Употребление имен прилагательных в речи

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.

1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.

Эта степень имеет две формы:

А) простую, которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.

Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.

Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:

— обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый;

— обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый;

— перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид;

— с суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;

Б) составную, которая образуется при помощи слов более, менее + начальная форма имени прилагательного: более старый, менее дешевый.

2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина.

Эта степень имеет также две формы:

А) простую, которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;

Б) составную, которая образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.

Краткая форма имен прилагательных

Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен (величествен — величественен). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы имеет сравнительная степень прилагательных? 2. Каких ошибок следует избегать при употреблении сравнительной степени прилагательных? 3. Каково использование в речи превосходной степени прилагательных? 4. Что вы знаете о синонимических формах кратких прилагательных?

УПРАЖНЕНИЯ

От приведенных ниже прилагательных образуйте, где возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения.

Образуйте превосходную степень сравнения от данных прилагательных и подберите к ним синонимы, употребляемые в разговорной речи. Используйте суффиксы, приставки архи-, наи-, ультра- и др., зависимые слова очень, ужасно и др. Составьте с образованными формами предложения.

Сильный – сильнейший – самый сильный; здоровый – самый здоровый – наиболее здоровый – здоровейший – здоровущий – здоровенный; прекрасный – прекраснейший – распрекрасный; сложный, наглый, грубый, важный, современный, модный.

Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формой прилагательных. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Мальчик спокойный – мальчик спокоен; старик больной – старик болен; девушка счастливая – девушка счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; брюки короткие – брюки коротки; задача трудная – задача трудна; лицо спокойное – лицо спокойно.

4. Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными). 3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необходимо). 5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой). 6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии. 7. учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам. 8. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 9. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело. 10. Новый гимн (торжествен, тожественен). 11. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.

«Употребление имен прилагательных в речи»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Употребление прилагательных в речи».

Цели:

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Познакомить учащихся с ролью имен прилагательных;

3. Развивать умение употреблять прилагательные в речи.

4. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

УУД: 1.Предметные:определение роли прилагательных в русском языке

2.Личностные: -мотивация к учебной деятельности;

-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

3.Регулятивные:-формулировать и удерживать учебную задачу;

-выполнять учебные действия в громкоречевой форме;

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,

-определять качество и уровень усвоения

4.Познавательные:-называть и определять объекты и явления окружающей

действительности;

-подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков;

-установление причинно-следственных связей;

5.Коммуникативные:-предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

– Подарим друг другу наши улыбки и хорошее настроение.

– А теперь закройте глаза. Настройте себя на урок (аутогенная тренировка):

У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все. Я буду предельно внимателен на уроке

– Я желаю вам успеха!

II. Актуализация знаний

1. Чистописание.

Добрый человек добру учит

– Как вы понимаете смысл данных слов?

-Что такое «добро»?

2. Словарная работа.

– Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, –

Означено словами.

– Запишите слова-отгадки в столбик:

1) Утром бусы засверкали,

Всю траву собой устлали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

(Роса.)

2) Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Вся речка сделалась рябой.

(Ветер.)

3) Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока.)

4) Весной зеленела, летом загорала.

Осенью надела красные кораллы.

(Рябина.)

5) Ползун ползет, иголки везет.

(Еж.)

– К какой части речи относятся записанные слова?

– Отыщите “лишнее” слово. Почему оно “лишнее”? (Слово “еж” – орфограмма “парные согласные на конце слова”, остальные – с безударной гласной.)

– Что мы знаем об имени существительном? Что обозначает существительное, на какие вопросы отвечает

III Постановка целей и задач урока

  1. Введение в тему через ИКТ

-Тему нашего урока вы узнаете, ответив на несколько простых вопросов?

-Что такое имя прилагательное?

-Что оно означает?

-Что объединяет слова на слайде?

2. Формулирование темы и целей урока

3. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы с вами будет работать над темой: «Значение и роль прилагательных», познакомимся с ролью и функцией прилагательного.

IV Первичное закрепление

  1. Работа по ИКТ

  2. Работа по учебнику

Упр. 153

Прочитайте задание.

Отгадки: Ромашка.

-Какое задание нам необходимо выполнить?

-Как описываются реснички?

-Какой вопрос мы поставили?

-Какая корзина?

Реснички белые, корзина белая, донце золотое, глазок желтый, платьица нарядные, брошки желтые.

-Что делали в этом задании?

-Что здесь было сложного?

-Какие вопросы мы с вами ставили?

-К какой части речи относились данные слова?

Поле – (пол,э)

П – (п) – согл, гл, тВ. Пар

О – (о) – гл уд

Л – (л,) – согл, зв, мяг, пар

Е – (э)

3. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

V Первичный анализ

1. Работа по учебнику

Упр.154

-Какие слова представляют красоту цвета?

-К какой части речи относятся данные слова?

-Прочитайте текст без прилагательных.

2. Работа по тетради на печатной основе

VI Подведение итогов

– Наш урок подходит к концу. Вспомните, что мы называем прилагательными? Что еще знаем об этой части речи?

– А теперь попробуем ответить на вопрос: для чего нужны прилагательные в речи?

(Чтобы наша речь была яркой, образной, выразительной.)

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот больной укольчик!

VII Рефлексия

Я смог

Я сделал

Мне было трудно

VIII Домашнее задание

Упр.157

Употребление имен прилагательных в речи

Цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Образовательная задача:

  • формировать умение распознавать части речи;
  • умение употреблять имена прилагательные в речи;
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающая задача:

  • развивать умение слушать и слышать (аудирование);
  • развивать речь учащихся;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающая задача:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание любви к природе;
  • воспитание любознательности и взаимопомощи.

Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии (плод, цветок, листок), Толковый словарь С.И. Ожегова.

I. Организационный момент

(Приложение 1, Слайд 1)

Учитель: Проверь, готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадки?

II. Актуализация знаний

Учитель:

Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно.
Слова, слова, слова…
Сравните предложения.

Слайд 2

– Какое предложение более точное? Кого вы представили? (Буратино.)

– Кто автор сказки о Буратино и как она точно называется? (А. Толстой. “Золотой ключик или приключения Буратино”.)

– Какие слова дали более точное представление о мальчике? (Деревянный, с длинным.)

– Какой частью речи они являются? (Именем прилагательным.)

– Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Как вы думаете, с какой частью речи связана наша тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Дополните предложения.

Слайд 3

– По какому признаку сравнивается нос Буратино? (По размеру.)

– Прочитайте слова в столбиках. Объясните их правописание:

у…кое
к…роткий
ш…рокая
б…льшой
ни…кая
д…журный
гор…д
д…рога
к…р…ндаш
п…льто
м…шина

– Назовите слова противоположные по смыслу. (Узкое – широкое.)

– Подберите подходящие слова из первого столбика к словам второго столбика. Что получилось? (Словосочетания.)

– Запишите их в тетрадь. С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

узкое пальто
короткий карандаш
широкая дорога
большой город
низкая машина

– Какое слово не образовало словосочетание? (Дежурный.)

Определим, какой частью речи оно является.

(Мнения учащихся разделились. Возникает проблемная ситуация. Дети проводят исследовательскую работу над лексическим значением слова.)

– Объясните, почему вы решили, что слово может быть именем существительным или именем прилагательным в речи? (Если к слову можно поставить вопрос какой?, то оно является именем прилагательным. Например, дежурный врач, дежурный милиционер. Если к слову поставить вопрос кто?, то оно является именем существительным. Например, дежурный по классу, дежурный у входа.)

– Проверим себя. Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Найдём и сравним лексическое значение слова дежурный.

Вывод: бывают случаи, когда прилагательное начинает употребляться без существительного, к которому оно относится, становится более самостоятельным, начинает отвечать на вопрос кто? или что? и, таким образом, превращается в существительное.

– Приведём пример, когда прилагательное может перейти в существительное.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (встать около парты)
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (потянуться)
И друг к другу повернулись (повороты).
Как пружинки мы присели (приседания),
А потом тихонько сели (садятся за парты).

IV. Первичное закрепление

Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.

У второго синие – небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На картине третьего красок и несчесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.

А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды спеют по лесам,
Кто же те художники? Догадайся сам!
(Зима. Весна. Лето. Осень)

Слайд 7

– Объясните, почему художники выбрали для своих картин именно эти цвета? (Белый – цвет снега, синий – цвет воды, жёлтый, зелёный, голубой – цвета трав, цветов, золотой – цвет солнца.)

1. Какое сейчас время года? (Зима.)

Какой характер у зимы? Выберите только те имена прилагательные, которые характеризуют зиму. Запишите их.

Слайды 8, 9 (проверка)

Дополните ещё 2–3 имени прилагательного. Для чего нужны в речи имена прилагательные?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

2. Какое время года наступит после зимы? (Весна.)

Какие признаки наступления весны вы можете назвать?

Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

(Приложение 2)

Проверка: составленных предложений и пропущенных орфограмм

Слайд 10

Задания:

  1. Найдите в тексте имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.
  2. Четвёртое предложение разберите по частям речи. Подчеркните главные члены.
  3. Укажите морфологические признаки слов для № 1, 2 – ждут, № 3 – ребята.

Взаимопроверка.

Учитель: Угадайте, о каком явлении природы идёт речь, которое часто бывает летом:

Меня часто зовут, дожидаются.
А приду – от меня укрываются.
(Дождь)

Пальчиковая гимнастика

(Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)

Что такое, что мы слышим?
Это дождь шумит по крыше.
А теперь пошёл сильней
И по крыше бьёт быстрей.

V. Творческое применение и добывание знаний

Учитель: А какой дождь вы наблюдали в природе? Прочитаем стихотворение Олега Григорьева о дожде.

Слайд 11

Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
А ещё есть грозовой,
Радужный, полосовой.
Вот так много есть дождей
Для растений и людей.

– Какая часть речи более точно подчёркивает силу дождя? (Имя прилагательное.)

– Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)

– Имена прилагательные нашу речь делают выразительнее, красочнее, ярче.

Работа в группах

(Каждая группа применяет полученные знания для обогащения словарного запаса.)

(Приложение 3)

После выполнения задания, заслушиваются ответы групп. Определяется общая тема всех полученных текстов (дождь). Указываются типы текстов (№ 1, 4 – описание, № 2 – повествование, № 3 – рассуждение).

Как нужно относиться к природе? Какие правила соблюдать на отдыхе? Вспомним правило об имени прилагательном.

Слайд 12

VI. Домашнее задание

Учащимся представляется право выбора по выполнению домашнего задания:

  • Подбери как можно больше имён прилагательных к слову природа.
  • Составь загадки-описания к словам лимон, яблоко, арбуз.
  • Напиши небольшой текст-описание на тему “Летний луг”, используя максимальное количество имён прилагательных.

VII. Рефлексия

Слайд 13

Учитель: Сегодня вы активно работали на уроке, выполнили много заданий, открывали для себя новые знания, окунулись в мир природы. А теперь подумайте, насколько успешной была ваша работа, добились ли вы цели, поставленной перед уроком. Мы говорили об осеннем золотом дожде. Но ведь осень – это и спелые сочные плоды. Посмотрите на наше дерево. Каждый пусть оценит свою работу на уроке.

Роль имен прилагательных в речи

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности — эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предмета в языке есть специальные слова — имена прилагательные.

Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится (Бабайцева, 1993: 109).

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности (Голуб, 1997: 337).

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен (Голуб, 1997: 338).

В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:

Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления — достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью (Голуб, 1997: 343).

В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации, например:

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов.… Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения — издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

Такое употребление прилагательных, исключающее установку на эстетику речи и преследующее лишь практическую цель, соответствует функционально-стилевой специфике использования морфологических ресурсов языка.

Потенциальные же изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, — самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства (Голуб, 1997: 350).

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах (Голуб, 1997: 351).

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов — все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных.

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» (Голуб, 1997: 352).

Изученный нами материал об особенностях функционирования прилагательных в разных стилях речи стал лингвистическим обоснованием разрабатываемой нами проблемы развития речи младших школьников.

В результате анализа лингвистической литературы установлено следующее:

1. Имя прилагательное как знаменательная часть речи не имеет однозначного решения в аспекте рассмотрения его объёма и содержания. В широком понимании в прилагательное включаются порядковые числительные, отдельные местоимённые слова, которые также обозначают признаки предметов или указывают на них. В нашей работе представлено традиционное понимание имени прилагательного как части речи, обозначающей признак предметов и выражающей его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа, в предложении обычно выступающее в функциях определения и именной части составного именного сказуемого.

2. По значению и грамматическим характеристикам имена прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные и притяжательные. Данная классификация используется в школьной практике и принята в нашей работе. Нами рассмотрены и другие классификации прилагательных, в частности, предложенная в «Русской грамматике», которая предполагает деление прилагательных на два лексико-грамматических разряда: качественные и относительные, относительные, в свою очередь, — на собственно-относительные, порядковые и местоименные, собственно-относительные — на непритяжательные и притяжательные. Другой вариант классификации прилагательных предполагает деление их на знаменательные и местоименные; знаменательных прилагательных — на качественные и относительные; относительных — на собственно-относительные и порядковые, собственно-относительных — на непритяжательные и притяжательные.

3. Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет грамматические категории рода, числа и падежа. В работе описано различие этих грамматических категорий у названных частей речи: у существительных они семантически значимы, у прилагательных зависят от существительных, не связаны с фактами реальной действительности, в результате чего являются словоизменительными.

4. В речи имена прилагательные играют важную роль. Они обозначают признак предмета, украшают нашу речь, могут выступать средствами художественной выразительности — эпитетами. Богатая и гибкая система прилагательных содержит разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. Прилагательное также выполняет информативную функцию и используется для сужения объема понятия, выражаемого существительными, что делает прилагательное незаменимым во всех стилях, но особенно когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

В дипломной работе рассмотрена роль прилагательных в различных стилях речи. Прилагательные делают речь более точной, в деталях представляют объект, внешний вид человека, его характер, поступки и т.д. Эта функция прилагательных особенно важна для развития речи младших школьников. Формирование умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи, кроме расширения и обогащения словарного запаса младших школьников, способствует развитию у них умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов окружающей действительности. Решению задач развития речи младших школьников в процессе использования имён прилагательных и посвящена следующая глава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *