Классификация предметов методика

Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп

НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА ПЕТРОВА
Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп

Первая задача данного обследования, которое может проводиться как психологом, так и самим воспитателем – определение умственного развития как показателя интеллектуального здоровья. Наиболее эффективные, по мнению психологов, являются следующие методики.

1. Методика «коробка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.

2. 2. Методики «пирамидка» (предметные действия) содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия).

3. 3. Методика «разрезные картинки» содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до б). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.

4. 4. Методика «конструирование по образцу» включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

5. 5. Методика «рисунок человека». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.

6. 6. Методика «свободная игра». Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.

7. 7. Методика «дорисовывание фигур» включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития творческого воображения (способность создавать оригинальные образы) и абстрактного мышления.

8. 8. Методика «повторение слов и предложений» фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагается детям 3 лет 3-4 знакомых слова, детям 4 лет — 5-7 и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.

9. 9. Методика «вопросы но картинкам». Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки, и задают вопросы: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что он (она) делает?». Выясняется уровень развития активной речи ребенка.

10. 11. Методика «мисочки» (включение в ряд) проводится на том же материале, что и методика «мисочки», и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду величин, выложенном взрослым. Методика выявляет способность детей устанавливать простейшие логические взаимосвязи.

11. 12. Методика «рыбка» содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.

12. 13. Методика «классификация по заданному принципу». Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других — по нескольку. Задание состоит в том, чтобы разделить их на две группы по принципу количества, который в случае необходимости демонстрируется ребенку взрослым. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

13. 14. Методика «свободная классификация». Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

14. 15. Методика «самое непохожее». Перед ребенком в случайном порядке выкладывается в ряд 8 фигур, различающихся тремя признаками: круги и квадраты красного и синего цветов, большие и маленькие. Затем предъявляется одна из этих фигур, и ребенка просят выбрать из оставшихся самую непохожую на нее. Методика направлена на оценку развития логического мышления.

15. 16. Методика «рассказ по картинкам» содержит задачи на установление причинно-следственных отношений. Ребенку дается набор карточек (например, «зерно», «росток», «цветок», «бутон», которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положит их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.

16. 17. Методика «несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать «несуществующее животное», назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей творческого воображения и абстрактного мышления ребенка.

17. 18. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование» требует построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата (для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ — и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.

18. 19. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны» содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить в таблице изображения предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.

19. 20. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация» содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления.

20. 21. Методика «10 слов». Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3-5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при проверке подозрений на органическое поражение ЦНС.

21. 22. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация» содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое «умножение» классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине. Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.

Вторая задача обследования – выявление уровня развития мелкой и крупной моторики ребнка-дошкольника.

1. Методика «бирюльки». Ребенку предлагают уложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком. Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.

2. 2. Методики «повторяй за мной» и «игра в мяч» содержат задания на повторение простых движений (движения рук и ног, поз и действий с мячом по показу взрослого. Методики выявляют уровень развития крупной моторики.

3. 3. Методика «свободный рисунок». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.

Третья задача психологического обследования – изучение эмоционально-личностной сферы ребнка, особенностей его общения и взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми (с педагогами, родителями, эмоционально-личностных трудностях как показатели психического его здоровья.

1. Методика «КАТ» включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности и общения ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию событий. Методика используется как проективная для выявления эмоционально-личностной сферы ребенка и особенностей его общения (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).

2. 2. Методика «дополнение фраз» содержит задачи на дополнение предложений указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и.», «Мальчик весело смеялся, потому что.», «Если пойдет дождь, то.». Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка.

3. 3. Методика «рисунок семьи». Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям изображения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.

4. 4. Методика «два дома» специально предназначена для диагностики сферы общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается в первую очередь ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о системе интимных избирательных отношений в семье.

5. 5. Методика «пиктограмма» содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания ребенка. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.

6. 6. Методика «три желания» и «шапка-невидимка». Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

7. 7. Методика «игровая комната». Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любимые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. При этом ребенку задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?» и др. По рассказу ребенка и ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.

8. 8. Методика «лестница» включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что на ее верхних ступеньках — самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена на выявление уровня самоприятия и самооценки ребенка.

9. 9. Методика «выбор карточки». Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на оценку уровня притязания ребенка.

10. 10. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность» выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.

Мода-2015: без пола, без имени, без авторитетов, без диктатуры

1. Мужчины: юбки, гипюр, сиссификация

В январе тем, кто следит за происходящим на неделях мужской моды, пришлось довольно сильно расширить свои взгляды на вещи: дизайнеры только и делали, что занимались «сиссификацией» мужчин — такое понятие ввел журналист The Telegraph, описывая мужскую коллекцию Gucci сезона весна-лето 2016. Алессандро Микеле, креативный директор Gucci, сделал это ярче всех: его кружевные топы, вязаные костюмы с бабочками и блузы с бантами засядут в сознании прочнее, чем алые туфли J.W Anderson, плиссированные и трикотажные юбки Givenchy и бандажные топы HBA. Стоит обратить внимание на то, что одежда с элементами женского костюма явно не просится в женский гардероб, как женский смокинг Ива Сен-Лорана не имеет никаких притязаний на мужской.

Понятие «сисси», применимое к мужчинам, которые своим поведением и внешним видом не соответствуют традиционным понятиям о маскулинности, пока не в ходу в России. Сиссификация — не то, что феминизация. Мужчин не пытаются превратить в женщин, но традиционные представления о мужском костюме ломают об коленку.

Прежде чем вздыхать о том, что деятели моды в очередной раз «докатились», стоит вспомнить, что мода склонна отражать текущие общественные явления и конфликты. Социальный эксперимент, на который пошли кутюрье, может быть истолкован по-всякому: то ли они пригласили мужчин в женский мир на экскурсию, то ли поиронизировали над гендерной амбивалентностью. Чтобы понять, чем эксперимент закончится, стоит увидеть, как будут выглядеть стритстайл-фото гостей недель моды через полгода.

Фото: trendcouncil.wordpress.comФото: Jason Lloyd-EvansФото: Tom MagazineФото: www.contemporaryboy.comФото: Digital Images

2. Хиджаб в масс-маркете

Популярных мусульманских фэшн-блогеров становится все больше. При хорошем выборе одежды от небольших компаний, специализирующихся на традиционных нарядах, девушки в хиджабе активно осваивают и масс-маркет, постепенно развенчивая стереотипы о внешнем виде мусульманок. Как известно, хиджаб — это не только платок, но и одежда, полностью соответствующая нормам шариата: не обтягивающая, длинная, не вызывающая.

Этим летом пришло время для масс-маркетовых брендов ответить верующим взаимностью. Японская марка Uniqlo выпустила капсульную коллекцию совместно с Ханой Таджима — фэшн-блогером и художницей из Лондона. Одежду, получившуюся в результате совместной работы, презентовали не как мусульманскую, а как «элегантную» (smart) — сочетающую современный дизайн и традиционные ценности. В коллекцию вошли свободные брюки, блузы с длинным рукавом, струящиеся юбки и платья в пол, «светская» версия туники-кебайи, а также платки и повязки, которые надеваются под платок для того, чтобы зафиксировать волосы. Будучи удобными для соблюдения религиозных норм женского костюма, эти вещи ничем не отличаются от «светских». Коллекция продавалась только в магазинах Малайзии и Индонезии, а также онлайн.

Фото: Parker Fitzgelald for Uniqlo

3. Аноним года: Демна Гвасалия

Еще не закончили любители Martin Margiela грустить о прошлом знаменитого бельгийского дома моды, художественным руководителем которого через долгое время после ухода Маржелы стал евангелист китча Джон Гальяно, как всеобщим помешательством стал парижский бренд Vetements. В подиумных образах марки словно воплотилось наследие Maison Martin Margiela нулевых. Она возникла в прошлом году, ее создатели подняли на щит, как и Маржела, анонимность и деконструкцию. В одежде под названием «Одежда» не читалось никаких культурных референсов — только визионерская игра с масштабами, пропорциями и фрагментами привычных взгляду предметов гардероба. Имя основателя марки не разглашалось.

Оно стало известно лишь тогда, когда его назначили креативным директором дома моды Balenciaga: Демна Гвасалия. Когда выяснился послужной список модельера, все встало на свои места: после учебы на экономиста в Тбилиси он стал студентом Королевской академии изящных искусств в Антверпене, четыре года разрабатывал женскую одежду в Maison Martin Margiela (когда в названии дома еще было три «М»), два года работал в Louis Vuitton. А потом создал свой бренд Vetements. Модельер дал свое первое интервью 6 лет назад, когда еще заканчивал учебу в Антверпене — уже тогда его ориентиром было творчество Маржелы. На вопрос о том, с кем бы он хотел сделать что-то вместе, он ответил: художник Теренс Кох, известный тем, что делает желанным для коллекционеров предметом искусства буквально свое дерьмо, и компания IKEA. Это много говорит о том, как модельер представляет визуальное воплощение своего времени, а владельцы Balenciaga искали на пост креативного директора человека, который в первую очередь понимает дух времени.

Фото: Lea ColomboФото: Gio Staiano Фото: Gio Staiano

4. Молодые тигры

Пока дома моды с полувековой историей занимаются кадровыми перестановками и гонкой вооружений, в параллельной вселенной идет совсем другая жизнь, которая постепенно перетягивает внимание аудитории. Эта жизнь зародилась в интернете, скейт-шопах и в душноватых клубах без охраны на входе и спровоцировала появление новых марок, которые развиваются по своим законам. Пример — группировка BEENTRILL, которая занимается выпуском аудиоподкастов, вечеринками, музыкой и одеждой. Ее костяк составляют Херон Престон и Вёрджил Абло — двое харизматичных чернокожих мужчин в возрасте слегка за 30.

Престон много тусовался с модниками, помогал брендам вроде Nike делать мероприятия для молодежи, открыл свой магазин футболок и сувенирных мелочей, стал больше шить и написал письмо в NASA о предложении сделать совместную коллекцию одежды. Символы и знаки для него важнее силуэтов, самая запоминающаяся вещь, выпущенная им в этом году, — черная водолазка с вышитым на вороте словом «СТИЛЬ». Вёрджил Абло в юности много катался на скейте, затем учился на архитектора, подружился с Канье Уэстом и стал его «правой рукой», ответственным за всевозможный креатив. Начал он, как и Престон, с создания своей стрит-марки, однако со временем эстетика марки стала выходить за пределы «пацанской» парадигмы и приближаться к тому, что обычно показывают на подиумах. Так появился бренд Off-White, занявший место на стыке уличной одежды и pret-a-porter. Такое позиционирование вызвало большой интерес у любителей моды, и одежда со знаковым принтом в виде косых линий стала все чаще мелькать на стритстайл-фото. То, из чего «сделан» Верджил, выяснил Dazed Digital, но это и так очевидно: музыка, тусовка, интернет.

Итак, два человека развивают собственные бренды и один совместный, молодежь из сформированной ими тусовки — диджеи, рэперы, художники, модели — по очереди становятся их «музами» и создают поводы для выпуска какой-нибудь совместной футболки, картинки их веселых дружеских начинаний наводняют интернет и привлекают своей атмосферой, одновременно и душевной, и «сектантской». Все это радикально отличается от культуры «тяжелого люкса», традиционного глянца и VIP-мероприятий для солидных клиентов марок с историей. В России такая «унтермода» была сформирована Гошей Рубчинским (который, кстати, тусуется с дизайнерами Vetements и дефилировал на их последнем показе) и August Institute — двумя едва достигшими двадцатилетия парнями, первая же коллекция которых попала в концепт-стор КМ20 и была сметена.

К слову, Демне Гвасалии 34 года — он ровесник основателей BEENTRILL. Ажиотаж вокруг марки Vetements показал, что новая аудитория не может постоянно переваривать наследие XX века — она требует перемен и следующей экскурсии в 70-е, которую устроили этим летом большие и важные марки, может уже не вытерпеть.

Фото: Hypebeast.com Фото: Brock Kardiner Фото: Heron Preston Фото: August Institute

4. Игры гендера

Гендерный нонконформизм — одна из самых горячих тем года, и сфера моды ее добросовестно «отрабатывала». Сначала универмаг Selfridges открыл корнер гендерно нейтральной одежды, выпустив в честь открытия волшебное видео с трансгендером Хари Неф в главной роли.

Хари Неф становится одной из важнейших моделей года и вместе с другим трансгендером Валентайн де Хин позирует для лукбука масс-маркетового бренда & Other Stories. Появляются марки вроде Edith Marcel и Maison Marcy, делающие одежду, которую могут носить и мужчины, и женщины. Количество съемок с кроссдрессингом не поддается подсчету. На этой волне случаются маркетинговые курьезы, вроде выхода «гендерно независимого» парфюма от Calvin Klein. Чем этот продукт идейно отличается от других на огромном рынке унисекс-парфюмерии, непонятно. Институт цвета Pantone обвел рамочкой сразу два цвета — бледно-розовый (Rose Quartz) и нежно-голубой (Serenity), что следует трактовать как символ размытости традиционных гендерных границ

Фото: Dansk. «Menswear»/tilljanz.com Фото: Amos Mac

5. Хватит худеть!

Борьба за разнообразие красоты идет не первый год. Глянец начал признавать за собой ответственность за психику аудитории — за девушек с расстройствами пищевого поведения, часто приводящими к гибели. Поэтому все чаще неосторожные высказывания в духе «Если вы полноваты, то не обтягивайтесь» жестко пресекаются. Самые громкие эпизоды этой борьбы в 2015-м — хештег-кампания #rockthecrop за право оголять живот любого размера и ее странный русский аналог #саматыжирная, запущенный плюс-сайз-моделью Дилярой Лариной в ответ на заявление Ксении Собчак о том, что она «не любит жирных людей». В первом случае дело закончилось извинениями от лица всей редакции, во втором — высказыванием «ну, жирных я все еще не люблю».

И вот, под конец года рынок заметно «раскачался»: у масс-маркетовой компании River Island запускается линейка одежды 55–58 размера, а Жан-Поль Готье презентует совместную коллекцию со своей музой — панк-королевой Бет Дитто. Французское правительство взяло эксплуатацию «модельного стандарта» под контроль. Если после обязательного медосмотра будет выявлено, что здоровье модели «не соответствует практике профессии», ее работодатель может отделаться огромным штрафом, а может на полгода сесть в тюрьму.

Фото: beauty.ua

6. Все на Восток

В 2015 году произошло два события, которые поспособствовали продвижению азиатской моды. Первое — поездка обозревателя Vogue Сьюзи Менкес на Неделю моды в Сеуле. Колонка Менкес, матроны фэшн-журналистики, интегрирована в онлайн-издания Vogue разных стран, таким образом, Европа и Америка узнали о последних достижениях марок Blindness, Kye, Mundsoo Kwon, Beyond Closet и других. Разовые обзоры корейских дизайнеров периодически всплывают, но в этом году интерес к азиатским маркам очевидно усилился. На это указывает и возросшее количество уличных фоторепортажей с Seoul Fashion Week: гости сеульской Недели моды симпатичны, неизвестны и потому интересны.

Второе событие — выход книги Джеммы Уильямс Fashion China, первого толстого иллюстрированного издания с обзором наиболее значимых лиц китайской фэшн-сцены. Книга вышла вскоре после традиционного бала Met Gala, который устраивает Институт костюма в Нью-Йорке: бал был посвящен китайской культуре и моде, и после него, как все помнят, появилось огромное количество шуток и фотожаб о платье певицы Рианны, шлейф которого напоминал гигантский омлет. Время покажет, смогут ли эти события катализировать интерес потребителей к моде Востока и изменить расстановку сил в индустрии.

Фото: Blindness Studio Фото: munsookwon.com Фото: kyefashion.com Фото: Fake Natoo

7. Мода без ограниченных возможностей

Одно из важных событий мировой моды произошло в России: организация Янины Урусовой Bezgraniz Couture совместно с кураторами курса «Дизайн одежды» Британской высшей школы дизайна осенью представили коллекцию вещей, приспособленных под нужды людей с ограниченными возможностями. Когда излучающие радость модели на колясках дефилировали по подиуму, зрители стояли и плакали.

О том, как для людей с протезами создали специальные брюки, как решалась проблема костюмов для людей с ДЦП и синдромом Дауна, студенты «Британки» подробно рассказали «Снобу». В начале декабря аналогичную тему затронул журнал Vice. В нем появилось интервью с журналисткой и медиаменеджером Белль Оуэн, страдающей от псевдоахондроплазии, которая познакомилась с модельером Иззи Камиллери. В результате знакомства у Камиллери появилось множество разработок. Показ одежды Иззи Камиллери для людей, передвигающихся с помощью коляски, вызвал огромный ажиотаж от Канады до Вьетнама. После таких воодушевляющих историй остается надеяться на то, что инвесторы разглядят перспективу таких начинаний и помогут поднять бытовую и социальную жизнь людей с двигательными проблемами на новый уровень.

Фото предоставлено пресс-службой Mercedes Benz Fashion Week

Классификация мужчин сайта знакомств
1.Виртуальные ебари — категория мужчин от 18 до упора. Эта категория самая безопасная. Одной рукой стучат по клаве, другой дрочат. Им можно писать одну и ту же фразу, типа:»А что дальше?» и они будут описывать эротические фантазии в деталях, которые никогда не воплотят в жизни.
2. «Скучающие» Этим не х..й делать на работе – им нужно тупо убить время или просто поржать над кем-нибудь. 18-25 лет. Предпочитают скинуть аську и переписываться.
3. П….лизы- этим все сказано. Этим пох…й – кому, лижбы что-нибудь лизнуть. Когда в день приходит 20 сообщений о куни, я в ответ отправляю фразу: «Уже 15 раз отлизали не могу и больше не хочу» — быстро отваливают, но напишут обязательно, пока не попадут в черный список.
4. Постоянные лидеры – многим надоели, многих раздражают, но все равно им пишут. Реально встречаться не возможно, т.к. им НЕКОГДА ВСТРЕЧАТЬСЯ – нужно постоянно поднимать ставки.
5. Мозгоёбы – назначают встречу за неделю, все это время пишут, а как выходной – забывают позвонить, а как понедельник — общение возобновляется…
6. НАШ ПОСТРЕЛ – ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ…100% — РЕАЛЬНЫЕ. Общаются сразу со всеми. В день назначают 3-4 свидания – попить кофейку в течение дня и рядом со своей работой. Лучшая из четырех приглашается поужинать, побухать вечером с возможностью продолжения…
7. «САМОВЛЮБЛЕННЫЕ» — считают себя лучше всех и думают, что от их приглашения девушка должна плакать от счастья и ехать к нему за свой счет по первому вызову.
8. Самодостаточные идиоты — добиваются всего в жизни. Девушка должна соответствовать его уровню. В трудной ситуации на них лучше не рассчитывать. Им пох… чужие пробемы.
9. Спонсоры – ищут реально интим за деньги. Выбирают долго, поэтому постоянные жители сайта, но делают это боЛее корректно, чем пишущие девушкам мужчины в серой рамке: «Ну чё – поеб…ся сегодня?»
10.Проституты – тут интим за бабки. Пользуются популярностью у одиноких женщин после 40, но состоятельных. За деньги готовы на все унижения…
11 Женатики – развлечение на стороне.
12. ХАЛЯВЩИКИ – хотят все и сразу, готовы приехать в любой момент, чтобы побухать, пожрать за ваш счет и еще и поеб…ся. Цветов не ждите, максиму – бутылка дешевого вина или водки.
13. РОМАНТИКИ – безобидные, иногда слишком навязчивы. Любят учить как надо правильно жить, пришлют кучу стихов, которые никто не читает. Слепо верят, что найдут свою принцессу и будет, как в сказке со счастливым концом.
14. Типа «АЛЛИГАРХИ» — пацаны реальные, но жадные. Зато отдыхать они точно умеют. 20 минут на сайте и вечеринка организована с лучшими девчонками.
15. Командированные – развлекуха вдали от дома.
16. МУЖЧИНЫ с большой буквы «М». Таких мало, если повезло, надо за них руками и зубами держаться. ЩЕДРЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ, ЗАБОТЛИВЫ, НАДЕЖНЫ. Нет ПОНТОВ, хотя это – СОСТОЯВШИЕСЯ как мужчины люди. О таких можно писать ЛЕГЕНДЫ, СЛАГАТЬ СТИХИ. РЕСПЕКТ ИМ И УВАЖУХА!!! НО ВОПРОС:ГДЕ ОНИ..

3. Диагностика перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности

Методика «Разрезные картинки» (А.Н.Берштейн)

Цель: выявление уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики сформированности пространственных представлений (способности соотнесения частей и целого).

Стимульный материал: Цветные изображения (рисунки), состоящие из различного количества частей, имеющих разную конфигурацию.

— изображения, разрезанные на 2 равные части;

— изображения, разрезанные на 3 равные части;

— изображения, разрезанные на 4 равные части;

— изображения, разрезанные на 4 неравные части;

— изображения из 4 частей, разрезанные «под углом 90 градусов по диагонали»;

— изображения, разрезанные на 8 секторов;

— изображения, разрезанные на 5 неравных частей

Возрастной диапазон: от 2,5 до 6-7 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного.

Инструкция: «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».

Методика позволяет выявить на только актуальный уровень развития перцептивно-действенного компонента мышления, но и оценить обучаемость ребенка новым для него видам деятельности.

Время проведения обследования зависит от возраста ребенка, темповых характеристик его психической деятельности и количества необходимой помощи со стороны взрослого.

Виды возможной помощи

— стимулирующая помощь;

— организующая помощь;

— обведение целого изображения рукой ребенка;

— полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание.

Показатели:

Анализируется не только успешность выполнения, но и стратегия деятельности ребенка. Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок хаотично подкладывает части рисунка друг к другу, может «инертно зависнуть» на какой-либо детали, перестать манипулировать с остальными частями. Если ребенок не может воспользоваться помощью взрослого даже после нескольких развернутых обучений (при отсутствии негативизма или протестных реакций), это является достаточным дифференциально-диагностическим показателем для оценки характера познавательной деятельности ребенка.

Возрастные нормативы выполнения:

— дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам как по вертикали, так и по горизонтали, но часто встречаются зеркальные варианты «сборки»;

— дети 4-4,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек его), на 4 равные прямоугольные части;

— дети 4,5-5,5 лет обычно справляются с заданием на складывании картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей, на 4 равные диагональные части. При этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка (например, на изображении мяча);

— дети старше 5,5 -6 лет обычно справляются с заданиями на складывание картинок, разрезанных на 4 и более неравных частей различной конфигурации.

Методика «Кубики Кооса»

Цель: определение уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, исследование уровня притязаний.

Стимульный материал: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Коса, расположенные в порядке усложнения.

Возрастной диапазон : начиная с 3,5 до 9-10 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков.

Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить такой же»

Сами узоры ребенок должен складывать на столе, не накладывая кубики на узор, а рядом с ним. По мере успешного выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью.

Если ребенок затрудняется в складывании даже простого узора, психолог оказывает ребенку необходимую помощь (стимулирующую или организующую) для того, чтобы побудить его к началу работы или сам складывает этот же узор из других кубиков на глазах у ребенка (развернутая наглядная помощь). После этого следует попросить ребенка повторить действие из «его» кубиков, сложив такой же узор самостоятельно. При положительном результате ребенку предлагают сложить более сложный узор.

Показатели:

— сформированность пространственного анализа и синтеза;

— обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);

— преимущественная стратегия деятельности (целенаправленная, хаотическая, методом проб и ошибок;

— критичность ребенка к собственным результатам

Возрастные нормативы выполнения:

— дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданиями № 1,2. При этом допустимо использование стратегии проб и ошибок. Возможны ошибки зеркального типа или нарушения конструкции квадрата – когда узор складывается только из 2-х кубиков.

— дети 4-5 лет обычно справляются с несколько более трудными заданиями (№ 3,4,5) при небольшой помощи, допуская единичные ошибки, в том числе зеркальные и масштабные (например, в узоре №5: красные «бантик» складывается не из 4, а из 2 кубиков углами друг к другу);

— дети 5-6 лет способны выполнить задания вплоть до №6, но при этом возможны единичные ошибки «диагонального типа» (ошибки пространственного анализа, когда диагональные линии, которые получаются из сторон кубиков, раскрашенных пополам, пытаются складывать из целиком раскрашенных сторон кубиков, тем самым полностью нарушая логику узора);

— дети 7 лет самостоятельно справляются с заданиями № 1-7 (8), работая целенаправленно со зрительным соотнесением, но нуждаются в некоторой помощи при выполнении более трудных узоров № 9,10;

— начиная с 7,5-8 лет дети могут выполнять самостоятельно все задания, допуская единичные ошибки того или иного типа и, как правило, могут самостоятельно их исправить.

Задание 1.

На изучение какого психического процесса (или личности) направлена методика?

(В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+»)

Методика

Предмет изучения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

Личность

1.Доски Сегена

2.Разрезанные картинки

3.Корректурная проба

4.Кубики Коса

5.Классификация предметов

6.Тест Люшера

7.10 слов Лурия

8. ТАТ (САТ)

9.Рисунок семьи

10.Установление последовательности событий

11. Пиктограмма

12. Прогрессивные матрицы Равена

13.Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву

14.Методика Пьерона-Рузера

15. Тест Торренса

16.Методика «Дом-Дерево-Человек»

Задание 2. Отметьте знаком «+» методики для изучения восприятия учащихся 1-4 классов:

— Заучивание 10 слов — Разрезные картинки

— Доски Сегена — Кубики Кооса

— Таблицы Шульте — Простые и сложные аналогии

— Тест Амтхауэра — Матрицы Равена

— Корректурная проба — Тест Озерецкого

Задание 3.

Напишите в два столбика методики изучения вербального и невербального интеллекта учащихся 1-4 классов.

Изучение особенностей сформированности понятийного мышления

Методика «Предметная классификация»

Цель: выявление уровня развития понятийного мышления, процессов обобщения и абстрагирования, анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, объема и устойчивости внимания.

Стимульный материал: набор изображений (1 серия -25 карточек размером 5/5; 2 серия – 32 карточки размером 7/7). Должны быть представлены изображения по всем значимым для детского восприятия признакам – цвет, форма, величина. Размер и количество изображений должны быть соотносимы с возрастными показателями зрительного восприятия. На карточках приведены предметные изображения, предполагающие категориальную классификацию. Предполагаются такие категории как: овощи-фрукты, одежда, насекомые, люди, рыбы, посуда, мебель и т.д.

Возрастной диапазон: 1-серия предметной классификации предназначена для детей от 3 до 5 лет, 2-я серия – от 5 до 8 лет, для детей старше 8 лет предлагается 70 карточек (34 цветных изображений, 36 – черно-белых)

Процедура проведения:

1. Карточки в случайном порядке раскладываются на столе перед ребенком.

Инструкция(для детей 3-8 лет): «Посмотри на эти картинки, все ли тебе тут знакомо? (При отрицательном ответе — незнакомые картинки обсуждаются.) Из всех лежащих перед тобой картинок подбери подходящую вот к этой».

Если ребенок не решается начать выбирать что-либо, ему оказывается стимулирующая помощь и говориться, что не бывает правильного и неправильного выбора, все, что он выберет будет правильно. В начале работы от ребенка не требуется объяснение причины подбора, позже психолог может спросить, почему эти картинки являются подходящими к изображению- стимулу. Психолог определяет ведущий классификационный признак, который используется ребенком для подбора.

Инструкция (для детей старше 8 лет):

1.»Разложи карточки, складывая подходящие вместе – что к чему подходит». При этом названия групп и их количество не указывается. На первом этапе важно отметить:

— как ребенок пытается ориентироваться в новом задании;

— сам ли он понял задачу;

— какое количество стимулирующей или организующей помощи необходимо ему.

2.»Продолжай раскладывать, как ты это делал. Разложи все карточки по группам и каждой группе дай свое название – общее для всех картинок». Необходимо, чтобы ребенок дал название каждой из выделенных им групп и объяснил свои обобщения.

3.»Раньше ты складывал карточку с карточкой. А теперь нужно объединять группу с группой так, чтобы групп стало меньше. Но так, чтобы каждой такой новой группе можно было дать общее название, как и раньше».

По мере того, как ребенок производит объединение групп, психолог задает уточняющие вопросы по поводу той или иной новой группы.

Показатели:

— критичность и адекватность выполнения;

— уровень доступности задания;

— уровень развития обобщений – основной тип обобщений;

— наличие специфики мыслительной деятельности (разноплановость мышления, опора на несущественные, латентные признаки, непоследовательность суждений, склонность к излишней детализации);

— объем необходимой помощи

Методика «Свободная классификация»

Е.Я. Агаева

Апробация:

Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.

Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.

Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: «Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп». Ребёнок должен проанализировать изображённое на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы. После завершения классификации можно спросить ребёнка: «как можно назвать каждую группу? » для того, чтобы определить степень осознанности проведённой классификации.

Обработка результатов: Если ребёнок выделяет 4 — 5 групп преимущественно по существенному, понятийному признаку, то задание выполнено на высоком уровне.

Среднему уровню соответствует выбор по несущественным признакам. Например, «что летает» и т.д.

Невыполнение задания соответствует низкому уровню развития обобщения.

Методика «10 слов»

А.Р. Лурия

Апробация:

Цель: определение особенностей памяти, отклонений в психическом статусе (истощаемость, утомляемость, неустойчивость внимания).

Стимульный материал: 10 односложных и двусложных слов.

Проведение обследования: задание даётся в несколько этапов. Ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь». Ребёнок повторяет слова, ответы фиксируются в протоколе. Затем ребёнку читаются те же слова, ребёнок повторяет те, что запомнил. Опыт повторяют 5 раз — до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова.

Обработка результатов: слова нумеруются, и при произнесении слова ребёнком ставится его номер. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в каждом повторе.

В норме кривая запоминания идёт вверх.8 — 9 слов также считается нормой.

Диагностика уровня развития наглядно-образного и элементов логического мышления

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10

1. Рисунок человека

Ребенку предлагают нарисовать человека («дядю»), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» — и после ответа, например, «голова» — предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т.д. В конце обязательно нужно спросить: «Ты нарисовал все, что нужно?»

Оценка результатов

При оценке рисунка человека учитывается:

— наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног;

— наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды;

— способ изображения рук и ног: одной чертой (низкий) или двумя чертами, так что видна толщина конечностей (высокий).

Рисунок высокого уровня — если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей, руки и ноги имеют толщину.

Рисунок низкого уровня — если изображено пять или меньше основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног).

В промежуточных случаях — среднего уровня.

2. Собирание разрезных картинок

Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис.1.

Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рис.2). В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Оценка результатов

Результат оценивается как высокий в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая (более простая) – верно, то результат оценивается как средний. Если обе картинки собраны неверно, то результат оценивается как низкий.

3. Методика «Свободная классификация»

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

Невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов

Выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл

Выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла

Выполнение по основной инструкции — 3 балла

Оценка в 3 балла свидетельствует о хорошем развитии логического мышления, 1-2 балла — средний уровень развития, 0 баллов — показатель того, что развитие логического мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

1.5 Диагностика речевого развития

1. Изменение существительных по числу (для 6 лет)

Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом одинпредмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось многопредметов. Например, я скажу:

«к а р а н д а ш», а ты должен ответить «к а р а н д а ш и». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Если, изменяя слово «книга», ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает «книжки», «много книг» и т.п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга – книги».

Оценка результатов

Высокий уровень – не более 2-х ошибок;

Средний уровень – 3 – 6 ошибок;

Низкий уровень – 7 и более ошибок.

Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искаженные формы множественного числа (город – городы, ребенок – ребенки, ухо — ухи) и т.д. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты», «окны» и т.п., то при оценке результатов они не учитываются.

2. Тест словаря (по Ю.З. Гильбуху) для 6-7 лет

Тест представляет собой набор из 10 слов, которые ребенок должен определить (ответить на вопрос: «Что это такое?») На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка. Тест применяется индивидуально. При массовом обследовании детей наборы слов рекомендуется чередовать.

Наборы слов русского варианта:

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, развязывать, чесать, мягкий.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Наборы слов украинского варианта:

1. Велосипед, цвях, лист, парасолька, хутро, герой, качатися, з’єднувати, кусати, гострий.

2. Літак, молоток, книжка, плащ, пір’я, друг, плигати, розділяти, бити, тупий.

3. Автомобіль, віник, блокнот, чоботи, луска, страхополох, бігти, зв’язувати, щипати, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, капелюх, пух, ябеда, вертітися, розв’язувати, чесати, м’який.

5. Мотоцикл, щітка, зошит, черевики, шкура, ворог, спотикатися, збирати, погладжувати, шершавий.

Инструкция ребенку: Представь себе, что ты встретился с иностранцем, человеком из другой страны, который плохо понимает русский (украинский) язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты ответишь?

Если ребенок не может дать словесный ответ, то ему предлагают нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Оценка результатов:

Оценкой является сумма баллов, выставленных за каждое из десяти слов.

Шкала оценок:

0 баллов – отсутствие понимания слов: ребенок заявляет, что не знает значения слова или неправильно объясняет содержание, например: «Мех – его кладут в подушку и спят на ней».

1 балл – понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла – ребенок словесно описывает предмет, например, «Велосипед: на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше – два больших и одно маленькое». Или «Это, чтобы на нем кататься». «Зонтик чтобы прятаться от дождя».

2 балла – ребенок дает определение, которое приближается к научному (то есть такое, в котором содержится указание на род и отдельные видовые признаки, например: «Письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте»).

Методика «Классификация предметов»

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Метод предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.

Для проведения эксперимента используется колода из 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек, подает ее испытуемому и говорит «Разложите эти карточки по группам — что к чему подходит». Это так называемый «глухой» этап инструкции. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду и шкаф, морковь и кастрюлю, стакан и стол и т.д.).

После того, как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, экспериментатор оценивает составленные группы и начинается 2 этап работы.

Инструкция: «Я уточню Вам условие задания. Вам нужно объединять карточки в группы на основании какого-то общего признака, и назвать каждую группу одним словом».

Если больной правильно обобщает, анализирует и синтезирует, у него должны получиться следующие группы:

Тогда экспериментатор переходит к третьему этапу классификации. На третьем этапе предлагается следующая инструкция: «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три».

Если испытуемый способен к сложным обобщениям, то он собирает три следующих группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы».

При интеллектуально-мнестическом снижении по органическому (алкогольному) типу у больного часто возникают серьезные затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формирование понятий по обобщенному признаку. Тогда его мышление тяготеет к конкретному, и он устанавливает конкретные ситуационные группы: например, объединяет бабочку с цветком, так как бабочки садятся на цветы, или объединяет моряка с пароходом и т. д. Такие испытуемые вообще не доходят до третьего этапа выполнения задания, эксперимент прекращается раньше.

У больных шизофренией при выполнении этой методики наблюдается феномен искажения мыслительных операций. Решение такой мыслительной задачи, как классификация, предполагает анализ условий, выделение совокупности существенных признаков предметов, объединение понятий по этим общим признакам. Все эти возможности: выделения общего признака, сопоставления, обобщения, абстрагирования – остаются у больных шизофренией сохранными довольно долго, но тот признак (критерий), на который больной опирается при решении аадачи, не является значимым, существенным. В использовании критериев больной не опирается на общечеловеческий опыт, не опирается на практику. Феномен отказа от общезначимых критериев, опора на латентные признаки в классификации и назван искажением. Например, больной объединяет птиц, самолет и пчелу на основании критерия, что они все «летающие» (а общий признак «живое»-«неживое» ускользает от внимания больного).

Методика «Классификация» выявляет также нарушения не только операционального, но и мотивационного звена мышления у больных шизофренией, в частности, феномен разноплановости: при решении одной и той же задачи больной исходит из разных установок, используя одновременно несколько критериев. При этом больной нечувствителен к противоречиям в суждениях. Например, больной начинает правильно раскладывать группы «Измерительные приборы», «Деревья», «Инструменты», и вдруг раскладывает следующие группы по доминирующему цвету («красные», «синие» и т.п. – другой критерий). Если экспериментатор говорит, что должно быть одно основание классификации – любое, но одно – больной шизофренией, как правило, отказывается исправлять ошибки, настаивая на правильности своего решения.

Методика «Исключение лишнего»

Методика имеет два варианта: первый — исследование на предметном, второй — на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: «Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно — ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках — 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками — «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова — «земля» и «растения».

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Образование аналогий. Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания — в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов — образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:

электричество пар

проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет потрубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.

Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.

Образование сложных аналогии предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы, так же как и С. Я. Рубинштейн (1962), применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием.

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например: «овца — стадо» — часть и целое, «малина — ягода» — это определение, «море — океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное решение задания носит следующий характер: «Глава является частью романа, аналогично тому, как овца — частью стада».

Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

Формування штучних понять

Для дослідження здатності формування понять часто застосовується методика, розроблена Л. С. Виготським і Л. С . Сахаровим (1930). Методика ця вельми складна, і правильне виконання завдання обстежуваним свідчить про відсутність у нього інтелектуального зниження.

За даними Л. С. Виготського (1938), за допомогою даної методики можна констатувати порушення функцій освіти понять не тільки при явних розладах мислення, а й у хворих, у яких поза експериментальної обстановки важко помітити порушення формального мислення.

Перед обстежуваним безладно розміщують набір стереометричних фігур, що відрізняються формою, кольором і величиною (рис. 8). На прихованою від нього нижній стороні цих фігур є умовні написи («біт», «ців», «гур», «лаг»). Довільно вибирається одна фігура, і досліджує пояснює, що напис на ній (наприклад, «ців») абсолютно нічого не означає, умовна, але наявними в цьому наборі фігурам з аналогічним написом притаманний загальний ознака. Обстежуваний повинен встановити, які фігури входять в цю групу, тобто визначити поняття «цев».

Після цього обстежуваний відбирає кілька фігур і пояснює свою гіпотезу. Наприклад, він вважає, що до «ців» відносяться всі фігури того ж кольору. Тоді досліджує перевертає одну з відібраних помилково фігур і показує напис — незважаючи на те, що вона того ж кольору, вона не «ців». Якщо обстежуваний відбирає ряд фігур, керуючись однаковою формою, який досліджує таким же чином показує йому помилковість цієї гіпотези. Таким чином, залишається одна можливість — визначити поняття «цев» залежно від розмірів, що представляється досить важким, так як розміри фігур характеризуються двома ознаками — площею підстави і висотою.

Результати досвіду оцінюються в залежності від тою, скільки ходів знадобилося обстежуваному для виконання завдання, наскільки логічні були його міркування при цьому, як сприймалася допомогу досліджує. При цьому дослідженні виявляються афективно-особистісні якості обстежуваного, особливо виявляються в реакції на неуспіх.

Методика Виготського — Сахарова дещо спрощена А. Ф.

Говоркова (1962). Мета цього спрощення — пристосування методики формування штучних понять до дитячого віку. Обстежуваному показують 16 вирізаних з картону фігур, що відрізняються формою (два види), кольором (червоні і зелені) і величиною (чотири варіанти) (рис. 9). На обороті цих фігур написані їх умовні позначення, наприклад «гацун». Одну з фігур «гацун» (наприклад, № 5) дають обстежуваному і просять відібрати інші фігури цього розряду. Кожну відібрану фігуру обстежуваний перевертає і по напису на звороті переконується в правильності чи хибності свого вибору. Про результати дослідження судять за кількістю ходів, що знадобилися обстежуваному для формування поняття. При дослідженні дітей цією методикою визначається їх здатність до цілеспрямованих і послідовним діям, вміння вести аналіз одночасно в декількох напрямках, відкидати неподкреп-лені ознаки. Ці особливості характеризують перебіг процесів узагальнення і відволікання у обстежуваних.

Date: 2015-06-11; view: 20616; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Методы диагностики зрительных агнозий

Зрительная оценка простых и хорошо знакомых предметов и изображений протекает у здорового испытуемого легко и их анализ носит свернутый характер. Лишь в патологических случаях — при нарушении одного из упомянутых выше условий — этот процесс может существенно затрудняться и снова приобретать развернутый характер, включая ряд вспомогательных приемов (обведение контуров предмета пальцем, словесный анализ возможного значения предмета и т. д.). Учет этих вспомогательных средств может дать ценные сведения о том, какое звено сложного процесса зрительного восприятия предмета нарушено.

Как это имеет место при анализе других корковых функций, нарушение сложного зрительного восприятия может наблюдаться при выпадении каждого из упомянутых выше условий. Поэтому нарушение активного рассматривания, дефекты в выделении существенных признаков информации так же, как и нарушение зрительного синтеза этих признаков и преждевременное заключение о значении воспринимаемого предмета или затруднение в подыскании его адекватного обозначения,— все это может по-различному отражаться на структуре зрительного восприятия предмета и приводить к возникновению ряда симптомов, имеющих отчетливое топическое значение.

Исследование зрительного восприятия предметов или изображений должно поэтому быть построено таким образом, чтобы оно могло обеспечивать оптимальные возможности качественного анализа результатов. Обычно оно начинается с предъявления больному предметов или их четких изображений, причем больному предлагают (без ограничения времени) внимательно рассмотреть и назвать их. При нарушении речи название может быть заменено другим способом, показывающим, что больной действительно узнал предмет.

Следующая фаза исследования, к которой нужно перейти, если первая фаза не обнаружит сколько-нибудь заметных нарушений, заключается в предъявлении больному сложных или недостаточно четких изображений предметов. Сюда могут быть включены изображения, допускающие множественное толкование (особенно пригодны такие изображения, отдельные детали которых толкают на ложные заключения и для правильной оценки которых необходимо тщательное сопоставление основных деталей). Сюда же относятся контурные или силуэтные изображения, так же как и изображения, сделанные крапом или стилизованные изображения, восприятие которых может представлять известные трудности. Примером таких изображений могут служить изображения, данные в условиях «зрительных шумов», использованные И. М. Тонконогим и И. И. Цуккерманом. Авторы показали, что степень «зашумленности» рисунка можно дозировать и что опыты с анализом этих рисунков могут служить сенсибилизированными пробами для исследования тонких форм нарушения зрительного восприятия. Особенно пригодными могут быть контурные стилизованные изображения, создающие тенденцию оценить изображение как разновидность «письма».

Третьей фазой исследования служит предъявление больному перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (прием, введенный Поппельрейтером, 1917—1918). В этих условиях зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от посторонних элементов фона или раздельно воспринять контуры нескольких фигур, наложенных друг на друга. На рис. 1 и 2 приводятся образцы таких изображений.

Последняя и наиболее сложная фаза исследования активного зрительного восприятия заключается в предложении больному выделить фигуру, замаскированную в другой, более сложной структуре (такие фигуры были введены в психологическое исследование Готтшальдтом) (рис.3), или же выделить из однородной сетки (например, из шахматной доски) заданную фигуру (например, крест с белым или черным центром, прямоугольник и т. д.), которую больной должен себе ярко представить и которую он должен выделить, обводя пальцем контур этой фигуры. Схема такого опыта дается на рис. 4.

Рис. 1. Перечеркнутые, фигуры для исследования зрительного восприятия

Рис.2. Наложенные друг на друга фигуры для исследования зрительного восприятия (по Поппельрейтеру, с изменением)

Рис. 3. Замаскированные зрительные структуры (по Готтшальдту)

Рис. 4. Опыт с выделением фигуры на шахматной доске

Специальную серию составляют опыты, при которых больной должен не только различить определенную зрительную структуру, но отдифференцировать ее от другой, а в отдельных случаях и уловить сложный принцип, по которому эта структура построена.

Примером такого исследования являются известные пробы Равена (рис. 5), при которых больному дается структура с известным зрительным пропуском, который’ он должен заполнить, отобрав из нескольких предлагаемых вставок ту, которая подходит к данной структуре. В различных по трудности пробах нужная вставка должна быть дифференцирована от зрительно близких, но не обладающих соответствующим комплексом признаков. Решение этой задачи требует сложной аналитико-синтетической деятельности, поэтому данная проба является одной из наиболее сложных, но вместе с тем и обеспечивающих наиболее богатые возможности для анализа.

Как правило, все предлагаемые больному фигуры даются ему без ограничения времени, и он может рассматривать их столько, сколько ему нужно для того, чтобы узнать данную фигуру; нередко уже самый процесс рассматривания фигуры, те предположения, которые больной делает, и заключения о значении фигуры, к которым он в конечном счете приходит, дают ценный материал для анализа-особенностей его предметного восприятия.

Рис. 5. Опыты по дополнению пропусков в фигурах (по Равену). Испытуемый должен найти ту вставку из шести, которая должна заполнить пробел общей схемы, а, б, в — три различные пробы

В тех случаях, когда такое исследование не обнаруживает сколько-нибудь заметных дефектов, возможно применение специальных «сенсибилизированных» приемов. В этих случаях фигура может демонстрироваться больному лишь на короткий срок (в отдельных случаях для этих целей может быть использовано тахистоскопическое предъявление фигуры). Сенсибилизирующее значение имеет также и предъявление фигуры или изображения в неправильном положении; больные с дефектами оптического гнозиса нередко оказываются не в состоянии узнать перевернутую фигуру или воспринимают ее неправильно.

В качестве облегчающих приемов может быть использовано предложение больному обводить контур фигуры пальцем или когда больному даются наводящие вопросы, часть из которых подсказывает правильное значение фигуры, или, наконец, когда исследующий указывает на какой-либо существенный признак, тем самым помогая найти правильное значение изображения.

Специальную форму опыта с изучением нарушения оптического гнозиса представляют опыты с узнаванием портретов знакомых лиц или с нахождением данного изображения лица среди многих незнакомых.

Эти опыты могут успешно вскрывать тонкие расстройства в узнавании лиц, характерные для описанных в литературе случаев «агнозии на лица».

Опыты с анализом зрительного восприятия предметов и изображений обнаруживают характер тех изменений, которые наступают в оптическом гнозисе при очаговых поражениях мозга.

Особенно отчетливые данные получаются при исследовании больных с поражениями затылочно-теменных отделов коры (особенно двусторонних или левосторонних) и явлениями оптической агнозии.

Больные этой группы могут обнаруживать заметные дефекты при выделении и зрительном синтезе существенных информативных признаков, позволяющих узнать предъявленное им изображение. Как правило, они схватывают только один — наиболее отчетливый или бросающийся в глаза — признак и, не соотнося его с другими признаками и не синтезируя зрительно нужного комплекса признаков, сразу же делают заключение о значении предъявленного им изображения, «догадываясь» об этом значении на основании отдельно выхваченного фрагмента.

В наиболее тяжелых случаях больные не в состоянии узнать даже относительно простые предметы или их реалистические изображения, и, оценивают «очки» как «велосипед», нe будучи в состоянии синтезировать два кольца и линии в нужный образ, или «пароход» как «фабрику» (на основании окон и трубы) 1 и т. д. В менее отчетливо выраженных случаях такие затруднения выступают лишь при зрительном узнавании сложных по своей структуре изображений, для оценки которых выделение одного признака оказывается недостаточным и правильное узнавание которых обязательно предполагает синтез нескольких признаков. Именно в таких случаях изображение дивана с двумя выступающими с обеих сторон валиками может оцениваться как «автомобиль» (ошибочная оценка валиков как «фар») и т. п. В еще более стертых случаях те же дефекты могут проявляться при рассмотрении контурных силуэтных или стилизованных изображений или же изображений, перечеркнутых какими-либо четкими линиями (спиралями, углами), или же, наконец, при рассматривании контуров, наложенных друг на друга.

Естественно, что узнавание предметов происходит во всех этих случаях легче, чем восприятие их изображений; возможно, что это связано с тем, что в восприятии предмета гораздо большую роль играют сопровождающие этот предмет кинестетические компоненты. Само собой понятно, что больной с оптической агнозией легко узнает предмет, если он ощупает его.

Характерной особенностью больных с поражением затылочных отделов мозга является тот факт, что они настойчиво продолжают активно рассматривать предложенные им изображения, перемещая взор и пытаясь выделить и соотнести нужные опознавательные признаки. Столь же активным характером отличается их речь, которая изобилует догадками, а иногда и коррекциями. Такие больные почти никогда не высказывают уверенных суждений о содержании рассматриваемого изображения. В их оценках постоянно остаются сомнения в форме таких, например, высказываний, как «наверно, это велосипед.., а может быть, это что-то другое…», сопровождающиеся жалобами на «плохое зрение».

Своеобразный характер нарушения восприятия этих изображений имеет место у больных с симптомами симультанной агнозии. Как правило, эти больные могут сразу воспринять только один элемент (или одно изображение), поэтому при рассматривании изображений получаются нестойкие, колеблющиеся результаты. Воспринимая всё изображение, они дают его правильную оценку. Однако, начиная рассматривать детали, они теряют целый образ, изображение в целом исчезает, заменяясь изолированными фрагментами. Тот факт, что рассматривание объектов у этих больных сопровождается отчетливой «атаксией взора», существенно облегчает диагностику этой формы поражений.

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

Психология bookap

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *