Методический прием совместное сюжетосложение используется

Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения»

Екатерина
Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения»

«Основы сюжетосложения»

Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере (память, внимание, мышление и тд, так как в процессе игры развиваются все познавательные процессы, речь, социально – коммуникативное развитие.

В связи с этим, возникла необходимость развития этого аспекта основной деятельности детей дошкольного возраста.

Сл 3 Диагностика:

Метод -наблюдение за игрой детей (что смотрела в игре):

В целом, компоненты игры сформированы, но выявляются следующие трудности в развитии основ сюжетосложения:

— Трудности на этапе возникновения замысла: однообразие сюжетов.

— не умение детей использовать элементы игры в воображаемом плане;

— Отсутствие потребности

— Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию взаимоотношений;

— Ролевой диалог беден;

— Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель;

— Нет вариативности в использовании ролей.

Сл 4 Метод- педагогическое наблюдение

Вставить диаграммы, круги Сентябрь 2017, 13 воспитанников

Сформировано- нет

Частично сформировано — Кол-во детей. проценты

Проблемы развития – кол-во детей, проценты.

Сл 5 Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов.

Совместное сюжетосложение – это более сложный способ построения игры.

Его задачи:

• Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий в игре,

• Развивать умение выстраивать новые сюжетные линии в процессе игры;

• Развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

СЛ 6 Интеграция образовательных областей

Развитие основ сюжетосложения процесс интегративный, где реализуются все задачи образовательных областей.

Социально – коммуникативное развитие – здесь происходит развитие и совершенствование всех компонентов игры. (Любая игра имеет тему, в соответствии с темой, строится сюжет, третьим элементом в строении игры становится роль, содержание игры, игровой материал и игровое пространство, ролевые и реальные отношения).

Познавательное развитие происходит на этапе знакомства со сказкой, умение детей складывать разный сюжет сказки и складывать их в один сюжет, взаимодействие персонажей сказки (диалоги, поступки, выражение отношений между персонажами).

Физическое развитие. Здесь дети учатся передавать мимику, движения соответствующие выбранному герою, так, что бы он был узнаваем окружающими детьми. Могут изменять присущие литературному герою основные черты, меняя их в соответствии с изменением сюжета.

Речевое развитие. Особое внимание необходимо уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР. От них нужно требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречвление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. Развивается умение строить сложноподчиненные предложения, развивается лексическая сторона речи, происходит обогащение словарного запаса.

Художественно – эстетическое развитие. Сюда включены игры – драматизации, именно в них раскрывается творческий потенциал ребенка. Формируется умение передавать свои впечатления в художественно – творческой деятельности (рисование, аппликация, лепке).

Сл 7 Принципы использования сюжетосложения, как основного приема развития у детей игровых умений и навыков

Принцип учета индивидуальных

потребностей ребёнка;

Принцип системности;(от простого к сложному)

Принцип последовательности;(Начало игры, сюжет, роли, выстраивают действия, поведение)

Принцип интегративности;(СК р. Осуществляется не только в игре но и во всех видах детской деятельности – конструирование, математика, подвижные игры)

Принцип поддержания детской инициативы. (способствовать расширению форм, создание условий)

Способы развития

Сл 9 Методы и приемы:

Работу обучению сюжетосложению я провожу в несколько этапов:

— Подготовительный – знакомство со сказкой, её героями, рассматривание иллюстраций, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев; прием группового обсуждения, который организует взрослый.

— вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение (здесь можно использовать мнемотехнику);

— создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов – заместителей, игрушек – самоделок, поделок, обучение игровых действий с ними.

Сл 10 Основной этап Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. сначала играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки.

На данном этапе используется ряд приемов:

«Придумывание конца сказки» опираясь на смысловые опоры, уже знакомые детям сюжеты (мнемотаблицы);

Введение проблемной ситуации: на что направлено

Новый персонаж сказки.

• «Иллюстрация сказки». После обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать иллюстрации к ней. Хорошо было бы взрослым нарисовать еще и свои рисунки. После рисования можно будет обсудить рисунки. Только делать это надо не сразу, а, например, на следующий день. В перерыве, можно внимательно рассмотреть рисунки ребенка и выяснить, все ли там нормально или есть что-то настораживающее. В дальнейшем можно попросить ребенка самостоятельно рассказать сказку по имеющимся рисункам.

• «Драматизация сказки». Начинаем с того, что раздаем роли, при этом можно давать роли и игрушкам, в случае если их некому играть. Затем выстраиваем сказочное пространство – обозначаем, где будет дом, где будет лес и т. д. Когда все готово, начинаем рассказывать сказку и исполнять роли. В роли режиссера может выступать как взрослый, так и ребенок.

• «Чудеса в решете». После прочтения сказки, ребенку предлагается найти в ней различные чудеса, обсудить их значение. Выяснить, к чему приведет отсутствие того или иного чуда в сказке. Поразмышлять о том, что в реальной жизни может означать это волшебство

• «Сказка наоборот». Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.

• «Сказка в заданном ключе». Сказка придумывается в заданном ключе: а) в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет; б) сюжет сказки как бы перемещается в другое время и пространство; в) ребенку предлагается сюжет, который он завершает по собственному усмотрению; г) рассказывая сказку, предложите ребенку помочь главному герою найти решение проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей, при этом сначала этот прием используют для знакомых сказок, а затем – для вновь придуманных сюжетов.

• «Событийная цепочка». Ребенку предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.

• «Письмо сказочному герою». Ребенку предлагается написать письмо своему любимому герою, поделиться с ним своими впечатлениями, пожеланиями, просьбами.

• «Перевирание сказки».

«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д. …» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.

• «Салат из сказок»

Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

Здесь игра полностью или частично сопровождается взрослым 6 он берет на себя определенную роль, создает проблемные ситуации, помогает их разрешению, вности в игру атрибуты (предметы – заместители, помогает создать обстановку и т. д.

— Сл 11самый сложный этап – самостоятельная игра детей. Здесь педагог является «консультантом», он может помочь детям, если сюжет исчерпал себя, при решении конфликта, развития диалога героев.

Приемы:

Цель: Поддерживать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка); подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.

Методы и приемы:

Косвенные – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры);

Прямые – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в

игре, разъяснение, совет в ходе игры, предложение новой темы игры и др.).

Как изменяется самостоятельная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений?

*Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры.

*Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам разыгрывания сказки и т. п.

*часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей.

*намечают дальнейшее направление сюжетосложения.

*Игра развертывается в группах до 3—4 человек,

*причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера.

*Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Однако не следует ожидать, что дети каждый раз будут развертывать совершенно новую игру. Дети с ЗПР привязаны к своим изобретениям и не прочь их воспроизвести. Но возвращаясь к уже придуманному сюжету, необходимо стремиться к тому, что бы они варьировали его, подхватывая и согласовывая друг с другом возникающие в процессе игры новые идеи.

Еще одним направлением работы в плане преемственности по формированию сюжетосложения у детей ЗПР, была работа с родителями воспитанников. Задача которого направлена на просвещение родителей по повышению педагогической грамотности в отношении игры в общем, и как ее компонент – сюжетосложение.

В частности, были проведены родительские собрания с включением мультимедийных презентаций, на которых был показан пример развития игры на основе отдельно взятой сказки и сюжетно – ролевой игры, где рассказывалось, как по способам усложнения, изменения, а может и упрощения сюжета можно развивать обогащать знания детей.

Родители помогали и оснастить предметно – пространственную среду (уголок ряженья, маски, атрибуты для СРИ).

Проведена выставка рисунка по любимой сказке, где ребенок затем рассказывал отрывок из нее, показывал главного персонажа, рассказывал об основных его качествах и т. д., что позволяло в дальнейшем проигрывать вместе с детьми этот отрывок применяя в частности и основы сюжетосложения.

Все это поспособствовало тому, что интерес родителей к игре, как к способу повысить общее развитие своих детей значительно возрос, что и отразилось на более успешном освоении сложными игровыми навыками у детей.

В результате проведенной работы по формированию навыка сюжетосложения в ролевой игре с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР удалось повысить творческое воображение. Повышение творческого воображения в ролевой игре произошло за счет созданными нами педагогическими условиями, при которых дети смогли раскрепоститься и проявить инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учётом мнения партнёров по игре. Созданное нами игровое пространство не ограничивало, а наоборот, способствовало проявлению всех компонентов творческого воображения в сюжетно-ролевых играх детей.

Оценка динамики проведенной работы осуществлялась по выделенным нами количественно-качественным критериям.

Количественные критерии:

— динамика уровней творческого воображения, как у отдельного ребенка, так и в целом по группе;

— динамика преобразования игровых умений детей.

Качественные критерии:

— особенности творческого воображения в ролевой игре до и после начала обучения сюжетосложению;

Данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности, показали положительную динамику повышения уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре способом сюжетосложения. Среднее повышение уровня сюжетосложения в ролевой игре в группе составило — 40%, уровень игровых умений в сюжетно-ролевой игре – 72%.

Игра как метод диагностики развития детей

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку — потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

Предметом внимания педагога должно стать поведение детей в ситуации принятия решения во время игр с правилами. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Важно определить, насколько сознательно ребенок принимает поставленную цель, указания к ее достижению, руководствуется ли объяснениями педагога, получает ли адекватный цели результат, способен ли оценить его с позиции поставленных требований, как он относится к своей работе и ее результату. Например, для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений детям предлагается игра «Контролер». В игре необходимо запомнить ряд требований и правил, затем, ориентируясь на них, совершить контрольно-проверочные действия.

Например, на обувной фабрике нужно подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. При этом ребенок должен ориентироваться на признаки: размер тапочек, правильный подбор пары, совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы разные по сложности задания:

  • — подбор пар осуществляется при конкретных различиях по размерам и узорам;
  • — подбор пар происходит при незначительных различиях размеров, узора, деталей;
  • — подбор пар требует детального сравнения элементов узоров, их чередования и т.д.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При подборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору. Это способствует большей осознанности контрольных действий. После того, как пары подобраны, их следует разложить в соответствующие по размеру коробки (это цветные прямоугольники разных размеров).

Если дети затрудняются в подборе, то педагог, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноги. Особенно тщательно следует сравнивать узоры.

Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех тапочках, которые им больше всего понравились. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются. Серию диагностических занятий для детей предлагает А.З. Зак. Это дидактические игры на определение уровня интеллектуальных способностей: умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Автор предлагает проводить диагностику в начале работы с детьми по развитию способностей и повторную — после курса развивающих занятий, чтобы выявить, у кого из детей развитие происходит более или менее интенсивно, кому из детей необходима коррекционная работа. При использовании игры как метода диагностики, определяется уровень развития детей по следующим показателям: «высокий», «средний», «низкий» или «самостоятельно» (с), «недостаточно самостоятельно» (нс), «не самостоятельно» (н).

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:

  • — четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • — варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • — осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Задания для самостоятельной работы

Изучите письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 (см. Приложение № 3) «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Какова цель проведения диагностики развития ребенка?

Охарактеризуйте положительные и негативные тенденции использования диагностики в образовательном процессе ДОУ?

Насколько точна интерпретация полученных данных в результате использования психолого-педагогической диагностики уровня развития ребенка? Каким образом она может повлиять на дальнейшее развитие ребенка дошкольного возраста?

Надо ли проводить тестирование развития ребенка раннего возраста «на входе» в определенную образовательную программу? Ваши аргументы.

Как вы понимаете термин «школьная» модель аттестации педагогических работников ДОУ? В чем ее сущность?

Какие имеются факты нарушения порядка проведения аттестации ДОУ государственными органами управления образованием субъектов РФ?

Проведите диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей возрастной группы ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику по методике Р.Р. Калининой. Представьте письменный анализ полученных результатов.

5. Контроль

Успешность освоения обучающим междисциплинарного кура «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» определяются по следующим основаниям:

выполнение всех практических заданий по самостоятельной работе;

выполнение контрольной работы (70% верных ответов от общего количества вопросов);

решение тестовых заданий по всему междисциплинарному курсу (70% верных ответов от общего количества тестовых заданий ).

По результатам успешного освоения междисциплинарного курса обучающий получает «зачет».

Контрольная работа

Контрольная работа выполняется в течение двух учебных часов.

Цель данной работы — контроль знаний по курсу «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Контрольная работа предполагает работу по четырем вариантам, состоящим из семи вопросов. Ответы позволяют оценить успешность усвоения обучающимися теории игры по следующим разделам: теоретические и методические основы игровой деятельности; характеристика игровой деятельности детей раннего, дошкольного возраста и методика руководства игровой деятельностью; предметно-развивающая среда, предметно — игровая среда ДОУ; диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста и игра как метод диагностики развития ребенка.

Первый вариант

Докажите, что игровая деятельность дошкольника имеет социально-историческую обусловленность.

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интеллектуальной активности детей.

Раскройте возможности игры в направлении развития эмоциональной сферы ребенка.

Дайте характеристику сюжета как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

5. Назовите педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.

Практическое задание: разработайте план подготовки детей старшей группы к театрализации произведения (на Ваш выбор), придерживаясь следующих этапов (знакомство с произведением; работа над выразительностью речи; работа с детьми над мимикой и пантомимикой, работа над сочетанием слова и движения; объединение детей для исполнения произведения; подготовка атрибутов)

Второй вариант

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интереса к труду взрослых.

Раскройте возможности сюжетно-ролевой игры в направлении развития волевых качеств личности дошкольника.

Дайте характеристику игрового замысла как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

Перечислите основные способы построения сюжетно-ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.

Назовите педагогические условия формирования интереса к дидактическим играм.

Практическое задание: разработайте программу по обогащению содержания самодеятельной игры детей (тема на ваш выбор) через пополнение запаса знаний и опыта.

Третий вариант

Обоснуйте следующее утверждение «Игра есть творческая деятельность дошкольника».

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития взаимоотношений дошкольников.

Обоснуйте педагогическую ценность народных игр.

Назовите педагогические условия успешного руководства игровой деятельностью с целью формирования положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Назовите виды театрализованных игр; раскройте методику подготовки детей старшего дошкольного возраста к игре-драматизации.

Практическое задание: разработайте вопросы к изучению предметно-развивающей среды в возрастной группе (возраст детей на Ваш выбор) для игр со строительным материалом.

Четвертый вариант

Раскройте содержание понятия «игра как форма организации жизни и деятельности детей».

Сформулируйте педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре.

Дайте характеристику содержания игры как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

Назовите педагогические условия развития подвижных игр в группах младшего и старшего дошкольного возраста.

Укажите возможные причины, препятствующие развитию игр в ДОУ.

Практическое задание.

Предложите свой план размещения игровых зон в младшей группе.

Тестовые задания

Функции игры:

  • а) организаторская,
  • б) планирующая,
  • в) материнская,
  • г) релаксационная

Характерные особенности игр дошкольников:

  • а) представляет собой форму активного отражения окружающей жизни,
  • б) не зависит от исторических условий жизни людей,
  • в) не связана с развитием познавательных способностей ребенка,
  • г) представляет собой продуктивную деятельность

Структурные элементы игры:

  • а) игровая обстановка,
  • б) социальный опыт ребенка,
  • в) игровой замысел,
  • г) знания детей о профессиях

Имя ученого, который дал научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей:

  • а) Сорокина А. И.
  • б) Степаненкова Э. Я.
  • в) Усова А. П.
  • г) Козлова С. А.

Воспитывающий потенциал детских игр зависит от:

  • а) обучения,
  • б) знаний педагогами задач воспитания,
  • в) содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр,
  • г) от педагогически грамотной организации педагогического процесса

Определите компонент сюжетно-ролевой игры:

  • а) предмет-заместитель,
  • б) авторитарность воспитателя ,
  • в) игровая зона,
  • г) роль

Основной единицей сюжетно-ролевой игры является:

  • а) игровое действие,
  • б) роль,
  • в) сюжет,
  • г) предмет-заместитель

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр, прежде всего:

  • а) правила,
  • б) игровые действия,
  • в) игрушки,
  • г) наличие сюжета

Игровое творчество дошкольников характеризует:

  • а) умение играть на музыкальном инструменте;
  • б) способность к замыслу,
  • в) умение комбинировать знания, полученные из разных источников,
  • г) способность долгое время играть в одну и ту же игру

Термин «сюжет игры» означает:

  • а) то же, что и тема,
  • б) основная идея игры,
  • в) наличие в игре множества ролей,
  • г) отражение определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих

Характерной чертой сюжетно-отобразительной игры является:

  • а) последовательное выполнение разнообразных игровых действий, соответствующих взятой на себя роли,
  • б) использование в игре предметов-заместителей,
  • в) многократное повторение тех или иных игровых действий,
  • г) копирование в игре последовательности действий взрослого

Методический прием — совместное сюжетосложение используется:

  • а) в раннем возрасте,
  • б) в старшем дошкольном возрасте,
  • в) в средней группе,
  • г) во всех возрастных группах

Успешное осуществление игровой деятельности зависит от:

  • а) заинтересованности педагога играми детей,
  • б) методически грамотного руководства играми детей,
  • в) создания предметно-развивающей среды,
  • г) игровых умений детей

К игре -драматизации относится:

  • а) настольный театр игрушек,
  • б) плоскостной театр на фланелеграфе,
  • в) имитация литературных персонажей,
  • г) пальчиковый театр

Общим для режиссерской игры и игры драматизации является:

  • а) игрушка,
  • б) игровая зона,
  • в) наличие зрителя,
  • г) подбор костюмов и декораций

В театрализованных играх творчество детей проявляется в:

  • а) выборе литературного произведения,
  • б) подборе игрушек,
  • в) исполнении собственного замысла,
  • г) выборе партнеров для игры

Цель работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию театрализованных игр:

  • а) расширять игровой опыт детей,
  • б) формировать интерес к театрализованным играм,
  • в) учить позитивно взаимодействовать с другими участниками игр
  • г) приобщать детей к театрализованной культуре

Ученые, занимающие проблемой развития дидактической игры:

  • а) Сорокина А. И.
  • б) Нечаева В. Г.
  • в) Флерина Е. А.
  • г) Куликова Т. А.

В подготовку проведения дидактической игры входит:

  • а) объяснение хода и правил игры,
  • б) показ игровых действий,
  • в) установление соответствия отобранной игры задачам воспитания и обучения детей,
  • г) сюрпризный момент

Классификация подвижных игр, предложенная П.Ф. Лесгафтом:

  • а) по возрасту;
  • б) по физическим качествам,
  • в) по сезону,
  • г) с элементами соревнования

Педагогические требования к подбору подвижных игр

  • а) занимательность,
  • б) наличие сюжета,
  • в) соответствие содержания игровых умений возрастным особенностям детей,
  • г) новизна

Образовательная цель компьютерных игр:

  • а) овладеть новым способом получения и обработки информации,
  • б) ввести компьютер в игру дошкольника,
  • в) формировать мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности,
  • г) развивать зрительно-моторную координацию

Принцип построения развивающей среды в ДОУ по В. А. Петровскому:

  • а) выполнение санитарно-гигиенических норм,
  • б) обеспечение детьми поисковой деятельности,
  • в) комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого,
  • г) соответствие среды образовательной Программе, реализуемой в ДОУ

Для развития продуктивной деятельности при организации развивающей среды следует предусмотреть:

  • а) специфические игрушки и игровые материалы,
  • б) типы детской продуктивной деятельности,
  • в) набор тематических картинок,
  • г) учебные материалы (буквы? Цифры, схемы, модели)

Условия для свободной, самостоятельной игры дошкольника:

  • а) предусмотреть время для игр в режиме дня,
  • б) пополнить сюжетные игры атрибутами разных профессий,
  • в) разнообразить игрушки для мальчиков,
  • г) расширить состав ролевой атрибутики, позволяющий детям принимать игровую роль

Продуманно-организованная предметно-игровая среда обеспечивает:

  • а) сохранение у детей интереса к играм,
  • б) легкий переход из семьи в детский коллектив,
  • в) гармоничное развитие ребенка,
  • г) самостоятельность в играх

Критерий анализа сюжетно-ролевой игры дошкольника:

  • а) использование ролевой речи,
  • б) сопереживание героям литературных произведений,
  • в) использование средств выразительности
  • г) изготовление соответствующих игровых атрибутов

Этюд нам выявление режиссерских умений:

  • а) пантомимические этюды,
  • б) этюды на изменение тембра голоса,
  • в) моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля,
  • г) обсуждение с дошкольником замысла спектакля в контексте предлагаемых им декораций

Критерий для выявления у дошкольника актерского умения:

  • а) понимание мотивов поступков героев,
  • б) понимание эмоционального состояния персонажа, выбор выразительных средств для передачи образа персонажа,
  • г) распределение ролей, подготовка игровой среды

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

a) наглядные;

b) практические;

c) словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

— распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

— за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

— репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

— ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

— планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

— учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

— высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

— Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

— Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

— Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

— Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

— предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

— после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

— через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

— после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

— упражнения;

— игровой метод;

— элементарные опыты;

— моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

— подражательного характера;

— конструктивного характера;

— творческого характера;

— игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

— Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

— Сравнение

— Метод моделирования и конструирования

— Метод вопросов

— Метод повторения

— Решение логических задач

— Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

— Игровые и воображаемые ситуации

— Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

— Игры-драматизации

— Сюрпризные моменты

— Элементы творчества и новизны

— Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

— Эмоциональная насыщенность окружения

— Мотивирование детской деятельности

— Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

— Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее)

— Игровые приемы

— Юмор и шутка

— Экспериментирование

— Проблемные ситуации и задачи

— Неясные знания (догадки)

— Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

— на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

— они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием — в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Использованы материалы сайта http://imk.ddu239.minsk.edu.by

«Сюжетосложение как средство развития творческих способностей дошкольников»

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у детей В работе с детьми отвожу значительное место художественному конструированию из бумаги, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями.

Квилинг как средство развития творческих способностей детей 5–6 лет Игрушка-самоделка, изготовленная посредством квилинга, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет Сегодня проблема творческого.

Кинетический песок как средство для развития творческих способностей дошокольников Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интерес и любопытство к нему ребёнка, тем больше у него возможностей для развития.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка — на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка — на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» Актуальность Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей.

Самоанализ деятельности по теме «Технология тестопластики как средство развития творческих способностей дошкольников» В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание.

Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника Творческая презентация «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» Воспитатель: Крамерова Анастасия.

Альманах педагога

Активизирующее общение педагога со старшими дошкольниками

в процессе сюжетосложения

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Если под

игрой понимать, такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из

нее выделяется ее социальная, человеческая суть, то с изменением, развитием

общества изменяется и сама игра.

Как же можно охарактеризовать игры нынешних дошкольников. Исследо-

ватели выделяют тревожные тенденции: самостоятельная сюжетная игра «ухо-

дит» из жизни дошкольника.

Причины этих тенденций, следующие:

Связь

поколений,

когда

игра

передается

от

старших

детей

к

младшим,

прервана,

так

как

исчезли

разновозрастные

детские

общества

(дворовые, семейные).

Современное

общество

требует

от

детей

ранних

успехов

и

достижений. Организуя времяпровождение ребенка, родители в первую очередь

озадачены тем, как подготовить его к школе.

Сами родители принадлежат к неиграющему поколению, то есть,

вряд ли имеют достойный игровой опыт.

Жизнь дошкольника в детском саду часто организована так, что на

игру времени не остается, преобладает «безличный» стиль общения взрослых и

детей.

Изменение сложившейся негативной ситуации видится в более широком,

осознанном

и

творческом

использовании

педагогами

технологий

педагогического сопровождения игровой деятельностью. В связи с этим, по-

прежнему актуальной остаётся технология поэтапного формирования игровых

умений

Н.Михайленко,

Н.

Коротковой. Реализация

данной

технологии

в

практической

деятельности

требует

от

педагога

четкое

осознание

задач

по

формированию игровых умений на каждом этапе. Воспитатель в той или иной

форме

участвует

в

игре

детей,

вместе

с

детьми

открывает

возможности

творческого изменения сюжета, новые возможности ролевого поведения.

Так в старшем дошкольном возрасте перед воспитателем стоят

задачи

формирования

гибкого

ролевого

поведения,

расшатывания

стереотипов

заигранных

сюжетов

и

развития

игры-придумывания.

Совместная

игра-

фантазирование

развивает

воображение,

творчество,

способности

детей

понимать друг друга. Смысл такой игры — построение новых цепей событий

воображаемого мира, интересного и привлекательного.

Дошкольники ещё не могут самостоятельно развёртывать игру-фантази-

рование, но взрослый может обеспечить основу для неё, используя совместное

творческое сюжетосложение. Технология Н.Михайленко, Н. Коротковой пред-

полагает развитие игр-придумываний с постепенным усложнением: частичное

изменение уже известных детям волшебных сказок, придумывание совершенно

новых сюжетов сказок фантастических историй и сказок, придумывание реали-

стичных историй.

Соответственно в сказках выделены следующие структурные составляю-

щие: 1) желание иметь какой-то объект (или отыскать пропавший); 2) встреча с «да

рителем» (обладателем) волшебного средства; 3) волшебное средство или волшеб-

ный помощник; 4) противник; 5) испытание; 6) победа и награда. В основе преоб-

разования сказок лежит изменение этих структур, при сохранении общей смыс-

ловой канвы событий.

С.Г. Якобсон, Н.Ф.Тарловская выделяют в сюжетосложении пять вариан-

тов изменений сказок: перестановка событий внутри одной сказки, приписыва-

ние персонажам действий других персонажей сказки, введение в сюжет сказки

дополнительных персонажей, изменение характеров персонажей сказки и вооб-

ражаемое участие ребенка в сказочных событиях.

Педагоги детского сада №6 города Магнитогорска активно используют

сюжетосложение в своей практической деятельности. Для этого в режиме выде-

лено время – вторая половина дня, образовательная работа конструируется в

форме совместной деятельности воспитателя и детей.

Авторский подход заключается в следующих вариантах изменения сказок:

изменение полностью круга действующих лиц; сохранение главного персонажа

при изменении остальных действующих лиц, изменение во времени и в про-

странстве конкретных условий действий персонажей, встреча главных героев

трех сказок в новой сказке.

Например, при полном изменении круга действующих лиц, набор дей-

ствий и поступков (исходных персонажей) оставался прежним. Таким образом,

сохранялась общая смысловая последовательность событий. Занимательность

новой сказке, в этом случае, придавал новый круг действующих героев, напри-

мер, мир лесных зверей в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Такое изменение

сказки требовало от детей четкого представления круга действующих лиц: сооб-

щество животных, городские жители или фантастические роботы. Введение ро-

бота в круг лесных обитателей, скорее всего, неуместно.

В процессе сюжетосложения по сказке «Колобок» основной персонаж

был перенесён во времени и в пространстве, что подразумевало не только вве-

дение других действующих лиц, но и изменение смысла самих поступков ге-

роев. Здесь мы следовали рекомендациям методики сюжетосложения С.Г. Якоб-

сон, Н.Ф.Тарловской о том, что надо учитывать:

— каких персонажей желательно вводить;

— в какой момент развития сюжета лучше вводить нового персонажа.

Так логически оправданна встреча Колобка, сбежавшего из детского сада,

с городскими жителями а, в заключении, возвращение его в детский сад. При

этом диалог главного героя зависел от функций, которые несут другие персона-

жи: собачка традиционно хотела съесть Колобка, а вот милиционер — наказать за

то, что проказник выкатился на проезжую часть.

Практика показывает, что затруднение у педагогов, особенно молодых,

вызывает не сама технология, а умение вести диалог с детьми в процессе сюже-

тосложения. Ведь важно моментально сориентироваться в предложенных вы-

думках, согласовать замыслы детей-собеседников, а затем задать им такой во-

прос, который бы оптимально продолжал процесс изменения или сочинения

сказки. Поэтому мы делаем упор на цепочку вопросов педагога, которая помога-

ет дошкольникам увидеть возможности изменений в разных направлениях: в

круге действующих лиц, в характерах героев, в событиях, во времени, в про-

странстве.

В сценарии активизирующего общения педагоги

включают и

другие

средства по развитию продуктивного воображения, мышления, объединяя их те-

мой

обсуждаемой сказки: метод мозгового штурма; игры ТРИЗ: «Общее от-

личие», «Вперед – назад», «Что изменяется»; пластические этюды под музыку;

проблемы; игры на развитие творческого воображения «Трудно себе предста-

вить».

Говоря о результатах внедрения в практику методики сюжетосложения,

мы можем выделить следующее:

— Прослеживается положительная динамика в развитии творческого во-

ображения воспитанников. Они научились оперировать в уме целостными со-

бытиями, изменять персонажи, их действия и отношения.

— Умения старших дошкольников изменять сказки пробудили желание со-

ставлять новые истории, то есть появился интерес к сочинительству.

— Намного богаче стала монологическая речь, дети свободно и раскованно

рассказывают о разных событиях.

— Сюжеты самостоятельных творческих игр старших дошкольников стали

намного разнообразнее. Ребята легко находят смысловое место в игре сверстни-

ков, подхватывают и развивают их замыслы, с легкостью участвуют в игре-при-

думывании, умеют согласовывать игровые действия и менять свою роль, в ответ

на изменившуюся роль партнёра.

Красная шапочка – инопланетянка.

(Сценарий совместной деятельности)

Цель. Развивать умение преобразовывать сказку: изменять частично ха-

рактеры героев сказки, тем самым, изменяя события. Стимулировать желание

искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, поль-

зуясь для этого движениями, мимикой, выразительной интонацией. Находить

творческое применение различных предметов.

Решать творческие задачи, используя элементы мозгового штурма.

Предварительная работа.

Чтение сказки «Красная шапочка», беседа по сказке, драматизация сказки,

решение задач ТРИЗ.

Первый день.

Ход совместной деятельности.

1.Воспитатель напоминает детям правила решения творческих задач: дети

становятся в круг, ведущий дает словесное задание. По сигналу дети отвечают

по кругу, не пропуская и не передавая ход.

Ребята, на столе вы видите предмет (ключ). Представьте, что вы инопла-

нетянин, который недавно вернулся на Землю. Вам предстоит рассказать своим

друзьям о том, как можно использовать этот предмет.

Дети (варианты). Рисовать на земле, погремушка для маленького, серьги,

отпечатать печенье, украсить платье, утром будить, писать на земле записку,

процарапать, прокрутить гайку…

2. Воспитатель. Да вы настоящие инопланетяне, давайте мы и сказку из-

меним по инопланетянски. В прошлый раз мы поселили сказку «Гуси-лебеди» в

страну Роботоландии. А сегодня пришлем на Землю Красную Шапочку с любой

планеты. Ну, например, с какой…

Дети (варианты). С Луны… С Солнца..

Воспитатель. Ну, хорошо, а если это сказочная планета. Например, плане-

та Снов…Наверное, на этой планете снились волшебные сны… Назовите ваши

сказочные планеты и чудесные превращения на них…

Дети (варианты). Планета Цветов… Планета монстров… Планета превра-

щений… Планета Динозавров…Красная планета… планета Пружинок (Педагог

уточняет, какие на этих планетах происходили превращения)

Воспитатель. Итак, в нашей сказке с планеты Пружинок прилетит Крас-

ная шапочка – Инопланетянка, Давайте назовем ее по-новому.

Дети (варианты). Серебрянка… Мотылек…Красная пружинка…

Воспитатель. Красная пружинка, она все время прыгала и вертелась. А ка-

кая она была? Может у нее глаза — как цветочки или листочки, а вместо носика

гайка… (варианты детей).

Воспитатель предлагает зарисовать портрет Красной пружинки.

Дети рисуют творческие портреты Красной пружинки, рассказывают о

портретах.

Воспитатель поощряет детей и предлагает в следующий раз сочинить

сказку о приключениях Красной пружинки на планете Земля.

Второй день.

3. Воспитатель расставляет портреты Красной пружинки, уточняет у де-

тей особенности их образов.

— Вот она Красная пружинка, которая должна навестить свою бабушку и

подарить пирожки в корзинке. Вот вам и задание, нужно рассказать, что трудно

себе представить, когда ешь пирожки. Помните правила совместной работы:

проговаривать все предложение, отвечать по кругу, не пропуская и не передавая

ход. Я начинаю: Когда я ем пирожки, очень трудно представить, что пирожки

испекли из цветов.

Дети (варианты).

— Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что картошка из пирож-

ка прыгает

— Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что пирожок мне что-то

говорит.

— Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что мама передо мной,

то маленькая, то большая.

— Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что я вырос великаном.

— Когда я ем пирожки, то мне трудно представить, что на столе стоит Кара-

бас-Барабас и машет плеткой.

Воспитатель. Но в сказке, напоминаю, все проще, можно представлять

разные чудеса. Например, у нас: Жила-была на планете Цветов инопланетянка.

На день рождения бабушка, мама и тетя подарили ей красные пружинки, те са-

мые, которые ловят музыку. Инопланетянка каждый день меняла эти пружинки,

поэтому…продолжайте…

Дети продолжают (варианты): …все стали звать инопланетянку Красной

пружинкой. Пружинки были на голове и вместо ног. Она прыгала всегда. Одна-

жды послала мама Красную пружинку на планету Земля, навестить бабушку и

подарить пирожки.

Воспитатель. Какой же наказ дала мама Красной пружинке?

Дети (варианты). Не спутать планету, … Не разговаривать по дороге с

другими кораблями, … Лететь — прямо, не сворачивая…

Воспитатель. А Красная пружинка?

Дети (варианты). Она все время залетала на другие планеты. … Собирала

всякие детальки блестящие.

Воспитатель. Ну, хорошо, а давайте вообще поменяем и поведение Крас-

ной пружинки. Вот в сказке она хоть и болтушка, но добрая и вежливая девочка.

А вот Красная пружинка?

Дети (варианты). Капризная,… злая,… грубиянка,…грязнуля.

Воспитатель. Ну что ж давайте, будет она — немного невоспитанная. Когда

Красная пружинка, наконец, добралась до планеты Земля, наступил уже вечер.

Дорогу, конечно же, не было видно. Инопланетянке требовалась показать доро-

гу. И тут она увидела Волка. Давайте изменим и характер волка. Какой он у нас?

Дети (варианты). Добрый, …старый, …с больным зубом, …красивый…

Воспитатель. Пусть будет по-вашему, добрый, старенький волк. Давайте,

изобразим, как он ходил, походку.

Дети по очереди изображают то больного, то старенького, то доброго вол-

ка.

Воспитатель. Покажите, как он увидел Красную пружинку и очень уди-

вился,… Он произнес…

Дети (варианты). Откуда ты свалилась? …Ты кто? … Что за красные пру-

жинки такие? …Ты куда идешь Красная пружинка? … Какая ты смешная. …

Что ты делаешь так поздно в лесу, одна? … Тебе не страшно в лесу? …

Воспитатель. Так он и сказал, ведь он был у нас добрым волком:

— Ой, откуда ты свалилась? Куда ты идешь так поздно, Красная пружин-

ка? Может тебе помочь, дитя мое?

А что же Красная шапочка? Не забудьте, что она немного невоспитанная,

да и дорогу к бабушке толком не знает.

Дети (варианты). Ну-ка, быстро мне дорогу покажи, я иду к своей бабуш-

ке. … Вот и помоги волчище, да только поскорей. … Фу, какой противный

волк, где дорога, говори, а не то …

Воспитатель. Ребята, изобразите, как она говорила…

Дети по очереди изображают невоспитанную Красную пружинку.

Воспитатель. Конечно, Красная пружинка очень непочтительно разгова-

ривала с волком. Несмотря на это, волк решил помочь инопланетянке. Ведь

было уже темно. Как же он показал дорогу.

Дети (варианты). Он проводил инопланетянку до бабушки. … Он дал свой

фонарик и карту. … Он показал дорогу под фонариками.

Воспитатель. Пружинка запрыгала по дороге под фонарями. И тут волк

увидел, что она потеряла корзинку с пирожками… Что дальше…

Дети (варианты). Волк побежал догонять Красную пружинку. … Волк по-

шел по короткой дороге и пришел быстрее инопланетянки. … Волк сел на ма-

шину и доехал до бабушки.

Воспитатель. А что же бабушка?

Дети (варианты). Она легла спать. … Она сидела около дома. … Она пила

чай. …

Воспитатель. Конечно же, она сидела около дома и ждала Красную пру-

жинку. Ведь мама ей позвонила и сообщила о прилете Пружинки. Прибежал

волк и сказал…

Дети (варианты). Здравствуйте, Мадам. … Ваша внучка забыла пирожки.

… Они вместе стали ждать Пружинку. … Они пошли навстречу Красной пру-

жинке. … Они накрыли стол, поставили пирожки…

Воспитатель. А Красная пружинка в это время?

Дети (варианты). Она все прыгала и прыгала. … Она сломала свою пру-

жинку-прыгалку. … Она сидела и громко ревела…

Воспитатель. А бабушка уже всполошилась, что внучки все нет и нет. Мо-

жет, кто- то пошел встречать проказницу…

Дети (варианты). Бабушка с волком, … Робот, … Дровосеки…

Воспитатель. Да, да Дровосеки, которые увидели, что инопланетянка по-

ломала свою пружинку-прыгалку и сидит, ревет. Что же случилось дальше, учи-

тывая, какая невоспитанная Пружинка. Ой, как интересно, наверное, новое при-

ключение. Вы сегодня дома придумаете конец сказки и зарисуете. Завтра, мы

рассмотрим все рисунки и послушаем о новом приключении Красной пружин-

ки.

Воспитатель с детьми обсуждает варианты сказок на следующий день.

Список литературы:

1. Бакина М. Современные дети, современные игры// Дошкольное воспи-

тание: научно-методический журнал. – М: ООО Издательский дом «Воспитание

дошкольника», 2005, № 4.

3. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка//

Воспитание детей в игре: Спецкурс – М.: А.П.О., 1996

9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в дет-

ском саду: Методическое пособие/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Изд-

во «Гном и Д», 2000.

10. С.Г.Якобсон Социально-личностное развитие: Методические материа-

лы к разделу // Примерная общеобразовательная программа воспитания, об-

разования и развития детей старшего дошкольного возраста.

11. Смирнова Е.

Современный дошкольник: особенности игровой дея-

тельности// Дошкольное воспитание: научно-методический журнал. – М: ООО

Издательский дом «Воспитание дошкольника»,2002, № 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *