Психодинамическое направление представители

Психодинамическое направление

Представители психодинамического направления: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, Альфред Адрел, Карен Хорни, Эрик Берн и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА:глубинная психология –психоанализ.

Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека с точки зрения динамики, взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

В структуру личности, по мнению Фрейда З., основателя психоанализа, входят 3 компонента:

1. Эго, или Я – сознательная часть – ощущения и переживания, которые осознаются в данный момент.

2. Супер-эго, или Сверх-Я – предсознание – опыт, который не осознаются в данный момент, но может быть легко осознан спонтанно или в результате минимального усилия. Это моральные стандарты, совесть, родительские установки и т.д.

3. Ид, или Оно – бессознательная часть.

Центральными в психоанализе являются представления о бессознательных психических процессах, которые рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирования личности.

Содержанием бессознательного составляют подавленные инстинктивные побуждения, прежде всего сексуальные и агрессивные. Вытеснение этих инстинктивных побуждений происходит под влиянием моральных норм, правил и запретов.

Эго ответственно за принятие решений и стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми обществом, носителем которых является Супер-эго. Участвует в этом механизм сублимации – преобразования энергии либидо в социально-приемлемые виды деятельности.

Причиной различных расстройств является неправильное психосексуальное развитие.

Согласно теории психосексуального развития Фрейда З., особенности развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

Корни расстройств находятся в прошлом, в детских конфликтах и травмах, особенно это касается Эдипова (Электры) комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя.

В процессе развития человек проходит через ряд стадий психосексуального развития: оральную (от рождения до момента приучения к туалету), анальную (от момента приучения к туалету до 4 лет), фаллическую (от 4 до5-7 лет), латентную (5-7 – 10-11 лет), генитальную (начиная с полового созревания). На каждой стадии либидо сосредотачивается на определенной части тела. Опыт прохождения данных стадий способствует формированию определенного стиля поведения через черты характера, формирующие при фиксациях на определенной стадии, а также через особые когнитивные способы – механизмы защиты и переноса.

Трактовка РАССТРОЙСТВА:

Невроз –это следствие конфликта между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. Содержательно эти потребности и тенденции могут разными представителями психодинамического направления пониматься по-разному.

С точки зрения Фрейда, вытесненные в бессознательное первичные инстинктивные потребности и влечения не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, даже усиливают его, и далее проявляются либо в социально-приемлемых формах поведения (за счет сублимации), либо, если это невозможно, в виде невротических симптомов.

Например,Адлер А.рассматривал сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению. Невротический симптом – это результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства.

С точки зрения Юнга К. источником невротических нарушений являются противоречия между аффективно заряженными комплексами (совокупность мыслей, представлений, тенденций, воспоминаний, желаний, чувств …), которые содержит личное бессознательное и сознательным Я.

По-мнению Хорни К.к неврозу может привести противоречие между 2-мя основными потребностями человека: в безопасности и в удовлетворении. Таким образом, различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.

Фромм Э.считает, что конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности представлен как у больных неврозами, так и у здоровых людей, но с разной степенью интенсивности.

ЦЕЛЬ психологического вмешательства:

Исходя из концепции невроза, основная задача психотерапевта в рамках психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, ОСОЗНАТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (т.е. детские стереотипы, кризисы, психотравмы как истоки проблем клиента).

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Чтобы достичь осознания, психоаналитик должен подвергнуть анализу ряд психологических феноменов, в которых бессознательное находит свое выражение. Такими феноменами являются: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, перенос, сопротивление.

Это означает, что в самом общем виде можно сказать, что сущность психоанализа заключается в выявлении и осознании бессознательного за счет анализа его символических проявлений, свободных ассоциаций, переноса и сопротивления.

Психотерапевт вызывает изменения, которые облегчают проявление и понимание пациентом бессознательного. Желательные изменения – это достижение глубокого инсайта– понимания далекого прошлого (интеллектуальное и эмоциональное).

Динамический психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому, чего он добивается путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания значения символов бессознательного.

В лучшем случае при окончательном разрешении невротического конфликта возможна полная реорганизация личности. Наиболее важным проявлением этого служит разрешение Эдипова комплекса, что традиционно считается необходимым для здоровой личности.

Окончательная интеграция личности означает власть ЭГО над импульсами ИД: «где было ИД, там станет ЭГО».

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Временной подходявляется историческим, фокусирующемся на субъективном прошлом.

Психоаналитическая работа является долговременной и интенсивной.

Классическая психоаналитическая техника включает ежедневные (5 раз в неделю) встречи с пациентом, укладывание его на кушетку, избегание всяческих советов, приписывания лекарств, воздержание от управления жизнью, ограничение высказываний интерпретациями и инструктирование по выполнению основного правила свободных ассоциаций – сообщать свои мысли безоговорочно и не делать попыток сосредоточиваться во время этого.

ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Исторически были описаны 2 роли, или позиции, психотерапевта.

1. С принятием во внимание явлений переноса: психоаналитик выполняет интерпретирующую и отражающую роль и занимает недирективную, бесстрастную(чтобы предотвратить предложение психотерапевтом любви пациенту, которой тот страстно желает)или фрустрирующую позицию.

2. С осуществлением терапевтического союза: альтернативные, рациональные отношения между пациентом и психотерапевтом, психотерапевт стремится к формированию реального и зрелого союза с сознательным, зрелым ЭГО пациента и поощряет его быть партнером в выявлении его трудностей.

МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ:

Медицинская: врач – пациент, или родитель-ребенок, взрослый-ребенок.

Психодинамическое направление в психологии

Психодинамическое направление
Под термином «психодинамика» обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека.
К психодинамическому направлению относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую концепцию:
— классический психоанализ З. Фрейда (в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации);
— индивидуальную психологию А. Адлера;
— аналитическую психологию К.Г. Юнга;
— эго-психология А. Фрейд;
— психология самости Хайнца Хартманна;
— психоаналитическая теория объектных отношений М. Кляйн, Р. Фэйрнбейрн;
— интерперсональную психология Г.С. Салливана,
— структурный психоанализ Жака Лакана,
— групповой психоанализ А.Адлер, Т.Барроу. Р.Дрейкурс, Э.Лазелл, Дж.Морено, К.Оберндорф, Л.Уэндер, П.Шильдер мн.др.
В основе данного направления — работы 3. Фрейда.
З. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.
Суть психодинамического направления — рассмотрение личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Основные положения психодинамического направления:
1. Теории личности. Зигмунд Фрейд.
Фрейд предложил разделить психику на две части: сознательное и бессознательное. Сознание состоит из ощущений и переживаний, которые человек сознает в данный момент времени. Бессознательное занимает гораздо большую часть человеческой психики и, согласно Фрейду самая глубокая и значимая область разума. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознанный материал во многом определяет наше повседневное функционирование
Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркивает важность для разрешения проблемы клиента, осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Однако неосознанный материал может выразится в замаскированной или символической форме, подобно тому как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях. игре и работе. В бессознательном нет времени, нет порядка, и в момент появления одного из элементов вместе с ним может появиться и другой. Так, во сне, приходят малоосознанные переживания из разных временных промежутков жизни человека. Сон является вместилищем дневного остатка (за 3 прошлых дня) + элементы из значимого прошлого. Иногда в состоянии бодрствования можно отследить, что вместе с информацией (воспоминаниями, необходимой в данный момент, в сознании всплывает материал, который не актуален и который даже не хочется вспоминать.
Бессознательное содержит в себе часть, которая называется предсознанием, но не является частью самостоятельной частью психики.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, или спонтанно, или в результате минимального усилия. Предсознательное является частью психики, которая переводит вытесненный болезненный материал в символическую речь в сновидениях и является «цензором». Такое представление о взаимоотношениях сознательного и бессознательного является топографической моделью психического аппарата.
2. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Фрейдом была разработана структурная модель психического аппарата, согласно которой личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и Супер-Эго.
«Ид» (с лат. Оно), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющиеся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, если они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в функционировании личности. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению.
Эго (от лат. «Я») – это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого- сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность подходящим способом. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.
Для эффективного функционирования в обществе человек должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования «Супер-Эго». Организм человека не рождается с Супер-Эго, а обретает его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: Совесть и Эго-Идеал. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с формирующими фигурами.
3. Энергетическая модель психики по Фрейду. У человека есть врожденное биологически детерминированное побуждение к действию. Фрейд выделял два значимых инстинкта: сексуальный с энергией либидо и разрушительный(или инстинкт смерти) с энергией мортидо. Поэтому в каждом человеке изначально существует два стремления, определяющих его поведение в жизни, в зависимости от накопления той или иной энергии.
4. Психологическая защита как понятие было введено З.Фрейдом. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:
а. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.
б. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Выделяют несколько основных защитных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация и др.
5. Концепция невроза
В классическом психоанализе Фрейд выделил три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». .
Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им».
Основные положения данного направления:
· главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
· развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Конечная цель в психодинамическом направлении видится в осознании бессознательного. Задача психодинамического направления состоит в том, чтобы помочь человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса..
Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе». Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.
Основные процедуры данного направления:
1. Конфронтация;
2. Прояснение ;
3. Интерпретация ;
4. Прорабатывание .
Итак:
Конфронтация — распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение — помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.
Интерпретация — определение основного смысла и/или причины события.
Прорабатывание- повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В психодинамическом подходе, в основном, используются средства вербализации:
— интерпретации свободных ассоциаций клиента;
— анализ реакций переноса и сопротивления;
— анализ сновидений;
— анализ ошибочных действий (обмолвки, описки).
Требования, предъявляемые к возможным клиентам, которых можно с успехом подвергнуть психоанализу, разнообразны: у них должны быть нормальное психическое состояние, определенная степень природной интеллигентности и этического развития. Резко выраженные черты извращенности характера, дегенеративности вызывают при терапии почти непреодолимое сопротивление. Возраст, приближающийся к 50 годам, создает неблагоприятные условия для психоанализа из-за необходимости обработать массу психического материала, а излечение требует слишком много времени по причине не способности искоренить психические процессы.
Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления.

Психодинамический подход в психотерапии

Для того чтобы понять сущность этого подхода, необходимо обратиться к основам теории личности его создателя Зигмунда Фрейда.

Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — «ид» (оно) — резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Ид» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос — инстинкт удовольствия и секса и Танатос — инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, «ид» действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности — «эго» (я). Это — разум. «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «ид» и требованиями реального мира — оно действует согласно принципу реальности. «Эго» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании, импульсов, исходящих из «ид» . «Эго» — исполнительная власть личности.

Третий компонент личности — «суперэго». Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроек-ция». «Суперэго» включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. «Суперэго» действует на основеморального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты (ид), разум (эго) и мораль (суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические, или психодинамические, конфликты.Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

В норме, адаптивное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.

Наиболее важная функция «эго» — образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты — это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, это — вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод — психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.

2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Психодинамический подход в психотерапии подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Разновидности психоанализа

В современной психотерапии на данный момент существует много разновидностей психодинамических теорий личности и лечения эмоциональных нарушений.

Некоторые из этих разновидностей в меньшей степени, чем фрейдизм, фокусированы на «ид», бессознательном и прошлом. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать «силу эго» для их решения. В этих терапиях клиентам помогают осознать не «эдипов комплекс», а то, как глубинные чувства тревоги, неуверенности и неполноценности приводят к эмоциональным нарушениям и проблемам в отношениях с другими.

Сюда входит прежде всего индивидуальная психология Альфреда Адлера (1927), который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер предположил, что каждый человек рождается в беспомощном, зависимом состоянии, которое создает чувство неполноценности. Это негативное чувство, соединенное с природным желанием стать «оперившимся» членом общества, является стимулом для развития личности. Адлер объяснял этот процесс как стремление к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они приводят к компенсации, даже гиперкомпенсации неполноценности — к «комплексу неполноценности». Невроз развивается в том случае, если человек терпит неудачу при преодолении комплекса неполноценности; невроз позволяет пациенту сохранить чувство собственного достоинства, относя свою слабость за счет болезни.

Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология (Анна Фрейд, 1946, Хартман, 1958, Клейн, 1960). Эгопсихологи рассматривали «эго» не просто как посредника в конфликтах между «ид», «суперэго» и средой, а как творческую, адаптивную силу. «Эго» ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие, как Карен Хорни (1937), Эрих Фромм (1941), Гарри Салливен (1953), следовали путем Адлера, сосредоточившись на изучении того, как социальная среда участвует в формировании личности. Они считали, что наиболее значимым для формирования личности является удовлетворение социальных потребностей — потребностей в защищенности, безопасности, в признании (принятии). Когда эти потребности не удовлетворяются, люди испытывают сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей, получив от них то, в чем они нуждаются. Стратегии, используемые для этого, — стремление к превосходству над другими или, напротив, чрезмерная зависимость от других — формируют личность. Салливен придавал столь большое значение межличностным отношениям, что определил личность как «паттерн интерперсонального поведения индивида».

В современном психодинамическом подходе линию неофрейдистов продолжают теоретики объектных отношений, такие, как Мелани Клейн (1975), Отто Кернберг (1976), Гейнц Кохут (1984).

Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение или, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности. В своем развитии здоровая личность проходит путь от надежной ранней привязанности к матери или ее заменителям через постепенное отдаление от объекта привязанности к способности строить отношения с другими людьми как независимый индивид. Нарушенные объектные отношения могут создавать проблемы, которые вмешиваются в процессы личностного развития и приводят к неадекватной самооценке, трудностям в межличностных отношениях или более серьезным психическим расстройствам.

Разновидностью психодинамической психотерапии является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева (1960).

Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье. Нарушенная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конфликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфликта является одной из важных задач в процессе психотерапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *