Профессиональное определение

Содержание

Профессиональное самоопределение

Смотреть что такое «Профессиональное самоопределение» в других словарях:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… … Российская педагогическая энциклопедия

  • профессиональное самоопределение — одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е … Российская педагогическая энциклопедия

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… … Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь … Большая психологическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… … Российская педагогическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… … Новейший философский словарь

Сущность процесса профессионального самоопределения

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7

Профессиональное самоопределение – это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии .

В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, о правильности выбора профессии можно говорить тогда, когда психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности .

Процесс профессионального самоопределения можно также представить и в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы. Модель показывает потребности, увлечения и интересы молодежи возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей, установок и намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели.

В содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения, разработанной Н.С. Пряжниковым центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности.


В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности. Интересы можно классифицировать по разным основаниям: характер содержания, объем, устойчивость, глубина, уровень действенности и силы, характер проявления. Интересы и склонности являются значимыми побудительными факторами, обусловливающими профессиональное самоопределение .

При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т.п. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем более полно удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения .

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: от отдельного мотива, до все более расширенной системы мотивов.Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения, и, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы. Чем больше разнообразных мотивов, тем мотивационная сфера является наиболее развитой, чем больше различий мотивов по силе и частоте актуализации, тем больше иерархизированность. Это поиск ответов на вопросы — Почему? Зачем? Для какой цели? Ради чего? Какой смысл?

Обычно мотивы, лежащие в основе профессионального самоопределения, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Четвертую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточным творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т.п.). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям .

Анализируя процесс профессионального становления личности, Э.Ф. Зеер выделяет основные моменты профессионального самоопределения:

1) профессиональное самоопределение — это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;

2) ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;

3) профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;

4) актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.;

5) профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации .

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса человека).

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии».

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося».

4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности– это индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности. Способности человека не являются врожденными и формируются на базе задатков в процессе определенной деятельности.

Различают общие и специальные способности. Общие способности – это индивидуальные способности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализации разных видов деятельности. Специальные способности – обеспечивают успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности.

6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Деятельность. Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления .

Таким образом, под уровнем профессионального самоопределения понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность.

Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности, невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъект. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.

Понятие профессионального самоопределения

Самоопределения

11.1. Понятие профессионального самоопределения

11.2. Психологические пространства профессионального и личностного самоопределения

11.3. Типы и уровни профессионального самоопределения

Понятие профессионального самоопределения

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.Самоопределение личности, личнОстное самоопределение – самоут­верждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Про­фессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения– это действия мо­лодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требова­ниям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя спо­собностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения:

1) гностический – перестройка сознания и самосозна­ния;

2) практический – реальные изменения социального статуса человека.

Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределе­ние человека в мире профессий и на профессиональном пути является личным и личностным аспектом формирова­ния профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать в контексте не только юношеского возраста или выбора профессии, но и в более широком смысле, в связи с вопросами профессионального развития личности.

Профессиональное самоопределение является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

— как серию задач, которые ставит общество перед лич­ностью и которые ей следует решать;

— как процесс поэтапного принятия решения, посред­ством которого человек формирует баланс между соб­ственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.;

— как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности.

С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные дей­ствия в профессиональной деятельности (В.А. Бодров).

Перечисленные выше целевые функции профессионального самоопределе­ния по своей сути являются критериями оценки професси­ональной пригодности.

Профессиональное самоопределение предполагает фор­мирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и лич­ностного самоопределения.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия междупрофессиональным и личностным са­моопределением:

Профессиональное самоопределение Личностное са­моопределение
• более кон­кретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); • больше за­висит от внешних (благоприятных) условий • более сложное по­нятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здо­ровым людям, пока еще не выдают); • зависит от самого человека, и часто именно плохие усло­вия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои по­являются в переломные эпохи)

Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

профориентация– широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация.

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия.

КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения.

Профессиональный выбор –это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, ко­торый может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем слу­чае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вы­нужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (целостно-смысловой ас­пект проблемы), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формировани­ем внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. Личностное самоопределение отражает по­требность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и мире, оно ориентировано в будущее и связано с содержательным конструированием че­ловеком своего жизненного поля. Рассмотрим некоторые варианты смысласамоопределения:

ü поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество);

ü повышение чувства собственного достоинства, собственной значимости;

ü стремление к элитарности, которое в профессиональном само­определении предполагают не только «престиж» и «высокий зара­боток», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Пробле­ма лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдоэлита.

Обобщая проведенный анализ профессионально­го становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономи­ческих условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода событи­ями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, по­вышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологи­ческой зрелости личности, ее потребности в са­мореализации и самоактуализации.

11.2. Психологические пространства профессионального

и личностного самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда са­ми могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заклю­чаться и в своеобразном информировании его об имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.

Прежде чем назвать основные ориентирысамоопределяющегося человека, представим основ­ные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие «карь­ера» предполагает постоянную смену различных жизненных ро­лей и выполнение этих ролей (по Дж. Сьюперу). Таким образом, часто человек выбирает не только данную про­фессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии.

жизненные сценарии – это программы поступатель­ного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием ро­дителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Основные типы сценариев (по Э. Берну):

ü «никогда не де­лаю»;

ü «делаю всегда»;

ü «ни разу не делал раньше»;

ü «не буду делать (сделаю потом)»;

ü «делаю вновь и вновь»;

ü «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать».

На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победите­ли

непобедители

неудачники.

Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых не­редко и состоит жизнь многих людей:

Типы людей «Игры»
Неудачник • «Бесприданница», где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего; • «Сизиф» или «начни снача­ла»
Непобедитель • «Кому я нужен»
Победитель • «Я прав!»; • «Если не так, то иначе!»

При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать – это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что понимать – значит научиться стро­ить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.

Профконсультанту важно уточнить для себя и такие понятия, как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, мно­гие люди выбирают не столько профессии, сколько определен­ный образ жизни и жизненный стереотип.

Стиль жизни– это тип поведениялюдей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного чело­века.

Образ жизни– это комплексное рассмотрение жизнедеятельности(труд, быт, обще­ственная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жиз­ни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы.

Социальная роль – это социальная функ­ция личности, его место в определенной сообщности людей(роль лидера, отверженного и т.п.).

Социальный стереотип – это схематизированное представление о каком-либо соци­альном объекте(о человеке, о социальной или профессиональной группе).

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и прак­тики профконсультирования, являются выделенные еще К.Г. Юнгом архетипы.

архетип – коллективное бессознательное (К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное),некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт пережива­ний многих поколений, который «в процессе истории повторя­ется там, где свободно проявляется творческая фантазия» дан­ного человека.

При этом «каждый шаг к более высокой созна­тельности», означающий «исполнение задачи, которую он об­наружил в своем мире» и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает со­мнения и подозрения со стороны обычных людей. Ины­ми словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллек­тивного бессознательного) может расширить возможности са­моопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределе­ния можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессио­нальные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. Типологии профессионального и лично­стного самоопределенияможно рассматривать в свете признаков, по которым классифицируют профессии (вспомните признаки классификации профессий из лекции 6).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и попу­лярна типология Дж. Голланда (Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личностиитипов профессиональной среды:

1) реалисти­ческий тип (техника, мужские профессии) – Р;

2) интеллекту­альный тип – И;

3) социальный – С;

4) конвенционный (знако­вые системы, требующие структурированности) – К;

5) пред­принимательский – П;

6) артистический – А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе­чивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личнос­ти и типов профессиональной среды

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Вопросы о предназначении, призвании особенно актуальны для подростков, чей выбор определит их жизненный путь на ближайшее десятилетие. Но и взрослые могут переоценить жизненные принципы. Профессиональное самоопределение помогает определить склонности и способности человека.

Понятие самоориентации

В социологии, психологии профессиональное самоопределение — формат персонального самостоятельного выбора, итогом которого становится нахождение профессии или призвания.

Самоопределение сопровождается конфликтом свободы выбора и потребности человека в средствах, необходимых для нормального существования.

Самоопределение в психологии

Человек при выборе профессии переоценивает прошедшие события, соотносит выбор деятельности с жизненными целями. Важность самоориентации в том, что работа относится к ведущим сферам жизни.

Над формированием структуры самоопределения работал психолог А. Климов, соотнесший профессиональную ориентацию с критериями качества психического развития личности. Психология связывает самоосознание с выбором образа жизни согласно личностному отношению к конкретной работе.

Структура профессионального самоопределения состоит из:

  • осознания принадлежности к конкретной профессиональной группе;
  • оценки места работы и личного становления по общественным и персональным стандартам;
  • признания группой принадлежности к сообществу;
  • понимания слабых и сильных черт, индивидуальных и продуктивных способов достижения мастерства;
  • мнения человека о себе, о своей работе.

В психологии определены два уровня профессионального самоопределения: практический и гносеологический. К первой группе относятся события или действия, которые влияют на внешние факторы вокруг личности (соцстатус, изменение семейного положения). Ко второй группе относятся перемены внутренних факторов, чья перестройка вызвана событиями или непосредственно работой.

Для науки не существует единой задачи профориентации. Возрастные особенности профессионального самоопределения влияют на технологию выбора на каждом промежутке времени. Движущей силой является принятие ответственности человеком за развитие.

Профессиональное самоопределение и самореализация тесно связаны. Читайте подробнее о самореализации личности →

Основы профессионального самоопределения

Профориентация является многогранным понятием, включающим педагогические, психологические факторы.

Самоопределение делится на три подтипа:

  1. Профессиональное (выбор профессии).
  2. Личностное (расстановка приоритетов: развитие в карьере или личное совершенствование).
  3. Жизненное (определение цели существования).

Описанные подтипы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Человек, для которого работа является смыслом жизни, реализует свои личностные цели через карьеру или достигает в своем хобби (музыка, живопись, спорт) высот, что превышают достижения профессионалов в конкретной сфере.

Для самоопределения характерны следующие признаки:

  • относительно большая формальность (дипломы, сертификаты о получении образования, записи в трудовой книжке, реальные достижения);
  • существование благоприятных для развития условий (оборудование, коллектив/руководство, социальная потребность в деятельности).

Рабочая самореализация сталкивается с множеством препятствий. Общество не готово к справедливой оценке труда конкретного человека, возможно отсутствие способов реализации в выбранной сфере из-за нескольких причин (здоровья, неразвитости отрасли).

Специфические признаки жизненного самоопределения:

  • всеохватность образа жизни, который характерен для привычной социокультурной среды;
  • степень зависимости личности от стереотипов, мнения общества;
  • уровень влияния социальных, экономических и объективных факторов, которые определяют жизнь социальной и рабочей группы.

Цель или смысл жизни складываются постепенно из собственных суждений, мнения общества и воспитания.

Характерные черты личностной самоориентации:

  • невозможность формального измерения;
  • потребность в более сложных условиях, проблемах, которые позволяют раскрыть внутренние качества человека.

Такая потребность в «сложностях» объясняет появление героических личностей в периоды войн и других катаклизмов. В относительно благополучное время личный выбор выражается в жизненных целях и принципах поведения.

Этапы подбора профессии

Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.

Различают следующие этапы самоопределения:

  • дошкольный (детский);
  • подростковый (или школьный);
  • юношеский;
  • этап взросления (или зрелости)
  • пенсионный или старший период.

Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.

Младший возраст

На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.

Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.

Подростковый этап

Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.

Подросток различает работу на нравящуюся и ту, которая совершается по принуждению (родителей, учителей).

Происходит разделение профессий по гендерному признаку:

  • для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
  • девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.

Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).

Юношеский этап

Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.

Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.

Этап зрелости

К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.

Зрелая личность проявляет социальную и профессиональную активность, задумывается о карьерном росте и предпринимает шаги для развития.

В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.

Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.

Пенсионный этап

Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.

Советский космонавт Ю.А. Гагарин отзывался о своей профессии и о карьере в целом: «Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею».

Факторы профессионального самоопределения

Для личностного выбора характерно избирательное отношение к каждой профессии и стадии карьерного роста. Основой самоопределения становятся осознанность в понимании и решении в пользу конкретной стези с учетом собственных способностей, предпочтений и особенностей.

Факторы самоопределения делятся внутренние и внешние.

Личностные критерии выбора профессии

Основной фактор внутреннего выбора — индивидуальная оценка рабочих процессов. Человек рассматривает возможности карьерного роста или иных перспектив в конкретной профессии.

К внутренним факторам относят:

  • условия работы, их приемлемость для человека (длительность трудового дня, степень контроля со стороны руководства, социальные льготы и проч.);
  • личная оценка процесса и самой профессии;
  • изучение возможностей участия в общественно полезной деятельности, достижения материального благополучия.

Выбор профессии сопряжен с имеющимся жизненным опытом, целью существования человека. Исходя из некоторых черт характера, личность может стремиться к сложной деятельности, требующей преодоления препятствий, а может двигаться по пути наименьшего сопротивления. Подобные различия обусловлены темпераментом конкретного человека.

С отрицательными чертами характера человек всегда пытается бороться, потому что они, как правило, мешают в достижении целей. Читайте подробнее, что такое негативные черты характера и как их побороть →

Внешние факторы

К этой группе критериев относится информация, которую человек получает извне, и формирует на ее основе стереотипы, моральные установки и проч.

К внешним факторам относятся:

  • советы, рекомендации родственников, друзей;
  • примеры окружающих;
  • установки о статусе конкретной профессии.

Разница в значимости социальных ролей и труда формируется десятилетиями и влияет на самоопределение.

Типы позиций профессионального самоопределения

В ходе развития психологического анализа самоориентации были выведены несколько типов личности с точки зрения выбора специальности.

Наибольшее признание получила модель отечественного исследователя Н. Смирнова, который предложил следующее разделение типов профессионального самоопределения:

  1. «Рабская» позиция (существование человека нацелено на выживание).
  2. «Потребительская» (личность рассматривает профессию исключительно из соображений персональной выгоды).
  3. «Наемный служащий» (задается вопрос «чем здесь можно быть», то есть, выполнение роли инструмента, исключая самостоятельное принятие решений).
  4. «Последователь идеи» (человек следует желанию приносить обществу, идее пользу).
  5. «Самобытная личность» (создается основная и единственная задача — ответ на вопрос «как стать самим собой»).

В психологии выделяют дополнительно рыночный тип человека, концепция которого была сформулирована немецким философом Эрихом Фроммом.

«Рабская позиция»

Этот тип выбора профессии характерен тем, что основной задачей человека становится выживание. Позиция становится естественной при наличии угрозы человеческой жизни (травмы, войны, болезнь и проч.).

Но рассматриваемая психологией позиция «раба» влияет на профессиональное самоопределение в нормальных для жизни условиях. Личности перестает доставать энергии для выполнения будничных обязанностей.

Подобная ситуация возникает из-за нескольких факторов:

  • объективные нарушения работы организма (стресс, выгорание);
  • у человека возникает ощущение недостаточности энергии. Личность переходит в режим экономии ресурсов, ограничивая общение, риски и стремление к новизне. В подобной ситуации зарождается вопрос «как выжить».

Для человека с подобной жизненной установкой мир является угрозой. Поэтому основным критерием при выборе должности становится ее безопасность и/или легкость выполнения. Важно заметить, что «раб» ищет не простоты в целом, а именно социально-психологической, которая избавляет от принятия решений, необходимости вступать в конфликты и проч. Физическая нагрузка может рассматриваться как допустимая.

Опасность «рабской» позиции заключается в том, что из нее крайне сложно выбраться самостоятельно.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

При длительном использовании подобного типа мышления близким и необходимо направить человека к психологу, который способствует преодолению барьеров, связанных с угрозой существованию.

Потребительская позиция

Для этого типа самоопределения характерен подбор профессии согласно благам, которые можно из деятельности извлечь. Основной вопрос при выборе: «Какую выгоду можно получить».

Основная цель «потребителя» — получение максимального и стабильного материального персонального благополучия. Подобная позиция является следующим этапом после «рабской», то есть последняя интегрирована в потребительский подход к выбору профессии. Отличает описанные типы готовность пользователя к риску, трудностям, если их избегание невозможно.

«Потребители» зачастую застревают на подобной позиции до конца жизни, так как окружающие не считают такой подход к работе неверным.

Переход к следующей ступени выбора профессии возможен только при психологической помощи.

Тип «Наемный работник»

Для психологии данная позиция является начальной ступенью профессиональной карьеры, так как «служащий», помимо выгоды и выживания, заинтересован самой деятельностью и рабочими процессами.

При работе на позиции «наемного работника» возникают некоторые возможности для творческого самовыражения. Человек стремится сделать рабочий инвентарь удобнее или производительнее, но задачи, требующие принципиальных изменений, требуют энергии и идей, которых недостает на данном этапе.

Поэтому «наемные работники» становятся профессионалами конкретной области в роли исполнителя. Человек задает вопрос «чем стать», то есть видит себя в качестве инструмента. Завершение этапа должно наступить при понимании ограниченности собственных ресурсов. После достижения определенного уровня мастерства, знаний человек готов к переходу на следующую ступень профессионального выбора. Для этого необходима готовность к принятию самостоятельных решений, к несению ответственности за них.

Тип «Служитель идеи»

Человек на данной позиции самоопределения внутренне готов к изучению, принятию глобальной идеи, которой личность готова служить и становиться преданным исполнителем. Примечательно, что для этого типа самоопределения подходит любая концепция, которая удовлетворяет личные потребности и критерии о масштабной цели, дающей смысл существованию. Идеей становится религия, научная доктрина, для других — следование миссии компании, достижение ее.

Человек, который задает вопрос «кем быть» (в отличие от вопроса наемного работника «чем стать»), понимает наличие взаимосвязи между профессиями, рассматривает более глобальные (чем предыдущие позиции) человеческие потребности: тягу к познанию, свободе и проч. Энтузиазм в работе таких людей строго ограничен рамками идеи, миссии, которой он служит. К предметам, которые находятся вне профессии, интереса не возникает. Яркий пример — ученые, которые безразлично относятся к житейским вопросам.

Предел успеха и профессионального роста совпадает с рамками возможностей выбранной основной идеи. Когда человек сталкивается с рабочей проблемой, требующей отказа от поставленной установки, личность переходит на последний этап профессионального самоопределения.

Тип «Самобытный человек»

Психологи утверждают, что позиция является нормальным и естественным состоянием человека. Личность тревожит вопрос «как стать самим собой». В отличие от «служителя идей» в этом состоянии необходимо опираться на личные принципы, заниматься поиском собственной миссии и идеала.

Стать самим собой означает полное использование потенциала человека, анализировать и находить новые пути личностного развития.

Этот тип самоопределения означает готовность к исследованию внутреннего и внешнего мира, желание и способность рисковать. Для самобытных людей характерно желание самовыражения через творчество, поэтому профессии выбираются из сферы искусства сообразно способностям личности.

Рыночный тип самоопределения Эриха Фромма

Интересной и отличной от классической модели позиций профессиональной самоориентации является типология немецкого мыслителя Э. Фромма, в которой он вводит дополнительный тип самоопределения, «отчужденный характер».

Индивид в трактовке становится товаром, лишаясь статуса полноценной личности. Фромм желает показать, что существует тип людей, которые не обладают минимальными навыками работы, но умеют «преподнести» себя на собеседовании, деловых встречах, обесценивая смысл умений, профессионального самоопределения личности.

«Человек превратил себя в товар; он воспринимает свою энергию как инвестицию, с которой он желал бы получить как можно большую прибыль, учитывая свое положение и ситуацию на личном рынке». (Э. Фромм)

Теории самоориентации

Разнообразие подходов изучения вопроса профессионального самоопределения появилось из-за социальных, культурно-исторических различий между странами. Поэтому невозможно выявить единственную правильную теорию выбора будущего поприща.

Теория Марковой

Автор психологической методики рабочего самоопределения Аэлита Маркова представляет самориентацию как процесс определения и достижения качеств, необходимых для становления на профессиональном поприще.

Сущность трудового образования доктор наук делит на три критерия:

  • получение знаний, навыков, которые формируют мировоззрение работника;
  • взаимодействие между учеником и педагогом;
  • желание и действия работника по освоению профессии.

Маркова выделяет 5 уровней совершенствования в конкретной деятельности:

    • допрофессионализм (не владеет навыками);
    • профессионализм (стабильная работа, соблюдение требований и стандартов исполнения);
    • суперпрофессионализм (предел развития достижений, творческое развитие личности);
    • постпрофессионализм (не работает в настоящем, но достиг успеха ранее, становится наставником для менее опытных работников).

Психолог выделяет отдельную категорию, непрофессионализм, которой свойственна активная деятельность, что ведет к некорректной работе или деградации личности работника.

Теория Сьюпера

Согласно концепции американского психолога, личностное профессиональное самоопределение и типы мышления при выборе поприща необходимо рассматривать как выражения Я-концепции (или теория Эго, по трехчастной структуре сознания Фрейда).

Теория представлена каждым утверждением, которое личность стремится рассказать. Высказывания субъекта определяют персональную рабочую Я-концепцию.

Профессиональное самоопределение по Сьюперу может быть достигнуто с помощью анализа нескольких мест работы (видов деятельности) по степени привлекательности для конкретного человека.

Личность выбирает ту профессию, которая соответствует его представлению о собственном «Я», позволяет развиваться без ущерба для Эго.

Теория Холланда

Теория Холланда указывает, что способности каждого индивида допускают наличие только одного призвания. Профессиональный выбор есть сознательный и рациональный процесс, когда человек, старшеклассник, самостоятельно определяет сильные стороны и соотносит их с требованиями различных профессий.

Холланд предложил классификацию типов личности по шести группам, типология популярна среди выпускников школ для определения подходящей профессии.

Виды мышления:

  1. Реалист. Предпочитают упорядоченную работу, любит деятельность, связанную с техникой, инструментами. Испытывают затруднения с общением, поэтому избегают социальной работы, требующей коммуникации с окружающими. Характерные черты: настойчивость, практичность.
  2. Исследователь. Человек, который предпочитает изучать мир с помощью творчества. Ценят научный подход к деятельности, избегают профессий, связанных с коммерцией, светскими раутами. Обладают высоким интеллектом, но недостает лидерских качеств. Особенности: сдержанность, склонность к аналитическому мышлению, любопытство.
  3. Артист. Предпочитают неупорядоченную работу, используют различные атрибуты для создания произведений искусства. Считаются одаренными, ценят эстетическую сторону вещей. Характерные черты: непрактичность, неструктурированность работы, идеализм.
  4. Социальная личности. Такие люди ценят саморазвитие, работу над собой. Считают себя полезными субъектами, способными научить и помочь остальным. Предпочитают социальную деятельность, избегая работу, требующую рационализацию и реалистичный взгляд на мир. Характерные черты: эмпатия, щедрость, желание коммуникации.
  5. Предприимчивая личность. Стремится к организаторской деятельности, ведущей к выгоде. Считает себя популярным, энергичным оратором, лидером. Недостает знаний, научности, поэтому избегают работы, требующей исследования и анализа. Ценят политические и экономические мотивы действий. Характерные черты: амбициозность, экстраверсия, оптимизм, коммуникабельность.
  6. Традиционалист. Стремится к систематизации и анализу, убежден в собственных аналитических и математических способностях, поэтому избегает творческой деятельности. Ценит экономические, бизнес-достижения. Характерные черты: негибкость, систематичность, сознательность.

Холланд представил описанные типы как шестиугольник, расположение углов которого меняется из-за предпочтений и способностей человека.

Теория Гинзбурга

Согласно данной концепции понятие профессионального самоопределения является совокупностью персональных ценностей, которые являются определяющими при выборе сферы деятельности. Особое место ученый выделяет для ценностей, выступающих в роли идей, целей человека.

Структура профессионального самоопределения по Гинзбургу состоит из трех аспектов:

  • мотивация (формирование представлений о будущем для получения навыков);
  • смыслообразование (поиск смысла существования, составление плана рабочей деятельности);
  • реализация (планирование, осуществление конкретных идей).

Психолог характеризует профессиональное самоопределение как персональное приобретение, которое связано с формированием внутренних ценностей и некоторыми психологическими аспектами (самооценка, идеал, самоутверждение).

Теория Климова

Отечественный исследователь рассматривает вопрос выбора профессии как один из основных проявлений психического развития личности. Наиболее значимой частью самоопределения Климов считает формирование профессиональной самоориентации, состоящей из:

  • принятие собственной принадлежности к социальной группе;
  • осознание собственного соответствия профессиональным требованиям (или несоответствия);
  • понимание человека степени его связанности с профессиональной группой;
  • формирование представления слабых и сильных сторон, рассмотрение путей развития рабочих навыков;
  • собственное видение профессии, личностного роста в выбранном поприще.

Итогом мотивационного анализа является достижение социально значимого статуса, выполнение деятельности, направленной на создание ценного для общества продукта.

Роль темперамента и характера в самоопределении

Каждая деятельность предъявляет особые требования к психике человека, к динамическим особенностям мозга.

Не существует темперамента, который подходит исключительно для одной профессии.

Психологи дают общие рекомендации о деятельности для каждого типа темперамента:

  • для холериков предпочтительна активная работа с возможностями для риска;
  • для сангвиника — организаторская упорядоченная деятельность;
  • флегматикам комфортно работать планомерно, с четким расписанием дня и недели;
  • меланхолики найдут себя в творчестве, научной деятельности из-за их неструктурированности.

Роль темперамента заключена во влиянии на деятельность при различных душевных состояниях, которые вызываются атмосферой в коллективе, обстановкой, эмоциональными факторами.

Темперамент является набором врожденных особенностей поведения личности, влияющим на профессиональное самоопределение наряду с приобретенными чертами характера.

Следующие черты влияют на выбор профессии:

  • готовность к ответственности;
  • самоотверженность;
  • способность к концентрации;
  • сила воли;
  • дисциплина;
  • исполнительность.

Психологи утверждают, что темперамент и черты характера должны учитываться при выборе профессии, так как они влияют на наклонности личности, положительные и негативные черты. Человек с низкой концентрацией внимания не сможет проводить многочасовые операции, а человек с невысоким уровнем ответственности не станет лидером коллектива. Персональные качества влияют на рабочие процессы и результат.

Евтушенко, русский поэт, высмеивающий в шутливой форме предприимчивых личностей, написал такие строки:

«Я верю в их святую веру.

Их вера — мужество мое.

Я делаю себе карьеру

тем, что не делаю ее!»

Проблема профессионального самоопределения

Существует несколько проблем, которые возникают при самоопределении:

  • человек недостаточно ясно понимает, из чего состоит выбранная профессия;
  • подросток не может противостоять решению старших, которые могут настаивать на работе, не соответствующей внутренним желаниям ребенка;
  • при выборе возникают сомнения в собственных способностях, для преодоления страха стоит заручиться поддержкой близких и убедиться в полученных навыках.

Не существует единственного призвания жизни для человека.

Страх ложного выбора заставляет индивида двигаться в неправильном направлении. С течением времени меняются предпочтения, навыки, мировоззрение, которые заставляют личность пересмотреть отношение к своей деятельности. Изменчивость наиболее подходящей профессии является основной проблемой самоопределения.

Книги по профессиональной самоориентации

Для людей, стремящихся выбрать будущую сферу деятельности, выпущено множество книг о самоопределении. Если студент (школьник или взрослый) сомневается в объективности самостоятельных изысканий, стоит обратиться в центры профориентации, где можно пройти несколько тестирований на выявление подходящего поприща.

Для желающих освоить материал и прийти в своему призванию без посторонней помощи в профессиональном самоопределении, выпускаются различные книги о профориентации.

Ниже представлены краткие обзоры литературы о самоориентации:

  1. Соломин И.Л., Бендюков М.А. «Ступени карьеры. Азбука профориентации». Небольшой справочник в легкой и доступной форме рассказывает о выборе профессии, ориентирован на выпускников школ и ВУЗов. В книге представлена классификация типов личности, тест Холланда и несколько других алгоритмов, помогающих в выборе поприща.
  2. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». Подходит для любителей основательного изучения материала. Учебник психолога раскрывает проблемы профессионального самоопределения среди выпускников высших школ. Внимание уделено развитию психики человека в работе. Издание подходит для выпускников и студентов ВУЗов, учителей по профориентации. Книга не подходит для старшеклассников, из-за объема теоретических знаний.
  3. Шевченко М.Ф. «Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Основная задача пособия – помощь в выборе профессии для выпускников школ. В книге раскрываются основные требования работодателей в каждой сфере. Учебник разработан для школьников, не подходит для студентов и старших читателей.

Выбор литературы о самоопределении проводится согласно потребностям человека, возрасту и опыту работы.

Каждый человек стремится найти работу, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Профессиональное самоориентирование позволяет выявить тип личности и на основании анализа черт характера выбрать нужную конкретному человеку работу, которая станет призванием, а не пустой обязанностью.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *