Специальные принципы международного права

Определение 1

Принципы общепризнанного характера конкретного права международной направленности – это специальные обобщенные нормы, которые служат для отражения характерных черт, а также для отражения основного содержание международного права и при этом обладающие высшей силой юридического порядка.

К тем или иным общественно признанным принципам международного права относятся такие принципы: неиспользование силы, а также угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, неприкосновенности определенной территории государства, невмешательства в дела внутреннего характера государства, нерушимости, а также неприкосновенности границ, конкретного мирного способа для осуществления процесса по разрешению конфликтов, уважения человеческих прав, суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения четких обязательств.

Основополагающие принципы права международной направленности – это тоже определенные нормы, но только те нормы, которые являются очень важными и обобщенными. Кроме этого, абсолютно каждый принцип на самом деле представляет собой специальный международно-правовой институт, то есть целую группу норм, свернутых в одну, именно из-за этого каждый принцип по большей части конкретизируется достаточно значительным числом норм – практически в любых частях, а также отраслях международного права.

Можно отметить такие черты, которые в свою очередь, являются присущими всем общепризнанным принципам международного права. Так принципы общепризнанного порядка:

  • являются специальными нормами императивной направленности;
  • составляют основы всей системы права международного характера;
  • имеют определенную достаточно универсальную сферу каких-либо действий по кругу субъектов, в пространстве и виде международных отношений;
  • не имеют никакой иерархии;
  • толкуются в четком контексте иных принципов основополагающего характера международного права;
  • имеют обратную силу.

В роли определенных основных документов, в которых в свою очередь закреплены принципы общепризнанной направленности международного права, выступает Устав ООН 1945 года, а также специальная Декларация о принципах права международного порядка, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года (Декларация принципов международного права 1970 года), Заключительный документ специального Совещания по безопасности, и, что самое главное сотрудничеству в Европе 1975 года (Заключительный документ СБСЕ 1975 года).

Замечание 1

На основе определенных общепризнанных принципов право международного характера из совокупности определенных разрозненных норм превратилось в конкретную упорядоченную и, что самое главное единую нормативную систему. Для того чтобы более точно понять всю суть системы, необходимо рассмотреть содержание каждого из общепризнанных принципов права международного порядка.

Содержание

Принцип неприменения силы, а также угрозы силой

Стоит отметить, что до начала 20 века государства считали своим суверенным правом неограниченное право на военные действия. Устав ООН в свою очередь, запретил применение вооруженной силы и при этом поставил в один ряд угрозу силой и ее применение. Отсюда можно сделать вывод, что угроза силой будет противоправной в тех же ситуациях, когда противоправно и использование данной силы. В соответствии со второй статьей Устава ООН «все Члены ООН воздерживаются от определенной угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН». Устав ООН в свое время, осуществляет необходимые деяния для того чтобы предусмотреть возможность использования конкретной силы или угрозы, силой лишь в двух ситуациях (исключения из конкретного принципа свидетельствующего о неприменении силы и угрозы силой): по решению Совета Безопасности ООН в том случае, если происходит угроза миру, любому нарушению мира или документа агрессии (об этом говорится в 39, а также 42 и 53 статье Устава ООН); в порядке осуществления права на самооборону в ситуации вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет требующихся мер для поддержания международного мира и, что наиболее важно безопасности (об свидетельствует 51 статья Устава ООН). Право на самооборону появляется у государства только в ситуации вооруженного нападения на него иного государства.

Замечание 2

К сожалению, в отношениях международной направленности известны определенные ситуации нарушения принципа неприменения силы и угрозы силой. Например, бомбардировки США в Югославии без санкции Совета Безопасности ООН в 1999 году, а также нападения в вооруженном порядке США и стран – союзников США на Ирак в 2003 году.

Принцип самоопределения народов

В соответствии с Декларацией о общепризнанных принципах международного права 1970 года принцип самоопределения вполне может быть реализован в таких формах: определенный статус автономии в четких рамках государства, которое существует (например, какая-либо Автономная Республика Аджария, которая в свою очередь входит в состав Грузии); создание государства собственного порядка (например, появление суверенного государства Республика Мальта на месте колонии Великобритании в 1964 году); выход из состава государства (например, выход Эритреи из состава Эфиопии в 1993 году, выход Южного Судана из состава Судана в 2011 год). При этом достаточно важно отметить, что право на самоопределение подразумевает под собой свободу выбора между данными возможностями.

Принцип территориальной неприкосновенности государств

Территория – является одним из самых важных элементов любого государства. Эго некая основа материальной направленности, среда, где проживает население, пространственный предел власти публичного характера государства. В соответствии с конкретной Декларацией принципов международного права 1970 года каждое государство «обязано воздерживаться от абсолютно любых деяний, которые в свою очередь, направлены на частичное или полное нарушение национального единства и целостности территориального порядка любого другого государства». Специальный заключительный документ СБСЕ 1975 года отметил и, конечно, закрепил принцип территориальной целостности, уже как определенный принцип самостоятельного характера. В соответствии с данным документом государства взяли на себя такие обязательства: уважать целостность территориальной направленности друг друга; воздерживаться от каких-либо деяний, не совместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, в частности от использования силы или угрозы силой; воздерживаться от превращения территории друг друга в объект какой-либо военной оккупации; не признавать абсолютно никакую оккупацию или другие приобретения такого рода законными. Принцип целостности территориального характера имплементирован в определенное национальное законодательство большинства государств.

Замечание 3

Так, в соответствии с 4 статьей частью 3 Конституции Российской Федерации Россия «обеспечивает целостность и при этом неприкосновенность своей территории». В роли специального примера нарушения этого принципа можно привести захват Кувейта Ираком в 1991 году.

Принцип суверенного равенства государств

Стоит отметить, что суверенитетом могут обладать только государства. В соответствии с первым пунктом 2 статьи Устава ООН: «Организация в свое время основана на конкретном принципе равенства суверенной направленности всех ее Членов». Составляющими такого принципа суверенного равенства государств являются конкретные понятия «суверенитет», а также «равноправие».

Важно, что сам суверенитет осуществляется в конкретных рамках международного права, иначе он означал бы произвол. Разграничение сфер деяния суверенитета – одна из функций международного права. Если посмотреть с одной стороны, то право международной направленности обеспечивает суверенитет, а, если с другой, то препятствует злоупотреблению им. Именно из-за этого суверенное равенство государств является реальным только в рамках права международного характера.

Замечание 4

Что касается равноправия, то оно в свое время означает, что абсолютно каждое государство является определенным субъектом права международной направленности. Все государства при фактическом неравенстве юридически равны.

В соответствии с Декларацией принципов права международного характера 1970 года и специальным Заключительным документом СБСЕ 1975 года вполне можно отметить такие элементы содержания принципа суверенного равенства государств. Также важно знать, что все государства юридически равны. Каждое государство в свое время использует права, которые присущи полному суверенитету; обязано уважать правовую субъектность иных государств, при выполнять полностью и, что самое главное добросовестно свои международные обязательства, и, конечно, жить в мире с иными государствами. Каждое государство обладает определенным правом самостоятельно проводить свою политику внешней направленности, принадлежать к конкретным международным организациям и при этом быть (не быть) участником специальных международных договоров. Также каждое государство обладает правом на нейтралитет.

Принцип, который не допускает какого-либо вмешательства во внутренние дела государства

В соответствии с пунктом 7 статьей 2 Устава ООН, ООН не имеет абсолютно никакого права «на вмешательство в дела, по существу, которые в свою очередь, входят в компетенцию любого государства». В соответствии со специальной Декларацией определенных принципов права международного характера 1970 года суть принципа невмешательства во внутренние дела государства кроется в следующем: государство (или же группа государств) не имеет права ни прямо, ни каким-либо другим образом, что означает косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела иного государства; вмешательство в любой форме является нарушением права международной направленности; формой вмешательства вполне может быть вооруженное, экономическое, политическое и различные другие формы, в свое время направленные против правосубъектности государства; запрещается абсолютно любая деятельность, которая направлена на какое-либо изменение строя государства путем насилия (например, через деятельность террористического или подрывного характера); запрещается вмешиваться во внутреннюю борьбу в ином государстве; государства имеют полное право без вмешательства выбирать свою политическую, а также экономическую, социальную и, конечно, культурную системы.

Принцип невмешательства в дела внутреннего порядка государства является одним из наиболее часто нарушаемых принципов. Использование каких-либо вооруженных сил – это вовсе крайняя форма вмешательства в дела внутреннего характера.

Пример 1

В качестве примера нарушения такого принципа вполне может служить вторжение в 1983 году на Гренаду войск США для того чтобы осуществить свержение левого правительства М. Бишопа или вторжение в Панаму войск США в 1989 году в декабре месяце для свержения президента Ф. Родригеса, а также генерала М. Норьеги. Указанные выше примеры использования вооруженной силы являются крайней и, что наиболее важно самой агрессивной формой вмешательства во внутренние дела любого государства.

Принцип неприкосновенности, а также нерушимости государственных границ

Важный и вполне очевидный факт, что каждое государство имеет свою собственную территорию, которая в свое время ограничена сухопутными, водными и, конечно, воздушными границами.

Определение 2

Иными словами, граница – это определенный пространственный предел деяния суверенитета государства над его сухопутной, водной, воздушной территорией и недрами.

Государственной границей является конкретная линия и проходящая по этой линии поверхность вертикального характера, устанавливающая специальные пределы территории государства (то есть пределы его суши, вод, недр и воздушного пространства). Режим границы государственного порядка определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. Границы в свою очередь, устанавливаются на основе международного договора между путями государственного характера делимитации и демаркации границ.

Определение 3

Делимитация – это конкретное определение в том или ином договоре общего направления и положения границы. Государства, которые между собой о чем-то договариваются составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят данную линию на карту.

Определение 4

Что касается демаркации – то можно сказать, что это определенный процесс по проведению линии границы на местности.

Для демаркации обычно сооружаются специальные знаки пограничного характера, а также составляются определенные протоколы о демаркации, в которых в свою очередь отмечаются места установки пограничных знаков и, конечно, описывается линия границы в протоколах о демаркации.

Определение 5

Неприкосновенность границ – это специальная функция осуществляющая предохранение границ от любого посягательства извне.

Тут стоит отметить, что никто не должен покушаться на границу с какой-либо целью ее изменения; все граждане обязаны соблюдать конкретный порядок, который был установлен по пересечению границы; никто не может пересекать границу без соответствующего разрешения или правил; каждое государство в свою очередь имеет определенное право осуществлять контроль по пересечению его границы людьми, животными, а также различными транспортными средствами.

Определение 6

Нерушимость границ – это специальное состояние, которое является признанным, а также юридически закрепленным в стабильности существующих границ государств, выражающееся в признании границ, которые существуют в качестве юридически установленных в соответствии с правом международной направленности; отказе от каких-либо притязаний территориального порядка на данный момент и в будущем; отказе от абсолютно любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее использование.

Принцип сотрудничества международного характера

В соответствии с конкретным Уставом ООН (пунктом 3 статьей 1) государства в свое время обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении определенных международных проблем экономического, а также социального, культурного и, конечно, гуманитарного характера».

Декларация специальных принципов права международного характера 1970 года конкретизировала содержание принципа сотрудничества, которое по большей части заключается в следующем. Сотрудничество международного порядка направлено на поддержание мира, а также безопасности; всеобщее уважение человеческих прав; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в тех странах, которые достаточно активно развиваются.

Замечание 5

Что касается принципа сотрудничества, то он означает не только само право, но также и обязанность государств осуществлять необходимые действия по сотрудничеству. Это в свою очередь достаточно тесно связано, прежде всего, с тем, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества, помимо того, сегодня резко увеличилось число проблем глобального характера, с которыми государства не справляются в одиночку. К данным проблемам вполне можно отнести терроризм международной направленности, глобальные экологические проблемы и ряд иных.

Принцип в процессе которого осуществляется разрешение споров международной направленности мирным путем

В соответствии с Уставом ООН (пунктом 3 статьей 2) государства «осуществляют необходимые действия по решению своих проблем, а именно международных споров мирными средствами для того чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность, а также справедливость». В качестве возможных средств урегулирования спора Устав ООН (статья 33) указывает такие средства: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, процесс разбирательства в судебном органе, какие-либо другие мирные средства по своему выбору.

Принцип защиты, а также уважения прав гражданина

В соответствии с Уставом ООН (статья 1) одной из самых главных целей ООН является «поощрение и, что наиболее важно развитие уважения к правам человека, и, конечно, основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и соответственно религии». В роли самостоятельного принципа уважения человеческих прав был сформулирован в специальном Заключительном документе СБСЕ 1975 года Содержание этого принципа кроется в следующем. Субъекты права международной направленности взяли на себя определенные обязательства:

  • осуществлять необходимые действия чтобы содействовать всеобщему уважению конкретных прав человека, а также его основных свобод;
  • уважать, и при этом обеспечивать всем гражданам, которые находятся в пределах их юрисдикции, права и, конечно, свободы без какого-либо различия по четко обозначенному признаку;
  • принять определенные законодательные, а также другие меры, которые потребуются для того чтобы обеспечить международно-признанные права гражданина;
  • обеспечить человеку определенное право, чтобы он узнал свои права и поступал в соответствии с ними;
  • гарантировать какому-либо гражданину, чьи права были нарушены, специальные эффективные средства защиты правового порядка, включая обращение в судебные и, конечно международные политические органы.

Пример 2

В качестве примера по нарушению принципа уважения, а также защиты прав человека может выступать специальный процесс размещения военнопленных из Афганистана на военной базе США – Гуантанамо (Куба), где они в свое время находились без органа судебной власти и следствия, подвергались пыткам, в том числе по национальному и, конечно, религиозному признаку.

Принцип, который основывается на добросовестном исполнении определенных обязательств международного характера

В соответствии с пунктом 2 статьей 2 Устава ООН все члены ООН «добросовестно занимаются исполнением принятых на себя по настоящему Уставу обязательств». В соответствии с 26 статьей Венской конвенции свидетельствующей о праве договоров международного характера 1969 года «каждый договор, который действует обязателен для его участников и при этом обязан ими добросовестно выполняться».

Также стоит отметить, что можно определить содержание какого-либо конкретного принципа основанного на добросовестном выполнении обязательств где:

  • государства вовсе не обязаны принимать на себя определенные обязательства, которые в свою очередь тем или иным образом противоречат обязательствам, которые уже действуют перед странами третьего мира;
  • право государства имеющее внутренний характер необходимо согласовывать с обязательствами по международному праву;
  • государства не имеют права ссылаться на свое законодательство, для того чтобы оправдать невыполнение каких-либо международных обязательств;
  • недопустим односторонний отказ от обязательств, которые были приняты.

§ 3. Специальные принципы международного воздушного права

Основы правового регулирования международных отноше­ний по вопросу использования воздушного пространства для целей аэронавигации составляют как общепризнанные прин­ципы общего международного права, которые в силу своей им­перативности и универсальности сохраняют свою регулятив­ную функцию и в этой специальной области деятельности, так и три специальных отраслевых принципа МВП.

1. Полный и исключительный суверенитет государств над их воздушным пространством. Закреплен как в международных со­глашениях, так и во внутреннем законодательстве большинства государств. Так, ст. 1 ВзК РФ устанавливает, что Россия обла­дает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства России.

Зародившись как международно-правовой обычай, данный принцип впервые получил договорное закрепление в ст. 1 Па­рижской конвенции о регулировании аэронавигации и в даль­нейшем был воспринят Чикагской конвенцией о международ­ной гражданской авиации.

Полновластие государства в пределах суверенного воздуш­ного пространства не нуждается в его одобрении другими госу­дарствами и возникает одновременно с появлением государст­ва как субъекта международного права.

Основное содержание этого принципа состоит в том, что государства самостоятельно устанавливают правовой режим своего воздушного пространства. Такой режим, с одной сторо­ны, должен обеспечивать осуществление прав других госу­дарств в пределах границ такого государства в соответствии с международными договорами, а с другой стороны, не должен нарушать суверенитет других государств над их воздушным пространством и ущемлять правомерные интересы последних.

В соответствии со ст 11 Чикагской конвенции о междуна­родной фажданской авиации законы и правша государства от­носительно допуска на его территорию или убытия с его тер­ритории воздушных судов, занятых в международной аэрона­вигации, либо эксплуатации и навигации таких воздушных судов во время их пребывания на государственной территории применяются к воздушным судам всех договаривающихся го­сударств без различия их национальности

Реальное содержание рассматриваемого принципа составля­ют нормы национального законодательства, которые условно могут быть разделены на группы:

а) нормы, относящиеся к регулированию аэронавигации в пределах территории государства;

б) нормы, регулирующие коммерческую деятельность меж­дународной фажданской авиации;

в) нормы, устанавливающие уголовную, гражданскую и ад­министративную юрисдикцию государства в отношении поль­зователей суверенным воздушным пространством.

К первой фуппе следует отнести нормы, устанавливающие, структуру воздушного пространства, его деление на верхнее и нижнее воздушное пространство, на районы полетной ин­формации; условия и порядок выдачи разрешений на полеты иностранных воздушных судов; места пересечения государст­венной границы; постоянные маршруты, открытые для регу­лярных полетов иностранных воздушных судов (международ­ные трассы); перечень международных аэропортов; правила полетов воздушных судов; требования к иностранным воздуш­ным судам и их экипажам в целях обеспечения безопасности полетов; условия и порядок пользования наземными аэронави­гационными средствами; правила радиосвязи

В соответствии с п.

«а» ст. 9 Чикагской конвенции о между­народной гражданской авиации государство может также уста­навливать запретные воздушные зоны в пределах своей терри­тории при условии, что их режим будет одинаково действовать в отношении воздушных судов, занятых в регулярных воздуш­ных сообщениях данного государства, и аналогичных воздуш­ных судов других государств — участников Конвенции. Соглас­но п. «Ь» ст. 9 государство может немедленно при исключитель­ных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения или в интересах общественной безопасности временно ограни­чить или запретить полеты над всей своей территорией или ка­кой-либо ее частью при условии применения указанного запре­та к воздушным судам всех других государств — участников Конвенции.

Вторая фуппа норм охватывает вопросы регламентации ком­мерческой деятельности международной фажданской авиации. Для того чтобы право полетов дало реальную возможность орга­низовать МВС, оно обязательно должно быть соединено с пра­вом коммерческой деятельности на территории иностранных государств, т. е. с правом осуществлять авиаперевозки.

Третья фуппа норм относится к вопросам уголовной, граж­данской, административной и иной юрисдикции. В частности, государства обладают правом применять уголовные санкции, предусмотренные соответствующими национальными закона­ми, к лицам, нарушившим режим их воздушного пространства

Так, в соответствии со ст. 271 УК РФ «несоблюдение ука­занных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных во­рот, высоты полета или иное нарушение правил международ­ных полетов — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохо­да осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо огра­ничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок ло трех лет или без такового».

К числу вопросов, охватываемых третьей группой норм, от­носятся также вопросы гражданско-правовой и администра­тивной юрисдикции, такие, например, как’ определение прав командира воздушного судна; регулирование гражданско- правовых актов, имевших место на борту воздушного судна как во время полета в воздушном пространстве данного государст­ва, так и во время посадки на территории государства; опреде­ление норм ответственности владельцев воздушных судов в случае столкновения двух или нескольких воздушных судов; установление норм ответственности за вред, причиненный воз­душным судном, находящимся в полете, третьим лицам на по­верхности, гражданско-правовое регулирование ответственно­сти авиаперевозчика перед пассажирами и грузовладельцами.

Говоря о перспективах рассматриваемого принципа, док­трина международного права предлагает два возможных сцена­рия: консервативный, настаивающий на незыблемости «полно­го» и «исключительного» суверенитета над воздушным про­странством (абсолютистский), и либеральный, допускающий в целях поощрения развития воздушного транспорта самоогра­ничение государствами этого принципа в их взаимоотношени­ях (релятивистский).

2. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации. В настоящее время рассматривается в двух аспектах’ узком (чисто технические меры и стандарты безопасности воз­душных судов, их отдельных элементов и аэронавигационных средств) и широком, социальном (борьба с актами незаконно­го вмешательства в деятельность гражданской авиации).

В первом своем значении этот принцип получил договорное закрепление еще в Парижской конвенции о регулировании аэро­навигации.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиа­ции содержит три группы норм, в которых фигурирует термин «безопасность». В первой группе термин «безопасность» упот­ребляется в узком значении (ст. 5, 8, 15, 46, 69).

Ко второй группе относятся положения, в которых подчер­кивается возможное воздействие использования гражданской авиации на безопасность иных сфер общественной деятельно­сти, помимо собственно гражданской авиации (преамбула, ст. 9, 35, 64).

Третью группу составляют положения, в которых термин «безопасность» нельзя свести только к его узкому значению и которые одновременно касаются собственно «безопасности гражданской авиации» (преамбула, ст 44).

В Конвенции отсутствует прямое указание на социальный аспект принципа безопасности. В таком же узком смысле рас­сматриваемый принцип закреплен в двусторонних соглашени­ях о МВС.

Однако Совет ИКАО пришел к выводу, что толкование тер­мина «безопасность» следует осуществлять на базе всего нор­мативного материала, имеющего отношение к обеспечению безопасности полетов и воздушных судов. На социальный ас­пект данного принципа указывает и приложение 17 «Безопас­ность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» к Чикагской конвенции о между­народной гражданской авиации.

3. Свобода полетов в международном воздушном пространстве общего пользования. Базируется на принципе свободы открытого моря, включающем в себя свободу полетов летательных аппара­тов. Сфера его действия охватывает воздушное пространство над Мировым океаном за пределами территориального моря прибрежных государств, поскольку Конвенция ООН по мор­скому праву сохранила свободу полетов над исключительными экономическими зонами (ст. 58), а также воздушное простран­ство над Антарктикой по смыслу Договора об Антарктике.

Гражданские и военные воздушные суда в международном воздушном пространстве общего пользования подчиняются ис­ключительной юрисдикции государства регистрации В то же время свобода полетов в таком воздушном пространстве не яв­ляется абсолютной Она может быть реализована в строгих рамках правомерного поведения, дозволяемого общепризнан­ными принципами и нормами международного права.

Так, в интересах безопасности полетов сложилась устойчи­вая обычно-правовая практика выполнения международных по­летов над открытым морем по согласованным на междуна­родной основе маршрутам обслуживания воздушного движения, большинство из которых устанавливается и пересматривается созываемыми ИКАО региональными аэронавигационными со­вещаниями. Кроме того, конкретный маршрут указывается в плане полета, который сообщается органу, обслуживающему конкретный район воздушного пространства.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международное право развивается на единых для всех стран началах– основных принципах. Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов с учетом других принцпов. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1) неприменения силы или угрозы силой;

2) мирного разрешения международных споров;

3) невмешательства во внутренние дела;

4) сотрудничества государств;

5) равноправия и самоопределения народов;

6) суверенного равенства государств;

7) добросовестного выполнения международных обязательств.

Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

8) нерушимости государственных границ;

9) территориальной целостности государств; 10) всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Этот принцип является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Он означает, что каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных конфликтов. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн, от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава. Государства не вправе побуждать, поощрять и оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой. Они обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано: воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда вышеназванные акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Также государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, а также объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако принцип неприменения силы или угрозы силой не отменяет положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным, в том числе: а) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии; б) в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Поэтому государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги.

В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. В случае если стороны не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН и воздерживаться от любых действий, которые могут подвергнуть угрозе поддержание международного мира и безопасности.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Существуют международные процедуры, предусматривающие разрешение споров. Любому государству, особенно если оно намерено просить о созыве заседания Совета Безопасности ООН, следует к нему обращаться, прямо или косвенно, на ранней стадии и, если это целесообразно, в конфиденциальном порядке.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженная и все другие формы вмешательства или различные угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических или любых иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Однако из этого принципа есть исключение. Допускается вмешательство во внутренние дела государства в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии по отношению к государствам – нарушителям международного права принудительных мер на основании главы VII Устава ООН.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений сцелью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Основными направлениями сотрудничества являются:

? поддержание мира и безопасности;

? всеобщее уважение прав человека;

? осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, научной, технической и торговой областях и содействие прогрессу в области культуры и образования;

? сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

? содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. В силу этого принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, с тем чтобы:

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением этого принципа.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава ООН.

Территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет, согласно Уставу ООН, статус, отличный от статуса территории государства.

Однако это ни в коей мере не означает, что принцип равноправия и самоопределения народов может толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. При этом обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Содержание принципа нерушимости границ включает:

а) признание существующих границ в качестве юридически установленных;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний в настоящем и будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на государственные границы.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория – это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни. Поэтому международное право закрепляет особо уважительное отношение к территории и покровительствует обеспечению территориальной целостности государств.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Исходя из того, что государства имеют собственные права и национальные интересы, они вправе законодательно устанавливать строго определенные ограничения прав и свобод личности. Принцип всеобщего уважения прав человека закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в двух пактах, подписанных в 1966 г.: о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах. Нормы международных конвенций и соглашений в области прав человека, таких как о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и других, образуют систему реализации указанного принципа, и об этом речь пойдет далее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Специальные принципы международного экономического права

Международное экономическое право использует наряду с общими принципами международного права также специальные принципы, присущие только этой отрасли права и обусловленные ее спецификой. При этом необходимо отметить, что действенность специальных принципов международного экономического права зависит от включения их в каждом случае в соответствующие международные договоры. К указанным принципам, в частности, относятся следующие.

Принцип взаимной выгоды предполагает, что отношения между государствами должны быть взаимно выгодными. Отношения невыгодные, прямо или косвенно принудительные не должны иметь места. При этом должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. Взаимовыгодность должна рассматриваться как сбалансированный общий международно-правовой принцип.

Принцип недискриминации означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам. Данное право не затрагивает предоставления правомерно применяемых особых льготных, более благоприятных условий. Таким образом, режим недискриминации означает обязательство не ухудшать для другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий.

Принцип (режим) наибольшего благоприятствования понимается как юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования определяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствовании в том или ином международном договоре. Эта оговорка может распространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые права физических и юридических лиц.

Национальный режим. Он предоставляется в одностороннем порядке или предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство.

Преференциальный режим. Обычно это — торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между теми или иными государствами или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не распространяются в силу принципа наибольшего благоприятствования на государства, не пользующиеся преференциями.

Лекция №3. «Принципы международного экономического права»

1. Система и содержание основных (общих) принципов МП.

2. Характеристика специальных принципов МЭП.

1. Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы международного экономического права).

Основные принципы МП — это обобщенные нормы, обладающие высшей юридической силой. Они отражают главное содержание МП, коренные интересы государств и международного сообщества в целом, служат системообразующими звеньями международной нормативной системы.

Основные принципы МП несут следующие функции:

— закрепляют основные права и обязанности государств;

— служат основой для создания и функционирования других норм МП/МЭП;

— охраняют комплекс общечеловеческих ценностей;

— укрепляют международный правопорядок, в том числе в МЭО;

— обеспечивают функционирование и развитие МП, единство системы МП;

— восполняют пробелы в МП/МЭП.

Принципы МПП имеют свои характерные черты:

* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы — фундамент международного правопорядка);

* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);

* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными принципы мира и сотрудничества);

* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;

* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в международном праве);

* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип неприменения силы).

Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях — единственных выход — установление правовых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во- вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.

В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно определению включается запрещение:

1) вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства;

2) военной оккупация;

3) полной или частичной аннексии территории;

4) применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения;

5) актов нападения ВС одного государства на ВС другого;

6) применения ВС одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;

7) продолжения пребывания ВС на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании;

8) действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства;

9) засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы;

10) насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”). На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.

Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.

Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа — “Механизма СБСЕ по урегулированию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.

Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

* территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией.

Косвенное вмешательство — это подобного рода военные, экономические и другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим государством, а также право контролировать движение через границу.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:

* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;

* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.

Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях:

1) поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека;

2) осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

3) содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств:

1) обязательства по Уставу ООН;

2) обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП;

обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам

2.В международно-право­вую систему входят не только общие (основные) принципы МП, но и принципы отраслей МП. Международное экономическое право как отрасль МП имеет свои, отраслевые, принципы.

В качестве специальных (отрасле­вых) принципов МЭП можно, в частности, выделить:

1) принцип экономического сотрудничества;

2) экономиче­ской недискриминации;

3) свободы выбора форм организации внешне­экономических связей;

4) неотъемлемого суверенитета государств над своими естественными ресурсами и экономической деятельностью;

5) наибольшего благоприятствования;

6) национального режима;

7) взаимной выгоды;

8) преференциального режима для развивающихся стран;

9) «принцип всеучастия», то есть участия всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

10) принцип международной социальной справедливо­сти;

11) свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода;

Данный перечень специальных принципов МЭП, разумеется, не является исчерпывающим, и в него можно было бы включить и другие принципы.

Принцип экономического сотрудничестванапрямую связан с об­щим принципом МП — принципом сотрудничества государств и означает:

— право на свободный выбор партнеров по МЭО, форм и мето­дов сотрудничества в МЭО, сочетание двусторонних и многосторон­них форм МЭО;

— право на получение выгод от международного разделения труда (МРТ), международной торговли;

— право на участие в международном процессе принятия реше­ний для урегулирования мировых экономических проблем;

— обязанность государств содействовать развитию МЭО и миро­вой экономики и соответствующим образом строить систему внутри­государственного права и внешнеэкономическую политику;

— обязанность государств участвовать в общей либерализации международной торговли, содействовать потоку коммерческих това­ров и доступу к ним;

— обязанность государств учитывать законные интересы третьих стран, особенно развивающихся стран, в том числе путем принятия мер, направленных на установление стабильных, справедливых и выгодных цен на сырьевые товары;

— запрет на применение экономических и иных мер принужде­ния, направленных на ущемление суверенных прав или извлечение выгоды;

— право развивающихся стран (особенно наименее развитых из развивающихся стран) на содействие их экономическому развитию и на экономическую помощь (право экономического развития).

Принцип суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами является конкретизацией принципа государственного суверенитета и означает:

— право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать при­родные богатства, быть независимым в своей экономической деятель­ности;

— право на эффективный контроль над природными ресурсами и экономической деятельностью, включая контроль и регулирование инвестиций, деятельности ТНК;

— право определять режим использования природных ресурсов (концессии), формы и методы развития экономики, организации внешнеэкономических связей, мер либерализации своего рынка или мер протекционизма (защиты рынка);

— право на государственный контроль над экспортно-импорт­ными, валютными и прочими внешнеэкономическими операциями;

— право на экономическое развитие своего народа, всех граждан;

— право на возмещение за использование природных ресурсов и на компенсацию ущерба, причиненного колонизаторами;

— право на объединение в организации производителей первич­ного сырья;

— право на национализацию иностранной частной собствен­ности за возмещение;

— запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов, контролю над экономикой, запрет на принуждение к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям или для ТНК.

Принцип взаимной выгоды вытекает из принципов суверенного равенства и сотрудничества государств и означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

В международных экономических отношениях происходит ин­тенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам, с одной стороны, соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее), с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквива­лентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка осно­вана на принципе материальной взаимности.

Принцип экономической недискриминациивытекает из принципов суверенного равенства и сотрудничества государств. Он означает:

— право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам, товарам, инвестициям иностранным партнером общих условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству, его лицам, товарам, инвестициям;

— обязанность государства не ухудшать для другой страны усло­вий, общих для всех стран; не устанавливать условий, ставящих ино­странное государство, его физических, юридических лиц, товары, инвестиции в худшее положение по сравнению с другими государст­вами и лицами, товарами, инвестициями других государств.

При этом сложился целый ряд правомерных исключений из принципа экономической недискриминации:

— не является дискриминацией развитых стран предоставление об­щих невзаимных преференций развивающимся странам;

— не являются дискриминацией развитых стран преимущества, ко­торые предоставляют развивающиеся страны друг другу;

— не являются дискриминацией меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (ограничения, запрещения импорта, экспорта и т.п.), если они применяются ко всем государствам в одинаковом положении;

— не являются дискриминацией ответные меры (реторсии), при­званные обеспечить соблюдение права государством-наруши­телем;

— не являются дискриминацией третьих стран меры по предостав­лению свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему; преимущества, предоставляемые государствами в рамках приграничной торговли, а также преимущества, предоставляемые в рамках интеграционных объединений.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ) связан с принципами сотрудничества, экономической недискриминации и означает обязанность государства предоставить государству-парт­неру, его физическим, юридическим лицам, товарам, инвестициям в согласованной сфере наиболее благоприятные (то есть наилучшие) условия, которые предоставлены любой третьей стране, ее лицам, товарам, инвестициям.

В отношении государств-партнеров, их физических, юридиче­ских лиц, товаров, инвестиций применяется термин «принцип наибо­лее благоприятствуемой нации». В отношении субъектов, не являю­щихся государствами (чаще всего в отношении международных организаций) используется термин «принцип наибольшего благо­приятствования». В деловой практике эти термины используются как синонимы.

Сфера применения этого принципа определяется либо двусто­ронними и многосторонними международными договорами, либо международным обычаем.

Правомерными исключениями из ПНБ признаются те же исключе­ния, что и в случае с принципом экономической недискриминации.

В современных международных экономических отношениях го­сударства в договорном или обычно-правовом порядке используют стандарт наибольшего благоприятствования (ПНБ), согласно класси­фикации Комиссии международного права ООН, в следующих сфе­рах:

1) таможенные пошлины;

2) налоги и сборы;

3) правовое положе­ние иностранных физических и юридических лиц;

4) режим транспортировки (судов, грузов, транспортных средств);

5) режим интеллектуальной собственности;

6) вопросы отправления правосудия (доступ к судам, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений);

7) отдельные элементы режима дипломатиче­ских, консульских и иных представительств и т.д.

Связь ПНБ с принципом экономической недискриминации за­ключается в том, что принцип экономической недискриминации — это уравнивание условий на нижнем уровне, общем для всех (он не дает ухудшать условия), а ПНБ — уравнивание на высшем уровне — в наилучших условиях (он требует улучшения условий).

Таким образом, эти принципы перекрывают возможности дис­криминации и сверху, и снизу, то есть работают в определенном дву­единстве. Двуединство этих принципов составляет юридическую основу меж­дународной экономической безопасности государств.

Принцип предоставления национального режима связан с прин­ципом сотрудничества государств и означает обязанность государ­ства обеспечить иностранным физическим, юридическим лицам, товарам, инвестициям на своей территории тех же условий в согла­сованной сфере, что и национальным физическим, юридическим лицам, товарам, инвестициям.

Сфера применения данного принципа определяется международ­ными договорами, международным обычаем, внутренним правом госу­дарств (доступ в суды, помощь на море, право владения, пользования и распоряжения физическими лицами собственностью, право на полу­чение образования, вопросы охраны промышленной собственности).

Договорная и обычно-правовая сфера применения данного прин­ципа во многом совпадает со сферой применения ПНБ, однако она одновременно шире, поскольку, как правило, охватывает правовой статус и зоны действия юридических, физических лиц, то есть частно­правовую сферу МЭО.

Специальные (отраслевые) принципы МЭП: их состав, содержание

Системообразующую функцию в международном экономическом праве несут специальные (отраслевые) принципы МЭП:

  • 1) принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью означает, в частности: право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать природные ресурсы, контролировать их использование, в том числе деятельность ТНК по их использованию, получать возмещение за использование природных ресурсов, национализировать иностранную частную собственность за возмещение; запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов.
  • 2) принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей означает, в частности: право государства самостоятельно определять формы и методы экономических отношений и внешнеэкономической политики, устанавливать или не устанавливать контроль над экспортно-импортными, валютными и прочими внешнеэкономическими операциями; запрет на использование внешнеэкономического инструментария в качестве средства противоправного принуждения (особенно против развивающихся стран). Указанный принцип не носит абсолютного характера и ограничивается обязанностью государств участвовать в общей либерализации международной торговли, сокращать нетарифные меры регулирования доступа на свои рынки, в согласованном порядке понижать общий уровень таможенного регулирования, создавать преференциальный режим для товаров, ввозимых и происходящих из развивающихся стран.
  • 3) принцип экономического сотрудничества означает, в частности, право: свободно выбирать партнеров по МЭО и формы сотрудничества, получать выгоды от международного разделения труда и международной торговли, участвовать в урегулировании мировых экономических проблем. Вместе с тем, данный принцип налагает и обязанности: содействовать развитию МЭО, участвовать в общей либерализации международной торговли, учитывать законные интересы третьих стран, особенно развивающихся.
  • 4) принцип взаимной выгоды — означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам с одной стороны соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее) с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности. Вместе с тем, в международных экономических отношениях не всегда возможна материальная взаимность. Так, если речь идет не о материальных ценностях, а например, о взаимном предоставлении национального режима в сфере правового статуса юридических лиц, практически невозможно добиться тождественности, равноценности этих правовых режимов в двух, а тем более в нескольких, государствах. Следовательно, в таком случае выход — не в материальной, а в формальной (юридической) взаимности. Это означает, что государства предоставляют друг другу национальный режим (в этом и состоит обмен «возмещениями») и не требуют, чтобы предоставляемые режимы обязательно были равными. В противном случае это повлекло бы за собой отрыв интересов отдельных государств от общих интересов мирового сообщества. Поэтому в отдельных случаях (когда вытекающие из правоотношения выгоды поддаются сопоставлению или количественному измерению) соглашением государств может предусматриваться так называемая материальная взаимность — своего рода симметрия или адекватность этих выгод, условий. С учетом этого материальную взаимность можно квалифицировать как частный случай взаимной выгоды, но отнюдь не единственный, и не главный.

Вопрос о взаимной выгоде и формах взаимности особенно остро возникает тогда, когда в конкретных правоотношениях задействованы, с одной стороны, страна с рыночной экономикой, а с другой стороны — страна с государственной экономикой (ранее к этой группе относились все «социалистические государства», которые к началу XXI века в своем большинстве получили статус государств с «переходной экономикой»). «Нерыночность» экономики порождает со стороны рыночных государств особый подход к экономическим отношениям со странами с государственной экономикой. Подход заключается в применении к этим взаимоотношениям специальных принципов — например, принципа так называемой «эффективной взаимности». Суть принципа в том, что со страной с государственной экономикой странам с рыночной экономикой нельзя ограничиваться юридической взаимностью в МЭО, потому что взаимодействующие субъекты международных хозяйственных связей этих двух групп стран обладают разными «весовыми категориями»: государственные предприятия в государственной экономике защищены сильнее, чем частные предприятия в рыночных государствах. Отсюда следует необходимость отхода от юридической («неэффективной») взаимности в сторону взаимности «эффективной», когда сопоставляются конечные выгоды. На практике это означает выдвижение разного рода дополнительных условий (в дополнение к обмену «возмещениями», считающимися в обычных условиях эквивалентными): если страны-партнеры, одна из которых с государственной экономикой, договариваются о взаимном предоставлении наиболее низких ставок таможенных пошлин, то при этом с последней требуют еще и взять обязательство по гарантированному импорту определенного объема товаров.

Кроме того, в отношении стран с государственной экономикой вводятся особые критерии для возбуждения антидемпинговых процедур при импорте товаров из этих стран. Получив признание в качестве «рыночных», страны «переходной экономики» приобретают статус равноправных во взаимоотношениях с другими рыночными государствами. Степень «рыночности» определяется в каждом конкретном случае. Можно сделать вывод, что сложившаяся система международно-правового регулирования МЭО ориентирована на сосуществование на основе принципа равенства государств только с рыночной экономикой. Получается, что современный международный экономический правопорядок де-факто исходит из определенной дискриминации нерыночных экономик.

  • 5) принцип экономической недискриминации означает, в частности: право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам либо товарам со стороны иностранного партнера общих условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству и/или физическим, юридическим лицам, товарам третьего государства; обязанность государства не ухудшать для другой страны условия, общие для всех стран; не устанавливать условия, ставящие иностранное государство, его физических, юридических лиц либо товары в худшее положение с другими государствами, лицами, товарами. Существует достаточно много легализованных исключений из сферы действия данного принципа. Не считается, например, дискриминацией развитых стран предоставление общих невзаимных преференций развивающимся странам. Не являются дискриминацией развитых стран преимущества, которые предоставляют развивающиеся страны друг другу. Принцип преференций для развивающихся стран юридически обособил группу развивающихся стран в МЭО. Не являются дискриминацией также:
  • 1. меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (ограничения, запрещения импорта, экспорта и т.п.), если они применяются ко всем государствам в одинаковом положении;
  • 2. ответные меры (реторсии), призванные обеспечить соблюдение права государством-нарушителем;
  • 3. меры по предоставлению свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему;
  • 4. преимущества, предоставляемые государствами в рамках приграничной торговли;
  • 5. преимущества, предоставляемые в рамках интеграционных объединений.
  • 6) принцип наибольшего благоприятствования (принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации) означает, в частности: обязанность государства предоставить государству-партнеру, его физическим, юридическим лицам, товарам в согласованной сфере наиболее благоприятные условия, которые предоставлены любой третьей стране, физическим, юридическим лицам либо товарам третьего государства. Термин «принцип наиболее благоприятствуемой нации» применяется в отношении государств-партнеров, их физических, юридических лиц либо товаров. Термин «принцип наибольшего благоприятствования» применяется в отношении субъектов, не являющихся государствами, например (и чаще всего) в отношении международных организации. В деловой практике эти термины используются как синонимы. Считается, что данная норма МЭП является договорной (конвенционной) нормой, поскольку сфера применения этого принципа определяется в международных договорах. В западной правовой науке из-за метода сопоставления и уравнивания условий, который заложен, в частности, в принципах экономической недискриминации, наибольшего благоприятствования, данные принципы рассматриваются зачастую как некие юридико-технические «стандарты», как способы организации отношений. В этом смысле, очевидно, способ или метод, уравнивания условий в хозяйственной среде взаимодействующих стран применялся государствами с незапамятных времен — сначала в качестве обыкновения, затем — международного обычая, подобно обычаю суверенного равенства. Затем, когда появились таможенные тарифы как средство защиты национальной экономики и регулирования импорта товаров, встал вопрос: следует ли применить подобные методы уравнивания условий к тарифной сфере? В своих торговых договорах государства определили, что принцип наиболее благоприятствуемой нации будет применяться в тарифной сфере. Следовательно, нужно различать два аспекта в вопросе предоставления указанных «стандартов»:
    • а) откуда проистекает право требовать применения того или иного метода уравнивания условий;
    • б) сфера применения (материального наполнения) этого «стандарта».

Получается, что сам метод уходит корнями в обычай, а сфера его применения закрепляется международными договорами. Именно поэтому, вероятно, стоило бы говорить о договорно-обычном характере ПНБ. В современных международных экономических отношениях государства в договорном или обычно-правовом порядке используют «стандарт» наибольшего благоприятствования (ПНБ), согласно классификации Комиссии международного права ООН, в следующих сферах: таможенные пошлины; таможенная обработка товаров; налоги и сборы; нетарифные меры регулирования (технические стандарты, административные правила, санитарные и карантинные формальности и т. п.); сфера валютно-финансовых отношений; правовое положение иностранных физических и юридических лиц; режим транспортировки (судов, грузов, транспортных средств); транзит; режим интеллектуальной собственности; вопросы отправления правосудия (доступ к судам, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений); отдельные элементы режима дипломатических, консульских и иных представительств; другие вопросы экономического сотрудничества, в том числе в области промышленности, связи и других видов хозяйственной деятельности.

Также как и в случае с принципом экономической недискриминации, существует множество легализованных исключений из сферы действия ПНБ. Как правило, это те же исключения, которые имеют место в сфере действия принципа экономической недискриминации. По мере того, как в мире, в рамках ВТО, снижается средний уровень таможенного обложения товаров, соответственно снижается и значение ПНБ для этой сферы МЭО. Однако это не исключает данный принцип из других сфер МЭО, где его роль как метода уравнивания условий остается по-прежнему важной. Связь ПНБ с принципом экономической недискриминации означает уравнивание условий «на нижнем уровне» (он не дает ухудшать условия), а ПНБ — «на высшем уровне» (он требует улучшения условий). Таким образом, эти принципы перекрывают возможности дискриминации и «сверху», и «снизу». Сегодня эти принципы составляют определенное двоединство — по крайней мере, в сфере международной торговли.

7) принцип национального режима (принцип предоставления национального режима) означает, в частности: обязанность государства обеспечить иностранным государствам, иностранным физическим и юридическим лицам, а также товарам на своей территории те же условия в согласованной сфере, что и национальным товарам и субъектам экономической деятельности. Здесь тоже заложен метод уравнивания условий («стандарт»), но на другой основе. Договорная и обычно-правовая сфера применения данного принципа во многом совпадает со сферой применения ПНБ, однако она одновременно шире, поскольку, как правило, охватывает правовой статус и «зоны действия» юридических, физических лиц, т. е. частноправовую сферу МЭО (доступ в суды, помощь на море, право владения, пользования и распоряжения частными лицами собственностью, право на получение образования, вопросы охраны промышленной собственности и т. п.). Значение принципа предоставления национального режима возрастает. Данный принцип содействует некоей конвергенции правовых систем разных государств, которая прослеживается в мире. На фоне процессов формирования единого мирового экономического пространства идут процессы унификации внутреннего законодательства, гармонизации и конвергенции национальных правовых систем, которые ведут в перспективе к формированию единого правового пространства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *