Экономическое значение охраны труда

Социально-экономическое значение охраны труда

1. Социальное значение охраны труда

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. В связи с этим социальное значение охраны труда проявляется, прежде всего, во влиянии на изменение следующих трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства.

1) Рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет:

• сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, а также снижения числа или ликвидации микротравм, обусловленных неблагоприятными условиями труда. Предупреждение преждевременного утомления с помощью рационализации условий труда, введения оптимальных режимов труда и отдыха и других мероприятий на пищевых предприятиях способствует увеличению эффективного использования рабочего времени. Этот же результат дает ликвидация микротравм,т.к.каждая из них сопровождается потерей до 2-х часов рабочего времени;

• сокращения целодневных потерь рабочего времени в результате снижения уровня или ликвидации временной нетрудоспособности из-за производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости. Этот показатель имеет важное значение для пищевых производств, на которых каждая травма в настоящее время сопровождается потерей трудоспособности в среднем более чем на 26 дней.

2)Сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих за счет:

• улучшения состояния здоровья работающих и увеличения средней продолжительности их жизни путем улучшения условий труда, что также сопровождается увеличением производственного стажа работающих при их высокой трудовой активности;

• повышения профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства в связи с увеличением производственного стажа;

• возможности использования остаточной трудовой активности, большого практического опыта и профессиональных знаний пенсионеров по старости и инвалидов на доступных для них работах и обеспече­нии соответствующих их физическим возможностям условий труда.

3) Увеличение совокупного национального продукта за счет улучшения указанных выше показателей и составляющих их компонентов.

2. Экономическое значение охраны труда

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается ре­зультатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда. Результаты изменения социальных показателей следующие:

1. Повышение производительности труда. Оно достигнуто в результате:

• увеличения работоспособности за счет улучшения условий труда. Одним из основных вредных производственных факторов являются избытки теплоты. Этот фактор, определяющий микроклиматические условия труда в рабочей зоне, существенно влияет на работоспособность и производительность труда. При температуре воздуха на рабочих местах 26 — 30 °С работоспособность человека составляет всего 20 — 50% ее уровня при температуре 18°С. Для этих предприятий также характерны низкие уровни освещенности на рабочих местах из-за одностороннего бокового естественного освещения, загроможденности цехов крупногабаритным оборудованием и недостаточным уходом за осветительными устройствами (периодическая очистка световых проемов, светильников, замена перегоревших ламп). При неудовлетворительном освещении (в 2 — 4 раза ниже нормы) производительность труда снижается на 4 — 8 %;

•предупреждения утомления за счет улучшения условий труда.Всякое отклонение условий труда на рабочих местах от санитарно-гигиенических нормативов заставляет организм человека дополните-льно тратить энергию для оказания противодействия неблагоприятному воздействию вредных про-изводственных факторов. Так, например, при интенсивности шума на рабочем месте 90 дБА рабочий в среднем затрачи­вает на 20 % больше физических усилий и нервно-психологических нагрузок для того, чтобы сохранить выработку, которую он обеспечивает при интенсивности шума 70дБА;

•повышения эффективности использования оборудования и фонда рабочего времени за счет снижения внутрисменных простоев из-за ухудшения самочувствия по условиям труда и микротравм. При комплексном воздействии на рабочего одновременно нескольких вредных производственных факторов эти простои могут составлять 20 — 40 % целодневных потерь, обусловленных производ

ственным травматизмом и заболеваемостью;

•повышения слаженности в работе при нормализации психологического климата вследствие улучшения условий труда.

2. Снижение непроизводительных затрат времени и труда. Эти затраты складываются из-за неблагоприятных условий труда, обусловленных организацией рабочих мест без учета требований эргономики. Обычно непроизводительные затраты времени и труда, увеличивающие трудоемкость работ, связаны с необходимостью выполнения лишних движений, физических усилий, нервно-психо-логических нагрузок, принятием неудобных поз вследствие неудачного расположения органов уп-равления оборудованием,конструктивного оформления рабочих мест и получением лишней информации.

3. Увеличение фонда рабочего времени. Оно получено за счет сокращения целодневных потерь из-за неявки на работу в результате производственной травмы или заболевания. Условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний. 25 — 30 % общих заболеваний на производстве связано с неблагоприятными условиями труда. Результаты исследований НИИ труда свидетельствуют о том, что превышение допустимой темпе­ратуры воздуха в рабочей зоне производственных помещений на 1 °С сопровождается увеличением потерь рабочего времени из-за сердечно­сосудистых заболеваний в среднем на 4,1 дня в расчете на 100 рабочих, а превышение допустимого уровня шума на рабочем месте на 10 — 20 дБ увеличивает длительность временной нетрудоспособности по той же причине в среднем на 2,7 дня на 100 работающих.

4. Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Другие разновидности льгот и ком­пенсаций (повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока) также сопровождаются расходованием значительных денежных средств. Создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, позволяет полностью или частично отменить эти льготы и компенсации, что дает значительную экономию расходов на эти цели.

5. Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Из общего числа уволившихся по собственному желанию около 21 % составляют лица, не удовлетворенные условиями труда (тяжелый физический труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, монотонность работы, ухудшение здоровья и т. п.). На пищевых предприятиях особенно высока текучесть кадров среди занятых тяжелым физическим трудом. По этой причине увольняется 21 %, а ушедшие с работы с мотивировкой ухудшения состояния здоровья на сахарных предприятиях составляют 6,6 — 7,2 % общего количества не удовлетворенных условиями труда.

Текучесть рабочей силы наносит существенный ущерб предприятиям, так как увольняющиеся некоторый период времени работают с пониженной производительностью, принимаемые вместо них новые рабочие требуют производственного обучения. Процесс увольнения и найма также сопровождается определенными затратами денежных средств. В целом по народному хозяйству текучесть кадров наносит значительные экономические потери, так как каждый уволившийся при переходе с одного предприятия на другое в среднем не работает около одного месяца. Общая сумма годового экономического ущерба в народном хозяйстве от текучести кадров вследствие неудовлетворенности условиями труда превышает 0,6 млрд. грн.

3. Льготы и компенсации в связи с неблагоприятными условиями труда. Применяемый на ряде производств, цехов и участков пищевых предприятий комплекс мер по охране труда не всегда обеспечивает эффективность, гарантирующую полностью безопасные и здоровые условия труда. Такое положение сложилось из-за отсутствия одновременной научной и проектно-конструкторс-кой разработки новых технологий и соответствующих им решений, по охране труда. Поэтому в настоящее время на многих пищевых предприятиях еще широко используется система льгот и ком-пенсаций, предоставляемых лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (кочегары паровых и водогрейных котлов, машинисты аммиачных компрессоров и др.). Право на получение льгот и компенсаций имеют рабочие, ИТР и служащие, профессии и должности которых указаны в специальных списках и перечнях производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённых Кабинетом Министров Украины.Система льгот и ком-пенсаций не заменяет, а только дополняет используемый на предприятиях комплекс мероприятий по охране труда.Эта система включает дополнительные отпуска, сокращенные рабочие дни и льго-тное пенсионное обеспечение, лечебно-профилактическое питание, до­платы к заработной плате; бесплатную выдачу молока. Их оздоровительное и компенсационное значение заключается в:

• Дополнительном отпуске (от 6 до 36 дней). Он не только уменьшает длительность периода неблагоприятного воздействия на работающих вредных производственных факторов, но, прежде всего, способствует выделению из организма накопившихся в нем токсичных и других веществ, снятию утомления из-за напряженной умственной и физической работы, восстановлению нарушенных функций и ликвидации начальных стадий неблагоприятных физиологических изменений во внутренних органах и системах человека.

• Сокращении рабочего дня. Уменьшение рабочей смены всего на один час фактически сокращает на один месяц годовой фонд рабочего времени каждому работающему, пользующемуся этой льготой, повышает его часовой заработок на 16%. Эта разновидность льготы оказывает на работающего такие же воздействия, как и дополнительный отпуск.

• Льготное пенсионное обеспечение. Оно предоставляется работающим во вредных условиях и горячих цехах в соответствии со списком №1, а также занятым на работах с тяжелыми условиями труда (список №2). Оно заключается в предоставлении пенсии в более ранние сроки, чем на общих основаниях, при меньшем стаже работы и в больших размерах.

• Снижение пенсионного возраста и необходимого для получения пенсии стажа работы не только сокращает длительность периода неблагоприятного воздействия на рабочего вредных производственных факторов, но и обеспечивает более раннее выведение из организма накопившихся в нем вредных веществ, восстановление нормальной деятельности всех систем его жизнеобеспечения.

• Лечебно-профилактическое питание. Питание, выдаваемое работающему бесплатно, является средством повышения сопротивляемости его организма воздействию вредных производственных факторов, снижения заболеваемости и предупреждения наступления преждевременного утомления. Эта льгота предоставляется рабочим и служащим, занятым на работах с особо вредными условиями труда.

• Доплата к заработной плате. Она обусловлена специфическими условиями труда на рабочих местах; составляет 4 — 24 % тарифной ставки и направлена на укрепление организма и повышение его сопротивляемости воздействию вредных производственных факторов за счет улучшения бытовых условий и питания.

• Бесплатная выдача молока. Она преследует цель повысить сопротивляемость организма рабочего воздействию токсических веществ, вызывающих нарушение функций печени, белкового и минерального обменов, резкое раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Действие молока заключается в нормализующем влиянии на ряд обменных процессов и функций организма. Однако выдача молока должна производиться строго в соответствии с рекомендациями Минздрава Украины, так как при взаимодействии с некоторыми токсичными веществами оно дает не положительный, а отрицательный эффект (например, со свинцом).

Одной из главных задач системы управления охраной труда на предприятии является улучшение условий труда. В соответствии с уровнем их улучшения руководители министерств и ведомств обязаны уменьшать дополнительные отпуска или устанавливать их, а также рабочий день нормальной продолжительности, если все нормируемые параметры условий труда соответствуют требованиям действующего законодательства по охране труда. При этом условии также частично или полностью должны отме­няться предоставленные рабочим другие льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

Экономическое значение охраны труда в современных условиях хозяйствования

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеет широкий спектр направлений в социально-трудовой сфере и требует усиления государственного внимания к решению проблем улучшения условий труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Экономическое значение охраны труда приведенное в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда (в дальнейшем Основы), по существу раскрывает главные направления в обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, то есть система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, так и связи с ней. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда, как еще нередко делается, с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими. Это понятие значительно отличается от определения, приведенного в ГОСТ 12.002-80 «ССВТ. Термины и определения».

До принятия Основ в России, как уже сказано выше, не было законодательных актов, которые специально и напрямую направлены на охрану труда. В Кодексе законов о труде имеется около 30 статей, посвященных организации работы по охране труда, предоставлению компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, осуществлению государственного надзора и общественного контроля, ответственности за нарушения законодательства о труде, но они не в полной мере регулируют взаимоотношения работников и работодателей в новых условиях хозяйствования, не устанавливают гарантии реализации права работников на охрану труда.

Согласно этой статьи 2 действие Основ распространяются на организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Действие Основ распространяется также на работодателей (к сожалению, в Основах не приведено определение этого понятия), на работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб, федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, федеральных органов надзора) постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 года №238 образована Межведомственная комиссия по охране труда (далее — Комиссия), в состав которой вошли руководители ряда министерств и ведомств Российской Федерации. Постановлением Правительства от 11 июля 1994 года №838 дополнительно введены в ее состав представители объединений профессиональных союзов и работодателей. Председателем Комиссии является Министр труда Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов, предпринимателей и организациями. Основными задачами являются:

разработка предложений по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия министерств и ведомств, объединений профсоюзов и предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

подготовка нормативных правовых актов по охране труда;

определение при разработке федеральных программ приоритетных направлений работы по охране труда и др.

Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основами предусматривается целый комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом в стране, так и в организациях.

Длительное время охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат.

Кроме того существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали влияние на подведомственные предприятия и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. Отдел или Управление охраны труда, велись научные разработки в области охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами.

Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли структурные преобразования в нашем обществе, появились новые виды собственности и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования.

Основами предусмотрено создание двух органов, занимающихся охраной труда — орган государственного управления и федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации — министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда». Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.

Успешная реализация требований Основ позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях.

Несмотря на ежегодное уменьшение числа пострадавших от травм на производстве и удельного веса работающих во вредных условиях труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Росси существенен. Все это приводит к увеличению размеров страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, пьянства на производстве, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда. Неблагоприятные условия труда являются прямой причиной развития у трудящихся профессиональных заболеваний. Состояние охраны труда в Чувашской Республике показывает, что проблемы охраны труда требуют решения комплекса правовых, организационных, социальных, экономических и других задач. В отраслях экономики сохраняются отрицательные тенденции в ухудшении состояния здоровья работников и риск профессиональной патологии.

В части совершенствования правовых и нормативных актов в области охраны труда принят Закон Чувашской Республики » Об охране труда в Чувашской Республике», который учитывает перемены, произошедшие в социально-экономической сфере за последние годы, усиливает роль государственного и муниципального управления охраной труда, действенность государственной экспертизы условий труда и надзорно-контрольных органов, направляет на обеспечение эффективного сотрудничества всех субъектов социально-трудовых отношений, повышает статус общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

В 2001 году успешно завершилась Республиканская программа улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 1998-2001 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 августа 1998 года N 231. Мероприятия программы по совершенствованию правовых и нормативных актов в области охраны труда, организационно-техническому, учебному, научному, информационному обеспечению выполнены полностью. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2001 года N 156 утверждена Республиканская программа улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 2002-2004 годы. Ее основными задачами являются:

дальнейшее совершенствование и актуализация правовой и нормативной базы;

повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессиональных рисков;

усиление эффективности правовой защиты работников в области условий и охраны труда с учетом новой социально-политической обстановки и норм международного права;

создание механизма экономического стимулирования работодателей за обеспечение безопасных условий труда;

совершенствование системы непрерывного образования и развитие научных исследований в области охраны труда;

усиление информационного обеспечения охраны труда.

С целью обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти и надзора и контроля по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости действует Межведомственная комиссия по охране труда. Мероприятия ее работы в 2002 году будут иметь выездной характер и направлены на решение актуальных вопросов по снижению производственного травматизма и улучшению условий труда.

Активизируется работа по государственной экспертизе условий труда, государственному надзору и контролю. В 2002 году большее внимание должна быть уделено не только количественным показателям, но и качественной стороне экспертиз, работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях республики, профилактических мероприятий надзорно-контрольных органов.

Развитию государственной системы управления охраной труда способствует подписанное 10 декабря 2001 г. Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским советом профсоюзов на 2002-2004 годы. В соглашении определены меры по созданию новых рабочих мест, улучшению условий и охраны труда, сокращению административных барьеров на уровне республики и органов местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *