Основные этапы подготовки

Этапы подготовки публичных выступлений

Особенности аудитории

Подготовка к публичному выступлению проводится с учетом особенностей и настроя аудитории, для которой готовится речь. Во внимание принимаются такие параметры, как:

  • социально-профессиональная характеристика (рабочий класс, интеллигенция, инженеры);
  • культурно-образовательный уровень участников (уровень образования – начальный, средний, высший);
  • характер деятельности;
  • осведомленность слушателей в проблеме выступления;
  • степень заинтересованности.

Количество слушателей, время выступления, ораторские способности докладчика – факторы, которые оказывают влияние на исход конкретного выступления. Как показывает практика, больше всего сложностей возникает с «неоднородной» аудиторией. Очень сложно заинтересовать, расположить и привлечь группу людей, представители которой относятся к разным возрастным, социальным, культурным группам.

Возникают также сложности в работе с молодежной группой. Жажда к противоречию, субъективизм, самолюбие, уверенность молодежи в собственной правоте – факторы, которые потребуют немало усилий и выдержки от докладчика.

Правила публичного выступления

  1. Тема доклада должна максимально точно отражать информацию, которую автор пытается донести до аудитории. Второй вопрос, который решает название доклада – привлечение интереса к выступлению. Чем интересней будет лозунг, тем больше заинтересованных слушателей появится.
  2. Понимание цели. Успешное выступление – тот доклад, по итогам которого автор добился ожидаемого результата. При формировании цели выступления нужно четко понимать, какой реакции автор выступления ожидает. Выделяют две основные цели выступления – информирование и воздействие. Довольно часто они объединяются в один ожидаемый результат.
    – при необходимости информировать людей нужно подобрать максимально простую для восприятия информацию;
    – чтобы призвать аудиторию к конкретным действиям нужно обозначить определенные мотивы. Достигается это путем формирования у слушателей убеждений, представлений, стремлений.
  3. Стать слушателем. Подготовка к публичному выступлению включает в себя и такой важный этап, как «ощущение себя в роли слушателя». Нужно поставить себя на место участников доклада, понять мотивы и желания этих людей. Только с учетом этой информации можно создать обращение, которое окажется продуктивным.
  4. Оценка состава аудитории. Известно, что чем «однороднее» состав слушателей, тем легче строить свое обращение к ним. Если дело приходится иметь с различной по составу аудиторией, то нужно адресовать какой-то фрагмент обращения к каждой отдельной категории участников, не оставив никого без внимания.
  5. Оценка количества слушателей. Чем больше участников, тем проще для восприятия и запоминания должна быть информация.
  6. Порядок выступления. Нужно знать, какие доклады будут предшествовать вашей речи. Каждое последующее обращение должно быть содержательней, познавательней предыдущего, не повторять и резко не противоречить им.
  7. Речь не должна быть перегруженной. Не больше семи идей или вопросов следует осветлять в одном докладе.
  8. Правильно поставленный голос. Ораторское искусство несет в себе много секретов, один из которых – волнообразная речь. Суть данного метода заключается в чередовании интонации и тональности.
  9. Правильно отлаженная скорость речи. Слишком медленная подача информации рассеивает концентрацию внимания слушателя, а излишне ускоренный темп усложняет восприятие.
  10. Уважение публики. Следует избегать превосходства, высокомерия. Постоянно взаимодействуйте со слушателями, отвечайте на вопросы, будьте заодно с ними. В противном случае провал выступления может оказаться очень близко.
  11. Умение разрядить обстановку. Излишняя серьезность докладчика, его скованность и неспособность действовать в соответствии с ситуацией – те «камни», на которые наталкиваются люди, которым не знакома риторика, ее тонкости и секреты.

Основные этапы подготовки к конкретному выступлению

Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) — отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Тогда следует исходить из личного опыта, а также из знаний по выбранной теме. Кроме того, важно учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата.

Подбор материалов. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, различные справочники, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к освещаемой теме.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Работа над композицией. После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения Для передачи своей мысли и т.д. Одним словом, оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, Добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т.п.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *