Методы проведения лекции

Лекция, ее структура и методы проведения

Лекция, являясь одной из ведущих форм организации обучения в высшей школе, представляет собой форму устного изложения учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает информацию, акцентирует внимание слушателей, увлекает их излагаемой темой, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к предмету и стремление пополнять знания. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Она не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией, поскольку главным фактором, воздействующим на слушателей и определяющим эффективность восприятия и формирования знаний, является живое общение преподавателя со слушателями.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом, обозначается теоретическая и практическая значимость темы. Цели основной части лекции направлены на раскрытие содержания темы, изложение и конкретизация ключевых идей и положений, на анализ явлений, связей, отношений. В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы и даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Традиционно в заключение студентам предоставляется возможность задать вопросы, но временное пространство для вопросов может быть задано и в основной части лекции. Известно, что взрослыми слушателями активно удерживается внимание в течение 15-20 минут, затем целесообразно давать им возможность включить полученные новые знания в существующую систему знаний путем формулирования наводящих вопросов, поиска ответов на них в малых группах.

Лекция – многогранное явление. Преподавателю важно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав студентов, приемы активизации внимания, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по учебной дисциплине. На этой лекции преподавателю важно показать теоретическое и прикладное значение изучаемой дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, роль в подготовке специалистов.

Установочная лекция (как правило, используется в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого может представлять для студентов трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит целям систематического изложения содержания учебной дисциплины, ознакомления с учебным материалом.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное содержание учебной дисциплины обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития той отрасли науки, которую данная дисциплина представляет. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в период подготовки к контрольному мероприятию (экзамену или зачету).

Обзорная лекция содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных вопросах. Как правило, этот тип лекций используется на завершающих этапах обучения.

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций.

Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения) лекция применяется для изложения содержания учебного материала. Это вид лекции является самым традиционным видом в высшей школе. Для более эффективного изложения материала преподавателю важно использовать настенную доску, на которой записывается план лекции, оформляются основные пункты и заметки, а также технические средства обучения (кодоскопы, диапроекторы и т. д.). В информационной лекции превалирует деятельность преподавателя.

Проблемная лекция предполагает изложение учебного материала путем активизации особого психического состояния у слушателей, выражающегося в эмоциональном подъеме, стремлении найти ответ на поставленный вопрос. Основой проблемной лекции, как и проблемного обучения в целом, является создание проблемных ситуаций, использование проблемных вопросов. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.

Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Бинарная лекция (лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, или представителей двух научных направлений.

Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет, уточняет информацию и формулирует основные выводы.

Выделяют этапы подготовки лекции: изучение программы дисциплины; составление списка литературы; изучение литературы; отбор материала и его стилистическая правка; выбор типа композиции; написание плана лекции или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста; подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, аудио- и видеоматериалов, других технических средств обучения). Конспект лекции должен содержать: тему; цель и задачи; список литературы обязательной и дополнительной; текст содержания (с выделением основного и второстепенного); задания для самостоятельной работы.

При проведении лекции необходимо учесть ряд правил:

· поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;

· обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;

· ясно и точно излагать мысли и активизировать внимание слушателей;

· четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;

· уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;

· использовать обратную связь, желательно после каждого учебного раздела;

· предоставлять возможность слушателям задать вопросы в конце лекции.

Особое внимание следует уделить ответам на вопросы слушателей.

У многих преподавателей, особенно начинающих, могут возникнуть опасения относительно своих способностей быстро и правильно отвечать на вопросы студентов. Это представление связано с традиционной установкой о том, что умение быстро отвечать на вопросы свидетельствует о высоком уровне компетентности обучающего. Вместе с тем, следует учесть, что каждое учебное мероприятие, в том числе и лекция, является коллективной, совместной деятельностью, а это значит, что прозвучавший вопрос может быть адресован не только преподавателю, но и всей аудитории. Следовательно, вопрос сначала должен быть задан всем, поскольку в аудитории могут находиться слушатели, которые либо знают ответ, либо могут помочь в нахождении ответа, либо могут попытаться ответить. Лишая аудиторию слушателей реализовать эти возможности активной деятельности и отвечая на заданный вопрос, преподаватель ограничивает познавательный поиск обучаемых. С другой стороны, такая тактика может предоставить преподавателю некоторое время, чтобы подумать над возможным ответом.

Если со стороны слушателей не поступит удовлетворительного ответа на вопрос, то ответ может быть дан преподавателем, если он его действительно знает. А как быть, если на вопрос нельзя сразу дать ответ? По мнению В.-Д. Веблера, преподавателю не следует стремиться производить впечатление «всезнайки», от которого потом придется отказаться. Не следует также «петлять вокруг да около», ибо слушатели довольно быстро распознают неуверенность преподавателя, и ущерб от недостаточной достоверности будет велик. Вместо этого преподавателю важно создать у себя адекватную психологическую установку: поиск ответа на значимые, существенные вопросы – это общая задача всех присутствующих. Со стороны преподавателя будет ошибкой, если он, мучаясь угрызениями совести, признавая свою неосведомленность, скажет, что «он, к сожалению, не знает ответа, но к следующему занятию поищет в справочной литературе». Эта ситуация должна быть использована преподавателем для создания собственной учебной ситуации, а именно:

· обсудить со слушателями, где можно было бы найти ответ (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т.д.)?

· кто из студентов какое средство информации возьмет для изучения?

Один из источников информации, наименее доступный, рекомендуется взять самому преподавателю в целях надежности поиска ответа. Если на следующем занятии слушателями будет полностью представлен ответ или ответы (этого нужно потребовать), то его нужно использовать для анализа средств информации, что поможет студентам расширить представление о качестве и объеме различных информационных источников.

Таким образом, совместный поиск ответа ведет не к заглаживанию мучительной неудачи преподавателя, а свидетельствует об оптимальном варианте работы с имеющимися и не имеющимися знаниями. Как видим, в этом случае ответственность за ответы на вопросы, возникающие на учебном мероприятии, несут не только преподаватели. На частные вопросы или вопросы, уводящие в сторону, помощь может быть предложена отдельно спрашивающему после занятия, либо может быть дано указание на литературу, где содержится ответ.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типы уроков и укажите их связь с дидактическими целями.

2. Какие аспекты имеет урок как организационная форма обучения? Дайте их характеристику.

3. Дайте характеристику типов лекций в зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе.

4. Каким образом можно применять различные виды лекций с учетом системы учебных задач (по Д. Толлингеровой)?

Список использованной литературы

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1978.

Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики//Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.

В. – Д. Веблер «Дидактика высшей школы». Материалы семинара. Яролавль 2002.

Лекция. Ее структура и методы проведения с среднем специальном учебном заведении

Функции лекции. Информационная, стимулирующая, воспитывающая, развивающая. Организационный, дидактический, методический уровни подготовки лекции. Логико-педагогическая структура лекции.

Виды лекции и приемы их проведения. Типы лекций по общим целям, по содержанию, по дидактическим задачам, по воздействию на различные сферы личности слушателей.

Требования к конспекту лекции, организация аудитории и методика чтения лекции. Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции.

Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии

Две тактики конструирования проблемной ситуации во время лекции – движение к проблеме либо от предметного содержания знаний, либо от субъективного опыта аудитории, включенного в логику решения научной проблемы.

Методический сценарий проблемной лекции с элементами эвристической беседы и анализ приемов организации.

Семинарские, практические и лабораторные занятия в курсе психологии в средних учебных заведениях

Семинары – одна из форм учебно-воспитательной работы, широко распространенная в учебных заведениях. Семинарское занятие как форма коллективной самостоятельной работы, при которой происходит углубленное обсуждение и изучение учебного материала.

Цель и задачи семинарских занятий. Роль семинарских занятий в активизации познавательной деятельности и самообразовании учащихся и студентов. Требования к вопросам семинарских занятий.

Лабораторное занятие как форма организации учебного процесса. Цель и задачи лабораторного занятия. Тематика лабораторных занятий. Разнообразие заданий лабораторных занятий. Основные методы: учебный эксперимент; наблюдение; упражнения в психологическом анализе фактов, ситуаций; беседа; работа с книгой; самостоятельные творческие доклады.

Раздел 5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии

Логические аспекты методики преподавания психологии

Логическая культура преподавателя психологии. Оптимальное сочетание теоретического и эмпирического материала, тесная органическая связь между ними. Законы формальной логики. Работа над понятием в курсе психологии, содержание и объем понятия. Законы диалектической логики. Принцип единства логического и исторического. Логический и исторический методы изложения материала. Два аспекта исторического подхода к изложению, генетический метод.

Психологические аспекты методики преподавания психологии

Психологическая сущность работы преподавателя. Интерес и внимание, их роль в процессе обучения. Методические приемы, способствующие пробуждению и поддержанию интереса к предмету в процессе обучения. Роль непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания в процессе восприятия и усвоения учащимися учебного материала. Значение восприятия в эффективности усвоения психологических знаний (объективные и субъективные факторы). Активизация интеллектуальной деятельности учащихся и связь ее с методами обучения.

Психологические особенности речи преподавателя.

Содержание семинарских и практических занятий

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. Методика преподавания психологии как наука

Цель занятия:

Систематизировать знания студентов в области методологии науки.

Помочь осмыслить содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.Показать связь моделей обучения с решением задач учреждений образования.

Понятия:Объект и предмет науки. Содержание и задачи методики преподавания психологии. Модели обучения. Задачи курса психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Методика преподавания психологии как наука, ее взаимосвязь с педагогикой, психологией и другими науками.

2. Предмет, содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.

3. Модели обучения. Задачи учреждений образования.

4. Место уроков психологии в новой педагогической системе. Задачи курса психологии.

1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 128 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. — СПб. : Питер, 2005. — 250 с.

Дополнительная литература.

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : ВЛАДОС, 2001.

ТЕМА 2. Сущность методической деятельности педагога-психолога

Цель занятия:Раскрыть сущность методической деятельности педагога-психолога. Систематизировать представления об основных процедурах методической деятельности.

Понятия:Цель, задачи, объект, предмет, результатметодической деятельности педагога-психолога.

Вопросы для обсуждения:

1. Объекты методической работы, предметы методических разработок и результаты методической деятельности.

2. Отличие методической деятельности от обучающей деятельности педагога.

3. Характеристика основных процедур методической деятельности.

Этапы подготовки к лекции

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

– изложение содержания,

– общие выводы.

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим и т. п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить, какой метод изложения целесообразно использовать – метод индукции, дедукции или аналогии.

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой «ложной аналогией».

Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

Для достижения наивысшей эффективности лекции необходимо выполнять рядпедагогических правил:

1) взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

2) взаимосвязь частей изучаемого материала;

3) обобщение изученного материала;

4) стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

5) единообразие структуры построения материала.

Лектору необходимо:

• рационально дозировать материал в каждом из разделов;

• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;

• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;

• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п.;

• применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы;

• обращаться к техническим средствам обучения.

Общая характеристика лекции

В ходе общественного развития вырабатывались определённые учебные формы передачи познавательного содержания, формировались способы сообщения того запаса знаний, сведений, умений, которые общество предназначало подрастающим поколениям. Применительно к различным образовательным системам сформировались и специфические учебные формы.

В системе «Высшего образования», одной из ведущих форм обучения является лекция. Сам термин «лекция» имеет в основе латинское слово – «чтение». Когда лекция была единственной формой передачи учебных сведений, под ней понималось считывание с готового текста того или иного материала студентам, слушателям, школярам. В эпоху средневековья обучение носило схоластический характер и сводилось к чтению канонических книг с теми или иными комментариями лектора.

И впоследствии лекции, заполнявшие всё учебное время, в большинстве случаев представляли собой по преимуществу считывание готового текста.

С конца XIX и начала XX века лекционная форма преподавания стала уступать место иным формам преподнесения учебных сведений: многообразным практическим занятиям – лабораторным, семинарским и т.п.

Широкое внедрение в вузах новых форм обучение повлекло за собой постановку вопроса о правомерности сохранения лекции как одной из ведущих форм учебного процесса.

Сегодня когда одной из полноправных форм обучения является дистанционное, появляются всё новые и новые технические средства передачи информации, на книжных полках имеется огромное количество литературы. В этих условиях – к чему же сохранять лекцию?

Чтобы определить действительное место лекции в учебном процессе, надо взвесить все «за» и «против».

Первый аргумент против лекционной формы преподавания носит общий характер: если меняется образовательная система, почему же должна незыблемо сохраняться лекционная форма.

Дело в том, что образование, его методы, формы оказываются более консервативными, чем другие стороны общественной жизни. Отсюда вывод: если всё в мире меняется, то надо думать о более эффективных, более ёмких и концентрированных способах передачи познавательной информации, чем восходящее к античности лекционное преподавание.

Следующее возражение: к чему лекции, когда есть книги? Особенность книги состоит в том, что каждый может читать согласно своим индивидуальным способностям. Одну и ту же книгу разные читатели изучают неодинаково по темпу, по характеру избирательности прочитанного, обращая внимание на различные стороны текста. При чтении книги обнаруживается максимальная возможность индивидуализации материала. Этим достоинством лекция не обладает. Лектор сказал своё слово и продолжает дальше, его, как правило, не остановишь, не заглянешь тут же в справочник, если не разобрал какое-либо слово. Многие полагают, что в не столь далёком будущем главным источником знаний станет не книга, а информация, закодированная в технических устройствах, записанная на диски, информация в Интернете, рядом с которой лекция бледнеет и теряет свою весомость.

Третье возражение исходит из того, что лекция — это пассивная форма обучения, то есть здесь, в какой-то мере, отсутствует обратная связь. Лектор говорит, а слушатель может либо слушать, либо нет. У лектора нет эффективной, обратной связи, он не может тут же узнать, реально убедиться в том, как воспринята его лекция. В лучшем случае он может фиксировать наличие или отсутствие внимания в аудитории. Насколько усвоен лекционный материал, лектор узнает лишь на сессии, в случае если теоретический курс не предполагал семинарских занятий, когда уже поздно что-то поправить. Традиционная лекция – это в основном односторонняя форма преподавания, с отсутствием обратной связи. С этим серьёзным доводом нельзя не считаться.

Кроме того, лекция всегда выступает как деиндивидуализированная форма преподавания, она ориентирована на несуществующего «усреднённого» слушателя. В аудитории сидят люди с различным уровнем подготовки, интеллекта, с индивидуальными особенностями восприятия. Лектор не может распределить своё внимание равномерно по аудитории. И может случиться так, что сильному студенту скучно, слабому – неясно.

Очень серьёзным возражением против лекции по гуманитарным дисциплинам, в частности по философии, может служить и то, что она адресуется по преимуществу только к слуховой памяти. Если лекции по техническим дисциплинам, естественным наукам сопровождаются лабораторными опытами, там широко применяются технические средства, которые апеллируют и к зрительной памяти, то лекции по гуманитарным и теоретическим дисциплинам, таким, как философия, обращены в основном к слуху. А на слух не всё воспринимается одинаково, философский текст – с трудом. Есть разные типы памяти. Психологи считают, что у большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания на предметы и словесно-двигательный при запоминании логического материала. Лекция по философии, как правило, эти виды памяти почти не затрагивает.

Кроме того, утверждается, что лекция должна быть отодвинута с её центрального места хотя бы потому, что она занимает большую часть учебного времени. Но нельзя судить о значении лекции без рассмотрения всего того, что говорит «за» лекцию.

Первый довод в пользу лекции, здесь сталкиваемся с силой непосредственного общения. Когда идёт непосредственная передача информации лектором, это производит впечатление, несоизмеримое с чтением книжного текста, информации с экрана компьютера. Можно смело утверждать, что образование никогда, ни при каких условиях не сможет отказаться от элементов непосредственности, «очности», лучшего передатчика информации, чем живой преподаватель, ни природа, ни общество ещё не создали, и вряд ли вообще это возможно.

Лекция –публичное мышление, мышление перед аудиторией, раздумье, анализ, который вслух проводит лектор – именно эта сторона не может быть ничем заменена. Поэтому человек за кафедрой, который мыслит, никогда не может стать лишним, ненужным для высшего образования.

Кроме того, особенность лекции состоит в том, что она является одной из самых оперативных форм преподавания. Если сравнить несколько видов учебной информации, то убеждаешься, что все они разнятся друг от друга по степени новизны. Наиболее свежая информация – опубликованная в научной периодике. Учебники, поскольку должны отбирать из литературы то, что уже утвердилось, устоялось, быстро устаревают.

Лекция может быть новее самого нового учебника, потому что на лекции дается обзор и оценка последних философских, научных изысканий. Более оперативной информации, чем лекционная, в этом отношении нет.

Немалым достоинством лекции является то, что лекционный курс выступает как систематическое изложение проблем.

Есть ещё один важный аспект лекции. Стало общим утверждение о том, что мы переживаем ситуацию «информационного взрыва». Сейчас ежегодно публикуется огромное количество научной литературы. Даже при наличии самых детальных справочных изданий и библиографических указателей, студенту практически невозможно разобраться в этом огромном потоке литературы, обучающемуся необходим помощник. Таким помощником и выступает лекция, ибо лектор, будучи специалистом, лучше, чем кто-либо иной сможет выявить в информационной массе именно то, что нужно для студентов сегодня.

Важно подчеркнуть и воспитательное значение лекции, когда слушатель оказывается под воздействием обаяния лектора. То обстоятельство, что лектор может придать объективному логическому материалу личностную эмоциональную окраску, — ставит лекцию как форму преподавания очень высоко.

И еще, лекция не имеет обратной связи, но лишь до звонка. Лекция заканчивается и к лектору можно подойти после нее, обратиться с вопросом, а к автору учебника не обратишься. Лекция даёт возможность оперативно выявить те неясности, которые возникают у слушателей, разъяснить непонятное.

Сравнивая все «за» и «против» лекции, очевидно, что лекция как форма учебного процесса необходима. Более того, она сохраняет значение ведущей формы учебного процесса, организует весь учебный процесс, поэтому лекция ориентирующее и организующее начало учебного процесса, в ней даётся основная сумма идей.

Итак, лекция необходима. Но этого мало. Чтобы выполнить своё назначение, она должна быть, прежде всего, интересной. Критерий интересности необходимо применять в каждой лекции. Интерес – это активная сосредоточенность на усвоение того, что сообщается в лекции. Неправильно мнение о том, делая лекцию интересной, лектор наносит ущерб её содержательности, научности. Живое движение мысли, ищущей истину, является самым привлекательным для слушателей. Там, где это движение налицо – лекция неотразима, убедительна, впечатляюща.

Рассмотрим основные критерии «интересности» лекции. Начнём с научно-теоретической новизны.

Научно-теоретическая новизна– это, прежде всего, умение внести в любую лекцию то новое, что есть в науке. В лекции должна быть такая информация, которую студент нигде больше не получит. При введении в лекцию моментов, выражающих новое в науке, надо иметь в виду, что увлечение этим опасно. Жёсткий отбор действительно нового, отказ от перегруженности лекции мелкими фактами, отказ от повторения одних и тех же положений, сделает лекцию эффективнее и убедительнее.

Следующий важный компонент интересности лекции – это её логическая стройность и теоретическая глубина. Философская лекция должна представлять собой продуманную логическую систему, в ней не может быть места бездоказательным постулатам. Лекция философа должна быть построена проблемно. Теоретическая глубина – это, прежде всего, анализ проблемы.

Важным моментом интересности лекции является наличие в ней своего рода профессиональной ориентации, учёта профиля подготовки студентов, особенностей их будущей профессии.

Несколько замечаний о соотношении лекции с учебной программой. Несомненно, программа является ориентиром, по которому выстраивается курс, но лектор не обязан втискивать в лекцию все рубрики программы. Программой определяется, что именно должен узнать студент в результате всех видов учебной работы: семинарских занятий, самостоятельной работы. Лектор вправе одни темы расширять, а другие сужать, он может даже выносить отдельные темы для самостоятельного рассмотрения. Правда, такое решение – это прерогатива не самого лектора, а кафедрального коллектива.

Можно отметить следующиефункции лекции.

-информационную – поставляет необходимые сведения об исследуемой проблеме;

— ориентационную – дает возможность оценить степень разработанности проблемы, знакомит с научной литературой ;

-стимулирующую– формирует интерес к теме, побуждает обращаться к дополнительной литературе;

— воспитательную и развивающую – дает оценки концепциям, явлениям действительности, развивает мышление.

Общая характеристика лекции как одной из форм организации учебного процесса в вузе.

Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило теоретического характера. Лекция является одной из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

· обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;

· учить умению аргументированно излагать научный материал;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

· оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с по­зиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Функции лекции:

· информационная — изложение системы знаний;

· мотивационная — формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

· ориентировочная — обеспечение основы для дальнейшего усвоения
учебного материала;

· воспитательная — формирование сознательного отношения к процессу
обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

Виды лекций.

По целевому назначению курса:

1. Лекции, составляющие вводные курсы (проводится для мотивации студентов, сообщения новых знаний, выделения основных проблем курса).

2. Лекции, составляющие общий систематический курс (предполагает освещение основного содержания курса в сжатой форме).

3. Лекции, составляющие обзорные курсы (представляет собой научное обобщение курса, освещение основных тем и узловых с учетом научно-теоретической и методологической подготовленности студентов).

4. Лекции, составляющие специальные курсы (предполагает изложение отдельных научных направлений и узких актуальных проблем).

По форме обучения:

5. Установочные лекции.

6. Эпизодические (разовые) лекции.

7. Обзорные лекции.

По форме организации:

1. Информационная лекция,

2. Проблемная лекция

3. Лекция-визуализация,

4. Лекция-вдвоем,

5. Лекция с заранее запланированными ошибками,

6. Лекция-пресс-конференция,

7. Лекция-дискуссия,

8. Лекция-беседа,

9. Лекция с применением обратной связи,

10. Лекция с опорным конспектированием.


11. Другие формы.

Структура лекций.

К типичным структурным элементам лекции отно­сятся: вступление, основная часть, заключение.

Вступление — часть лекции, цель которой — заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных во­просов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для органи­зации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть — изложение содержания лекции в строгом соответ­ствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концеп­туальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы ар­гументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определя­ется видом лекции.

Заключение — подведение общего итога лекции, обобщение мате­риала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

Требования к содержанию и критерии оценки качества лекции.

лекций должно:

· обеспечивать постановку цели и задач курса и строиться с учетом его методологических основ;

· включать характеристики основных понятий по изучаемой дисциплине;

· учитывать основные направления в развитии представляемой научной дисциплины в решении актуальных проблем;

· отражать системные законы и закономерности, принципы, лежащие в основе изучаемого предмета, актуальные вопросы данного курса;

· строиться с позиций анализа конкретных сведений, фактов и явлений, иллюстрирующих основные теоретические положения в их взаимосвязи.


Критерии оценки качества лекции

· соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

· научность, соответствие современному уровню развития науки;

· точность используемой научной терминологии;

· информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание тео­ретического материала с конкретными примерами;

· реализация принципа органической связи теории с практикой, рас­крытие практического значения излагаемых теоретических положений;

· реализация внутри предметных и междисциплинарных связей;

· связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью.

Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

· знание предмета;

· убежденность;

· эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная,
скучная);

· степень использования опорных материалов при чтении лекции
(обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

· культура речи;

· речевые данные, дикция;

· внешний вид;

· манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

· контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсут­ствует);

· отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требо­-
вательное, равнодушное и т.п.);

· отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое,
равнодушное и т.п.).

Свойства лекции, в том числе ее письменного текста (конспекта):

· информативность,

· логичность,

· доказательность и аргументированность изложения,

· иллюстративность,

· ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых,

· убедительность.

Требования к методике чтения и организации лекции:

· дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответ­ствующих ему форм и методов изложения материала;

· структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

· акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы­водах лекции;

· рациональное сочетание методических приемов традиционной педа­гогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.

· соответствие темпов изложения возможностям его восприятия студентами,

· использование методов активизации мышления студентов;

· использование приемов закрепления информации (повторение, вклю­чение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

· использование записей на доске, наглядных пособий;

· использование раздаточного материала на лекции;

· использование технических средств обучения.

· соответствие лекции учебному расписанию;

· четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудито­рию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

· четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами,
время окончания лекции по отношению к звонку);

· посещаемость лекции студентами;

· дисциплина на лекции;

· рациональное распределение времени на лекции;

· соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным
нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования
технических средств, оформление и т.п.);

· наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

Требования к руководству деятельностью студентов на лекции:

· осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

· оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи
наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычер­чивания схем и т.п.);

· использование приемов поддержания внимания и снятия усталости
студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рас­сказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

· разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после
нее);

· согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием дру­гих видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Рекомендации по улучшению качества лекций

1. Подготовка лекционного материала должна осуществляться в соответствии с ГОС ВПО, учебным планом и рабочей программой по дисциплине профессиональной подготовки, с учетом указанных выше требований.

2. В процессе подготовки и чтения лекций необходимо обращать внимание не только на реализацию учебных, но и на достижение развивающих и воспитательных целей в подготовке будущего специалиста, создавать внутреннюю мотивацию к овладению профессией, формировать научное и профессиональное мышление.

3. Лекция должна обеспечивать создание мотивации у студентов, вызывать интерес к самостоятельной работе (изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов, архивных материалов и т.д.)

4. В целях улучшения качества лекционных материалов следует на заседаниях кафедр выносить на обсуждение научно-теоретические вопросы преподаваемой дисциплины (дисциплин). Для обеспечения преемственности в преподавании дисциплин целесообразно организовывать методические семинары с преподавателями других кафедр, что позволит приблизить общие дисциплины к задачам специальной подготовки и избежать дублирования в лекционном содержании.

5. Для начинающих лекторов необходимо организовывать специальные семинары по технологии подготовки и методике чтения лекций, а также пробные лекции, которые должны читаться студентам в присутствии профессоров и преподавателей факультета с последующим обсуждением на кафедре (по предварительно выделенным критериям оценки качества лекций, в том числе таким, как ясность изложения, стиль общения, эмоциональный тон, использование различных методических приемов и средств обучения и др.).

6. К подготовке и проведению лекций следует прежде всего привлекать профессоров, доцентов, имеющих степени доктора и кандидата наук, а также опытных преподавателей. Особое внимание необходимо обратить на вводные и обзорные лекции, имеющие важное значение в учебном процессе и наиболее трудные для преподавателей.

7. В процессе проведения лекции преподавателю необходимо целенаправленно обучать студентов конспектированию и различным приемам работы с информацией (особенно это требование относится к лекторам, преподающим на 1-2 курсах).

8. Кафедрам важно организовывать систематический обмен учебным опытом чтения лекций, а также углубленное изучение и обсуждение опыта лучших лекторов (возможно использование видео и электронных средств для записи и презентаций).

9. Оборудование аудиторий для лекционных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Структура и виды лекций в вузе

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

  • установочная;
  • информативная;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • лекция-концерт;
  • лекция-презентация;
  • лекция-дискуссия;
  • в форме консультации;
  • обзорная (без детализации);
  • проблемная;
  • с визуализацей информации;
  • бинарная.

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
  • Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

  • Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

  • Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

  • Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
  • На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.
Основные моменты Излагаемая информация Время, мин.
Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. 5-8
Составление плана Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. 60-65
Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. 8-10
Подведение итогов Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. 5-8
Анонс следующего занятия, задание на дом Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. 2
  1. Оборудование:
  2. Используемая литература:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Структура лекции

Традиционно лекция состоит из вступления, основной части и выводов. Такая структура лекции условна. Но каждая лекция должна: представлять законченное целое; иметь связь с предыдущим материалом; готовить слушателей к следующей теме.

Существуют общие требования к определению структуры лекции.

1. Вступление должно быть кратким, ясным, выразительным. Следует сформулировать цели лекции; указать на ее место в учебном курсе, на ее прикладное значение; сообщить план лекции. Дидактически целесообразным представляется напоминание содержания предыдущей лекции, установление ее взаимосвязи с новым материалом.

Цель вступления: вызвать интерес у аудитории, завоевать доверие. Избегайте негативного вступления. Не говорите: «Это трудная тема». Лекция начинается бодрым голосом, тем самым задается темп для студентов, внушается оптимизм и переключается внимание с проблем студентов. Важно установить визуальный контакт и психологический контакт (улыбка, кивок, обвести глазами аудиторию и присоединение к идентичности и ценностям аудитории, избегая изложения своих взглядов: «Я приветствую вас, у вас существует представление о проблеме, чтобы вас не интересовало, я бы хотела поразмышлять с вами…»). У опытных преподавателей в запасе есть обязательно приемы привлечения внимания аудитории: актуальная цитата, анекдот, свежий пример из практики. (метод «трамплина»).

2. В основной части лекции раскрывается тема, достигается общая цель ( передать знания так, чтобы они были усвоены) и решаются конкретные задачи (соответствуют плану лекции). При этом, по каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. Материал подается «порционно» для облегчения конспектирования. У преподавателя должен быть подготовленный заранее текст лекции, но не исключается и импровизация.

В процессе чтения лекции преподаватели используют приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания:

· диалогизация устного текста ( «Я начну с…, мы будем рассматривать…,я подхожу ко второму вопросу…,вот обычный пример…»);

· контактоустанавливающие средства («вы прекрасно знаете, что…, представьте себе…, это понятно?), риторические вопросы, переключение с абстрактного мышления на конкретное образное с помощью забавных историй, шуток;

· невербальные компоненты (интонация, жесты, мимика, позы);

· неожиданность, провокация (вызвать на некоторое время реакцию несогласия), гипербола ( преувеличение), прогнозирование, сопоставление «за» и «против», сопереживание, драматизация;

Опытные педагоги используют правило 20 минут: каждые двадцать минут менять форму изложения, темп, тембр и силу голоса, можно рассказать анекдот, пошутить.

3. В конце лекции необходимо подвести итог представленному материалу, выделить его научно-практическую значимость, а также осуществить рефлексию лекционного занятия. Заключение лекции должно быть четким и решительным.

Методы чтения лекции:

Индуктивный и дедуктивный методы. Основная часть лекции может строиться как индуктивное (от аргументов к выводам) или дедуктивное (от вывода к аргументам) изложение учебного материала. Это может быть также последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов по заданному плану.

Аналогия. Этот метод предполагает не просто упоминание о сходстве каких-то явлений, а помогает слушателям совершить определенное умозаключение по аналогии, основываясь на следующем: если два явления сходны в одном или более отношении, то вероятно, они сходны в других отношениях.

Правила аналогии: 1) используются существенные, а не поверхностные признаки явления, их существенные свойства для создания аналогии; 2) общие свойства явлений должны характеризовать явление с различных сторон; 3) в процессе умозаключений по аналогии необходимо устанавливать не только сходство, но и черты различий явлений.

Концентрированный метод – изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В течении лекции мы возвращаемся, углубляем и развиваем проблему.

Ступенчатый метод. Последовательно излагаем проблему, переходя от первой ступени к последующим.

Исторический метод (связан со ступенчатым) предполагает рассмотрение каждого вопроса с точки зрения того, как явление возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, как понимается (трактуется) данное явление в настоящее время. использование исторического метода предполагает оперирование фактами, цифрами, цитатами.

Успех лекции зависит от :

– глубины содержания лекции;

– активности студентов, их мотивации;

– оценочного отношения студентов к личности преподавателя (авторитет преподавателя);

– готовности аудитории к восприятию учебного курса;

– настроения аудитории;

– успех лекции зависит от обратной связи, которая может быть организована как линейная (учитываются слуховые эффекты – шум, реплики и т.д.); нелинейная, которая предполагает наблюдение за поведением студентов ( жесты, мимика, улыбки, кивок головой и т.д.);

– яркости, эмоциональности, правильности темпа речи преподавателя

Самостоятельная работа студентов в рамках лекционной формы организации занятий

Формы (виды) и содержание контролируемой самостоятельной работы студентов, организуемой в ходе лекционного занятия, зависят от целей и задач лекции, особенностей содержания учебного материала (уровень сложности, объем информации, уровень преобладания практико-ориентированного или теоретико-абстрактного материала и т.д.), степени учебно-методического и компьютерного (технического) обеспечения каждого студента и учебного процесса в целом, использования образовательных технологий, количества обучающихся в аудитории.

Основные формы и содержание КСР студентов, которые могут реализовываться в ходе лекционного занятия:

1. Вовлечение студентов в анализ и разрешение проблемной ситуации.

Создание преподавателем посредством постановки проблем или вопросов проблемной ситуации видоизменяет лекционную форму и придает ей вид беседы, а материал излагается, как правило, по типу «вопросы – ответы» или «вопросы – ответы – дискуссия». При этом вопросы могут ставиться и самими студентами, чему может также способствовать их предварительная работа с материалами лекций, заранее размещенных преподавателем на печатных или электронных носителях.

2. Самостоятельное выполнение студентами соответствующего целям лекции задания (задачи, упражнения), которое не требует больших временных затрат на его проверку и оценку полученных результатов. Задание может быть вариативным или разноуровневым (репродуктивным, реконструктивным, творческим) по содержанию, устным или письменным, групповым, парным или индивидуальным по форме выполнения, а также предполагать различные виды проверки и контроля: самопроверка, самооценка и самопрезентация; взаимопроверка и коллективная рефлексия полученных результатов; фронтальный опрос; беседа.

3. Включение студентов в разнообразные виды работы с текстом, в результате чего совместно в полилоговой форме формируются новые положения, выводы, обобщения, выявляются другие подходы к изучаемой проблеме и т.д. Рекомендуется организовывать следующие виды самостоятельной работы студентов с текстом конспекта лекции или текстом материалов, дополнительно представленных в ходе лекции:

– чтение, проверка и коррекция студентами собственных записей в конспекте;

– взаимопроверка конспектов лекционного материала на основе коллективной рефлексии;

– чтение и анализ текста, постановка к нему вопросов, составление тезисов, формулировка задачи (проблемы) и т.д.;

– обсуждение поставленных в ходе чтения текста вопросов или хода решения задачи в парах или малых группах.

4. Выполнение студентами тестов; при этом проверка тестов и представление итогов тестирования могут осуществляться в ходе лекции в разных формах: самопроверка и самооценка с использованием «ключа» или ответов, взаимопроверка, фронтальный опрос; а также проверка тестов преподавателем и оглашение итогов на следующей лекции и др. Рекомендуется проводить взаимотестирование; при этом студентам, разбившимся на пары, предлагается друг для друга составить небольшой тест (из 3–4 заданий) по проблемам, которые были раскрыты в настоящей лекции или в ходе нескольких предыдущих лекций. После выполнения тестов проводится взаимопроверка и рефлексия.

5. Реализация в ходе лекции активных форм и методов обучения, например: деловая игра, пресс-конференция, диалог-спор и др. Педагогические возможности указанных форм предполагают вовлечение студентов в различные виды самостоятельной работы и высокую их активность: решение задачи или выполнение задания (проекта) с обоснованием и презентацией результатов, совершение мыслительных операций (анализ, обобщение, систематизация, проверка достоверности фактов и др.), выполнение ролей и функций (аналитика, эксперта, оппонента и др.).

6. Презентация в ходе лекционного занятия отдельными студентами домашнего задания и организация коллективной рефлексии представленных результатов с назначением экспертов и оппонентов. Организация проверки в указанной форме домашнего задания направлена на повторение, обобщение пройденного материала. Если представленные домашние задания составляют суть изучаемых вопросов в ходе настоящей лекции, то презентующие новый материал студенты выполняют роль преподавателя (такие лекции часто называют лекции с участием студентов). В качестве домашних заданий по подготовке, например, к обобщающей лекции студентам целесообразно предложить следующие разноуровневые задания:

1) составить развернутый план обобщающей лекции или тезисы по материалам лекции (репродуктивный уровень);

2) ответить на вопросы проблемного характера; составить опорный конспект по схеме лекционного материала; написать реферат по теме лекции (реконструктивный уровень);

3) составить проверочные тесты по теме; сделать графические схемы; разработать научно-исследовательский проект по проблеме (творческий уровень).

Указанные формы контролируемой самостоятельной работы в процессе лекционного занятия носят универсальный характер и могут осуществляться в ходе преподавания как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин, а также на всех этапах процесса обучения (восприятие информации, закрепление, повторение, обобщение знаний, освоение новых знаний, контроль и проверка их усвоения), в коллективных и индивидуальных учебных формах.

Задание. Подготовить лекцию по выбранной Вами теме

Возможный план выполнения задания:

Выясните у научного руководителя тему лекции;

– Определите ее место в учебном процессе по предмету;

– Установите цели лекции: образовательную, воспитывающую, развивающую и профессиональную;

– Определите тип лекции;

– Ознакомьтесь с рекомендациями программы по данной теме;

– Определите содержание лекции;

– Отберите методы и приемы ведения лекции;

– Подготовьте, если необходимо, наглядные и другие пособия.

4. Дидактические средства и их виды в процессе обучения

Под средствами обучения следует понимать вспомогательные материалы, служащие иллюстрации и визуализации учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за оптимально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, сделать процесс обучения более качественным и эффективным.

Структура лекции, этапы ее подготовки и реализации

Структура лекций в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключительной части.

Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития, формулируется вывод.

В заключительной частиподводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы, даются ответы на вопросы.

Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Форма подачи лекционной информации:

— голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

— мимика и жесты;

— репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени всей лекции и отдельных ее частей.

Этапы подготовки лекции:

— изучение программы и учебников;

— составление списков литературы;

— изучение литературы, отбор материала и его стилистическая правка;

— выбор типа композиции;

— написание плана или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста;

— подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, произведений изобразительного или музыкального искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, фотографий, аудио- и видео материалов, других технических средств обучения).

Конспект каждой лекции должен содержать:

— тему (точно сформулированную);

— цель и задачи;

— список литературы обязательной и дополнительной;

— текст содержания (с выделением основного и второстепенного);

— задания для самостоятельной работы.

Лекционные занятия должны строиться с учетом следующих особенностей:


— содержание лекционного материала, отражающего самые актуальные проблемы дисциплины, должны быть максимально динамичными;

— теория должна опережать практику, давать освещение приоритетных направлений. (Оперативная научная информация должна помогать студентам избежать «изобретения» — повторения известного в науке, неправомерной абсолютизации какого-то одного метода. Поэтому содержание лекционного материала требует постоянного обновления и углубления, введение в лекционный материал новейших достижений науки и техники в области преподаваемой дисциплины);

— необходима практическая направленность лекции, то есть увязывание теоретических положений с решением конкретных практических задач в области дисциплины и специализации;

— серьезность требований к научному и методическому уровню лекции, основная направленность которой заключается в поисках новых путей обогащения знаний студентов, формирование у них заданной системы знаний. Лекционный материал должен быть таким, чтобы на его основе можно было самостоятельно повышать уровень знаний, опираясь на него как на базу.

Функции лекции:

— информационная(изложение необходимых сведений);

— общеобразовательная(дает оценку явлениям, развивает мышление);

— мировоззренческая;

— стимулирующая(пробуждает интерес к теме и излагаемому материалу);

— разъясняющая(направленная, прежде всего, на формирование основных понятий науки);

— убеждающая(с акцентом на системе доказательств);

— логико-методологическая;

— методическая.

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Применение лекции как метода обучения в условиях современного вуза позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью (16).

Лекция – многогранное явление. Нужно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией. Живая речь преподавателя непосредственно воздействует на формирование знаний. На лекции допускается импровизация, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

Необходимость и значение лекции в системе обучения во многом объясняется тем, что она имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами обучения, которые заключаются в следующем:

1) в оперативности передачи в обобщенном виде научной информации и экономичности времени;

2) в убедительности и эмоциональности приводимых фактов и положений, более полном раскрытии способностей слушателей в области восприятия;

3) в развитии различных видов памяти, мышления и внимания;

4) в непосредственном контакте со слушателями-студентами, позволяющем преподавателю иметь возможность наблюдать их реакцию и оперативно корректировать процесс передачи информации;

5) в максимальном приближении темы к интересам слушателей и введении полемического элемента в лекцию, возможности «прицельного» использования ораторских и педагогических приемов.

Лекция является базовой основой для реализации других форм учебного процесса. Поэтому чем выше качество лекционной информации, тем лучше она усваивается студентами и в достаточном количестве отображается в их конспектах. Однако для того чтобы провести на высоком уровне лекционное занятие, необходимо определить и использовать определенные признаки, характеризующие ее качество, на основе которых может быть осуществлена эффективная подготовка лекционного занятия и максимально объективная оценка достигнутого качества результата проведенной лекции.

Факторы, определяющие качество лекции

Факторы составлены на основеизучение учебной и специальной литературы, обобщения мнений студентов и преподавателей по вопросам причин-факторов, оказывающих влияние на качество лекционных занятий.

1. Наличие предметных аудиторий по каждой изучаемой дисциплине.

2. Наличие в аудитории необходимого необходимых средств отображения и представления студентам лекционной информации. Лучший вариант использование средств презентации с возможностью статического и динамического представления изучаемых объектов.

3. Удобство столов и сидений, достаточность посадочных мест.

4. Оптимальная освещенность аудитории и представляемых объектов.

5. Обеспечение возможности зрительного восприятия информации, отображенной на доске (или другими средствами) из любых зон аудитории.

6. Пунктуальность преподавателя, его внешний вид.

7. Обязательность взаимного приветствия (преподаватель – аудитория) перед началом лекции.

8. Умение преподавателя настроить аудиторию на рабочий лад.

9. Оптимальное сочетание в преподавателе строгости и доброжелательности.

10. Отношение студентов к преподавателю.

11. Взаимоотношение преподавателя и студентов.

12. Психологический и поведенческий климат в аудитории.

13. Наличие в процессе лекции обратной связи студент-преподаватель.

14. Наличие сотрудничества между преподавателем и студентами в процессе лекции.

15. Четкость и правильность речи преподавателя.

16. Оптимальный темп лекции (изложения лекционного материала).

17. Выделение преподавателем интонацией и темпом узловых моментов, которые студенты должны обязательно законспектировать.

18. Разумное регулирование преподавателем темпа лекции по просьбе аудитории.

19. Полная запись (без стирания) решений и схем на доске (экране)ю

20. Напоминание преподавателем материала, на котором базируется лекция.

21. Четкая постановка цели и задач лекции, доказательное решение поставленных задач.

22. Демонстрация преподавателем в процессе лекции неразрывной связи теории с практикой.

23. Деление преподавателем лекционного материала на логически завершенные и наилучшим образом усваиваемые дозы.

24. Изложение материала лекции от простого к сложному (в развитии).

25. Логичность и обоснованность излагаемого материала.

26. Использование на лекции:

— иллюстрационного материала (плакатов, схем и т.д.);

— пассивного и активного раздаточного материала;

— демонстрационных опытов и действующих макетов;

— специальных технических средств (диафильмы, фильмы, эпидиаскопы, компьютерную графику и т.д.);

— заготовок текстов, таблиц, схем и т.д.

27. Доступность лекционного материала для большинства студентов.

28 Полнота лекционного материала (возможность его использования при подготовке к лабораторным и практическим занятиям, семинарам и коллоквиумам, выполнения на его основе внеаудиторных работ).

29. Связь лекционного материала с учебным материалом других (особенно специальных) дисциплин.

30. Направленность лекционного материала на формирование специалиста.

31. Формирование преподавателем в процессе лекции у студентов интеллектуальных и творческих способностей.

32. Использование методов снятия усталости и напряжения:

— чередование темпа лекции;

— введение в лекционный материал, которые студенты должны кратко записать (экскурс в историю, сопоставление данных, напоминание материала, на котором базируется последующий и т.д.);

— постановка перед студентами вопросов, связанных с изучаемым материалом;

— указание областей применения изучаемого материала (или опрос студентов по вопросам возможного использования лекционного материала).

33. Повышение активности студентов в процессе лекции:

— периодическая проверка преподавателем конспектов и поощрение студентов за лучшие и доработанные конспекты;

— краткий опрос студентов по материалам, заданным на проработку, на основе которых базируется материал излагаемой лекции;

— постановка перед студентами вопросов в процессе лекции;

— решение на лекции совместно со студентами практических примеров;

— привлечение студентов к обсуждению парадоксов.

34. Повышение заинтересованности студентов процессом обучения при проведении лекции:

— решение задач, подобные которым имеются в экзаменационных билетах;

— подбор материалов, на основе которых решаются задачи курсового и дипломного проектов;

— приведение информации, отсутствующей в учебниках, связанной с новизной и перспективными направлениями развития науки и техники в области дисциплины и специализации;

— приведение примеров использования теоретического материала для решения практических задач и т.д.;

— учет мнений студентов по содержанию лекционного материала.

35. Использование объективного и эффективного педагогического контроля (методов и средств) для оценки:

— подготовленности студентов к лекции;

— качества восприятия и усвоения студентами лекционного материала;

— умение использования теоретический материал для решения практических задач;

— умения студентов формировать в конспектах заданные объемы (и содержания) учебного материала;

— качества доработки студентами лекционного материала по заданию и рекомендациям преподавателя.

36. Объективное подведение итогов лекции.

37. Выделение (и поощрение) студентов, проявивших на лекции наибольшую активность, сообразительность, неординарность мышления.

38. Определение и анализ (после проведения лекции) ее достоинств и недостатков.

39. Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков лекционного материала, методики проведения лекции.

40. Выяснение преподавателем мнений студентов (и учет их мнений) по вопросам:

— оптимальности темпа лекции;

— доступности излагаемого материала;

— возможности и достаточности использования лекционного материала для решения практических задач;

— полноты лекционного материала;

— степени использования лекционного материала при выполнении расчетно-графических заданий, курсовых и дипломного проекта и т.д.;

— использования лекционного материала при решении интеллектуальных задач, проведения исследований в рамках НИРС.

41. Самооценка преподавателем качества лекционного материала на основе анкетирования студентов по вопросам составленных самим преподавателем и предложенных студентами.

42. Доработка преподавателем материалов в процессе подготовки к лекции с учетом новейших достижений науки и техники в области читаемой дисциплины и специальности.

43. Использование в процессе подготовки и проведения лекционных занятий рекомендаций, передовых достижений в области теории и практики педагогики, психологии, методики обучения.

44. Подробный анализ результатов лекционных занятий, выявление их достоинств и недостатков (с учетом мнений студентов), разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков.

45. Внедрение (опробование) преподавателем разработанных мероприятий в учебный процесс при проведении последующих лекционных занятий, занятий в других группах (или на последующий курсах).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *