Сила выносливость гибкость

Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость

Всем добрый день. Извините, что долго не писал (ездил к любимой). Сегодня мы поговорим про физические качества человека, а именно о том, что такое сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Развивая их, вы будете прокладывать себе дорогу к физическому совершенству.

Начнем с того, что такое физическое качество.

Физическое качество — это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности — это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно).

У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.

Сенситивный период — это чувствительный период развития организма ребенка.

Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.
И так, приступим к пяти физическим качествам:

Быстрота

Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций — это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

У каждого человека существует такое явление, когда он не может «побить» свой результат.

Скоростной барьер — это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.

Мы не будем говорить про него. Я думаю вы сами поняли, что от этой привычки надо избавляться!!! =)

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 — 11 лет и 14 — 15

Ловкость

Ловкость — это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

делиться на две группы:

a) статическое равновесие (без перемещения)

b) динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.

А сложная координация: 9 — 10 и 12 — 13 лет.

Сила

Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

различают:

a) абсолютная сила — это величина максимальных усилий

b) относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Градиент силы — это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)

Средства развития силы

  1. упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)
  2. упражнения отягощенные весом собственного тела
  3. упражнения на тренажерах (механотерапия)
  4. статические упражнения в изометрическом режиме
  5. силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)

Методы развития силы

  1. метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)
  2. флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)
  3. метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)
  4. читинг

думаю со временем мы поговорим о них подробнее, в отдельных статьях

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16)

Естественным путем развивается до 25 лет.

Гибкость

Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

зависит от:

  1. эластичности и податливости мышц связок
  2. от температуры внешней среды
  3. от суточной периодики (утром, вечером)
  4. от строения суставов
  5. от общего состояния организма

различают:

a) активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц

b) пассивная гибкость — амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил

разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»

Средства развития гибкости

  1. упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды
  2. маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет

активная гибкость развивается: 10 — 14 лет

пассивная гибкость: 9 — 11 лет

Выносливость

Выносливость — это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление — это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

Фазы утомления

a) усталость: это субъективное ощущение утомления.

Эта фаза защищает организм от утомления.

b) компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.

Но при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.

c) некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости

  1. метод круговой тренировки
  2. повторно-интервальный
  3. игровой

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 — 16 лет), у женского пола в (12 — 13 лет).
Ну вот и все!!! Мы разобрали все физические качества человека. Следите за нашим блогом KtoNaZdorovogo.ru

Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным.

Воспитание силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой, путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

Воспитание быстроты

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

  • — латентное время двигательной реакции;
  • — скорость одиночного движения;
  • — частоту движений.

Воспитание выносливости

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения — физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости — общую и специальную.

Общая выносливость — это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивности, а для другого — высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Воспитание ловкости

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

  • — осваивать координационно сложные двигательные задания;
  • — быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);
  • — повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Воспитание гибкости

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. Зимкин Н.В. Физиология человека. — СПб.: Нева, 2001. — С. 127

Развитие физических качеств в разной мере зависит от врожденных особенностей. Вместе с тем в индивидуальном развитии ведущим механизмом является условно-рефлекторный. Этот механизм обеспечивает качественные особенности двигательной деятельности конкретного человека, специфику их проявления и взаимоотношений. При тренировке скелетных мышц (и соответствующих отделов центральной нервной системы) одной стороны тела условно-рефлекторным путем достигаются идентичные реакции отделов нервной системы и мышц другой половины тела, обеспечивающие развитие данного качества на неупражнявшихся симметричных мышцах.

Для проявления физических качеств характерна их меньшая осознаваемость по сравнению с двигательными навыками, большая значимость для них биохимических, морфологических и вегетативных изменений в организме. Формы проявления мышечной силы.

Сила мышцы — это способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление. При ее оценке различают абсолютную и относительную мышечную силу.

Изометрически сокращающаяся мышца развивает максимально возможное для нее напряжение при одновременном выполнении следующих трех условий:

  • 1) активации всех двигательных единиц (мышечных волокон) данной мышцы;
  • 2) режиме полного тетануса у всех ее двигательных единиц;
  • 3) сокращении мышцы при длине покоя.

В этом случае изометрическое напряжение мышцы соответствует ее максимальной статической силе.

Максимальная сила (МС), развиваемая мышцей, зависит от числа мышечных волокон, составляющих данную мышцу, и от их толщины. Число и толщина волокон определяют толщину мышцы в целом, или, иначе, площадь поперечного сечения мышцы (анатомический поперечник). Относительная сила это отношение мышечной силы к ее анатомическому поперечнику (толщине мышцы в целом, которая зависит от числа и толщины отдельных мышечных волокон). Она измеряется в тех же единицах. В спортивной практике для ее оценки используют более простой показатель: отношение мышечной силы к весу тела спортсмена, т. е. в расчете на 1 кг.

Анатомический поперечник определяется как площадь поперечного разреза мышцы, проведенного перпендикулярно к ее длине. Поперечный разрез мышцы, проведенный перпендикулярно к ходу ее волокон, позволяет получить физиологический поперечник мышцы. Для мышц с параллельным ходом волокон физиологический поперечник совпадает с анатомическим. Абсолютная сила- это отношение мышечной силы к физиологическому поперечнику мышцы (площади поперечного разреза всех мышечных волокон). Она измеряется в Ньютонах или килограммах силы на 1 см2 . В спортивной практике измеряют динамометром силу мышцы без учета ее поперечника.

Измерение мышечной силы у человека осуществляется при его произвольном усилии, стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Поэтому когда говорят о мышечной силе у человека, речь идет о максимальной произвольной силе (МПС). Она зависит от двух групп факторов: мышечных (периферических) и координационных (центрально-нервных).

К мышечным (периферическим) факторам, определяющим МПС, относятся:

  • а) механические условия действия мышечной тяги — плечо рычага действия мышечной силы и угол приложения этой силы к костным рычагам;
  • б) длина мышц, так как напряжение мышцы зависит от ее длинны;
  • в) поперечник (толщина) активируемых мышц, так как при прочих равных условиях проявляемая мышечная сила тем больше, чем больше суммарный поперечник произвольно сокращающихся мышц;
  • г) композиция мышц, т. е. соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в сокращающихся мышцах.

К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом — механизмы внутримышечной координации и механизмы межмышечной координации.

Механизмы внутримышечной координации определяют число и частоту импульсации мотонейронов данной мышцы и связь их импульсации во времени. С помощью этих механизмов центральная нервная система регулирует МПС данной мышцы, т. е. определяет, насколько сила произвольного сокращения данной мышцы близка к ее МС. Показатель МПС любой мышечной группы даже одного сустава зависит от силы сокращения многих мышц. Совершенство межмышечной координации проявляется в адекватном выборе «нужных» мышц-синергистов, в ограничении «ненужной» активности мышц-антагонистов данного и других суставов и в усилении активности мышц-антагонистов, обеспечивающих фиксацию смежных суставов и т. п.

Таким образом, управление мышцами, когда требуется проявить их МПС, является сложной задачей для центральной нервной системы. Отсюда понятно, почему в обычных условиях МПС мышц меньше, чем их МС. Разница между МС мышц и их МПС называется силовым дефицитом.

Силовой дефицит данной мышечной группы тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом. Величина силового дефицита зависит от трех факторов:

  • 1) психологического, эмоционального, состояния (установки) испытуемого;
  • 2) необходимого числа одновременно активируемых мышечных групп и
  • 3) степени совершенства произвольного управления ими.

Связь произвольной силы и выносливости мышц. Между показателями произвольной силы и выносливости мышц (локальной выносливости) существует сложная связь. МПС и статическая выносливость одной и той же мышечной группы связаны прямой зависимостью: чем больше МПС данной мышечной группы, тем длительнее можно удержать выбранное усилие (больше абсолютная локальная выносливость). Иная связь между произвольной силой и выносливостью обнаруживается в экспериментах, в которых разные испытуемые развивают одинаковые относительные мышечные усилия, например 60% от их МПС (при этом, чем сильнее испытуемый, тем большее по абсолютной величине мышечное усилие он должен поддерживать). В этих случаях среднее предельное время работы (относительная локальная выносливость) чаще всего одинаково у людей с разной МПС.

Показатели МПС и динамической выносливости не обнаруживают прямой связи у не спортсменов и спортсменов различных, специализаций. Например, как среди мужчин, так и среди женщин наиболее сильными мышцами ног обладают дискоболы, но у них самые низкие показатели динамической выносливости. Бегуны на средние и длинные дистанции по силе мышц ног не отличаются от не спортсменов, но у первых чрезвычайно большая динамическая локальная выносливость. В то же время у них не выявлено повышенной динамической выносливости мышц рук. Все это свидетельствует о высокой специфичности тренировочных эффектов: больше всего повышаются те функциональные свойства и у тех мышц, которые являются основными в тренировке спортсмена. Тренировка, направленная преимущественно на развитие мышечной силы, совершенствует механизмы, способствующие улучшению этого качества, значительно меньше влияя на мышечную выносливость, и наоборот. Рабочая гипертрофия мышц. Поскольку сила мышцы зависит от ее поперечника, увеличение его сопровождается ростом силы данной мышцы. Увеличение мышечного поперечника в результате физической тренировки называется рабочей гипертрофией мышцы (от греч. «трофос»-питание). Мышечные волокна, являющиеся высокоспециализированными дифференцированными клетками, по-видимому, не способны к клеточному делению с образованием новых волокон. Во всяком случае, если деление мышечных клеток и имеет место, то только в особых случаях и в очень небольшом количестве. Рабочая гипертрофия мышцы происходит почти или исключительно за счет утолщения (увеличения объема) существующих мышечных волокон. При значительном утолщении мышечных волокон, возможно, их продольное механическое расщепление с образованием «дочерних» волокон с общим сухожилием. В процессе силовой тренировки число продольно расщепленных волокон увеличивается.

Можно выделить два крайних типа рабочей гипертрофии мышечных волокон — саркоплазматический и миофибриллярный. Саркоплазматическая рабочая гипертрофия — это утолщение мышечных волокон за счет преимущественного увеличения объема саркоплазмы, т. е. не сократительной их части. Гипертрофия этого типа происходит за счет повышения содержания не сократительных (в частности, митохондриальных) белков и метаболических резервов мышечных волокон: гликогена, без азотистых веществ, креатин фосфата, миоглобина и др. Значительное увеличение числа капилляров в результате тренировки также может вызывать некоторое утолщение мышцы.

Наиболее предрасположены к саркоплазматической гипертрофии, по-видимому, медленные и быстрые окислительные волокна. Рабочая гипертрофия этого типа мало влияет на рост силы мышц, но зато значительно повышает способность к продолжительной работе, т. е. увеличивает их выносливость.

Миофибриллярная рабочая гипертрофия связана с увеличением числа и объема, миофибрилл, т. е. собственно-сократительного аппарата мышечных волокон. При этом возрастает плотность укладки миофибрилл в мышечном волокне. Такая рабочая гипертрофия мышечных волокон ведет к значительному росту МС мышцы. Существенно увеличивается и абсолютная сила мышцы, а при рабочей гипертрофии первого типа она или совсем не изменяется, или даже несколько уменьшается. По-видимому, наиболее предрасположены к миофибриллярной гипертрофии быстрые мышечные волокна.

В реальных ситуациях гипертрофия мышечных волокон представляет собой комбинацию двух названных типов, с преобладанием одного из них Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, Ростов — на — Дону, 2004. С. 222..

Сила. Выносливость. Скорость.



В этой статье мы разберем 3 качества нашего организма: Силу, Выносливость и Скорость. Данная статья будет полезна не только тренерам и спортсменам, но и активно занимающимся людям, желающим увеличить свои знания о человеческом организме и его работе.
Сила
Мышечная сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

  • при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке)
  • при ее удлинении (уступающий, т.е. полиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах)
  • без изменения своей длины (статический, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед)
  • при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»)

Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц. В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.



Различают следующие виды силовых способностей: собственно-силовые, и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Собственно-силовые способности проявляются в условиях статического режима и медленных движений (например, при удержании предельных отягощений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы). Для оценки степени развития собственно-силовых способностей различают абсолютную и относительную силу действия человека.
Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, Относительная сила—отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы. Приходящейся на 1 кг собственного веса тела.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом чем выше внешнее отягощение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является ВЗРЫВНАЯ СИЛА — способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).
Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в действиях, требующих продолжительного по времени и относительно высокого по уровню мышечного напряжения. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости. Статическая связана с удержанием рабочего напряжения в определенной позе, а динамическая — характерна для циклической и ациклической деятельности. Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй – многочисленные отжимания в упоре лежа или приседания со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей занимающегося и др.
Силовая ловкость – способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей).
Выносливость
Выносливость – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности


Различают два вида выносливости: общая и специальная.
Общая выносливость — длительная работа организма всего организма (весь мышечный аппарат, внутренние органы и ЦНС) в умеренном темпе. Основным компонентом являются возможности аэробной системы организма. Общая выносливость является предпосылкой к развитию специальной выносливости.

Специальная выносливость — возможность длительной работы организма по отношению к определенной деятельности. Специальная выносливость характеризуется по 3 признакам: специального двигательного действия; выполнение задач в условиях специальной деятельности; взаимодействие с другими качествами (силовая, скоростная и координационная выносливость)
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательными действиями и от уровня развития других двигательных способностей.
Скоростные способности
Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.



Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относятся:
1. Скорость двигательной реакции;
2. Скорость одиночного движения;
3. Частота движений (количество движений в единицу времени).
К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:
1. Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном спорте, рывки в футболе).
2. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях.
3. Способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Уровень развития скоростных качеств зависит от множества факторов: состояние ЦНС, силы мышц, морфологических особенностей мышечной ткани, питания мышц

ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ

Физические качества – врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

К основным физическим качествам относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

1. Мышечная сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Как физическое качество, сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

Все силовые способности делятся на:

— собственно силовые, которые находят своё проявление в статической и плавной (медленной) силе;

— скоростно-силовые, которые проявляются в динамической (быстрой), взрывной и амортизационной силе.

Статическая сила – способность развивать максимально необходимое напряжение и удержание его в течение некоторого времени.

Плавная сила – способность преодолевать предельные по весу сопротивления с постоянной скоростью (преодолевающий или уступающий режим работы мышц).

Динамическая сила – способность преодолевать большие по весу сопротивления с ускорением ниже максимального (преодолевающий и уступающий режимы работы мышц и в сочетании).

Взрывная сила – способность человека выполнять максимальные усилия в кротчайший срок (преодолевающий режим работы мышц).

Амортизационная сила – способность человека проявлять максимальные или сверхмаксимальные усилия по ходу движения в течение короткого промежутка времени (уступающий режим работы мышц).

Также выделяют:

— силовую выносливость – способность противостоять утомлению в процессе длительных мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности.

Существует 2 формы силовой выносливости:

— динамическая – характерна для циклических упражнений, в которых усилие повторяется непрерывно в каждом цикле движения (гребля, подтягивание), а также для ациклических упражнений, которые выполняются повторно с различными промежутками для отдыха (прыжки метания);

— статическая – характерна для деятельности, связанной с необходимостью удержания напряжения определённой величины и длительности позы;

— силовая ловкость – способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц.

2. Быстрота – единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.

Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей:

— быстрота в простых и сложных двигательных реакциях;

— скорость одиночного движения, неотягощённого внешним сопротивлением и темпом движений.

Скоростные способности могут быть:

1. Элементарными:

— способность быстро реагировать на сигнал;

— способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью;

— способность к быстрому началу движения;

— способность к выполнению движений в максимальном темпе.

2. Комплексными:

— способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной;

— способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;

— способность переключаться с одних действий на другие.

3. Выносливость – способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.

Выносливость– способность организма человека противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности.

Различают общую и специальную выносливость:

— общая – способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления переноса тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

— специальная – способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяющихся требованиями конкретного вида деятельности.

Специальная выносливость классифицируется:

1. По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.

2. По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость).

3. По признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи (силовая, скоростная и координационная выносливость).

У девочек выносливость надо развивать в 14-16 лет, а у мальчиков – 18-20 лет.

4. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость – комплекс морфологических свойств ОДА, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

По форме проявления гибкость делится на:

— активную – способность человека достигать больших амплитуд движения за счёт сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав;

— пассивную – определяется наибольшей амплитудой движения, которую можно достичь за счёт приложения к движущейся части внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнёра и т.д.

По способу проявления гибкость можно разделить на статическую (в позах) и динамическую (в движениях).

Также гибкость делят на:

— общую – подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой;

— специальную – значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.

Выделяют периоды естественного прироста гибкости:

Ø у девочек – 14-15 или 16-17 лет;

Ø у мальчиков – 9-10, 13-14, 15-16 лет.

5. Ловкость – способность человека искусно, успешно справляться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации.

Ловкость – сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач.

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей (КС). Различие между ловкостью и КС состоит в том, что КС проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением, согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость – в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Основные КС:

— к дифференцированию различных параметров движения (временных, силовых и т.п.);

— к ориентированию в пространстве;

— к равновесию;

— к перестраиванию движений;

— к соединению (комбинированию) движений;

— приспосабливаться к изменяющейся ситуации;

— к выполнению заданий в заданном ритме;

— к управлению временем двигательной реакции;

— предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

— к рациональному расслаблению мышц.

Сенситивные периоды.

Максимальная сила: 13-14, 16-17 лет

Быстрота: 8-10, 15-17 лет.

Скоростно-силовые качества: 9-15 лет.

Выносливость: 8-9, 15-17 лет.

Скоростная выносливость: 15-17 лет.

Гибкость: 7-10, 12-13 лет.

Координационные способности: 9-12 лет.

Заключение

Физическая культура и спорт — неотъемлемая части жизни человека. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации — радио и телевидение — внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

Кроме того, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы. Физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.

Быстрота гибкость выносливость ловкость сила

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Теоретические знания по разделу физическая культура

Понятие Физическая культура.

Какие бывают ОРУ (общеразвивающие упражнения).

Назовите 5 качеств, которые развиваются на уроке физической культуры.(расскажите об одном на ваш выбор).

Понятие Спорт, в чем различие физической культуры и спорта.

Понятие о быстроте, ее виды… Средства развития скоростных способностей.

Понятие о силе, ее виды… Средства развития силовых способностей.

Понятие о ловкости, ее виды… Факторы, определяющие развитие координационных способностей

Средства развития координационных способностей.

8.Понятие о гибкости, ее виды…Средства развития гибкости.

9. Понятие о выносливости, ее виды …Средства развития выносливости.

Что такое физическое развитие?

Что такое физическое воспитание?

Что такое физическая подготовка?

13. Классификация физических упражнений. 14. Физические упражнения – основное специфическое средство формирования физической культуры личности.15. Физические способности и задатки? 16.Движения – ведущий фактор развития физических способностей. 17. Движение –это жизнь.

1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это часть общей культуры личности

и общества, представляющая собой совокупность материальных и

духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического со-

вершенствования людей.

2.ОРУ бывают:

-С предметом Без предмета

-Скакалка -На месте

-Мяч -В движении

-Лента

-Гимн.палка

-Обруч

Физические качества

Быстрота гибкость выносливость ловкость сила

4. СПОРТ- обобщенное понятие, обозна­чающее один из компонентов физической культуры общества, истори­чески сложившийся в форме соревновательной деятельности и специ­альной практики подготовки человека к соревнованиям.Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательный соревновательный компонент. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Быстрота– это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действийв минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:1. Скорость двигательной реакции;2. Скорость одиночного движения; 3. Частота движений (количество движений в единицу времени). К комплексным формам проявления скоростных способностей от-носятся: 1. Способность быстро набирать скорость на старте до мак-симально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конько-бежном спорте, рывки в футболе). 2. Способность к достижению высокого уровня дистанцион-ной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях. 3. Способность быстро переключаться с одних действий надругие и т.п. (спортивные игры).Средствами развития скоростных способностей являются упраж-нения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью(т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основныегруппы 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные ком-поненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скоростьвыполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г)улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быст-роту выполнения последовательных двигательных действий в целом(например, бега, плавания, ведения мяча). 2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия навсе основные компоненты скоростных способностей (например, спор-тивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и вседругие способности (скоростные и силовые, скоростные и координаци-онные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности исовершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортив-ных играх и др.). 6.СИЛА – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают следующие виды силовых способностей: собственно-силовые, и их соединение с другими физическими способностями (ско-ростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость). Собственно-силовые способности проявляются в условиях ста-тического режима и медленных движений (например, при удержаниипредельных отягощений с максимальным напряжением мышц или приперемещении предметов большой массы). Для оценки степени развития собственно-силовых способностейразличают абсолютную и относительную силу действия человека. Абсолютная сила определяется максимальными показателямимышечных напряжений без учета массы тела человека,Относительная сила—отношением величины абсолютной силы ксобственной массе тела, т.е. величиной силы. Приходящейся на 1 кгсобственного веса тела.Силовая ловкость – способность точно дифференцировать мы-шечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуа-ций и смешанных режимов работы мышц. Силовая ловкость проявля-ется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиесяи непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей). ВЗРЫВНАЯ СИЛА- способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (например, при старте в спринтерском беге, впрыжках, метаниях и т.д.). Статическая связана с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Динамическая — характерна для циклической и ациклической деятельности.Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй – многочисленные отжимания в упоре лежа или приседания со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей занимающегося и др. Средства развития силовых способностей При развитии силовых способностей пользуются упражнениями сповышенным сопротивлением – силовыми упражнениями. В зависимо-сти от природы сопротивления они подразделяются на 3 группы: 1. Упражнения с внешним сопротивлением. 2. Упражнения с преодолением собственного тела 3. Изометрические упражнения. К упражнениям с внешним сопротивлением относятся: ⇒ упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, гирями), в томчисле и на тренажерах; ⇒ упражнения с сопротивлением других предметов (резиновыхамортизаторов, жгутов, блочных устройств и др.); ⇒ упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бегпо песку, снегу, против ветра и т.п.). Упражнения с преодолением веса собственного тела применяютсяв занятиях людей различного возраста, пола. Подготовленности и вовсех формах занятий. Выделяются следующие их разновидности: ⇒ гимнастические силовые упражнения (сгибание и разгибаниерук в упорах, лазание по канату, поднимание ног к перекладине); ⇒ легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки на однойили двух ногах, «в глубину»); ⇒ упражнения в преодолении препятствий. Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуютодновременному напряжению максимально возможного количествадвигательных единиц работающих мышц. Они подразделяются на: ⇒ удержание в пассивном напряжении мышц (удержание груза напредплечьях рук, плечах, спине и т.п.); ⇒ упражнения в активном напряжении мышц в течение опреде-ленного времени в определенной позе (выпрямление полусогнутых ног,попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и т.п.). 7. Слово «координация» латинского происхождения. Оно означаетсогласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигатель-ной деятельности человека употребляется для определения степени со-гласованности его движений с реальными требованиями окружающейсреды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компен-саторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованно-сти движений, а следовательно, и более развитые координационныеспособности. КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согла-совывать движения звеньев тела при решении конкретных двигатель-ных задач. КООРДИНАЦИЯ (Ловкость) — это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. виды КС:специальные, специфические и общие.Специальные КС относятся к однородным по психофизиологиче-ским механизмам группам двигательных действий, систематизирован-ных по возрастающей сложности: • в циклических и ациклических двигательных действиях; • движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические); • движения манипулирования в пространстве различными частямитела (укол, удар и др.); • перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, пере-носка предметов); • баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мя-ча, диска, ядра); • метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонгли-рование); • атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единобор-ствах; • нападающие и защитные действия в подвижных и спортивныхиграх. Специфические КС: Способность к ориентированию – возможность индивида точноопределять и своевременно изменять положение тела и осуществлятьдвижения в нужном направлении Способность к дифференцированию параметров движений обу-славливает высокую точность и экономичность пространственных (уг-лы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных(чувство времени) параметров движений.Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдель-ных движений и действий в целостные двигательные комбинации.Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в ста-тических положениях тела, по ходу выполнения движений. Способность к ритму – способность точно воспроизводить задан-ный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в свя-зи с изменяющимися условиями.Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно вы-полнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений(кувырков, бросков, поворотов) Факторами, определяющими развитие координационных способностей, являются: • способность человека к точному анализу движений; • деятельность анализаторов, и особенно, двигательного; • сложность двигательного задания; • уровень развития других двигательных способностей; • смелость и решительность; • возраст; • уровень общей подготовленности занимающихся.Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы.

1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;

5. изменение скорости и темпа движений;

6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

8. Гибкость — способность человека выполнять движение с большой амплитудой.

Различают две формы проявления гибкости:

  • активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;
  • пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движении, достигаемой воздействии внешних сил, например, с помощью партнёра, либо отягощения и т.п.

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость -характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость — это значительная или предельнаяподвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требовани-ям конкретного вида деятельности.Различают также динамическую и статическую гибкость. Перваяпроявляется во время движений, а вторая – в позах.Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов. Такие упражнения могут выполняться лежа самостоятельно или с партнёром, с отягощениями и тренажёрами, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками. Средства развития гибкостиВ качестве средств развития гибкости используют упражнения,которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Такие упраж-нения называю упражнениями на растягивание. Среди упражнений нарастягивания выделяют: ⇒ активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные движения, а также с предметами); ⇒ пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором, на снарядах); ⇒ статические (сохранение положения тела с предельной амплитудой от 6 до 10 сек). Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуетсявыполнять с постоянно увеличивающейся амплитудой, использованияпружинящих «самозахватов», покачиваний.9. ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность человека противостоять физиче-скому утомлению в процессе мышечной деятельности. В практике физической культуры выделяют общую и специаль-ную выносливость. Под ОБЩЕЙ понимают выносливость к продолжи-тельной работе умеренной интенсивности, включающей функциониро-вание всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержатьдлительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работув таком же темпе (ходьба на лыжах).Выносливость по отношению к определенной деятельности, из-бранной как предмет специализации, называют СПЕЦИАЛЬНОЙ. (на-пример, специальная выносливость бегуна, боксера, игровика). В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют:выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работебольшой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощно-сти, выносливость к работе максимальной мощности. Выше перечислены основные и наиболее исследованные виды вы-носливости. Но в практике физической культуры существуют и другиепроявления выносливости, которые группируются по тем или инымпризнакам, например:⇒ выносливость к работе циклического, ациклического и смешан-ного характера;⇒ выносливость статическая и динамическая; ⇒ выносливость аэробная и анаэробная; ⇒ выносливость дистанционная, игровая или многоборная; ⇒ выносливость локальная, региональная или глобальная. Различные виды выносливости независимы или мало зависимыдруг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливо-стью, но недостаточно скоростной.Средства развития выносливости Средствами развития общей (аэробной) выносливости являютсяупражнения, вызывающие максимальную производительность сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем. В практике физической культурыприменяют самые разнообразные физические упражнения циклическогои ациклического характера (например, бег, плавание, езда на велосипедеи др.). Основные требования, предъявляемые к ним следующие: -упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощностиработ; -их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; -работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

10) ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных

морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной

жизни.

Этот процесс характеризуется следующими показателями:

1. Показателями, которые характеризуют биологические фор-мы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величи-на жироотложения). 2. Показателями функциональных изменений физиологическихсистем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной сис-тем, органов пищеварения и выделения и др.).3. Показателями развития физических качеств (силы, быстро-ты, выносливости, гибкости, координационных способностей).

11) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — это педагогический

процесс, направленный на формирование здорового, физически совер-

шенного, социально активного человека, включающий в себя обучение

движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении разви-

тием) физических качеств.

12)ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования дви-

гательных навыков и развития физических способностей (качеств), не-

обходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельно-

сти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *