Развитие личности в экстремальных условиях

Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Развитием личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации занимается экстремальная психология.

Экстремальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности в измененных (непривычных) условиях существования: во время авиационных и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т. д. Эстремальная психология возникла в XX в., соединив исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. Экстремальные условия характеризуются измененной афферентацией (афферентация – это поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция)), измененной информационной структурой, социально– психологическими ограничениями и наличием фактора риска. Таким образом, к экстремальным ситуациям относятся не только стихийные бедствия, пожар, теракт, полет в космос, но и высота, замкнутое пространство, выступление перед аудиторией, экзамен и т. д.

В экстремальных ситуациях и ситуациях депривации на человека действуют семь основных психогенных факторов:

1) монотония;

2) измененная пространственная структура;

3) измененная временная структура;

4) ограничение личностно значимой информации;

5) одиночество;

6) групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.);

7) угроза для жизни.

В процессе адаптации к экстремальным условиям выделяют следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов:

• подготовительный;

• стартовое психическое напряжение;

• острые психические реакции входа;

• психическая переадаптация;

• завершающее психическое напряжение;

• острые психические реакции выхода;

• реадаптация.

Многие ученые отмечают наличие стрессовой реакции организма в экстремальных ситуациях. Поэтому психика, опознав ситуацию как экстремальную, дает организму команду «подготовки к бою». Но когда боя нет, организм не может естественным способом сжечь излишек ресурсов. Тогда и возникают соматические проявления: покраснение кожи, потеря речи, блокировка двигательной функции, паника и другие реакции.

В генезе необычных психических состояний прослеживаются: антиципация (предвосхищение, предугадывание событий) в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекании психических процессов и изменения системы отношений (этап острых психических реакций входа и выхода); активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации). Раскрытие генеза необычных психических состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий существования. При увеличении времени пребывания в таких ситуациях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характеризующихся развитием нервно-психических расстройств. Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой психической деятельности, характеризующийся появлением препатологических состояний. К ним относятся состояния, еще не обособившиеся в строго очерченные формы нервно-психических заболеваний, что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.

Чтобы воздействие стрессовой ситуации не было сильным, надо научиться правильно вести себя в таких ситуациях. Во многих наставлениях по поведению в экстремальных ситуациях профессионалы акцентируют внимание на том, что следует сохранить контакт с реальностью, постараться понять смысл происходящего. Другими словами, ситуацию надо принять, смириться с тем, что она имеет право быть, и постараться понять ее.

Статья: Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях

Склярова Т. В.

Повседневная жизнь человека характеризуется таким признаком, как «порядок жизни». Порядок жизни рассматривается в психологии в связи с понятиями «адаптация», «гомеостаз», «стабильность», «относительная устойчивость». В ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем. Как правило, реальный мир «вовне» и сложившийся у человека субъективный образ мира уравновешены. Реальность повседневной жизни представляет собой череду типичных, привычных ситуаций в хорошо освоенном внешнем пространстве, что воспринимается личностью как само собой разумеющееся. Обычная повседневная жизнь складывается, таким образом, из ситуаций, не нарушающих привычный порядок жизни.

Выходы за пределы ситуаций повседневной жизни связаны с тремя уровнями нарушений привычного порядка жизни.

Первый уровень – «повседневные неприятности», которые личность интегрирует в освоенный порядок своей жизнедеятельности. Термин — daily hissless (повседневные неприятности) ввел в 70-х годах ХХ века Р. Лазарус для обозначения возникающих у человека серьезных жизненных затруднений, не прерывающих, однако, привычный распорядок жизни.

Второй уровень – трудные жизненные ситуации, в которых «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни»(64, с.29). Все трудные жизненные ситуации характеризуются нарушением устойчивости привычного образа жизни и возникновением необходимости изменений, независимо от того, воспринимаются они человеком негативно или позитивно. Трудные жизненные ситуации весьма разнородны, различаются они как субъективными, так и объективными характеристиками. Это могут быть ситуации, вынуждающие человека менять свою профессиональную деятельность, место жительства, привычное окружение. Непредвиденные несчастья и горести, опасные болезни, трагические потери, равно как и долгожданные изменения, связанные с приятными событиями жизни – завершением обучения, супружеством, рождением детей, все эти события можно отнести к разряду жизненных ситуаций, требующих изменения привычного распорядка жизни человека. В каждом из названных примеров необходимо выявлять как объективные, так и субъективные аспекты трудной жизненной ситуации.

Третий уровень – экстремальные ситуации или условия жизни человека, связанные с природными бедствиями, эпидемиями, техногенными авариями или катастрофами, военными действиями, террористическими актами, глобальными или локальными социальными потрясениями. По мнению психологов, все названные обстоятельства приводят к разрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис.

Понятия «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» часто употребляются в специальной литературе, как синонимичные. Н.Г.Осухова различает эти понятия по критерию источника травматизации (64, с.69). Чрезвычайные ситуации, такие как природные бедствия, эпидемии, техногенные катастрофы, в результате которых погибает или травмируется большое количество людей, имеют обезличенный источник угрозы. Экстремальные ситуации могут быть антропогенного или социального характера, они выводят человека за пределы нормального человеческого опыта и имеют своим источником травмирующее действие другого человека или группы людей.

«Исследования психиатров (Александровский Ю.А., Щукин Б.П., 1991) и психологов (Тарабрина Н.В., 2001) показали, что наиболее длительной, интенсивной и разрушительной оказывается реакция пострадавшего на человеческий стрессор (пытки, теракты, изнасилование), т.е. угрозу, исходящую от других людей. Неслучайно чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Землетрясения и наводнения пострадавшие от них расценивают как Божью волю или действие безликой природы, — тут ничего нельзя изменить. А вот экстремальные ситуации антропогенного характера, подобные бесланской трагедии, настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации – образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней – вся система жизненных координат» .

Чрезвычайные ситуации нарушают механизмы саморегуляции личности. Как правило, выделяют три периода развития чрезвычайной ситуации, в каждом из которых наблюдаются свои особенности отклонений в психических состояниях и поведении людей. Первый период — фаза «шока и оцепенения» следует непосредственно после стрессового воздействия. Автоматически включаются инстинкты самосохранения, которые не дают человеку полностью осознать разрушительную действительность. В «отключившемся» от реальности сознании появляется ощущение нереальности происходящего, оцепенение, оглушённость. Реакция пострадавшего может быть бесчувственной, напоминающей поведение парализованного человека, а может быть (особенно у детей) активной – с криком, произнесением бессмысленных фраз, монотонными движениями. Второй период — фаза эйфории продолжается от нескольких минут до нескольких часов. У пострадавших, не получивших физических травм, наблюдается «подъем настроения». Они активны, многоречивы. Постепенно эйфория сменяется вялостью, безразличием. На этом этапе действительность уже «просачивается в сознание», начинается интеллектуальная переработка случившегося, предпринимаются попытки адаптироваться к новым условиям жизни. Третий период — фаза реакции, наиболее драматический период. В это время переживается стресс осознания, человек пытается понять, что произошло и найти хоть какой-то смысл случившегося. В сознании сталкиваются ранее сложившаяся структура образа мира и самого себя с новой ситуацией внезапных утрат и дискомфорта, что подвергает тяжелым испытаниям целостность личности. Специалисты по экстремальным и чрезвычайным ситуациям убеждены в том, что настоящее бедствие наступает тогда, когда заканчивается катастрофическое действие и начинается оказание помощи пострадавшим.

Значительную роль в направленности и интенсивности развития травматического стресса имеет представление человека о своей возможности влиять на экстремальный фактор. Наиболее тяжелые реакции возникают при восприятии пострадавшим «концепта безвыходности» из ситуации и беспомощности перед стрессом. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что «индивидуальная выраженность неблагоприятных проявлений стресса в большей степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все, происходящее в экстремальных условиях».

Л.А. Китаев-Смык выделяет три типа отношений человека к самому себе, которые обуславливают различное воздействие на него экстремальной ситуации. Восприятие человеком себя жертвой ситуации увеличивает разрушительность воздействия травматического стресса на личность. Отношение к себе, как «ценности, доверенной себе же», обеспечивает наибольшую сохранность личностных структур и проявление осознанной волевой активности. «Такая позиция чаще всего встречается среди опытных летчиков-испытателей, спасателей… однако она встречается и у людей, которые не получили специальной подготовки, но обладают развитым чувством собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства помогает им в критических условиях совладать с ситуацией и сохранить свою личность от распада». Отношение к себе, как к одному из ряда людей возникает у лиц, обладающих ответственностью и хорошо знакомых с особенностями стресса. Духовные установки личности, осознание человеком смысла жизненного испытания, выпавшего на его долю, зачастую позволяют не только избежать распада личности, но и пережить «эволюцию в моральном и религиозном отношениях» (В.Франкл). Об особенностях переживания личностью экстремальных ситуаций пребывания в концлагере подробно написано в книгах психологов В.Франкла, А.Коэна и Б.Беттельхейма, лично переживших заключение в концлагерях в годы Второй мировой войны.

Таким образом, способствуют сохранению психических структур в экстремальных ситуациях такие установки личности, как осознание собственного достоинства, смысла своей жизни и смысла переживаемых стрессов и утрат.

Препятствуют формированию защиты от стресса такие установки личности как:

— оправданность страданий достижением некоей конкретной или мистической цели;

— недостижимость освобождения (обреченность);

— отсутствие сведений о пути выхода (дезориентация);

— формирование установки на уникальность своих переживаний и страданий в чрезвычайной ситуации;

— приписывание себе чувства вины;

— формирование установки на безвыходность ситуации.

Использованы материалы учебного пособия Осуховой Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., Академия, 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *