Особенности христианского вероучения

Вероучение и культ христианства

Как уже сказано выше, вероучение и культ христианст­ва складывались в течение длительного времени, вобрав в себя вероучения из различных религиозных и философ­ских систем. В этом плане оно не оригинально, лишь по-своему интерпретирует догмы ранее существовавших религий. В течение сотен лет на различных соборах утвер­ждалось его вероучение. Основные догматы христианства — следующая троичность бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Такая троичность сформулировалась под влиянием других религий, В частности, древнеегипетской, где поклонялись богам: Осирису, Исиде, Гору, и индий­ской, почитающей Брахму, Вишну, Шиву.

Вера в непорочное зачатие, вера в пришествие Христа, душу, загробное воздаяние, ад, рай, воскрешение из мерт­вых, крещение и т.д.

Из культа христианства можно назвать крещение, вен­чание, миропомазание, елеосвящение, священство, испо­ведь, причащение, молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям и т.д. Важное место в христианстве занимают праздники. Христианство заимствовало из других религий не только элементы вероучений, но и многие обряды и праздники. За тысячелетия своего существования оно сформировало и утвердило множество празднеств. По важности событий, которым посвящены праздники, они подразделяются на великие, двунадесятые, малые. Здесь мы только перечислим их, ибо детальное знание можно отнести на самостоятельное их изучение. Это Рождество Христа, Сретенье, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Христа, Троица. Богородичные праздники, праздники различных святых и т.д. Церковь всегда уделяла внимание праздникам, ибо с их помощью формировалось и укреплялось религиозное мировоззрение. В целом праздники выполняют большую социальную функцию, они удовлетворяют определенные потребности людей. Изучая этот вопрос, студент должен обратить внима­ние на то, что большинство культов, празднеств имеют большую земную основу, мистический характер им придала церковь. Например, крещение связано с почитанием иоды. Исповедь — снимает психическое напряжение людей и т.д. Многие участники церковных служб руководствуются побуждениями нерелигиозного характера, а именно потребностью в общении с другими людьми, нуждающимися в сочувствии, сопереживании, в эмоциональ­ной и психологической разрядке и пр. Это один из способов утешения, успокоения, отвлечения от конфликтных ситу­аций. Не случайно в празднествах довольно много элементов торжественности, мистики, снимающих психический стресс, физическую усталость. То есть празднества — явле­нии объективного порядка и играют положительную роль. Кроме того, религиозные праздники продолжают существовать, в качестве традиций, уклада жизни. В древности они были связаны с определенными природными и социальными явлениями: приходом весны, началом и концом сельхозработ, рождением человека и т.д.

Православное вероучение и культ

Источниками православного вероучения, являются Священное Писание (книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (включает весь опыт церкви, учение апостолов, деяния и догматические постановления Вселенских и поместных соборов, творения Отцов Церкви, жития святых и др.).

Для славянских народов, принявших православие, некоторые из Книг Ветхого и Нового Заветов в конце IX в. были переведены на национальные языки. Полный перевод всех книг Библии на церковно-славянский язык был осуществлен в конце XV в. (т.н. Геннадиевская Библия, по имени архиепископа новгородского Геннадия, который руководил трудами по переводу Библии).

Православные Церкви от западных Церквей отличает верность решениям первых семи Вселенских соборов (325 – 787 гг.), со времен которых прекратилось создание новых церковных догматов (непререкаемых истин). Что, по мнению Православной церкви, свидетельствует о следовании первоначальному, истинному христианству.

Краткое изложение православных догматов содержится в 12 пунктах (членах) Никео-Константинопольского (или Никео-Цареградского) Символа Веры (В.И. Захаров. Троица Ветхозаветная. Мстера. 1904 г.). В первую очередь, это учение о лицах Святой Троицы – Боге-Отце, Боге-Сыне – Иисусе Христе и о Святом Духе (Троица Новозаветная. XVII в.). Другие догматы — вера в Бога-Отца как Творца мира (Шестоднев . XVII в. ); в Иисуса Христа, как единородного Сына Божьего, который, боговоплотился и стал человеком, будучи рожден Девой Марией; вера в искупление Христом первородного греха людей через крестные муки (Рай. XIX в.); вера в его воскресение из мертвых и вознесение на третий день; вера во второе пришествие Иисуса Христа, в божественный суд над живыми и мертвыми (Страшный суд. Начало XIX в.) и установление Царства Божьего (Бренность жизни. Начало XIX в.). Никео-Цареградский Символ веры провозглашает также веру в исходящего от Отца Святого Духа (третью ипостась Святой Троицы); в Святую соборную Апостольскую церковь; в крещение как очищение от первородного греха и духовное возрождение человека (Душа чистая. Начало XIX в.).

Основу православной богослужебной практики и культа составляют церковные и частные службы, во время которых совершаются священные обряды и таинства.

Каждая церковная служба посвящена какому-нибудь праздничному событию, связанному с Христом (так называемые Господские праздники), Богоматерью (Богородичные праздники), с одним или несколькими святыми или с памятной датой. Наиболее важные праздники – это двунадесятые и великие. Но в каждой церкви могут быть свои праздники – местные. Важная роль в религиозном культе православных христиан отводится почитанию святых, их изображений (икон), мощей, реликвий, паломничеству к святым местам.

Специфическим явлением православной религиозной жизни является культ юродивых (блаженных), которые пользовались особым уважением в народе.

В отличие от католичества, которое имеет единый центр управления (Ватикан), православная церковь состоит из отдельных поместных (автокефальных, с греч. – «самоуправляемых») Церквей, которые включают в себя епископии (епархии). Епархии состоит из приходов. Такое разделение обусловлено, прежде всего, территориальными и административными границами.

Автокефальные Церкви возглавляются предстоятелями, поскольку в богословском смысле единым главой Вселенской церкви является Христос. В настоящее время насчитывают 15 автокефальных Церквей: Константинопольская (константинопольский Патриарх носит титул «вселенского», но по отношению к поместным церквам, он – «первый среди равных»), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Американская. Кроме того, четыре автономные православные Церкви – Синайская, Финляндская, Критская, Японская.

Общими для всех Церквей являются вероучение и культ при сохранении канонической (нормативно-правовой) самостоятельности.

Основы христианского вероучения

Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» — и равны по достоинству — «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученники»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Возникновение христианства.

Проблема возникновения христианства складывается из целого ряда аспектов, главными из которых можно считать:

· Социально-экономический и политический фон: история Римской империи со II в. до н.э до III в. н.э.

· Религиозно-философский фон: духовная жизнь Римской империи.

· Время и место: Палестина на рубеже эпох и цивилизаций.

· Предтечи: религиозно-общественные течения в Палестине и Кумранская община.

· Иисус Христос: жизнь, миссия, учение.

Таким образом от первых контактов во II тыс.до н.э. между древневосточными цивилизациями и крито-микенской цивилизацией через общение греков с внешним миром во время Великой греческой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.), через греко-персидские войны и контакты с Востоком в ходе последующих событий начала кризиса полиса (V в.- первая половина IV в. до н.э.) Греция и Восток объединились в системе эллинистических государств, а, начиная со II в. до н.э. на это объединение стала наслаиваться третья сила — Рим. I в. до н.э. был временем наиболее интенсивного синтеза всех сторон жизни древнего мира в единую эллинистически-римскую цивилизацию, а формирование Римской империи было внешней политической формой этого процесса.

Если попытаться соединить центры трех цивилизаций — Древнего Востока (условно им можно считать столицу Персидской державы — Персеполь), Греции (Афины) и Рим, то середина линии будет находиться где-то на восточном побережье Средиземного моря, которое и фактически являлось в это время своеобразным международным перекрестком.

Эллинизм, который был важным шагом на пути к новой религии, возник в результате кризиса древнегреческого полиса и кризиса древневосточной цивилизации, развитие которой тормозилось консерватизмом общины и деспотией.

Синтез полиса и древневосточных форм общественной жизни имел в своей основе следующие явления и последствия:

· Разложение античной гражданской и древневосточной общины (изнутри вследствие развития экономики и снаружи в результате войн) привело к возникновению тайных обществ и распространению мистериальных культов.

· Преодоление замкнутости и закрытости общинных коллективов привело к возникновению понятия универсальности мира, открытости людей, появлению способности к восприятию новых идей, нравов, обычаев.

· Преодоление коллективизма способствовало развитию индивидуализма и обращенности человека к внутреннему миру.

· Исчезновение общинной гомогенности и равенства способствовало возникновению ощущения равенства перед высшими или потусторонними силами;

· Утрата демократических начал в жизни и усиление монархических начал привели к возрождению первых в новых профессиональных и религиозных обществах и выражению вторых в тенденции к монотеизму.

· Замена ополчения наемниками привела к замене стремления защищать свой полис или общину чувством преданности идее или вере, и вызвало стремление бороться за них и защищать их.

II в. до н.э. — I в.н.э. были временем кризиса Римской Республики (в основе был кризис римской гражданской общины — civitas) и перехода к Империи. Одновременно происходил синтез эллинизма с римской цивилизацией. Итогом этого стало создание единой античной цивилизации, в которой наличествовали и древневосточные, и древнегреческие, и древнеримские черты. Впервые в истории было достигнуто единство народов Средиземноморья в рамках единой политической системы. В этих условиях не могла не возникнуть потребность в создании новой религиозно-идеологической системы, которая должна была обладать следующими вытекающими из исторических условий чертами:

· Единовластие Рима и императора на земле порождало монотеистические религиозные настроения.

· Обожествление правителя, существовавшее на Древнем Востоке раньше и возникшее снова вместе переходом к Империи, наделение императора божественными чертами, привело к возникновению идеи богочеловека.

· Объединение многочисленных народов, проживавших в ареале Средиземноморья, в рамках единой империи способствовало формированию представлений об универсализме мира и Вселенной.

· Нивелировка всех жителей империи сначала по принципу граждане — неграждане, затем по принципу император — подданные способствовала возникновению идеи равенства всех людей перед высшими силами или перед единым богом.

· Изменение системы нравственных ценностей вследствие кризиса полиса и как следствие — падение нравов привели к формированию идеи искупления грехов, перенесению центра тяжести религии и философии на мораль и этику.

· Неудовлетворенность жизнью, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, внутренняя опустошенность, переходящая в безысходность и отчаяние — чувства, порожденные эпохой кризиса общины, как античной, так и древневосточной, способствовали возникновению идеи спасения и загробного воздаяния.

· Космополитизм, всеобщность, универсальность, как новые черты общественного сознания, приводили к идее католической (вселенской) церкви, и одновременно в ней происходило сохранение демократических начал жизни (само слово церковь — ecclesia означает в переводе с древнегреческого народное собрание).

· Формирование из идеологии гражданина идеологии подданства, характерной для эпохи Империи привело к появлению религиозной идеи смирения и покорности.

· Рационализм и практицизм римлян и других народов, попадавших под их влияние, вызывал тягу к мистике и духовности, к общению с высшими силами душой, а не разумом и неизбежно порождал богоискательство и стремление к новой религии.

Главной исторической причиной возникновения христианства был кризис полиса на западе и общинного уклада жизни на востоке. Это приводило к сильнейшей ломке общественного и индивидуального сознания, и в новых исторических условиях синтеза трех цивилизаций привело к возникновению уникальной религиозной системы, каковой явилось христианство. Несомненно, что условия развития христианства и роста количества приверженцев новой религии определялись перечисленными выше факторами. К сказанному следует добавить, что в самой Римской империи содержались и все необходимые условия для превращения христианства в мировую религию, так как сама империя носила мировой характер.

24. Понятие «Средние века». Проблема хронологических рамок средневековой культуры
Средневековье один из самых интересных и противоречивых периодов в истории человечества. Сам термин » средние века» появился в эпоху Нового времени для обозначения тысячелетнего периода между античностью и эпохой Возрождения. Это понятие очень точно отражало представления того времени о средневековом обществе и его особенностях: «средневековье»- это нечто «промежуточное», не имеющее самостоятельного значения, не привнесшее ничего нового в историю и культуру. Вторит этой пессимистической интонации и концепция «темных веков» — мракобесие, религиозный фанатизм, душивший всякую живую мысль и человеческую свободу – вот главная характеристика средневековья во взглядах сторонников этой концепции. Но так ли это? Дальнейшее развитие исторической науки (да и художественная традиция) меняют представление о средневековье. Романтики XIX века в своих произведениях создают принципиально иной образ средних веков – эпоха благородных героев-рыцарей и прекрасных дам, время господства высоких чувств, благородных помыслов и героических деяний. В литературе существуют разные точки зрения на хронологические рамки Средневековья в целом и внутренней периодизации в частности.

Например, есть точка зрения, по которой Средневековье начинают с V в., точнее с 476 г., года падения Римской империи, что служит символическим рубежом, отделяющим его от Античности. Античность могут «закрывать» и в 529 г., когда реально закрывается последняя философская школа Античности — школа неоплатоников в Александрии, в этом случае Средневековье «открывают» с VI в. Нижняя граница Средних веков — по еще одной точке зрения — связывается со схоластикой, но в этом случае проблема переносится и становится проблемой хронологических рамок схоластики.

По вопросу о том, когда поставить верхнюю планку существования Средневековья, среди исследователей также нет единства. Наиболее устоявшийся рубеж — середина XIV в., далее эстафету развития западной мысли передают Возрождению. Но далеко не все историки, философы, культурологи согласны с выделением Возрождения в качестве самостоятельной эпохи. Поэтому Средние века могут длить вплоть до Нового времени, то есть до XVII в.

Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья» по которой Средние века доводят до Великой французской революции 1789-1791 гг. Исторические и культурологические резоны у такой точки зрения есть. Социальная жизнь развитого общества многопланова и многоукладна, в истории действуют разнородные процессы и явления, поэтому весь многообразный массив фактов и факторов достаточно сложно охватить единым критерием. Культура элиты и культура большинства могут разниться настолько, что их смело можно разносить по разным «эпохальным» рубрикам. Историки долгое время ориентировались при составлении периодизаций на изменения, происходившие именно в культуре элиты, культура и образ жизни народного большинства мало кого интересовали. Философским периодизациям по природе своей тем паче ничего не остается как иметь дело с элитарным знанием. После блестящих историко-культурологических работ представителей французской школы «Анналов», работ историков других направлений, значительно расширивших диапазон социально-исторических явлений, историческая и философская периодизации с необходимостью должны разойтись. Существует историческая асинхрония: ментальность народа меняется медленнее, чем теории, доктрины, идеологии. Основная масса населения Западной Европы расставалась со средневековыми ми-ровидческими и жизненными стереотипами во многом в период французской революции и наполеоновских завоевательных войн. Достаточно устоявшейся можно считать периодизацию, где Средние века начинаются со II века и заканчиваются веком XIV. Средневековая история включает в себя три основных периода:

Раннее Средневековье (конец V — середина XI вв.)

Зрелое (романское) Средневековье (XI-XII вв.)

Позднее (готическое) Средневековье (XIII -XVвв.).

Догматика христианства.Основной смысл проповеди Иисуса Христа – благая весть о Царстве Божьем, которое уже близко и которое уже осуществляется среди людей через деятельность мессии. Обретение Царства Божьего есть спасение, ставшее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага ради духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя. Христос отвергает буквальное понимание нравственных и религиозных предписаний Ветхого завета и призывает постичь их истинный дух. Но вместе с тем, христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека.

Основные черты христианского вероучения.Учение христианства основывается на следующих принципах:

— единобожие, углубленное учением о Троице, то есть троичности лиц единого существа Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух);

— представление о Боге как абсолютно совершенном духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь);

— учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношении к Богу;

— учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном духовном усовершенствовании каждого;

— учение о том, что у человека есть тело и бессмертная душа;

— учение о жизни после смерти, о вечном рае для праведников и вечном аде для грешных, о воскресении тела и о Страшном суде; католики верят также в чистилище, в котором перед попаданием в рай проходят очищение души, которые в течение земной жизни старались жить праведной жизнью, но не всегда были последовательны в этом стремлении;

— учение о созданных Богом ангелах – чистых духов, некоторые из которых согрешили против Бога, вследствие чего превратились в бесов, главный из которых именуется сатаной;

— учение о Богочеловеке. Учение об Иисусе Христе – важнейшее для христианства. Христианские теологи утверждают, что Иисус Христос – это Богочеловек, существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу;

— учение о первородном грехе. В Библии сказано, что Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию, но они, поддавшись искушению сатаны, совершили первый в истории человечества грех, именуемый первородным. Этот грех наследует каждый человек, вследствие чего все люди склонны к греху и подвластны смерти. В католицизме признается догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, то есть католики верят, что от первородного греха была свободна лишь дева Мария. Но сам Бог обещал Адаму и Еве спасителя, которым и является Иисус.


Культовая практика христианства.Самое главное отличие христианской религии от других заключается в наличии таинств. Таинства – культовые действия, во время которых сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Протестанты признают всего два таинства – крещение и причащение. В отличие от протестантизма, православие, католицизм и иные древние церкви признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание (конфирмация), брак, елеосвящение (соборование), священство.

Крещение является одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Христианство толкует крещение как смерть для греховной жизни и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической – просто обливают водой. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником, исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день.

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого передается благодать Божья. Считается, что через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая его благодатные дары и тем самым еще теснее соединяясь с церковью. В отличие от православной церкви, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), у католиков конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.

Причащение, или евхаристия (в переводе с греческого «благодарение»), занимает важное место в христианском культе. Считается, что это таинство было установлено самим Христом на Тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой.

В православной церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а у католиков ребенок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже).

Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. В результате исповеди и покаяния следует прощение грехов. Отпущение грехов – прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает средство исправления грехов (чаще всего это одна из молитв). При этом гарантируется тайна исповеди. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедуются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник – исповедующегося. Таким образом, священник как бы говорит с душой человека, не обращая внимания на его внешний облик. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки.

Брак – это таинство, которым освящается супружеская жизнь и даруется благодать, способствующая подлинной любви между супругами. Обряд этот в христианских церквях входит в число самых красивых и торжественных действий. Католицизм отвергает возможность расторжения брака. В отличие от католической, православная церковь допускает развод супругов, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви).

Елеосвящение, или соборование, совершается над больным человеком и состоит в помазании его елеем – специальным маслом, которое считается священным. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь.

Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает «благодать» новому священнику, возложив на его голову свои руки. Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.

Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не еллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» — и равны по достоинству — «равночестны».Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире.

Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученники»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений — схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — «вероисповедания».

Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине — господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V — VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы — подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения. После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви. Патриаршество в Росси было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первым митрополитом. Источники возникновения христианства Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле.

Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов.

Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы. Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях. Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия .Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа.

В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст «Древности» Иосифа Флавия, который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

христианство бог религия государственный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *