Структура конкурентной среды

Конкурентная среда в обеспечении конкурентоспособности предприятия

Конкурентная среда предприятия и ее анализ

После изучения главы 4 студент должен:

знать

  • • типологию конкурентных структур рынка;
  • • структуру конкурентной среды предприятия;
  • • особенности проведения анализа конкуренции на товарных рынках;
  • • процедуру проведения конкурентного анализа;

уметь

  • • выявлять и анализировать факторы конкурентной среды предприятия;
  • • определять и анализировать продуктовые границы товарного рынка;
  • • определять состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • • оценивать уровень концентрации товарного рынка;
  • • проводить оценку состояния конкуренции на товарном рынке;

владеть

  • • навыками диагностики состояния конкурентной среды;
  • • процедурой определения географических границ товарного рынка;
  • • навыками построения конкурентной карты рынка;
  • • навыками расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • • процедурой определения барьеров выхода на товарный рынок.

Структура и характеристика конкурентной среды предприятия

Соперничество без вражды – это игра в вист на поцелуи.

С. Батлер

Большое влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает конкурентная среда, которая определяется структурой конкурентного рынка, зависящей от преобладания того или иного вида конкуренции. Типология конкурентных структур рынка представлена в табл. 4.1.

В условиях действия различных видов конкуренции конкурентная среда предприятия формируется в результате воздействия на рынок множества разнообразных факторов, характеризующихся определенной сферой действия, временны́м периодом и интенсивностью. Структура конкурентной среды предприятия представлена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Структура конкурентной среды предприятия

Таблица 4.1. Типология конкурентных структур рынка

Характеристика

Конкурентная структура

Совершенная

конкуренция

Монополистическая

конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество и размеры предприятия

Множество мелких предприятий

Множество мелких и средних предприятий

Число предприятий невелико, есть крупные предприятия

Одно предприятие

Характер товара

Однородный товар

Дифференцированный

товар

Разнородный или однородный товар

Уникальный товар

Условия входа и выхода

Никаких

затруднений

Никаких затруднений

Возможны

отдельные

препятствия при входе

Труднопреодолимые барьеры на входе

Доступность

информации

Равный доступ ко всей информации

Некоторые

ограничения

Некоторые

ограничения

Некоторые

ограничения

Типичная эластичность спроса

Очень

эластичен

Зависит от товара

Зависит от товара

Неэластичен

В рамках субъектов рынка, деятельность которых создает условия для конкуренции, выделяют шесть основных факторов конкурентной среды рынка:

  • 1) государство и его политика в области регулирования конкуренции;
  • 2) предприятия, вступающие на рынок и обостряющие конкурентную борьбу;
  • 3) потребители продукции, оказывающие давление на предприятия отрасли;
  • 4) поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий на отраслевой рынок;
  • 5) производители товаров-заменителей;
  • 6) предприятия – производители продукции.

Диагностика состояния конкурентной среды состоит в анализе характеристик представленных факторов.

Государство и его политика в области регулирования конкуренции

В качестве факторов, определяющих характер государственного регулирования конкуренции, выделяют ряд элементов государственной политики.

Антимонопольная политика, определяющая:

  • • средства и методы контроля и ограничения существующих естественных и государственных монополий;
  • • условия квалификации доминирующего положения на рынке и соответствующие санкции государства;
  • • порядок контроля за слиянием и поглощением предприятий;
  • • границы государственного влияния на внешнюю торговлю;
  • • системы поощрения создания и функционирования конкурирующих производств и предприятий;
  • • квотирование и лицензирование определенных видов деятельности;
  • • меры по стимулированию малого бизнеса путем предоставления налоговых льгот, дотаций и льготных кредитов.

Финансовая политика стимулирования конкуренции, проводимая Министерством финансов, Центральным банком РФ, Министерством экономического развития РФ и включающая:

  • • регулирование объемов и условий предоставления кредитов;
  • • депозитные ставки;
  • • систему налогообложения;
  • • динамику и размеры доходов субъектов рынка.

Таможенная политика и ее изменение, регулирование экспорта и импорта продукции на основе лицензирования и квотирования.

Государственная стандартизация продукции, технологий, условий безопасности производства, охрана окружающей среды.

Регулирование добычи полезных ископаемых, цен на сырье, материалы, энергию, воду, землю.

Патентно-лицензионная политика, закрепляющая исключительные права на открытия, изобретения и другую интеллектуальную собственность.

Социальная защита потребителей с помощью законодательно закрепленных прав потребителей.

  • Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Понятие конкурентной среды

В условиях современной рыночной экономики категория «конкурентная среда» имеет большое значение, поскольку в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые возможности не только одного предприятия, но и экономики страны в целом.

Первым, кто описал экономическое явление, называемое сегодня конкурентной средой, был немецкий исследователь экономической политики Вальтер Ойкен. По мнению В. Ойкена, конкурентную среду нужно рассматривать как конкурентный порядок на основе конституирующих и регулирующих принципов:

«отсутствие конъюнктурной политики, направленной на ограничение механизма цен с помощью валютного контроля, кредитной экспансии и т.д.»;

«запрещение налоговой политики, стимулирующей процессы концентрации на рынке»;

«недопущение ограничения спроса и предложения».

Помимо Вальтера Ойкена к вопросам формирования конкурентной среды обращались и другие крупные зарубежные ученые. Так, Дж. К. Гелбрейт в своих работах отмечал, что необходимыми принципами эффективного функционирования конкурентной среды являются существование зрелых корпораций, регулирование цен, совершенствование рынка.

По мнению М. Портера, возможности и угрозы, существующие в отрасли, а также свойственные ей риски и потенциальные выгоды характеризуют конкурентную среду. Также М. Портером практически были определены субъекты конкурентной среды: конкуренты, рыночная власть покупатели, поставщики, предприятия из смежных отраслей, правительство (государство).

Д. Норт противопоставляет конкурентную среду в экономике монополиям, говоря о том, что страны «третьего мира» часто «формируют скорее монополии, чем конкурентную среду». В этом, по мнению Норта, одна из причин низких темпов их экономического развития.

В понимании И. Кирцнера конкурентная среда является полем конкурентных преимуществ, на котором предприниматели осуществляют свою деятельность.

М. Кастельс считает, что «существование конкурентной среды возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети».

Важнейшим элементом конкурентной среды по мнению Э. Мейсона и Дж. Бейна является структура рынка, которая влияет на поведение рыночных субъектов и в, конечном итоге, на результативность рынка.

Российский исследователь проблем формирования конкурентной среды Н.И. Усик считает, что понятие «конкурентная среда» связано с каким-то государственным или региональным образованием, т.е. основывается на географически определенной территории, имеющей развитую инфраструктуру, более или менее унифицированные инструменты бюджетно-налоговой, кредитно- денежной политики и соответствующие институты.

Некую привязку к региональному аспекту имеет и определение конкурентной среды М.И. Крулькевич и К.В. Сынковой, которые считают, «что конкурентная среда субъектов хозяйствования представляет собой относительные характеристики, отражающие отличие процессов развития конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами и услугами конкретной региональной потребности, так и по эффективности хозяйственной деятельности».

А.С. Новоселов, подчеркивает, что «с точки зрения теории пространственной конкуренции конкурентная среда не может рассматриваться вне экономического пространства, без учета территориальных границ рыночных зон, реализации различных товаров и региональных особенностей сферы производства и обращения».

Подчеркивая при этом, что «в западной экономической литературе широкое распространение получил маркетинговый подход к изучению конкурентной среды. Его сторонники считают, что при изучении конкурентной среды необходимо учитывать региональные особенности развития оптовой и розничной торговли, систему каналов товародвижения, интенсивность товарных потоков и др.».

Важное уточнение задач конкурентной среды содержится в определении С.С. Собянина, который утверждает, что конкурентная среда сама по себе не является самоцелью, это инструмент повышения эффективности экономики.

Несколько следующих определений тесно связаны с пониманием конкурентной среды как неких условий, способствующих как развитию конкуренции, так развитию экономики в целом.

По мнению Д.Г. Чайковского конкурентную среду можно рассматривать как условия, за счет которых производители ведут борьбу между собой за потребителей, партнеров, поставщиков и преобладающее положение на рынке.

А.Н. Куликова считает, что конкурентная среда, есть такие условия функционирования экономики, при которых хозяйствующим субъектам сложно сохранить существующие рыночные позиции без повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Некоторые определения конкурентной среды тесно связаны с ситуацией на товарных рынках: уровнем концентрации, интенсивностью конкуренции и другими важными аспектами их функционирования. Заметим, что для определения конкурентной среды есть особенности в регулировании определенных рынков, однако общие черты также можно обнаружить, на них мы и сосредоточим свое исследование. Как замечает, И.В. Князева «в мировой практике эти (страховые, финансовые, товаров и услуг) рынки являются идентичными рынками для воздействия на них регулятора».

Например, В.А. Скворцова и И.Е. Медушевская считают, что формирование и развитие здоровой конкурентной среды возможно через достижение достаточного уровня плотности конкурентных рынков на основе роста субъектов малого бизнеса и предпринимательства, а также недопущение использования методов недобросовестной конкуренции и снижение трансакционных издержек.

Несколько философское понимание конкурентной среды предлагает С.М. Янгирова, подразумевая конкурентную среду тем полем, на котором осуществляется связь общества и индивида. Осуществить эту связь в данном случае означает задать индивиду определенные, связанные с данной сферой деятельности образцы, способы поведения. Это — общая функция социальной среды, выражающая самое общее функциональное отношение индивида, организации и более широкой социальной системы.

Интересный подход к понятию конкурентной среды предлагает К.Н. Костромитинов: «конкурентная среда возникает там, где происходит борьба за конкурентные преимущества».

Н.А. Овчаренко считает, «что необходимо создание такой конкурентной среды, которая обеспечивала бы для ее участников реальные стимулы к повышению эффективности использования ресурсов, обеспечивающему устойчиво растущий уровень благосостояния нации, а также к обеспечению экономической эффективности и конкурентоспособности участников конкурентной среды».

Н.А. Овчаренко выделяет следующие принципы формирования конкурентной среды:

  • 1. Обеспечение высокого уровня удовлетворения конкурентного потребительского спроса.
  • 2. Обеспечение минимума непроизводительных (не относящихся к конкурентной деятельности) затрат ресурсов.
  • 3. Обеспечение минимума уровней управления конкурирующими предприятиями и минимизация управленческих расходов.
  • 4. Обеспечение полного охвата экономически эффективных сегментов конкурентного платежеспособного спроса.
  • 5. Обеспечение максимума поисковой и инновационной конкурентной активности, угнетение и дисквалификация конкурентно пассивных предприятий.
  • 6. Стимулирование конкурентного поведения покупателей.
  • 7. Предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, последовательная и результативная борьба с его проявлениями, адвокатирование этой деятельности.
  • 8. Предотвращение антиконкурентного поведения со стороны хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, последовательная и результативная борьба с его проявлениями, адвокатирование этой деятельности.

Институциональный подход в исследовании процессов формирования конкурентной среды использует и А.А. Жук. Он указывает на отсутствие внимания государства к неформальным институтам при формировании формальных экономических институтов. Что, по мнению А.А. Жука, «не является исключением в истории системной институциональной реконструкции». По мнению автора, этим определяются особенности формирования конкурентной среды на территории Российской Федерации как перенесение формальных конструктивных практик без учета сложившихся неформальных норм.

Кроме того, он описывает составляющие конкурентной среды, к которым относит: институт частной собственности (в том числе авторские права), институт предпринимательства, финансы, институт экономических контрактов, институт антимонопольного регулирования.

По мнению Е.А. Остапенко, конкурентная среда представляет собой совокупность рыночных сил и факторов, определяющих функционирование хозяйствующих субъектов.

И.В. Князева подчеркивает, что «оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляется на основе всей информации, получаемой от органов власти и управления, продавцов, покупателей и конкурентов, а также от общественных и научных, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов».

Взаимосвязь конкурентной среды и конкурентной политики отмечена С.Н. Чирихиным: «конкурентная среда характеризуется, в том числе, и результативностью проводимой государством конкурентной политики».

Существуют множество подходов к определению сущности конкурентной среды. Некоторые из них уделяют больше внимания рыночной структуры, другие наличию специальных институтов, третьи товарным потокам, четвертые территориальному аспекту. Общая классификация подходов к определению понятию «конкурентной среды» в экономике предложена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация подходов к определению «конкурентная среда»

Таким образом, существует множество подходов к определению конкурентной среды, множество из которых по объективным причинам не могут быть рассмотрены подробно.

Исходя из определений, сложившихся в современной экономической теории, мы можем определить конкурентную среду (в узком смысле) как систему сложившихся формальных и неформальных практик, функционирующих в русле экономических конкурентных отношений.

В широком смысле конкурентная среда представляет собой территориально обособленную систему экономических, социальных, инфраструктурных и иных элементов, создающих условия для развития рыночной экономики.

Стоит заметить, что сама по себе конкурентная среда не должна являться целью государственной экономической политики ее основной задачей должны стать решения, обеспечивающие благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, приводящие к процессу специализации внутри экономической системы и как результат, к выпуску конкурентоспособной продукции на межрегиональные и международные рынки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *