рёло.
  • •Теория и практика дизайна в 30 годы XX века. «Баухауз» прообраз дизайнерской школы.
  • •Теоретические концепции западного дизайна.
  • •Теоретические концепции отечественного дизайна и их связь с практикой(1960-1980г.)
  • •Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.
  • •Эргономическое обеспечение дизайн — проектирования.
  • •Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция.
  • •Послевоенный дизайн Западной Европы.
  • •Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.
  • •Феномен японского дизайна.
  • •Традиции немецкого дизайна.
  • •Великобритания: дизайн на службе общества.
  • •Исторические аспекты художественного конструирования в России XVIII –начала XX в.
  • •Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.
  • •Промышленное искусство и ремесло второй половине хiх- начале хх вв.
  • •Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.
  • •Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.
  • •»История культуры и искусств»
  • •»История культуры и искусств» Культура и искусство соотношение понятий. Место и значение искусства в системе культуры
  • •Сущность и специфика различных видов искусств. Классификация видов искусств
  • •История искусств и всемирная история: специфика взаимообусловленности
  • •Понятие художественного стиля. Основные художественные стили в контексте культурно-исторического развития
  • •Художественная культура и предметный мир древнейших цивилизаций Востока. Древняя Индия. Древний Китай. Древняя Япония
  • •Искусство и предметный мир Древней Греции.
  • •Искусство и предметный мир Древнего Рима
  • •Материальная культура и искусство Средневековья
  • •Искусство и материальная культура Византии как основа древнерусской культуры.
  • •Романский художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Европы
  • •Готический художественный стиль и его влияние на предметный мир средневековой Западной Европы
  • •Декоративно-прикладное искусство и его влияние на предметную среду арабо-мусульманской культуры.
  • •Искусство и материальная культура эпохи Возрождения
  • •Искусство Северного Возрождения
  • •Художественная культура и научно-технический прогресс Нового Времени
  • •Стиль барокко и предметный мир
  • •Классицизм и его влияние на материальную культуру
  • •Рококо и его влияние на предметный мир
  • •Русская культура и искусство первой половины XVIII в.
  • •Русская культура и искусство второй половины XVIII в.
  • •Художественные стили и предметная среда в культуре Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века.
  • •Реализм в западноевропейском искусстве.
  • •Импрессионизм. Неоимпрессионизм. Постимпрессионизм.
  • •Русская культура и искусство первой половины XIX в.
  • •Реализм в русском искусстве второй половины XIX в.
  • •Русский мир в творчестве и.Е.Репина, в.И.Сурикова и в.М.Васнецова.
  • •Символизм и стиль модерн в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки конца XIX — начала хх вв.
  • •Своеобразие русского модерна и его влияние на отечественную культуру конца XIX — начала хх вв.
  • •Талашкино и Абрамцево — как центры синтеза искусства и дизайна.
  • •Русский авангард и его влияние на предметную среду
  • •Советская культура и искусство
  • •Основные художественные направления и стили в искусстве Европы и Америки хх в.
  • •Основная литература

Органичность и целостность предметного мира Древней Греции

Введение

С самого начала своей трудовой деятельности, человек шел путем дизайна – путем улучшения данных природой объектов, путем совершенствования и соединения, что превращало их в орудия труда, в полезные предметы. Позже к этому пути дизайна прибавился еще путь изобретательства, путь создания принципиально новых структур и открытия неизвестных до этого закономерностей.

В эпоху античности считалось, что существует некое «триединство» предметного мира. Вещь должна быть технически совершенна, прочна, надежна, экономна по конструкции и приспособлена к своей основной функции.

Далее, она должна быть не просто удобна, то есть приспособлена к выполнению своей прямой, доминирующей функции, но и к человеку, данную функцию осуществляющему. Наконец, и третье условие – вещь должна быть красивой, доставлять людям удовольствие своими пропорциями, узором, отделкой, орнаментом. Коротко это «триединство», можно сформулировать, как требование, чтобы вещи были «полезны и красивы». Выдающиеся мыслители античности поняли, что качества красоты и пользы – различные качества, что между ними есть некоторое противоречие, что преобладание одного из этих качеств может вести к ухудшению вещи в целом, к утере ею внутренней органичности, общей гармонии и технико-художественной целостности.

Человечество в своей истории создало материальный предметный мир, обладающий относительной устойчивостью и независимостью существования. Отдельный предмет – единица, часть сущего, но он не существует только сам по себе, а включен в систему предметов и принадлежит культуре, эпохе, ментальности.

В человеческой культуре исторически складывалась система отношений к вещам, к предметному миру. Эти отношения строятся внутри известной модели: человек–вещь–человек. Вещь представляет человека в мире так же, как и его психические качества: ум, толерантность, личностные особенности и др. Предметный мир культуры может стать ее характеристикой.

Греческое искусство создания совершенных творений и форм в мировой истории считается одним из самых ярких и показательных.

Далее мы попытаемся разобраться в целостности и органичности предметного мира Древней Греции в различные периоды ее существования и развития.

  1. Культура и быт Древней Греции периода Эллады.

Своеобразие географических и экономических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии мировой культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля.

Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому, всю историю древней Греции сейчас принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации.

    Культура Эллады.

Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200гг. Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Хотелось бы прежде всего отметить, что рос уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство – металлургию, включающее не только высокотемпературную (до 1083°С) плавку меди, но обработку также с оловом, свинцом, серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения.

Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными термическими процессами, проводившимися в печах различной конструкции. Применение гончарного круга, известного еще с XXIIIв., способствовало созданию и иных механизмов, приводимых в движение силой человека или тягловых животных. Принцип вращения, издавна использовавшийся в прядении, применяли в станках для изготовления канатов. При обработки дерева применялись токарно-сверлильные приспособления. Достижения инженерной мысли афинян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XIIвв. водопроводы и закрытые водосборники. Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов, произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях Микен, Тиринфа и Афин около 1250-х годов.

Накопление технологических знаний и прогресс мастерства широкого круга рядовых работников как в сельском хозяйстве, так и в специализированных и домашних ремеслах были основой интенсивного экономического развития страны. Таким образом, предметный мир, создаваемый ремесленниками и мастерами, был максимально подстроен под нужды общества.

Зодчество.

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца.

Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро — мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы. Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями

других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями.

Искусство вазописи.

На протяжении XX-XIIвв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.

Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора Жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XIII-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в X-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия. Таким образом, имеет место довольно значительный временный «зазор», и неизбежно встает вопрос: какое место занимает этот хронологический отрезок (в литературе его иногда обозначают как «темные века») в общем процессе исторического развития греческого общества? Был ли он своеобразным мостом, соединившим две весьма несхожие исторические эпохи и цивилизации, или же, наоборот, он разделил их глубочайшей пропастью?

Субмикенский период (1125-1025 гг.) стал упадком Древней Греции, он характеризовался удручающей бедностью материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали — один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства. Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайне невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко. Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец. Судя по всему, население Греции страдало от хронического недостатка металла, прежде всего бронзы, которая в XII — первой половине XI в. еще оставалась основной всей греческой индустрии. Объяснение этого дефицита следует, по-видимому, искать в том состоянии изоляции от внешнего мира, в котором балканская Греция оказалась еще до начала субмикенского периода. Отрезанные от внешних источников сырья и не располагавшие достаточными внутренними ресурсами металла, греческие общины вынуждены были вести режим строжайшей экономии.

Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых ножей с железными вкладышами. Можно предположить, что ко второй половине XI в. техника обработки железа в какой-то степени была уже освоена самими греками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне немногочисленны и едва ли могли обеспечить достаточным количеством металла все население страны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии. Важнейшим фактором, способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно, должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения Греции. Постоянное переселение с место на место было обусловлено непостоянством экономики и полным упадком, т.е. Греция по сути вернулась к исходной черте становления Микенского государства XVII столетия.

  1. Культура и быт Архаического периода (VIII – VI вв. до н.э.)

Это время глубоких общественных перемен в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры. Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты. В это время одной из основных линий внутренней жизни Греции становится борьба демоса (народа) — земледельцев, ремесленников, торговцев — против родовой аристократии. В это время власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей — тиранов, но обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению.

Обслуживаемые рабами свободные граждане наслаждались благами жизни в небольших государствах. Эти государства образовывались вокруг городов, которые становились их культурными и экономическими центрами. Отсюда специфическое название греческого государства — полис, что означает «город-государство». Каждый полис включал городское поселение и окружающие его пахотные земли.

В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонии становились независимыми полисами. В VIII-VI вв.до н.э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая на основе финикийской. Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук». Появляются первые исторические и географические труды.

Зодчество и скульптура

В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер).

Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из «семи чудес света»), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета.

Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима

Стр 1 из 2

Особенности формообразования предметного мира Древнего Египта

дизайн предметный искусство художник

Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметный мир был достаточно совершенный, египтяне часто стремились его украшать разл-ми декорат-ми элементами. Также под декорат-ми элементами часто маскировали саму конструкцию предметов интерьера, под которые делались изделия. Поэтому мастера Др. Египта, что характерно, не стремились, как современные дизайнеры, выявлять конструкцию и особенности материала, а наоборот маскировали их за какими-то декорат-ми украшениями.

Особенности формообразования предметного мира Древней Греции

В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреческий ордер был построен на любовании несущих и несомых элементов. Тоже самое наблюдается и в предметном мире: в мебели, где конструкции явно выявляются и конкретизируются. Также для предметного мира Др. Греции характерна связь предметного мира с чел Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом, а иногда мебель повторяет форму сидящего человека.

Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима

Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и очень рационалистичны в образовании своего предметного мира. Объекты, кот. предназначались для кухонного использования были весьма функциональны и за частую являлись предшественниками современных кухонных механизмов. Например, в Древнем Риме появился первый самовар, также имелись приспособления для подогревания пищи. В Др. Риме впервые появляются и функциональные решения интерьера. Интерьер продумывается очень досконально.

2. Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Причины появления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой опредмечивания процессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных «вечных» принципов формообразования.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании — изготовлении сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *