Средства обучения

Средства обучения

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю. Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации.

В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, процессы производства, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются одними из основных элементов дидактической системы и играют в ней ведущую роль. Выбор средств обучения зависит не только от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса, но и от конкретного исторического времени, в которое происходит обучение. Основные функции средств обучения – это дидактическая, информационная и контрольная.

В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и активизировать действия ученика как в сторону их автоматизации, так и в сторону индивидуализации (табл. 3.10).

Таблица 3.10

Классификация дидактических средств обучения (но В. Оконю)

Простые средства

1. Словесные – учебники, другие тексты

2. Визуальные – реальные предметы, модели, картины и пр.

Сложные

средства

3. Механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.

4. Аудиальиые средства – проигрыватель, магнитофон, радио

5. Аудиовизуальные – звуковой фильм, ТВ, видео

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения, – лингвистические кабинеты, компьютеры и компьютерные классы, информационные системы, телекоммуникационные сети

Среди сложных средств (ТСО) 3-я, 4-я, 5-я группы представляют механические и электротехнические устройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их применения в изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеют большие возможности не только в демонстрации материала, но и в организации принципиального иного типа учения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем еще недостаточно изучены, причем особенно затрудняет этот процесс их стремительное увеличение и усложнение в пользовании ими прежде всего учителями старшего поколения.

Η. М. Шахмаев составил более пространную классификацию групп средств обучения на основе выделения их видовых характеристик (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Классификация средств обучения (по Η. М. Шахмаеву)

1. Объекты

окружающей

среды

В натуральном или специально препарированном для целей обучения виде: живые и засушенные растения, образцы горных пород, почв и минералов, машины и их части и т.д.

2. Действующие модели

Различных машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.п.

3. Макеты и муляжи

Природных объектов: растений и плодов, организмов и отдельных органов; технических установок и сооружений и т.п.

4. Приборы и приспособления

Учебные приборы, современные приборы (бытовые и производственные) для учебных экспериментов

5. Графические средства

Продукты графической деятельности: картины, рисунки, географические карты, схемы и т.п.

6. Устройства для контроля

Измерительные приборы, в том числе за знаниями и умениями учащихся

7. Выделяются также технические средства

Все средства обучения, основанные на аудио-, видео- или комплексных технологиях: диа- и эпи- проекторы, графопроекторы, кино- и видеоаппаратура, компьютерная техника

Пристальное обращение к видовым характеристикам позволяет выделить их общее свойство – увеличение их визуальной составляющей. Так, практически все средства обучения, выделенные и в первой, и во второй классификациях, обладают основной функцией визуальных средств – демонстрационной способностью явлений и процессов, осуществляемых с все более ощутимой реальностью. Так, появилась возможность демонстрации таких реальных объектов, которые прежде воспроизводились лишь индивидуальной визуальной способностью воображения.

Сегодня стремительно увеличивается возможность с помощью новых визуальных технологий представить нс только реально существующее любое производство, объект, где возможна экскурсия, но и виртуально создаваемые модели их возможной будущей трансформации. Даже подавляющее большинство привычных наглядных средств – моделей, макетов, рисунков, схем и карт – приобретает новые качества включения в интерактивную деятельность на основе приобретения новых свойств визуальности в условиях их тиражирования с помощью современных мультимедийных технологий. Поэтому главная задача использования средств обучения для обеспечения наилучших условий восприятия информации и стимулирования учебной деятельности требует своего нового осмысления и технологии применения.

В современной дидактике выделяют еще одну, шестую, группу – компьютерные средства обучения. Шестая группа средств обучения, по В. Оконю, представляет собой сложные электронные устройства и телекоммуникационные сети. Развитие информатики, создание и быстрый прогресс современных компьютерных систем на основе развития их материальной базы дали толчок информатизации образования и породили направление в науке – педагогическую информатику. Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX в., что дает основание характеризовать современное общество как общество информационного производства. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя.

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обусловливает появление новых информационных технологий (ИКТ), в которых традиционные носители информации (бумага, пленка) используются все реже, уступая свое место использованию электронных средств для работы с информацией. Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный, в котором по-иному происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Следует знать, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, т.е. использование компьютера как средства обучения, и шире – как многоцелевое использование компьютера в учебном процессе на основе использования бесчисленного количества различных типов электронных мультимедийных изданий (табл. 3.12).

Таблица 3.12

Типы электронных мультимедийных изданий

Электронные

Учебники, энциклопедии, справочники

Электронные

каталоги

Рисунков, фото, тематических иллюстраций. Моделей, видеоматериалов, а также таблиц, схем, презентаций

Электронные

библиотеки

Каталоги и коллекции электронных версий печатных изданий

Электронные обучающие среды

Комплекс средств обучающего воздействия как мотивация учения: предъявление материала, отработка, контроль.

Интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях: сценарии и моделирующие среды обучения

Электронные интерактивные обучающие средства

Тренажеры, тесты – обучающие программы, обучающие системы

Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу.

Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение. Это, по существу, особый класс программ – обучающие программы, обучающие системы. Собственно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков, тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.

Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика, превращая каждый урок в урок-диалог: учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и учебного материала, информации и знания и т.д. (рис. 3.21).

Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать

Рис. 3.21. Трансформация различных типов уроков в урок-диалог на основе использования ИКТ

процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и многое другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития ученика (рис. 3.22).

Рис. 3.22. Схема эффективности использования ИКТ в учебном процессе

Следует сказать, однако, что масса учителей, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и не заменят полностью традиционные технологии обучения. Тем не менее освоение информационных технологий должно стать неотъемлемой характеристикой современного учебного процесса, поскольку новые поколения учеников растут в новых условиях, главной характеристикой которых является всесторонняя информатизация и компьютеризация окружающей образовательной среды.

Классификация средств обучения

Средства обучения в единстве с методами обучения способствуют качественному усвоению знаний, расширяют объем изучаемого материала, мобилизуют психическую активность учащихся.

Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ними задачи: давать знания, формировать знания, умения и навыки, воздействовать на детей, а ученику помогают учиться.

Средства обучения – источник получения знаний, формирования умений. Средства обучения как один из важнейших дидактических принципов разрабатываются и реализуются в теории и практике преподавания экономики на протяжении всего школьного образования, но будут полезны только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом.

Средства обучения помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема изучаемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства обучения используются практически на всех этапах обучения:

— на этапе объяснения нового материала;

— на этапе закрепления знаний;

— на этапе контроля знаний;

— на этапе систематизации изученного материала.

Существует несколько видов классификаций средств обучения. А.В.Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:

— по способу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);

— по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

— по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

— по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

— по уровням содержания образования – средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);

— по отношению к техническому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Кроме того, средства обучения делят на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьные учебники, слово учителя; учебные материалы, дополняющие учебники (сборники упражнений и задач, справочники, словари); наглядные пособия различных типов, технические средства обучения.

К неосновным средствам обучения относятся: раздаточный материал; транспаранты; диапозитивы.

Рассмотрим некоторые средства обучения подробнее.

Зрительные средства обучения:

1. Таблицы. Основная дидактическая функция таблиц — вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие экономических закономерностей, облегчение запоминания экономических явлений.

При объяснении нового материала учитель часто использует записи на доске, которые помогают легче усвоить изучаемый материал. Например, при изучении темы «Издержки производства» макет доски может выглядеть следующим образом:

При объяснении нового материала пустые части таблицы заполняются, что делает материал легче понимаемым при зрительном восприятии.

2. Картина. При использовании репродукций картин художников требуется предварительное произношение экономического термина, а затем рассматривание картины и определение ее экономического смысла. С помощью картин формируется не только экономическое мышление, но и развивается эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Демонстрационные карточки. Это карточки с пропущенными словами и словосочетаниями, которые необходимо заполнить. Демонстрационные карточки позволяют многократно предъявлять одно и то же слово для полного его усвоения и умения употреблять в речи. Пример демонстрационной карточки.

4. Раздаточный материал (карточка с рисунком) используется для обогащения словарного запаса учащихся, сопровождается дополнительными заданиями для уточнения тех или иных экономических понятий.

5. Диапозитивы. При работе с кадром необходимо обыгрывать экономический материал, который изображен в виде рисунка, схемы, чертежа, графика.

6. Транспаранты. Это один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порциональную подачу материала, дающую возможность показать изображение в динамике. Содержание транспарантов проецируется с помощью кодоскопа. Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке динамические таблицы и таким образом демонстрировать ход рассуждений при освоении нового материала.

7. Диафильмы помогают видеть экономический сюжет в действии, что развивает внимание и мышление.

8. Компьютерные программы позволяют видеть происходящие события и изменять их с целью улучшения экономических условий игры.

9. Дидактические игры.

Работа с терминами во время дидактической игры имеет большое значение при изучении экономики. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется через умение использовать экономическую лексику, которая несет в себе разнообразную семантическую информацию — понятийную, эмотивную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше запас экономических терминов у учащихся, тем точнее они реализуют коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.

Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.

10. Кроссворды. Кроссворды экономического содержания выполняют роль занимательности и в то же время расширяют словарный запас учащихся по экономике.

Слуховые средства обучения.

1. Грампластинка. Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собою образец звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи. Отрывки из произведений художественной литературы, записанные на грампластинку, можно анализировать с точки зрения экономических процессов и закономерностей: объяснять причину роста или снижения цен и как это влияет на благосостояние семьи, что такое собственность, как разумно управлять собственностью, какова экономика ближайшего окружения.

2. Магнитофонная запись. Используется при объяснении нового материала, когда содержание изучаемого материала надиктовано на магнитофон. Учащиеся слушают объяснение учителя с магнитофона, при этом возможно использование лингафонного кабинета для усвоения знаний. Кроме того, с помощью магнитофона можно организовать прослушивание отрывков из художественных произведений, которые имеют экономический смысл, затем объяснять услышанное с точки зрения экономических процессов и закономерностей.

На подготовительном этапе, предваряющем прослушивание магнитофона, ставятся перед учащимися задачи о том, что они должны услышать, на что обратить внимание. Учитель готовит учащихся к целенаправленному и осознанному прослушиванию текста. Во время прослушивания текста важно не нарушать звучание текста, не прерывать комментариями или вопросами. Ученик должен слушать, не отвлекаясь. На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед прослушиванием, выполняют задания, дают свою интерпретацию услышанным событиям в сюжете и комментируют текст с экономической точки зрения.

Зрительно-слуховые средства обучения.

1. Медиаобразование. Медиаобразование – направление в педагогике. В качестве средств в школьном обучении используют элементы информационной среды: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, сеть Интернет.

2. Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски. Диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.

3. Электронный учебник. Электронные учебники допускают графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, предоставляют большие возможности для личной творческой работы, усиливают внимание учащихся к предмету, развивают индивидуальность. За такими учебниками будущее.

4. Образовательный веб-сайт. Веб-сайты предоставляют информацию для учителей, учащихся и их родителям. Главный принцип конструирования образовательного сайта – его адресность, интерактивность, продуктивность.

5. Образовательные веб-квесты. Веб-квестами называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах. Веб-страницы посвящаются какому-либо вопросу. Каждый тезис вопроса сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации, относящиеся к изучаемому вопросу, и располагаются как на данном сервере, так и на удаленных веб-серверах.

Зрительно-слуховые средства обучения – одно из эффективных средств развития речи учащихся, так как позволяют соединить изображение и звучащее слово воедино.

В целом же наглядные средства развивают связную логическую речь, формируют экономические понятия и умение использовать их в теоретической и практической деятельности.

Современные средства обучения и их классификация

ТЕМА: Средства обучения и их классификации.

План:

1.Понятие о средствах обучения и их сущность.

2.Классификации средств обучения.

З.Виды средств обучения и их характеристика.

4.Современные информационные средства обучения.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

1 .Понятие о средствах обучения и их сущность.

Средства обучения — это составная часть метода обучения.

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Главное дидактическое назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.

Выбор средств обучения определяется:

  • задачами урока или занятия;

  • содержанием учебного материала;

  • применяемыми методами обучения;

  • предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

2.Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых:

2.По степени сложности:

  • простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

  • сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

  • натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

  • символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

  • технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

  • естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

  • объемная (геометрические фигуры, чучела);

  • изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);

  • графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

  • символическая (географические карты, глобус);

  • звуковая (магнитофонная запись);

  • мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика.

I. Вербальные средства обучения:

  • Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.

  • Главный инструмент общения, передача знаний.

II. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

  • Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

  • Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

  • Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

  • наглядность должна быть эстетически выполнена;

  • наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

  • привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

  • Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.

  • Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

  • Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.

  • При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

  • Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

III. Технические средства обучения:

ТСО — это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.

В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.

Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

  1. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

  2. Демонстрацию видео — кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

  • Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

  • Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

  • Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

  • При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.

Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.

Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Система электронных журналов — это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах.

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

  • административный (для директора, завуча и учителей)

  • просмотровый (для родителей и учеников)

Возможности системы:

Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:

  • информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

  • информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,

  • посещаемости,

  • рейтинге успеваемости,

  • различные графики для оценки успеваемости;

  • информирование о расписании и заменах уроков;

  • возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;

  • возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;

  • возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;

  • родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

  • легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка — один клик мышки);

  • легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;

  • построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

  • удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;

  • также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

  • удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;

  • формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;

  • персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;

  • контроль над получением всей информации родителями;

  • возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

  • размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

  • удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

  • построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

  • анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;

  • построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;

  • простая обратная связь с родителями учащихся.
    Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7693

Современные дидактические средства обучения и информационные технологии

Размещено на http://allbest.ru/

Размещено на http://allbest.ru/

ФГБОУ «Курский государственный университет»

ДОКЛАД

Современные дидактические средства и информационные технологии

Составила: Кананыхина М.А.

КУРСК 2013

Понятие дидактических средств обучения

Классификация дидактических средств

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Понятие дидактических средств обучения

Дидактические средства обучения — это материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности.

К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Основные функции средств обучения — это информационная, дидактическая, контрольная. Дидактические функции могут играть разную роль — информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную, компенсаторную, мотивационную. Технические средства обучения — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.

Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующим: повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

— удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;

— источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;

— средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.

Классификация дидактических средств

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

— Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

— Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

— Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

— Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

— Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

— Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

— Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Принципы использования средств обучения:

— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся

— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях

— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

— сотворчество педагога и обучающегося

— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании:

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий — технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет — всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ — Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых — собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

дидактический средство обучение коммуникативный

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

— Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

— Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

— Индивидуализация работы самого учителя;

— Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

— Усиление мотивации к обучению;

— Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

— Обеспечение гибкости процесса обучения.

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — преподавателей и студентов, студентов между собой — и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека — речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Размещено на Allbest.ru

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Определение 1

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

  • задачи урока;
  • информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;
  • предпочтения преподавателя.

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

  • познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
  • формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
  • дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

  • обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;
  • учет принципов дидактики;
  • соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

  • по характеру воздействия на ученика:
    • визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
    • аудиальные: аудиозаписи;
    • аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
  • по степени трудности:
    • средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
    • высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
  • по происхождению:
    • естественные: предметы, взятые из живой природы;
    • символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
    • технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

  • природные, естественные объекты или их изображения;
  • объемные геометрические фигуры и чучела;
  • изобразительные;
  • графические;
  • символические;
  • звуковые;
  • мультимедиа.

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4-5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

  • целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;
  • средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тогда как другие составляющие учебного процесса обязаны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;
  • средства обучения тождественны обыкновенным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Нельзя человека научить – можно помочь ему научиться.
Г. Галилей

В образовательном процессе педагогами используются различные средства обучения, которыми являются объекты, созданные человеком, и предметы естественной природы, используемые в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей. Средства обучения совместно со словом педагога являются важным компонентом деятельности всех учреждений образования.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективность в учебном процессе. Но, несмотря на огромное разнообразие средств обучения, основной их задачей является достижение ожидаемых педагогом результатов на уроке. Ведь педагогическое мастерство приходит лишь к тому педагогу, который ищет и находит оптимальное соответствие используемых средств обучения закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.

В эпоху интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий педагоги всех сфер образования широко используют электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии) и аудиовизуальные средства обучения (презентации, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы). Однако нельзя исключать из учебного процесса печатные (учебники и учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал), наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски), демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные) средства обучения. Лишь рациональное сочетание различных средств обучения на уроках и во внеклассной деятельности приводит к желаемому высокому результату.

Среди широкого разнообразия средств обучения на уроках химии и биологии особая роль отводится мною демонстрационным средствам обучения, к которым относятся:

  • гербарии (коллекции засушенных растений, препарированных в соответствии с определенными правилами);
  • муляжи (точные копии предмета, передающие не только форму, но и фактуру, которые изготавливаются из папье-маше, гипса, воска, парафина);
  • макеты (модели объектов в уменьшенном масштабе или в натуральную величину);
  • демонстрационные модели (образцы какого-либо изделия, а также образцы для изготовления чего-либо);
  • оптические приборы (устройства, в которых оптическое излучение преобразуется: пропускается, отражается, преломляется, поляризуется).

Благодаря демонстрационным средствам обучения у учащихся формируется наглядное представление о натуральных предметах, явлениях, процессах в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В отдельных случаях демонстрация предполагает постановку опытов, проведение несложных экспериментов. Иллюстрации и демонстрации следует сочетать с наблюдением и словесными методами. Они могут сопровождать устное изложение учебного материала, активизируя познавательную активность учащихся, либо использоваться при повторении и закреплении знаний.

Как показывает практика, на уроках биологии и химии учащиеся с интересом рассматривают предложенные им муляжи (головного мозга, черепа, легких, почек), макеты, отражающие строение внутренних органов. Особый интерес вызывает самостоятельная сборка шаростержневых моделей углеводородов, отдельных органов (например, гортани). Гербарии, используемые на уроках биологии при изучении тем экологической направленности, способствуют формированию у учащихся целостного представления о нашей планете и живых существах, населяющих ее. Велика роль увеличительных приборов, в частности, микроскопа, позволяющего открыть мир, который сложно рассмотреть невооруженным глазом.

При выборе демонстрационных средств обучения руководствуюсь следующими критериями:

  • соответствие выбранных средств обучения целям, задачам и содержанию урока;
  • наличие условий для проведения учебного занятия;
  • целесообразность использования данных демонстрационных средств обучения.

При использовании демонстрационных средств поведение преподавателя должно соответствовать определенным требованиям: он должен стоять лицом к группе сзади объекта или сбоку от него, одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы демонстрационных пособий необходимо указкой или ручкой, следя боковым зрением за правильностью их движения. Если педагог стоит лицом к демонстрации и, следовательно, спиной к учащимся, то слуховое восприятие речи затруднено, и учащиеся не слышат, о чем он говорит; это может спровоцировать нарушение дисциплины, осложнить восприятие материала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

Очевидно, что наибольший эффект понимания достигается в том случае, когда преподаватель подходит к небольшим группам учащихся в аудитории и показывает наиболее мелкие объекты изучаемого предмета, поскольку не все учащиеся, в частности с последней парты, могут рассмотреть издалека все необходимые детали демонстрации. Для проверки запоминания правильности изученного следует предложить некоторым учащимся показать перечисленные педагогом части изучаемого демонстрационного средства.

Демонстрационные средства обучения применяю чаще всего на уроках изучения нового материала, при проведении практических и лабораторных работ. Их роль – обеспечение всестороннего, образного восприятия, создание своеобразной почвы для размышления. Они облегчают восприятие и осмысление изучаемого материала, выступают в качестве источника новых знаний. Роль демонстрационных средств обучения, на мой взгляд, состоит в обогащении и расширении чувственного восприятия учащихся. Они способствуют развитию внимательности и наблюдательности, направлены на изучение конкретных свойств предметов. Применяя на своих уроках демонстрационные средства обучения, наблюдаю у учащихся развитие познавательного интереса и потребности в знаниях.

Специалистами установлено, что из услышанного в памяти человека остается только четверть, из увиденного – треть, при комбинированном взаимодействии органов зрения и слуха – 50 % информации. Если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения при помощи демонстрационных методов, усвоение изученного достигнет 75 %. При использовании демонстрационных средств обучения задействованы также тактильные рецепторы, которые воспринимают форму и объем изучаемого объекта, способствуя включению в работу осязательного анализатора.

При использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает уровень качества знаний, затрудняет образное восприятие и уменьшает познавательный интерес. Однако большое количество демонстраций отвлекает внимание учащихся от изучаемой темы на занятии.

Одним из основных условий стимуляции и поддержания познавательного интереса учащихся является глубокое знание преподавателем содержания изучаемого предмета. Чем лучше педагог знает предмет, тем интереснее и яснее он его излагает. Поэтому общеизвестные истины, отраженные в демонстрационных средствах обучения, я связываю с новыми фактами и современными проблемами, а новую информацию излагаю с обязательной опорой на свой жизненный опыт.

Эффективность усвоения учебного материала в значительной мере зависит от умелого сочетания средств обучения, от умения преподавателя вычленять основные особенности и свойства, которые раскрывают сущность изучаемых объектов. Разумеется, выбор средств обучения для каждого учебного занятия – процесс индивидуально-творческий, который отражает сочетание теоретических знаний и практических умений педагога. Но именно демонстрационные средства делают процесс обучения более продуктивным и разнообразным, способствуя выработке познавательной активности у учащихся, заставляя их творчески мыслить и объективно оценивать окружающую их действительность.

Методы, средства обучения

Диана Дубова
Методы, средства обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);

электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);

тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П. И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.);

сотворчество педагога и обучающегося;

приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Средство повышения качества предшкольной подготовки детей в ДОУ: современные технологии обучения и воспитания.

Последний нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – определяет, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Приоритетным направлением ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка.

Таким образом, проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе на современном этапе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией образования.

У ребенка должен быть определенный запас знаний, умений и навыков, но психологами и педагогами давно уже доказано, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовке к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения. Также важно наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения и целого ряда умений: фантазировать, воображать; работать по образцу; подчиняться разным правилам и социальным нормам, в том числе правилам безопасного поведения, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Необходимы развитые способности к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Поэтому необходимо внедрять в работу современные образовательные технологии.

Что же означает сам термин «технология»? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

На сегодняшний день в нашем дошкольном образовательном учреждении применяются следующие образовательных технологий:

• Здоровьесберегающие

• Игровые

• Проблемное обучение

• Проектная деятельность

• Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии

Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам.

• технологии медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные;

• технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

• технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников;

• технологии, направленные на валеологическое просвещение детей и родителей.

• технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования;

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физически и психологически здоровых детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка. Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно должен быть детский психолог, который занимается с детьми, как в коллективе, так и индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка, воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.

Игровые технологии

В ФГОС ДО прописано, что деятельность детей в детском саду, регламентированная по типу учебной, не соответствует возрастным и психологическим особенностям ребенка дошкольного возраста. Психологически оправданным является использование различных видов детской деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста одним из таких видов деятельности является игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры.

Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка. К сожалению, игра родителями чаще всего рассматривается как развлечение, то есть просто досуг, как избыточный элемент, как пустая трата времени, педагогами же, в основном, — как средство обучения. Но игра для ребенка – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное пробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз. Если даже эта игра по строго обозначенным правилам, все равно непонятно, кто выиграет, и интрига в том, чем все закончится, что будет дальше? Это отличает игру от любой другой деятельности. Такая деятельность очень важна потому, что дает возможность ребенку пробовать себя, проявлять инициативу, совершать выбор и, соответственно, нести за него ответственность.

Игра, в широком смысле слова, охватывает очень много детских деятельностей и имеет позитивное влияние на становление самостоятельности, инициативности и личности ребенка. Все другие занятия не могут заменить того развивающего эффекта, который несет свободная, самостоятельная, инициативная игра.

Проблемное обучение

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не надо забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Проектная деятельность

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности:

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это выбор темы.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы.

Таким образом, использование современных образовательных технологий будет способствовать повышению качества предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, дети будут успешно проходят адаптацию в 1 классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *