Перспективное изображение рельефа

Способы изображения рельефа

Из всех элементов местности рельеф играет самую важную роль, потому что он влияет
на состояние и положение всех остальных элементов: гидрографию, распределение населен
ных пунктов, дорог, растительности и т. д. Между всеми этими элементами существует оп
ределенная взаимосвязь, на которую оказывает влияние рельеф. Рельеф труднее всего изо
бразить на карте, потому что необходимо отобразить объемность рельефа, а карта представ
ляет собой плоское изображение местности. Рельеф трехмерен в пространстве и имеет ог
ромное разнообразие объемных форм, которые необходимо передать на плоскости. Поэтому
существует несколько способов изображения рельефа, которые в настоящее время так или
иначе используются на картах разного назначения.

1. Картинный (перспективный) способ. Этим способом рельеф изображался на ста
рых картах в виде примитивных рисунков возвышенностей, гор, хребтов. Рельеф изображал
ся так, как его видели. Для большей наглядности горы покрывались тенями.

Для него не обязательно знать абсолютные или относительные высоты, крутизну скло
нов, а достаточно передать перспективное изображение рельефа (рис. 5.13). Наглядность
и простота — главные достоинства картинного способа отображения рельефа на картах,
но, конечно, геометрическая точность таким образом не может быть передана.

Этот способ изображения рельефа был широко распространен в ХУ-ХУШ вв. В на
стоящее время данный способ применяется на тех картах, где требуется наглядность, а не
точность, и поэтому его в первую очередь используют на детских картах.

Рис. 5.13. Перспективное изображение рельефа на детской карте

2. Штриховой способ. Картинное изображение рельефа в XVIII в. в первую очередь
перестало удовлетворять военных, основных потребителей карт. Они должны были быстро
получать по картам точное представление о крутизне склонов, пересеченности местности,
характере рельефа в целом. Поэтому был предложен новый способ изображения рельефа —
штриховой. В России использовались шкала А.П. Болотова и шкала Главного штаба. Прин
цип построения таких шкал следующий: чем круче склон, тем толще и плотнее штриховка,
при этом крутые склоны покрывают тенью, а пологие высвечивают (рис. 5.14).

Недостатком способа являлось то, что посредством штрихов нельзя определить абсо
лютные и относительные высоты. Кроме того, рисовка штрихов очень трудоемка, а печата
ние карт требует высокой техники воспроизведения. Поэтому стали искать новые способы
изображения рельефа. В настоящее время этот способ используется при изображении скали
стого рельефа на топографических картах.

Рис. 5.14. Изображение рельефа штрихами

3. Способ отмывки рельефа (светотеневая пластика), т. е. создание полутонового изо
бражения при заданном освещении местности. Отмывка применяется для придания объемно
сти формам рельефа.

На рукописных картах отмывка широко использовалась уже во второй половине XVIII в.,
но ее печать была освоена только в середине XIX в. в результате введения литографии. Ори
гинал отмывки рельефа представляет собой как бы фотографию рельефной модели местно
сти при боковом северо-западном освещении (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Изображение рельефа отмывкой на политико-административной карте России

При этом все склоны, расположенные напротив источника света, остаются белыми,
противоположные склоны — темные, а расположенные под различными углами к свету — ок
рашиваются тенями различной яркости и светлоты, в зависимости от их освещенности. Метод
отмывки дает наглядное пластическое изображение рельефа. Недостатком способа является то,
что невозможно определять по карте крутизну склонов и высот точек.

В настоящее время отмывка используется на некоторых мелкомасштабных общегео
графических картах, но чаще легкую серую отмывку наносят в дополнение к горизонталям
и гипсометрической окраске. Сегодня можно встретить легкую отмывку рельефа и на поли
тических, политико-административных и административных картах (рис. 5.15). Отмывка
рельефа выполняется с помощью программы ЛёоЬе РЬо!о8Ьор.

4. Способ высотных отметок. Высотные отметки — это подписанные на карте абсо
лютные отметки высот точек. С помощью высотных отметок показывают характерные высо
ты, в том числе командные, имеющие наибольшую высоту, с которых реализуется возможность
хорошего обзора местности. Выделяют высотные отметки гор, холмов, курганов, перевалов, об
рывов и уступов, насыпей и выемок. Они облегчают чтение карты и дают возможность опреде
ления превышений одних точек над другими.

В качестве самостоятельного способа отметки высот не используются, так как не дают
ясного и наглядного представления о рельефе, поэтому применяются в сочетании с другими
способами изображения рельефа.

5. Способ горизонталей. Горизонталь — это линия, соединяющая одинаковые отметки
высот. Горизонтали — основной способ изображения рельефа на топографических картах
(рис. 5.16). Существуют следующие виды горизонталей: сплошные (проводятся соответст
венно высоте сечения); утолщенные (при сечении 5,0 м и 20 м утолщается каждая пятая го
ризонталь, при сечении 2,5 м — каждая десятая); дополнительные горизонтали или полугори-
зонтали (проводятся на половине высоты сечения рельефа); вспомогательные горизонтали
(проводятся на четверти высоты сечения рельефа).

Рис. 5.16. Изображение рельефа горизонталями

Дополняются горизонтали бергштрихами (короткими черточками, перпендикулярными
к горизонталям, указывающими направление склона), подписями отметок абсолютных высот
характерных точек местности и некоторых горизонталей (отметки подписываются в их раз
рывах и основанием цифр всегда располагаются вниз по склону). Главным достоинством
этого способа является то, что по горизонталям можно осуществлять различные картометри
ческие работы: определять абсолютные высоты точек и превышений одних точек над други
ми, крутизну и направление склонов и др. По рисунку горизонталей, их форме, густоте про
ведения можно получить представление о рельефе местности. Правильно подобранная высо
та сечения рельефа на карте позволяет очень наглядно передать характер рельефа и степень
его расчлененности. Поэтому этот способ сегодня используют на государственных топогра
фических картах.

6. Гипсометрический способ, или послойная окраска ступеней высот, основной и наи
более применяемый способ изображения рельефа на физических и гипсометрических картах.
Горизонтали на обзорных картах называют изогипсами. Изогипсы служат разделительными
линиями между ступенями высот, проходящими через определенное количество метров по
высоте. На гипсометрических картах России применяется шкала, которая строится по прин
ципу: чем выше, тем темнее (рис. 5.17).

Способ очень наглядный, позволяет достаточно точно измерять рельеф и выполнять
работы по карте. Кроме того, на карте хорошо изображается и читается тип рельефа — горный
или равнинный.

Рельеф морского дна изображается аналогичным способом, только здесь производится
послойная окраска ступеней глубин. Разделительными линиями между различными ступе
нями глубин служат изобаты — линии равных глубин. В легенду общегеографических карт
в шкалу высот всегда включают не только рельеф суши, но и рельеф морского дна. Самые
низкие ступени шкалы, соответствующие участкам дна морей и океанов, окрашивают голу
бым цветом. Низменности — участки суши до 200 м — окрашивают в зеленый цвет. Участки
суши выше 200 м окрашиваются от светло-желтого (светло-коричневого) до оранжевого
(темно-коричневого). Самые высокие ступени окрашивают, как правило, насыщенным ко
ричневым цветом. Существуют и другие цветовые гаммы в окраске гипсометрической шка
лы. Удачно подобранные цвета шкалы могут создать впечатление объемности изображения.

Рис. 5.17. Изображение рельефа послойной гипсометрической окраской

4. Условные обозначения рельефа. Применяются для отображения форм рельефа, не
выражающихся горизонталями: резких нарушений рельефа, например скал, промоин, обры
вов, оврагов и т. д. В этих случаях используют знаки коричневого цвета, которые хорошо со
четаются с горизонталями. Искусственные формы рельефа, например уступы карьеров, канавы,
насыпи, терриконы и т. п., показывают знаками черного цвета (рис. 5.18).

Рис. 5.18. Изображение рельефа горизонталями в сочетании с условными знаками

8. Блок-диаграммы рельефа — это трехмерные плоские рисунки, передающие пластику
земной поверхности (рис. 5.19). Обычно они совмещаются с продольными и поперечными
разрезами, которые показывают внутреннее геологическое строение территории. Современ
ные компьютерные технологии позволяют получать трехмерные блок-диаграммы на дисплее
и проводить с ними различные преобразования.

Рис. 5.19. Блок-диаграмма рельефа

В настоящее время ЦМР являются основой компьютерного картографирования. С по
мощью ЦМР выполняют разнообразные расчеты, построение карт густоты и глубины рас
членения рельефа, углов наклона, построение разрезов, линий видимости и др. Кроме того,
ЦМР служат для моделирования трасс, профилей, для создания участков землепользования,
например, строительных площадок и других проектных работ. ЦМР в настоящее время
можно строить в различных программах, в том числе в 1пёогС18, АиЮдезк Сш1 3^ и др.

Перспективные изображения

На старых картах рельеф изображался схематическим перспек­тивным рисунком в виде отдельных возвышенностей, хребтов, го­рок. Для большей выразительности горки покрывались тенями — этот способ иногда называли картинным изображением рельефа. Для него не требовалось знания абсолютных или относительных высот, крутизны склонов, а было достаточно лишь передать об­щее расположение водоразделов, направление основных гряд и; хребтов (рис. 5.1). Такое изображение достаточно наглядно, но, ко­нечно, ни о какой геометрической точности не может быть и речи.’. Картинные карты рельефа иногда создавали художники; известна,; например, карта рельефа Тосканского побережья, нарисованная

Леонардо да Винчи и представляющая местность как бы с высоты птичьего полета. В настоящее время этот способ почти не применя­ется, его можно встретить лишь на стилизованных исторических картах.

Однако через два с лишним века картинный рисунок получил новое рождение. На современных картах стали использовать перс­пективные способы изображения рельефа, разрабатывать особые картинные знаки, но уже на геометрически точной основе. Новый способ получил название физиографического, он направлен на выявление физиономических черт рельефа, его морфологии (рис. 5.2). Физиографические карты широко применяют для пока­за рельефа дна океанов, поверхности далеких планет, их исполь­зуют в туристских буклетах и некоторых популярных изданиях. Та­кие карты отнюдь не предназначены для проведения по ним изме­рений, но они очень наглядны, похожи на блок-диаграммы или красочные художественные панорамы.

Такова поучительная эволюция способов перспективного изоб­ражения рельефа: от примитивных картинных изображений, ос­тавшихся в далеком прошлом, к точным современным физиогра­фическим картам. Это наглядный пример стремления картографов показать читателю пластику, объемность, трехмерность рельефа.

Рис. 5.2. Перспективное изображение горного рельефа Северной Италии (по Э. Раису).

7*

Глава V. Изображение рельефа

Способы штрихов

_____ .—
-_-~—п
>п ——’
30 -^ .15 /* ^*-
.^Э

3 3 2.4

60 Я <2

Рис. 5.3. Шкалы штрихов крутизны.

а — шкала И. Лемана; б — шкала Главного штаба.

Создание подобных изображений требует немалого искусства, это всегда «штучные» картографические произведения.

ношение тени, т.е. толщины штриха Т, к свету, т.е. к промежутку между штрихами С, выражалось простой пропорцией:

Т/С = а/ (45° -а),

где а — угол наклона склона. Шкала Лемана состояла из девяти ступеней, для склонов с углами наклона 0 — 5° отношение шири­ны штриха к ширине просвета составляло 0:9, 5 — 10° — 1:8 и т.д. На самой верхней ступени шкалы 40 — 45° это соотношение со­ставляло 8:1, а склоны с крутизной более 45° покрывались сплош­ным черным цветом. Штрихи располагались вдоль направления скатов, и это придавало изображению рельефа большую пластич­ность, хорошо подчеркивая неровности и перегибы поверхности, в особенности в горной местности.

В России применяли иные шкалы, в которых более детально были проработаны ступени для малых уклонов (менее 15°): увеличено чис­ло градаций, изменена толщина штрихов и ширина промежутков между ними. Таковы шкала А. П. Болотова и шкала Главного штаба. Основные русские топографические карты, созданные в середине и конце XIX в.: одноверстная, трехверстная, десятиверстная Евро­пейской России и стоверстная Азиатской России, содержат пре­красные образцы применения штрихов крутизны. Штрихи выпол­нялись способом гравюры, и это придает изображению рельефа особую тонкость и художественность, карты дают наглядный об­раз местности и смотрятся как произведения искусства (рис. 5.4).

5.3- Способы штрихов

Схематичные перспективные изображения рельефа еще в XVIII в. перестали удовлетворять войска — основных потребителей карт. Им необходимо было получать по картам точное представление о пересеченности местности и крутизне склонов. Характер рельефа определял маневрирование пехоты, кавалерии и артиллерии. Это стало основной причиной перехода к шкалам штрихов крутизны. Принцип построения таких шкал прост: чем круче склон, тем толще и плотнее штриховка, что отвечает изменению освещенности, при которой крутые склоны как бы покрыты глубокой тенью, а поло­гие — максимально освещены (рис. 5.3).

Впервые шкалу штрихов крутизны создал в 1799 г. саксонский картограф Иоганн Леман. Он принял следующее допущение: от-

Рис. 5.4. Часть съемочного топографического планшета Санкт-Петербург­ской губернии, выполненного в штрихах крутизны.

102 Глава V. Изображение рельефа

Горизонтали \ 03

Рис. 5.5. Схема построения штрихового рисунка рельефа.

а — исходные горизонтали и линии скатов; б — расстановка штрихов; в — штрихи крутизны; г — теневые штрихи.

Интересно, что для нанесения штрихов на карте вначале про­водили горизонтали, они служили канвой для построения линий скатов, далее по ним вычерчивали штрихи. С окончательного ри­сунка вспомогательные горизонтали снимали (рис. 5.5).

Иной принцип использовали при изображении рельефа с по­мощью теневых штрихов, которые наносили по принципу боко­вого (косого) освещения. Обычно предполагалось, что источник света размещен в северо-западном углу карты. Штрихи черного ; или коричневого цвета накладывали так, чтобы выделить осве- | щенные и затененные склоны, подчеркнуть основные формы ре­льефа, перегибы склонов, расчленение поверхности.

Способы штрихов очень хорошо передают пластику рельефа,
его морфологию, но не позволяют определять абсолютные и отно- >
сительные высоты. Кроме того, гравирование или рисовка штри­
хов весьма трудоемки, а печатание карт требует высокой техники
воспроизведения. Внедрение в картоиздание фоторепродукцион­
ных процессов и плоской печати сильно затруднило воспроизве- ,
дение штрихов, тонкие линии при печати раздавливались, а тол- ‘
стые штрихи — сливались. Все это заставило картографов искать >
другие способы изображения рельефа. ;

Совместное применение различных способов изображения рельефа

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 61

Каждому из рассмотренных способов изображения рельефа свойственны свои преимущества и недостатки. Одни способы, основанные на восприятии теней и цветных полей, создают иллюзию выпуклости и глубины рельефа, но лишены метрических свойств, другие, напротив, позволяют измерять по карте формы земной поверхности, но проигрывают в наглядности. Соединение на одной карте нескольких способов имеет целью получить изображение рельефа одновременно пластичное и измеримое.

Важнейшее требование, обращенное к топографическим картам, — возможность измерения по ним высот и крутизны склонов — наилучшим образом удовлетворяется горизонталями, которые всегда дополняются высотными отметками и разнообразными знаками элементов рельефа, не выражающихся горизонталями. Но горизонтали не всегда дают наглядную картину рельефа, в особенности при общем обзоре карты читателем, недостаточно тренированным в чтении карт. Поэтому на некоторых зарубежных топографических картах горизонтали сопровождаются одним из пластических способов. Обычно они дополняются отмывкой — средством выразительным и не скрадывающим горизонтали. Для отмывки часто используют вертикальное освещение. Оно предпочтиТельно для равнинных стран, но менее эффективно при горном расчлененном рельефе, особенное обзорно-топографических карт.

Особенно нуждаются в наглядности обзорные карты, охватывающие значительные пространства с разнообразным рельефом, а среди них стенные. Одни горизонтали оказываются невыразительными. Дополнение горизонталей послойной окраской расчленяет рельеф на высотные зоны и при удачном подборе цветов приводит к иллюзии выпуклого изображения. Эти иллюзии усиливаются при введении отмывки, которая не только подчеркивает основные формы рельефа, но и показывает его расчлененность, различия и характерные детали внутри каждой высотной зоны (см. рис. 6.2). Это обстоятельство очень выигрышно для изображения рельефа плоскогорий и возвышенных равнин. Автоматизированное изготовление оригиналов отмывки допускает изменение ее интенсивности по высотным зонам по принципу «чем выше, тем светлее», что усиливает эффект послойной окраски.

Вообще сочетание отмывки с послойной окраской требует искусства и осмотрительности, поскольку интенсивная отмывка изменяет послойную окраску и затрудяет чтение других элементов общегеографической карты. Поэтому отмывку как дополнение послойной окраски избегают на детальных, богатых содержанием картах, например в справочных атласах, с успехом используя для обобщенных стенных карт (см. рис. 6.2). Послойную окраску, дополненную отмывкой, иногда воспроизводят без горизонталей.

Современная практика знает самые разнообразные сочетания различных способов изображения рельефа. Например, в Большом атласе мира Хаака (1968) карты рельефа соединяют гипсометрическую расцветку высотных зон с полуперспективным рисунком типа рельефа. Наш обзор ограничен наиболее распространенными сочетаниями.

§ 4.8 Стереоскопические способы изображении рельефа. Анаглифы

Описанные выше способы изображения рельефа воссоздают лишь мысленную картину трехмерного пространства. Между тем из геометрической оптики известно, что объемное ощущение возникает в результате стереоэффекта при рассматривании двух плоских перспективных изображений — стереопары. Если каждый глаз видит только один из компонентов стереопары, она воспринимается в едином, совмещенном образе как пространственное изображение.

Обычно стереопары готовят посредством фотографирования натуральных объектов с двух точек зрения, например путем аэросъемки земной поверхности или фотографирования рельефных моделей местности (см. § 4.9) — последнее для стереоэффекта отмывки. Глубинное ощущение горизонталей получается, когда одним рисунком служит сама карта, другим — ее копия, выполняемая с последовательным смещением горизонталей и контуров.

Расчет смещений прост. Когда точки т и тХ) обозначенные на листе бумаги Б, расположены в одной плоскости с главными точками левого л и правого п глаз и видимы (точка т правым глазом, а точка т1 левым), они сливаются в одно изображение, ощущаемое в точке Т вне плоскости Б на высоте в (рис. 4.12). Полагая, что длина лп, обозначаемая далее буквой б, является базисом зрения (расстояние между главными точками глаз, равное в среднем 65 мм), а удаление Р глаз от бумаги соответствует расстоянию наилучшего зрения


Рис. 4.12


Рис. 4.13

(250 мм), легко найти зависимость между удалением в точки Т от плоскости Б и расстоянием mm1 точек между собой. Из подобия треугольников Тлп и Tmm1 следует, что


(4.4)

откуда


(4.5)

Таким образом, ощущаемая зрительно высота в зависит от расстояния mm1 т. е. от взаимного удаления точек в плоскости базиса зрения, и может быть задана по желанию, а неодинаковые смещения параллельно базису зрения нескольких пар точек (рис. 4.13) создают впечатление различной высоты этих точек, т. е. эффект глубинного зрения.

Полагая, что в равно высоте сечения рельефа (переведенной в масштаб карты), легко подсчитать смещение mm1при переходе к следующей по высоте горизонтали. Для большего эффекта, особенно на картах мелких масштабов, вертикальный масштаб преувеличивается по сравнению с горизонтальным.

Получение второго стереоскопического рисунка горизонталей, мешкотное при ручной работе, легко выполняется на графопостроителе после цифрования горизонталей основной карты.

Однако для пользования такими стереопарами необходим стереоскоп. Чтение карты упрощается при совмещении стереоскопических изображений, напечатанных в дополнительных цветах. Их называют анаглифами (от греческого «анаглифос» — рельефный).

Пусть точки m и m1 (рис. 4.14) нанесены на белой бумаге: первая — красной, вторая — сине-зеленой тушью. Предположим, что эти точки рассматриваются через очки-светофильтры, причем перед левым глазом помещен красный, а перед правым — сине-зеленый светофильтр.

Так как красный светофильтр поглощает все лучи, за исключением красных, то фон бумаги представится левому глазу окрашенным в красный цвет. Красная точка т сольется с фоном бумаги и станет невидимой, а точка т1 зеленый луч от которой задерживается светофильтром, будет казаться серой. Равным образом правый глаз увидит через сине-зеленый светофильтр лишь точку т в виде серой точки на сине-зеленом фоне. В результате точки т и т1 сольются в одно серое изображение, воспринимаемое в точке Т, а красный и сине-зеленый фоны бумаги, видимые одним левым, а другой- правым глазом, дополняя один другой, будут восприняты как белые поверхности. При анаглифическом способе две системы горизонталей печатают совместно в дополнительных цветах. При их рассматривании через очки-светофильтры зритель видит на белом фоне серые, располагающиеся одна над другой горизонтали, которые могут сопровождаться обозначениями всех других элементов общегеографической карты. Большая пластичность изображения, отсутствие необходимости в каких-либо приборах, за исключением очков-светофильтров и возможность чтения рельефа без тренировки — достоинство анагли-фического способа. Однако анаглифические карты не заменяют обычных топографических карт. Они непригодны для измерения, расчетов и проектирования. Два разной силы штриховых рисунка, перекрывающих один другой, создают при рассмотрении их без светофильтра пестроту, в которой слабо ориентируется даже опытный глаз.

Стереоэффект возникает также при рассмотрении невооруженным глазом плоской стереопары, сдвоенной чередованием весьма узких полосок (0,2 — 0,4 мм) обоих изображений с наложенной на них линзовой растровой пленкой такой же линиатуры. Этот способ теперь хорошо известен по объемным видовым открыткам.

Объемное картографическое изображение может быть получено посредством голографии (Подробнее об объемном картографическом изображении рельефа см.: Смирнов Л. Е. Трехмерное картографирование. Л., 1982. 101 с.).

Наконец отметим, что рассмотренные выше стереоскопические способы в равной мере применимы для объемного картографирования любых поверхностей, в частности статистических.


Рис. 4.14

§ 4.9 Перспективные изображения рельефа. Блок-диаграммы

Картинный, перспективный рисунок рельефа на старинных картах был произволен. В значительной мере он основывался на воображении — ведь картограф не поднимался над Землей.

Рис. 4.16. Перспективное изображение рельефа на современных картах (по Э. Райсу)

Такое изображение не обеспечивало правильной передачи форм земной поверхности и вносило искажения в положение объектов, наносимых в плановых очертаниях. Как можно показать речную сеть, селения, дороги на противоположном склоне хребта, скрытом от воображаемого наблюдателя?

Однако в 20-м столетии перспективные изображения вновь вошли в употребление, но уже на вполне объективной основе. Во-первых, стали применять наглядные перспективные знаки, разрабатываемые для основных типов рельефа (рис. 4.15), размещаемые в границах распространения этих типов, подобно тому как на топографических картах вычерчивают знаки болот, солончаков и т. п., но с учетом действительной ориентировки форм (рис. 4.16).

Рис. 4.17. Перспективное изображение рельефа дна Атлантического океана, (фрагмент карты Национального географического общества США, 1968)

Теперь этот прием применяется на геоморфологических картах, а также на картах ложа океанов (рис. 4.17). В упрощенном виде он популярен на картах-иллюстрациях в газетах, журналах и вообще массовых изданиях.

Во-вторых, получили большое распространение перспективные изображения земного рельефа и статистических поверхностей, построенные по определенным геометрическим принципам как производные от традиционных карт. Они лишены точности и значения этих карт, но дают в плоском изображении наглядное представление о трехмерных поверхностях (а в геологии также о рудных телах). Графическим средством служит перспективный рисунок горизонталей или профилей рельефа; при разреженных сечениях этот рисунок дополняют штриховкой или отмывкой. Сочетания перспективных изображений земной поверхности с разрезами земной оболочки (атмосферы, земной коры, водных толщ океана) называютблок-диаграммами.

Для получения перспективного изображения, следуя правилам начертательной геометрии, из центра проекции (глаза наблюдателя) проводят лучи к характерным точкам поверхности. При этом должно быть определено положение центра проекции — его азимут, высота над горизонтом и удаленность (или конус зрения). Пересечение лучей с плоскостью проекции (картинной плоскостью) образует каркас искомого изображения.

Однако при ручной работе ради упрощения построения центр проекции предпочитают относить в бесконечность, т. е. переходят к проектированию параллельными лучами.

Рис. 4.18. Построение блок-диаграммы методом профилей по топографической карте: а — часть топографической карты (с километровой сеткой); б — трансформирование сетки в ромбическую и разметка пересечений сетки горизонталями; в — построение профилей на горизонтальных линиях сетки; г — оформление блок-диаграммы в виде «перспективного» рисунка местности

Простейший прием, не связанный с действительным учетом перспективы, состоит в преобразовании прямоугольного участка топографической карты (рис. 4.18, а) в ромб (рис. 4.18,6), на котором, руководствуясь горизонталями (их пересечениями с линиями ромбической сетки), строят систему профилей (рис. 4.18,в), образующих каркас для «перспективного» рисунка местности (рис. 4.18, г). Подобно рельефным моделям (см. § 4.10) вертикальный масштаб в подобных блок-диаграммах обычно преувеличен относительно горизонтального масштаба, но постоянен на всех профилях. Угол зрения (ориентировка ромбического основания) выбирается так, чтобы обеспечить наилучший обзор местности, в частности минимум закрытых пространств. Для этого азимут луча зрения должен быть перпендикулярен преобладающему скату местности (определяемому при построении с помощью ЭВМ наклонной плоскостью, аппроксимирующей реальную поверхность).

Известен ряд приборов и приемов для механизации построения блок-диаграмм при их проектировании параллельными лучами (См.: Гольдин И. Д. Механизация построения наглядных изображений при разведке и разработке недр. М, 1967. 184 с.). Они нашли признание и успешно применялись в горно-геологической практике, нуждающейся в наглядных изображениях строения месторождении и шахтных полей, но не привились в картографии где в наши дни блок-диаграммы выполняются посредством ЭВМ и автоматических графопостроителей по цифровым моделям местности и программам, специально разработанным для построения перспективных изображений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *